Главный герой романа молодой помещик евгений онегин. Главные герои романа «Евгений Онегин

Меню статьи:

Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина является уникальным персонажем, в котором в равной доле сошлись положительные и отрицательные качества характера. Именно поэтому его образ, несмотря на весь драматизм и негативное влияние на судьбы и жизни других персонажей, привлекательный.

Возраст и семейное положение Онегина

Евгений Онегин – молодой дворянин потомственного происхождения. Другими словами, его дворянский титул перешел к нему от предков, а не был заслужен самим Онегиным. Родился Евгений в Петербурге, там же он провел большую часть своей жизни. Родители Онегина к моменту повествования уже умерли, точная дата смерти родителей неизвестна, единственно, что можно сказать: на момент смерти родителей Онегин не был маленьким ребенком – в романе есть упоминания о том, что родители принимали участие в процессе его воспитания и образования.

Других детей у его родителей не было. Двоюродных братьев и сестер у Онегина также нет – его ближайшие родственники бездетны. Онегин был «наследник всех своих родных».

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с А. С. Пушкина в таблице.

После смерти отца Евгений стал наследником не только дворянского титула, но и многочисленных долгов. Положить конец долгам помог случай – его дядя был тяжело болен, и по всем прогнозам вскоре должен был умереть. Так как наследников у дяди не было, то владельцем дядиного имения должен был стать ближайший родственник. В данном случае им был Онегин.

Евгений приезжает к умирающему дяде, но руководит Онегиным не чувство привязанности к дяде или любовь к родственнику – в случае с Онегиным это был тактический ход.

Евгений только создавал видимость горечи утраты, на самом деле он равнодушен к персоне дяди, а ухаживания за умирающим нагоняют на молодого человека тоску и уныние.

После смерти дяди Евгений отдает кредиторам поместье отца и таким образом избавляется от долгов. Таким образом, у молодого 26-летнего холостого дворянина появляется возможность начать жизнь с нового листа.

Образование Евгения Онегина и род деятельности

Евгений Онегин, как и все дворяне, был образованным человеком. Однако его базовые знания желают быть лучше – учитель Онегина мосье Л′Аббе не был строгим учителем, он часто делал Евгению поблажки и старался не усложнять жизнь Онегина науками, поэтому качество знаний Евгения при его природном потенциале могло быть лучше. О том, получал ли образование Онегин в учебных заведениях, не известно ничего. Несмотря на такое явное пренебрежение науками Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский (Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал), немного знал латынь (Он знал довольно по-латыни, / Чтоб эпиграфы разбирать). Он очень не любил историю: «Он рыться не имел охоты / В хронологической пыли / Бытописания земли».

Пушкин в романе говорит о том, что Евгений жил беззаботно и не испытывал никаких трудностей жизни. Цели в жизни у него также не было – Онегин жил одним днем, предаваясь развлечениям. Евгений не состоял на военной или же гражданской службе. Это происходило вполне вероятно из-за его прихоти, а не из-за невозможности приступить к службе.

Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь – он завсегдатай балов и званых обедов.

Привязанность к модным тенденциям в одежде

Евгений Онегин – настоящий денди. «Острижен по последней моде».

Его костюм всегда соответствует последним модным тенденциям. Евгений много времени проводит за гигиеническими процедурами, долго одевается, рассматривая свой наряд со всех сторон: «Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил».

Для него непозволительно, чтобы в его внешности было что-то не идеальное. Онегин не выглядит нелепо в своем костюме, ему комфортно в такой одежде. Его пластика движений удачно подчеркивается с помощью тех или иных элементов одежды.

Онегин и общество

Выход в общество для Онегина стал повседневным развлечением – поэтому в скором времени все типы поведения аристократов ему стали хорошо известны, а некогда увлекавшие его выходы в свет стали утомлять и наводить скуку.

Евгений редко чем может увлечься – ему все надоело: и театр, и балы, и званые обеды – все нагоняет скуку на молодого франта. Именно поэтому Евгений старается отстраниться от любого общения – он слишком устал от общества и предпочитает уединение». Ему наскучил света шум…. и в деревне скука та же.

В целом же Евгений не любил ни общество, ни людей. Единственный человек, которому он завидовал и уважал, был Владимир Ленский:
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
/ Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Досуг Онегина

Так как Евгений Онегин не состоит на службе и фактически ничем не занят, то в его арсенале оказывается много свободного времени. Однако, несмотря на все сопутствующие факторы, он долго мается, не зная чем себя занять. У Онегина ничего не вызывает интерес – ни наука, ни путешествия.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”.

Время от времени Онегин коротает время за чтением книг. В основном это произведения на экономическую тематику, например, работы Адама Смитта, но и это не длилось долго «как женщин, он оставил книги». Сам же Евгений любит философствовать, хотя глубокими знаниями не обладает ни в одной отрасли науки или культуры.

Евгений Онегин и женщины

Онегин был заметной личностью в глазах аристократов. Его молодость, естественная красота и хорошие манеры позволили ему стать фаворитом в женском обществе. В начале такое внимание к своей персоне льстило Онегину, но в скором времени это Евгению надоело.


Онегин замечает, что в основном все женщины непостоянны – они легко переменяют свое решение и это откладывает негативный отпечаток на взаимоотношения с женщинами.

