Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Если музыкальное воспитание в I классе «начало», «фунда­мент», во II классе «центр», продолжение и закрепление получен­ного ранее, то III класс-«завершение» всего начального этапа обучения в школе.

В современной структуре советской общеобразовательной шко­лы I-III классы составляют начальный этап обучения, имеющий свои организационные отличия от среднего (V-VIII) и старшего (IX-X классы). Прежде всего, как правило, все учебные дисцип­лины в I-III классах ведет один учитель, что создает особые ус­ловия общения его с детьми. Предметное преподавание с IV клас­са сказывается на музыкальном воспитании даже и в тех случаях,

когда уроки музыки в младших классах вел специалист-музыкант. Однако во всех случаях III класс является действительно завер­шающим начальное обучение, и это необходимо учитывать учите­лю, ведущему урок музыки в нем. Насколько музыкально разви­тыми придут дети в среднюю школу? Насколько разовьются их музыкальные способности? Насколько будет сформирована готов­ность к дальнейшему общению с музыкой? Эти и другие вопросы должен предусматривать учитель, ведя музыкальные занятия в III классе.

Общая характеристика третьеклассника. Третье­классник-это уже «типичный» школьник. Физически он более сильный, крепкий. Вместе с тем быстрый физический рост сказы­вается в стремлении к движению: дети часто становятся более непоседливыми. Умственное развитие значительно выше, чем у первоклассников и второклассников; третьеклассники располагают бблыпими возможностями для абстрактных умозаключений, абст­рактного мышления. Внимание и память становятся все более произвольными (хотя непроизвольный характер и внимания и памяти еще играет определенную роль). В III классе несколько устойчивее и избирательнее становятся интересы и склонности ребят, хотя, конечно, они еще далеко не полностью сформированы и выявлены. Во всех этих явлениях все больше и больше сказы­ваются результаты обучения и воспитания в школе. Если в пер­вых двух классах обычно все дети охотно занимаются любой дея­тельностью (в частности, готовы и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах наряду с другими занятиями, связан­ными с общеобразовательными предметами), то в III классе диф­ференциация детей по интересам становится более определенной, среди них обнаруживаются более и менее способные и склонные к занятиям различного характера. Нередко именно в это время неопытные учителя навешивают ярлык на ребенка в плане его способностей, хотя известно, что многие способности развиваются значительно позже (даже музыкальные, хотя они часто проявля­ются и необычайно рано). Важно учитывать, что учащиеся III класса - пионеры, т. е. новые условия их коллективной жизни накладывают определенный отпечаток, стимулируют развитие са­мостоятельности, активности, интереса к общественной жизни.

Все это необходимо помнить учителю, ведущему уроки музы­ки. Так, например, он должен помнить, что если в I и II классах дети склонны копировать учителя (даже внешне), то в III классе у них появляется больше стремления показать себя (которое в дальнейшем приобретает все большее значение, особенно в под­ростковом возрасте). Это стремление важно подхватить и верно направить: давать проявлять свою активность, инициативность на общее благо (например, быть ответственным за какой-то участок работы на уроке, помогать в чем-то отстающим товарищам и т. п.).


При сохранении ив III классе основной цели музыкального воспитания - средствами музыки развивать и формировать лич­ность- особенно важную задачу составляет всестороннее музы­кально-слуховое развитие школьников, которое, естественно, учи­тель имел в виду с самых первых уроков. Но на данном этапе, в связи с усложнением самого музыкального материала для его полноценного восприятия все большую роль приобретают гар­монический слух, тембровый слух, ритмическое и ладовое чувство.

При раскрытии важнейшего положения музыкального воспита­ния- о связи музыки с жизнью - все, уже знакомые детям сред­ства музыкальной выразительности рассматриваются в передаче ими более сложного содержания музыкальных произведений. По­скольку школьно-пионерская жизнь детей становится значительно более многогранной, это учитывается и преподавателем музыки. На эту многогранность жизни он опирается при построении учеб­но-воспитательного процесса, при раскрытии многообразия тема­тики, настроений, характеров музыкальных произведений, того, что разные композиторы могут по-разному воплощать в музыке даже одну и ту же тему (образ, явление), что по-разному одну и ту же тему (образ, явление) может воплощать в разных произ­ведениях и один и тот же композитор. (Например, вальс в твор­честве П. И. Чайковского: в «Детском альбоме», в цикле «Време­на года», в «Щелкунчике», в «Спящей красавице», в «Лебедином озере», в «Евгении Онегине»...) Таким образом, все шире раздви­гаются перспективы приобщения детей к сокровищам музыкаль­ного искусства, все более многогранным предстает перед ними музыкальное искусство.

