Фестиваль сжигание деревянного человека. Блэк-Рок Сити — временный город в пустыне

Интервью: Александра Савина

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Я УВИДЕЛА ФОТОГРАФИИ С ИНОПЛАНЕТНЫМИ РАССВЕТАМИ: солнце встает из белой пыли и люди в костюмах, затерянные в бесконечном пространстве. Я тогда подумала: «Господи, как повезло фотографу! Это какой-то невероятный мир, другая планета». Я даже не знала, что это фестиваль и тем более, как туда попасть. Года три назад я узнала о Burning Man больше и решила, что поехать туда и увидеть все своими глазами - это моя новая сумасшедшая мечта. Делая визу для поездки в Америку, я сказала, что собираюсь на Burning Man, но на деле никуда тогда не поехала.



ФЕСТИВАЛЬ BURNING MAN ежегодно проходит в пустыне Блэк-Рок, в штате Невада, США. Впервые деревянную фигуру человека, давшую название фестивалю, сожгли в 1986 году: американцы Ларри Харви и Джерри Джеймс сожгли чучело на пляже в Сан-Франциско, в день летнего солнцестояния. В этом году фестиваль проходил уже в тридцатый раз, а количество его участников возросло с нескольких десятков до 70 000.

Мое второе лето в Нью-Йорке подходило к концу, и я случайно увидела в инстаграме подруги фотографию с подписью «Скоро будет пыльно». Я написала ей и узнала, что она едет на Burning Man в лагерь строить арт-объект. Попыталась купить билет на распродаже за 390 долларов. Ничего не вышло, и я решила, что, видимо, не судьба. За неделю до начала Burning Man, после разговора с другом я решила попробовать еще раз и купила билет на Craigslist за 600 долларов (что просто невероятно, потому что билеты там стоят 900–1200 долларов). До последнего момента не верила, что билет настоящий.

После всей суеты я все же оказалась на другом конце мира, в пустыне под палящим солнцем. Я думала, что на Burning Man ездит только молодежь, но нет - были и 20-летняя девушка, которая уже тринадцать лет ездит на фестиваль, и 80-летняя женщина, которая приехала в первый раз. Это почти «Футурама»: тут нет возраста, национальности и религии - есть только улыбки и невероятные костюмы.

Жить на фестивале можно по-разному. Можно снять себе RV - гигантский автобус за 3-10 тысяч долларов с туалетом, душем и кондиционером. Если ты едешь с ребенком или не любишь жить в палатках, то этот импровизированный отель на колёсах - классный вариант. Были ребята, которые жили в палатках в одиночку, но это не очень комфортно: днем в пустыне очень жарко, а ночью очень холодно. Мы жили вшестером в гексаюрте , которую сами собрали. В лагере были тент, кухня и душ, для которого нужно было привозить воду.

Каждый лагерь за что-то отвечает. Например, был дружественный нам русский кэмп, который делал плов. Есть лагеря, которые отвечают за арт-кары, клубы, бары и тому подобное. Можно приехать в одиночку и придумать себе занятие по душе - например, после жаркого дня мне встретился человек, который ежегодно развозит холодное пиво по Плайе. Еще можно быть волонтером - например, разливать кофе или вешать фонари. А когда ты строишь арт-объект, к тебе может запросто подъехать арт-кар, пассажиры которого будут бесплатно тебя кормить и поить. Единственное, что продается на территории Burning Man- кофе и лед; все остальное можно получить бесплатно, потому что денег на территории нет. Есть принцип дарения подарков: ты с собой что-то привозишь, безвозмездно это отдаешь в обмен на другие вещи.

Главное средство передвижения на территории - велосипед: мы купили их себе в Wallmart, а потом просто выкинули, потому что на Burning Man кругом песок и из-за него все ломается. Если надоело крутить педали, можно запрыгнуть на арт-кар и ехать, весело танцуя, до следующего пункта назначения. Если ты развлекаешься по-другому, то можешь передвигаться и пешком. Я слышала, что на Burning Man хоть и редко, но бывают смертельные случаи - например, на тех, кто засыпает в пустыне, может наехать арт-кар. Чтобы такого не происходило, ночью все вешают на себя и на велосипед светящиеся гирлянды. По возвращении домой я пару раз просыпалась ночью: мне казалось, что я лежу на Плайе и меня сейчас раздавит проносящийся мимо арт-кар.

В начале фестиваля всем раздают печатные инструкции, где написано, что нужно все время носить с собой воду, что в пустыне очень сложно находиться, что обязательно нужны солнечные очки. Одно из правил Burning Man - носить с собой все, что тебе может понадобиться (воду, теплую одежду, очки или маску от пыли) и ни на кого не надо рассчитывать. Поначалу мы все его прилежно соблюдали, но под конец расслабились. Да, вокруг столбы едкой пыли, палящий зной и ночной холод, но ко всему привыкаешь - щуришься, конечно, но жить можно. Никаких невероятных усилий для выживания, как мне показалось, там прикладывать не нужно. Возможно, просто потому, что я с детства ходила в походы.




Как и у любого другого города, в Блэк-Рок-Сити есть базовая инфраструктура - в том числе аварийные службы и службы безопасности - но основная забота о своем состоянии ложится на плечи самих участников.

На Burning Man есть правило: не сорить и не оставлять ничего после себя на Плайе. Когда собираешь лагерь, то поднимаешь буквально каждую соринку и каждый волосок. Получается, что в пустыне ничего не было, затем на неделю приезжает гигантский город на 70-75 тысяч человек, и после него ничего не остается - это, конечно, очень круто. Жалко, что такое больше нигде не распространено.

Мы накупили себе много полезных продуктов: овощей, фруктов, орехов, круп. Походные условия не означают, что тебе обязательно надо покупать супы быстрого приготовления. Если хочется полезной еды, все в твоих руках. Спали мы от случая к случаю - чаще в самую жару или, например, с десяти вечера до трех утра, чтобы встречать сумасшедшие рассветы. Но я часто считала, что спать совсем некогда и мчалась фотографировать на Плайю в самое пекло. Но даже если ты совсем не спишь, ты успеешь увидеть в лучшем случае десятую долю происходящего - слишком много всего случается одновременно.

