Почему роман герой нашего времени называют психологическим. «Герой нашего времени» - первый русский социально-психологический роман

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».
Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.
Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».
«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.
Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.
Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

Каждый литературный герой — всегда час-тичка души своего творца. Любой писатель вкладывает в него свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый герой неизменно отражает черты своей эпохи и своего окружения, живет согласно с ним или выпадает из общеприня-тых схем социального поведения. Так, в ро-мане Пушкина «Евгений Онегин» главный ге-рой — молодой человек 20-х годов XIX столе-тия: умный, образованный, принадлежащий к высшей аристократии, но неудовлетворен-ный существующей действительностью, по-тративший лучшие годы своей жизни на бес-смысленное, бесцельное существование. Появление такого образа вызвало в тогдаш-нем обществе и литературных кругах целую бурю страстей. Не успели еще они утихнуть, как на свет явился новый герой, но уже пред-ставитель следующего десятилетия — Григо-рий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине актуальны, ведь образ жизни в настоящее время совершенно другой, другие идеалы, цели, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл че-ловеческого существования важен для всех, независимо от того, в какое время мы жи-вем, о чем думаем и мечтаем.

Центральная часть романа — «Дневник Пе-чорина» — отличается углубленным психо-логическим анализом. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Свои пе-реживания он анализирует со «строгостью судьи и гражданина». Печорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого ро-да чувства кипят в груди моей». Привычка к самоанализу дополняется навыками бес-престанного наблюдения за окружающи-ми. В сущности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психоло-гическими экспериментами, которые инте-ресуют героя своей сложностью и на время развлекают. Такова история с Бэлой, исто-рия победы над Мери. Похожей была психо-логическая «игра» с Грушницким, которого Печорин попросту дурачит. Печорин рассуж-дает о том, что «честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напыщенная гордость».

Если А. С. Пушкина принято считать создате-лем первого реалистического стихотворного романа о современности, то Лермонтов явля-ется автором первого социально-психологиче-ского романа в прозе. Его произведение отли-чается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лер-монтов подвергает ее глубокому критическому анализу, раскрывает все недостатки своего поколения: холодность сердец, эгоизм, безде-ятельность.

Реализм «Героя нашего времени» во мно-гом отличен от реализма пушкинского ро-мана. Отодвигая в сторону бытовые элемен-ты, историю жизни героев, Лермонтов со-средоточивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побу-дившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор раскрывает чувства героев с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала литература его времени.

Мятежная натура Пёчорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «просит бури». Это страстная, мыслящая натура, слишком свободная, что-бы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощуще-ний. Самоанализ необходим ему, чтобы верно соотнести свою судьбу и предназна-чение с настоящей жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеж-дений — настоящая трагедия для героя и его поколения.

В «Журнале Печорина» открывается жи-вая, сложная, богатая аналитическая работа разума. Главный герой — фигура во многом типичная, что показывает нам, что в России существовала думающая молодежь, кото-рая была трагически одинока. Печорин при-числяет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он го-ворит: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Эта же мысль повторяется у Лермонтова в стихо-творении «Дума»:

Богаты мы , едва из колыбели ,

Ошибками отцов и поздним их умом ,

И жизнь уж нас томит , как ровный путь без цели ,

Как пир на празднике чужом .

Решая нравственную проблему цели жиз-ни, главный герой произведения не смог най-ти применения своим способностям. «Зачем я жил? Для какой цели я родился... А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные», — пи-шет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окру-жающим людям. Он равнодушен к их пережи-ваниям, поэтому он, не задумываясь, ковер-кает чужие судьбы. Пушкин писал о таких мо-лодых людях: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно».

Пользуясь пушкинскими словами, о Печо-рине можно сказать, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный чело-век изображен довольно верно, с его без-нравственной душой, себялюбивой и су-хой». Таким увидел свое поколение Лер-монтов.