Одним из средств активного музыкального слухового развития школьников является их собственная музыкальная деятельность: пение, игра на инструментах, слушание музыки.

Содержание программы III класса, разработанной в НИИ школ МП РСФСР, продолжает линию усложнения тех задач, ко­торые в той или иной степени затрагивались в предыдущих клас­сах. В какой-то мере дети уже знакомы с тем, что музыка всегда связана с жизнью, отражает ее, что музыка - часть жизни, что у каждого народа есть своя музыка. На первом же уроке в I классе они были подведены к осознанию того, что сама музыка живет только тогда, когда сочиненное композитором произведение кем-то исполнено и кем-то услышано. Содержание музыкального воспи­тания, начатое в I и II классах, находит свое логическое продол­жение и закрепление в тематике учебных четвертей III класса. Эти темы таковы:

I четверть-«Музыка моего народа»;

II четверть-«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»;

III четверть-«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»;

IV четверть - «Композитор - исполнитель - слушатель».

Одним из исходных положений программы, которое дается уча­щимся на первых же уроках I четверти в III классе, является то, что основой музыкальной культуры служит на­родное творчество, что композиторская музыка вырастает из него. И здесь следует обратить внимание на первую серьезную задачу, которая выдвинута в программе: деть детям представление о народной и композиторской музыке, есте­ственно, применительно к возможностям ее усвоения учащимися III класса. В указаниях к 1-му уроку I четверти данной програм­мы для III класса замечено, что «композиторскую музыку иногда трудно отличить от народной музыки». В программе даются та­кие черты народной песни, доступные третьеклассникам: «...народ­ные песни почти всегда написаны в куплетной форме. Обычно они короче и проще песен композиторских, но ло красоте, выразитель­ности, отточенности и богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства».

Второй сложной задачей в данной теме является выявле­ние особенностей музыки моего народа (в русских школах - русской народной музыки). Вот как говорится об этих особенностях в указаниях ко 2-му уроку: «Определить одним или несколькими словами можно лишь данную (эту!) песню или ка­кое-либо другое сочинение, определить же несколькими словами вообще характер русской народной музыки невозможно, так как она очень богата и разнообразна. В ней мы встретим и песен- ность, и танцевальность, и маршевость. Но песенность, певу­честь, распевность решительно преобладают в ней, окра­шивая большую часть и танцевальной, и маршевой музыки».

В зависимости от произведения, с которым по программе зна­комятся учащиеся, добавляются еще небольшие детали: о том, что в народных песнях часто запевает солист, что основная мело­дия нередко сопровождается подголосками и т. п.

Естественно, что названные основные две задачи I четверти за предоставляемое программой время (8-9 сорокапятиминутных уроков) предстают перед детьми только в общем виде. И тем не менее, когда учитель постоянно имеет их в виду (при восприятии, исполнении на инструментах, в пении), они ложатся нужными «кирпичиками» в основу общего музыкального образования и вос­питания в школе.

Вторая и третья темы III класса служат подтверждением того положения, что музыка необходима человеку, что в ней отражены самые разные стороны жизни: радость и горе, раздумья человека, образы окружающей его природы, общественные и личные собы­тия, поэтому у разных народов есть песни героические и лириче­ские, шуточные и повествовательные, есть разнообразные танцы... Однако, подчеркивает учитель, у каждого народа музыка имеет свои отличия, и, узнавая их, мы обогащаем себя. И здесь, по-ви­димому, нужно иметь в виду следующее. Конечно, учащиеся III класса не смогут усвоить особенности музыки 15 советских рес­публик, тем более музыки народов мира. Но главное - интуи­тивно они не спутают русскую песню с песней аналогичного характера (например, лирической) грузинской или узбекской. Ко­нечно, некоторые особенности им могут быть показаны {например, своеобразие ладового строения, метроритма, хроматических после­довательностей). Главное, чтобы, накапливая музыкальные впе­чатления в процессе слушания и пения, они поняли, что музыка сближает народы, что «русская музыка понятна узбеку, узбекская латышу» и т. д., что немецкий композитор может написать музыку на русскую тему, русский композитор - на французскую и т. д. В этом главный воспитательный пафос программы.

Последняя тема III класса «Композитор - исполнитель - слу­шатель» на новом этапе освещает проблему, начатую на 1-м уро­ке в I классе, подводит итог полученного детьми за истекшее вре­мя, помогает им понять, сколько новых мыслей, чувств, пережива­ний вошло в их жизнь благодаря музыке.