Многие готовят костюмы за полгода-год. Из-за спонтанных сборов я оказалась самой неподготовленной - мысль о том, что в Калифорнии понадобится шуба, мне и в голову не приходила. При выборе наряда я бы посоветовала думать, как будут смотреться вещи, когда на них сядет пыль. С уверенностью могу сказать, что не стоит выбирать черное, а вот блестящее, белое, светлое выглядит классно. Поэтому у тех, кто приезжает на фестиваль, под шубой песочного цвета обычно мерцает странный костюм, а кто-то просто носит шубы на голое тело. Днем все ходят полуголыми, а вечером начинается маскарадная феерия: шляпы, шубы, цветы, маски, светящиеся гирлянды. Конечно, когда ты смотришь на это со стороны, на трезвую голову, многое выглядит чересчур театрально. Но это все равно впечатляет.

НА ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ В ПУСТЫНЕ его участники возводят город Блэк-Рок-Сити. Сверху он напоминает неполный циферблат или гигантскую паутину: улицы расходятся от центра лучами. Центр города - огромная площадь Плайя, на которой стоит фигура Горящего человека и другие арт-объекты.

Вообще, на Burning Man нужно просто довериться моменту - вокруг происходит именно то, что тебе сейчас нужно. Так как у меня не было подходящих костюмов, а у моих друзей было с собой по пятнадцать нарядов, мне тоже захотелось чего-то особенного. И я нашла секонд-хенд! Он работает по такому же принципу, как и все на Burning Man: ты что-то оставляешь, а что-то забираешь себе. Так я нашла шикарное платье, которое потом тоже подарила.

На Burning Man каждый найдет все, что хочет. Если ты хочешь заниматься йогой, бегать по утрам, воспитывать детей, ходить на лекции по ядерной физике, ты это найдешь. Если ты хочешь слушать музыку и танцевать - все для тебя. Если ты хочешь ходить по барам, устраивать велозаезды голышом, мыться в общих душах - найдешь и это. Оргия-кэмпы тоже к твоим услугам, наркотики - пожалуйста. В поисках алкогольных приключений ты просто приходишь в один из бесплатных баров со своей кружкой с наклеенным сверху сканом паспорта. Несмотря на сумасшествие, это все ещё Америка, и без ID тебе ничего не нальют, даже если тебе за 80. А можно и просто побыть одной и укатить в пустыню, ехать по Плайе по кругу, где тебя никто не трогает - есть только ты и пустыня, которая кажется бесконечной. Не знаю, каким человеком нужно быть, чтобы Burning Man не понравился.

Есть приложение Time to burn, где можно посмотреть, когда что будет происходить, где и во сколько играет диджей, где именно располагаются арт-объекты, но я ни разу им не воспользовалась. На Burning Man нет строгого расписания - ты просто выезжаешь из лагеря, и все происходит само собой: никогда не знаешь, что случится через минуту. Это какая-то концентрированная версия жизни длиной в несколько дней - особенно это касается отношений. Говорят, что не очень хорошо ехать на фестиваль с парой: все улыбаются тебе и строят глазки - не так легко сохранять верность. Хотя у нас в лагере были те, кто приехали парочками, и у них все было хорошо.




Burning Man - это и фестиваль современного искусства, и множество музыкальных площадок, и многочисленные тренинги, которые устраивают сами посетители фестиваля. Каждый год у фестиваля есть определенная тема - в 2016-м ей была «Мастерская Да Винчи».

Несмотря на то что Блэк-Рок-Сити - город-утопия, интернет здесь есть (например, в постройке Artery), так что можно запостить фотку в инстаграм и написать маме, что ты жива. Но на фестивале столько всего происходит, что тебе совсем нет дела до виртуальной реальности, даже если ты интернет-маньяк. Мне кажется, глупо просидеть два часа, с кем-то общаясь онлайн, когда вокруг тебя бурлит жизнь.

Одно из самых ярких моих впечатлений - сожжение Храма. В нем люди оставляют свои воспоминания, плакаты и письма про умерших близких. Когда его сжигали, люди действительно плакали. Для меня это было странно: если тебе так плохо, как же ты мог приехать на фестиваль? Я воспринимала Burning Man исключительно как веселье, но все относятся к нему по-разному - для кого-то это как перезагрузка жизни. Ты попадаешь в абсолютно другой мир, на другую планету. Мне нечего было сжигать, я ничего не оставляла в Храме. Но само действо меня, конечно, поразило.

Одной из целей моей поездки было снять потрясающий фоторепортаж. Но в эти две недели я практически ничего не снимала: сперва я очень боялась, что фотоаппарат сломается от пыли, а потом жизнь закрутилась таким стремительным песчаным ураганом, что стало не до камеры, и я вообще перестала об этом думать. А в самое последнее утро фестиваля на рассвете поднялась пыльная буря и возникла та самая картинка, ради которой я и ехала на Burning Man. Та, которую я увидела десять лет назад на чужих фотографиях.

Фестиваль начинается в полночь в последний день августа и заканчивается в первый понедельник сентября (в 2016 году Burning Man проходил с 28 августа по 5 сентября). Кульминация Burning Man - сожжение деревянной фигуры человека, которое происходит в субботу вечером. Еще одна важная постройка, которую воздвигают ежегодно, - Храм, куда люди приходят проститься со своими умершими близкими. Храм сжигают в воскресенье вечером. Другие арт-объекты их создатели часто сжигают на протяжении всего фестиваля.

Невероятные цвета, тонущие в пыли объекты, костюмированные персонажи, появлявшиеся из пустоты и тут же исчезавшие обратно. Я вскочила на велосипед после суток без сна, без маски, без очков, в мороз и ветер - просто помчалась с фотоаппаратом наперевес, снимая без всяких пакетов и защиты на камере, посреди пыльной бури. И поняла, что ради этого и ехала сюда. Не ради электронной музыки, не ради новых друзей, не для веселых вечеринок и доброжелательных объятий, не для того, чтобы стать частью фестиваля, строя арт-объект, а ради этого. Ради мечты. В какой-то момент велосипед застрял из-за пыли. Где я? Что делать? Ничего не видно. Пыль чуть рассеялась, и оказалось, что какие-то ребята неподалеку жгут костер - прямо как в сказке «Двенадцать месяцев». Они обняли меня, напоили чаем - на Burning Man всегда случаются чудеса.

