Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова

О кармическом перерождении души в течении одного жизненного цикла.

Что-то мне подсказывает, что данная тема, будет несколько тяжелой для обычного восприятия. Однако я пишу её в первую очередь для тех, кто обладает похожим опытом, а следовательно способен разобраться в тонкостях кармической природы человеческой души.

Дело в том, что наша душа имеет свойство к постоянному развитию и эволюции. Человек, который достигает нового уровня собственного сознания, в некоторых религиях, обозначается как «дважды рожденный». Суть этого странного на первый взгляд определения состоит в том, что душа, достигнув определенного предела своего развития, символически умирает, оставляя в пустоте все лишние накопления, и рождается вновь, но с уже более широкими возможностями, достаточными для того чтобы усвоить более сложный и серьезный духовный опыт, сосредоточившись уже на целях иного и более высокого порядка.

О том что душа имеет свойство переходить из одного тела в другое, имеется некоторое количество доказательств, которые были получены в ходе экспериментов с гипнозом. Погруженные в глубокий гипнотический транс, люди рассказывали о своих прошлых перевоплощениях, подробно описывая те места в которых жили, и общаясь на родном для этих мест языке. Последующие проверки, подтвердили 100% точность данных сведений. Мало того, у некоторых людей происходили случаи открытия памяти о прошлом, и они даже находили собственные могилы, а точнее могилы тех тел в которых они пребывали прежде, что в свою очередь укрепляло в них уверенность о том, что душа имеет бессмертную природу. Во всяком случае она не поддается тому разрушительному влиянию, которому поддается любая материя в пределах солнечной системы.

Понятие кармы, имеет религиозное происхождение, и берет свое начало от истоков индуизма, символизируя собой некий опыт который душа накапливает в течении всех своих жизней, и влияние которого проявляется в каждой последующей жизни человека. К сожалению, разность условий, в которых рождается новый человек, с точки зрения Индуистской философии, описана несколько туманно, и в целом опирается на кастовую систему общества. Однако многочисленные примеры отдельных жизней как богатых, так и бедных, часто опровергают эту сомнительную закономерность. Так как в противном случае, рожденная в богатстве душа, должна была не только заслужить свое новое место с помощью предыдущих добродетелей в прошлых жизнях, но и продолжить свое развитие, сосредоточившись исключительно на духовном росте. Тогда как в жизни, духовный рост в целом обусловлен не условиями рождения и проживания, а свойствами и стремлениями самой души. Тем более что для духовного роста, не нужны особые условия для проживания, и иногда бедность и существенное материальное ограничение, лишь способствуют духовной эволюции человека, благодаря его внутренней интуиции и стремлениям познать возможности своего духа.

Влияние кармы на жизнь отдельного человека весьма огромно, как и влияние природных условий для жизни физического тела. Однако, мы часто принимаем желаемое за действительное, приписывая карме те свойства, которыми она не обладает в силу их специфичности и сложности. Конечно приятно думать что некий высший Разум, уже позаботился о нас и каждому воздал по заслугам, начертав каждому его собственную и индивидуальную судьбу, от влияния которой мы никуда не денемся. Но при таких условиях, мы забываем о том, что пропадает весь смысл кармического воздействия на человека. Всемогущий, мог бы сразу подвести итоги всем судьбам разом, приводя нас к их конечной стадии и тем самым подогнав под единое совершенство, что соответствует идеи религиозного апокалипсиса, с обязательной раздачей всем благ и наказаний. Но такой подход нарушает одно из главных правил вселенной - право личного выбора. А это значит, что главная работа Бога, заключается не в отслеживании каждой отдельной судьбы с целью составить на неё свое расписание событий, а в создании единого духовного механизма, влияние которого распространяется на всех, как распространяется влияние природы на все живые существа. А это значит, что механизм кармы до конца не изучен, как не изучена и природа самой души.

В этом смысле, религия хоть и является неоспоримым наследником многолетней духовной культуры человека, но тем не менее содержит в себе ряд существенных недостатков, главным из которых является догматичность, и запрет на любое исследование кармических законом или свойств человеческого духа. В последнее время, эту функцию все чаще берет на себя наука, пытаясь таким образом наглядно доказать не только наличие духа, но и его физические свойства. Если предположить, что религия в своем виде, является ничем иным как наследием важнейшей информации прошлого, которая была передана нашим далеким предкам от существ более развитых, то она представляет собой в первую очередь зерна истины, которые могут прорасти, если посадить их в надлежащую почву исследований. Но вместо этого, священники и прочие духовные лица, предпочитают функцию хранителей духовных артефактов, не позволяя при этом, воспользоватся ими чтобы докопаться до основной сути. Слишком многие факты и примеры независимых исследований, говорят о том что источником той или иной религиозной истины, служит информация, которая была передана существами с других солнечных систем. В качестве наиболее яркого примера, приводится религия маленького африканского племени, которое оставшись на уровне первобытного развития, обладает знаниями о звездах, космосе и отдельных звездных системах. Кроме того, если учесть примеры тех кто добился состояния просветления, при котором открывается прямая связь с высшим разумом, то безусловно можно утверждать о том, что часть религиозных текстов представляет собой откровения таких людей. Но опять таки, мы должны учитывать то обстоятельство, и то время при котором были написаны эти тексты. Возможно что для того времени и того уровня развития, данные тексты представляли собой понятное изложение, даже при условии что тема повествования была трансцендентной. Однако, современный человек, добившись состояния просветления, при должном уровне интеллекта, способен описать свои ведения в гораздо более информативной форме. Но, вернемся к основной теме обсуждения.

