Пространственное расширение ойкумены в эпоху верхнего палеолита. VIII
1. По карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено?
Северо-восточная Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Арктика, Гренландия, Северная Канада. Малоосвоенность территорий обусловлена рядом причин:
1. Удаленность территории от энергетических источников.
2. Сложный характер местности – районы пустынь, болот, вечной мерзлоты.
3. Хозяйственная скудность земель, например отсутствие полезных ископаемых.
2. Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?
Африка – страна с жарким климатом, что уменьшает шансы эффективного освоения земель (Намибия).
Австралия – пустынные ландшафты, скудная растительность, заболоченность северных берегов.
3. На Великой Китайской равнине и Индо-Гангской низменности распаханность территории достигает 70-80%. А где еще в Азии расположены крупные ареалы распаханных земель?
Северный Казахстан и Южная Сибирь – в пределах Зап-Сиб. равнины.
4. Известно, что сокращение площади под сезонно-влажными лесами связано главным образом с подсечно-огневой системой земледелия. А какие антропогенные факторы сильно влияют на изменение аридных ландшафтов в Африке?
Засуха, спровоцирована загрязнением атмосферы выбросами газов, сокращение площадей лесов через вырубку, чрезмерный выпас скота.
5. Есть ли в вашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным?
Аркаим, оз. Аракуль, Тургояк, Увильды.
6. Укажите конкретные примеры расширения границ ойкумены за счет:
а) пустынных и полупустынных территорий
б) арктических и субарктических
в) предгорных и горных
г) сведения лесных массивов
д) Мирового океана (в том числе в пределах России).
1) строительство городов в странах Персидского залива
2) город Мурманск - крупнейший город за пределами полярного круга, Норильск
3) строительство горнолыжных объектов в предорьях: Сочи, Домбай, Архыз, + Швейцария, Австрия
4) столица Бразилии Бразилиа возникла за счёт сведения лесов Амазонского бассейна
5) расширение территории Нидерландов за счёт строительства дамб, нефтедобывающие платформы с посёлками для нефтянников на сваях Нефтяные Камни (около Баку).
7. «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной»…
Речь идет о бережном отношении к природе, где человек должен сдерживать или ограничивать негативные последствия своего влияния на окружающий мир.
8. Перед вами несколько определений понятия «культурный ландшафт», проанализируйте их, какое вам ближе и почему? Раскройте понравившееся вам понятие.
«Культурный ландшафт представляет собой нашу коллективную автобиографию, отражающую наши вкусы ценности устремления и страхи, его можно читать как книгу». Культурный ландшафт является нашим наследием, результатом взаимодействия человека и природы. Все наши предпочтения, цели и т.д., можно увидеть в культурном ландшафте, так как его создает человек меняя окружающую среду, вкладывая частичку себя. В современном мире, культурным ландшафтом принято считать отдельные точки на всей территории, поэтому все остальную часть можно считать фактически ничем. Весь культурный ландшафт представляет собой какие-либо произведения архитектуры, скульптуры и т.д.
Подъем производства и улучшившиеся условия существования способствовали росту населения, что, в свою очередь, приводило к быстрому истреблению с помощью более совершенных средств охоты или к уменьшению количества дичи на территориях, прилегающих к поселениям. Охотники позднего палеолита стали постепенно расселяться из ранее освоенных мест в пустынные до того области севера Европы и Азии, на колоссальные пространства суши, освободившиеся от ледникового покрова. В позднем палеолите были заселены Сибирь, территория Северной Германии. Двигаясь из Азии через Берингов пролив, люди впервые заселили Америку. В конце палеолита и в мезолитическое время человек, очевидно, проник и в Австралию.
В позднем палеолите существует несколько различающихся между собой областей развития культуры. Особенно ясно прослеживаются три области: европейская приледниковая, сибирско-китайская и африканско-средиземноморская.
