Биография мунка. Таинственный мир образов, чувств и переживаний эдварда мунка

Цитата сообщения Жизнь, полная несчастий и нелепостей. Художник Эдвард Мунк / Edvard Munch (1863-1944)

Попалась мне как-то на глаза одна картина и надолго отбила желание знакомиться с ее автором. Я говорю о картине "Крик" Эдварда Мунка (она - в самом конце поста). Но когда все же решила познакомиться, поняла, как была не права... Конечно, его живопись не для всех, тем более, что многовато у него пессимизма в творчестве. Но что художник гениальный, теперь ни минуты не сомневаюсь, и светлых жизнеутверждающих работ у него тоже много...

Женщины на мосту, 1902

И.Брамс - Симфония № 3, ч.3

Творческое наследие Эдварда Мунка - знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Художник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со сложным символистским подтекстом, создавал графические произведения.


Танец Жизни, 1899-1900

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в Христиании (совр. Осло) в семье военного врача вторым из пятерых детей. Детство и юность будущего художника прошли под знаком смерти — его мать (ему было всего 5 лет) и любимая старшая сестра умерли от туберкулеза. «Болезнь, безумие и смерть — эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», — напишет он впоследствии.


Одинокие, 1935

Отец хотел видеть сына инженером, и Эдвард поступил в технический колледж в Христиании. Однако желание быть художником победило — год спустя, в 1881г., Мунк бросил колледж и поступил в Королевскую школу рисования. Параллельно он посещает мастерскую Кристиана Крога, объединившего вокруг себя норвежских художников-реалистов.


Вампир. Любовь и боль, 1897

В 1889 г. Мунк организовал в Христиании свою первую персональную выставку, где показал 110 работ. Результатом выставки стала правительственная стипендия, которая давала художнику возможность стажироваться в Париже в течение трех лет. Здесь Мунк поступил в мастерскую Бонна, где прозанимался четыре месяца. В Париже его жизнь насыщенна и богата впечатлениями: он открывает для себя живопись Эдуарда Мане, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, художников группы «Наби».


Весенний день на улице Карла Юхана, 1890

Под влиянием картин Жоржа Сёра он пробует себя в технике пуантилизма, однако вскоре отказывается от нее. Очень скоро Мунк выработал свой собственный выразительный стиль: живопись подчеркнутыми густыми мазками, фигуры на широком фоне, замкнутые в контур. Мастер прежде всего стремился передать через живопись свое внутреннее состояние — болезненную напряженность, постоянный страх смерти, тревогу и одиночество.


Весна, 1889

В 1892 г. Мунк уехал работать в Германию. Общение с немецкими живописцами, близкими Мунку по духу, окончательно соединило его искусство с миром острых переживаний. Самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать именно берлинский период.


Гавань Любек в Хольстентор, 1907

. . . . .

Примерно в 1892 году в Берлине возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными явлениями - спиритизмом, телепортацией, переселением душ. Члены кружка собирались в литературном кафе “Черный поросенок”. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой - вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский.


Девушки на мосту, 1899-1900

Члены клуба детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. “Музой” кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты мы узнаем в картине Мунка - “Мадонна”. Она позировала ему также для многих других известных картин, включая «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».


На следующий день

Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался “Хомо сапиенс”. Творчество представлено в романе как мучительный кошмар, а художник - как отрешенный от жизни человек. Эта книга получила широчайшее распространение в среде русской интеллигенции, о ней спорили до хрипоты и зачитывали ее до дыр. Книга стала настоящим литературным памятником.


Дождь, 1902

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России воцарилась волна моды на все северное, которая получила название русской нордомании. Многие друзья Мунка стали ключевыми фигурами этого течения, а Станислав Пшибышевский посетил Россию и разрешил перевести роман “Хомо сапиенс” на русский язык. Таким образом, Мунк, который был тогда мало известен в России, с 1904 года стал знаком российскому читателю.


Расставание, 1896

Когда к власти пришли большевики, они сразу же запретили Пшибышевского с его мистицизмом и оккультизмом как “чуждый элемент”. В годы ленинградской блокады книги Пшибышевского тысячами сжигались как ненужные, поэтому роман о Мунке стал библиографической редкостью.


Конница, 1919

. . . . .

Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место, куда он стремился, когда был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде», - говорил Мунк.


Красное и белое, 1899-1900

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.


Красный дом и ели, 1927

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.


Летняя ночь (Ингер на берегу), 1889

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.


Лунный свет, 1895

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.


Меланхолия

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.


Меланхолия, 1891-1892

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии - исцеления искусством.


Поцелуй у окна, 1892

В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.


Ревность

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В 1908 г. он стал кавалером королевского ордена Святого Олафа, в 1933 г. был награжден крестом того же ордена. Став национальной гордостью Норвегии, он не бросает кисть, продолжая напряженно работать. Одна за другой с триумфом проходят его выставки: в Кёльне (1912), в Цюрихе, Базеле и Берне (1922), в Берлине и Мангейме (1927), в Дрездене (1929), Лондоне (1936), Стокгольме и Амстердаме (1937).


Пепел, 1894

Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.


Дым поезда, 1900


Таверна в Сен-Клу, 1890


Утро, 1884


Четыре девочки в Arsgardstrand, 1903


Нимфа, 1896


Четыре сына доктора Линде, 1903


Dagny Juel Przybyszewska, 1893


Вид на реку в Сен-Клу, 1890


Больной ребенок, 1896


Hans Jaeger, 1889


Девушка, разжигающая плиту, 1883


Девушка у окна, 1893


Девушки на мосту, 1901


Женщина на веранде, 1924


Женщина в голубом (Фрау Барт), 1921


Мадонна, 1894


Модель на диване, 1924-1928


Молодая женщина на берегу, 1896


Портрет Ингер Мунк, 1892


Тетя Карен в кресле-качалке, 1883


Три девушки на причале, 1903


Четыре возраста в жизни, 1902

Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby"s за 119,9 миллиона долларов. Это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.


Крик

Картина “Крик” стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны.

Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.

Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.

Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А.П.Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".

Эдвард Мунк родился 12.12.1863 года на ферме в 140 километрах на север от Кристиании, так тогда назывался Осло. К моменту его рождения у родителей, которые поженились в 1861 году, уже была дочь Софи. Мальчик родился хилым и казался настолько слабым, что его пришлось крестить дома. Однако он прожил до 80 лет, стал великим норвежским художником-экспрессионистом, в то время как членов его семьи ожидала более драматичная судьба.

Биография и произведения Эдварда Мунка

В 1864 году семья Эдварда переехала в Кристианию. В 1868 году умерла от туберкулеза его мать Лора, оставив на руках убитого горем мужа пятерых детей. На помощь пришла сестра матери Карен Бьёльстад. Она была художницей-самоучкой, от неё-то маленький племянник и перенял любовь к живописи.

В 1877 году туберкулёз уносит ещё одну жертву из семьи Мунков. Умирает Софи - любимая старшая сестра Эдварда. Через непродолжительное время признаки шизофрении появляются у младшей сестры Лауры. Позднее в своих драматичных работах он передаёт эмоции, которые владели впечатлительным ребёнком от происходящего. Воспоминания о болезни, а затем смерти матери и сестры никогда не давали ему покоя.

В 1779 году Эдвард Мунк поступает в Технический колледж. Эта учёба приносит ему понимание, что дело всей его жизни - живопись. Он решительно оставляет колледж и поступает в Королевскую школу искусств и дизайна.

Его отец, военный врач Кристиан Мунк, который после смерти жены сверх меры ударился в религию, с настороженностью отнёсся к выбору сына. Став слишком богобоязненным, он тревожился о тех искушениях, с которыми его сыну предстояло столкнуться в искусстве.

В 1882 году совместно с шестью коллегами Эдвард арендует студию для занятий живописью. Наставником молодых художников становится живописец-реалист Кристиан Крог. Его влияние в дальнейшем отразилось на творчестве Мунка.

В течение 1883 года Эдвард Мунк впервые экспонирует свои работы на выставке, и его картина «Утро» вызывает положительные отзывы.

В марте 1884 года художник получает стипендию Шаффера, а в 1885 году впервые отправляется заграницу. Там он участвует во Всемирной выставке в Антверпене с портретом своей младшей сестры Ингер.

