Описание фрески микеланджело сотворение адама. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга


«Сотворение мира» - часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла(домовая церковь римских папв Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV , и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнемуМикеланджело расписать его. Художник совершилпоистиненевозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. мболее 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техникатак называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе -лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений.Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнеесовершенство фрески!


Микеланджело - не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт - был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от другастилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны,однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, аповторяющиеся элементы обрамления - фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали - уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.

Потолок Сикстинской капеллы

Человек - не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает,-природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздобольше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики -языклинии, формы, цвета - звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.

День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих всецентральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от негок входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». (Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных)

День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного - кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня - эта вдохновенная работа более всегоувлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись - с луной. Автор прославленной фрески всегдаощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись - не мое ремесло». ИмикеланджеловскийБог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

День третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества(«Сотворение светил»), то прекрасен в своейсосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям - они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.

День шестой. Сотворение Адама

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»

В «Сотворении Адама» - по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи -от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.

День шестой. Сотворение Евы

«…мужчину и женщину сотворил их»

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы -


На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)

Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

До росписи Сикстинской капеллы Микеланджело не занимался фресками

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Из-за нехватки денег оте отдал Микеланджело на воспитание крестьянам

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.


Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)

Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

Микеланджело научился работать с глиной раньше, чем читать и писать

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.


Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540

Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.

На старости лет Микеланджело писал страстные сонеты своей 40-летней музе

Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

«Сотворение Адама» - одна из 9 фресок, написанных по библейским сюжетам и составляющих композиционный центр Сикстинской капеллы. Ее автором является Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Предыстория

Микеланджело - прославленный живописец и скульптор эпохи Возрождения. Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Родившись в 1475 году, уже в конце 80-х годов XV века он начал учиться скульптуре и изобразительному искусству, а в начале 90-х создал свои первые самостоятельные произведения. Даже в этих юношеских работах (автору 15-17 лет) заметны задатки будущего гения. К началу XVI века Микеланджело был уже довольно

В 1505 года пригласил его для создания собственной гробницы, работа над которой продолжалась почти 40 лет. А вот роспись сводов Сикстинской капеллы, сделать которую поручил тот же Юлий II, Микеланджело закончил в рекордно короткие сроки. Всего 4 года понадобилось ему, чтобы создать десятки фресок общей площадью 600 м², на которых изображены более 300 фигур. Фреска «Сотворение Адама» - одна из центральных во всей композиции.

Искусствоведы отмечают, что за роспись сводов Микеланджело взялся с большой неохотой. Он предлагал поручить это дело Рафаэлю, но Юлий II был непреклонен. Постепенно работа увлекла художника, так был создан шедевр монументального искусства.

Сикстинская капелла

Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.

По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.

Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени. Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. "Сотворение Адама" - фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.

Своды Сикстинской капеллы

На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Первый сюжет - «Отделение света от тьмы», последний - «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».

По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.

Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.

Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.

"Сотворение Адама" (Микеланджело). Описание

Сюжет был взят из В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.

Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.

Особенности росписи

Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии - души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.

Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.

До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок. Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.

Cодержание статьи:

В книге Бытия Пятикнижия Моисея излагается «теория» создания Богом на Земле первого человека по Его образу и подобию. В работе знаменитого итальянского художника средневековья Микеланджело «Сотворение Адама» был использован именно этот библейский сюжет.

Картина Микеланджело «Сотворение Адама»

Это произведение относится к технике фресковой живописи, достигшей своего наивысшего развития в Италии эпохи Возрождения:

  1. Классическая техника написания этим способом заключается в использовании красок, наносимых поверх сырой штукатурки. В составе последней содержится известь, которая при высыхании покрывает изображение тонкой пленкой кальциевых солей и придает ему, тем самым, прочность на долгие времена;
  2. Данное творение художника (даже более скульптора) было создано в этой манере в период его работы в 1508-1512 годах над росписью плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Ватикане. Оно являлось центральным звеном огромной композиции, которая выполнялась по заказу папы Римского Юлия II.
  3. В основу сюжета фрески, как считается, автор положил процесс «одушевления» Всевышним прекрасного тела юноши , превращения его в результате именно в живое существо, наделенное душой и жизненной энергией. Об этом свидетельствуют жесты рук Бога и человека, направленные навстречу один к другому, символизирующие их взаимное притяжение. Кажется, они вот-вот сомкнутся…однако это – не факт, а только видится. Небесное и земное здесь разделено.

Как Микеланджело выполнял заказ папы Юлия II?

Процесс работы был для художника совсем непростым во всех смыслах делом.

