Социальная структура древнеиндийского общества. Новая религия Древней Индии: как появился Буддизм

Законы Ману

ГЛАВА 2 Структура древнеиндийского общества

Принадлежность к той или иной касте - точнее к высшей или низшей, определяла совокупность прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

Определение каст в законах Ману интересно, прежде всего, той точностью, с которой оно устанавливает фундаментальные типы людей, а также поразительной психологической точностью описания этих типов. В Законах Ману говориться «А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшья и шудру» Стих 1. 31 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 22. .

Эта шлока указывает, во-первых, на то, что человечество в его нынешнем виде создано для некой космической цели и играет определенную роль в жизни миров, во-вторых, на аналогию между человечеством и Брахмой. Эта идея представляет собой то же самое, что и библейское сказание о сотворении человека, которого Бог сотворил по своему образу и подобию.

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов...

Государство и гражданское общество

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов...

Гражданское общество

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Отметим...

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов...

Гражданское общество: понятие и элементы

Структура -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Таким образом, в целом структура - это внутреннее устройство чего-либо...

Гражданское общество: понятие, содержание, формирование в России

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества...

Гражданское общество: понятие, структура, основные признаки

Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д...

Институт гражданского общества в России

Основные этапы становления государства всеобщего благоденствия в США в ХХ веке

Предмет исследования - Основные этапы становления всеобщего благоденствия в США В ХХ веке Объектом исследования явилась историко-теоретическая концепция государства всеобщего благоденствия в США...

Понятие и основные характеристики гражданского общества

По данным специально проведенного в 2012 г. исследования, социальная база российского гражданского общества, к которой относятся как люди, уже участвующие в социальных практиках гражданского общества, так и люди...

Правовая организация акционерного общества

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить общее собрание акционеров (годовое общее собрание акционеров). Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки...

Происхождение государства и права

первобытный общество государство право Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мастерский период...

Система организации власти

Первобытно-общинный строй состоит из нескольких этапов своего развития. Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права/ Учебник. - СПб.: Питер, 2003 - 576 с., С49...

Социальные нормы и их роль в общественной жизни

Общество - многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень - это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - различные социальные группы и институты...

Сущность и назначение гражданского общества

Структура - это внутренне строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества...

Индийское общество делилось на особые разряды, которые назывались варнами. Возникновение именно такого распределения людей напрямую связано с религиозными взглядами индийцев.

Они верили, что первого человека боги создали как «родителя всех родителей». Именно от него произошли все люди, а по поверьям, из его рта вышли брахманы, которые занимали в Древней Индии самое высокое положение.

Из рук первого человека Пируши образовались кшатрии, которые были воинами и обладали властью. К ним в Древней Индии относили князей и царей, а также членов их семьи.

Из бедер Пируши произошли вайшьи, они были земледельцами и выполняли различную важную работу для общества индийцев.

А из ступеней первого человека родились шудры, которые представляли собой слуг.

«Дважды рожденные»

В Древней Индии существовало такое понятие как «дважды рожденные», это относилось к представителям первых трех варн. Когда они проходили специальное посвящение, они считались рожденными повторно.

При достижении определенного возраста мальчик принимал участи в обряде, в ходе которого на него надевали «упавиту», священный шнур, которые обозначал, что индиец родился второй раз, только теперь уже, как член определенной варны.

В зависимости от принадлежности к варне древние индийцы носили одежду определенного цвета. Для брахман это был белый цвет, для воинов - красный, для земледельцев - желтый, а для шудр - черный.

Такое устройство общества в Древней Индии считалось вечным, поэтому ни один из представителей одной варны не мог перейти в другую и браки между представителями разных варн строго запрещались. Но постепенно варны тоже стали иметь подразделения на касты.

Новая религия Древней Индии: как появился Буддизм?

В 6 веке до н.э. в Древней Индии родился Принц Гаутама, которого вспоследствии стали называть Буддой. Он относился к кшатриям, жил роскошно и беззаботно и никогда не видел настоящей жизни.

Но однажды принц покинул свой великолепный дворец, и узнал, что существует старость и смерть, несчастья и болезни, печали и страдания. Увидев это, он был вынужден покинуть дворец и стать скитальцем-отшельником.

Тогда ему открылись истины мира, и он стал зваться «Будда», что значит «просветленный». Он был против разделения людей на варны, против насилия и невежества. Со временем у него появились последователи, которые создали общину буддистов.

Его учение распространилось по всей Индии, а спустя века у буддизма появились последователи в других странах. На сегодняшний момент, буддизм - одна из трех мировых религий, а Будда признан одним из величайших мудрецов и учителей человечества.