«Герой нашего времени» - произведение, рожденное по-следекабристской эпохой. Героическая попытка передовых дворян изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последовавшие за этим событием годы явились сложным периодом русской истории: жестокая реакция, политический гнет. Но, несмотря ни на что, мысль в этот период работала напряженно. Вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная перейти в действие, была переключена в сферу интеллектуальной жизни. Образованная часть людей стремилась выработать широкий взгляд на мир, постигнуть мир во всей его сложности.
В «Герое нашего времени» Лермонтов сознательно нарушает хронологическую последовательность, тем самым заставляя читателя сместить свое внимание от сюжета к внутреннему миру героев, на их интеллектуальную жизнь. По этой причине произведение считается первым в России «аналитическим романом» (Б. Эйхенбаум), первым русским социально-психологическим романом.
Главная цель, которую ставил автор, - глубоко раскрыть сложную натуру своего современника, показать проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Не случайно В. Г. Белинский назвал лермонтовское произведение «грустной думой о нашем времени». Б. Эйхенбаум отмечал, что «предмет художественного изучения Лермонтова... личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком». И это действительно так: лермонтовский герой изначально необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, столь же удивительны, неординарны. Автора интересует не заурядный герой, к которому читатель привык, а личность могучая и титаническая - «герой века».
Однако не менее занимала автора и другая проблема - определение черт «нашего века». Его Лермонтов характеризует как эпоху, в которую умные, образованные люди обречены на жизнь бесплодную и никчемную, так как историческая действительность не может дать выхода их страстям и порывам. Это «лишние люди», опередившие эпоху, в которую им суждено жить. От этого они, не понятые современниками, не способные найти с ними общий язык, осуждены на одиночество.
Героем времени, представителем своей эпохи в романе является Печорин - личность сильная и волевая. Молодой человек скоро убеждается, что в этом обществе человек не может добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, им овладели тоска и скука - верные спутники разочарования. Печорин задыхается в душной атмосфере николаевского режима, он так и говорит: «Во мне душа испорчена светом». Печорин все время ищет людей, которые могли бы в чем-то противостоять ему, понять его. Герой пытается ставить людей наравне с собой, но в результате он только еще раз убеждается, что во многом выше их. Нет достойного Печорину соперника - от этого ему скучно. Кроме того, испытывая людей, герой видит всю их низость, мелочность, неспособность к благородным поступкам. Это еще больше его угнетает. Мятежная душа Печорина отказывается от радостей и спокойствия. Герой слишком переполнен страстями и мыслями, слишком свободен, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших событий, ощущений. Он человек, не нашедший для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких личностей не притягивают обычные житейские радости.
Одаренный от природы, наделенный глубоким умом, способностью анализировать, с сильным характером и стальной волей, он имеет некоторую, по словам автора, странность: глаза его «не смеялись, когда он смеялся». Эта «странность» - еще одно доказательство того, как глубоко Печорин разуверился во всех обольщениях мира, какими безнадежными видит он свои жизненные перспективы.
Стремясь к полноте жизни, мечтая об идеале, Печорин между тем проводит жизнь бесплодно. С горечью вынужден констатировать герой: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Печорин все время в поиске. Он повсюду ищет идеал благородства, чистоты, душевной красоты. И ошибается, и разочаровывается, считая вначале, что идеал этот - Бэла. Оказывается, эта девушка не способна подняться выше безоглядной любви к Печорину, и это быстро охлаждает чувства героя. Печорин - эгоист, с этим нельзя не согласиться, но таким его сделало «наше время», которое не в состоянии удовлетворить его ищущую, глубоко чувствующую натуру.
Не складываются отношения у Печорина и с Максимом Максимычем: герои слишком не похожи друг на друга. Эти два человека в романе представляют собой две стороны, два пласта русской жизни: Россию народную, необразованную и Россию дворянскую. Потому-то и не понимают они друг друга, потому и не могут подружиться. Между ними нет и не может быть настоящего чувства привязанности: ограниченность одного и искушенность другого исключают такие отношения. Еще отчетливее проявляется богатство печоринской натуры, сила его характера на фоне подлеца и негодяя Грушницкого.
Все происходящие с Печориным события демонстрируют с очевидностью фатальный ход жизни, а их разрозненный характер только подчеркивает власть обстоятельств, не зависящих от личной воли героя. Все ситуации подтверждают некие общие законы жизни. Все столкновения Печорина с людьми случайны, но каждый случай убеждает его в закономерности тех понятий о жизни, которые дал ему предшествующий опыт.
В романе полностью раскрывается психологический портрет Печорина и отражены социально-политические условия, формирующие «героя времени». Это лермонтовское произведение предвосхитило психологические романы Достоевского, а Печорин продолжил ряд «лишних людей» в русской литературе. Несмотря на двойственность моего отношения к Печорину (и эгоист, и благороден), нельзя все же не отдать должное мастерству Лермонтова, который смог так психологически тонко изобразить противоречивую личность.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840 году. Писатель сочинял главное произведение своей жизни в течение двух лет, публикуя его на страницах популярного журнала «Отечественные записки». Это сочинение стало знаковым не только в его творчестве, но и в русской литературе в целом, ведь данная книга стала первым смелым и одновременно удачным опытом подробного психологического анализа главного персонажа. Необычной была и сама композиция повествования, которая оказалась разорванной. Все эти особенности произведения привлекли к нему внимание критиков, читателей, а также сделали его эталоном в своем жанре.