В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Он помнил её бледное лицо, тоненькие дрожащие руки, почти прозрачную кожу и потому мазками, которые зрителям казались незавершенными, он хотел отобразить почти призрачный образ умирающей девочки.

Весной 1889 года Мунк организовал свою первую персональную, и вообще первую сольную в Кристиании, выставку. Ему всего 26 лет. Накопленный к этому времени творческий багаж позволил ему выставить в Студенческом обществе 63 картины и 46 рисунков.

В ноябре от инсульта умирает отец Мунка. Эдвард в это время был в Париже и не мог успеть на его похороны. Уход отца для художника, глубоко впечатлительного с раннего детства, стал страшным потрясением. Его охватывает депрессия. Позже на свет появляется его печальная работа «Ночь в Сен-Клу». В образе одинокого мужчины, который сидит в тёмном помещении и всматривается в ночную синеву за окном, исследователи видят самого Эдварда или его недавно умершего отца.

С начала 1890-х годов в течение тридцати лет Эдвард Мунк работает над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». На картинах он отображает основные этапы существования человека и связанные с ними экзистенциальные переживания: любовь, боль, беспокойство, ревность и смерть.

В 1890 году Мунк показывает свои произведения на нескольких выставках. Он снова, третий год подряд, получает государственный грант и посещает Европу. В Гавре Мунк серьёзно заболевает ревматической лихорадкой, и его госпитализируют. В декабре пять его картин погибает во время пожара.

1891 год ознаменовался тем, что Национальная галерея впервые приобретает его работу «Ночь в Ницце».

Летом 1892 года Мунк проводит большую выставку в здании парламента в Кристиании. Работы Мунка понравились норвежскому художнику-пейзажисту Адельстину Норманну, и он приглашает его выставиться в Берлине. Но столица Германии встретила работы Мунка неприветливо до такой степени, что выставку пришлось закрыть уже через неделю после открытия. Художник поселяется в Берлине и приобщается к миру андеграунда.

Мунк проживает в Берлине, но постоянно посещает Париж и Кристианию, где обычно проводит всё лето. В декабре 1895 года Эдварда Мунка настигает очередная потеря - от пневмонии умирает младший брат Андреас.

В этом же 1985 году художник пишет первую версию самой поразительной и известной своей картины «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1893

Всего Мунком написано четыре варианта «Крика». Это не единственная работа, версии которой он повторял неоднократно. Возможно, желание воспроизводить по несколько раз один и тот же сюжет было вызвано маниакально-депрессивным психозом, от которого страдал художник. Но также это могли быть поиски творцом самого совершенного изображения, досконально передающего его эмоции.

Известно несколько версий картины Мунка на тему «Поцелуй».





Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка

Эдвард Мунк обладал очень привлекательной внешностью, некоторые называли его самым красивым мужчиной Норвегии. Но с женщинами у него отношения либо не складывались, либо были сложны и запутанны.

В 1885 году Мунк влюбиляется в замужнюю женщину Милли Таулов. Роман длится несклько лет и заканчивается разрывом и любовными переживаниями художника.

В 1898 году Эдвард Мунк встречает Туллу (Матильду) Ларсен, бурный роман с которой длился последующие четыре года. Мунк писал о ней: «Тонкое и надменное лицо... обрамляющие его волосы подобны сиянию. Удивительная улыбка плотно закрытых губ напоминает мне об образе Мадонны и вызывает необъяснимое чувство тоски».

Летом 1902 года он получает огнестрельное ранение левой руки во время конфликта с любовницей, которая безуспешно пыталась стать женой Мунка. Эдвард окончательно расстаётся с Туллой Ларсон. Его душевное состояние становится всё более неуравновешенным. Как всегда, любые свои сильные переживания художник впоследствии отображает в своих произведениях.


Большую часть времени он проводит в Германии и регулярно выставляется. Постепенно Эдвард Мунк становится признанным, но спорным художником. В 1902 году он выставляет 22 картины из своего цикла «Фриз жизни», над которым постоянно работает. Картина «Мадонна» - одна из работ Мунка этой серии. Натурщицей для одной из версий картины послужила близкая подруга художника Дагни Юль (Хьелл).

В 1903 году у Мунка начался роман с английской скрипачкой Эвой Мудоччи. Их любовные отношения не складываются из-за нервных срывов, скандальности, подозрительности, неадекватности Мунка. К тому же он страдает от алкоголизма.