Возникновение единого государства Маурьев, которое было создано из разрозненных индийских княжество, относится к последней трети 4 века до н.э. Его царем стал Чандрагупта.

История Древней Индии повествует о том, что со внуком этого царя - Ашокой - случилась удивительная история. Когда он узнал об учении Будды, он пожалел об всей той жестокости, которая владела им до этого и позволяла вести суровые войны.

Принадлежность к той или иной касте - точнее к высшей или низшей, определяла совокупность прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

Определение каст в законах Ману интересно, прежде всего, той точностью, с которой оно устанавливает фундаментальные типы людей, а также поразительной психологической точностью описания этих типов. В Законах Ману говориться «А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшья и шудру» Стих 1. 31 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 22. .

Эта шлока указывает, во-первых, на то, что человечество в его нынешнем виде создано для некой космической цели и играет определенную роль в жизни миров, во-вторых, на аналогию между человечеством и Брахмой. Эта идея представляет собой то же самое, что и библейское сказание о сотворении человека, которого Бог сотворил по своему образу и подобию.

Правовое положение высших каст

К высшим кастам относились жреческие и военно-земледельческие касты. Самой «высокой», «чистой» кастой были брахманы - жрецы и священнослужители. Формированию касты жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятием было - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией жрецов.

В Законах Ману о брахманах говориться так: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы». «Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы занимает высшее место на земле как владыка всех существ» Стих I. 96,99 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С 31.

Законы Ману закрепляли правовое положение брахманов следующим образом.

1. Основным занятием брахманов является изучение Веды, обучение других людей, жертвоприношения за себя и за других, раздача и получение милостыни.

2. В деятельность брахманов не входит никакая борьба. Брахман не должен бороться за что-либо материальное. Он только принимает то, что ему дают. Все виды внешней борьбы принадлежат войнам и ремесленникам.

3. Брахманы освобождались от всех налогов, повинностей и телесных наказаний. Личность брахмана была неприкосновенна. Брахман должен был говорить правду или молчать, показывать пример в безупречном поведении, избегать эмоций, пустой болтовни, гнева, жадности... и не общаться с отверженными и шудрами. Если к нему прикасался шудра, то брахман должен был немедленно совершить обряд очищения.

4. Мощь брахманов была гораздо сильнее мощи царя - они могут сами наказывать врагов, разгневанные, они могут уничтожить и царя «вместе с войском и перевозочными средствами». Царь должен начинать свой день с почтения брахманов «Царю следует одаривать по достоинству всякого рода драгоценностями сведущих в Веде брахманов, а за исполнение ими жертвоприношений - жертвенными дарами» Стих XI. 4 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 73. . «В конце жизненного пути царю надо раздать брахманам все достояние, приобретенное штрафами».

5. Брахман мог уверенно присваивать имущество низших каст.

6. Законы Ману, относящиеся к браку, исполнены глубокого смысла. В поучениях о браке Законы Ману, говорят о том, что происходит или может произойти в результате неправильного союза людей разных каст, т.е. различных по своей внутренней природе. В законах Ману особенно подчеркиваются те отрицательные результаты, которые проистекают из союза мужчин с более высоким внутренним развитием (из «высших каст») с женщинами низкого развития (из «низших каст»), или из союза женщин высших каст с мужчинами низших каст. Поэтому Брахман должен брать в жены девушку только из касты брахманов

7. Брахманы пользовались привилегиями и при назначении наказаний. Например, вместо смертной казни брахману обривают голову, и «даже погрязшего в пороках, его можно только изгнать из страны со всем его имуществом». Виновного в лжесвидетельстве брахмана нельзя, как членов других варн, пытать или штрафовать - можно только изгнать невредимым. При разногласии в показаниях свидетелей на суде, царю также следует предпочесть мнение брахмана. При этом Законы Ману гласят, что нет большего греха, чем убийство брахмана.

«Законы Ману» определяют также требования, предъявляемые к брахманам. Брахман не должен быть ни жадным приобретателем, ни напыщенным гордецом, он должен быть прямым и честным, добрым и гостеприимным. Чем бы он ни занимался, его занятия должны быть безупречными. При встречах и беседах с представителями низших каст он должен быть дружески к ним настроен. Заповедь ахимсы («Не убивай живых существ и не причиняй им вреда») он должен соблюдать самым строжайшим образом. Однако ему разрешено совершать убийства живых существ во время жертвоприношений и употреблять в пищу мясо, оставшееся после жертвоприношения.