Как известно, каждое тело содержит в себе код ДНК, в котором содержится память обо всех генетических изменениях в прошлом. Если код ДНК оказывается дефективным, то данная родовая ветка прерывается, уступая свое место другим, более совершенным. Мы часто не в состоянии отследить всех перемен, которые происходят в ДНК, так как эволюция отдельных составляющих тела, может происходить на микро-уровне, не говоря уже о постоянной динамике приспособляемости к новым условиям. Мы в общем-то и в своей более или мене известной истории, порой не в силах разобраться из-за разности мнений и записей, что же тогда говорит о ДНК? Ведь фактичнески изучая код ДНК, мы видим уже готовую картину, и можем только догадываться о том, что способствовало её построению. И тем не менее, вселенная сама по себе, имеет в своей сущности закон повторяющихся подобий. Всегда в жизни находится то, что может служить уменьшенной или увеличенной копией чего-то другого, имея в своей совокупности общий принцип либо создания, либо функционирования.

Следовательно, принцип постоянного изменения кода ДНК, и его последующая передача из рода в род, может иметь место и в эволюции каждой отдельной души. Просто то что мы называем ДНК, в душе, можем иметь свойство кармы - этакого своеобразного духовного наследия жизненного опыта на протяжении всех жизненных циклов. Причем, этот опыт, отбросив за ненадобностью, огромное количество лишней информации, содержит в себе основные принципы формирования духа, некий духовный информационный архив, благодаря которому каждая последующая жизнь, позволяет человеку гораздо быстрее ориентироваться в жизненном пространстве, и сформировавшись как личность, преступить к преодолению новых духовных вершин и меняя собственную судьбу в режиме реального времени, тем самым меняя и свое будущее, а если быть еще точнее подстраивая свое будущее под удобные для своего развития условия.

Таким образом, мы можем предположить что духовная эволюция, зачастую может происходить в одном человеке, в совершенно иных временных интервалах, отличных от привычных земных циклов. И пока мы проживаем жизнь своего физического тела, ограниченного по времени определенным интервалом, наша душа способна несколько раз пережить свое перерождение, благодаря стремлению к духовному росту и соответствующим практикам. Время в этом случае, играет совершенно различную роль как для тела, так и для души, так как душа в отличи от тела, способна путешествовать по своей линии жизни, как в сторону прошлого, так и в сторону возможного будущего, раз за разом корректируя свой маршрут. Мы и сами способны мысленно путешествовать по событиям прошлого, изучая исторические сведения в том или ином временном отрезке. Тело в этом случае более ограничено, и это ограничение обусловлено свойствами генетического кода человека, для которого невозможны резкие скачки, не говоря уже о законах физики, которые ограничивают скорость перемещения наших тел в пространстве а значит и во времени. Давайте на секунду представим себе что тело, представляет себе ничто иное как механический скелет робота, со всей защитой и системой жизнеобеспечения. А ДНК в свою очередь играет роль программы, которая поддерживает функцию такого скелета в работоспособном режиме. А теперь представьте себе, что в вас закачали программу ДНК, новой версии, которая была разработана для скелетов выпуска на 100 лет веред? Можем ли мы гарантировать полную совместимость устаревшего «железа» с новым программным обеспечением? Думаю что нет.
А вот в случае с душой, такая возможность существует, иначе как объяснить то, что мысли некоторых мудрецов и философов многовековой давности, оказываются не только современными с нашими, но и актуальными для того будущего, которое уже наступило? Понимаете к чему я клоню? Это значит, что душа, способна опередить в своей эволюции то время, которым ограничено наше тело. И все это работает не вопреки, а напротив благодаря закону кармы и закону права выбора.

Вы наверно замечали среди своих близких признаки кардинальных перемен личности? Лично я их замечал, и не только в знакомых но и в самом себе. Обычно мои внутренние перемены имели и внешнее отражение. Стоило появится новому увлечению, как в процессе его развития, я получал новую информацию и нередко полностью менял систему личного мировоззрения. В среднем, это происходило раз в три года. Конечно, иногда к таким переменам меня вынуждали некоторые внешние обстоятельства, но я заметил, что при личном желании что-то изменить в своей жизни, качество перемен было более значительным чем вынужденные, которые продиктованы необходимостью внешних обстоятельств. Но именно в тот момент, когда мои перемены в результате духовных практик, приняли осознанный характер, частота различных духовных перерождений возросла до нескольких случаев в год. Все это привело меня к мысли о том, что душа, имеет свойство меняться под воздействием осознанного стремления к духовному росту, но механизм самих перемен, имеет непосредственное отношение к нашему кармическому прошлому, будущему и настоящему.

