Печорин — Онегин нашего времени. В

Евгений Онегин и Печорин - герои разных произведений двух знаменитых классиков русской литературы - Пушкина и Лермонтова. Первый работал над романом более семи лет. Свой труд сам Пушкин называл "подвигом" - из всех его произведений только "Борис Годунов" был удостоен такого эпитета. Знаменитый роман Лермонтова "Герой нашего времени" был написан в течение двух лет и впервые издан в Петербурге. Далее в статье будет проведено сравнение Онегина и Печорина, показаны черты, связывающие и отличающие их.

Произведение Пушкина. Краткое описание

Работу над романом Александр Сергеевич начал в Кишиневе, в 1823-м году. Пушкин в то время находился в ссылке. По ходу повествования можно заметить, что автор отказался от использования романтизма в качестве основного творческого метода.

"Евгений Онегин" - реалистичный роман в стихах. Предполагалось, что изначально произведение будет включать в себя 9 глав. Однако впоследствии Пушкин несколько переработал структуру романа, оставив в нем только восемь. Исключена была глава о путешествии главного героя - она стала приложением к основному повествованию. Кроме того, было изъято из структуры романа описание видения Онегиным недалеко от Одесской пристани и довольно резко выраженные суждения и замечания. Оставлять эту главу для Пушкина было достаточно опасно - за эти революционные взгляды его могли арестовать.

"Герой нашего времени". Краткое описание

Лермонтов начал работу над произведением в 1838-м году. Его роман включает в себя несколько частей. В процессе чтения можно увидеть, что в повествовании нарушена хронология. Этот художественный прием автор использовал по нескольким причинам. Главным образом такая структура произведения показывает главного героя - Печорина - сначала глазами Максима Максимыча. Затем перед читателем предстает персонажа по записям его дневника.

Краткая Онегина и Печорина

Оба персонажа являются представителями столичной аристократии. Герои получили прекрасное Уровень их интеллекта выше, чем средний уровень окружающих их людей. Персонажей разделяет десять лет, однако каждый из них - представитель своей эпохи. Жизнь Онегина протекает в двадцатые годы, действие романа Лермонтова разворачивается в 30-е годы 19-го столетия. Первый находится под влиянием свободолюбивых идей в условиях расцвета передового общественного движения. Печорин живет в период жестоких политических реакций на деятельность декабристов. И если первый еще мог примкнуть к восставшим и обрести цель, придав таким образом смысл собственному существованию, то у второго героя такой возможности уже не было. Уже это говорит о большей трагичности лермонтовского персонажа.

Основные черты персонажа романа "Герой нашего времени"

Образ Григория Печорина явился одним из художественных открытий Лермонтова. Этот герой эпохален главным образом потому, что в изображении его были выражены особенности той последекабристской эпохи. Внешне для этого периода характерны только потери, жестокие реакции. Внутри же совершалась деятельная, беспрерывная, глухая и безмолвная работа.

Необходимо сказать, что Печорин - довольно неординарная личность, все в нем спорно. Например, герой может пожаловаться на сквозняк, а спустя некоторое время скакать на врага с шашкой наголо. Максим Максимыч говорит о нем как о человеке, способном переносить сложности кочевой жизни, смену климатов. Григорий был строен, рост его был средний, телосложение крепкое с тонким станом и широкими плечами. По мнению Максима Максимыча, сущность Печорина не была побеждена ни развратом жизни столицы, ни душевными терзаниями.

Что общего у персонажей?

Сравнение Онегина и Печорина следует начинать с анализа черт характеров героев. Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.

Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет "упорный труд". Чтение также ненадолго увлекает его.

Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения. Это можно увидеть в и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.

В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей.

Взаимоотношения героев с окружающими

Не захотев лишаться свободы, Онегин отвергает чувства Татьяны. Чувствуя свое превосходство над людьми в целом, он принимает вызов Ленского и на дуэли убивает друга. Печорин приносит несчастье практически всем, кто его окружает или встречается. Так, он убивает Грушницкого, огорчает до глубины души Максима Максимыча, разрушает жизни Веры, Мери, Бэлы. Григорий добивается расположения и любви женщин, следуя исключительно желанию себя развлечь. Развеяв скуку, он довольно быстро охладевает к ним. Печорин достаточно жесток. Это его качество проявляется даже по отношению к больной Мери: он говорит ей, что не любил ее никогда, а только смеялся над ней.

