Какие разные герои романа евгений онегин. Евгений Онегин: герои и их характеристики

Евгений Онегин - главный герой одноименного романа в стихах Пушкина Александра Сергеевича, богатый дворянин двадцати шести лет, живущий в Петербурге и приехавший в деревню к дяде за наследством. Несмотря на то, что принадлежит герой к высшему сословию, образован он поверхностно:

"Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить".

Онегин - типичный образ "лишнего человека". В молодости он активно ведет светский образ жизни, превосходно владеет и пользуется правилами поведения в своем обществе. Однако потом герой меняется, устает и испытывает разочарование от подобной жизни, ему становится скучно:

"Ему наскучил света шум..."

Он умный и сообразительный, но у него нет интереса к жизни, он не может использовать свои качества и таланты, чтобы принести другим пользу. Лишь к концу произведения, когда Евгений встречает изменившуюся Татьяну на балу, он меняется и сам. Он влюбляется, но поздно: Татьяна "уже другому отдана". В герое просыпается буря чувств, смятение. Ему нигде нет места в мире, он "лишний".

Татьяна Ларина - дворянка из небогатой семьи, живущая с матерью и сестрой Ольгой. Она очень простая, доверчивая, мечтательная девушка, умная, образованная, любящая природу. Задумчивая и молчаливая. Ее основное занятие - чтение книг, которые любит так сильно, что по ним судит людей. Именно такая страсть к романам и заставила ее сразу же влюбиться Онегина, в его загадочность.

Татьяна, как и Евгений, меняется по ходу развития сюжета. Если в начале она предстает перед читателями наивной и мечтательной девушкой, то потом она становится более зрелой, благородной. На балу она отказывает Онегину, хоть и любит его сама, потому что вышла замуж. Татьяна сохраняет честь и верность моральным принципам.

Ольга Ларина - младшая сестра Татьяны. Красивая, простая, общительная и кокетливая девушка, но беспечная и ветреная. В отличие от своей сестры, глубоким внутренним миром не выделяется. Смерть жениха Ленского ее долго не печалит: через год она выходит замуж.

Владимир Ленский - молодой дворянин, друг и при этом антипод Онегина. Он поэт, романтик. Учился в Германии, по возвращении полон надежд. Он верит в любовь, в счастье, он наивный, сентиментальный мечтатель.

Причиной дуэли между друзьями послужили не только противоположные характеры и взгляды на мир. Хоть Онегин и является лишним человеком в своем обществе, противостоять ему он не может, он вырос и воспитан в нем. Поэтому, даже если он не хочет дуэли со своим другом, отказаться от нее и пойти против дворянских правил он не может.

Зарецкий - секундант, приятель Ленского. Хитрый и расчетливый. Именно он подтолкнул Ленского на решение закончить спор с Онегиным дуэлью.

Образ автора - рассказчик тоже является важным героем "Евгения Онегина". Следует отличать его от самого автора, то есть Пушкина. Это персонаж, лично знакомый с Онегиным, от лица которого рассказывается весь роман в стихах.

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – одно из самых значимых произведений в творчестве Пушкина и в русской литературе. Во многом его крутится вокруг взаимоотношений Онегина и Татьяны Лариной. Но не только. Автор выводит в произведении множество других, основных и неосновных персонажей.

Ниже кратко рассказывается о главных героях романа «Евгений Онегин», дается небольшая характеристика. А вот деления на положительных и отрицательных героев нет, они все у Пушкина неоднозначны, как неоднозначны многие их мысли, желания и поступки. У каждого есть свои достоинства и свои недостатки.

Евгений Онегин – представитель светского общества. Молодой человек, не нашедший смысла в жизни. Получил домашнее образование « чему-нибудь и как-нибудь». Свое время занимал тем, что таскался по балам, театрам, волочился за дамами и скучал. Приехал в деревню с грандиозными планами:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.

А на большее его не хватило. С соседями не сходился. Видно, что читал какие-то книги в имении, но это чтение было не столько ради самообразования, сколько ради того, чтобы убить время. Онегин не был жестокосердным человеком. Накануне дуэли он казнился, мучился, пытался найти выход из положения. Понимал, что эта дуэль, обиды – глупость. С другой стороны он побаивался «мнений света». Он не хотел убивать , стрелял, не целясь. Но его величество случай распорядилось по-своему. Подробнее об образе Евгения Онегина .

Владимир Ленский – очаровательный молодой человек, получивший университетское образование в Германии. Страстный и пылкий юноша, совершенно не ведавший обмана и не знавший жизни. Поэт, свои стихи посвящал любимой . Ревнив. и был убит им на дуэли.