Стержнем в работе учителя должно быть постоянное его стремление к тому, «чтобы в сознании учащихся восприятие му­зыки было всегда связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музы­ки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как они сами ее исполнили». В связи с задачей формирования навыков все более углубленного вслушивания в музыку, выявления особенностей того или иного произведения (чаще всего путем сопоставления с другим - контрастным или сходным), как мы уже отмечали, серьезное систематическое вни­мание уделяется развитию всех сторон музыкального слуха, фор­мированию у учащихся музыкально-слуховых представлений.

Решению этой многогранной задачи служит и пение в III классе.

Певческие задачи включают работу над укреплением и развитием все тех же вокально-хоровых навыков (звукообразова­ния, дикции, чистого унисона, ансамбля и строя в двухголосном пении, выразительности - нюансировки), о которых шла речь в I и II классах, но теперь при исполнении более сложного репер­туара.

По-прежнему.в центре певческих навыков - укрепление навыков кантилены. В I четверти эта работа идет совер­шенно естественно в связи с ее темой, когда, как отмечалось, в качестве наиболее типичной черты русской народной музыки под­черкивалась ее песенность, напевность, кантиленность (например, разучивание русской народной песни «Вниз по матушке по Вол­ге»), Но эта задача не снимается и в последующих четвертях (например, при прослушивании и разучивании песен разных наро­дов советских республик и некоторых стран мира: «Реве та стогне Дншр широкий» (украинская), «Перепелочка» (белорусская), «Вей, ветерок» (латышская), «Пастушья песня» (французская), «Вишня» (японская) и др.). Одновременно с работой над канти­леной дети глубже воспринимают общее и различное в музыке разных народов, вновь и вновь убеждаются в том, что для музыки нет непереходимых границ.

Однако, конечно, певческая работа не ограничивается лишь кантиленным пением. Это и скучно детям, и главное - было бы


неверным сводить всю музыку к одному характеру. Программа рекомендует интересный репертуар для выработки легкого, подвижного звучания, например, русская народная песня «Со вьюном я хожу», «Частушки» (муз. народная, сл. В. Викторо­ва), «Цыплята» (муз. Г. Гусейнли, сл. Т. Мутталибова), «Полька (чешская)» и др., энергичного, насыщенного, но без «форсировки», например, русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», «Песня о пионерской дружбе» (муз. В. Лок­тева, сл. О. Высотской), «Са ира» (песня французской революции 1789 г., пер. Д. Усова) и др.

В связи с тем что многие произведения представляют большие трудности в исполнительском плане- широкий диапазон, большие по объему фразы, требующие свободного владения дыханием (на­пример, «Летите, голуби» И. О. Дунаевского, «Заход солнца» Э. Грига), учитель в зависимости от певческого развития класса вводит подготовительные задания, уделяя специальное внимание той или иной трудности, которая имеет место в предполагаемой для разучивания песне. В предварительных распеваниях, упраж- % нениях, попевках учащиеся овладевают, например, навыком выпе- вания нескольких гласных на один слог, трудным ритмическим рисунком песни и т. п.

Особое значение в этом плане имеет прОпевание отдельных тем, эпизодов из произведений, предназначенных для слушания. Его задача - не только помочь более глубокому восприятию. Ха­рактер пропеваемой темы в процессе собственного исполнения всегда осознается более ярко, эмоционально, но, конечно, если это не просто напевание, а именно исполнение, т. е. красивое, выра­зительное пение. Поэтому при разучивании, например, главной те­мы I части Третьего фортепианного концерта С. В. Рахманинова важно добиваться напевности, гибкости звучания, чего нельзя достичь без певческого дыхания, его верного распределения и т. п.

Учитель должен сам точно представлять, как будет исполнять­ся мелодия. (Например, в начале с подтекстовкой каждого звука слогом «ля», а затем с выпеванием на данный слог двух восьмых и т. д.)

Если разучивается фрагмент с литературным текстом, то не­обходима внимательная работа над произношением слов, которое также должно быть не просто ясным, но выразительным, в харак­тере исполняемого эпизода. Например, исполнение темы средней части кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» должно быть 1 энергичным, решительным, но без «форсировки», с точным выпол­нением всех длительностей (особенно выпевание двух звуков на один слог: «люди-и», «на-а» и.т. п.).

Выразительному исполнению способствует понимание детьми развития музыкального образа (образов) разучиваемой песни. При этом углубляются сведения, полученные детьми в этом плане в предыдущих классах (вспомним, в частности, тему III четверти II класса: «Развитие музыки»). Так, например, важно, чтобы де-

7 Заказ № 4164

тям было понятно построение фраз (их повторяемость", контраст­ность, вариационность), динамическое развитие (подъем к куль­минации и т. п.).