Наиболее яркие черты персонажей

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету.

Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения - ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как "нравственного калеку".

Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским.

Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.

Любовь в жизни героев

Осознав свою любовь к Татьяне, Онегин готов на все ради того, чтобы только увидеть ее. Лермонтовский герой незамедлительно бросается вслед уехавшей Вере. Печорин, не догнав возлюбленную, падает в середине пути и плачет, будто ребенок. Пушкинский герой благороден. Онегин честен с Татьяной и не думает пользоваться ее неопытностью. В этом лермонтовский герой является прямой противоположностью. Печорин предстает личностью безнравственной, человеком, для которого окружающие его люди - лишь игрушки.

Идеалы и ценности

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина главным образом является сопоставлением внутреннего мира каждого персонажа. Анализ их поведения позволяет понять мотивацию тех или иных поступков. Так, например, различно у героев отношение к дуэли. Онегин накануне крепко спит. Он не воспринимает дуэль всерьез. Однако после смерти Ленского Евгения охватывает ужас и угрызения совести.

Лермонтовский герой, напротив, всю ночь перед дуэлью с Грушницким не спит. Григорий погружен в размышления, он думает о цели своего существования. При этом Печорин достаточно хладнокровно убьет Грушницкого. Он спокойно покинет дуэльную площадку, вежливо откланявшись.

Почему Печорин и Онегин - "лишние люди"?

Общество достаточно отрицательно относилось к героям. Окружающие не могли понять поведения персонажей. Точка зрения, взгляды и мнения Печорина и Онегина не совпадали с общепринятыми, посему воспринимались в штыки. Оба персонажа чувствуют свое одиночество в свете, среди толпы, чувствующей превосходство этих молодых людей. В образах Печорина и Онегина авторы выразили протест против гнусности и затхлости того времени, лишающего людей цели, вынуждающего растрачивать впустую свои силы, не найдя применения ни своим способностям, ни умениям.

В. Г. Белинский в числе первых критиков отметил несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина. «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени», - писал Белинский.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабристов, вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. А вот идеи романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» общие — изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции, которая была не удовлетворена жизнью, но отстранялась от общественной деятельности и бесцельно растрачивала свои силы, а ее представители превращались в «лишних людей». Таковы Онегин и Печорин.

Формирование характеров, условия воспитания и Онегина, и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли одинаковый путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности своей жизнью.

«Но рано чувства в нем остыли», - пишет Пушкин об Онегине, который «заболел» «русской хандрой». У Печорина тоже очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Это были начитанные и образованные люди, что дало им возможность видеть пороки общества, стать выше молодежи их круга. Образованность и природная любознательность Онегина видна из перечня тем споров с Ленским:

…Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь…

Свидетельством образованности Онегина является и его библиотека. Печорин так говорил о себе: «Я стал читать, учиться - науки тоже надоели». Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растрачивали ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в «науке страсти нежной», в знании «русских барышень». Печорин говорил: «…знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…» Любовь женщин (Бэлы, княжны Мери) не «растопила» холодности и рассудочности Печорина, который приносит им только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны также сначала оставила равнодушным Онегина. Но если Онегин впоследствии переживет озарение любовью к Татьяне — светской даме, генеральше, то Печорин не способен к большому чувству. По его мнению, «любовь — это пресыщенная гордыня».

Оба героя дорожили своей свободой. Онегин в своем письме Татьяне писал:

Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Печорин заявлял: «…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

Равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским «от делать нечего», а Печорин говорит: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» Это видно из его холодного отношения к Максиму Максимычу, который считал его своим другом. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной «светской чорни». По Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушниц-ким, мстит обществу за несбывшиеся надежды («Княжна Мери»). По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить» за скучный вечер у Лариных. О себе Печорин говорил: «Я лгал, но мне хотелось его победись. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…»

Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется пониманием бесполезности своей жизни. Пушкин говорит:

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.