Ольга Ларина – совсем еще девочка, живая, добрая

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные…

Веселая и непосредственная, но ее поведение на (а именно — танцы с Евгением) невольно послужило причиной ссоры Онегина с Ленским.

Татьяна Ларина – старшая сестра Ольги, но полная противоположность своей сестры, как внешне, так и по характеру. Смуглолицая темноволосая девочка была нелюдимой. Она не интересовалась ничем из того, чем обычно интересуются девочки ее возраста: модами, куклами, рукоделием. Она не помогала по дому. Только молча сидела у окна, да читала книжки. Еще она верила преданьям простонародной старины. Татьяна искренна, не умеет лгать и притворяться. Не потерпит фальши и по отношению к самой себе. Несмотря на ранний возраст, в ней сильно развита интуиция. Только этим, неведомым науке чувством можно объяснить тот причудливый сон, который приснился накануне ее именин. , «милый идеал». Подробнее об образе Татьяны .

Мать Татьяны и Ольги . Хозяйственная и заботливая помещица. Добрая женщина и мать. Когда-то ее головка тоже была забита романтической мишурой. Выходя замуж, она мечтала о высокой романтической любви. Но потом появились одна за другой дочки, романтизм из головы выветрился, она приспособилась к мужу, который, кстати, по-своему любил ее, и даже научилась им манипулировать. Управлять, как говорит Пушкин.

Зарецкий – сосед Ленского и его секундант в дуэли. Когда-то он был заядлым картежником и пьяницей.

Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,

Но человеком он был злым на язык. Мог примирить дуэлянтов и тут же обвинить одного или обоих в трусости. Но молодость пролетела, он стал обычным помещиком:

Живет, как истинный мудрец,
Капусту садит, как Гораций,
Разводит уток и гусей.
И учит азбуке детей.

Зарецкий был не глупым человеком, и Онегин уважал его острый ум, способность к рассуждениям.

Князь N – муж Татьяны, важный генерал. Этот человек посвятил свою жизнь службе Отечеству, участвовал в Отечественной войне. Несмотря на раны, продолжал служить своему царю. К нему благосклонно относились при дворе. Он любил жену и гордился ею. За ее честь и достоинство не пожалел бы своей жизни.

И хотя, Татьяна не любила своего мужа, надо отдать ей должное она уважала его и берегла честь его имени. Она нашла в себе силы отказаться от своей любви ради того, с кем была повенчана перед Богом.

План характеристики литературного героя:
1. Где родился и живёт Онегин, каково его положение в обществе?
2. Какое образование получил Онегин, было ли такое образование исключением в дворянской среде?
3. Чем занят Онегин, чем увлекается, какие книги читает?
4. Как повлияла на Онегина светская жизнь?
5. Какие четы героя отмечает подружившийся с ним автор романа?
6. Чем занят Онегин в деревне?
7. Что узнаёт Татьяна об Онегине в его доме?
8. Как автор романа оценивает ответ Онегина на письмо Татьяны?
9. Почему Онегин принял вызов Ленского?
10. Как чувствует себя после дуэли и путешествия?
11. Что приносит Онегину встреча с Татьяной в высшем свете?

Онегин — молодой столичный аристократ 20-х годов XIX в., получивший типичное аристократическое воспитание под руководством гувернеров. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде: он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, поверхностно — историю, имел даже представление о политэкономии Адама Смита. Такое образование, безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его, на взгляд общества, блестящим представителем светской молодежи своего времени. На светскую жизнь у Онегина ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше окружавшей его толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой и праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование жизнью. Томясь скукой, Онегин пробует искать смысла жизни в какой-либо деятельности. Его при влекла литературная работа. Но попытка писать «зевая», от скуки, не могла, конечно, увенчаться успехом. Отомстила за себя и система его воспитания, не приучившая его к труду: «ничего не вышло из пера его».
Онегин начинает читать. И это занятие не дало результатов: Онегин «читал, читал, а все без толку», и задернул полку книг «траурной тафтой».

В деревне, куда Онегин уехал из Петербурга для получения наследства, он делает еще одну попытку практической деятельности. Характер Онегина раскрывается дальше в следующем сюжетном плане: дружба с Ленским, знакомство с Татьяной Лариной, дуэль с Ленским, путешествие, любовь к Татьяне и последняя встреча с ней. По мере развития действия романа обнаруживается сложность натуры Онегина. Онегин выступает в романе как яркая, незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества, как одарённостью натуры, так и душевными запросами.