Но, прежде чем продолжить свое повествование на эту тему, я хотел бы предложить вашему вниманию размышление несколько иного характера.
Меня весьма умиляют некоторые утверждения о том что Бог никогда не ошибается. Сразу видно, что человек говорит не о Боге конкретно, а о своем личном представлении Бога, в котором он выглядит «идеальным». Если бы Бог не ошибался, то вероятно что человека в том виде в котором он существует сейчас, просто не существовало. Слишком большой контраст наблюдается между идеальным совершенством человеческого тела, и полным различных недостатков человеческого разума. К тому же, опыт нашего вселенского подобия, во многом свидетельствует о значительной степени ошибочности наших идей и их частом несовершенстве. В итоге, мы получаемся в некотором смысле незавершенными с точки зрения духовного и разумного развития, обладая при этом наиболее из возможных совершенных инструментов для воплощения наших идей и замыслов в жизнь - телом.
Давайте на секунду, предположим, что Бог, имеет свойство размножать свои копии, для того чтобы выполнять многозадачные замыслы. Копия Бога в этом случае, должна иметь общую с ним основу или природу, но при этом специализироваться на том ряде вопросов, которые определяют круг выполнения какой-то одной задачи. Представьте себе ученого, который обладая огромным запасом знаний, просто не справляется с тем объемом задач, которые он поставил перед собой, а время в этой ситуации работает против него. Пусть даже у Бога, времени достаточно, но ведь я привожу пример ученого только для наилучшего восприятия моей идеи. Так вот, этот ученый, постарается найти для себя наиболее способных учеников, так как он в отличии от Бога не располагает возможностью само копирования. И эти самые ученики, основываясь на общем материале и наработках своего учителя, тем не менее продолжат его дело, каждый по своему, и каждый по своему изобретут новые направления. Причем одни получат больший результат, а другие наоборот, в силу не только знаний но и личных качеств, отличных от их учителя. Только представьте себе, что вы сделали себе несколько копий самого себя, и эти копии обладая вашим опытом и знаниями, тем не менее начнут вести самостоятельную жизнь, и у каждой из них будут свои достижения, исследования и духовный рост, независимый от ваших результатов.
Ошибаясь раз за разом, такая копия, начинает совершенствовать свою область, доводя её до наиболее значимого результата. Но, так как разность опыта копий, не позволяет добиться единого совершенства по всем областям, Бог решает наделить их индивидуальностью сознания, и отправляет так сказать на практику в те области жизни, которые просто созданы чтобы учится в них на собственных ошибках. И чем например земля, не является такой средой для индивидуального саморазвития отдельной души, облаченной в идеальный инструмент для личных исследований? Механизм жизни и смерти, позволяет душе, закреплять главный результат своего совершенства в единой информационной базе, в то время как все временное и тленное, обновляется вместе с памятью, и в очередной попытке совершенства, душа совершает новые ошибки и заново пополняет свои пробелы, что-бы закончив свой курс, вновь вернутся к своему первоисточнику, либо переходя на новый уровень развития на другой планете, где условия позволяют совершать гораздо меньшее количество ошибок, и сосредоточится на боле высоких задачах. В этом случае механизм кармы, представляет собой идеальный закон духовного развития отдельной частицы Бога.

Каждый раз сталкиваясь с понятием кармы, мы нередко интерпретируем его в том свете, который нам наиболее близок к пониманию. Конечно, гораздо проще думать о том что закон кармы автоматически распределяет нас по новым точкам жизни на планете, в которых уже включены все наши поощрения и наказания за ошибки и добродетели прошлого. Но такой принцип напрочь противоречит теории эволюции души, а также смыслу духовного развития. Ведь какой смысл развиваться, да и вообще к чему-либо стремится, если твоя участь уже решена свыше? И все что ты можешь в этом случае этот отдать накопивший кармический долг, либо наделать новых долгов для жизни будущей.
Считается что каждый кармический долг, который достается нам в наследство от предыдущей жизни, и путешествует вместе с нами в другой, накапливаясь таким образом в общую сумму долгов, которые называются общим словом карма. Но как мне кажется, эти долги имеют совершенно иной характер, и именно он, в конечном счете и формирует нас как личность.

Давайте подумаем вот над чем. Предположим что душа после смерти физического тела, переходит в параллельную плоскость реальности, словно перешагивая в иную сторону зеркального отражения, ровно для того чтобы иметь возможность там существовать без ежедневной энергетической подпитки, которая осуществляется через наше тело и органы чувств. Возникает вопрос, а что именно мы будем вынуждены перенести в иную реальность, если большая часть наших знаний, пригодны только в этой жизни, в то время как в иной реальности они бесполезны?
Однако давайте не будем забывать, что во многом, способность нашего мышления, а также действий, которые являются естественным продолжением наших мыслей, зависят от нашего характера, а если быть точнее от его черт которые и оказывают наибольшее влияние. Любая эмоциональная несдержанность, проявление агрессии, привычка лгать, подверженность страстям и зависимость от разнообразных чувственных удовольствий, делает нас не только неразборчивыми в собственных решениях, но и часто приводят к необдуманным поступкам, которые нередко обходятся нам очень дорого. И напротив, оптимистичный человек, с большой силой воли и максимальным жизнелюбием, способен в любых новых условиях, сформировать свою жизнь в максимальной форме самодостаточности. Нам может показаться что такие качества не являются столь значимыми как знания которыми мы обладаем. Однако, если на двух необитаемых островах окажутся два совершенно разных по характеру человека, которые не имеют опыта выживания в данной местности, как вы считаете кто из них более способен к выживанию?

А теперь давайте предположим, что наше божественное начало от которого берет свой исток наша душа, было совершенным изначально, но на стадии изначально высоких уровней сознания, которые в этом мире, пригодны лишь в форме духовного развития. Наша адаптация к местным условиям, могла сформировать тот тип характера, который постепенно стал далеким от духовного совершенства. Поэтому главной задачей души, является не только адаптация к условиям проживания, но и возвращение к своему Божественному началу, путем долгих духовных трансформаций, совершаемых в течении многих жизненных циклов. Фактически, любая недоработка в характере, достается нам в наследство в нашей новой жизни. Следовательно, в новой жизни несмотря на чистую память от прошлой, мы начинаем вести себя точно также, и начинаем страдать ровно от тех желаний, от которых страдали уже ранее. Вот и получается, что вместо кармического наказания, нас преследует то наследие, причиной возникновения которого были мы сами. Другими словами от себя нам никуда не убежать, ни во времени, ни в пространстве, а следовательно изменить данную ситуацию можно лишь изменив самого себя, что и является той самой эволюцией души, которая не подчиняется законам времени.

