Композитор кюи биография. Кюи, цезарь антонович

С вое первое музыкальное произведение Цезарь Кюи написал в 14 лет. Он стал военным инженером, но музыке посвящал все свое свободное время. Кюи получил мировую известность как композитор и специалист по фортификации.

Мазурка в соль миноре

Цезарь Кюи родился в Вильно в 1835 году. Его отец Антон Кюи был французом, и после кампании 1812 года он остался в России - преподавал французский в местной гимназии. В свободное время Антон Кюи служил органистом в одном из виленских костелов, а дома играл на фортепиано и сочинял музыку. Цезарь Кюи в 6 лет начал на слух подбирать мелодии военных маршей, которые слышал на улице. Видя интерес мальчика к фортепиано, старшая сестра стала заниматься с ним музыкой.

Позже Цезарь Кюи учился у частных педагогов и вскоре стал сам писать мелодии. Первое произведение - мазурку в соль миноре - он написал в 14 лет. После юный композитор увлекся музыкой Фредерика Шопена и, вдохновленный его творчеством, сочинял ноктюрны и романсы. С одаренным мальчиком бесплатно занимался композитор Станислав Монюшко, автор первых национальных опер и произведений для польских оркестров. Он преподавал Цезарю Кюи теорию музыки и композицию.

Илья Репин. Портрет композитора Ц.А. Кюи. 1890

Антон Кюи поддерживал увлечение сына. Однако он хотел, чтобы Цезарь Кюи получил профессию, которая обеспечила бы ему стабильный доход и положение в обществе. В 1850 году юный музыкант поступил в Петербургское инженерное училище, а через 5 лет - в Николаевскую военно-инженерную академию.

«Могучая кучка»

После переезда в Петербург Цезарь Кюи увлекся оперой, стал часто бывать в театрах. Он работал над своей первой оперой «Замок Нейгаузен». Ее Кюи не закончил, но через год создал музыку для «Кавказского пленника» по мотивам поэмы Александра Пушкина .

В 1861 году в Петербурге появилась «Новая русская музыкальная школа». В нее вошли Цезарь Кюи, Модест Мусоргский , Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин . Объединение называли «Балакиревским кружком» и «Русской пятеркой», а чаще - «Могучей кучкой» . Цезарь Кюи вспоминал: «Так как негде тогда было учиться (консерватории не существовало), то началось наше самообразование» . Композиторы изучали фольклор, русское богослужебное пение, творчество знаменитых музыкантов. На собраниях кружка анализировали технику музыкальных произведений, их художественную ценность. Позже Кюи писал, что они «решали сразу большие художественные задачи» , изучая музыкальное искусство и создавая новые произведения одновременно.

«Мы были юны, а наши суждения резки. Весьма непочтительно мы относились к Моцарту и Мендельсону, противопоставляя последнему Шумана, всеми тогда игнорируемого. Сильно увлекались Листом и Берлиозом. Боготворили Шопена и Глинку».

Цезарь Кюи

В эти годы Цезарь Кюи писал оперу «Вильям Ратклиф» по произведению Генриха Гейне. Композитор вспоминал, что трагедия в поэтическом переводе Алексея Плещеева привлекла его фантастичным сюжетом: «Красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку» . Премьера оперы прошла в 1869 году в Мариинском театре . Музыкальный критик Владимир Стасов назвал ее «созданием, полным таланта, увлечения, страсти, оригинальности, мастерства» , лучшей оперой после произведений Михаила Глинки и Александра Даргомыжского .

В 1885 году в городе Льеж прошла премьера «Кавказского пленника» - это была первая русская постановка на бельгийской сцене. В Бельгии Цезарь Кюи написал оперу «Флибустьер» по лирической комедии Жана Ришпена. Ее поставили спустя несколько лет на сцене парижской Комической оперы. После премьеры Цезаря Кюи избрали членом-корреспондентом «Института Франции» и наградили Командорским крестом ордена Почетного легиона.