Будучи в основном более приверженным искусству скульптуры, Микеланджело отнюдь не рвался рисовать фрески на потолке храма. Он не имел такого опыта, да и получил этот специфический для себя заказ папы в результате интриг своих недоброжелателей.

Первоначально Буанаротти попросил знакомых художников помочь ему в освоении нового для него стиля живописи, но быстро всё понял и отказался от их услуг, предпочитая работать один. С ним, правда, трудились два помощника, один из которых смешивал краски, а другой покрывал поверхность известью, по которой мастер впоследствии и наносил свои гениальные штрихи.

Кстати, делать это было совсем непросто психологически и даже чисто технически, так как специфика данного вида искусства не допускала исправлений и поправок. Работать приходилось сразу «начисто». Здесь художнику и помог талант скульптора и «объемное видение» будущего изображения, он даже почувствовал вкус к новому делу.

Правда, после его завершения долго приходил в себя после постоянного видения картин снизу вверх, так как работать приходилось лежа. Даже книги он некоторое время читал только в таком положении.

Где находится картина?

Из всего вышесказанного вы уже поняли, что она является одной из фресок (но самой главной) на плафоне Сикстинской капеллы в столице Италии – Риме :

  • Последняя ныне представляет собой музей искусства эпохи Возрождения , а в ее помещении с того времени проходят конклавы – выборы каждого нового папы Римского. Широко известен также ее знаменитый церковный хор;
  • Построена капелла была в последней четверти 15 века по заказу папы Сикста IV (от чего и получила свое название) и сначала являлась домовой церковью. Архитектором и руководителем строительства был Джордже де Дольчи;
  • Стены и потолок храма расписывали знаменитые средневековые художники, среди которых, помимо Микеланджело, числятся Рафаэль, Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Роселли и другие известные мастера;
  • В грандиозной фресковой композиции на ободе церкви художник расположил 9 картин из Священного Писания от сотворения мира. Среди них, кроме упомянутой, имеются также живописные сюжеты об отделении суши от воды и света от тьмы, грехопадении и изгнании из рая, сотворении светил и т. д.
  • Последняя реконструкция фресок капеллы проводилась в конце 20 века.

Что означает «Сотворение Адама»?

Художник воплотил в своих храмовых полотнах эпизоды сотворения мира и его жителей такими, каким был он сам, и так, как он понимал мир.

Бытие Моисеево говорит, что Бог создал человека из земного праха и поместил в него душу, чтобы тот стал живым существом. Фрески Микеланджело говорят о процессе творения с точки зрения земной, физической, плотской деятельности.

Даже Всевышний у него предстает не мудрствующим старцем, а могучим и активным стариком. Он будто переводит слова из духовного состояния в телесное ощущение.

Будучи сам борцом, он и в своих иллюстрациях первой книги Священного Писания показывает мощь Божественного вдохновения и его реальные результаты, когда из окружающего Хаоса возникает стройная Вселенная. Он показывает свое видение событий Книги Бытия, не обращая внимания на устоявшиеся мнения и толкования этого со стороны церкви.

Получается сознательное очеловечивание Бога, но при этом же он изображает процесс пробуждения Адама к жизни именно силой духа, без физического контакта.

Между ними будто пробежала Божья искра, главный душевный импульс, окончательно сделавший его именно человеком.

Сикстинская капелла как символ власти

Смысловое значение термина «капелла » довольно разнообразно:

  • Оно касается как архитектурных сооружений относительно малых форм типа Домовой церкви для одной семьи (хотя бывают и отдельные строения больших размеров), так и места внутри храма, где располагался хор певчих, да и название самого этого хора.
  • Во многих словарях капеллой называют певческие ансамбли, а пение «а капелла» означает – без музыкального сопровождения, одними голосами;
  • На русский язык это слово часто переводится как часовня , что не совсем точно, так как последняя не предназначена для богослужений и в ней отсутствует алтарь, как в специфических католических храмах. К последним относится и знаменитая Сикстинская капелла.

Однако при ее строительстве перед архитекторами была поставлена двоякая задача: помимо чисто специализированных религиозных функций, она должна была выполнять роль крепости для представителей папской власти во время народных возмущений. Эта проблема была решена: снаружи здание по форме похоже на бастион, а изнутри, по роскоши оформлению двора, стен и потолка, показывает величие и значение церковной папской власти.

Гениальная фреска Микеланджело «Сотворение Адама» была создана более 500 лет назад, но до сих пор поражает воображение. В этом и заключается сила истинного таланта.

Видео: что еще может означать творение Микеланджело?

В данном фрагмента из сериала «Мир дикого запада» будет представлена еще одна версия того, что могла означать фреска «Сотворение Адама»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!

