Кроманьонец внешний вид. Сравнение с неандертальским человеком

Кроманьонский человек

Кроманьонский человек


Самые ранние свидетельства существования современного типа гомосапиенс имеют возраст 30–40 тыс. лет. Ученые впервые «познакомились» с этим нашим пред ком в 1868 году, когда рабочие случайно обнаружили в пещере Кро-Маньон (Франция) останки доисторического человека, жившего, как показали исследования, 28 тыс. лет назад. С тех пор за людьми этого типа закрепилось название кроманьонцев. Сегодня следы кроманьонского человека обнаружены на всех континентах - в Африке, Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. По строению черепа и остального костяка этот «финальный» разумный человек практически ничем не отличался от нас с вами, разве что несколько более массивным телосложением, но эта оговорка распространяется только на первых, наиболее древних представителей современного человеческого типа. Рост и строение тела кроманьонцев полностью соответствовали росту и строению тела современных людей. Череп и зубы также имеют все признаки современного типа, надбровные дуги обычно слабо выражены или практически отсутствуют, средний объем мозга составляет 1350 см3.

Многочисленные находки скелетов позднепалеолитического человека позволяют нам получить представление о состоянии здоровья наших предков. Их средний возраст составлял 30 лет, в исключительных случаях они поживали до 50 и более лет. Впрочем, величина среднего возраста сохранялась на этом уровне вплоть до Средневековья, так что можно смело утверждать, что здоровье позднепалеолитических охотников было по тогдашним условиям жизни вполне удовлетворительным. Патологические изменения на костях встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты. Судя по находкам, в большинстве случаев у них были очень здоровые зубы. Кариес зубов практически не встречался.

Охота была главным занятием кроманьонцев. Их жизнь подчинялась годовым циклам миграции стад крупных копытных, являвшихся основным объектом охоты. Долгую холодную зиму ледникового периода эти люди проводили в постоянных становищах, где были оборудованы довольно прочные и теплые хижины. Летом племя кочевало вслед за стадами животных, делая короткие стоянки и живя в легких палатках из жердей и шкур. В Европе широко известны такие «классические» стоянки первобытного человека, как Кро-Маньон и Комб-Капелль во Франции, Оберкассель в ФРГ, Пржедмости и Долни Вестонице в Чехии.

Основным отличием кроманьонца от всех предшествовавших ему человекообразных существ является неизмеримо более совершенный и разнообразный инвентарь, сопутствующий находкам останков кроманьонского человека. Главным оружием человека каменного века было копье с каменным или костяным наконечником. В искусстве изготовления этих орудий кроманьонцы достигли настоящей виртуозности. Нередко можно встретить костяные наконечники с желобком для оттока крови, гарпуны с направленными назад шипами («елочкой»). Палеолитические охотники знали уже разнообразные системы западней и силков. В прибрежных поселениях кроманьонцев обнаружены сети и сачки, сплетенные из лозы и служившие для рыбной ловли, а также различные типы удочек. К тому же периоду относятся первые каменные наконечники стрел и луки, тяжелые костяные дубинки, костяные ножи, часто украшенные орнаментальной резьбой. Высокой степени совершенства достигла и выделка кожи. Даже некоторые этнографические группы современных людей, например эскимосы или некоторые народы Сибири, признанные мастера обработки кож, располагают менее богатым набором орудий, чем кроманьонские охотники.

Кроманьонцы делали ожерелья из раковин, клыков хищных зверей, перьев, цветов и костей, вырезали из кости или делали из обожженной глины Фигурки зверей и людей. Но самым потрясающим было искусство наскальной живописи кроманьонцев. Оно достигло таких высот, что ученые XIX века, открывшие наскальные росписи эпохи верхнего палеолита, долго отказывались верить в то, что они сделаны «первобытными дикарями». И в этом необыкновенном, неслыханном расцвете искусства и таится, вероятно, загадка происхождения современного человека. Вопреки распространенным еще недавно заблуждениям, отнюдь не труд «сделал обезьяну человеком» - «человек умелый» Луиса Лики сотни тысяч лет долбил свои камешки, но человеком так и не стал. И уж тем более не спорт - австралопитек миллионы лет бегал на длинные дистанции и метал камни, но как был обезьяной, так обезьяной и остался. И не в объеме черепа тут дело - у неандертальца была голов как пивной котел, но где он сейчас, этот неандерталец?