Вместе с негативными факторами, доставшимися нам в наследство от прошлых жизней, в результате осознанных перемен, вместе с ними исчезает и наше прошлое, которое мы вынуждены влачить за собой, в качестве дополнительного груза, тем самым отодвигая наше лучшее будущее ещё дальше.
Кармические долги и их разновидность можно определить по тем пристрастиям, которые характеризуют именно нас, и которые доставляют нам наибольшее количество страданий. Тот кто к примеру подвержен узам блуда, будет волочится за юбками всю свою жизнь, и страдать от этого ровно до того времени когда старческая немощь не укажет нам на бесполезно потраченное в этом отношении время. Тот кто всю жизнь стремился к деньгам, будет постоянно изнывать от собственной жадности, раз за разом портя жизнь и себе и другим. Тот кто ленился в прошлых жизнях, и не сумел победить в себе эту лень, вынужден и в этой жизни страдать от собственного наследия. Тот кто не умел полюбить, также остается без любви и в настоящем, пока не научится любить. И такая концепция не только является нейтральной к понятиям добра и зла, но и представляет собой естественную закономерность частного выбора, при котором получаешь ровно то к чему ты стремился, а не то что ты заслужил.

Вы наверняка обратили внимание на то, что влияние времени на развитие человеческой цивилизации, во многом напоминает частую смену декораций, в то время как основные пороки и добродетели человечества остались в неизменном виде, и даже не подверглись эволюции за исключением редких отдельных личностей, которых мы называем привычным для нас термином - гений или святой, но даже не пытаясь повторить их результат на собственном примере. Конечно в таком случае проще уповать на диктат судьбы, не понимая что главным диктатором в своей судьбе являемся мы сами. Религия в этом вопросе является наиболее демонстративным примером. На протяжении целых веков, верующие иногда изо дня в день твердили те истины, к которым сами ничуть не приблизились в жизни, хотя данные истины выполнимы.

Карма во многом представляет собой иерархическую структуру, и состоит из текущей кармы наших действий в настоящем, наследственной кармы прошлых жизней, территориальной кармы определяющей поле деятельность и т.д. Помимо совершенного тела, Бог снабдил нас всеми необходимыми инструментами для духовного развития, включая право выбора и возможность ошибаться. И во многом, именно от нашего личного представления о Боге, зависит наше развитие. Тот кто представляет себе своего Бога в качестве всеобщего и всемогущего тирана, ревнителя который готов наказывать каждого кто его ослушается и того кто готов испытывать свою паству бесчеловечными провокациями, сам будет стараться походить на него. Об этом прекрасно свидетельствуют биографии множества царей-тиранов, которые несмотря на свою кровавую деятельность, были весьма набожными людьми и считали свой выбор верным. Стоит ли говорить, что от таких привычек характера не так легко избавится?

Часто принимая Бога таким каким его изображает та или иная религия, мы тем самым добровольно отказываемся от того Бога, каким мы его можем увидеть с помощью собственного духовного зрения, обратившись к своему внутреннему я. Ведь именно наше я, в его первоначальном свете, есть ничто иное как отражение целого в отдельной части, как структура атома отражает в себе всю вселенную. Да и как можно увидеть Бога по другому, если наше собственное происхождение, наше внутренне я очищенное от влияния времени, имеет Божественное начало?
У того, чье представление о Боге, складывается из личного несовершенного взгляда, Бог всегда будет иметь существенные недостатки, на которые сложно закрыть глаза даже при наличии слепой веры. Поэтому отказываясь от религиозной веры в Бога, человек нередко обретает веру истинную, без рамок и ограничений в собственном совершенствовании и понимании Божественной сущности.
Мы идеализируем Бога, только в рамках личного представления о нём, и это представление становится для нас путеводной звездой в мир самосовершенствования. Тот кто нашел в себе силы, переступить через множество собственных пороков, увидел Бога в своей истинной красе, и изменил свою жизнь кардинально. Мы можем увидеть множество примеров подобных перемен в истории человечества, в лице наиболее выдающихся людей различных эпох и времен.

Следовательно, цепь наших духовных перерождений, а точнее их возможность, есть самый прямой путь к Богу. И даже при условии, что эта планета далеко не единственная, где душа должна пройти свою само очистку, тем не менее цель оправдывает вложенные в неё средства.
Будущее отдельного человека напоминает различные ветки метро, где он сам выбирает свое направление поездки. Причем ты волен выбирать любую сторону. Духовная эволюция, как и эволюция ДНК, наделяет нас соответствующими возможностями, позволяющими более четко разглядеть свою наивысшую цель. В то время как духовная деградация, наоборот закрывает возможные опции развития, делая нас любителями низких и грубых наслаждений, схожих с потребностями животных. И нет ничего более справедливого, чем дать нам свободу выбора поступать так, как нам хочется.

У души всегда есть возможность вернутся в общий свет Божественной сущности. Но тогда, она потеряет тут индивидуальность, которой дорожит, и все её достижения просто обнулятся. Это все равно, если бы яблоко вместо того чтобы стать яблоней, решило вернуться обратно на ветку и жить там в максимальном комфорте.
Самое интересное в том, что такое обнуление в рамках одной религии может рассматриваться как достижение нирваны и полное стирание личности, так и адская кара, огонь которой стирает наши личности и возвращает наши души к началу, как металлолом переплавляется в новую заготовку стали. Неизбежная потеря индивидуализации в силу духовной бесполезности, для некоторых может расцениваться как наказание Бога за прегрешения. И это не удивительно, так как даже будучи в предсмертном состоянии человек пытается удержать все то что связывает его с его индивидуальностью, и забывая о том что все материальное имеет природу тлена.
Но для родителя, нет большей отрады если его ребенок, не только окажется достойным своих родителей, но и проявит себя как сильная и созидательная личность. И все это в наших силах.

В заключении своего повествования, я должен отметить влияние наследственности в теме духовной эволюции как одной из особенностей кармического влияния, о котором мы пока мало что знаем, опираясь лишь на физические данные ДНК, и не рассматривая ту вероятность, благодаря которой душа, способна путешествовать от одного тела к другому, на протяжении всей родовой ветки, воплощаясь в своих внуках и правнуках, зная о том какая наследственность имеется в их телах. Только представьте себе что забота о своих будущих предках, не только со стороны физического здоровья, но и со стороны здоровья духовного, делает нас более привязанными к своей ветке, чем тех кто не задается похожими вопросами, и находится в состоянии описанном как «без рода и племени».
И тем не менее, каждый из нас обладает возможностями духовного перерождения, приобретая в каждом таком перерождении, те качества души, которые позволяют получить новые знания, способствующие духовному росту.