Ему, как бы вторит Печорин: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… узнав хорошо свет и пружины жизни… я сделался нравственным калекой».

Слова Пушкина об Онегине, когда

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга…

Он «начал странствия без цели», можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего «друга», и жизнь его продолжилась «без цели, без трудов». Печорин тоже путешествует, горестно восклицая: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее «от случайной пули на дорогах Персии». Онегин же в двадцать шесть лет также «безнадежно устал от жизни». Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,
Зачем не хилый я старик?..

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что образ Печорина более разносторонний, более многогранный; это более активная личность с чертами демонизма. «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» - говорит Печорин. Как человек Онегин остается загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак?..

И Онегин, и Печорин - это мыслящие, страдающие, хотя и эгоистичные, герои. Презирая праздное светское существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему и становятся «лишними людьми». В трагических исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия «лишних людей». Трагедия же «лишнего человека», в какую бы эпоху он ни появлялся, это трагедия общества, породившего его.

Печорин — Онегин нашего времени. В. Г. Белинский
Пушкин и Лермонтов — люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но сколько всего может произойти за эти пятнадцать лет.
Пушкин жил в эпоху декабристов. Его творчество развивалось на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничность возможностей человека. Напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.
На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти две эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов.
Как и два великих поэта — Пушкин и Лермонтов, их герои тоже родились каждый в свое время. И все же эти герои очень похожи. Лермонтов, создавая образ Печорина, уже был знаком с Евгением Онегиным, без «Евгения Онегина» вряд ли состоялся бы «Герой нашего времени». И Онегин, и Печорин — оба чужие в своем обществе, в своей среде. Писателей и поэтов во все времена интересовала тема «лишнего человека». Есть что-то завораживающее и привлекательное в человеке, который способен противопоставить себя обществу.
Оба героя получили хорошее воспитание. Евгений Онегин сначала обучался у французской гувернантки, затем воспитывался у гувернера, то есть получил типичное светское и модное для людей того времени воспитание. Детство его прошло в богатой, но разорившейся дворянской семье. Хотя образование его было несколько поверхностным, оно все же считалось достаточным для людей того времени. Печорин, так же как и Онегин, — выходец из аристократической семьи, получивший хорошее воспитание и образование. Он обладал острым умом, хорошей памятью, разбирался в литературе, истории, философии, его знания были более глубокими и прочными, чем познания Онегина.
Оба героя вели похожий образ жизни, так называемый светский. Они заводили романы с красавицами, посещали балы, театры. Но оба стояли выше типичных представителей того времени и скоро поняли, что внешний блеск — это просто мишура, за которой скрываются зависть и озлобленность, интриги и сплетни. Обществу того времени не нужны были люди умные и образованные, достаточно было знание французского языка и хороших манер. В этом обществе им стало скучно. Онегин заболел «русской хандрой», а Печорина терзают приступы тоски. Оба пробовали заняться литературной работой. Но система воспитания того времени не научила Онегина работать, «упорный труд ему был тошен», а Печорин понял, что наука современному обществу не нужна, она не принесет ни счастья, ни славы, Но если Онегин, испробовав все развлечения, устал от жизни, пресытился ею, то Печорину жизнь не надоела, он хочет жить, поэтому ищет выход из создавшейся ситуации. В надежде, что «скука не ж ивет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ.
В любви и Онегин и Печорин видят лишь спасение от скуки. Они не умеют любить. Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили в Онегине всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало Печорина эгоистом и себялюбцем, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости. Они уже не верят в любовь. Онегин отвергает любовь Татьяны, объясняя это тем, что он не «создан для блаженства» семейной жизни. Он слишком много видел в жизни примеров так называемого «семейного счастья»:
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Чувствует пресыщение и Печорин: «Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь». Для теперешнего Печорина любовь — это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует бросить его на дороге: авось, кто-нибудь поднимет.
Глубоко страдает чистая и любящая Татьяна. Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера. Удел Онегина и Печорина — одиночество.
Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически: «всем сердцем юношу любя», Онегин не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.
Печорин вообще не верит в дружбу: «„.из двух друзей всегда один раб другого».
«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» — эти слова Пушкина в одинаковой мере можно отнести и к Онегину, и к Печорину. Беда не в том, что они мыслят, а в том, что живут в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. И Онегину, и Печорину неинтересно жить так, как живут люди посредственные, но и найти применения своим силам они не могут. Как результат — полное одиночество героев. Они одиноки не только потому, что разочаровались в жизни, но и потому, что утратили возможность видеть смысл в дружбе, любви, близости человеческой души,
Отмечая сходство между двумя героями, Белинский писал: «Печорин — это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Онегин и Печорин как герои своего времени План