Замысел

Роман Лермонтова не возник на пустом месте. Автор опирался как на зарубежные, так и на отечественные источники, которые вдохновили его на создание неоднозначного персонажа и необычного сюжета. Книга Михаила Юрьевича по своей задумке очень похожа на «Евгения Онегина» Пушкина, хотя и написана в более драматичном стиле. Кроме того, писатель опирался на иностранный опыт в создании внутреннего мира героя. Психологический роман уже был известен в Европе. "Герой нашего времени" можно определить как психологический роман за счет пристального внимания автора к поведению и настроению Печорина.

Особенно ярко такие черты проявились в творчестве французского просветителя Руссо. Также можно провести параллели между сочинением автора и произведениями Байрона, Бестужева-Марлинского. Создавая свое оригинальное сочинение, автор ориентировался в первую очередь на реалии своего времени, что и отразилось в названии. По словам самого писателя, он стремился создать общий портрет своего поколения - молодых интеллигентных людей, которые не могут ничем себя занять и тратят свои силы на бесполезные занятия, которые вредят, как им самим, так и окружающим.

Особенности композиции

Роман Лермонтова имеет необычное построение по сравнению с другими произведениями аналогичного рода. Во-первых, в нем нарушена хронологическая последовательность происходящих событий; во-вторых, повествование ведется от нескольких действующих лиц, в том числе, и от самого главного героя. Такой прием выбран автором не случайно. Он намеренно начал рассказ с середины жизни Печорина. Читатель получает о нем представление со слов постороннего человека, его бывшего сослуживца Максима Максимыча. Затем писатель показывает его глазами рассказчика, который видел его мельком, но тем не менее успел составить о нем в целом правильное представление.

Изображение героя

Поскольку психологический роман предполагает подробный анализ внутреннего мира персонажа, то последние две части написаны от имени самого Печорина в виде дневниковых записей. Таким образом, читатель видит персонажа в разные моменты его жизни, которые внешне как будто никак не связаны между собой. Так Лермонтов добивался эффекта разорванности времени, стремясь показать бесцельность существования своего персонажа, который в разные периоды своей жизни демонстрирует себя не с самых лучших сторон.

Сравнение с Онегиным

Жанр произведения «Герой нашего времени» - роман психологической направленности. Это сочинение, как уже было сказано выше, стало первым опытом в русской литературе в создании нового типа персонажа - так называемого лишнего человека. Впрочем, и до Лермонтова некоторые писатели создали персонажа, который не вписывался в устоявшиеся социально-политические рамки российской действительности первой половины 19 века. Самый яркий пример - Евгений Онегин, который так же, как и Печорин, был дворянином и так же безуспешно пытался найти хотя бы некоторое применение своим силам и способностям. Однако если Пушкин изобразил своего персонажа с добродушным юмором, то Лермонтов сделал акцент на драматическую составляющую. Психологический роман Михаила Юрьевича стал одним из самых значимых произведений того времени.