Европейская приледниковая область охватывала территорию Европы, испытавшую непосредственное влияние оледенения. Люди здесь жили в суровых климатических условиях, охотились на мамонтов и северных оленей, сооружали зимние жилища из костей и шкур животных. Во всей приледниковой зоне Европы наблюдалось единство культуры ее палеолитического населения, но все же внутри этой зоны заметно некоторое своеобразие культур отдельных групп населения. Так, культура населения Русской равнины, территории Чехословакии и прилегающих к ней областей Центральной Европы отлична от культуры палеолитического населения Западной Европы.
В сходных с европейской приледниковой областью природных условиях жили обитатели сибирско-китайской области. Однако у них выработалась несколько иная техника обработки камня и распространились иные формы орудий. Несмотря на то что здесь была известна позднепалеолитическая техника отделения длинных ножевидных пластин, основная масса орудий - скребла сделаны так, как европейские орудия мустьерского времени; изредка встречаются даже грубо оббитые каменные орудия, сделанные из целых продолговатых галек, напоминающие ашельские рубила.
Африканско-средиземноморская область охватывает кроме Африки территорию Испании, Италии, Балканского полуострова, Крыма, Кавказа, стран Ближнего Востока. Здесь люди жили в окружении теплолюбивой флоры и фауны, охотились преимущественно на газелей, косуль, горных козлов, а также на крупных хищников; здесь больше, чем на Севере, было развито собирательство растительной пищи, съедобных моллюсков. Костяных орудий в южных областях мало, обычно это простейшие острия и шилья. Не была здесь известна отжимная техника обработки поверхности кремневых орудий. Зато здесь раньше распространились микролитические кремневые вкладыши (см. ниже), служившие лезвиями в деревянных орудиях, и, по-видимому, раньше, чем на Севере, появились лук и стрелы.
Различия позднепалеолитической культуры названных трех областей были еще незначительными, и сами области не были разделены четкими границами. В пределах каждой из областей существовали отдельные местные культуры, различавшиеся между собой. Так, культура палеолитических обитателей Внутренней Африки развивалась своеобразным путем, отличным от путей развития культур североафриканских.
Несмотря на то что палеолит Юго-Восточной Азии плохо изучен, уже есть основания выделить его в четвертую большую область. Главным занятием населения здесь было собирательство, не требовавшее того своеобразного вооружения, которым пользовались охотники Севера. Бродячие охотники и собиратели не создавали постоянных поселений, а довольствовались временными жилищами.
Первые известные нам следы пребывания человека в Америке относятся ко времени около 20 тыс. лет назад. По-видимому, люди проникли в Америку из Азии через Берингов пролив. Основанием для этого утверждения служат те факты, что в Америке не найдено высших приматов и все останки человеческих скелетов представляют только Homo sapiens, т. е. в Западном полушарии не проходило очеловечивания обезьяны и предки американских индейцев должны были прийти из Старого Света. Монгольские черты в физической характеристике индейцев указывают на их азиатское происхождение. По океану люди эпохи палеолита проникнуть в Америку не могли, а кратчайший путь из Азии ведет через Берингов пролив, разделяющий материки водным пространством всего в 85 км. В глубокой древности, вероятно, это пространство было меньше или материки соединял перешеек.
Древнейшие орудия, найденные в Америке, напоминают орудия китайского позднего палеолита (верхние горизонты Чжоукоудянь), а также культуры позднего палеолита Бирмы и Индокитая. Эти архаического облика орудия очень долго сохраняются в пережиточных формах во всей Америке, вплоть до Патагонии. Следующая волна переселенцев, по-видимому, пришла из Сибири с более совершенным охотничьим инвентарем. Древнейшие следы их пребывания в Америке обнаружены в Пещере Сандия (близ Альбукерке, штат Нью-Мексико) и относятся приблизительно к середине 10 тысячелетия до н. э. Особого рода каменные наконечники листовидной формы с боковой выемкой (типа сандия), тщательно обработанные отжимной ретушью с обеих сторон, найдены вместе с костями мамонта, бизона, верблюда, мастодонта. Следующий этап развития палеолитической техники в Америке характеризуется наконечниками так называемого фолсомского типа, датируемыми на 2 тысячелетия позже. Эти наконечники представляют собой узкие и длинные кремневые клинки с продольными желобками на обеих сторонах, обработанные еще более тщательной отжимной ретушью, чем наконечники типа сандия. Фолсомские поселения - это временные лагери охотников на бизонов. Пережиточные явления в культурах каменного века Америки сохраняются вплоть до 5 тысячелетия до н. э.
