Биография генделя краткое содержание. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Оперный композитор и менеджер

На юридический факультет университета все-таки пришлось поступить: это была последняя воля умирающего отца. Но связь с музыкой уже никогда не прерывалась: он подрабатывает органистом, учителем пения. Но небольшой город Галле скоро стал «мал» Генделю, и он уезжает в Гамбург. Скоро и Гамбург становится тесен для творчески планов юного композитора, и Гендель отправляется в Италию. Там он пишет свои оперы, которые с успехом ставятся во многих итальянских городах.

Тут нужно понимать: для итальянцев опера — это больше чем опера. Это их детище, их слава, их великая любовь. То, что они признали «чужака», означало то, что этот приезжий немец писал музыку, которая вполне соответствовала их требовательному, взыскательному и даже несколько избалованному вкусу.

Но Гендель через три года переезжает в Англию (проведя некоторое время в Ганновере), впоследствии принимает подданство и остается там уже до конца своей жизни. Георг Гендель стал исключительно востребован при королевском дворе. Там же, по легенде, родилась его «Музыка на воде» — по случаю лодочной прогулки английского короля Георга Первого по Темзе.

Бороться с огромным влиянием, которая имела в Англии, было трудно. Генделя ждало банкротство, поскольку конкуренции с итальянцами в Англии композитор не выдерживал. Гендель обращается к жанру оратории («Самсон», «Иуда Маккавей», «Геракл», «Валтазар», «Эсфирь», «Израиль в Египте» и другие).

Георг Гендель был (и остается) кумиром англичан. Надо сказать, что по странному до сих пор необъяснимому обстоятельству, Англия в истории музыки не является чем-то особенно выдающейся. В эпоху барокко работал Генри Пёрселл, уже в 20 веке — Бенджамен Бриттен. Больше за всю историю композиторов с мировыми именами Англия не знала. Понятно, что немец Гендель, будучи гениальным композитором, стал для английской музыки значительным явлением.

Георг Гендель начал слепнуть (как и Бах). После того как наступила полная слепота, он еще продолжал диктовать ноты специальным переписчикам. Умер Гендель 14 апреля 1759 года, был с почестями похоронен в Вестминстерском аббатстве — как выдающийся гражданин страны. По завещанию, около 20000 фунтов (огромная сумма для того времени) были розданы друзьям композитора и отданы на благотворительные цели. Таким был великий композитор Георг Фридрих Гендель.

«Музыка на воде» и «Мессия» — самые знаменитые произведения Генделя (одно — светское, одно — церковное). Я даже не боюсь сказать, что самые популярные, поскольку эту музыку можно услышать где угодно: не только в концертных залах, но и как фрагменты киномузыки в художественных фильмах и так далее.

«Музыка на воде»

Эта музыка сопровождала короля Георга Первого во время его прогулки по Темзе. С этим королем Георг Гендель был знаком давно — еще по Ганноверу, там он состоял на службе у курфюрста Георга Людвига — последний и стал тем самым королем Англии. Обязанности свои в Ганновере при будущем короле Гендель выполнял не слишком ревностно. Георг-король и Георг Гендель снова «встретились» уже в Лондоне, надо сказать, что король сменил гнев на милость в отношении композитора.

Для того чтобы музыка была слышна на всем протяжении реки и ровным акустическим фоном по Лондону, Гендель использовал приемы, характерные для «военной музыки». За королем шла баржа с 50 играющими музыкантами.

«Музыка на воде» — это три сюиты, каждая состоит из нескольких частей. Написана она для оркестра, музыка разнообразная, включает в себя много популярных в то время танцев (менуэты, бурре). Многое из этой музыки сохраняет популярность и по сей день. Она представлена и в масс-культуре. Одна из мелодий «Музыки на воде» стала заставкой телекомпании Anglia Television, другие слышны в рекламных роликах и даже кулинарных шоу. «Музыку на воде» использовал в своем мультфильме Уолт Дисней и ряд кинорежиссеров в своих картинах.