Одна лишь культура, таинственным образом пробудившая тупого троглодита, позволила ему в кратчайшее время лишиться звериных черт и человеком в истинном смысле этого слова. Влияние культуры на биологическое развитие человека с самого начала было исключительно сильным, но последних фазах эволюции оно приобрело прямо-таки решающее значение!

Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическом) искусству и попыткам реконструкции социальных отношений того времени посвящены тысячи статей и сотни книг. Однако загадка происхождения человеческой культуры не получила никакого удовлетворительного объяснения до сих пор. Можно с большой долей уверенности предположить, что она не будет решена никогда. И, вероятно, правы те религиозные философы, которые утверждают, что история - это диалог человека с Богом и когда этот диалог прекратится, прекратится и человеческая история. А каким образом еще можно вести диалог с Богом, как не на языке культуры?

Обнаруженные археологами захоронения кроманьонцев доказывают наличие у них развитой системы культово-религиозных представлений. Из отложений позднего палеолита известны погребения с чертами сложного погребального ритуала. В большинстве захоронений могилы прикрыты лопатками, челюстями и другими крупными костями мамонтов. Обеспечение умерших «последним приютом» характерно не только для первобытных людей, но и для исторического времени (римские саркофаги и т. д.), и даже для наших дней. О существовании у кроманьонцев каких-то сложных ритуалов свидетельствуют и находки чаш, сделанных из человеческих черепов. Но главным доказательством того, что именно в эти времена начался диалог человека с Богом, являются росписи пещер - изумительные и удивительные наскальные картины, выполненные древесным углем и минеральными пигментами. Любопытно, что большинство этих картин находится в местах укромных, плохо освещенных и неудобных, что говорит о том, что они явно не предназначались для широкого обозрения, а служили местом каких-то ритуальных действий или обрядов, в которых принимал участие небольшой круг людей. Интересно и другое: как установили исследователи, живопись в таких местах нередко является многослойной, то есть первобытные охотники, попав сюда, добавляли свои рисунки к тем, что были сделаны их предшественниками. То есть людям разных племен, живших в разные времена, были понятны смысл этих рисунков и сакральное значение места, где они находились. Это позволяет говорить о существовании единой системы религиозных представлений, по крайней мере у значительных групп кроманьонских племен. И хотя ясно, что главным элементом этого культа было, вероятно, поклонение неким божествам охоты, картина мира кроманьонского человека еще далека от полной ясности. И это не единственная тайна кроманьонцев.

Кроманьонцы - общее название ранних представителей современного человека , которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40-30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека.

Термин «кроманьонец» может означать в узком смысле только людей, обнаруженных в гроте Кро-Маньон и живших рядом 30 тыс. лет назад; в широком смысле это все население Европы или же всего мира эпохи верхнего палеолита .

Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным.

Этимология

Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь), где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита . Возраст этой популяции оценивается в 30 тыс. лет .

География

Важнейшие ископаемые находки: во Франции - Кро-Маньон , в Великобритании - Красная дама из Пэйвиленда , в Чехии - Дольни-Вестонице и Младеч , Сербии - Лепенски-Вир , в Румынии - Пештера-ку-Оасе , в России - Маркина гора , Сунгирь , Денисова пещера и Оленеостровский могильник , в Южном Крыму - Мурзак-Коба .

Культура

Кроманьонцы являлись носителями ряда культур эпохи верхнего палеолита (Граветтская культура) и мезолита (Тарденуазская культура , Маглемозе , Эртебёлле). В дальнейшем территории их обитания испытали миграционные потоки других представителей вида Человек Разумный (например, Культура линейно-ленточной керамики). Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное - собака.

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта , еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой , надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (в позе эмбриона).

По другой версии, современные представители негроидных и монголоидных рас формировались автономно, а кроманьонцы распространялись по большей части только в ареале неандертальцев (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Европа). Первые люди с кроманоидными чертами появились 160 000 лет назад в Восточной Африке (Эфиопия). Покинули её 100 000 лет назад. В Европу проникли через Кавказ до бассейна реки Дон. Миграция на Запад началась приблизительно 40 000 лет назад, а уже через 6 тысяч лет появилась наскальная живопись в пещерах Франции.