В Австралию человек, по-видимому, проник из Юго-Восточной Азии и Индонезии.
Переселенцы, пользовавшиеся грубыми галечными орудиями, сходными с палеолитическими орудиями Китая, Индокитая, Индонезии, скорее всего были предками первых австралийцев и тасманийцев. Следующий поток переселенцев принес с собой дисковидные топоры типа тула и изготовленные из пластин узкие острия треугольной формы («пирри»); им была уже известна новая микролитическая техника, но они еще не знали важнейшего изобретения эпохи мезолита - лука и стрел. В ходе расселения предков австралийцев по стране сложилась их своеобразная культура охотников и собирателей.
Древние греки называли известное им обитаемое пространство Ойкуменой. Как называл его первобытный человек, неизвестно, но, несомненно, и он задавал себе вопросы: что представляет из себя окружающий мир и как он велик? Долгие странствия давали обильную пищу для размышлений охотникам и собирателям, чья память могла хранить бездну деталей окружающей местности.
С возникновением цивилизации накопление информации, которую в наше время назвали бы географической, стало делом государственной важности. Ее собирателями, первыми путешественниками в неизвестные страны чаще всего становились воины и купцы. С их помощью древние державы расширяли круг своих познаний об окружающем мире.
Обычно отсчет наших знаний об Ойкумене ведется от колыбели европейской цивилизации в восточном Средиземноморье, однако открытие самой для нее произошло не сразу. Египтяне, освоившие плодородную долину Нижнего Нила, поначалу обратили свой взор на соседние области. В III - II тысячелетиях до н. э. они совершали походы в , вверх по Нилу и в загадочную страну Пунт, отваживались они и на плавания вдоль Средиземноморского и Красноморского побережий .
Шумеры, обосновавшиеся в благодатной Месопотамии, уже в III тысячелетии до н. э. предпринимали морские экспедиции вокруг Аравии, но на суше не заходили далеко за пределы равнины. Знали они о горах Загроса и . Эламитам, воинственным соседям шумеров, удалось преодолеть окружающие их горы и выйти к берегам Каспия. Аналогичное открытие сделали позже (в XIII - XII вв. до н. э.) ассирийцы, мечом и огнем покорившие соседние народы: они достигли берегов .
Европа была открыта лишь в XVI в. до н. э., и сделали это критяне, захватившие острова в и освоившие северное его побережье. Они же, вероятно, первыми достигли морем Гибралтара, и вышли в Атлантику. Их наследники - ахейцы - в XV - XIII вв. до н. э. продвинулись на севере Средиземноморья дальше критян: на судах прошли Босфором в и добрались до Колхиды, что нашло отражение в греческом мифе об аргонавтах. Странствующие торговцы-ахейцы пересекли африканский континент по зыбучим пескам Сахары и достигли реки . Финикийцы, превосходные мореходы и ловкие торговцы, уже не довольствовались известным до них Средиземноморьем: в XI в. до н. э. они не только выходят в Атлантику, но и продолжают исследовать ее берега. На север, вдоль Европы, они продвигаются примерно на тысячу километров. Еще более впечатляющи успехи финикийцев в южном направлении: очевидно, они первыми обошли морем африканский материк, выполняя приказ фараона Нехо.
Индийцы тоже внесли свою лепту в изучение Ойкумены. Хараппцы (XXVI - XIII вв. до н. э.), освоив Индо-Гангскую равнину, преодолели окружающие ее горы, и дошли до северных предгорий . Они вышли к берегам Аравийского моря, вторглись во внутренние районы полуострова , распространили свое влияние на восточные .