На въезд и выезд с Burning Man гигантская очередь: мы приехали почти за неделю до его начала и стояли часа четыре. Люди, которые приезжают в день открытия, могут стоять там и полтора дня. Обратно мы проторчали в очереди часов одиннадцать - притом что ехать пять километров. Но Burning Man не заканчивается, когда ты встал в очередь. Вот кто-то стучит тебе в окно, спрашивает: «Дыньку хотите?» - и протягивает тебе нарезанную дыню. Вся очередь продолжает жить по принципам Burning Man, когда ты хочешь все отдавать, угощать всех, дарить подарки, танцевать и улыбаться. Мне кажется, в России это и так принято делать. Для меня это не было чем-то удивительным, но кому-то наверняка покажется невероятным.

Когда ты возвращаешься в реальность, наверное, сперва надо выдержать паузу. Не совершать резких поступков. Подумать о полученном опыте в тишине. Это очень сильное и яркое переживание, на которое каждый реагирует по-разному. Тем, кто собирается на Burning Man, я бы советовала готовиться к фестивалю более основательно, чем я - потому что неожиданно оказывается, что нужны шуба, светящиеся гирлянды и в три раза больше денег, чем изначально планировалось. Я бы посоветовала расслабиться, отключиться от жизни и не строить никаких планов.

Не знаю, поеду ли я на Burning Man в следующем году. Может, мне нужна пауза, чтобы все осознать. Я сделала на фестивале все, что хотела, - а то, что я не попробовала, наверное, мне и не нужно.

40-футового (12,2 м) «Горящего человека» и сооруженный вокруг него храм сожгли еще в субботу. К этому ежегодному ритуалу Burning Man подтянулось большое количество людей, но настоящие «бёрнеры» таких считают туристами и приезжают к самому началу фестиваля, последнему понедельнику августа — в нынешнем году этот первый день выпал на 27-е число.

3-4 сентября — уже дни сборов и уборки пустыни: она должна остаться такой же девственно чистой, как до прихода «бёрнеров». Все разъезжаются смывать с себя напоминающую известку белую пыль Блэк-Рок, и уже через несколько дней, наверное, будет сложно поверить, что еще недавно ты предавался радикальному самовыражению среди песков (а именно «создание общества радикального самовыражения» — одна из наиболее часто встречающихся формулировок концепции действа).

Отсчет своей истории этот фестиваль — хотя многие выступают активно против такого обозначения Burning Man —​ ведет с 1986 года, когда 20 человек сожгли 8-футовую фигуру на Бейкер-бич в Сан-Франциско. Как гласит табличка в импровизированном музее «Горящего человека» в появляющемся на неделю из ниоткуда городе в пустыне Блэк-Рок: «Мы не знаем, зачем они сожгли деревянную статую: не то в честь летнего солнцестояния (большая часть источников уверена именно в этом варианте — прим. ред. ), не то по трагическому личному поводу, не то радостному общему поводу, ну или это был акт коллективного художественного самовыражения».

Александр Болдачев

Данил Головкин

Доподлинно известно другое — авторами первого Burning Man с напоминающим перевернутый треугольник по форме лицом были Ларри Харви и Джерри Джеймс. Как гласит легенда, Ларри (ныне — директор Black Rock City LLC и президент некоммерческой Black Rock City Arts Foundarion ) позвонил Джерри с этим предложением, тот был удивлен, но на предложение согласился. На следующий год на том же Бейкер-бич они же уже в компании почти что восьми десятков человек снова решили сжечь деревянного человека, уже 20-футового. Со второго сожжения даже сохранилось фото, сделанное Стюартом Харви. Он же, уже на следующий год, дал деревянной фигуре имя — Burning Man (как гласит музейная табличка про этот год: «хотя, конечно, была масса других вариантов названия для деревянной фигуры человека, которую сжигают»). В августе 1990-го, когда на калифорнийском пляже собралось уже 800 человек, полиция разрешила только установить статую, но не сжечь. 90 энтузиастов решили позднее этим летом, в День труда, отправиться в пустыню Блэк-Рок, чтобы довести начатое дело до пепла — так фестиваль обрел свое современное местоположение. Год за годом он обретал и другие свои атрибуты: в 1990-м там сыграл на барабанах первый музыкант, на следующий год, когда участников стало уже 600, учреждается волонтерский институт рейнджеров Блэк-Рока, а еще через год появляется первый тематический лагерь, со временем подтягиваются и художники с самыми безумными арт-проектами (сейчас желающие представить арт-проекты могут подать заявки на сбор пожертвований на официальном сайте Burning Man ). По крайней мере, так рассказывают таблички музея в Блэк-Рок-сити, но в этом городе-государстве реальное и вымышленное может переплетаться самым причудливым образом.


Блэк-Рок-сити, 1996

Что доподлинно известно, количество участников действа постоянно растет. Из-за этого и увеличивались размеры Блэк-Рок-Сити, и усложнялась его инфраструктура.

«После 1995-го, а это был мой третий «бёрн», — вспоминает издатель газеты BRC Weekly — я было думала перестать приезжать, людей стало слишком много, больше 3000». В 2013 году число гостей фестиваля перевалило уже за 60 тыс.

Ветераны движения сетуют, что фестиваль уже не тот. Но другие ветераны говорят, что «бёрнеры» начали ворчать, что «кончились старые добрые дни» еще в 1997-м, когда в городе-утопии Блэк-Рок-сити, появляющемся из ниоткуда и вникуда исчезающем, запретили ездить на автомобилях (теперь это право есть только у арт-машин) и иметь при себе огнестрельное оружие. «Старые добрые времена» продолжали заканчиваться ежегодно. В 1998-м у созданных трейлерами и платками улиц появляются номера и названия, а фестиваль впервые объявляется тематическим. На следующий год «Горящий человек» перемещается в свое современное положение — становится центром организованного на манер часового циферблата города (он же плайя от испанского «пляж», также использующегося на американском Западе для обозначения лож высохших озер, чем и является пустыня Блэк-Рок) с названиями по 15-минутным расходящимся от фигуры секторам и буквенными именами (по кольцу), тогда же участники лишаются еще одного ритуала — подъема фигуры совместными усилиями.