В детстве Эдварду снились страшные сны, которые рождались у впечатлительного мальчика под влиянием исступленных нравоучений чрезмерно религиозного отца. Мунка всю жизнь преследовали образы печальные умирающих матери и сестры. Ему было свойственно остро переживать любые события. В 1908 году произошёл срыв, и его в состоянии душевного расстройства отправили в частную психиатрическую клинику доктора Якобсона.

Последние годы жизни Эдварда Мунка

В 1916 году на окраине Кристиании Эдвард Мунк покупает усадьбу Экели, которую он полюбил и сделал своей постоянной резиденцией до конца жизни.

В 1918 году художник подхватывает испанский грипп, который бушевал в Европе полтора года в 1918–1919 годах. «Испанка» унесла, по разным подсчётам, 50–100 млн человек. Но Эдвард Мунк, который с рождения отличался слабым здоровьем, выживает.

В 1926 году умирает сестра Лаура, у которой шизофрения обнаружилась ещё в детстве. В 1931 году этот мир покидает тётя Карен.

В 1930 году у художника развилась глазная болезнь, из-за неё он почти не может писать. Однако в это время он делает несколько фотографических автопортретов и рисует эскизы, правда с искажёнными формами - в том виде, в каком стал видеть предметы.

В 1940 году Фашистская Германия оккупировала Норвегию. Сначала отношение к Мунку было приемлемым, но затем он попадает в список художников «дегенеративного искусства», в котором оказался и, например, его голландский коллега Пит Мондреан.

В связи с этим свои последние четыре года Эдвард Мунк жил словно под дамокловым мечом, опасаясь конфискации собственных картин.

Все свои работы он оставил муниципалитету Осло (Кристиания до 1925 года): около 1150 картин, 17800 гравюр, 4500 акварелей, рисунков и 13 скульптур, а также литературные заметки.

Эдвард Мунк - краткая биография

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия - 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия - норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Самая известная работа Мунка - картина «Крик», точнее, это была серия схожих картин. Изначально картина называлась «Отчаяние». Образ ужаса с этой картины, который Мунк оттачивал до конца своей жизни, сейчас служит одним из символов концептуального искусства вообще.

Биография

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни - старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года - живописец Кристиан Крог. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» - своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметно. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», - сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

В честь Мунка назван кратер на Меркурии.

Edvard Munch 1863-1944 г.

Норвежский художник-экспрессионист, теоретик живописи.

Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо.

Родился Мунк в Норвегии 12 декабря 1863, в городке Лётен, в семье военного врача, фанатично преданного лютеранству, так же как и его жена. С раннего детства в жизни будущего художника начали происходить трагические события, связанные со смертью наиболее близких ему людей, что впоследствии отразилось на его живописи. Мотивы смерти, угасания, тема одиночества – сюжет многих произведений Мунка, при этом в его картинах ощущается и жажда жизни.

Решение стать художником созрело в 1880-м, он порывает с религией, позиционирует себя как радикальный индивидуалист, а в 1881-го становится учеником Королевской школы искусств, которую оканчивает в 1886-м. В этот период он обучался и в мастерской Крога.

Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже, и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. На следующий год он снова посещает этот город, и попадает на последнюю выставку импрессионистов. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка, и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку, и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.

В 1889-м Мунк организовывает первую персональную выставку, его работы не воспринимаются критикой, но замечены влиятельными авангардистами, а от государства назначается стипендия для учебы в Париже; на этот раз путешествие за границу растягивается на двадцать лет. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. В его творчестве эта работа считается самой известной, и поначалу это был рисунок, затем гравюра, и окончательный вариант – пастельная картина. Человек без лица – сам Мунк, потерявший смысл жизни, пребывающий в изоляции, и оттого отчаявшийся до предела.

Скандал, принесший Мунку известность, начал разгораться осенью 1892-го в Осло (тогда еще Христиания), когда его выставка оказалась неудачной, затем та же участь постигла ее и в Берлине, но в остальных культурных центрах Германии работы художника сочли почти за революцию в живописи, назвав картины «ломающими все барьеры категорий искусства».

Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни; начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.