Особенность образа Печорина

Устами своего героя он зло критикует пороки современного ему общества, желчно высмеивает недостатки окружающего мира. В этом состоит характерная особенность образа Печорина - он не проводит праздно время, как Онегин в деревне, его отношение к жизни довольно активно, он не только критикует отрицательные стороны того общества, где вращается, но и действует, подвергая окружающих своеобразным психологическим испытаниям.

Первая часть

Жанр произведения «Герой нашего времени» определил и особенность построения текста романа. Автор задался целью переломить традицию русской литературы, заложенную Бестужевым-Марлинским, предполагавшую авантюрный сюжет и динамичное повествование. Лермонтов сделал акцент на детальный анализ внутреннего состояния своего героя. В первую очередь его интересовало объяснение причин странного, необычного, противоречивого поведения Печорина. Первую попытку разъяснить характер молодого офицера предпринял Максим Максимыч, командир кавказской крепости, где Печорин проходил службу.

Добрый капитан искренно пытался дать хотя бы какое-то объяснение эксцентричным поступкам своего сослуживца: похищению Бэлы, его любовь к ней и быстрое охлаждение чувств, его видимое, кажущееся безразличие к ее ужасной смерти. Однако Максим Максимыч, человек очень простой и бесхитростный, так и не смог понять причину душевных метаний Печорина. Рассказчику он только говорит о том, что последний представлялся ему человеком очень странным, поскольку с его появлением последовала целая цепь странных и трагических событий.

Портрет

На школьных уроках по литературе очень важно, чтобы ученики поняли жанр произведения «Герой нашего времени». Эта книга представляет собой психологический портрет Печорина, который, в свою очередь, является коллективным портретом современного писателю молодого поколения. Вторая часть произведения интересна тем, что в ней читатель видит Печорина глазами человека одного с ним социального положения, возраста, образования и воспитания. Поэтому описание, данное рассказчиком этому персонажу, заслуживает особенного внимания, потому что оно, несмотря на беглость осмотра и краткость встречи, более верно, чем объяснения капитана. Важен тот факт, что повествователь описывает не только внешность, но и старается угадать душевное состояние Печорина, и это ему отчасти удается. Именно это объясняет тот факт, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Рассказчик подмечает в характере Печорина такие черты, как задумчивость, расслабленность и усталость. Причем он отмечает, что это был не физический, а душевный упадок. Особое внимание автор уделяет выражению его глаз, которые блестели каким-то фосфорическим светом и не улыбались, когда он сам смеялся.

Встреча

Кульминацией этой части является описание встречи Печорина со штабс-капитаном. Последний жаждал этой встречи, он спешил к молодому офицеру как к старому другу, однако встретил довольно прохладный прием. Старый капитан был очень обижен. Однако автор, который впоследствии опубликовал дневниковые записи Печорина, отметил, что после их прочтения многое понял в характере персонажа, подробно проанализировавшего собственные поступки и недостатки. Именно это позволяет понять, почему роман «Герой нашего времени» назван психологическим. Однако в сцене встречи с Максимом Максимычем читатель может удивиться и даже укорить персонажа за подобное равнодушие. В данном эпизоде симпатии всецело на стороне старого капитана.

Повесть «Тамань»

Это произведение открывает начало дневниковых записей Печорина. В ней молодой офицер не только повествует об эксцентричном приключении в маленьком морском городке, но и анализирует свое поведение. Он сам удивляется своей неуемной жажде жизни, отмечая, что бесцельно и бессмысленно вмешался в жизнь контрабандистов.