Данил Головкин

По поводу того, какие же «бёрнеры» настоящие, а какие нет, и что кого раздражает в современном Блэк-Рок-сити, в моем отныне любимом издании и единственном чтиве за последнюю неделю — уже упомянутом BRC Weekly (в газете, кстати, всего восемь полос формата А4, но конкурирующее издание — раздаваемая на въезде газета Black Rock Beacon — куда скучнее) по поводу этого разворачивается даже колко-ироничная полемика контрибьюторов.

«Burning Man — это фестиваль, который посещаешь для трансформации и в поиске убежища от земной жизни. Цель этого недельного утопического путешествия — с достоинством покинуть плайю, не оставив следов своего пребывания и изменить свое отношение к реальности. Проще говоря, это безглютеновый, с активированным углем и часто усиленный химическими элементами коктейль для очистки души.

В песках пустыни Блэк-Рок смешиваются нации, субкультуры, собираются любители психоделики... самый гуманистический аспект всего этого — смешение разных экономических классов: технические гении вроде Илона Маска и Марка Цукерберга, эксцентричные селебрити вроде Пи Дидди c его знаменитым розовым зонтом оказываются тут рядом с ребятами, которые считают, что целительные кристаллы и оливковое масло способны вылечить фибромиалгию».


Данил Головкин

Цукерберг и Маск по классификации автора — это the one-percenters с их «супер-упакованными RV (жилыми автофургонами — прим. ред. ), водой Fiji и бельем из египетского хлопка». «Они ведут себя как диджеи-суперзвезды, которым пришлось лететь коммерческим рейсом, а не частным бортом, но уверены, что это лишь временное лишение». Газета проходится и по ветеранам фестиваля, которые «непременно скажут вам, что все закончилось в 1996-м». Среди других раздражающих контрибьютора газеты Остина Геббиа (и в своем раздражении он часто справедлив и невероятно ироничен) — модели в поисках объектива Энни Лейбовиц («sparkle ponies»), техно-снобы, которые разок побывали в Бергхайме, но называют его своим домом, the stardust vagabonds («органические сыроедческие веганские души без ГМО, которых в пустыню привела сама Вселенная») и европейские туристы, которые привозят на плайю «17 автобусов, лодку, такси и Ноев ковчег».

Как в настоящей демократической газете, другой контрибьютор под забавным ником — Shutterslut — оппонирует предыдущему оратору на соседней странице: «Если ты не работаешь на one-percenters, то какая тебе разница, что творится за стенами их RV... тот факт, что Марк Цукерберг в прошлом году пожадничал и в его кэмпе всем желающим давали только половинку сэндвича с сыром, а не целый, правда разрушило твой бёрн?!»

Издатель Адриан Робертс резюмирует в своей колонке: «Как в большинстве вещей в мире, главное тут — сохранять баланс».


Данил Головкин

Ну и последняя цитата из BRC Weekly , из раздела «Подслушано на плайе» : «Я говорил, что ты увидишь то, чего никогда не видел раньше, но я вовсе не утверждал, что тебе понравится». Вообще, что же такое Burning Man , что ты тут увидишь, зачем эта куча самого разного народу приезжает на плайю и почему им это нравится — вопрос из разряда «Кто виноват?» и «Что делать?». На него сложно ответить и до, и после «бёрна». Один из арт-проектов этого года был даже посвящен тому, кто такой этот Burning Man : три художника сидели в черном кубе чуть ли не сутками и выслушивали ответ всех желающих на данный вопрос, а потом должны были резюмировать и выдать некий универсальный ответ. Не удивлюсь, если ответом будет что-то вроде «все это групповая галлюцинация».

Нереальное начинается еще до попадания в пустыню. Сначала, кто бы ты ни был — бродяга-веган или Цукерберг — тебе надо озаботиться билетом и вещами из списка выживания «бёрнера». Конечно, за Марка это может сделать армия ассистентов, но без этих вещей соваться в пустыню смысла не имеет. Я, а это был мой первый «бёрн», была уверена, что еду на некий рейв-фестиваль-тотальную арт-инсталляцию в пустыню, куда главное взять много невероятных костюмов, пока не прочитала этот список. Чтобы вы точно поняли, насколько я не понимала, куда вообще еду: я прикупила сапоги Rick Owens , чтобы ходить по плайе (редкая обувь способна пережить «бёрн», а я, к сожалению, пока сильно беднее Цукерберга и не могу позволить себе выкинуть такие ботинки через несколько дней).

Среди же на самом деле необходимого из списка: лыжная маска (кстати, если соберетесь, берите с желтым фильтром — идеально для песка), средства от загара с максимальной защитой, кружка с напечатанным или приклеенным ID, термобелье, пуховик, влажные салфетки, внушительное количество лекарств, яркий фонарь, респиратор, герметичная защита для телефона и прочей аппаратуры, спальник, велосипед и много других разной степени неожиданности предметов. Нам часть экипировки обеспечивал лагерь, но остальное из списка все приобретали самостоятельно. В спортивном магазине, где я приобрела большую часть, на меня изумленно уставился продавец: «Вы куда вообще собрались с такой странной экипировкой?» — «В пустыню». — «И что вы там будете делать?» — «Не знаю». Он решил, что я не в себе, и не без оснований, но я правда плохо себе все представляла. Я знала, что меня в свой лагерь пригласил венчурный инвестор и сооснователь компании SDV entures Дмитрий Волков. Два года назад он уже делал тут арт-лагерь с Олегом Куликом, теперь — с Андреем Бартеневым. И что мы будем не просто наблюдать за всем, а станем непосредственными участниками: Бартенев сделал для всех костюмы и ожидается некий подготовленный Андреем совместно с Дмитрием перформанс с нашим участием. Более никаких деталей. И пугающий список вещей для выживания. И не менее пугающая информация о том, что днем в пустыне жара за +40, а ночью температура опускается до плюс пяти (а по ощущениям и того ниже), и что мелкий песок Блэк-Рока проникает везде и всюду.


Дмитрий Волков и Андрей Бартенев

Данил Головкин

Чтобы окончательно себя добить, я прочла рассказы и интервью о событии с прошлых «бёрнов». Что меня поразило, ни у одного из людей, казалось, не было энтузиазма вернуться в пустыню снова и звучали многие рассказы как свидетельства выживших (возможно, мой страх сделал за меня выборку текстов).