Миграция кроманьонцев в Европу

Генетика

См. также

  • Гуанчи - вымерший аборигенный народ Канарских островов, представители афалу-мехтоидной подрасы , считающиеся близкими кроманьонцам по своему антропологическому типу.

Напишите отзыв о статье "Кроманьонцы"

Литература

  • П. И. Борисковского . С. 15-24 // STRATUM plus. 2001-2002. № 1. Вначале был камень;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, М., 1963;
  • Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958, с. 321-38.

Научно-популярная литература

  • Эдуард Шторх - «Охотники на мамонтов». Книга со ссылками на реальные археологические источники
  • Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002, ISBN 5-17-012785-5

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кроманьонцы

– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.

А, м. Cro Magnon. От названия грота Кро Маньон во Франции, где во второй половине 19 в. были обнаружены скелеты этих людей. Мн. Люди эпохи позднего палеолита. БАС 1. Мы цивилизованные кроманьонцы и уже не поймем странной, придурочной правды о… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КРОМАНЬОНЕЦ, нца, муж. Ископаемый человек эпохи позднего палеолита. | прил. кроманьонский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (ньё), нца, м., одуш. (по назв. пещеры Кро Маньон (Cro Magnon) во Франции, где были впервые найдены ископаемые остатки). Человек современного типа, существовавший в Европе в верхнем плейстоцене. || Ср. архантроп, неандерталец, неоантроп,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 человек (86) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Представитель вымершей расы людей (Homo sapiens), остатки которой впервые были обнаружены в 1866 г. во Франции в пещере Кроманьон. В конце палеолита кроманьонская раса населяла Европу, С. Африку и Переднюю Азию. Геологический словарь: в 2 х томах … Геологическая энциклопедия

Общее название ископаемых людей современного вида, относящихся к неоантропам и живших около 40 тыс. лет назад … Большой медицинский словарь

М. см. кроманьонцы Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Кроманьонец, кроманьонцы, кроманьонца, кроманьонцев, кроманьонцу, кроманьонцам, кроманьонца, кроманьонцев, кроманьонцем, кроманьонцами, кроманьонце, кроманьонцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

кроманьонец - (2 м), Р. кроманьо/нца, Тв. кроманьо/нцем; мн. кроманьо/нцы, Р. кроманьо/нцев … Орфографический словарь русского языка

кроманьонец - кроманьон/ец/ … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Человек. Суперэнциклопедия , Гусев И.. Человек вчера, сегодня, завтра... Что мы есть, кем мы были и какими станем в будущем? С древнейших времен человек стремился познать самого себя. Постепенно его догадки и домыслы…
  • Человек. Суперэнциклопедия для умных и любознательных , И. Е. Гусев. Человек вчера, сегодня, завтра... Что мы есть, кем мы были и какими станем в будущем? С древнейших времен человек стремился познать самого себя. Постепенно его догадкии домыслы превращались в…

Современные люди

Самые ранние представители неоантропов получили название кроманьонцы из-за того, что их костные остатки (несколько скелетов) впервые были найдены в 1868 г. в пещере около селения Кро-Маньон во Франции. Более поздние неоантропы - это современные люди , существующие и сейчас.

Обобщенное название людей современного вида, заменивших всех своих предшественников в период 40-30 тыс.лет назад, - неоантропы .

Ученые полагают, что неоантроп , или человек современного типа, возник в Восточном Средиземноморье, в Передней Азии и на юго-востоке Европы. Именно здесь были найдены многочисленные костные остатки промежуточных форм между неандертальцами и ранними ископаемыми формами Человека разумного - кроманьонцами . В те времена все эти территории были заняты густыми широколиственными лесами, богатыми разнообразной дичью, различными плодами (орехи, ягоды) и сочными травами. В этих условиях, полагают, и был совершен последний шаг на пути к Человеку разумному . Новый человек начал активно и широко расселяться по планете, совершая большие миграции по всем континентам Земли.

Кроманьонцы - это первые люди, т. е. непосредственные представители Homo sapiens . Они характеризовались достаточно высоким ростом (около 180 см), черепом с большой черепной коробкой (объемом до 1800 см 3 , чаще около 1500 см 3 ) , наличием выраженного подбородка, прямого лба и отсутствием надбровных валиков. Присутствие подбородочного выступа на нижней челюсти свидетельствовало, что кроманьонцы были способны к членораздельной речи.