Процесс вслушивания в звучание песни, в развитие ее образа целесообразно сочетать с элементами музыкальной грамоты (на- , пример, выписать нотами основной напев). Проникая в суть обра­за, дети начинают более эмоционально и осознанно исполнять песню: работа над чистотой интонации сочетается с ее вырази­тельностью, и обучение естественно сливается с вос­питанием эстетического отношения детей к му­зыке и с их музыкальным развитием. Иначе говоря, приобретаемые навыки становятся не самоцелью, а органичной, необходимой частью эстетического переживания данного произ­ведения.

Укрепление навыков энергичного звучания без «фор- сировки» в III классе имеет свое несколько особое значение, по­скольку дети часто проводят различные пионерские мероприятия (сборы, соревнования, походы) и маршевая песня занимает боль­шое место в их жизни. Весьма важно, чтобы такая песня не теряла своего музыкального качества. (Вспомним, как часто даже в кино­фильмах, в радио- и телепередачах, где имеют место эпизоды у пионерского костра, во время похода и т. д., песня-марш звучит просто антимузыкально!) Сохранение напевности при маршевом характере (что особенно свойственно, как уже отмечалось, рус­ской музыке) довольно сложная задача, и на нее следует обра­щать специальное внимание (конечно, с I класса). В значитель­ной мере эта трудность создается пунктирным ритмом, обычно характерным для маршевых песен. В преодолении этой трудности помощь может оказать опять-таки нотная запись: выписав нотами ритмический рисунок, учитель обращает внимание детей на то, что ноту с точкой следует тянуть возможно дольше, а короткий звук, следующий за ней, напротив, как можно короче; нужно ста­раться петь так, как будто все более длинные звуки не прерыва­ются более короткими, а сохраняют свою певучую линию. Но ко­роткие звуки вносят в это звучание свою активность, напори­стость, характерные для марша.

Кроме отмеченной трудности, в песнях маршевого характера часто при исполнении вызывает большое затруднение интерваль­ное построение мелодии: ходы на кварту, квинту, сексту и другие широкие интервалы часто встречаются в песнях-маршах и вызы­вают у детей стремление не спеть, а выкрикнуть их. Некоторые методисты советуют такие песни разучивать в более медленном темпе, как напевную песню, для того чтобы дети хорошенько впе- лись в ее мелодию, а уже потом, сохраняя напевность, придавали ей нужный характер активности, маршевости.

Навык легкого, подвижного пения в III классе чаще всего формируется в процессе разучивания песен шутливого и изобра­зительного характера, требующих такого звучания для создания определенного образа. Достигнутое в одном случае переносится

на другие: добиваясь выразительности исполнения/ дети научают­ся управлять голосом.

Одним из самых трудных не только в III классе, но, пожалуй, и вообще в школьном классном пении является навык сохранения напевности в быстром темпе при подвижном характере мелодии. Такие песни, как, например, «Са ира», «провоцируют» детей на «проговаривание» песни, на исполнение ее «говорком», при кото­ром фактически теряется мелодия. При формировании навыка сохранения напевности в быстром темпе стоят две задачи: с одной стороны, выработка легкой и четкой, «прозрачной» дикции, а с другой - гибкого, подвижного, но певучего звука. Поэтому работа проводится и по линии выработки разборчивой дикции, когда дети с удовольствием разучивают различные скороговорки, и по линии продолжения формирования напевности, для чего песня впевается в значительно более медленном темпе, чтобы каждый ход в ней был спет детьми верно, чтобы они слышали каждый изгиб мело­дии. И лишь постепенно ускоряя звучание, сохраняя его напев­ность, ребята исполняют песню так, как она и должна звучать. > Следует еще раз подчеркнуть, что эта часто довольно кропотли­вая работа не должна быть сухой, формальной, «внемузыкаль- ной». Напротив, именно музыкальная выразительность все время стоит перед детьми как желаемая цель, и понимание того, от чего она зависит и как ее достичь, творчески развивает детей.

Широта тем III класса позволяет объединять в каждой из них разнообразный материал: народные песни, творчество компози­торов-классиков, современных композиторов в разнообразных формах и жанрах (опера, балет, концерт, симфония, камерная музыка и др.). Показательно, что в программе многие произведе­ния даются с примечанием: «исполнение и слушание», т. е. одни из них дети сначала узнают (слушают) в чьем-то исполнении, а затем начинают исполнять и сами; в других же случаях дети сначала поют какие-то темы, эпизоды, а затем слушают произве­дение в том исполнении, которое предусматривал композитор.