Генерал от музыки

Цезарь Кюи создавал не только оперы, но и камерные произведения - романсы на стихи Александра Пушкина и Аполлона Майкова , вокальные квартеты, произведения для хора, музыку для детских опер: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Одновременно с музыкальным творчеством Кюи писал статьи об известных произведениях русских композиторов для российских и зарубежных журналов. Позже эти материалы были опубликованы в книге Цезаря Кюи «Музыка в России» - первом сочинении о русской музыке. Книга была издана в Европе и стала очень популярной. Одна из читательниц Кюи организовала серию европейских концертов, на которых играли музыку композиторов «Могучей кучки».

Увлекаясь музыкой, Цезарь Кюи не оставлял военную службу. С момента окончания академии он преподавал в младших классах Петербургского инженерного училища, за первые 20 лет службы прошел путь от прапорщика до полковника. Он читал лекции о боевых укреплениях Николаю II и написал много трудов по военному делу: «Атака и оборона современных крепостей», «Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей», «Краткий учебник полевой фортификации». По этим учебникам учились многие офицеры Русской армии.

После Восточной войны Цезарь Кюи написал «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской Турции». Эта работа была переведена на многие языки, а Кюи стал известным специалистом по фортификации. Он получил звание профессора и чин генерал-майора. Из-за одинаково страстного и профессионального увлечения композицией и военным искусством Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки». Когда Кюи было 69 лет, его произвели в инженер-генералы.

После Октябрьской революции Цезарь Кюи вступил в Красную армию, продолжая преподавать в трех военных академиях. Умер он в Петрограде в марте 1918 года. Цезаря Кюи похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств).

Цезарь Антонович Кюи (фр. Csar Cui, при рождении Цезарий-Вениамин Кюи ; 6 января 1835, Вильна - 13 марта 1918, Петроград) - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Биография

Родился 6 января 1835 года в городе Вильна (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненый в 1812 году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич, дочери знаменитого литовского архитектора Лауринаса Гуцявичюса, преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Антон Кюи общался на французском, с другими членами семьи на литовском либо на польском, а с братьями гимназистами с 5 лет общался на русском. Старший брат Цезаря, Александр (1824-1909), стал впоследствии известным архитектором.

В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году - заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В. А. Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова - дуэт «Так и рвётся душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.


Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации — военной науки о создании фортификационных построек.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года был ранен и обморожен и вынужден был остаться в России. На родину во Францию он так и не вернулся. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.
Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке, скорее — с младенческих лет: ему не было еще и пяти, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.
В 1851-м году, когда ему исполнилось всего шестнадцать, поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив Николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. В Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, и с остальными членами "Могучей кучки."

В 1858 году Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус — Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года.
Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу. В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела..

Прелюдия оп. 64, №2.




Прелюдия оп.64, № 6, 7, 8.




Joan Sutherleand. Ici bac.



Струнный квартет №2 (1/4).



Продолжение краткой истории жизни и творчества Цезаря Кюи.

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии. Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Балакирев был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин.

Слабой стороной Кюи были оркестровки и Балакирев стал, не только его педагогом, но и соавтором, и оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения. Тем не менее, Кюи создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Примерно таких же успехов Кюи добился на поприще музыкальной критики. Его манера была откровенно агрессивной. Даже больше того, его критические произведения, насыщенные остроумием и блестящим литературным даром, оказали немалое влияние на развитие музыки России тех времен. В своих произведениях он отстаивал принципы реализма и народности в музыке (что было вполне характерно для членов «Могучей кучки»), частенько разносил в пух и прах творчество Чайковского и, в целом, полностью отражал идейные воззрения «Могучей кучки». Характерная черта творчества Кюи - миниатюризм, определивший его удачи в области малых форм, особенно романса.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены «Могучей кучки». Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было «***». Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку «Бориса Годунова», больно ранившую Мусоргского.

Прелюдия "Флибустьер."



Концертная сюита оп.25.