«Резкий, охлажденный ум», «мечтам невольная преданность», неудовлетворенность жизнью — вот что создавало «не подражательную странность» Онегина и возвышало его над средой «самолюбивой ничтожности». Вслед за характеристикой Онегина в первой главе Пушкин вспоминает свои мечты о свободе («Придет ли час моей свободы?») и добавляет:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.»

Эти строки проливают свет еще на одну важную черту душевного облика Онегина — на его вольнолюбие. «Знаком ли вам? И да, и нет … » спрашивает и отвечает Пушкин, словно сомневаясь, что читатель правильно поймет сложный общественный тип Онегина. А герой романа был действительно таким общественным типом, отдельные черты которого Пушкин мог раскрыть только намеками. «Онегинство» было распространенным явлением в России в годы, когда писался роман. Объяснение этого явления нужно искать в общественно-политической обстановке страны. В 20-е годы «дней александровых прекрасное начало» уже минуло, сменившись реакцией. Уделом лучших людей русского общества становились скука, разочарование. Отмечая именно это, Пушкин писал в 1828 г. о князе П. Вяземском: «Как мог он на Руси сохранить свою веселость?» Правда, в кругах наиболее передового русского общества уже назревало политическое движение, которое привело потом к восстанию декабристов. Но это было тайное движение, которое не охватывало всех передовых людей. Большинству русской интеллигенции оставалось или идти на службу, т.е. присоединиться к толпе «хопопьев добровольных», или стать в стороне от правительственного курса политики, оставаясь праздными наблюдателями общественной жизни.

Онегин избрал второе. Позиция Онегина — позиция праздного человека, но эта позиция была формой протеста против официальной России. Трагедия Онегина заключалась в его «душевной пустоте», Т.е. в том, что у него не было положительной программы, высоких целей, которые наполнили бы его жизнь общественным содержанием. Жизнь его — жизнь «без цели, без трудов». Не становясь на сторону правительства, Онегин не участвует и в борьбе с правительственной реакцией. Он остается в стороне от действующих исторических сил, выражая недовольство жизнью лишь В «злости мрачных эпиграмм». Этой пассивности способствовали и некоторые свойства его характера: барское отвращение к труду; привычка к «вольности и покою», безволие и ярко выраженный индивидуализм (или «эгоизм», по выражению Белинского). Онегин заслужил право быть главным действующим лицом романа, но жизнь обрекла его на роль главного бездействующего лица истории. Уделом Онегина становятся жизнь скитальца и одиночество. Вернувшись в Петербург после путешествия, он всем «кажется чужим». Он оказывается «лишним человеком» в своем обществе. Так называли людей, которые, возвышаясь над окружающей средой, оказывались неприспособленными к жизненной борьбе и терпели крушение и в общественной жизни, и в личном быту.

Роман заканчивается сценой встречи Онегина с Татьяной после трехлетней разлуки. Как сложилась дальнейшая судьба Онегина? Есть основание думать, что потрясение, испытанное Онегиным, могло послужить к его возрождению. Действительно, сохранившиеся отрывки десятой (сожженной) главы романа позволяют утверждать, что автор предполагал ввести Онегина в кружок декабристов. Но эта новая страница жизни героя была только намечена автором, но не раскрыта. В романе Онегин предстает как живой символ «лишних людей» своей эпохи.

Подведем итоги прочитанного.

Евгений Онегин — молодой человек, петербургский аристократ, получивший поверхностное, оторванное от национальной почвы домашнее образование.

Гувернёр-француз не заботился о нравственном воспитании Евгения, не приучил его к труду, поэтому основное занятие Онегина, вступившего во взрослую жизнь, — погоня за удовольствиями.

Представление о том, как он прожил восемь лет в Петербурге, даёт описание одного дня героя. Отсутствие серьёзного дела и постоянная праздность наскучили герою и привели его в молодые годы к разочарованию в светской жизни. Попытка заняться делом не приносит результатов, так как он не умеет трудиться.

Жизнь в деревне не стала для него спасением, так как смена обстановки без работы
над собой, внутреннего духовного перерождения не избавила Онегина от хандры.

Важно увидеть, как герой проявляет себя в дружбе и любви. Приходим к выводу, что Онегин, покорявший светских красавиц, поступил благородно по отношению к Татьяне.

Заключение

Библиография

I. Тема и идея произведения, особенности композиции

Все вложено в эту книгу: ум, сердце,

молодость, мудрая зрелость,

минуты радости и горькие часы

без сна - вся жизнь прекрасного,

гениального и веселого человека.