I. Проблема героя времени в русской литературе.

II. Типы лишних людей в романах Пушкина и Лермонтова

а) Онегин - современник Пушкина и декабристов.

- "страдающий эгоист", "эгоист поневоле"

Богатый помещик

Человек, свободный от служебных обязанностей

Распорядок дня

б) Печорин - герой своего времени.

Отсутствие высоких идеалов

Поистине трагическая личность

Дворянин

Его "душа испорчена светом"

Деятельная личность

Полнота чувств и глубина мыслей

- "его силы необъятные"

Его индивидуализм

III. "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени" - лучшие художественные документы своей эпохи.

Онегин - это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу...

"Герой нашего времени" Лермонтова - его младший брат.

А.И.Герцен

Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор эта проблема интересовала и волновала меня с тех самых пор, когда я впервые открыла произведения Пушкина и Лермонтова. Вот почему я решила обратиться к этой теме в моем реферате. Роман А.С.Пушкина в стихах "Евгений Онегин" и роман Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины 19 века. В центре этих произведений люди, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества, но не умеющие найти применение своим богатым силам и способностям. Поэтому таких людей называют "лишними".

Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме "Кавказский пленник" А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое "ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ.

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно- полезного дела. Русское дворянство того времени было сословием земле- и душевладельцев. Именно владение поместьями и крепостными крестьянами было мерилом богатства, престижа и высоты общественного положения. Отец Онегина "давал три бала ежегодно и промотался наконец", а сам герой романа после получения наследства от "всех своих родных" сделался богатым помещиком, он теперь

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный...

Но тема богатства оказывается связанной с разорением, слова "долги", "залог", "заимодавцы" встречаются уже в первых строках романа. Долги, перезакладывание уже заложенных имений было делом не только бедных помещиков, но и многие "сильные мира сего" оставляли потомкам огромные долги. Одной из причин всеобщей задолженности было сложившееся в царствование Екатерины II представление о том, что "истинно дворянское" поведение заключается не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам.

Именно в то время, благодаря проникновению из-за границы различной просветительской литературы, люди стали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства. Из числа таких людей был и Евгений, он "читал Адама Смита и был глубокий эконом". Но, к сожалению, таких людей было немного, и основная часть их принадлежала к молодежи. И поэтому, когда Евгений "ярем... барщины старинной оброком легким заменил",

В своем углу надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед.

Причиной образования долгов было не только стремление "жить по-дворянски", но и потребность иметь в своем распоряжении свободные деньги. Эти деньги получали путем закладывания имений. Жить на средства, полученные при закладывании имения, и называлось жить долгами. Предполагалось, что на полученные деньги дворянин улучшит свое положение, но в большинстве случаев дворяне проживали эти деньги, тратя их на покупку или строительство домов в столице, на балы (" давал три бала ежегодно") . Именно по этому, привычному, но ведущему к разорению пути и пошел отец Евгения. Не удивительно, что когда отец Онегина скончался, выяснилось, что наследство обременено большими долгами.

Перед Онегиным собрался

Заимодавцев жадный полк.

В этом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Первое решение диктовалось чувством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомысленный же Онегин пошел по второму пути. Получение наследства было не последним средством поправить расстроенные дела. Молодость, время надежд на наследство, была как бы узаконенным периодом долгов, от которых во второй половине жизни следовало освободиться, став наследником "всех своих родных" или выгодно женившись.

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов.