В середине IV в. до н. э. огромная индийская армия прошла по восточному побережью полуострова, завершив тем самым его открытие. В III в. до н. э. древним индийцам уже известны Зондские острова, а в 1 в. н. э. - полуостров Индокитай.
Цивилизация, зародившаяся на Великой Китайской равнине, в течение многих столетий (XIV - V вв. до н. э.) расширяла свои владения от побережья до Тибетского нагорья. В III в. до н. э. китайцы захватили нижнее течение Красной реки и продвинулись в глубь Индокитайского полуострова.
На основании собранных сведений анонимный китайский географ сделал описание обширного региона на востоке Азии. В 138 г. до н. э. китайский император отправил на запад посольство во главе с Чжан Цянем. На родину он возвратился только спустя 13 лет, преодолев около 10 тыс. км. Его путь лежал через горы и пустыни Центральной Азии. Впоследствии по его маршруту пройдет Великий шелковый путь, соединивший древние народы Старого Света. В античное время в Средиземноморье возросло влияние греков. Они продолжили освоение Ойкумены и расширение ее пределов следуя путем своих предшественников. В середине VII в. до н. э. греки достигли и вышли в . Аристей Проконесский (около VII в. до н. э.), древнегреческий поэт и путешественник, странствуя по равнинам и , проник даже за Урал. Но главная заслуга древних греков состоит в создании науки о Земле - географии. Эллины, разделявшие известный им мир на части света, составили и его первую карту. Им принадлежит идея о шарообразности Земли, а также первые вычисления ее размеров. Они первыми высказали мысль о единстве и провели по земному шару . Всех их заслуг и не перечесть.
Углубили географические познания греков древние римляне. В своих завоевательных походах они завершили открытие Центральной и Западной Европы. Но после того, как империя пала под натиском варваров, центр научных знаний в раннем Средневековье перемешается на арабский Восток. Географические сочинения арабских мыслителей не только вобрали в себя античную мудрость Запада и Востока, но и обогатили ее новыми сведениями, в частности и о Древней Руси.
Неудавшаяся экспансия крестоносцев к XV в. до предела обострила отношения между христианским и мусульманским мирами. А потому европейские правители и купцы были вынуждены искать новые пути на вожделенный и загадочный Восток. Возглавили это движение пиренейские державы, яростно конкурировавшие между собой за выход к сказочно богатой . «Владыки морей» той эпохи — португальцы — ценой неимоверных усилий в самом конце XV в. действительно достигают ее. На время им удается даже превратить далекий в свое «внутреннее море».
Однако пальму первенства по расширению Ойкумены перехватывают испанцы. Генуэзец , поступивший к ним на службу, бесстрашно пересекает Атлантику и достигает неведомых берегов. Но великий авантюрист и мечтатель умирает, так и не узнав, что открыл Новый Свет и положил начало .
На Запад отправляется все больше экспедиций. Мореплавателями обуревает жажда обогащения, они стремятся захватить и колонизировать новые земли заморских владений. Вслед за испанцами и португальцами, поделившими между собой открытые земли, в дальние плавания отправляются французы, голландцы, англичане. В поисках не известных еще континентов и островов они бороздят воды океанов, начинают проникать во внутренние области материков. В это же время на суше русские стремительным маршем пересекают Сибирь и достигают Тихого океана. За короткий исторический срок (XVI - XVIII вв.) на была положена большая часть морских пространств и пригодных для жизни земель. «Белыми пятнами» на карте XIX в. оставались лишь самые недоступные уголки Земли: , и центральные части уже известных континентов. Часто приоритет их открытия и первого исследования принадлежал русским путешественникам.
Так, описание последнего неизвестного архипелага - - произвела экспедиция под руководством Г. А. Ушакова уже в 30-х гг. XX в. Позже было сделано величайшее : на дне океанов были обнаружены гигантские хребты.
Но жажда открытий не ослабевала. Взоры путешественников обращаются к океанским глубинам, высочайшим вершинам, таинственным пещерам - последним «белым пятнам» на планете. Правда, их покорение приобретает все более спортивный характер, и географы постепенно меняют свой профиль. Теперь им необходимо всесторонне и детально описать и объяснить Ойкумену, помочь человечеству разумно использовать ее богатства. Здесь есть над чем потрудиться. Об успехах и проблемах географии на этом пути будет рассказано в других разделах нашей книги.