Н. Долинина

(Из книги " Прочитаем "Онегина" Вместе")

В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип, который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни". "Пушкин - поэт действительности", - говорил Керенский. Гениальный Пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской, как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную, исторически сложившуюся к этому времени дилемму. Время Пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными Отечественная война тысяча восемьсот двенадцатого года, не привидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий

вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенциал личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещения общества, создав целый ряд образов " лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе " Евгений Онегин".

Коровин считал: " Права личной свободы, человеческое достоинство, честь, наслаждение природой и красотой искусства неизмеримо выше любых политических программ, так или иначе подчиняющих человека своей переходящей и узкой нормативности".

Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.

В романе " Евгений Онегин" между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.

Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема, перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Произведению " Евгений Онегин" поэт посвятил девять лет, оно является одним из крупнейших и интереснейших в его творчестве. В этом произведении отражены мысли и чувства самого поэта. Личность автора сказалась и в выборе темы, сюжета романа, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования, лиричном, ироничном. Автор оценивает определенные сюжетные ситуации: письмо Татьяны, встречу Татьяны с Онегиным, дуэль, прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателями мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Евгением, предлагая прочитать имеющиеся у него письма Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия одного главного героя - Онегина со своими интересами, отмечая некоторое сходство и различие.

Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество". Александр Сергеевич подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед описанием последней встречи Онегина с Лариной писатель вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагично выглядит судьба Евгения. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с завершением романа не заканчивается, она продолжается, озаряясь дальнейшим светом.

II. Главные герои романа в стихах

Каждый созданный образ дорог и любим поэту по - своему. Одним из таких образов является Таня Ларина. Таня, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала" теченье сельского досуга" героини. Также была отмечена и непохожесть Татьяны на остальных членов семьи:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Загадочность Тани Лариной заключается в формировании необычайного характера. Ведь семья Лариных - самая обыкновенная семья типичных представителей поместного дворянства. Татьяна как бы "питалась" от самой природы, она человек, который имеет "корни", связан с национальной "почвой", именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, "ей скучен" внешний шум.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды "детские проказы", она рано приобщилась к романам, которые "ей заменили все". Никто не руководил чтением девушки, и она воспринимала окружающий мир в соответствии с тем образом, который ассоциировался с образом, появившимся у нее при чтении книг. В частности, представление о любви у нее тоже было книжное, и идеал будущего избранника составился на основе прочитанных романов: " Душа ждала… кого - нибудь", "пора пришла, она влюбилась".

Появление Онегина, схожего с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди, резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение своих тайных желаний. Герои прочитанных ею романов

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Самым близким другом Татьяны является няня, которой она доверяет тайну своего сердца. Это тоже является основным свойством девушки: чувство ее слишком глубоко и серьезно: " Татьяна любит не шутя", чтобы она могла поведать о нем кому-нибудь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался предопределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Таня унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в "героя романа", но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: "привычка усладила горе". Забегая вперед, скажу, что чувство Тани Лариной оказалось настолько глубоко, что она сохранила его на долгие годы.

Татьяна пишет Евгению письмо: так поступила бы любая героиня прочитанных ею романов. Автор отзывается с восхищением о письме, в котором раскрываются чувства Татьяны к избраннику:

Кто ей внушил и эту нежность,

И слов любезную небрежность?

Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего романа: она столько о нем читала. Кроме того, все героини романов: Клариса, Юлия, Дельфина, испытывающие такие же чувства: " тайный жар", "мечты", " восторг", " грусть" - писали любовные письма, и были вознаграждены за это, неудивительно, что и Таня поступила так, следуя их примеру, совершенно не сомневаясь в правильности своего поступка. Факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, пренебрегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувств Татьяны, не готов к ответному чувству. Несомненно, он сразу же оценил ее незаурядность, ее возвышенно - романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не замечает и отдает свое предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. "Этому охлажденному, равнодушному человеку, - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтобы понять разницу между обоими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простая девочка, которая совсем не стоила того, чтобы за нее рисковать и убивать приятеля или самому быть убитым".

Роман в стихах «Евгений Онегин» – одно из самых значимых произведений Пушкина, жемчужина классической русской литературы. Несмотря на то, что в центре поэмы находятся непростые взаимоотношения Татьяны Лариной и Онегина, писатель уделил много внимания и второстепенным персонажам. Примечательно, что в книге «Евгений Онегин» герои не делятся на отрицательных или положительных, поскольку все образы весьма неоднозначны и не поддаются жесткой критике. Это произведение вне времени: оно было невероятно популярным в XIX столетии, остается актуальным и в наши дни.