Короткий фильм "Цезарь Кюи"



Калейдоскоп для скрипки и фортепиано.



Прожил Кюи долгую и насыщенную жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.


Ц. Кюи
Избранные статьи

Составитель, автор вступительной статьи и примечаний И. Л. ГУСИН
"Государственное музыкальное издательство", 1952г.
(pdf 50 Мб)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одна из важнейших задач советского музыкознания — систематическое изучение деятельности выдающихся музыкальных критиков прошлого. Если классическая русская музыка — превосходный образец для советских композиторов, то не менее ценны традиции прогрессивной русской музыкальной критики классического периода. Советские музыковеды являются прямыми наследниками этих традиций. Знакомство с многочисленными высказываниями передовых русских музыкальных критиков прошлого представляет большой интерес и для широкого круга советских читателей, так как помогает лучше разобраться в различных вопросах русской и зарубежной музыкальной культуры.
Отсюда — прямая необходимость публикации научно комментированных сборников статей крупнейших русских музыкальных критиков и писателей по музыке.

Статьи В. В. Стасова и А, Ы. Серова еще до 1917 г. были переизданы н виде сборников. В советское время неоднократно переиздавались статьи Стасова. В 1950 г. вышел первый том избранных статей Серова, За последнее время Музгизом предпринят выпуск сборников статей и отдельных высказываний А. Н. Серова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и др. Готовится крупное по объему издание статей В. Ф. Одоевского о музыке.

Однако до сих пор широкому кругу читателей и даже специалистов-музыковедов почти неизвестно критическое наследие одного из выдающихся музыкантов второй половины XIX в. — Ц. А. Кюи. Критическое наследие Кюи представляет особый интерес потому, что его деятельность была неразрывно связана с «могучей кучкой», сочленом которой Кюи являлся с самого основания знаменитого «балакиревского кружка». Если Стасов был главным идеологом «могучей кучки», то Кюи выступал в качестве главного, выдвинутого ею, музыкального критика, почти всегда выражавшего не только личные взгляды, но и мнения «балакиревского кружка» в целом.
К сожалению, критическое наследие Кюи мало доступно для изучения. Сотни его статей рассеяны в старых газетах -и журналах, давно ставших библиографической редкостью. Переиздание статей Кюи началось только в 1918 г., но вышел всего один том, охватывающий лишь два года
(1864—1865) и дающий поэтому неполное представление о его литературно-критической деятельности, продолжавшейся свыше пятидесяти лет.
Отсутствие современных изданий критических работ Кюи привело к тому, что до сих пор существуют распространенные ложные мнения о Кюи-критике, не говоря уже о том, что из поля зрения исследователей выпадает обширный, весьма ценный познавательный материал по истории русской музыкальной культуры 1864—1917 гг.

Издать полное собрание статей Кюи в настоящее время не представляется возможным.
Предлагаемый сборник содержит лишь некоторую часть критического наследия Кюи. Составителем сборника И. Л. Гусиным проделана большая работа по выявлению всех сохранившихся материалов этого наследия и по отбору статей, представляющих интерес для советского читателя.
При подготовке настоящего издания И. Л. Гусин использовал не только печатные, статьи Кюи, но и связанные с его деятельностью неопубликованные материалы частных архивов.
Вступительная статья ставит своей целью дать обобщающую характеристику критической деятельности Кюи, ориентировать читателя во всей совокупности высказываний критика, обнимающих широкий круг музыкальных явлений.
Комментарии носят, в основном, разъясняющий характер, но вместе с тем и дополняют основной текст статей многими существенными фактами.
Весьма ценным приложением к книге является библиографический указатель всех критических статей Кюи, открывающий пути к ознакомлению с наследием критика во всем его объеме.
Остальные приложения (указатель имен, краткий предметный указатель и т. д.) облегчают пользование книгой.