Период верхнего палеолита известен, как одна из самых важных вех в истории расселения первобытного человечества на новых территориях Земли. Человек освоил крупные материки – Австралию и Америку. С помощью метода палеографической многоступенчатой реконструкции ученые смогли максимально точно восстановить примерные пути расселения.
Радиоуглеродный анализ находок на территории Австралийского и Американского континентов показывает, что к концу верхнего палеолита эти земли были заняты человеком. Это важный факт, доказывающий высокое развитие верхнепалеолитического человечества, которое смогло не только пересечь линию полярного круга, но и освоиться там. Археологические исследования говорят, что люди полностью освоились в полярных экстремальных условиях, приспособившись к окружающей среде с биологической и культурной точки зрения. Археологи неоднократно обнаруживали палеолитические стоянки в заполярье.
Конец верхнепалеолитической эпохи ознаменован тем, что границы ойкумены практически полностью совпали с границами пригодной для жительства земли. Более поздние периоды служили фоном для всевозможных внутренних миграций, заселений и окультуривания нетронутых участков суши, повышения технического потенциала человеческого общества и усовершенствования способов хозяйствования. Но именно верхнему палеолиту принадлежит «честь» служить периодом полного освоения земли человеком. После этого подобное достижение было достигнуто человеком лишь однажды и много веков спустя – выход человека в открытый космос.
Последствия пространственного расширения ойкумены в эпоху верхнего палеолита многогранны. В результате расселения человечества по всей земной суше и обживания им всевозможных экологических областей, изменилась сфера биологии и культуры человека. Приспособление человека к экологическим и географическим новым условиям повлекло за собой расширение границ ротации человеческих характеристик. Выявились отдельные морфологические - физиологические комплексы, которые до сих пор проявляются в современном человечестве под названием адаптивного типа.
Адаптивные типы соответствуют ландшафтным зонам – зоне высокогорья и континентальной зоне, умеренному или арктическому поясу. Каждый вид обнаруживает целый комплекс генетически определяемых приспособлений к жизни в климатических, ландшафтных, географических и биотических условиях определенного пояса. Приспособления выражаются в различных физиологических признаках и оптимальных для терморегуляции сочетаний размеров.
Ученые могут точно определить хронологическую древность и последовательность развития каждого из адаптивных типов. Для этого используется сравнение исторических этапов расселения человека по Земле и адаптивных приспособлений человеческой группы. Известно, что первоначально человек обладал всеми морфофизиологическими приспособлениями для жизни в тропических условиях. Эта точка зрения согласовывается с исследованиями, согласно которым первый человек появился в тропическом поясе. Таким образом, тропики являются прародиной современного человечества.
Эпоха среднего палеолита стала историческим фоном к сложению комплексов, адаптивных к континентальному, среднему и высокогорному климатам. Заключительный адаптивный комплекс сложился в эпоху верхнего палеолита.
Расширение ойкумены во время верхнепалеолитического периода послужило мощным стимулом для биологического и культурного развития современного человечества. Люди заселяли новые, непривычные регионы, где сталкивались с совершенно иной охотничьей добычей. Это заставляло человека искать новые и усовершенствовать старые способы охоты. Человек учился определять съедобные растения. Он знакомился с новыми породами камня, что позволяло ему изобретать новое оружие и новые способы обработки материалов.
Согласно данным палеодемографической работы известного немецкого ученого Ф. Вайденрайха, численность человечества в эпоху верхнего палеолита составляла один миллион человек. При этом ученый утверждает, что на территориях Евразии и Африки плотность населения составляла 1 человека на 8 кв.км. Работа основывается на результаты исследования ископаемых человеческих скелетов, найденных в Китае, в местонахождении Чжоукоудянь, неподалеку от Пекина, которые предоставляют информацию лишь о групповом и индивидуальном возрасте. Теорию Вайденрайха невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Ойкумена сильно расширилась при заселении Австралии и Америки. По данным ученого Э.Диви, плотность населения в эпоху верхнего палеолита составляла порядка 1 человека на 2,5 кв. км., после чего численность стабильно увеличивалась до 3,3 и 5,3 миллионов человек.