Буонарроти Микеланджело, «Сотворение Адама»

Когда говорят о расцвете итальянского Возрождения, то вспоминают имена трех титанов - Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Творчество каждого из них - это гигантский взрыв человеческой мысли, но гений Микеланджело превосходит всех.

На творчество Микеланджело оказали влияние идеи современной ему эпохи. Уже при жизни художника ходили легенды о фанатизме, с которым он работал. Именно эта нечеловеческая одержимость идеей вкупе с недюжинным талантом позволила ему создать такие произведения, при виде которых и современному человеку трудно поверить, что их мог сотворить простой смертный.

В Ватикане находится капелла, построенная по приказу папы Сикста IV и поэтому названная Сикстинской. Но знаменита она тем, что взору посетителя, входящего под своды капеллы, предстают сцены на библейские темы, которые расположены на... потолке. Каждая фреска звучит как гимн духовной и физической красоте человека, его созидательным возможностям, она поражает тщательной обрисовкой фигур, и все это складывается в грандиозную картину прославления Творца, Человека и Разума.

Над росписью потолка и стен капеллы Микеланджело работал с 1508 по 1512 год по заказу папы Юлия П. Специально для этих целей вдоль стен капеллы были возведены леса. Лежа на них, живописец мог приступить к осуществлению своего замысла. Изумляют свидетельства современников, согласно которым Микеланджело проводил в таком положении большую часть времени. Часто в капеллу являлся заказчик, чтобы посмотреть, как у живописца продвигается работа. Вспыльчивому, с независимым характером художнику эти визиты казались попытками контроля, и тогда Микеланджело нарочно сбрасывал с лесов различные тяжелые предметы. Разгневанному папе ничего не оставалось, как послушно ретироваться. Такое обращение с первосвященником мог позволить себе только истинный талант, который находится вне границ человеческих условностей.

В центральной части потолка Микеланджело поместил сцены сотворения мира и истории Ноя. По сторонам плафона, в пролетах, находятся фигуры пророков, возвещающих приход Мессии. Они чередуются с сивиллами - женскими образами христианства, согласно которому последние предсказывали приход Спасителя язычникам. Каждая фигура запечатлена в момент духовного сосредоточения. Они или читают, или записывают мысли, или поглощены звучанием внутреннего голоса. Над самым алтарем находится главная сцена композиции - Страшный суд.

Но самая известная и впечатляющая фреска из всех сикстинских росписей - Сотворение Адама. Многие живописцы задолго до Микеланджело обращались к этой теме. Композиция полотен была всегда одинакова: Создатель единым прикосновением руки взывает к жизни лежащего на земле Адама. Но прежние попытки художественного воплощения образа оставались в рамках условной символичности, и лишь под кистью Микеланджело вдохновенные силы божественного созидания предстали перед зрителем воочию. Смотрящего завораживает не только заключенная во фреске мысль, но и виртуозное исполнение задуманного на простой поверхности потолка с помощью красок. Идея и способ сливаются в мощный творческий порыв, духовное и материальное становятся нерасторжимым целым.

Пронзая пространство, мчится Господь в пустоте, которая есть смерть. Он наполняет ее движением, что символизирует победу жизни над смертью. От стремительного полета плащ Создателя раздувается, как парус на ветру. Бог протягивает руку к лежащему на земле первочеловеку. Адам еще находится во власти сна, но уже протягивает свою руку навстречу Творцу, устремляя взор на лицо Отца. Жизнью наполняются его члены, одно мгновение - и человек впервые сделает вдох.

Смысловым и композиционным центром фрески является встречное движение рук Бога и Адама. Они еще не соприкоснулись, но между ними уже готова проскочить искра, которая зажжет жизнь в Адаме. Внимательный взгляд отметит, что глаза смотрящего и протянутые друг к другу руки находятся не на параллельных плоскостях, а на пересекающихся. За счет такого визуального фокуса Микеланджело на плоской поверхности создает иллюзию пространства с ясно ощутимым движением, словно живописец сам пытается вдохнуть жизнь в свое творение.

Микеланджело известен не только как живописец, но и как прекрасный скульптор, архитектор и даже поэт. Он создал такие скульптурные шедевры, как статуя «Вакх» (национальный музей, Флоренция), скульптурная группа «Оплакивание Христа» (собор св. Петра, Рим), статуя «Давид» (Флоренция), «Моисей» (Рим), «Восставший раб» и «Умирающий раб» (Париж, Лувр). Микеланджело разработал проекты библиотеки Лауренциана во Флоренции, собора св. Петра и Капитолия в Риме. В поэзии он известен как автор мадригалов и сонетов, многие из которых переведены на русский язык Андреем Вознесенским.