Нет сомнения, что знакомство музыкантов с жизнью и творчеством одного из. видных -музыкальных критиков и талантливых композиторов второй половины XIX в. обогатит имеющиеся представления о чрезвычайно важном и плодотворном периоде развития русской классической музыки.
Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки

  • 1864
    Клара Шуман в Петербурге

    (Обучение музыке в СПб. Консерватория, программа ее. Бесплатная музыкальная школа, Ломакин, Балакирев и их концерты)
    Музыкальная летопись Петербурга
    (Концерты Филармонического общества. Гане Бюлов, Берлиоз и Вагнер как дирижеры)
    Музыкальная летопись Петербурга
    (О петербургских концертах вообще. Концерты РМО).
    Музыкальная летопись Петербурга
    (2-й концерт Бесплатной музыкальной школы: «Goncert -stuek» Шумана, сцена странников и дуэт из «Рогнеды»
    Серова, 2-я русская увертюра Балакирева, «Tibi otnnes»
    из «Те Deum» Берлиоза. Концерт А. Рубинштейна. Концерт театральной дирекции)
    Музыкальная деятельность Менербера (Очерк)
    Музыкальная летопись Петербурга
    (Музыкальная часть праздника в честь 300-летнего юбилея Шекспира: увертюра «Ю. Цезарь» Шумана, «Фея Мао» Берлиоза, увертюра и антракты к трагедии «Король
    Лир» Балакирева)
    Оперный сезон в Петербурге. Вместо вступления
    (Итальянская оперная школа. Французская школа. Немецкая опера. Русская опера — Глинка, Верстовский, Даргомыжский)
    Первое и второе представление Руслана и Людмилы
  • 1865
    Концерты Русского музыкального общества
    Князь Холмский» Глинки. Отрывки из «Ромео и Юлии»
    Берлиоза. 9-я симфония Бетховена. «Струэизе» Менербера. «Sommernachlstraum» Мендельсона)
    Первый концерт Бесплатной, школы
    («Царица Маб» Берлиоза. «Les Prelurkss Листа. Романса, ария Фарлафа и «Камаринская» Глинки. Капельмейстеры — А. Рубинштейн, К. Лядов и М. Балакирев)
    Концерт Рубинштейна. Первый концерт Филармонического общества
    («Фауст» А. Рубинштейна. Соната Бетховена, соч.III. Музыка Мендельсона и Шопена.
    «Мессия» Генделя в концерте Филармонического общества.
    О задачах музыкальной критики — музыкальные воззрения автора)
    Концерты Русского музыкального общества (I, II, III)
    Первый концерт в пользу Бесплатной музыкальной школы
    (Первая русская симфония Н. Римского-Корсакова. «Реквием» Моцарта. Об исполнении хора)

  • «Сборник русских народных песен», составленный М. Балакиревым

  • Экзамен второго выпуска учеников консерватории. Несколько слов о наших двух консерваториях и о консерваториях вообще. Кончина -итальянской оперы.
    Пять строчек из № 42 «Недели»
    Концерт Бесплатной школы. Концерт театральной дирекции с живыми картинами
    (Запрещение Стелловского исполнять произведения Глинки.
    Увертюра «Король Лир» Балакирева. Хор «Поражение Сеннахериба» Мусоргского)
    Концерт Балакирева. Предстоящий 25-летний юбилей «Руслана». Слухи
    Перемены в консерватории. Вероятный приезд к нам Берлиоза. Краткая его биография
    Полугодовая деятельность газеты «Музыка и театр». Четвертый и пятый концерты Русского музыкального общества. Гектор Берлиоз
    (6-я симфония Бетховена. Увертюра «Бенвенуто Челлини», «Фантастическая симфония» Берлиоза. Отрывок из «Ифигении в Тавриде» Глюка)
    Седьмой концерт Русского музыкального общества. Новое произведение Римского-Корсакова