Первую четверть своей жизни он проводит в родительском доме и в доме своего учителя; во второй четверти он уже отец семейства; в начале третьей четверти, когда у него появляются внуки, он должен уйти из дома и стать лесным отшельником; в течение четвертой четверти он должен развязать последние узы, связывающие его с жизнью, и как аскет сконцентрировать свой ум на единственной задаче: достичь соединения с Брахманом.

С помощью высокого настроя мыслей поддерживает он достигнутую им свободу от мира. В его словах звучит сама истина, сердце его полно чистоты. Если даже ему придется испытать оскорбления, он не должен никого презирать, не должен ни к кому питать ненависть. На гнев он не должен отвечать гневом, своему оскорбителю он должен отвечать добрым словом Бонгард-Левин Г.М. Индия в Древности. - М.: Наука, 1985, С.315.

К высшей касте принадлежали и кшатрии - воины, военная и светская аристократия, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта каста иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп. Нужно отметить, что жрецы были заняты, в первую очередь, потусторонним, и стояли выше кшатриев только в том смысле, что требовали от тех подчинения их высшим началам. А с точки зрения земных дел - особенно социального устройства - кшатрии являлись в полном смысле слова первыми и главными, они образовывали полноценную и законченную элиту древнеиндийского общества. Воины, военная аристократия выдвигали из своей среды королей, царей, вождей, которые в максимальной стадии развития государства и становятся в конечном итоге императорами.

Вообще в «Законах Ману» большое внимание уделено вопросам военного искусства, и они являются одной из первых попыток теоретического обобщения древнего боевого опыта индийских деспотий. По «Законам Ману» войско вверялось полководцу, казна и управление государством - царю. Войско, прежде всего, осуществляло «контроль» за подданными и обеспечивало подавление угнетенных и эксплуатируемых масс.

Правовое положение воинов в законах Ману определяется следующим образом:

1. Воины могут изучать Веду, но в отличии от брахманов они не могут обучать других, воины могут давать милостыню, но опять же в отличии от брахманов не могут принимать ее, они могут совершать жертвоприношения за себя, но не за других.

2. Вся деятельность воинов совершается ради других, они должны охранять народ и управлять им.

3. Воины повинуются только брахманам.

4. Только воины могли носить оружие, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий.

5. Законы Ману указывают семь возможных способов возникновения права собственности: «Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных» Стих.X 115 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 53.

Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый - только для кшатриев.

6. Различия в правовом положении кшатриев, брахманов и других каст проявлялась ив договорном праве, которому Законы Ману уделяют много внимания. Был установлен, в частности, максимальный размер процентов по займам (2 % в месяц для брахмана, 3 % - для кшатрия, 4 % и 5 % для остальных каст). При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность в уплате долга - прежде всего следовало расплатиться с государством и брахманом.

В брачно-семейных отношениях также учитывалась принадлежность к той или иной касте. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же касте что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей касты, но женщины из высшей касты, вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось

В главе 7 Законов Ману очень подробно описаны дхармы царя, излагается какой образ жизни должен вести царь, каково его происхождение и каким путем он может достигнуть наивысшего успеха.

Царь должен: быть храбрым в сражении, защищать народ и подчиняться брахманам, быть всегда готовым к войне, показывать свою силу, скрывать свои секреты и подмечать слабые стороны врага. Царь должен «как цапля пусть обдумывает дела, как заяц- бежит прочь, как волк- хватает добычу и как лев- проявляет силу» Стих VII. 106 Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С. 41. Но самое главное - это сохранение военной тайны. «Тот царь, тайных планов которого не узнают другие люди... завладеет всей землей, хотя бы у него была бедная казна».

Но главной задачей царя являлась охрана его поданных, за что он имел право назначить им налог (бали), однако он должен был быть умерен в его сборах. Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов. Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету. Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность.

«Законы Ману» предъявляют требования и к царю. Например: эффективно воздействуют только наказания, исходящие от царя, который сам добродетелен. «Лишь тогда, когда царь постарается овладеть своими чувствами, сможет он поддерживать своих подданных в повиновении». Он должен держаться подальше от охоты, от игры в кости, от дневного сна, от злословия, от женщин, вина, танцев, музыки и ненужных поездок. «Надо тщательно избегать пороков, имеющих плохой конец - десять, порожденных желанием, и восемь, порожденных гневом. Ведь царя, приверженного к порокам, порожденным желанием, покидают богатство (artha) и дхарма, но приверженного к порокам, порожденным гневом, - даже душа. Охота, игра в кости, спанье днем, злословие, женщи- ны, пьянство, пение, музыка, танцы и бесцельное путешествие - группа из десяти пороков, порожденных желанием. Доносительство, насилие, вероломство, зависть гневливость, нарушение прав собственности (arthadusana) и оскорбление словом и палкой - группа из восьми пороков, порожденных гневом» Стих VII 45-48. Законов Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. С39.