Для дворян того времени военное поприще представлялось настолько естественным, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь специальное объяснение. То, что Онегин, как ясно из романа, вообще никогда нигде не служил, делало юношу белой вороной в кругу современников. Это отражало новую традицию. Если раньше отказ от службы обличали как эгоизм, то теперь он приобрел контуры борьбы за личную независимость, отстаивание права жить независимо от государственных требований. Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время могли себе позволить лишь редкие молодые люди, чья служба была чисто фиктивной. Возьмем такую деталь. Заведенный Павлом I порядок, при котором все чиновники, включая самого императора, должны были рано ложиться и рано вставать, сохранился и при Александре I. Но право вставать как можно позже явилось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья, но и от деревенского помещика. Мода вставать как можно позже восходила к французской аристократии "старого дореволюционного режима" и была занесена в Россию эмигрантами.

Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

Послеобеденное время молодой франт стремился "убить", заполнив промежуток между рестораном и балом. Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, бал был местом представительства различных общественных слоев.

Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин отмечает, что они сошлись "от делать нечего". Это, в конце концов, привело к дуэли.

В то время люди по-разному смотрели на дуэль. Одни считали, что дуэль, несмотря ни на что, - это убийство, а значит, варварство, в котором нет ничего рыцарского. Другие - что дуэль- средство защиты человеческого достоинства, поскольку перед лицом поединка оказывался равен и бедный дворянин, и любимец двора.

Такой взгляд не был чужд и Пушкину, как показывает его биография. Дуэль подразумевала строгость соблюдения правил, что достигалось обращением к авторитету знатоков. Такую роль в романе играет Зарецкий. Он, "в дуэлях классик и педант", вел дело с большими упущениями, вернее, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении он был обязан обсудить возможность примирения. Это входило в его обязанности секунданта, тем более, что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме 18-летнего Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Онегин и Зарецкий нарушают правила дуэли. Первый - чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против своей воли, в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей. Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, призираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В онегенскую пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:

Поэт, задумчивый мечтатель

Убит приятельской рукой!

Роман "Евгений Онегин" - того неисчерпаемый источник, рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам Онегин является истинным героем своего времени, и для того, чтобы понять самого его и его поступки, мы изучаем время, в которое он жил.

М.Ю.Лермонтов- писатель "совсем иной эпохи", несмотря на то, что с Пушкиным их разделяет десятилетие.

Годы жестокой реакции сделали свое дело. В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от безвременья 30-х годов.

Лермонтов видел трагедию своего поколения. Это нашло свое отражение уже в стихотворении "Дума":

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно...

Эта тема была продолжена М.Ю. Лермонтовым в романе "Герой нашего времени".

Печорин - герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Отсутствие высоких общественных идеалов - яркая черта этого исторического периода. Образ Печорина - одно из главных художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален. В нем получили свое концентрированное художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам Герцена, на поверхности, "видны балы только потери", внутри же "совершалась великая работа.... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная ". Вот это разительное несоответствие внутреннего - внешнему и в то же время обусловленность интенсивного развития духовной жизни запечатлены в образе- типе Печорина. Однако его образ значительно шире заключенного в нем в общечеловеческое, национальное - во всемирное, социально-психологическое в нравственно-философское. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность рассматривается как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско-аристократической сферы, переходного характера его эпохи.

Объясняя цель создания "Героя нашего времени", М.Ю. Лермонтов в предисловии к нему достаточно четко дает понять, чем для него является образ главного героя: "Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Автор поставил перед собой важную и сложную задачу, желая отобразить на страницах своего романа героя своего времени. И вот перед нами Печорин - поистине трагическая личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" В изображении Лермонтова Печорин - человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды, со всеми вытекающими отсюда противоречиями, которые исследованы автором в полной мере художественной объективности. Это дворянин - интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья "душа испорчена светом". Но есть в нем и нечто большее, что делает его представителем не только определенной эпохи и социальной среды. Личность Печорина предстает в романе Лермонтова как неповторимо - индивидуальное проявление в ней конкретно-исторического и общечеловеческого, видового и родового. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. И в этом смысле он - характернейшее явление своего времени, по словам Белинского, " века философствующего духа". Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи, имеют и общечеловеческое значение как необходимый этап в самопостроении человека, в формировании в нем индивидульно-родового, то есть личностного, начала.