Но страх и сапоги Rick Owens остались дома, а я полетела в пустыню. Вернее — сначала в Лос-Анджелес, а потом в город-казино Рино, из которого свой путь в Блэк-Рок-сити начинают большинство «бёрнеров». Многих из них, кому совсем невтерпеж начать самовыражаться, можно опознать уже у багажной ленты, а потом не раз встретить в отеле и на улицах. В Рино все напоследок хорошенечко моются, забирают арендованные RV, запасаются продуктами и средствами первой необходимости, ну и просто слоняются по довольно симпатичному, особенно в части без казино, провинциальному городишке в 40 минутах езды от знаменитого озера Тахо и в окружении множества лыжных курортов. Тут находится одно из производств Tesla и скоро откроется офис Google , так что Рино местечко зажиточное. Живет здесь около 300 тыс. человек, и, кстати, ни один из встреченных нами на вопрос, были ли вы на Burning Man , не ответил положительно.

Мы с двумя участниками нашего лагеря, пока большая часть группы, прилетевшая в Рино раньше, закупает продукты и проклеивает окна RV от попадания песка, решаем перед выездом в неведомое хорошенько поесть и докупить то, что забыли. Вопрос еды решает аутентичное вьетнамское кафе Golden Flower (в него же мы и побежим первым делом, как вернемся из пустыни). Докупаем лекарства, протеиновые батончики, снеки, фляжки (кстати, невероятно полезный предмет, и ID лучше бы перевести или наклеить прямо на него, потому что как выясняется, нужен этот пункт из списка необходимого, чтобы тебе наливали алкоголь в барах). Докупаем еще и теплых эстрадных вещей в Antiques & Treasures — магазине винтажа, делающем, наверное, половину своей выручки перед Burning Man , и эстетской бижутерии в Hudson Vintage , где по сходной цене можно купить хоть Tiffany 1940-х, хоть Lanvin 1990-х.


Данил Головкин

На следующий день выезжаем с группой «второй заезд» караваном из нескольких RV. Большая часть тут впервые, так что особо попугать или ободрить себя подробностями предстоящего не получается. Как ни удивительно, впервые едет на фестиваль и Андрей Бартенев. Хотя, как потом станет очевидно, он должен бы быть почетным гражданином Блэк-Рок-cити. Когда другие люди вырываются из серого дома и радикально самовыражаются в пустыне, этот великолепный художник-эксцентрик убегает из нашего скучного мира домой в яркую и удивительную вселенную Burning Man .

Из необычных предметов, путешествующих с нами на RV — гигантская надувная фигура зеленого инопланетянина (ее мы по просьбе Бартенева привозили с главредом GQ Игорем Гараниным и фотографом Данилом Головкиным, с которыми летели вместе из Москвы) и арфа. Вернее — две. Одна классическая и одна электроарфа с надевающейся на манер рюкзака колонкой. Везет их известный арфист и композитор Александр Болдачев. И все это и многое другое — для перфоманса нашего арт-лагеря — «Aliens? Yes!» по адресу 9:15 Fire. Мы будем устраивать шествие пришельцев под аккомпанемент арфы, сами тоже будем играть на неких загадочных инструментах. «Там будут такие палки, ими надо будет махать и издавать звук, — инструктирует Бартенев. — Саша, арфист, научит всех правильно махать».

От Рино до Блэк-Рока — 150 км, ехать без пробок 2,5-3 часа, но на подъезде к Burning Man пробки образуются просто гигантские. Мы простояли на въезде часов пять. За это время изучаем свой RV. Я интересуюсь экономикой поездки у соседей по лагерю. Арендовать 8-местный RV, жить в котором комфортно не более чем впятером, на неделю Burning Man обойдется в 3-4 раза дороже, чем в обычное время (от $2 тыс. по официальным данным, но более $10 тыс. — по опыту), но это только часть трат: еще аренда лагеря за сумму от $150 до десятка тыс. с человека (так, по данным Bloomberg в $16 500 было оценено проживание в частном лагере с кондиционерами и wi-fi в 2014 году), если не хочешь бесплатно спать в гамаке на пирсе или на пенке в Центральном лагере, пропуск на машину ($80), билет (от пары сотен до $1200 в зависимости от того, участвуете ли вы в лотерее или покупаете билет без нее, и есть ли у вас льготы), ну и прочие траты на провизию.


Данил Головкин

Правда, товарно-денежные отношения закончатся при въезде на плайю: далее деньги вам понадобятся, только чтобы купить кофе и лед в Central Camp Cafe или оплатить услуги по заполнению и откачке воды и работу ассенизаторов в своем RV (последние — короли пустыни).

В пробке осваиваем и главный навык: учимся экономить эту самую воду, ведь запасы ее в баках ограничены, ну и вообще, первое правило пустыни — не проливать ни одной капли воды зря (лить воду, особенно грязную на песок, тут вообще самое тяжкое преступление). Не менее тяжкое преступление — мусорить, все свое надо носить с собой, утилизировать в собственном лагере и вывезти из пустыни в конце.

Часам к восьми мы оказались в лагере, выглядит территория и все окружающее сюрреалистично, но не опасно. Пустыня быстро объясняет, зачем нужны респираторы и маски: поднимается буря и мужчины лагеря собираются держать палатку-кухню. Со стороны смотрится занятно, примерно как в мультфильме «Ветер» Роберта Лоэбела.

Вечером идем гулять и смотреть арт-объекты. Находятся они в незаселенной части плайи, по ней же ездят самые невероятные арт-кары, на которые можно запрыгнуть и прокатиться. Есть очень красивые инсталляции вроде «The Tree» со светящимися лепестками, но в целом первое впечатление —​ Диснейленд для взрослых. Очевидно, что надо находить правильные места и участвовать во всем. Вообще же участие — один из главных принципов «бёрнера», здесь нельзя быть пассивным зрителем, надо непременно что-то привносить. Кто-то читает лекции или гадает на Таро, кто-то угощает пиццей или коктейлями, устраивает перформансы или концерты. Чего только не найдешь на гигантской территории Блэк-Рок-сити. Burning Man для каждого свой. Если спросить того, кто бывал, то кто-то скажет, что тут много арта, кто-то расскажет про шаманов, кто-то про секс-наркотики-рок-н-ролл. На деле — сюда приезжают 60-70 тыс. человек и создают на неделю антиутопический мир, в котором есть все: искусство, рейвы, оргии, а также утренняя йога, чайные церемонии, барбекю и мастер-классы по оригами. Каждый выбирает свое. Ты можешь заранее посмотреть, что тебе интересно, по выдаваемой на въезде книжке или мобильному приложению iburn . А можешь просто довериться моменту — и это самое интересное. Наметить лишь начало маршрута, а потом ходить или ездить на велосипеде по огромной территории, следуя советам случайных встречных или просто двигаться на огоньки.