Кроманьонцы жили общинами по 15—30 человек. Жилищами им служили пещеры, шатры из шкур, землянки. Жили они родовым обществом, начали приручать животных и заниматься земледелием.

Кроманьонцы обладали развитой членораздельной речью, одевались в одежды из шкур, занимались гончарным делом. В Дольни-Вестонице в Моравии найдена древнейшая в мире печь для обжига керамики, которая использовались кроманьонцами.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта, еду, украшения. Мёртвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (колени касались подбородка).

Внешний облик кроманьонца ничем не отличался от облика современного человека.

Кроманьонец характеризовался значительным развитием отделов головного мозга, связанных с трудовой деятельностью, речью и ответственных за поведение в условиях общественной жизни. Наряду с каменными орудиями широко использовал кость и рог, из которых изготовлял иглы, сверла, наконечники для стрел и гарпунов. Объектами охоты были лошади, мамонты, носороги, олени, бизоны, песцы и многие другие животные. Кроманьонец занимался также рыбной ловлей и собирательством плодов, кореньев и трав. Обладал достаточно высокой культурой, о чем свидетельствуют не только орудия труда и предметы быта (умел выделывать кожу, шить одежду и строить жилье из шкур зверей), но и разнообразные рисунки на скалах, стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с большим мастерством.


Настенная живопись в пещере кроманьонца (слева) и его орудия труда:
1 — роговой гарпун; 2 — костяная игла; 3 — кремневый скребок; 4-5 — роговой и кремневый наконечники для дротика


К моменту появления Homo sapiens представителям рода Homo были свойственны уже почти все морфологические признаки, характерные для Человека разумного : прямохождение; развитие рук как органов трудовой деятельности; пропорциональная, более стройная фигура; отсутствие волосяного покрова. Увеличился рост, лицевая часть черепа уменьшилась, а мозговая часть стала очень большой. Произошло не только мощное наращивание массы головного мозга, но и его качественное изменение: большое развитие получили лобные доли мозга и зоны, связанные с речью, общественным поведением и сложной деятельностью.

Все эти преобразования не были чисто биологическими ароморфозами, как у других животных. Они во многом обусловлены созданием особой, культурной среды и сильнейшим действием социальных факторов. Среди них развитие общественного образа жизни и применение накопленного жизненного опыта предков; трудовая деятельность и создание руки как органа труда; возникновение речи и использование слова как средства общения и воспитания человека; развитие мыслительных способностей, стимулирующих совершенствование труда и речи; использование огня, что помогало отпугивать зверей, защищаться от холода, готовить пищу, а также расселяться по земному шару. Социальный труд и изготовление орудий труда обеспечили особый, человеческий путь развития вида, отличающийся общественными (социальными) отношениями, разделением труда, возникновением на этой основе торговли, искусства, религии, науки и отраслей промышленного производства.

Возникновение человека - это крупнейший ароморфоз в эволюции органического мира, по качеству не имеющий себе равного во всей истории Земли. Он характеризовался особыми закономерностями и специфическими особенностями, присущими только антропогенезу.

Овладев культурой изготовления совершенных орудий, воспроизводством продуктов питания, устройством жилищ, созданием одежды, Человек разумный , в отличие от всех других видов организмов, стал особым, биосоциальным существом , обезопасил себя от неблагоприятных природных условий созданием особой - культурной среды. В результате этого отпала необходимость дальнейшей эволюции человека в направлении преобразования его в другой, более совершенный вид. Так прекратилась эволюция современного человека как биологического вида. Она продолжается лишь в пределах уже сформировавшегося вида (в основном по пути полиморфизма морфофизиологических признаков в разных группах и популяциях человека).

Возникновение неоантропа произошло не путем простого накопления новых свойств у организма, а в тесном единстве с процессом становления всего человечества , причем социальное существование (совместная жизнь, общение, речь, труд, коллективная деятельность) выступало одним из сущностных свойств антропогенеза. В этих условиях на Земле появилось качественно новое существо с биосоциальными свойствами, которое творчески преобразует мир с помощью своих умственных и культурных способностей и общественного производства. Вне общества немыслимо становление Человека разумного как особого вида. Видовая устойчивость неоантропа как раз и обусловлена "превращением" человека в представителя человечества.