У старых брахманов должен он научиться скромности. Он должен воздерживаться от насильственных действий и не должен присваивать себе имущество своих подданных неправедным путем». Он должен быть мягким правителем по отношению к тем, кто занимает в обществе низкое положение. Он должен прощать тех, кто, попав в беду, оскорбляет его. «Как земля поддерживает все существа, так и царь должен поддерживать всех своих подданных». Он должен постоянно заботиться о том, как защитить слабых, вдов, бездетных женщин и всех, попавших в беду.

Вывод: Итак, брахманы и кшатрии составляли высшую касту древнеиндийского общества, при этом брахманы стояли все же выше кшатриев по своему правовому положению. Брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Исполнением военного дела занимались кшатрии, их главной задачей была охрана населения и управление им. Именно из числа кшатриев выдвигались цари, которые осуществляли непосредственное управление государственными делами. Законы Ману являлись превосходным идеологическим орудием для порабощения производящих классов и были оценены высшими кастами, окружившими этот сравнительно молодой текст ореолом святости и древности.

3. Решите задачу: В суд г. Шоле обратилась гражданка О с иском к гражданину Н о признании им ребенка, родившегося якобы от него 1 декабря 1818 г. Гражданин Н категорически отказался признавать ребенка своим, мотивируя это тем, что в период с 5 по 18 мая 1818 г. он находился в реанимации больницы г. Шоле, о чем свидетельствуют представленные документы. Обоснуйте решение суда в соответствии с Гражданским кодексом Франции начала XIX в.

4. Решите задачу: Разбогатевший на военных поставках Густав Плисонье решил украсить свой дом собранием ценных предметов искусства. За немалые деньги он летом 1804 г. приобрел у антиквара картину Ватто, но вскоре выяснил, что выплаченная им сумма чуть ли не вдвое превосходила ту, за которую сам мошенник-антиквар приобрел это полотно у обедневшей дворянской фамилии. Какое решение вынесет французский суд по иску месье Плисонье, согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

При подготовке к первому вопросу необходимо выяснить, какие деяния в Древнем Риме рассматривались как преступления, что отграничивало их от частноправовых деликтов, какие из уголовных преступлений упоминаются в «Законах XII таблиц». Далее необходимо определить, какие виды наказаний предусматривало римское право, принципы назначения наказания, использовался ли при этом принцип талиона, влиял ли на тяжесть наказания социальный статус потерпевшего и преступника, учитывалась ли вина, формы соучастия, рецидив.

Во втором вопросе рекомендуется на основе анализа конституционных норм составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Также необходимо освятить вопрос о форме государства (форма правления, форма политического режима, форма государственного устройства).

Для решения казуса необходимо ознакомиться с основными положениями Гражданского Кодекса Франции 1804 г., особенно в отношении брачно-семейного и гражданско-процессуального права.

Вариант 15

1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по «Законам Ману».

2. Изобразите схематично государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии.

3. Решите задачу: Гражданин М и его сын прогуливались по набережной р. Сены г. Парижа. М поскользнулся, неловко взмахнул рукой, в которой была прогулочная трость, и острием трости проткнул шею сыну, который здесь же и скончался. Суд присяжных заседателей приговорил М к смертной казни, ссылаясь на ст.13 и 302 УК Франции 1810 г. Прокуратура оспорила это решение. Кто прав?

4. Решите задачу: Окончательно рассорившись с сыновьями Пьером и Луи, вдова богатого виноторговца Франсуаза Шерпантье в сердцах составила новое завещание, которым объявила единственным своим наследником внебрачного сына Жака. Естественно, по кончине матушки законные дети оспорили завещание в суде. Какое решение должен вынести суд согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

Для ответа на первый вопрос необходимо определить, деление на какие социальные группы «Законы Ману» считают наиболее значимым для общественной жизни? Почему на первый план в Древней Индии вышли варновые, а не классовые различия. Далее следует дать характеристику происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса, иерархию варн. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, необходимо обратить внимание на права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности. При этом особое внимание следует уделить характеристике рабства в Древней Индии и определить, почему оно не получило такого широкого распространения, как в других странах?