Для кого-то все происходящее напоминает «Безумного Макса» , но для русского человека все это несомненно — «Кин-дза-дза» . И эстетически, и потому что условные спички стоят куда дороже денег.


Данил Головкин

Утром второго дня помогаем Андрею Бартеневу развешивать костюмы и выбираем реквизит себе. Я быстро втягиваюсь. «Ты выбираешь мои любимые вещи», — говорит Андрей. Он готовился к поездке на фестиваль три месяца, на месяц вообще закрывал свою галерею «Здесь на Таганке» и делал там временную Burning Man Station . На плайю он привез 40 чемоданов костюмов — и для шествия, и для нашего самовыражения вне его.

Наш лагерь поначалу напоминает пионерский. Формируются сообщества и коалиции, объединяет и увлекает всех только выбор костюмов. Беру себе золотое короткое платье с быками и кепку с золотым петушиным гребнем. Мне кажется, что выгляжу я крайне экстравагантно (к последнему дню меня будет удивлять этот неприметный casual-наряд). В таком виде отправляюсь на велосипеде смотреть арт-объекты на плайе днем, до самой жары — и лично мне они при солнечном свете нравятся гораздо больше.

Возвращаемся в лагерь, Бартенев все еще продолжает что-то разбирать. В шатер периодически заходят люди и спрашивают, не раздача ли это костюмов (а отдавать или менять вещи — еще одна традиция «бёрнеров»). Объясняет, что это реквизит лагеря, но дарит каждому мелочи, чтобы не расстраивались. Я втягиваюсь в процесс и беру у Бартенева много пластиковых бус, чтобы дарить встречным. Тут так принято.

Тем временем Бартенев переходит к украшению лагеря. Многие берутся ему помогать. Один из элементов декора палатки-столовой — зеленые флажки, кто-то режет обнаруженные цветные нитки и развешивает флажки на них. Как выяснится потом, это были струны для арфы стоимостью около €800. Хорошо, что есть запасные — перформансу все же быть.

Ночью снова идем гулять, уже ответственнее подойдя к вопросу наряда: на мне что-то сложносочиненное поверх другого эксцентричного, куча аксессуаров, ободок с головой пришельца и накладные ресницы в виде перьев. Вообще, накладные ресницы и самые невероятные светящиеся аксессуары для ночи надо бы добавить в список предметов первой необходимости (последние, кстати, и правда сильно обезопасят жизнь, когда ты идешь или едешь на велосипеде по темной пустыне от одного арт-объекта к другому или курсируешь между рейвами: без огоньков тебя могут не заметить и попросту сбить).


Данил Головки

Мне хочется добавить к костюму еще и шубу, которых Бартенев привез несколько десятков, но нам одновременно не везет и везет с погодой — ночью очень тепло. Как рассказывают нам старожилы, впервые с 2006-го. Двое мужчин за 50 на фестивале уже 17-й раз и на их памяти это всего второй случай такой жары.

Тут вообще много «бёрнеров» в возрасте, и не все из них ветераны, некоторые начали радикально самовыражаться уже в солидном возрасте. Самым же молодым «бёрнерам» на вид лет по шесть. Пока я думаю о присутствующих тут детях, мы в ночи на гигантской овце пересекаем пустыню. Проезжаем скалодром с баром на вершине. По стене карабкается мужчина в костюме розового плюшевого зайчика с непубликабельной надписью на спине. Почему-то думаю, что он клерк, и какой, должно быть, кайф, когда ты 358 дней в году сидишь в офисе, превратиться на семь в зайчика, который лезет к бару по отвесной стене.

Дмитрий Волков советует смотреть плайю не ночью, а на рассвете — и свет самый красивый, и с вечеринок в разных состояниях измененного сознания по пустыне возвращаются самые стойкие рейверы. Забегая вперед, скажу, что мы отправимся на плайю на рассвете через пару дней с девушкой из нашего лагеря. Более того, мы возьмем коврики для йоги, наденем костюмы пришельцев и пойдем заниматься к инсталляции в виде гигантского розового фламинго. И ничего слишком странного или экзальтированного в этом не будет. Тут этим не шокируешь и не привлечешь внимания, можешь только вызвать улыбку, одобрение, тебе скажут, как это красиво. И это «красиво» может быть про асану, а не костюм. Могут обнять. Объятия тут вообще одна из главных валют, а главная ценность Burning Man — люди. Те, что хоть на неделю могут построить мир, живущий совсем по иным принципам. Мир, в котором не мусорят и по-настоящему берегут воду. Мир, в котором не работает ни телефон, ни интернет, ни просто связь (в очереди за кофе парень в дредах кричал: «Что вы уставились в свои телефоны? Трамп, к сожалению, все еще президент и больше не нужно ничего знать из новостей»). Здесь деньги стоят очень мало. Конечно, если ты живешь в условиях комфорта RV, ты уже потратился, но речь не об этом. Очень показательный пример — кафе с платным кофе. Пару лет назад в это кафе утром и вечером приходили парни и ставили коробку с $500, разменянными купюрами по $5 — «на ваши напитки». И так каждый день.


Данил Головкин

Рассказывает мне эту историю волонтер из Мичигана (а исторически — из Ленинграда), который уже далеко не первый год прилетает сюда на самолете и предлагает прокатиться на нем по плайе любому желающему. И он тут такой не один — бесплатные экскурсии предлагают многие пилоты.

Волонтер из Мичигана дарит нашивки и резюмирует ситуацию с кофе: услуги портят Burning Man .