Появление человека - выдающееся событие в развитии живой природы. С возникновением человеческого общества на стадии Homo sapiens около 40 тыс. лет назад творческая роль естественного отбора утратила для человека свое значение

Кроманьонцы - общее название предков людей, существовавших 40-10 тысяч лет назад (). Кроманьонцы - это резкий скачок развития эволюции человека, который стал решающим не только в выживании рода людей, но также в становлении человека разумного (Homo sapiens).

Кроманьонцы появились гораздо позже , примерно 40-50 тысяч лет назад. По некоторым оценкам самые ранние кроманьонцы могли существовать более 100 тысяч лет назад. Неандертальцы и кроманьонцы — это разновидности рода Люди (Homo).

Неандертальцы предположительно появились от человека, который, в свою очередь, был разновидностью человека прямоходящего (), и не являлись предками людей. Кроманьонцы произошли от человека прямоходящего и являются прямыми предками современного человека. Название «кроманьонец» относится к находке нескольких скелетов людей с орудиями позднего палеолита в скальном гроте Кро-Маньон, Франция. Позже останки кроманьонцев и их культуры были найдены во многих частях света - в Великобритании, Чехии, Сербии, Румынии, России.

Учёные предлагают разные версии появления и распространения кроманьонцев - предков людей. Судя по одной версии, первые представители предков людей с кроманьонским типом развития (вид человека прямоходящего) появились в Восточной Африке ещё 130-180 тысяч лет назад. Примерно 50-60 тысяч лет назад кроманьонцы стали мигрировать из Африки в Евразию. Изначально одна группа заселила побережье Индийского океана, а вторая обосновалась в степях Центральной Азии. Чуть позже началась миграция в Европу, которая была заселена кроманьонцами примерно 20 тысяч лет назад. Есть также и другие версии о распространении кроманьонцев.

Кроманьонцы обладали огромным преимуществом перед существовавшими тогда же в Европе неандертальцами. Хоть неандертальцы были более приспособлены к северным условиям, были мощнее и сильнее, перед кроманьонцами они устоять не смогли. Прямые предки людей были носителями такой высокой культуры для того времени, что неандертальцы явно уступали им в развитии, хоть, по некоторым исследованиям, мозг неандертальца был больше, он умел создавать орудия труда и охоты, использовал огонь, создавал одежду и жилища, умел изготавливать украшения, обладал речью и так далее. Кроманьонец к тому времени уже изготавливал достаточно сложные украшения из камня, рога и кости, а также наскальные рисунки. Кроманьонцы впервые придумали человеческие поселения, жили общинами (родовые общины), которые включали до 100 человек. В качестве жилищ в разных частях света кроманьонцы использовали пещеры, шатры из шкур животных, землянки, дома из каменных плит. Кроманьонцы создавали одежду из шкур, изготавливали более современные, по сравнению с предками и неандертальцами, орудия труда и охоты. Также кроманьонцы впервые приручили собаку.

Как предполагают исследователи, прибывшие в Европу мигрирующие кроманьонцы встретились здесь с неандертальцами, которые задолго до них уже освоили самые лучшие территории, заселили самые удобные пещеры, обосновались на выгодных территориях возле рек или в местах, где много добычи. Вероятно, в , кроманьонцы, которые обладали более высоким развитием, просто истребили неандертальцев. Археологи находят на стоянках кроманьонцев кости неандертальцев, которые имеют явные следы их поедания, то есть неандертальцев не только истребляли, но и употребляли в пищу. Существует также версия, что неандертальцы были уничтожены только частью, остальные смогли ассимилироваться с кроманьонцами.

Находки кроманьонцев явно указывают на существование у них религиозных представлений. Зачатки религии также наблюдаются и у неандертальцев, однако многие учёные выражают по этому поводу большие сомнения. У кроманьонцев культовые обряды прослеживаются очень явно. Предки людей уже десятки тысячелетий назад осуществляли сложные погребальные обряды, хоронили своих сородичей в согнутом положении в позе эмбриона (вера в переселение души, перерождение), украшали умерших различными изделиями, помещали в могилу предметы быта, еду (вера в посмертную жизнь души, при которой ей понадобятся те же вещи, что и при земной жизни - тарелки, еда, оружие и т. д.).