Стремление персонажа участвовать в жизни окружающих людей, пусть даже помимо их воли, - вот в данном случае основная тема. «Герой нашего времени» - это роман, который акцентирует внимание не столько на описании внешних событий, сколько на подробном анализе внутреннего состояния действующих лиц. Во второй части Печорин становится свидетелем махинаций контрабандистов и довольно неосторожно выдает свою тайну. В результате его чуть не утопили, а шайка была вынуждена бежать с насиженного места. Таким образом, попытка Печориным понять собственное неуместное поведение - это во второй части основная тема. «Герой нашего времени» интересен тем, что последовательно раскрывает образ персонажа с самых разных и неожиданных сторон.

«Княжна Мери»

Это, пожалуй, самая главная и интересная часть в произведении. Именно в данной части персонаж раскрывается в полной мере. Действие происходит на лечебных кавказских водах.

Молодой офицер, чтобы подразнить своего приятеля Грушницкого, влюбляет в себя молодую княжну Мери. Несмотря на то что и сам к ней неравнодушен, тем не менее он не способен полюбить ее по-настоящему. Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в данной повести показывает себя с самой невыгодной стороны. Он не только обманывает девушку, но и убивает на дуэли Грушницкого. Вместе с тем именно в этой части Григорий Александрович самым беспощадным образом обличает свои недостатки. Здесь же он объясняет свой характер: по его словам, бесцельное времяпрепровождение, отсутствие друзей, сочувствия и понимания привели к тому, что он стал желчен, злобен и нелюдим. При этом он заключает, что «странно сердце человеческое вообще». Он относит свое высказывание не только к окружающим, но и к себе.

Печорин в романе «Герой нашего времени» именно в этой повести раскрывается в полной мере. Наиболее интересна его запись размышления накануне дуэли с Грушницким, в которой он подводит итог своей жизни. Молодой офицер утверждает, что его жизнь, несомненно, имела смысл, но что он так и не сумел его понять.

Любовная линия

Лучше понять героя помогают его отношения с женщинами. В романе присутствуют три любовных сюжета, каждый из которых раскрывает личность молодого офицера с разных сторон. Первый из них связан с линией Белы. По своей натуре она была девушкой свободолюбивой, так как выросла в горах среди кавказских племен.

Поэтому быстрое охлаждение к ней Печорина фактически убило ее. Роман «Герой нашего времени», женские герои которого позволяют лучше понять психологический портрет персонажа, посвящен детальному объяснению поведения молодого офицера. Во второй части также присутствует любовная линия, однако она носит довольно поверхностный характер.

Тем не менее именно этот сюжет послужил основой интриги во второй повести. Сам герой не знает, как оценивать собственные действия: «Глупец я или злодей, не знаю», - говорит он о себе. Читатель видит, что Печорин прекрасно разбирается в психологии окружающих людей: он сразу угадывает характер незнакомки. Вместе с тем он склонен к авантюрным приключениям, в чем сам признается, что привело к странной развязке.

Произведение «Герой нашего времени», женские герои которого интересны тем, что так или иначе повлияли на судьбу Печорина, завершается последней любовной линией офицера и княжны. Последняя заинтересовалась оригинальным характером Печорина, однако не сумела до конца его понять. В этой же повести присутствует описание отношений Григория Александровича с княгиней Верой, которая лучше всех остальных поняла его характер. Итак, первым психологическим романом в отечественной литературе стало произведение «Герой нашего времени». Цитаты главного персонажа показывают его как сложного и неоднозначного человека.

"Герой нашего времени" - нравственно-психологический роман

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе "героя времени". Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует "разочарованной", противоречивой личности человека.

В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм: "какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих "? Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне Мери" звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы..." На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость". Казалось бы, умный Печорин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука...

Почему же судьба героя так трагична? Ответом на этот вопрос является последняя повесть "Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные. Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок "? Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было с чем ".

Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он игнорирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но, отвергая наивную прежнюю веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.

Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: " Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: "я давно уже живу не сердцем, а головой". Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в руках судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман - это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог "угадать своего высокого назначения".