§ 45. Сохранение мира на Земле
§ 46. Экологическая проблема
§ 47. Демографическая проблема
§ 48. Продовольственная проблема
§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы
§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран
§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем
Приложения
Предисловие
Мир, в котором мы живем, меняется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обостряются экологические, энергетические, сырьевые проблемы, переплетаются экономические и культурные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиарда человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди становятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Западная Европа, где в недалеком будущем «пограничные столбы» окажутся ненужными и станут играть лишь символическую роль.
Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Советского Союза, Чехословакии, Югославии показал не только всю шаткость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государственных образований. Именно государства формируют облик современного человечества, представляющего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребывающих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчезают. История одних народов (китайцев, греков, египтян) насчитывает
тысячелетия, другие народы (финикийцы, карфагеняне, гунны, скифы, половцы) давно ушли в небытие, третьи – формируются буквально на наших глазах. Ясное представление о современных странах и народах должен иметь каждый образованный человек.
Любая страна, любой народ вносит свой вклад в мировую экономику, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной державой первого «ранга», крупным экспортером продуктов питания. Япония создала весьма эффективную систему образования и научных исследований, что во многом объясняет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда необычайно расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыночной экономики.
Социально-экономическая география мира – школьный предмет, способный дать современное видение целостного и неделимого мира, представление о его природе, странах и народах, о мировой экономике, понимание актуальных глобальных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее
более развитым или крупным странам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япония, Китай, Индия, регионы Африки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и народах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное богатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.
Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явление, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к социальным наукам.
Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению человеком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хорошо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам внимательно ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Приглашение к дискуссии») вопросы и задания. Приступая к изучению курса экономической и социальной географии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком сложны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государстве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд суверенных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Балтии, Закавказья, Средней Азии. Никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересующие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружающий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля
§ 1. От древности до наших дней
Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествующих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?
Земля – место обитания человека. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн. км 2 . Из них чуть менее трети (149 млн.. км 2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания человека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность мозга и т. д. Наконец, третий главный источник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Первые шаги в освоении планеты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой? Перелистаем лишь немногие страницы прошлого, чтобы увидеть, как происходило освоение человеком Земли.
Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя революция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслуживания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образование, наука, культура, управление и т. д.).
Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и процесс освоения человеком планеты Земля.
На протяжении истории человечества характер его связей с природной средой претерпевал большие изменения. В очень древние времена производственная деятельность человека, которая заключалась в собирательстве, охоте и рыболовстве, приспосабливалась к природной обстановке, а не видоизменяла ее (рис. 1).
Районы с теплым и влажным климатом, изобиловавшие биологическими ресурсами (прежде всего стадами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяжения для первобытных людей. Постепенный переход человечества от такого хозяйства, получившего название присваивающего, к производящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к заметному усилению воздействия человека на природу (рис. 2).
Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилизаций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осушали болота, с помощью зеленых насаждений останавливали песчаные барханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.
Рис. 1. Чем характеризуются
взаимоотношения человека
и природной среды на этом рисунке?
Население мира в древние времена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже старой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков миллионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих районах планеты никогда не ступала нога человека.
Шли века, тысячелетия. В Средневековье произошло новое расширение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лесные. Это определялось все более широким распространением металлических орудий труда, развитием кораблестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населения, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали пастбища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земледелия уменьшалась площадь лесов.
Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно редко выходили за допустимые пределы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органические удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсивным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.
Освоенное человеком пространство в Средние века не шло ни в какое сравнение с картиной современного мира: выделялись лишь сгустки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Австралии были вообще слабо освоены и редко заселены.