Из письма иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас инородцев было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы».

И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его воспреемник при крещении, иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь Владыки Нестора. Илья со знакомым купцом в 1908 г. оказался в Благовещенске. Там рассказал, что крестился от о. Нестора и исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил его в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын) – ректор Духовной академии. Да, тот самый архиерей, который рукоположил в 1907 г. иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре. После окончания курсов о. Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину) Японскому, будущему Святителю.

Далее продолжились совпадения жизненных событий митрополита Нестора и иеромонаха Кириака. Святитель Николай Японский, а после него и епископ Сергий посылали иеромонаха в качестве миссионера к язычникам Японии, Кореи и Китая. В 1916 г. епископ Сергий послал его с поручением к архиепископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию (Никольскому) – первому священноначальнику иеромонаха Нестора. Там о. Кириак присутствовал на хиротонии архимандрита Нестора во епископа Камчатского.

« Много, много я делал над собою усилий подойти к Вам и со слезами попросить у Вас прощение за тот… кощунственный грех, когда ради забавы… принял от Вас во имя Отца, Сына и Святаго Духа водное таинство Святаго Крещения. Я до сих пор удивляюсь, как это могло получиться, что об этом своем кощунстве я исповедывался перед шестью Святителями… А вот перед Вами не смог. Что-то неведомое мешало мне в тот период, когда Вы получили, сподобились получить сан Камчатского епископа. Это было осенью».

Напомню, что эта хиротония стала выдающимся в истории ДВ и РПЦ событием, т. к. в первый и в последний раз совершалась не в столице.

При возвращении в Россию из Китая иеромонах Кириак в 1936 г. был арестован, освободился в 1955 г. (т. е. отсидел на Колыме в лагере каторжного типа 19 лет). В связи с тем, что на Камчатке у него никого не осталось, его поместили на Колыме в Дом инвалидов, а летом 1956 г. его и оставшихся в живых стариков из духовенства перевезли «в Россию». На момент начала переписки о. Кириаку шел 88-й год.

Духовное воссоединение митрополита Нестора и иеромонаха Кириака начались в августе 1960 г. В епархиальное управление (г. Кировоград, Украина) на имя правящего архиерея пришло письмо от Пантюхина Михаила Васильевича. Этот человек сидел вместе с группой духовенства, среди которых был иеромонах Кириак – крестник Владыки (Илья). Он-то и попросил Михаила Васильевича найти Владыку, чтобы исповедаться ему в своем грехе. У них завязалась переписка.

Наконец-то в ноябре 1960 г. митрополит Нестор получает через Михаила Васильевича долгожданное письмо от о. Кириака – своего духовного сына.

«… Ваше Высокопреосвященство! Святитель Божий и многолюбивый Господин мой! С самого начала я многогрешный и недостойный смиренный Инок Кириак падаю перед Вашим Святительством ниц и испрашиваю Вашего Святительского благословения, лобызая десницу Вашу.

<…> И теперь так сильно наполнилась душа моя радостью, что я думал сердце мое не выдержит. Ведь не только горе, но и неожиданная великая радость может разволновать любого человека до потери рассудка… Ваше письмо напомнило мне многое из моей прошлой многогрешной жизни еще до Вашего приезда в Гижигинский уезд в нашу Корякскую походную Православную миссию. Хорошо я помню три домика на морском берегу между сопок, в которых Вы приютили несчастных прокаженных и в уголку одного домика Вы устроили для них свою церковь, как вот теперь только вспомнил назвали ее в честь многострадального Иова из Библии. Потому, что он тоже был прокаженный… Мне много говорили, как Вы приезжали туда к проказникам [прокаженным], совершали для них Богослужения и привозили им продукты, гостинцы, священные книги и детишкам разные забавы.

Только потому я и вспомнил Вас пятьдесят с лишним лет [спустя], а особенно с 1936 года, что Вы всегда стояли в моей памяти, как Великий Святой Человеколюб нечастных больных и бедных больших детей природы, она была у нас там как первозданная.

Когда Вы молодым священником приехали к нам в Гижигу, я хорошо помню, мне уже было лет 35 и я был такой отчаянный вор и пройдоха. Ведь я остался сиротой лет шести. Колонисты-купцы воспитали меня побоями в своих факториях. У них я научился русскому языку, а потом и грамоте…

Господин мой и Святитель Божий слезно умоляю, простите меня, окаянного, ради Христа Иисуса. Ох, и сильно устал я говорить. Ведь два дня наш писарь это письмо пишет, а я лежу и говорю ему, что писать. В 1920 году получилось так, что я попал через Корею в Китай и целый год меня продержали в городе Юн-Пинфу при русской Церкви Святаго Иоанна Крестителя Господня. А там подошло время, что на Родину было проехать нельзя – война везде – и снова Господь Бог привел меня в Японию.

В 1936 году меня снова потянуло на Родину, но не успел я сойти по трапу парохода, как меня арестовали. Осудили и отправили сначала на берег Амура, а потом на Колыму, на Чукотку. В 1954 году освободили(напомним, что и митрополит Нестор был также арестован и отсидел 7,5 года в каторжной тюрьме в Мордовии. – А. Б.), но кому нужен 82-летний старик? И вместе с другими такими же меня поместили в инвалидный дом.

Устал я, Владыко Господин мой. А хочется так много, много сказать Вам о теперишнем житье моем и выплакать перед Вами все свои грехи».