Характеристика героев «Евгений Онегин»

Главные герои

Евгений Онегин

Одним из главных героев «Евгения Онегина» является молодой состоятельный дворянин родом из Петербурга. На момент рассказа Евгению около 26 лет, и все свое время он привык проводить в праздности: в театрах, на балах и приемах. Несмотря на увлекательную светскую жизнь, молодой человек не чувствует себя удовлетворенным: он постоянно скучает, хандрит, его трудно чем-либо удивить или восхитить. Онегин имеет славу опытного сердцееда, обладающего внушительным списком покоренных женских сердец.

Татьяна Ларина

Сдержанная, спокойная, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с гораздо большим удовольствием проведет с интересной книгой, нежели в шумной компании. Девушка не отличается яркой внешностью, не стремится к обольщению и соблазнению мужчин. Душевное равновесие Татьяны нарушается при встрече с Онегиным, а неразделенные чувства к молодому повесе становятся для нее тяжелым испытанием. Но, обладая внутренним стержнем, девушка открывает новую главу своей жизни и выходит замуж за достойного человека.

Автор-рассказчик

Несмотря на то, что в романе не фигурирует имя рассказчика, в ходе повествования становится понятно, что эта роль принадлежит самому Александру Сергеевичу Пушкину. Он часто напоминает о себе, вмешивается в ход событий, в лирических отступлениях делится с читателями своими взглядами на жизнь. Это добрый приятель Онегина, который не скрывает свою искреннюю симпатию к главному герою, ни в чем не упрекает его и прощает ему любые ошибки.

Второстепенные персонажи

Владимир Ленский

Близкий друг Онегина и яркая его противоположность. Это пылкий, восторженный молодой человек, не знавший жизни и не ведавший предательства. Однолюб и домосед, который искренне верит в дружбу, любовь, справедливость. Страстно влюблен в Ольгу Ларину, которой посвящает свои стихи. Погибает от руки Онегина на дуэли.

Ольга Ларина

Младшая сестра Татьяны. Невероятно жизнерадостная, беззаботная, веселая девушка, образ которой, впрочем, не отличается глубиной. Светло-синие глаза и льняные волосы юной кокетки пленяют сердце Ленского. Ветреное поведение Ольги становится причиной дуэли между Онегиным и Ленским. Она недолго горюет после трагической смерти возлюбленного и вскоре удачно выходит замуж за богатого офицера.

Мать Татьяны и Ольги

Добрая, заботливая женщина, все свои силы направляющая на воспитание детей и ведение хозяйства. В молодости она мечтала о возвышенной любви, и ее прекрасная головка была полна романтических иллюзий. Однако с рождением дочерей восторженные фантазии и мечтательность молодой женщины сошли на нет. Она смогла приспособиться к реалиям замужней жизни и научилась ловко управлять супругом.

Зарецкий

Сосед и близкий приятель Онегина и Ленского. Молодость его была весьма бурной и веселой. Несмотря на положение холостяка, у Зарецкого есть незаконнорожденные дети от крепостных крестьянок. Это неглупый, острый на язык человек, но вместе с тем жестокий, холодный и безразличный. Во время дуэли выступает в роли секунданта Владимира Ленского.

Князь N

Супруг Татьяны Лариной, богатый и знатный генерал, уважаемый дворянин. Вся его жизнь связана со служением Отечеству. Во время войны он был сильно ранен, но это не стало для него поводом уйти на заслуженный покой. Он очень трепетно относится к Татьяне, и ради ее счастья готов на многое. И, хотя Ларина не любит мужа, она остается ему верна и не поддается на соблазны Онегина.

Княжна Алина

Кузина старшей Лариной, то есть двоюродная тетка Татьяны и Ольги. Княжна Алина проживает в Москве, в одиночестве - у нее нет своих детей, она никогда не была замужем. Когда Татьяна с матерью приезжаю в столицу на «ярмарку невест», они останавливаются в доме своей родственницы.

Няня Татьяны Лариной

Филипьевна - добрая старушка с чутким сердцем, долгое время служившая в доме Лариных. Она часто рассказывает своей воспитаннице увлекательные истории из жизни, всячески опекает и мягко наставляет ее.

В таблице характеристик героев «Евгения Онегина» дается краткое описание главных и второстепенных персонажей. Данный материал будет полезен при написании сочинения на данную тему, а также при детальном анализе романа в стихах.

Тест по произведению