Стремительное расширение границ Ойкумены. Качественный скачок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистических отношений существенно раздвинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяйственный оборот открытых и частично еще не обжитых земель в Америке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерландами, Францией были созданы целые колониальные империи, раскинувшиеся в обоих полушариях.
Современный этапНТР | коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» | С середины XXвека | |
Промышленная революция | быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду | 300 лет назад | |
Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов | Средние века | ||
Сельскохозяйственная – революция | переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов | 6–8 тыс. летназад | |
Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее | Около 30 тыс. лет назад |
Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду
Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалостно истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Южную Америку. По мере развития фабрично-заводской промышленности масштабы воздействия человека на окружающую среду росли. К прежним формам такого воздействия прибавились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнергетическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естественных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилизацию, вел к прогрессирующему ухудшению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обществом и природной средой произошли во второй половине XX столетия с приходом современной НТР. На географической карте практически уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятельности человека (техногенные частицы, сложные химические соединения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность природных систем к самоочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: перед человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком будущем. Цивилизации прошлого также испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение планеты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказались тесно переплетены.
Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Землю с большим плотом: «Все мы сидим на одном плоту… Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1.
Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотношениях человека и природной среды?
§ 2. Современные масштабы освоения планеты
Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармоничные основы взаимодействия общества и природы?
Освоение необжитых территорий. Хотя в сферу жизнедеятельности человека вовлечена уже практически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).
Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с крайне неблагоприятными для организма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в размещении производительных сил мира стало в последние десятилетия освоение пустынных и полупустынных территорий в странах Азии, Африки, Америки, Австралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к освоению таких территорий кроме высокоиндустриальных стран приступили сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пустынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышленные предприятия, ведется жилищное строительство, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приобрело хозяйственное строительство в экстремальных условиях северных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная заболоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хозяйственным наступлением на Север ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бассейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются
апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полуострова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Якутии и т. д. Современная горно-добывающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, платина) и на Канадском Севере (железная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с освоением человеком горных территорий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются склоны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без создания специальной сельскохозяйственной техники, способной эффективно работать в горных условиях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.
Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, создаются предприятия, строятся дороги.
В орбиту экономической деятельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Водные просторы самым непосредственным образом включаются в хозяйственную
Деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирового океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшого рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые зоны Земли гигантских антарктических айсбергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антарктики, так же как и самого южнополярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдаленной перспективе.
Расширение территориальных рамок мировой экономики в немалой степени было обязано и росту военной промышленности. Создание принципиально новых видов вооружения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных полигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает законный вопрос: а сможет ли наша планета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходимым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем говорит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерзлоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно представить себе, что эти земли будут когда-либо полностью заселены. К этому следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требования, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетворить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано сохранить окружающую среду. Такое отношение к природе, которое можно назвать рациональным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпаемой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономики, т. е. не столько «вширь» – путем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических районов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии.
Подобную природоохранную систему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей планеты, предела которому не существует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы, переход к замкнутой экономической системе, т. е. к непрерывному кругообороту веществ в процессе производства.
В современном мире все еще часто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающийся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используемых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утилизируется лишь 1–2% массы исходного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.
Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявляется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и более. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.
Итак, освоение планеты – сложный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются экономические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития экономики за счет освоения новых пространств и новых источников природных ресурсов заканчивается. Впереди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отношении к природе.
Вопросы и задания. 1 . С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких культурах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о масштабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые природными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установления его новых взаимоотношений с природой?
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
I. Приглашение
1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?
2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществление таких грандиозных проектов, как: а) строительство плотины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в районе озера Чад; г) переброска стока северных рек России на юг?
3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природных ресурсов Американского Севера США и Канада широко используют вахтовый метод, т. е. рабочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы считаете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, строить новые города в экстремальных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее развивать уже обжитые территории?
4. Насколько корректно говорить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вложить?
5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использовал термин «образованное варварство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это понятие?
II. Темы для рефератов
1. Особенности взаимоотношения человека и природной среды в древности.
2. Последствия резких изменений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.
3. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
II. Природные ресурсы