  • Два новых музыкальных критика (А. Фаминцын и Г. Ларош)
    Последний концерт Русского музыкального общества. Еще Стелловский
    (Отрывки из «Ромео», «Фауста» и «Гарольда в Италии»
    Берлиоза. Об издании «Ивана Сусанина» и «Руслана»).
    Концерт Бесплатной школы. «Каменный гость» Пушкина и Даргомыжского
  • 1869
    Несколько выводов
    Концерт в клубе художников в память А. С. Даргомыжского

  • «Галька», опера Станислава Монюшко
    «Музыкальный сезон», газета Фаминцына и Иогаисена. Сборник малороссийских песен Рубца.
    Вновь изданные сочинения Балакирева, Корсакова, Бородина, Мусоргского.
    Корреспонденция. Письмо к редактору Цезаря Кюи
    (Отчет по делу об окончании и постановке «Каменного гостя»)
    Несколько слов о Бетховене но поводу его столетнего юбилеи

  • Русская опера. Консерватория. Некролог. Концерты. Библиография
    «Раек» Мусоргского

  • Второй концерт Бесплатной школы
    («Антар» Римского-Корсакова)
    «Каменный гость» Пушкина и Даргомыжского
    Станислав Монюшко
    Музыкальная библиография
    (Романсы Даргомыжского. «Детская» Мусоргского)
    «Сборник украинских песен» Рубца (Третий выпуск)

  • «Псковитянка», опера Римского-Корсакова
    Три картины из забракованной водевильным комитетом оперы Мусоргского «Борис Годунов».
    Нечто о будущем русской оперы
    Нидерландское чадо Каткова или Ларош. Его зигзаги, наивничание, истерические припадки, рыцарские свойства. Музыкальная библиография.

  • Концерт Самарского комитета в пользу голодающих.
    Новая симфония Корсакова и его капельмейстерский дебют
    Иван Федорович Ласковский
    «Тангейзер», музыкальная драма Р. Вагнера

  • Аполлон Сильвестрович Гуссаковcкий
    «Аида», опера Верди

  • Музыкальная библиография. А. Бородин. Первая симфония, четырехручное перелолсение, издание В. Бесселя. А. Даргомыжский. Три отрывка из неоконченной оперы «Рогдака», издание В. Бесселя
    Новая и старая школа. Письмо в редакцию

  • Ф.О. Лешетицкий

  • Мундир для консерватории

  • А.К. Лядов (По поводу его «Арабесок»)
    Наши две оперы—русская и итальянская

  • Квартет Бородина
    Н. Г. Рубинштейн (Некролог)
    М. П. Мусоргский (Критический этюд)
    Ожидаемые преобразования в театральном деле. Русская и иностранная опера

  • Перемены в Русском музыкальном обществе. Возвращение
    Балакирева к публичной деятельности. Курьезная метаморфоза
    Последняя концертная неделя (Первая симфония Глазунова)

  • Современное положение русской оперы Виртуозы нынешнего сезона
  • 1885
    Артисты и рецензенты
    Библиография. Premiere symphonic en si-mineur par Antoine
    Arensky, 1885. Moskou, chez P. Jurgenson
    (Партитура и четырехручное (переложение)
    «Фрейшюц» Вебара
    Общедоступный Русский симфонический концерт
    (2-я симфония Бородина. Фортепианный концерт Римского.
    Корсакова. «Стенька Разин» Глазунова. «Буря» Чайковского)

  • Франц Лист. Критический этюд
    «Руслан н Людмила» М. И. Глинки
    «Манфред», симфония П. Чайковского

Цезарь Кюи - одаренный композитор, который создал свое первое музыкальное произведение еще в подростковом возрасте.

Помимо того, что он блистал в культурной сфере, немалый вклад он внес в военное дело. В обеих областях он оставил свой отпечаток.

Детство

Ребёнок родился в 1835 году 6 января на территории современного Вильнюса. Его отец был французом, он остался в России после того как в 1812 году остатки наполеоновского войска, в котором он числился, не стали возвращаться на родину.