Другой случайный встречный, фотограф из Чикаго, который ездит сюда с 2009 года, считает иначе:

«Люди говорят, что все портится, потому что приезжают первый раз и верят в идеальный мир, восхищаются им. Потом возвращаются и видят, что мир не идеален, и начинают говорить, что все портится. Но те, кто приезжают первый раз, по-прежнему в восторге. Burning Man меняется и остается таким же. Он растет и становится разнообразнее. В первый год я составил список всего, что хочу увидеть, а потом просто выкинул его — тут надо go with the flow ("пустить все на самотек")».

Нас это go with the flow заносило то к карусели, то на «шоу поедания бобра» (как по ошибке перевела сначала найденное в книжке эротическое представление девочка из нашего лагеря, не разобрав американский сленг), то в храм мертвых. Последний — впечатление удивительной силы. Среди шума вечеринок и перформансов, гула арт-машин, разъезжающих по пустыне, ты оказываешься в абсолютной тишине этого храма. Memento mori.

На третий день мы устраиваем первое шествие инопланетян. Бартенев, кажется, немного нервничает. Волков спокоен и размахивает флагом. Мы учимся играть на странных предметах, которыми надо довольно интенсивно махать, чтобы они издавали потусторонний звук. Идем к статуе «Горящего человека» , который в нынешнем году установлен внутри деревянного храма (тема года — Radical Rituals ), колонной. Замыкают ее несущие гигантскую надувную голову пришельца, а возглавляет — сам Волков с флагом на древке. Смотреть на все происходящее сквозь сетку маски пришельца под звуки странной штуковины и прекрасной арфы было одним из самых сильных впечатлений. Мы устроили мощную конкуренцию Area 51 .

После спрашиваю Волкова, как ему тут. Говорит, для него все не как для простого «бёрнера» — очень много подготовки. На плайе, он уверен, создается уникальная ситуация: тут накрывает физически и психологически, и из-за радикального самовыражения, и из-за по-настоящему тяжелых условий пустыни.

«Когда я возвращаюсь отсюда, резко начинается работа и нет периода выхода, — продолжает Волков, — но остаются фото, потом воспоминания всплывают».

С Бартеневым до подготовки к Burning Man , как выясняется, они друг друга лично не знали, хоть и было много общих знакомых. «А еще я хотел приобрести работы Бартенева в свою коллекцию, а теперь у них будет своя очень личная история, — продолжает Дмитрий. — Бартенев вообще очень подходит месту: он мастер перформанса».

На следующий день устраиваем второе шествие — как нам кажется, сработали мы лучше, чем вчера. И в какой-то момент я уже вообще больше зеленый человечек, чем креативный директор «РБК Стиль» или эксперт по ограненным алмазам.

Но приходится выйти из образа и сдать костюм: зеленые человечки потом поедут в Шанхай, где будет устроена выставка.

Другие же костюмы дарят нам. Какие-то вещи по бёрнерской традиции Бартенев раздает заглянувшим в кэмп — так что у некоторых «бёрнеров» есть теперь настоящие произволения искусства.

10 принципов «бёрнера»

В один из вечеров, когда все уже куда больше пришельцы, чем те, кем были до, Дмитрий предлагает представиться. «Я венчурный инвестор и философ», — говорит он, стоя в кепке с дуршлагом на голове. «Юрист», — продолжает представление мужчина в шубе с механическими плюшевыми зайцами. «Глава инвестиционного фонда», — рассказывает другой в куртке в виде дикобраза из серого фетра. И вот это все кажется куда более сюрреалистическим, чем то, что было до, когда все были просто зелеными человечками. Или когда гонялись за машиной для откачки воды из RV в попытке заманить ее в наш лагерь на велосипедах в раскрашенных краской сложной архитектуры костюмах и шапках из фольги на голове, или... Перечислять можно бесконечно долго.

Только когда уезжаешь, понимаешь, как было круто. Это лучше випассаны и вообще идеальный диджитал-детокс. Да, я начала больше следить за своим мусором и перестала постоянно хвататься за телефон в своей вечной рабочей истерике. И все это мелочи по сравнению с главными выводами и переменами, которые я оставлю как нечто интимное при себе — и это только результат первых часов вне плайи.

Вообще момент выхода в реальность из пустыни очень интересен: появление сигнала телефона, первый магазин на заправке, где надо расплатиться деньгами, а хочется по привычке подарить кассиру бартеневские бусы и его обнять.

Мне приходят три смс, пока 3G еще не включился и не посыпалось все остальное: банк о пополнении счета, мама с текстом про то, что мой друг не может мне дозвониться и очень нервничает, и рассылка от LeForm — вот она возвращается, моя реальная жизнь.

19.01.2018 6897

Фестиваль Burning Man в пустыне Невада США

Burning Man, пожалуй, самый необычный фестиваль в мире. Каждый год в пустыне Невады заново возводится город, в котором правит радикальное художественное самовыражение и эксперимент. Он существует всего неделю, а затем бесследно исчезает, ведь один из принципов сообщества - не оставлять следов. Машины как в «Безумном Максе», сумасшедшие костюмы, произведения актуального искусства под небом пустыни, которые сгорят на последней вечеринке - все это фестиваль Burning Man.

Что такое Burning Man?

Организаторы описывают фестиваль Burning Man как эксперимент в создании сообщества и искусства.

Events-Burning Man-2014

На площадке фестиваля устанавливаются причудливые произведения современного искусства, участники ходят в фантастических костюмах и ездят на машинах самой странной конструкции, танцуют под музыку съехавшихся диджеев и слушают выступления артистов.

Каждый приехавший на фестиваль полностью отвечает за свою еду и ночлег и не должен оставить после себя в пустыне каких-либо следов. И даже произведения современного искусства - фигуры и инсталляции - сжигаются в кульминационный момент фестиваля Burning Man вместе с деревянной фигурой «Человека».

Когда и где проходит фестиваль?

Фестиваль Burning Man проходит в пустыне Блэк-Рок в штате Невада. Он начинается в 00:01 в последний понедельник августа и заканчивается в День Труда, который в Америке празднуют в первый понедельник сентября.


Самого первого деревянного «Человека» сожгли на одном из пляжей в артистическом Сан-Франциско в штате Калифорния, но с ростом участников и усложнением концепции фестиваль Burning Man переместился в пустыню Блэк-Рок на северо-западе штата Невада, в 160 километрах от его столицы Рино.