Идет очень интенсивная переписка. Создается впечатление, что у всех намерение успеть все рассказать. Все в престарелом возрасте, все больны и немощны. Насельники Дома инвалидов один за другим уходят в мир иной. И каждый прожитый день – дар Божий.

Несмотря на свою колоссальную занятость, митрополит Нестор отвечает регулярно. Причем пишет сам, несмотря, что и у него нет здоровья, что очень плохое зрение…

О. Кириак:

«Здравствуйте, Ваше Святительское Высокопреосвященство! <…> Ведь никто, никто меня не неволил принимать иноческий постриг. Три раза подавал я ножницы в руки постригавшего и два раза он возвращал мне их со словами, может быть я одумаюсь и откажусь от него. Но сила Вашего Крещения надо мною оказалась такой могучей, такой осенительной, что я без колебания готов был бы идти на казнь во имя Иисуса Христа.

…Ведь это легко сказать только, не видеть более пятидесяти лет Того, Кто поставил меня на путь и жизнь вечную, Кто просветил меня Ясным Светом Евангельской Истины и вдруг получить от Него доброе, доброе послание и великие знаки Его расположения… Ох, Господи! Как мне сейчас стало легко на душе! Я как и Святый Симеон Богоприимец, говорю: “Ныне отпущаеши, Владыко!..” Яко видеста очи мои Того, Кто давным-давно озарил мою черную душу Светом Евангельского учения, и этим самым из жестокого бандита и идолопоклонника сделал верного христианина, познавшего смысл временной земной жизни ради Вечной жизни на небесах Господа и Бога своего».

Из письма м. Нестора:

«Дорогой мой, душевно близкий и духовно родной, чадо мое возлюбленное, Богом данный мне крестник Илья, а в монашестве иеромонах Кириак!

…Через столько лет… Господь судил нам заочно письмами друг к другу встретиться… Бог спас душу твою и ты хотя не смел лично просить у меня прощения, когда во Владивостоке посвящали меня во епископа Камчатского и не смел подойти ко мне, но прежде суждено было тебе исповедать твой грех надсмеяния над крещением тебя с целью надругательства и ты просил прощения у шести Архиереев, рассказав им, как ты, обманув меня, крестился с целью поругания и насмешки. И только через полвека Бог судил найти меня и принести покаяние, прося простить тебя за кощунственную дерзость. Радуйся сему ты, радуюсь сугубо и я, молитвой духовного твоего отца в моем лице – я твой духовник… ныне Митрополит Нестор, властию, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю тя, чадо мое Илья от купели Святаго Крещения, а ныне иеромонах Кириак, от сокрытого греха твоего надругательства над Святым Таинством Крещения и надо мной, немощным твоим Крестителем в молодые твои годы и от всех грехов твоих во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь.

Какая великая милость Господня и к тебе, и ко мне, так как судил Бог дожить нам обоим до глубокой старости и Господь примирил нас через твое искреннее покаяние. Слава Богу и благодарение за все!

…Знаменательно, что твоё письмо с покаянием я получил 16/29 октября сего 1960 года, т. е. через 44 года после моего посвящения в сан Епископа Камчатского. В этот день 1916 года ты был в соборе во Владивостоке, когда меня посвящали в Архиерея. 1/XI-1960 г.».

О. Кириак в письме от 14.XI.1960 г.:

«В своей жизни земной Господь помог достигнуть мне желанной вершины и эта вершина есть испрошение прощения великих грехов, содеянных мною в дни языческой молодости против Вас, моего духовного Отца и Учителя. С того дня, как мне прочитали Ваше отпущение грехов моих мне стало весьма легко. Теперь ничего не страшит меня и я готов спокойно умереть и отдать свою душу Создавшему меня Вечному Творцу всего сущего».

Через 3 месяца отец Кириак с миром отошел ко Господу.

Примечание: все вышецитированные фрагменты взяты из собрания писем, хранящихся в архиве Музея истории Православия на Камчатке (АМИП). Дело I-МН (Митрополит Нестор). Папка № 1 (Переписка).

А. И. Белашов
директор Музея истории Православия на Камчатке,
действительный член Русского географического общества

Тему духовного перерождения, пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Эта тема развивается писателем в таких рассказах, как «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Ионыч» и других.

В рассказе «Ионыч» мы видим, как пошлость мещанской среды буквально засасывает человека, превращая его в бездуховного мягкотелого обывателя. Начало этого рассказа вводит нас в скучную и однообразную обстановку губернского города С. Гордостью этого города была семья Туркиных, считавшаяся самой образованной и культурной. Основанием для этого послужили многочисленные таланты семейства Туркиных. Так, Иван Петрович слывет известным шутником. Одна из его «шуток» - «здравствуйте пожалуйста» - хорошо знакома каждому из нас, потому что стала своего рода афоризмом. Супруга его Вера Иосифовна - также выдающаяся особа: она пишет романы, вызывающие несомненный интерес у ее гостей. Их дочь Катерина Ивановна твердо решает учиться в консерватории, потому что, по мнению окружающих, является выдающейся пианисткой.

Когда в городе появляется молодой земский врач Дмитрий Старцев, мы имеем возможность посмотреть на эту выдающуюся семью глазами свежего человека. Затертые шутки отца семейства, романы его жены, под которые хорошо засыпать, и треньканье их дочери на рояле, которая ударяла по клавишам с такой силой, будто хотела загнать их внутрь, - вот какими на самом деле были их таланты. Читатель сразу же может себе представить, насколько посредственными были жители города, если семья Туркиных была в нем самой культурной.

Оказавшись в этом городе, молодой врач, выгодно отличавшийся от его жителей честностью, трудолюбием, желанием заниматься благородным делом, не может не замечать ущербность окружающих его людей. Долгое время они раздражали его своими пустыми разговорами, бессмысленными занятиями. Дмитрий Старцев приходит к выводу, что с этими людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных вещах. И вместе с тем он так же, как и большинство жителей губернского городка, восхищается талантами семейства Туркиных...