В 1909-м Мунк переезжает в Норвегию, и больше не покидает ее пределов. На этом закончился его «европейский» период творчества. В стиле художника преобладает резкая и грубая манера, а используемые им краски отличаются четкостью и яркостью. Многие картины экспонируются на международных выставках. Настоящее признание пришло к Эдварду Мунку в последнее десятилетие жизни.

Зимой 1943-го, от взрыва немецкого снаряда, разорвавшегося неподалеку от его дома, в жилище образовался сквозняк, что привело к болезни художника, но, несмотря на это он рисует картину «Взрыв по соседству», а через месяц, 23 января 1944-го умирает в кресле. В руках почившего мастера находилась книга Достоевского «Бесы».

2014-08-27

Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Сам художник создал четыре версии этой картины, выполнив их в различных техниках.

В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью.

Э. Мунк «Крик»

Э. Мунк "Крик"

Широко известно собственное объяснение художником замысла своей картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

На картине изображено кроваво-красное небо, бесформенный обобщённый пейзаж и на его фоне – кричащая в отчаянии человеческая фигура. Пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги, а мир представляется художнику безрадостным, бездушным и угнетающим. В 1895 г. Мунк создал литографию на этот же сюжет.

Картине приписывают мистический смысл, пророческий смысл (предвосхищение трагических событий XX в.: две мировые войны, экологические катастрофы и ядерное оружие), а некоторые считают, что эти картины (варианты картины «Крик») прокляты: люди, так или иначе входившие в контакт с полотном, заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Всё это создало картине недобрую славу, но, с другой стороны, привлекло к ней особый интерес.

Известно, что художник страдал от маниакально-депрессивного психоза, поэтому, возможно, в его творчестве присутствуют мотивы смерти, страха, одиночества. К тому же эти мотивы были характерны для экспрессионизма – течения в европейском искусстве эпохи модернизма , одним из первых представителей которого был Э. Мунк. Экспрессионизм стремится не только к воспроизведению действительности, но более к выражению эмоционального состояния автора.

Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраску зорь. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк.

В связи с этим фигура на переднем плане картины могла бы изображать самого художника, защищающего себя от крика природы. Позу изображённого на полотне человека вполне можно назвать рефлекторной реакцией старающегося спастись от сильного воздействия извне.

Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. Для этого нам следует обратиться к другим его картинам, а также к биографии.

Биография и творчество художника

Эдвард Мунк. Фотография

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Он родился в семье врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком (из пяти детей).

В раннем детстве он потерял мать, которая умерла от туберкулёза, а через несколько лет от той же болезни – сестру.

Э. Мунк окончил Государственную академию искусств и ремёсел в Осло, где занимался живописью и скульптурой.

После окончания академии (1886 г.) он отправился в Париж, там состоялось его знакомство с творчеством импрессионистов , которое оказало сильное влияние на его творчество, как, впрочем, и символизм. В этом же году он создаёт свою первую известную картину «Больная девочка».

«Больная девочка» (1886)

Э. Мунк "Больная девочка"

Холст, масло. 119,5х118,5 см. Национальная галерея, Осло

В основе картины – воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры Софи Мунк, которой было всего 15 лет. Девушка сидит в постели, опираясь на подушку. Её бледное лицо как будто излучает свет, оно выделяется ярким пятном в полумраке комнаты. Для этой картины позировала 11-летняя девочка Бетси Нильсен.

Рядом с умирающей девушкой сидит, опустив в отчаянии голову, женщина – это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.

Картина впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 г. и была принята критикой отрицательно. Работу объявили незаконченным этюдом, считали её бесформенной, небрежной, несовершенной и не достойной выставки. Хотя были и более доброжелательные отзывы: в картине отметили её своеобразие и трогательность. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства».

Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». Он создаёт несколько вариантов этой картины.

В 1889 г. он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично.

Э. Мунк "Весна"

В центре полотна в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми руками, которые безвольно покоятся у неё на коленях. Рядом с ней – мать или сиделка. Распахнутое окно уставлено цветами, в него врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца освещает лица сидящих в комнате, но он притягивает взор только живущего – женщины; умирающая же девушка, наоборот, отворачивается от него, т.к. этот луч слишком «громко» говорит о том, что жизнь её приближается к завершению.