В неукротимой действенности Печорина получила отражение другая важнейшая сторона лермонтовской концепции человека - как существа не только разумного, но и деятельного.

Печорин воплощает такие качества, как развитое сознание и самосознание, "полнота чувств и глубина мыслей", восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, деятельное самоутверждение целостного существа и т.п. Но, будучи сыном своего времени и общества, он несет на себя и их неизгладимую печать, сказывающуюся в видовом, ограниченном, а подчас и искаженном проявлении в нем родового. В личности Печорина наблюдается особенно характерное для социально неустроенного общества противоречие между его человеческой сущностью и существованием, "между глубокостию натуры и жалкостию действия одного и того же человека". (Белинский) Однако, в жизненной позиции и деятельности Печорина больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Печатью мужественности, даже героизма, отмечено его ни перед чем не останавливающееся отрицание неприемлемой для него действительности; в протесте против которой он полагается только на собственные силы. Он умирает, ни в чем, не поступившись своими принципами и убеждениями, хотя и не совершив того, что мог сделать в иных условиях. Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится, тем не менее, противостоять обстоятельствам, утверждать свою волю, свою "собственную надобность", вопреки господствующей "казенной надобности". Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные, "последние" вопросы человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении. В ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет: "Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни". Жертвой своеволия Печорина становится Бэла, насильственно вырванная из ее среды, из естественного течения ее жизни. Погублена прекрасная в своей естественности, но хрупкая и недолговечная гармония неискушенности и неведения, обреченная на неизбежную гибель в соприкосновении с реальностью, хотя бы и "естественной" жизнью, а тем более со все более властно вторгающейся в нее "цивилизации".

В эпоху Возрождения индивидуализм был исторически прогрессивным явлением. С развитием буржуазных отношений индивидуализм лишается своей гуманистической основы. В России углублявшийся кризис феодально-крепостнической системы, зарождение в ее недрах новых, буржуазных отношений, победа в Отечественной войне 1812 года вызывали поистине возрожденческий подъем чувства личности. Но вместе с тем все это переплетается в первой трети XIX века с кризисом дворянской революционности (события 14 декабря 1825 года), с падением авторитета не только религиозных верований, но и просветительских идей, что в итоге создавало питательную почву для развития индивидуалистической идеологии в русском обществе. В 1842 году Белинский констатировал: "Наш век... это век... разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов (даже умственных) ... ". Печорин со своим тотальным индивидуализмом и в этом отношении фигура эпохальная. Принципиальное отрицание Печориным морали современного ему общества, как и других его устоев, было не только его личным достоинством. Оно уже давно вызрело в общественной атмосфере, Печорин явился лишь наиболее ранним и ярким его выразителем.

Существенно и другое: индивидуализм Печорина далек от прагматического, приспособляющегося к жизни эгоизма. В этом смысле показательно сопоставление индивидуализма, скажем, пушкинского Германа из "Пиковой дамы" с индивидуализмом Печорина. Индивидуализм Германа основывается на стремлении во что бы то ни стало завоевать себе место под солнцем, то есть подняться на верхние ступени социальной лестницы. Он бунтует не против этого несправедливого общества, а против своего приниженного положения в нем, не соответствующего, как он полагает, его внутренней значимости, его интеллектуально-волевым возможностям. Ради завоевания престижного положения в этом несправедливом обществе он готов пойти на все: перешагнуть, "преступить" не только через судьбы других людей, но и через себя как "внутреннего" человека". Не таков индивидуализм Печорина. Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить. Он меньше всего озабочен своим положением в нем. Больше того, по сути, он имеет, и легко мог бы иметь еще больше из того, чего так добивается Герман: он богат, знатен, перед ним открыты все двери высшего света, все дороги на пути к блестящей карьере, почестям. Он же все это отвергает как чисто внешнюю мишуру, недостойную живущих в нем устремлений к подлинной полноте жизни, которую он видит, по его словам, в "полноте и глубине чувств и мыслей", в обретении значительной жизненной цели. Свой сознательный индивидуализм он рассматривает как нечто вынужденное, поскольку пока не находит ему приемлемой для себя альтернативы.