Самое страшное состоит в том, что этот человек, поначалу всем своим существом сопротивлявшийся окружающей его пошлости, стал понемногу поддаваться влиянию среды, в которую попал. Впервые в жизни он влюбляется. И предметом его обожания становится дочь уже известного нам семейства Катерина Ивановна. Пылкое чувство героя заслоняет перед ним все. Он идеализирует Катерину Ивановну, выполняет все ее прихоти. А когда он делает ей предложение выйти замуж, то почти уверен в том, что она станет его женой. В его голове проскальзывает мысль: приданого, должно быть, дадут немало, и придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.

Но Катерина Ивановна отказывает Старцеву. И что же? Мы видим, что этот человек страдает не более трех дней... Его жизнь входит в прежнюю колею, и, вспоминая о любимой им девушке, он думает: «Сколько хлопот, однако». Простившись со своими мечтами о любви и о благородном служении людям, герой рассказа находит удовольствие только в игре в винт и подсчете дневного гонорара. Фактически его жизнь наполнена тем же смыслом, что и у остальных обывателей городка. «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном и том же» - все это оказывается сильнее доктора Старцева, и он превращается в обрюзгшего Ионыча.

«Как мы поживаем тут? - отвечает он на вопрос Катерины Ивановны, когда встречается с ней спустя несколько лет. - Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» Из этих слов видно, что Старцев прекрасно понимает, что деградирует, но у него нет сил вырваться из этого порочного круга. Поэтому, отвечая на вопрос сочинения, нужно сказать, что не только обывательская среда превратила Старцева в Ионыча, но и сам он был в этом виноват.

Безволие героя, нежелание что-либо поменять в своей жизни стали главной причиной того, что он превратился в пухлого, красного, страдающего одышкой человека. И потом мы видим, что Ионыч намеревается купить себе еще один дом к уже двум имеющимся в его собственности. Это говорит нам, что смыслом жизни Ионыча стало скорее личное благополучие, чем желание принести пользу людям, как это было в начале, когда он принимал в больнице людей даже по выходным и праздникам. Мне кажется, что Чехов хотел сказать этим рассказом, насколько сильно влияет обывательская среда на человека: она меняет не только внешний вид человека, его образ жизни, но и способна полностью перевернуть шкалу его нравственных ценностей.

В творчестве А.П. Чехова основным предметом художественного изображения явилась жизнь простых людей, их повседневный быт, в котором не происходит ничего необычного. Жизнь чеховских персонажей течет медленно и незаметно. Однако постепенно складывается общая картина «трагизма мелочей жизни», в котором торжествуют скрытое зло и неблагополучие. Толстовская «диалектика души» получает у Чехова дальнейшее развитие, помогая писателю правдиво воссоздавать внутренний мир героев, передавать различные оттенки настроения. В произведениях Чехова мы не найдем однозначно положительных и отрицательных персонажей. Жизненная драма героев писателя складывается не по их вине, а вследствие общего неблагополучия действительности. Тем не менее, даже в такой, казалось бы, беспросветной жизни порой случается то, что способно менять человека к лучшему, что зарождает в нем желание отказаться от прежней жизни и начать жизнь новую.
Такое духовное перерождение человека мы видим в рассказе Чехова «Дама с собачкой», ставшем одним из самых известных произведений писателя. Поначалу жизнь главного героя Гурова идет по раз и навсегда заведенному распорядку, и даже курортный роман не обещает как будто бы никаких существенных перемен, а воспринимается как пошлое развлечение в пошлой жизни. «… Было бы не лишнее познакомиться с ней», - как бы между прочим решил Гуров, обратив внимание на одиноко гуляющую даму с собачкой. Случилось то, что обычно случается в жизни: между героями завязался роман.
Героиня поначалу очень тяжело переживает случившееся, относясь к нему «точно к своему падению». Не случайно автор сравнивает ее с «грешницей на старинной картине». Душевное состояние Анны Сергеевны помогает понять и «одинокая свеча», едва освещавшая ее лицо; и «мертвый вид» города, когда они вышли из «душной» комнаты; и «шум моря», говорящий «о вечном сне, какой ожидает нас». Однако дальше все идет свои чередом. Для того, чтобы подчеркнуть обычность происходящего, автор отводит описанию всех последовавших за первым свиданием встреч Гурова и Анны Сергеевны всего полстраницы. А потом неизбежное расставание. Все случившееся герои восприняли как «сладкое забытье», как «безумие». Недаром, проводив Анну Сергеевну, Гуров почувствовал себя так, «как будто только что проснулся».
Итак, курортный роман завершился, и герои вернулись к прежней жизни. Однако Дмитрий Дмитрич очень ошибался, полагая, что «пройдет какой-нибудь месяц» и все забудется. Обычные занятия и развлечения не только не приносят больше удовлетворения, но и откровенно противны Гурову. Любовь точно переродила его. Он остро ощущает свое теперешнее одиночество. «Бескрылая жизнь» довела Гурова до того, что ему «не хотелось никуда идти, ни о чем говорить». Не случайно сейчас герою нередко сопутствует серый цвет: в гостинице пол был «обтянут серым сукном», перед домом Анны Сергеевны он видит «забор, серый, длинный»; гостиничная постель покрыта «дешевым серым» одеялом. Однако нельзя не отметить, что впоследствии серого цвета платье станет для героя любимым, поскольку это будет платье любимой женщины. Теперь же Гурова преследует одна мысль: увидеть Анну Сергеевну.
А что же героиня? В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда героиня пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее в толпе, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась; рядом снова муж-лакей, которого она не любила и не уважала. Но вот новая, совсем неожиданная для Анны Сергеевны встреча с Гуровым. И «безумие» возвращается. Теперь и он, и она живут как двумя жизнями: одной «явной» и другой – «протекавшей тайно». Но именно эта тайная жизнь, по мнению героя и автора, и есть «настоящая, самая интересная жизнь». А внутренний монолог героя говорит нам об убежденности Гурова в том, что все так живут.
И что же дальше? По сути, к концу рассказа одна сложная ситуация выливается в новую, еще более сложную. О дальнейшей судьбе героев можно лишь гадать. Такой «открытый» финал подчеркивает глубину и сложность конфликта, далеко выходящего за рамки личных судеб персонажей. Писатель побуждает нас задуматься о новой жизни, когда у людей действительно все будет прекрасно. «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, - читаем мы в финале рассказа, - и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко». Тем не менее, «любовь изменила их обоих», она дала им возможность подняться над бескрылым миром. Бесконечной влюбленностью в жизнь отличался сам А.П. Чехов и потому дорожил мгновениями открытого, сердечного общения между людьми. Подтверждением сказанного являются многочисленные чеховские рассказы, среди которых в числе первых мы, безусловно, назовем «Даму с собачкой».