Таким образом, музыкальное развитие и воспитание школьни­ков проводится в непременном сочетании слушания и исполнения, а музыкальная грамота постоянно органично входит в них. Фор­мирование любви и интереса к музыке, увлеченности ею объеди­няет учебно-воспитательную работу в целостный процесс.

Завершая ознакомление с содержанием музыкального воспи­тания на начальном этапе обучения, подчеркнем еще раз его зна­чимость для всей последующей работы. Закладка фундамента отношения к предмету, заинтересованности им, комплексное раз­витие всех музыкальных способностей на основе получаемых знаний, формирование навыков и умений воспринимать и испол­нять музыку обеспечивают плодотворность занятий в последую­щих классах.

Глава V.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В IV-VI! КЛАССАХ

УДК 373.3/.5(075.8) ББК 74.200.54я73 КТК 402 Я89

Яфальян А.Ф.

Я89 Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов пе­дагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с. : ил. - (Высшее образова­ние).

ISBN 978-5-222-13910-3

В пособии раскрываются наиболее важные вопросы му­зыкального воспитания в начальной школе, с учетом имею­щихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, раз­нообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий.

Данная работа представляет собой учебное пособие ново­го поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкально­му образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирова­ния, работа с музыкальным дневником, крупные и малые фор­мы внеклассной музыкальной работы. С целью создания це­лостной музыкальной картины мира у детей в большом объе­ме представлен материал по музыке Востока и восточной пе­дагогике.

Пособие написано для студентов дневного и заочного от­делений педагогических факультетов и учителей начальных классов.

УДК 373.3/.5(075.8)

ISBN 978-5-222-13910-3 ББК 74.200.54я73

© Яфальян А.Ф., 2008 © ООО «Феникс»: оформление, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Там, где кончаются слова, - начинается музыка.

Формирование всесторонне и гармонически развитой пичности немыслимо без основ культуры, в том числе и му­зыкальной. Развивать музыкальную культуру детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии целенап­равленной, систематической и планомерной организации учебно-воспитательной работы. Учитель начальных классов знае", как важно интересно и разнообразно организовать воспитательную работу в учебное и внеурочное время. Одна­ко на практике ему не всегда удается использовать огромный потенциал музыкальной культуры, поскольку специальная музыкальная литература и методические материалы по му­зыкальному образованию детей рассчитаны на специалис­тов - учителей музыки. В данном пособии предложены различные формы учебной деятельности, внеклассных му­зыкальных мероприятий, которые можно подготовить и провести не только музыканту-специалисту, но и истинно­му пюбителю музыки: учителю начальных классов, студенту педагогического вуза или педагогического колледжа и даже родителю - при непосредственном участии детей.



Учитель начальных классов закладывает духовно-нрав­ственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир ис­кусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспита­ния школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминут­но, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бес­сознательные процессы, влияет на психику и соматику ре­бенка.

Разнохарактерность и многообразие музыкального искус­ства агрессивность некоторых современных музыкальных

Tt зи!

направлений оказывают существенное влияние на эмоцио­нальную сферу ребенка, на его психику и способны не толь­ко гармонизировать личность, но и усиливать ее негатив­ные проявления.

В подавляющем большинстве учителя начальных клас­сов не являются специалистами в области искусства. Их роль в эстетическом становлении учеников заключается в организации развивающей художественной, в том числе и музыкальной, среды. Поэтому чрезвычайно важно овладеть будущему учителю основами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, разнообразием жанров, направле­ний музыки, накопленным опытом многовековых тради­ций музыкального воспитания детей, методами и приемами работы с детьми в учебно-воспитательном процессе. Учео- ное пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» рассчитано на подготовку студентов педагоги­ческого факультета, которые обучаются по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального обучения».



В области художественно-эстетического образования детей средствами музыки наметились и активно разрабаты­ваются в современной педагогике несколько направлений. Музыкальное образование рассматривается как профессио­нальная деятельность (музыка выступает как цель обоазова- тельного процесса, а ребенок выступает в качестве сред­ства); средство общего и всестороннего развития личности (целью воспитательного процесса становится ребенок); способ активизации творческой деятельности; условие эмоционального развития детей. В последние годы музыка рассматривается в качестве средства эстетотерапии (гар­монизация ребенка происходит под воздействием функ­циональной музыки), поскольку она может выполнять те­рапевтические функции, восстанавливать энергетический баланс ребенка.