В городе Вильно он встретил свою будущую супругу и вскоре у них родился сын. Цезарь Кюи общался со своим отцом на французском языке, а с другими членами семьи на литовском. Музыкальные способности проявились в ребенке уже в 5 лет.Он мог правильно проиграть мелодии на фортепиано, предварительно послушав их. Игре на этом музыкальном инструменте его обучала старшая сестра.

В подростковом возрасте его учителем стал скрипач Дио и Герман. Позже в училище Кюи сочинил свое первое произведение - мазурку, посвященную одному из преподавателей. Она была написана под влиянием музыки любимого композитора мальчика - Шопена.

В эти же годы в Вильно проживал знаменитый польский композитор Монюшко, который согласился в течение нескольких месяцев давать Кюи частные уроки.

Биография

В возрасте 16 лет юноша поступает в Главное инженерное училище. Спустя 4 года его производят в прапорщики. Кюи продолжат свое обучение в Николаевской инженерной академии, которую закончил в 1857 году. Здесь же он остается работать топографом, впоследствии он начал преподавать фортификацию.

В 1875 году он заработал звание полковника. С началом войны с Турцией его отправили в центр военных действий. Здесь он помогал укреплять позиции и сооружения. Он был одним из первых инженеров, который применил бронебашенные установки. Благодаря его ценным знаниям и умению их применять фортификации он приобрел известность и славу.

Несколько лет спустя за блестящие заслуги на фронте его назначили адъюнкт-профессором в 3 академиях. А в 1891 году он получил звание генерал-майора. Умер композитор 13(26).03.1918г в Петрограде.

Творчество

Когда в 1850 году юноша переехал в Петербург, его стала одолевать страсть к опере. Она стал завсегдатаем театров. Поэтому Кюи начинает работу над своим произведением - опера «Замок Нейгаузен». Однако довести до конца ее ему не удалось. Через несколько месяцев композитор берется за создание «Кавказской пленницы» - на основе Пушкинской поэмы.

В 1861 году в обществе становится известно о создании музыкального кружка под названием «Могучая кучка». Одним из ее пяти членов становится Цезарь Кюи. Композиторы, входившие в эту «Новую русскую музыкальную школу» (другое название кружка), занимались самообразованием. Они часто обращались к фольклору, богослужебному пению и к различным произведениям отечественных и зарубежных музыкантов.

Таким образом, композиторы разбирали и анализировали чужое искусство, параллельно с этим создавая свое. Именно его работа «Кавказская пленница» была первой российской постановкой, которую поставили на сцене в Бельгии. Здесь же композитор написал «Флибустьер». Спустя несколько лет эта опера уже покорила парижское общество со сцены Комической оперы.

Современники с восхищением отзывались о музыкальных произведениях Кюи. Они говорили, что его музыка полна талантом, страстью и оригинальностью. Помимо опер, композитор сочинял работы в других жанрах. На его счету множество камерных произведение, романсов, вокальных квартетов и даже опер для детей.

Одним из достоинств композитора является то, что он написал первую в России книгу о музыкальном искусстве. Она называлась «Музыка в России». Ее опубликовали в странах Европы, где она пользовалась большой популярностью.

Знаменитые произведения

  • «Вильям Ратклиф»;
  • «Каменный гость»;
  • «Матео Фальконе»;
  • «Красная шапочка»;
  • «Иванушка-дурачок»;
  • «Кот в сапогах».

Личная жизнь

В 1858 году Кюи женился на своей возлюбленной Мальвине Бамберг. Ее учителем был композитор Даргомыжский. Именно ей он посвятил свой первый опус. Главной темой в произведении были первые буквы ее фамилии. Здесь же можно было проследить повторение нот С и С, что в свою очередь было его инициалами - Cesar Cui.

  • Читал лекции о военном искусстве императору.
  • Цезарь Кюи, как один из членов «Могучей кучки», оказал огромное влияние на российское музыкальное развитие.
  • Помимо этого он внес большой вклад в военную область, открыв множество достижений в фортификации, за что ему было присуждено более десяти различных орденов.