НАСТАВНИЧЕСТВО

омогать новичкам я начала, когда сама более-менее разгребла все свои проблемы и завалы. До этого года полтора занималась собой и вдохновенно делала по- правки в существующий перевод Большой книги (благо, у самой есть опыт переводчика, и я очень этим увлеклась), а потом мне пришлось решать проблемы в личной жизни и повторно возвращаться к тем моментам в своей инвентаризации, кото- рые я «тактично» объехала в первый раз. С тех пор я шучу на эту тему: «Если ты не постараешься сделать программу макси- мально тщательно и честно, то программа сделает тебя».

А помогать начала потому, что весь этот багаж личного и полученного из Большой книги нельзя было так взять и засунуть под подушку. Да и заняться помощью другим было отличным способом отвлечься от личных неурядиц. Опыт с первой подопечной, которая дошла до результата, обещанного в Большой книге, то, что с ней происходило и какой она стала, — это вызвало у меня просто восторг и осознание величия Высшей Силы. На моих глазах она буквально перебрала весь фундамент и переродилась. Собственно, это до сих пор и является моей главной мотивацией. Не могу отказать себе в удовольствии наблюдать, чего может достичь человек вместе со своей Высшей Силой. Изначально я выбрала позицию: первоисточник и то, что в нем написано, важнее моего личного опыта и понимания того, как это надо делать. Причиной тому послужили мои наблюдения за тем, как искажается послание во время передачи «личного опыта». И у меня тоже были моменты, которые не имели отношения к описанным в Большой книге действиям, и они есть до сих пор. Но это не повод передавать личные убеждения и заблуждения неосведомленному человеку. Поэтому я давала текст Большой книги и просила человека самого выполнить по мере возможности то, что там описано.

В АА существует принцип «неизменности послания» — в качестве послания АА новичку передается программа действий, описанная в неизменной части Большой книги. Я старалась придерживаться этого принципа, и время показало, что не зря. Мои подопечные не раз указывали мне в тексте «А тут так не написано, тут по-другому…» и делали то, что написано, а не то, что делала я. Они видели в книге то, что я, под грузом личных предубеждений, просто читала по-другому.

Вот такой у меня ум, всё ему надо усложнить и окрасить по-своему. И личные моменты, которые по какой-то причине не доходят или не доступны, когда я сама пытаюсь сделать шаги, вдруг становятся простыми и очевидными, когда помогаешь другому. Наверное, потому, что нет в этот момент какого-то обязательства. Наставничество взаимно, каждый человек, сам того не подозревая, вкладывает очень много в мой духовный рост.

В наставничестве моя роль невелика, на первом месте — сам человек и его отношения с Высшей Силой, как он ее понимает. Личный опыт и понимание держу на заднем плане, чтобы не сбивать человека и не навязывать своё. Люди уникальны — где у меня недостаток, у человека может быть избыток. Самое главное, это его личный путь к себе истинному и своим понятиям. О своём я расскажу, конечно, но потом. Очень часто вижу ожидание от меня роли «психотерапевта», того, что я сейчас возьму и расскажу всю правду человеку о его заблуждениях. А нет, не расскажу, потому что я не вижу. Только Высшая Сила может видеть сокровенное в человеке да сам человек, если ему Высшая Сила даст такую возможность. Поэтому для меня самое главное, чтобы человек нашел ответы на вопросы внутри себя. Я ценю всё, что у человека получается, потому что каждый делает ровно столько, насколько способен в данный момент, для «глубины и ширины» у него будет вся оставшаяся жизнь и освоенные инструменты. На 1-9 шаги вполне оказывается достаточно месяца-трёх, не более.

Не все доходят до конца, я заметила одну переломную точку, которую человек либо проходит и идёт до конца или оставляет Большую книгу на этом месте – переход в Четвёртом шаге на рассмотрение своего «истинного я». Если удается этот момент пройти, то происходит реконструкция в основах мировоззрения, и искренние 5-9 шаги идут уже безо всяких усилий. Человек просто не может иначе. Но мне кажется, это не страшно, если человек не хочет идти дальше, мы всё равно остаёмся друзьями. Я доверяю Богу, он выведет человека своими путями, не обязательно со мной, и не обязательно путём, которым шла я. После того, как человек освоит Десятый, Одиннадцатый и начнёт сам Двенадцатый шаг, я уже не наставник. Как говорится, «все ответы у Высшей Силы, инструменты на руках», мы теперь ничем не отличаемся.

И каждый новый человек учит меня «не играть роль Бога», не осуждать, уважать свободную волю и выбор другого человека и доверять Богу.

Екатерина Ш. (Стамбул)