Картина являет собой контраст трагедии и оптимизма, и всё это – жизнь в её противоречии и одновременно в гармонии: угасание и возрождение слиты воедино.

Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы. В сущности, почти все его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. Причём некоторые пейзажные полотна явно написаны под влиянием творчества импрессионистов. Например, картина «Вид на реку в Сен-Клу» (1890).

Э. Мунк "Вид на реку в Сен-Клу"

Но в пейзажных картинах видно стремление художника к обобщению, т.к. чаще всего на этих полотнах присутствует человек. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека.

Но есть у художника и чисто пейзажные полотна, и чаще всего на них изображена суровая природа Скандинавии.

Э Мунк «Прибрежный зимний пейзаж» (1915)

Э Мунк «Весенний пейзаж с красным домом (Экелю)» (1935-1940)

«Метаболизм» (1899)

Полотно из цикла «Фриз жизни». В картине на фоне пейзажа изображены мужчина и женщина. Череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина является символом вечного возрождения жизни.

Э. Мунк "Метаболизм"

В начале 1890-х годов Мунк уезжает в Германию. Там он подружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Она позировала ему для многих ставших известными картин: «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».

«Мадонна» (1894)

Э. Мунк "Мадонна"

Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Литография некоторыми деталями отличается от варианта маслом. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

Портретная галерея Э. Мунка

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк обладал даром психолога, поэтому он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Его портреты превосходно отражали характер человека. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов.

Э. Мунк "Портрет профессора Даниэля Якобсона"

Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике. Портрет был создан в 1909 г.

Фигура Д. Якобсона изображена на фоне жёлтых и красных тонов. Очень выразительна поза, она полна экспрессии и уверенности, в то же время лицо профессора выражает доброту и сострадание.

Э. Мунк "Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании"

Творчество Ибсена было близко Мунку. Художник изобразил Ибсена уже очень больным (он умер от инсульта), сидящим у окна. Известно, что парализованного писателя сажали у окна, чтобы казалось, что он работает. Внутренняя сила Ибсена, норвежского драматурга, основателя европейской «новой драмы», поэта и публициста – главная идея портрета.

У художника много автопортретов, которые он писал в переломные моменты своей жизни.

Э. Мунк "Автопортрет с бутылкой вина". 1906. Музей Мунка, Осло

Символические картины Э. Мунка

Особенно ярко выражен символизм в цикле произведений «Фриз жизни» – своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период живописные и графические работы Мунка достигают высокого совершенства. Образы полны драматизма и тревоги, иногда отмечены печатью гротеска, но все они имеют в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Э. Мунк "Ревность"

Например, картина «Ревность». Художник изображает узнаваемое лицо своего друга Станислава Пшибышевского, но картина эта является символом всепоглощающей страсти – ревности. Ревность разрушает человека изнутри, испепеляет его и делает способным на любое преступление.

Символом вечного возрождения жизни является и картина «Метаболизм».

Э Мунк "Четыре возраста в жизни"

Картина «Четыре возраста в жизни» (1902) символизирует этапы жизненного пути любого человека. Ситуация, изображённая на полотне, явно искусственная, но она не воспринимается таковой именно из-за жизненной правды. И эта жизненная правда изображена на тревожном, ярко-красном фоне.

Символ молодости и чистоты – картина «Молодая женщина на берегу» (1896).

Э. Мунк "Молодая женщина на берегу"

Настоящие слава и признание пришли к Мунку в последние десятилетия жизни. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 г. он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Это государственная награда Норвегии, и вручается она за особые заслуги военным и гражданским чинам, подданным Норвегии, а также иностранным монаршим особам и главам государств.

Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. В 1910-1916 гг. он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские работы Ницше.

Э. Мунк. Последняя фотография

Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли.

Когда фашистская Германия оккупировала Норвегию, художник отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству. Он не захотел войти в квислинговский совет по искусству и отказался от официального празднования своего восьмидесятилетия.

Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.

Музей Э. Мунка

В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика.

В настоящее время музейный фонд составляет около 1100 картин, 4500 рисунков, 18000 графических файлов. Кроме произведений художника, в музее хранятся несколько личных его вещей, в том числе и те, которые он завещал городу после своей смерти.