Урок музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". Звучал ноктюрн мелодией разлуки…

Слайд 1

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена»

Слайд 2

Фредерик Шопен

Слайд 3

Слайд 4

Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский.
Во времена Шопена Варшава насчитывала 100 тыс, жителей и была культурным центром, находившегося под властью России Царства Польского.

Слайд 5

Юный Фридерик развлекает собравшихся друзей необычным для его возраста мастерством игры на фортепиано.

Слайд 6

19-летний Шопен играет в Берлине перед избранной публикой в салоне князя Антония Радзивилла. Сам Радзивилл тоже был одаренным виолончелистом, гитаристом и композитором. Подружившись с Шопеном, он содействовал его Дальнейшей карьере.

Слайд 7


Судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.

Слайд 8

В августе 1849 г. Шопен переехал в роскошную квартиру на Вандомской площади (Париж).
“…Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

Слайд 9

Любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов)Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:
“Стоит в Варшаве церковь, Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце – Тишина полна биеньем сердца этого поныне!”

Слайд 10

«Душа фортепиано»–так называли польского гения.
Полонез
Произведения для фортепиано- Вальсы Полонезы Мазурки Прелюдии Этюды

Слайд 11

Полонез-польский

Слайд 12

Танцы, танцы, танцы…
Вальс

Слайд 13

Проверь себя
… Шопен- назови имя
Фредерик
Как переводится полонез-
польский
Где родился Шопен?-
Желязова Воля,близ Варшавы
Какой любимый инструмент Шопена
рояль
Перечисли что писал Шопен для рояля?
Вальсы, полонезы,этюды,мазурки,прелюдии

Слайд 14

Журавли, тополя Хлеб, да соль, лик Кремля Это ты, Родина моя Это ты, Россия Детский смех, перепляс. Доброта синих глаз. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь!
Хохлома, волжский плес, Ширь полей, плач берез. Это ты, Родина моя, Это ты, Россия. Купола, неба высь. Для тебя наша жизнь. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь!
«Звезда России»

Презентация "Не молкнет сердце чуткое Шопена…"

Полонез, мазурка, вальс.

Фредерик Шопен (1810 – 1849) Польша

Уникальное явление в мире музыки – он не оставил ни одной симфонии, ни одной оперы, ни одной симфонической увертюры. Композитор сочинял почти исключительно для фортепиано.

Родился Шопен в музыкальной семье: отец его играл на скрипке и флейте, мать – хорошо пела и немного играла на рояле.

Первые успехи

Портрет Шопена Э. Делакруа

Рояль композитора и одна из последних фотографий.

Свою последнюю мазурку Шопен уже не смог исполнить, а лишь записал нотами…

Кладбище Пер-Лашез в Париже: могила композитора.

Костёл Святого Креста в Варшаве – последнее пристанище сердца Шопена.

А теперь о танцах…

Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся в начале бала, подчёркивая торжественный характер праздника. Пары двигались по установленным геометрическим фигурам. Музыкальный размер – ¾.

Происхождение

Возник в Польше в XV веке и сначала был исключительно свадебным танцем. Затем стал атрибутом любых народных торжеств.

Интересно, что танец известен под разными названиями: ходзонный (вышагиваемый) , генсий (гуськом) , велький (большой, великий) , окронглый (плавный) , повольный (медленный) , ходзонный зе свецом (пеший танец со свечой) .

В пышный дворцовый танец полонез превратился лишь в конце XVI века

Польский народный танец, отличающийся мелодией с острым ритмом, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно, размер ¾.

Возник на равнинах Мазовии на основе нескольких танцев: мазур, обертас и куявьяк. Эти танцы обладали общими ритмическими и хореографическими чертами.

Бальным европейским танцем мазурка стала в XIX веке

Мазурка оказала огромное влияние не только на развитие польского танца, но и на всю польскую культуру. Кстати, она является частью польского гимна, созданного в 1797 году.

Мазурки Шопена

Мазурки Шопена наиболее известны в мире. Вся его преданность и любовь к Родине в его мазурках. Они обладают неповторимым стилем и сочетают в себе три вида: лирические, городские и сельские.

Парный танец, где основное движение – плавное кружение, музыкальный размер ¾, темп от медленного до самого быстрого.

Происхождение

Прародители вальса австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт, оба танца парные и размер ¾. В лендлере партнёр вращал партнёршу вокруг себя, а в вольте преобладали прыжки, к которым добавились быстрые повороты и вращения. Смешение лендлера и вольта образовало новый танец, ставший популярным в Германии, Чехии, Австрии. Танец приобрёл новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил название – вальс.

Своё победоносное шествие по бальным залам вальс начал в начале XIX века.

Послесловие

«Душа фортепиано» – так называли польского гения. Почему?

Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?

Что, кроме танцевального характера, вложил в свои танцы композитор?

Что, по-вашему, объединяет эти такие разные по характеру и звучанию танцы?

Благодарю всех за внимание и поддержку!

Данную презентацию подготовила учитель музыки МБОУ СОШ с УИОП № 12

Мелентьева Ирина Викторовна


Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки , рожденные в сердце слышны…

Р.Гамзатов


Фредерик Шопен

(1810-1849)



Фредерик Шопен прожил всего 39 лет - это очень мало. Он умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Умер Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”






Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.


Полонез ля мажор

Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.


«ВАЛЬС»- бальный танец с плавным вращательным движением пар. С вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов .






В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...



Почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.





  • -Торжественный польский танец-шествие?
  • -Подвижный прыжковый польский танец?
  • С творчеством какого композитора вы познакомились?
  • -С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
  • -Бальный танец с плавным вращательным движением пар?

Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.

Задачи:

  • Образовательные :
    • умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
    • сопоставление и сравнение;
    • умение образно мыслить;
    • исторические данные;
    • умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
    • знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
    • расширение речевых возможностей о содержании музыки.
    • вокально-хоровая работа.
  • Воспитательная :
    • эмоционально-целостное отношение к музыке.
  • Развивающая : формирование общеучебных навыков:
    • учебно-организационных,
    • учебно-информационных,
    • учебно-интеллектуальных,
    • учебно-коммуникативных.

ХОД УРОКА

1. Музыкальное приветствие

2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1 , слайд 1)

– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.

2 слайд.

– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязо ва Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он переехал жить из Франции в Польшу, которая пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно проявлять свои музыкальные способности. Он был одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано, плакал, прослушивая определенные мелодии, проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев) .
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.

Учебник – ст. 82. 2 абзац.

Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.

В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.

Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.

Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.

Слушание. Полонез ля мажор.

– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).

Мазурка. Слайд № 14 .

Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.

Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.

Вопрос из учебника:

– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….

О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.

3. Разучивание песни «Родина»

Слайд 15 (вызвать ребенка).

– Кто из них Шопен?

4. Задание на доске:

К каким странам относятся эти танцы?

Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Ча рдаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.

5. Итог

– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).

6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?

7. Рефлексия

– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?

Разработка урока музыки в 4 классе

Тема «В концертном зале»

Художественное название урока:

« Не молкнет сердце чуткое Шопена….»

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;

Конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.

Развивающие:

Развивать ритмический, динамический слух;

Развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

На примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле,толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.

Познавательные УУД:

Учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;

Учиться оформлять и выпускать газету.

Коммуникативные:

Участие в коллективном пении;

Учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.

Личностные УУД;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук,проектор, презентация.

Методы обучения:

Метод зрительной наглядности:презентация, видеозаписи;

Метод слуховой и зрительной наглядности;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод взаимодействия с учителем;

Метод сравнения,размышления;-словесные методы(беседа, разъяснение,объяснение)

Тип: комбинированный

Форма : урок « Выпуск газеты»

Ход урока :

I . Opr момент. Приветствие.

II.Актуализация темы.

Учитель:

Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Вы спросите-какой? Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.

Игра «Музыкальное лото»

-Название инструмента (рояль)

-Коллектив музыкантов-исполнителей(оркестр)

-Руководитель оркестра(дирижер)

-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента-скрипка)

-Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(духовые, струнные, ударные)

-В какой оркестр входит этот инструмент балалайка? (оркестр народных инструментов)

(открывается карта ПОЛЬШИ)

Наклеивают карту Польши на газету.

Учитель:

(прикрепить портрет в центре)

- Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора.Группа

« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»

Несколько интересных фактов об этой стране подготовила…………….

На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).

Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».

Спортом номер один является футбол.

Жёлтый свет светофора в Польше называют оранжевым

Обязательным первым танцем является полонез.

Инфор.на газету

Учитель:

-Тема нашего урока:

Не молкнет сердце чуткое Шопена....

Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.

(Приклеивают название)

Эпиграф урока:

Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки , рожденные в сердце слышны ...

Р.Гамзатов

К омментарии детеи к эпиграфу .

- В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?

- Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?

Узнать о жизни композитора.

Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.

Узнать о жизни композитора помогут « Корреспонденты»

Ученик-корреспондент:

Родина композитора-Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

Учитель:

-Любимым инструментом Шопена был - Давайте угадаем:

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его ……………. (Фортепиано)

- Репортаж продолжает.....................................

Ученик-корреспондент:

« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.

Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.

Инфор.на газету

Учитель:

-Почему, вам подскажет музыка.

(Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.(отрывок)

Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.

Учитель:

- Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»

«Танцы, танцы, танцы...» именно так называется следующий разворот учебника на стр. 84 и посвящён он вальсу, полонезу и мазурке.

В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.

III.Слушание музыки.

Учитель:

А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).

Собрать описание одного из танцев.(вальс)

Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали...

-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.

Слушание музыки - «ПОЛОНЕЗ»

.. танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.

Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Сообщение корреспондентов подготовил……………

Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.

В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны....

Слушание музыки -«ВАЛЬС»

бальный танец с плавным вращательным движением пар.

Учитель:

- Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.

Слушание музыки « Мазурка»

весёлый, подвижный прыжковый танец.

- Как прозвучал танец?

(быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

Сообщение подготовил корреспондент………………..

Шопен сочинил около" 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.

Инфор.на газету.

Учитель:

- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

(просмотр видеозаписи танца мазурка)

- Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?

Ребята, если мы посмотри на средства музыкальном выразительности - они похожи? Темп, регистр, динамика,тембр?

-Какая по характеру эта музыка?

(танцевальная)

-Через простые танцы Польши - полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.

- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.

Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”

Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.

(Ответы детей)

А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая

называется «Солнечный Крым».

IV . Вокальная работа.

Распевание. Песня «Солнечный Крым»

V . Обобщение урока и выводы.

Учитель:

- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.

Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.

Те из вас, кто ответит на вопросы у красит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.

Ребята корреспонденты задают вопросы:

С творчеством какого композитора вы познакомились?

Торжественный польский танец-шествие?

Подвижный прыжковый польский танец?

Как друзья называли Ф.Шопена?

С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?

Бальный танец с плавным вращательным движением пар?

Учитель:

И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.

Инфор.на газету.

Мазурка или мазурек (mazurka \ mazurek ) - это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!

Угостить пирогом.

VI .Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».