Учитель начальных классов способен освоить основы музыкальной педагогики, направленной на гармонизацию личности ребенка в процессе музыкального развития. Дея­тельность педагога начальных классов в области музыкаль­ного воспитания должна быть направлена на общее разви­
тие детей средствами музыки. Учебное пособие учитывает необходимость расширения у будущих педагогов начальных классов музыкального кругозора и повышения их музы­кальной культуры. При этом включение в пособие такого материала проводилось с учетом содержания уроков музы­ки в начальной школе.

Так, в одной из наиболее распространенных программ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, тема­тика третьего класса связана с музыкой разных народов. В учебное пособие включены темы, раскрывающие особен­ности музыкального мышления различных народов, рас­сматривается музыкальное искусство не только народов За­пада, музыкальная культура которого явилась основой рус­ской классической музыки, но и Востока, с его особым стилем музыкального осмысления мира. Будущий учитель начальных классов знакомится также с особенностями му­зыкального воспитания в различных странах, и не только западного, но и восточного.

Такой подход позволит приоткрыть глубины националь­ной культуры, прикоснуться к источникам древнейших ци­вилизаций, понять особенности музыкального мышления Востока и сравнить его с устоявшимся и приоритетным му­зыкальным мышлением Запада, которое принято считать классическим. Но Россия находится между Западом и Вос­током, и в ней причудливым образом и в особом преломле­нии отражается то и другое видение мира. Такой подход позволяет создать целостную музыкальную картину мира и преодолеть имеющиеся стереотипы понимания классичес­кого искусства, сложившегося на основе западноевропей­ской музыкальной культуры.

Немаловажную роль в освоении музыкальной культуры играет пение. Голос - это единственный уникальный музы­кальный инструмент, которым человек наделен от природы. Владение этим инструментом говорит об уровне музыкаль­ной культуры. Знание вокально-хоровых навыков, владение собственным голосом и умение будущего педагога работать с детским голосом становятся для него основой развития, сохранения и оздоровления речевого голоса ребенка.

В пособии также рассматриваются основные тенденции в интеграции предметов в начальной школе, возможности использования музыки в различных условиях с целью по­вышения общего уровня детей, активизации их умствен­ной, физической, творческой деятельности.

Включение раздела пособия, связанного с развитием аудиальной культуры детей, обусловлено тем, что погруже­ние детей в мир большого музыкального искусства не учи­тывает их возрастные особенности. Существует колоссаль­ный разрыв между классическим искусством, создаваемым композиторами, которые учились музыке десятки лет для того, чтобы создать шедевр, и детским мышлением, не об­ремененным слушательским опытом и многовековыми му­зыкальными традициями. Важно пройти с детьми семи­мильными шагами за короткий промежуток времени мно­говековой путь, которое проделало человечество в развитии музыкальной культуры. Для этого ребенку нужно научиться слушать, слышать и понимать предмузыкальный - шумо­вой и звуковой - мир. Именно учитель начальных классов, а не музыкант способен научить детей слушать и слышать себя, учителя и окружающих, что становится основой разви­тия у них произвольного внимания, их слушательской куль­туры в процессе не только учебно-воспитательной деятель­ности, но и в условиях неорганизованного общения. Автор обобщает и систематизирует материалы, которые находятся в основе аудиального развития детей.

Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых отражает содержание программы подготовки буду­щих педагогов к музыкальной работе в начальной школе.

В первом разделе даются теоретические основы, исто­рические подходы к музыкальному образованию, воспита­нию и развитию детей. Причем, в отличие от традицион­ного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и за­падного музыкального мышления, в данном пособии уделе­но внимание восточной музыке, музыкальному воспитанию на Востоке. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.

Во втором разделе раскрыты основы предмузыкального и, шире, аудиального развития детей, представлены мате­риалы, раскрыты содержание, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста в процессе включе­ния их в различные виды фантазирования. Этот раздел от­ражает новые тенденции в музыкальном развитии детей.

Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описа- иы разнообразные формы и содержание работы педагога во впеучебное время, а также изложен подход к использова­нию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже не­сколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.

Предложенные подходы и материалы данного пособия могут быть использованы не только в работе с детьми млад­шего школьного возраста, но и в работе с детьми дошколь­ного и среднего школьного возраста, так как отсутствие ос­мысленного домузыкального опыта мешает детям любого возраста понимать и принимать музыкальное искусство.

\втор надеется, что каждый студент, педагог и заинте­ресованный в развитии своего ребенка родитель будет твоо- чески использовать содержащиеся в пособии материалы, потому что слово лишь аккумулирует духовный опыт чело­века, а звук возвращает его к интуитивной сфере, области сверхчувствования мира. Педагог же работает со звуком, с музыкой, а значит, владеет мощным средством воздействия па ребенка, которое следует использовать очень осторожно. Осознание тонкой материи и есть осознание Духовности.