По второму вопросу на основе анализа рекомендованной литературы и на основе правовых актов следует составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Необходимо также определить причины установления фашистского режима.

Для решения казусов рекомендуем внимательно ознакомиться с положениями Уголовного Кодекса Франции, в особенности касающихся видов и групп преступлений, а также Гражданского Кодекса Франции 1804 г., посвященного, в том числе, вопросам семьи и наследования.

Й СЕМЕСТР

Важным этапом в изучении курса «История государства и права зарубежных стран» является написание контрольной работы по данному предмету.

Контрольная работа должна активизировать самостоятельное изучение студентом курса истории государства и права зарубежных стран и проверить его способность применять полученные знания к решению конкретных правовых вопросов.

Контрольная работа состоит из двух видов заданий: написание реферата по предложенной теме и решение двух задач (казусов). Из предлагаемых пяти вариантов нуж­но самостоятельно выбрать один вариант в соответствии с таблицей. Если по различным причинам у студентов возникают проблемы с написанием реферата по предложенной теме, то они могут взять резервную тему (тема 6).

Контрольная работа должна содержать четкие, последователь­ные, аргументированные ответы на вопросы.

Пересказ материала, заведомо не имеющего отношения к теме казуса, не нужен.

Работа будет зачтена при условии изучения рекомендованных первоисточников. Нужны конкретные ссылки на соответствующие нормы права и другие историко-юридические документы.

Объем контрольной работы - около 15 страниц. Она должна быть выполнена аккуратно, быть удобочитаемой, без грамматиче­ских и стилистических ошибок. В конце следует привести список использованной литературы, поставить подпись и дату.

Время представления работы указано в учебном плане факультета.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ I

Казус 1.

В доме бюргера был схвачен с поличным вор. В суде выяснилось, что он впервые совершил кражу (мелкую) и не имеет средств, чтобы уплатить потерпевшему штраф.

Какой приговор ожидает его по Каролине?

Методические указания.

Непосредственному решению казуса должна предшествовать характеристика уголовного права по Каролине. Особое внимание следует уделить рассмотрению такой категории преступлений, как преступления против собственности.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран/ под. ред. К.И. Батыра. М., 2008 Глава 11, пар. 5.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 2008 Т. 1

Казус 2.

К началу Великой французской революции крестьяне деревни Ваккевилль обязаны были уплачивать своему сеньору графу Н. ценз со своих земельных участков и натуральный оброк – шампар. В августе 1789 г., узнав, что Национальное собрание окончательно упраздняет феодальный порядок, крестьяне уничтожили архив графа Н., сожгли документы, где были записаны их повинности, и отказались от их уплаты. Граф Н. обратился к властям с требованием принять меры для подавления беспорядков.

Как разрешится вопрос о соответствии с законодательством первого этапа революции? Когда во Франции были упразднены феодальные повинности крестьянства?

Методические указания.

Ответ на вопросы казуса требует изучения и анализа антифеодального аграрного законодательства, трех этапов восходящего развития Великой французской революции. Необходимые правовые первоисточники (в выдержках) Вы найдете в нашей «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран». Отвечая на первый вопрос казуса, следует также использовать декрет Национального собрания от 10 августа 1789 г. о подавлении беспорядков.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран / под. ред. К.И. Батыра. М., 2008. Глава 17, пар. 1.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра. М., 2008. - Т. 2.
  3. Поликарпова Е.В. Антифеодальное аграрное законодательство Великой французской буржуазной революции. М., 1987.

>>История: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

1. Варны и касты.

Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.

Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.

Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы , а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.

Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.

Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

2. Возникновение буддизма.

Из варны кшатриев происходил один из величайших религиозных учителей человечества Будда. Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.

Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:

все в мире страдают;

причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;

может быть достигнуто состояние, свободное от страданий - нирвана;

существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный". Будда не одобрял разделение людей на варны.

У Будды появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния.

Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.

3. Государство Маурьев.

В последней трети 4 века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.

Чудесная история произошла с внуком Чандрагупты царем Ашокой. Его государство занимало огромную территорию. В молодости царь вел постоянные войны, его считали жестоким воином и суровым правителем. Но вот Ашока узнал об учении Будды. Душа и сердце царя смягчились. Его стали мучить воспоминания о собственной жестокости. В раскаянии он приказал начертать надпись: "И сколько бы людей... ни было бы убито, или умерло, или уведено из дома, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного богам". "Угодный богам" - так стали называть Ашоку.

На смену жестокости в его действиях пришли прощение и милосердие. Учение Будды смягчило сердце сурового правителя.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,