Есть еще одна особенность в характере Печорина, которая заставляет во многом по-новому взглянуть на исповедуемый им индивидуализм. Одной из доминирующих внутренних потребностей героя является его ярко выраженное влечение к общению с людьми, что уже само по себе противоречит индивидуалистическим мировоззренческим установкам. В Печорине поражает постоянное любопытство к жизни, к миру, а главное - к людям.

Печорин, говорится в предисловии к роману, - тип "современного человека", каким автор "его понимает" и каким слишком часто встречал.

Итак, перед нами два героя, оба представители своего непростого времени. Замечательный критик В.Г. Белинский не ставил между ними знака "равно", но и большой пропасти между ними не видел.

Называя Печорина Онегиным своего времени, Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа и вместе с тем полагал, что "Печорин выше Онегина по идее", хотя, словно приглушая некоторую категоричность этой оценки, добавлял: "Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову". Начиная со 2 половины XIX века за Печориным упрочилось определение "лишнего человека".

Глубинный смысл и характеристика типа "лишнего человека" для русского общества и русской литературы николаевской эпохи, вероятно, наиболее точно определил А.И.Герцен, хотя это определение и остается пока в "запасниках" литературоведения. Говоря о сущности Онегина и Печорина как "лишних людей" 1820-30-х годов, Герцен сделал замечательно глубокое наблюдение: "Печальный тип лишнего... человека - только потому, что он развился в человеке, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах".

И все же при всей близости к Онегину Печорин, как герой своего времени, знаменует совершенно новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине отражен мучительный, но во многом полустихийный процесс превращения аристократа, "денди" в человека, становления в нем личности, то в Печорине запечатлена трагедия уже сложившейся высокоразвитой личности, обреченной жить в дворянско-крепостническом обществе при самодержавном режиме.

По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени", а Печорин- "это герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

"Евгений Онегин " и "Герой нашего времени" - яркие художественные документы своей эпохи, а главные их герои олицетворяют для нас всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.

Литература

1) Н.А.Демин "Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе", Москва, "Просвещение", 1971г.

2) М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", Москва, "Советская Россия", 1981г.

3) М.Ю.Лермонтова "Сочинения", Москва, издательство "Правда", 1988г.

4) В.Г.Маранцман "Художественная литература", "Просвещение", 1991г.

5) А.С.Пушкин "Евгений Онегин", Москва, "Худож.литература", 1984г.

6) Б.Т. Удодов "Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", Москва, "Просвещение", 1989г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Онегин и П ечорин - «герои своего времени»

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. Герой романа - бывший гвардейский офицер, переведенный на Кавказ. Перед нами раскрывается сложная натура Печорина, очень схожая с Онегиным. «Это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою», - сказал Белинский о Печорине. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Действительно, между Печориным и Онегиным много сходства. Оба они - представители светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой и т.д. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.

Наиболее близки Онегин и Печорин по социальному происхождению, полученному воспитанию, по характеру, по взглядам. Онегин получил типичное для того времени аристократическое воспитание. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь». Но все же Евгений получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. О ранних годах Печорина нам известно очень мало. Но можно предполагать, что он получил такое же воспитание, как и Онегин. Поэтому он не приспособлен к жизни, не привык к трудовой деятельности. Правда, Печорин получил несколько лучшее образование, чем Евгений. Это видно из его дневника. Ему не чужд интерес к философии и истории. Он склонен к материалистическому взгляду на вещи, хотя пишет об этом, как всегда, с иронией: «Я вышел из ванны свеж и бодр… После этого говорите, что душа не зависит от тела!». Закончив образование, Онегин и Печорин вступают в свет. Безукоризненное знание французского языка, остроумие, изящество манер, умение поддержать в обществе разговор - все это обеспечило им успех в обществе. Оба бросаются в водоворот шумной светской жизни. Балы, театры, увлечение женщинами - вот все их развлечение. Такой образ жизни мог удовлетворить заурядных людей. Онегин же - яркая незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества одаренностью натуры и душевными запросами. Евгения не могли удовлетворить окружающее его общество, светские развлечения. Онегин чувствовал себя чужим в обществе. «Он выше окружающего общества настолько, что дошел до сознания его пустоты», - говорит об Онегине Добролюбов. На фоне лживого лицемерного общества выделяется и ум Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Он превосходно знаком с мировой литературой, начитан. Это натура богато одаренная. Он не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе своей силы необъятные». Ум, образованность, способность критически относиться к окружающему делают Печорина незаурядным человеком, резко выделяющимся из основной массы дворянского общества.