Материалы параграфа «Музыкальное воспитание в Ин­дии» были написаны совместно с профессором Д.Х. Жоши (Индия). Автор благодарен господину Д.Х. Жоши за воз­можность использовать его материалы.

Учебное пособие освещает, наряду с традиционными, новые подходы музыкального воспитания детей. Некоторые темы, которые разработаны другими авторами достаточно подробно, затронуты в данном учебном пособии лишь от­части, поэтому предложенные материалы целесообразно использовать в сочетании с имеющимися учебниками и учебными пособиями для студентов педагогических фа­культетов.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Лекція 3. Види музичної діяльностї молодших школярів та методика їх організації

1. Види музичної діяльностї молодших школярів

2. Методи музичного виховання молодших школярів

1. Виды деятельности младших школьников в процессе музыкального воспитания

Музыкальное воспитание направлено на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства через следующие виды музыкальной деятельности:

а) хоровое пение, имеющее ряд очевидных преимуществ (общедоступность, песенное начало российской музыкальной культуры, адекватность пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к активным формам освоения искусства);

б) музыкально-ритмические движения, тесно связанные с моторной, мышечной реактивности ребенка;

в) игра на музыкальных инструментах детского оркестра, развивающая творческие способности учащегося посредством музицирования в оркестре;

г) восприятие музыки, имеющее в музыкальной педагогике два значения (естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров).

Под методами музыкального воспитания «понимаются определенные действия педагогов и учащихся, направленные на достижение цели музыкального воспитания младших школьников». В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы (по источнику знаний: практический, наглядный, словесный, видеометод; по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, игровой и др.), так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства:

Метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);

Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

Метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин);

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

Метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и др.

Кроме того, думается, целесообразно использование в практической деятельности педагога метода моделирования эмоций, разработанного музыкальным психологом В.И. Петрушиным. В своих работах он экспериментальным путем доказал, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходные средства музыкальной выразительности (лад, темп). Автор впервые выявил способ отражения эмоций в музыке, то есть принцип перевода житейских эмоций в эстетические отмечая при этом, что целостная музыкальная эмоция синтезируется из отдельных семантических значений и может быть представлена в виде различных формул. В.И. Петрушин определил закономерности кодирования эмоций в музыке, усвоение которых позволяет в наибольшей степени понять и познать сущность музыкального искусства. Исходя из этого, исследователь предложил таблицу обобщенных характеристик музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние:



Медленный темп + минорный лад моделируют эмоцию печали, грусти, уныния;

Медленный темп + мажорный лад создают состояние покоя, расслабленности;

Быстрый темп + минорный лад моделируют эмоции гнева;

Быстрый темп + мажорный лад моделируют эмоцию радости, оптимизма.

Таким образом, метод моделирования эмоций можно использовать в практической работе с младшими школьниками с целью постепенного перевода их эмоционального состояния в противоположное.

Література

1. Ветлугіна Н. Музичний розвиток дитини. –К.: Музична Україна, 1978. – 254 с.

2. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1995. – 124 с.

3. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. –М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Педагогика и дидактика

Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы

Лекция 1.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

План лекции

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере – чувств.

В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.

1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;

2. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно оценивать действительность;

3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое худ о жественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и та н це, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в т е атре или со спортом;

4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;

5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жи з ни»;

6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать тво р ческий потенциал человека;

7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразн о го средства общения.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Задачи учебного предмета «Музыка»

Воспитание любви к музыке;

Освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;

Приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

Воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

Развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения предста в ляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образ о вания.

В музыкальной педагогике существует множество различных по структ у ре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.

В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.

Общедидактические методы

К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.

Комплексные методы

1. Метод эмоциональной драматургии.

Данный метод реализуется в следующих приемах:

  1. Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, в ы светить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.
  2. Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характ е ра, по принципу сходства и контраста.
  3. Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.
  4. Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель н а мечает способы ее достижения).

2. Метод музыкального обобщения

Данный метод реализуется в следующих приемах.

  1. Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для у с воения и обобщения материала (темы).
  2. Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым мат е риалом
  3. Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

Частные методы

1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.

Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".

Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, с о стоящих из трех связанных моментов:

Четко сформулированная учителем задача;

Постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;

Окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.

Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, к о гда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

  1. Метод создания художественного контекста.

Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обе с печивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" инт о нирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.

  1. Метод создания "композиций".

Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных пр о изведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с ч е тырехручьем, с сольным пением, с движением.