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели

После приезда в деревню Онегин знакомится с молодым помещиком – романтиком-поэтом Владимиром Ленским. Именно благодаря Ленскому Евгений попадает в дом Лариных.

Ольга, младшая сестра, была невестой Ленского, а вот у старшей, Татьяны, жениха не было. Несмотря на то, Татьяна заметно отличается от других представительниц женского пола, ее персона не вызывает у Онегина интерес. Однако такая же тенденция не срабатывает в случае с Татьяной – девушка влюбляется в молодого человека и решается первой признаться в своих чувствах. Однако, Онегин не испытывает влюбленности по отношению к девушке, он пытается дать ей советы и ведет себя с ней грубо, чем приносит ей значительные душевные муки и разочарование.

Евгений Онегин и Ленский

После переезда в деревню Евгений избавляется от многочисленных долгов, но убежать от общества и скуки ему так и не удалось. Как и в любой другой деревне, находящейся на отдаленном расстоянии от больших городов, приезд любого нового человека вызывает ажиотаж. Поэтому надежды Онегина на уединенную жизнь никоим образом не могли быть оправданы. Усиливал эту печальную тенденцию еще и тот факт, что Евгений был молод, состоятелен и холост, а значит, он был потенциальным женихом.

Интерес к персоне Онегина возникал не только у молоденьких незамужних девушек и их родителей. В лице Онегина Владимир Ленский предполагал найти себе друга. Евгений был совсем не похож по своему темпераменту и характеру на Владимира. Такое разногласие во взглядах и личностных качествах привлекало молодого поэта. Со временем, Онегин стал другом Ленского, несмотря на то, что дружба, как и любовь, ему уже порядком надоела и разочаровала: «друзья и дружба надоели».


Нельзя сказать, что Онегина и Ленского связывает истинное понятие дружбы, по крайней мере, со стороны Евгения. Он поддерживает свое общение с молодым поэтом исключительно из-за скуки и отсутствия другой компании.

Во время празднования именин Татьяны Лариной, куда его привел Ленский против желания, Онегин порядком скучает, его злит поведение Татьяны. Вскоре, Евгений решает отомстить Владимиру за то, что привел его сюда силком – он танцует с Ольгой – невестой Ленского, чем вызывает приступ ревности у своего друга. На этом инцидент не был исчерпан – за приступом ревности последовала дуэль. Евгений прекрасно понимает, что был неправ, но объясниться с другом не решается – Евгений намеренно пренебрегает некоторыми правилами дуэли (опаздывает, берет в секунданты слугу), надеясь, что из-за этого Ленский отложит дуэль, но это не происходит. Как видим, Онегин не безнадежный человек, но он не в силах признать публично свою ошибку, что приводит к трагедии – Ленский получил смертельное ранение и умер на месте:

Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет…

Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

С младенческих лет Евгений Онегин не был обделен вниманием. Он вырос в достатке и вседозволенности, поэтому в взрослом возрасте он был эгоистичным и разбалованным человеком.

У Онегина есть огромный потенциал для развития своей личности – у него незаурядный ум, он сообразительный и внимательный, но всем этим пренебрегает. Он не желает заниматься чем-либо полезным, что принесло бы ему положительные плоды в будущем – ему нравится плыть по течению.

Онегин умеет производить впечатление на людей – он умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний. Онегин – не эмоциональный и неромантичный человек. У него «резкий охлажденный ум».

Онегин «Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив!». Он окружающим кажется странным и чудаковатым и это еще больше притягивает к нему людей.

Таким образом, Евгений Онегин – необычный персонаж – у него есть все возможности изменить свою жизнь и привнести много положительного в жизнь своих родных, но он пренебрегает этим ввиду своей несдержанности и неумения заставить себя делать нужные, но неинтересные вещи. Его жизнь похожа на бесконечный праздник, но, как и любое другое занятие, постоянные развлечения наскучили Онегину и стали причиной его хандры.

Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах

4 (80%) 7 votes

Евгений Онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.

Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

Цитаты Онегина

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...

Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...

Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...

Любви все возрасты покорны...

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..."

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту. Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман "Евгений Онегин". Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.

Как создавался роман?

Анализ "Евгения Онегина" Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст. В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения "Отрывки из путешествия Онегина". Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь. Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.

Направленность и жанровое своеобразие произведения

"Евгений Онегин" является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.

Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают. Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе. Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.

Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств. Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора - рассказчика, который отражается в лирических отступлениях. Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.

Краткий анализ "Евгения Онегина" Пушкина

Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом "Евгения Онегина" по главам:


  • Именины . Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
  • Поединок . Анализ 6 главы "Евгения Онегина" очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
  • Москва . Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
  • Странствие. Большой свет . Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.

Зеркальность композиции романа

Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.

В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.

Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.

Основные темы и проблемы

В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • воспитание;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • обычаи и нравы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • настоящие и ложные ценности;
  • губительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность мгновений.

Главная мысль и пафос

Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал. Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания. Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.

Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.

Герой своего времени - Евгений Онегин

Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения. Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел. Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину - счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.

Анализ героя "Евгения Онегина" доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.

Татьяна Ларина - милый идеал поэта

С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.

Татьяна - сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.

Владимир Ленский

Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.

Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.