«Мессия»

Одно из самых знаменитых произведений Георга Генделя — оратория «Мессия». Мессия в христианской традиции — это Иисус Христос. Текст для оратории был взят, естественно, библейский, в английском переводе. Свое грандиозное произведение Гендель написал за 24 дня. Он вообще сочинял очень быстро, что никак не умаляет достоинств его музыки.

Оратория — один из жанров, который родился в эпоху . Истоки этого жанра уходят в глубь Средневековья, к духовным представлениям с музыкой (XII-XIII века). Оратория — крупное многочастное произведение для оркестра, хора и солистов — изначально на религиозный текст. Правда, уже у Генделя можно встретить светские оратории. В любом случае, ораторию можно назвать концертным видом духовной драмы.

В этой духовной драме нет «видимого» действия, это не опера с актерами-певцами, своим сюжетом и драматургией. Тем сложнее задача написания музыки: ведь все происходящее нужно передать строго музыкальными средствами. Вот и представьте себе, какой мощью должна обладать музыка, чтобы своими средствами передать то, что следует из библейского текста. Нужно передать все: и «звуки войны», и героику, и плач, и скорбь, и созерцание. Сила оратории в том, что ее музыка часто приобретала общегражданский смысл. Так случилось с ораториями Генделя.

Не случайно, наверное, при исполнении «Аллилуйя» (одна из частей «Мессии») во многих странах до сих пор принято вставать.

К тому времени условность границ церковной и светской музыки стала еще заметней. Самые выдающиеся произведения, написанные для церковной службы, становились неотъемлемой частью светской жизни общества. Музыка остается музыкой. Кстати, средства от исполнения «Мессии» Гендель завещал использовать на вспоможение нуждающимся.

В «Мессии» Генделя три большие части, разделенные на сцены. Там есть и пророчества, и крестные муки, и вознесение, и Судный день, и прославление. Структуру оратории те, кому интересно, могут посмотреть в Интернете. Те же, кто будет частично слушать, могут обратить внимание на специфический музыкально-живописный язык. Мелодия поднимается там, где в тексте слово «гора» («mountain»), она «искривляется» на слове «crooked» («кривой»), идет по «мелодическим равнинам» на слове «plain» («гладкий, ровный»). Но можно послушать просто как музыку, хотя бы несколько частей «Мессии», для того чтобы иметь представление, что же это за знаменитая оратория.

С первого же исполнения оратория Генделя начала свое победное шествие по Европе. Исполнена она была во всех странах, с тех пор этот процесс не прерывается. Сейчас дом, в котором Гендель работал в Лондоне над «Мессией», стал музеем — английским. Музей Генделя есть и в его родном городе — Галле, в Германии.

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

Краткая биография

Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.

Коллекция картин Г.Ф. Генделя

Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.

Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.

Музей Г. Генделя в Галле, Германия.

Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка «Гендель – европеец». В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.

В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.

Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.


Музыка Г. Ф. Генделя в фильмах

Многие произведения композитора очень популярны и часто звучат в современном кино, о чем можно судить по представленной ниже таблице.



Музыкальное произведение Г. Ф. Генделя

Фильм

«Ксеркс»

Морган (2016)

Проблеск гениальности (2008)

На краю (2001)

Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

Сверхъестественное (2016)

Области тьмы (2016)

Таинственный сад (2010)

Необыкновенное путешествие (2008)

«Lascia Ch"io Pianga» из оперы «Ринальдо»

Пятьдесят оттенков черного (2016)

Ложь (2001)

Увертюра из «Музыки для королевских фейерверков»

Страховщик (2014)

«Музыка на воде»

Красавица и чудовище (2014)

Всегда говори да (2008)

Герцогиня (2008)

Прыгни завтра (2001)

Антем «Священник Садок»

Молодая Виктория (2009)

Мы – легенды (2008)

Завтрак на Плутоне (2005)

Опера «Оттон»

На чужой вкус (2000)

«La Rejoussance» из «Музыки для королевских фейерверков»

Австралийский итальянец (2000)

«Concerto Grosso»

Неприкасаемые / 1+1 (2011)

Фильмы о Г. Ф. Генделе

Гендель мог бы порадоваться завидному количеству биографических и документальных фильмов о нем, которым может похвастать не каждый всемирно известный композитор:

  1. «Великий г-н Гендель» (1942), в роли Генделя – Уилфрид Лоусон.
  2. «Плач ангелов» (1963), в роли Генделя – Вальтер Слезак.
  3. «Восток и суета» («East End Hustle») (1976), в роли Генделя – Джеймс Винсент.
  4. «Честь, выгода и удовольствие» (1985), в роли Генделя – Тревор Ховард.
  5. «Гарфилд: его 9 жизней» (1988), в роли Генделя – Хэл Смит.
  6. «Ужин в четыре руки» («Sopar a quatre mans») (1991), в роли Генделя – Иоаким Кардона.
  7. «Фаринелли-кастрат» (1994), в роли Генделя – Йерун Краббе
  8. «Последний шанс Генделя» (1996), в роли Генделя – Леон Поунол.
  9. «Ужин в четыре руки» (2000), в роли Генделя – Михаил Козаков.
  10. «Гендель» (2009), в роли Генделя – Маттиас Вибальк и Рольф Роденбург.

Штрихи к музыкальному портрету Генделя

Когда Гендель приехал в Лондон, английское музыкальное искусство, по словам Р. Роллана, была мертво, и композитору предстояло исправить это положение. На протяжении 15 лет он основал три оперных театра, обеспечивая их репертуаром и лично подбирая артистов и музыкантов в их труппы. Это доказывает, что Гендель был не только прекрасным композитором, но и первоклассным драматургом и ловким предпринимателем.

В Европе 18 века преобладала опера seria, которой Гендель должен был обеспечить и английскую аристократию. «Opera seria» – это итальянский музыкальный термин, обозначающий аристократический и «серьезный» стиль итальянской оперы. Этот термин начали употреблять в современном значении только когда данный жанр вышел из моды и считался устаревшим. В противовес опере seria существовала опера buffa – комический жанр, берущий свое начало от импровизаций комедии дельʼарте. Сочиняя в среднем по опере в год, Гендель неустанно предпринимал попытки реформировать оперу seria, развить ее драматургическое начало, ввести массовые сцены. Но итальянская публика того времени ценила в опере лишь пение как таковое, а английской культуре этот жанр был и вовсе чужд, в отличие от его оппонента – комедии.


Пытаясь поддержать угасающий интерес к опере seria, Гендель, работая в 1730-х в театре «Ковент-Гарден», вставляет в оперу хоровые номера, балет, а в 1735 году даже вводит концерты органной музыки между актами.

Всего через год после перенесенного паралича Гендель написал оперу «Ксеркс» (1738), которая содержит снискавшую всемирную славу арию «Ombra mai fù», более известную под названием «Ларго Генделя».

«Деидамия» (1741) была последней оперой, которую сочинил Гендель. Первое ее исполнение увенчалось… полным провалом. Гендель оставляет жанр оперы и полностью посвящает себя сочинению антемов и ораторий, в которых он смог реализовать все то, чего ему не позволяли тесные рамки оперы seria.

Известнейшая оратория «Мессия» – шестое по счету произведение композитора в данном жанре – была впервые исполнена в Дублине, Ирландия в 1742 году. Гендель написал «Мессию» в сдержанной голосовой и инструментальной форме с рядом необязательных индивидуальных номеров. Примечательно, что Гендель в своей лучшей оратории сохранил баланс между хором и сольными номерами, ни разу его не нарушив. После смерти композитора оратория была адаптирована для исполнения в гораздо большем масштабе, с огромным хором и оркестром. Среди прочих, оркестровкой оратории занимался и Моцарт. В конце ХХ – начале XIX ст. начала прослеживаться обратная тенденция: исполнение, максимально приближенное к оригинальному.

В поздних ораториях Генделя роль хора приобретает все большее значение. Высокодраматичная последняя оратория композитора «Иевфай» (1751) хоть и сочинялась очень тяжело и медленно из-за наступающей слепоты, является не меньшим шедевром, чем написанные ранее произведения.

ГЕНДЕЛЬ (Handel ) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле - 14 апреля 1759, Лондон),немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. "Саул", "Израиль в Египте" (обе 1739), "Мессия" (1742), "Самсон" (1743), "Иуда Маккавей" (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.

В раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663-1712) - органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы "Альмира", за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера - "Нерон". В 1705 Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа, а в Риме - также оратории(в том числе "Воскресение"). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат(преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова.

В начале 1710 Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 была поставлена его опера "Ринальдо", восторженно принятая публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его "Страсти по Брокесу" на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 Гендель написал "Музыку на воде" - 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717-18 Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как "Чандос-антемы") и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, "Ацис и Галатея" и "Эсфирь" ("Аман и Мардохей"). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор.

В 1718-19 группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие - Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720. Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За "Радамистом" (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали "Оттон", "Юлий Цезарь", "Роделинда", "Тамерлан", "Адмет" и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670-1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной "простонародной" "Оперы нищего" (1728) на либретто Джона Гея (1685-1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы).

В 1729 Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King"s Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 новая редакция "Эсфири" (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию "Аталия". Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х Гендель создал такие замечательные оперы, как "Роланд", "Ариодант" и "Альчина" (две последние - с развернутыми балетными сценами).

Годы с 1737 по 1741 в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы "Дейдамия" в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории "Мессия" в Дублине (1742).

Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарден в дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета ("Самсон" , "Иосиф и его братья" , "Валтасар" , "Иуда Маккавей" , "Иисус Навин" , "Соломон" и другие); его оратории на темы из античной мифологии ("Семела" , "Геркулес" ) и христианской агиографии("Феодора" ) не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо(особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740).

В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял "Мессию", обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 он сочинил сюиту "Музыка для королевского фейерверка" для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751 Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию "Иевфай". Последняя оратория Генделя, "Триумф Времени и Правды" (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю.

Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До "баховского возрождения" начала 19 в. репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. осуществил новые редакции "Ациса и Галатеи" (1788), "Мессии" (1789), оратории "Празднество Александра" (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). считал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего "Мессия", принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко.

Гео рг Фри дрих Ге ндель [дэ] (George Frideric Händel, 1685–1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т. ч. дар импровизатора. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 Гендель - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений, в т. ч. опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706–10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д. Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710–16 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по несколько опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определёнными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа, в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала постановка в 1728 сатирической «Оперы нищего» Дж. Гея и И. К. Пепуша, направленной против антинациональной придворной оперы). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре - усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе - 1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творческой и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в т. ч. «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати. На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистическое, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом, формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия» - один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционном планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях, гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на Й. Гайдна , В. А. Моцарта , Л. Бетховена , М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка . В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.

Сочинения: Оперы (свыше 40), в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе - 1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730), Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Арнодант, Альчина (обе - 1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все - Лондон); оратории , в т. ч. Триумф Времени и Правды (1707; 3-я редакция 1757), Ацис и Галатея (3-я редакция 1732), Эсфирь (первоначальное название Аман и Мордехай, 1720; 2-я редакция 1732), Гофолия (Аталия, 1733), Саул, Израиль в Египте (обе - 1739), L’Allegro, il Penseroso ed il moderato (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); около 100 итальянских кантат (1707-09, 1740-59); церковная музыка , в т. ч. Утрехтский Te Deum (1713), Деттингенский Te Deum (1743), антемы, псалмы; для оркестра - Concerti grossi (издано 6 концертов в 1734, 12 в 1740); сюиты - Музыка на воде (1717), Музыка фейерверка (1749); органные концерты (издано по 6 в 1738, в 1740, в 1761); трио-сонаты; клавирные сюиты; вокальные дуэты и терцеты; английские и итальянские песни; немецкие арии; музыка к спектаклям драматического театра и др.

Гендель (Handel) Георг Фридрих (1685-1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 г. - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений, в том числе опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706-1710 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д.Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710-1716 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по нескольку опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определенными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа, в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала поставленная в 1728 сатирическая «Опера нищего» Дж. Гея и И.К.Пепуша). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре - усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе-1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творчеству и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в том числе «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистичность, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом. Формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия»- один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционных планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального и концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.