4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно снач а ла опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь з а тем – на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройде н ному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения н о вых черт и связей в творчестве композитора.

5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.

В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера.

Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие зад а чи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отнош е ния учащихся к музыке.

К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:

1. Урок введения в тему.

Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:

Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

Создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.

Закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

2. Уроки углубления и закрепления темы.

Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.

3. Урок обобщения темы.

Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной хара к теристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.

4. Урок-концерт.

Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.

Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, тре х частная форма урока.

«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.

Сверхзадача предмета «Музыка» – выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.

Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков », «Как рассказывает музыка», « Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.

  1. Мир звуков. Возникновение музыки;
  2. Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов;
  3. Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
  4. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации;
  5. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр). Аккомпанемент;
  6. Развитие музыки. Способы музыкального развития – повтор, контраст, варьирование;
  7. Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
  8. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

2. Функционирование музыки в жизни человека

  1. Музыка – язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
  2. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель;
  3. Импровизация. Аранжировка. Инструментовка;
  4. Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
  5. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая»;
  6. Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт;
  7. Запись и чтение нотного текста.

3. Отечественная и мировая музыкальная культура

  1. Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса в белорусском фольклоре;
  2. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора. Традиции исполнения произведений;
  3. Народные истоки в творчестве композиторов;
  4. Музыка народов, проживающих в РБ;
  5. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки;
  6. Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI - XX веков;
  7. Сегодняшний день белорусской музыки;
  8. Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы;
  9. Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители;
  10. Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов;
  11. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
  12. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.

Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.

К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.

Литература

  1. Концепция учебного предмета «Музыка» / 2009. – № 3 . – С. 3-1 0 .
  2. Королёва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.
  3. Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. - Минск, 1998. – С. 81-94.
  4. Музыка в начальных классах: м етод . пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М. : Просвя щение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов)
  5. Музыка. I - IV классы: учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. – Минск, 2009. – 32 с.
  6. Образовательный стандарт учебного предмета “Музыка (I-IV классы) / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. – № 3 . – С. 10 -11.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3110. Проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль 212.5 KB
Введение В курсовой работе разработан проект двухэтажного 6 комнатного жилого дома для г. Ярославль. Проект разработан в соответствии с выданным заданием. Объёмно-планировочное и конструктивное решение здания соответствует требованиям нормативной до...
3111. Инвестиции как сбережения. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 165 KB
Введение: Государственной думой 6 июля 2007 года, был принят Федеральный закон о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который предусматривал создание фонда в целях безопасного и благоприятного условия проживания гр...
3112. Оружие Правды 192 KB
Долгие годы коммунистического владычества оставили после себя духовную пустыню, нет уголка, которого не коснулось бы страшное разорение. Наша надежда на выздоровление Родины и ее восстановление питается верой в беспредельное милосердие Божие и в сам...
3113. Феномен общественной морали 22.6 KB
Феномен общественной морали Уже само название предлагаемых заметок предельно прозрачно определяет выбранный подход к анализу как структуры морали, так и ее функционирования. Однако следует согласиться с Р.Г. Апресяном в том, что сохраняется концептуа...
3114. Организация и вооружение мсб на БТР (БМП) 233.28 KB
Организация и вооружение мсб на БТР (БМП). ТТХ АК-74 Мотострелковый батальон состоит из: (имеет 517 человек л/с) управление батальона штаба ·взвода связи (ВС) 3-х мотострелковых рот (МСР) минометной батареи (Мин.Бат.) противотанкового взвода (П...
3115. Разработка и исследование двухконтурной структуры подчиненного регулирования скорости электропривода постоянного тока 386 KB
Очень трудно представить себе современную жизнь человека без систем автоматического управления (САУ). Методы автоматического управления широко используются в производстве и научных исследованиях. Одной из главных задач автоматики является...
3116. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ 111 KB
Лабораторная работа №1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ МНОГОСЛОЙНОЙ СТЕНОВОЙ ОГРАЖДАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств ограждения и принципам анализа основных параметров, хара...
3117. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ 99.5 KB
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ КАЧЕСТВ ОКОННЫХ ОГРАЖДЕНИЙ Цель работы: знакомство с экспериментальными методами исследования теплозащитных качеств оконных заполнений. Приборы и оборудование: фрагмент светопрозрачного оконного ограждения, комплект смонти...
3118. Алгоритм диагностики трансмиссии автомобиля Daewoo Matiz 243.29 KB
Daewoo Matiz - микролитражный городской автомобиль класса «А». Разработан и выпускается южнокорейским подразделением General Motors (Daewoo), а также другими автозаводами по лицензии.