Несмотря на большое сходство, между Онегиным и Печориным немалая разница. Объясняется это тем, что они жили в разное время. Двадцатые годы девятнадцатого века, когда жил Онегин, были годами общественно-политического оживления, когда назревало восстание декабристов. Под влиянием передовых людей у Онегина складываются прогрессивные взгляды. «…Яремон барщины старинной оброком легким заменил…» Эта мера дает основание предполагать, что Евгений примыкает к либеральным течениям в дворянстве двадцатых годов. Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. «Самолюбивая посредственность отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному». Из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку. Пушкин подчеркивает острый, злой язык Онегина, его манеру резко и зло отзываться обо всем окружающем. Печорин - иной, чем Онегин, по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Печорин - герой тридцатых годов, времени разгара реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он, действительно, принадлежит тому времени. Печорин не мог найти себе единомышленников, он был одинок. Поэтому образ Печорина более трагичен, чем образ Онегина. Время, реакция убили в Печорине все лучшее. Печорин не мог уйти к декабристам, как это мог сделать Онегин. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным поступкам. Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мысли не допускает бешеных порывов». Но при всей своей одаренности он - «нравственный калека». В нем много странностей, что Лермонтов настойчиво подчеркивает: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся! Это признак - или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый - оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но он не размахивает руками, - верный признак некоторой скрытности характера» и т.д. Эта противоречивость Печорина - «болезнь поколения того времени». В чем же она проявляется? В его отношении к жизни, борьбе ума и сердца и т.д. Печорин говорит о себе сам: «Я давно уж живу не сердцем, а головою… Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых отношений между людьми. Разочарованный, он тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему наслаждение. У Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней - «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Печорин от природы наделен горячим сердцем, способным сильно переживать. В глубине души его происходит борьба искреннего чувства и привычного для него равнодушия и черствости. Отвечая на вопрос Максима Максимыча о Бэле, Печорин отвернулся и «принужденно зевнул», но за этим показным безразличием он торопится скрыть подлинное волнение, заставившее его побледнеть. В последнем свидании с Мери Печорин «принужденной усмешкой» спешит подавить возникшее чувство жалости к девушке, которую он заставил глубоко страдать. Чувства Печорина гораздо глубже, чем Онегина. «… Я не создан для блаженства…», - говорит Онегин Татьяне. Тем самым он сознает неспособность к сильному, глубокому чувству любви. В основе его чувств лежит себялюбие.

Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, дорожит ее любовью, хочет догнать ее, увидеть в последний раз, пожать ей руку, боится потерять ее навеки. Она стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Перед смертью он спрашивает себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. Он был лишен высокой деятельности, никому не мог принести пользы, где бы он ни появлялся, всем приносит одни несчастья. Несмотря на способность к сильному искреннему чувству, любовь Печорина эгоистична. Он похищает Бэлу, добивается любви Мери, а потом отказывается от нее, нарушает покой «мирных» контрабандистов, убивает Грушницкого.

Печорин отличается двойственностью натуры. «В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры - противоречие между гибкостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека».

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»? «Во мне душа испорчена светом», - говорит сам Печорин, т.е. светским обществом, в котором он жил и уйти от которых не смог. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века. В галерею «лишних людей» входят Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров, Рудин, Инсаров Тургенева.

Онегин типичный представитель «лишних людей» двадцатых годов. Таких, как он, было много. Пушкин говорит, что он был «просто добрый малый, как вы да я, как целый свет». Онегин стоит первым в ряду «лишних людей». За ним следует целая галерея образов. Типичен для своего времени и Печорин, о котором Лермонтов сказал, что в нем он дал портрет «не одного человека: это портрет, составленный из пророков всего нашего поколения». Печорин продолжает ту галерею образов, которую начинает Онегин.