Как появился фестиваль и почему он называется Burning Man?

Фестиваль родился 21 июня в 1986 году, в день солнцестояния, когда Ларри Харви, Джерри Джеймс и несколько их друзей встретились на пляже в Сан-Франциско, чтобы сжечь 2,7-метровую фигуру деревянного человека и фигуру собаки, поменьше. Этот обряд и дал имя названию Burning Man - «Горящий Человек». Харви придумал его пару лет спустя.

10 принципов фестиваля Burning Man

Ларри Харви сформулировал десять принципов фестиваля в пустыне (что бы они ни значили): радикальная включенность, самодостаточность, самовыражение, а также общественное сотрудничество, гражданская ответственность, искусство дарения, «декоммодификация» (свобода от «рыночного потребления»), пребывание в настоящем, не оставление следов.

Как бы то ни было, фестиваль Burning Man - это человеческое сообщество, искусство, абсурдизм, отказ от консьюмеризма и, конечно, веселая тусовка. Именно к этому призывают участников - «бёрнеров» (Burners) или «сжигателей».

Костюмы на Burning Man

Фестиваль Burning Man - не просто праздник косплея. Костюмы участников часто описывают термином «сумасшедшие». На самом же деле, одежда здесь - такой же акт самовыражения и произведение современного искусства, как инсталляции и скульптуры.


Костюмы с стиле стимпанк, костюмы с неоновыми лампами, жутковатые маски, переосмысленные этнические одеяния, бодиарт - все это праздник настоящий сюрреализма и постмодерна в одежде.

Только устраивают этот праздник обычные люди, а не кутюрье, и не на подиуме, а на фестивале в пустыне.

Арт-объекты на Burning Man

Арт-объекты на фестивале создают обычные люди и профессиональные художники. Многие из них потом отправляются на постоянные экспозиции по всей Америке.

Арт-объекты как правило подчиняются единой теме, каждый год новой. Важное требование - они должны быть интерактивными.


Поскольку арт-объекты в виде фигур или инсталляций могут очень велики, они создаются совместно группами художников, хотя некоторые объекты могут совсем небольшими.

В дизайне может использоваться электроника, свет, огонь, движущиеся части - все что угодно.

Вот некоторые из запомнившихся за последние годы участникам и журналистам арт-объектов:

воздушный храм-тент с викторианским органом;

15-метровая скульптура женщины с LED-подсветкой R-Evolution;


почти двухкилометровая цепочка из воздушных шаров, поднимающаяся в небо над пустыней;

многометровая огненная инсталляция игры «Тетрис», в которую можно поиграть;

скульптура гуся из 120000 пенсовых монет;

Key Note («Центральная тема») - фигура со скважиной вместо лица, тянущая за собой огромный ключ на цепи и сделанная целиком из маленьких ключей и замков;

гиганская печатная машинка, на которой даже можно печатать - ногами;

поезд из гиганских чайников винтажного вида с настоящей кипящей водой внутри;

многочисленные ажурные храмы из дерева и металла;


подсвеченная неоном модель половины «Боинга-747» в натуральную величину;

сам «Человек», которого сжигают в кульминационную субботнюю ночь фестиваля Burning Man.

Если вы когда-нибудь были на «Архстоянии», то примерно представляете, о чем речь. Только в случае с фестивалем в пустыне Невады впечатления, пожалуй, можно умножить на 1000. А у отечественного «Архстояния», надеемся, все еще впереди.

Транспорт на Burning Man

Многие участники Burning Man передвигаются на горных велосипедах, хорошо подходящих для пустыни. Велосипеды часто украшают в духе фестиваля, в том числе электролюминисцентными проводами, и по ночам зрелище получается фантастическое.


На фестивале также можно увидеть специально построенные или искусно переделанные машины и грузовики - «машины-мутанты». Дизайн таких машин художники заранее предоставляют в комитет, и не каждый получает одобрение. Одним из важных критериев является узнаваемость автомобиля, послужившего основой: если машина просто чем-то украшена и в ней можно по-прежнему узнать оригинальную модель, то заявка, скорее всего, будет отклонена.

Счет одобренных заявок идет на сотни.

Как попасть на Burning Man?

Способ 1: отправиться на Burning Man вместе с Клубом путешествия Михаила Кожухова.

Способ 2: самостоятельно получить американскую визу, купить билет на фестиваль и добраться до пустыни Блэк-Рок в Неваде.

Где купить билет на Burning Man?

Билеты можно купить на официальном сайте фестиваля. Предпродажа начинается в январе-феврале каждый год. В марте продаются билеты для организованных групп. Затем начинаются основные продажи.

Нужно иметь в виду, что перед каждым этапом продажи билетов открывается регистрация, которая длится всего пару дней. Так что стоит внимательно следить за расписанием. В 2017 году цена билета была от $425 до $1200. Билеты за $425 были распроданы за 35 минут.


Как добраться?

Чтобы попасть на фестиваль, обладатели американской визы должны прилететь в США (ближайший аэропорт находится в Рино, штат Невада; от аэропорта Сан-Франциско придется ехать шесть часов) и отправиться к месту назначения на автомобиле (шоссе 34) или на специальном предоплаченном автобусе.

Многие любят добираться до пустыни Блэк-Рок автостопом. Кроме того, недалеко от площадки фестиваля организуется временная взлетно-посадочная полоса для небольших частных самолетов. Но это уже экзотика.

Что взять с собой на Burning Man?

Поскольку Burning Man - упражнение в радикальной самодостаточности, вам нужно взять все, что необходимо для выживания, и еще кое-что. Во всяком случае, так пишут организаторы. Некоторые участники берут только самое необходимое, другие берут вообще все, включая кухонную раковину.

Прежде всего, вам понадобится вода, еда и укрытие. Если персоналу на входе покажется, что вам может чего-то не хватить, вас просто не пропустят. Все остальное, пишут организаторы, на ваше усмотрение. Например, беруши («осторожно, работает диджей»), велосипед (обязательно с фонариком), игрушки и костюмы.

В «Руководстве по выживанию» Burning Man необходимые вещи перечислены подробнее. Вот расширенный список:

Ваш билет;

5,5 литров воды в день на одного человека;

Емкость для воды;

Еда и напитки;

Полноценная аптечка;

Солнцезащитный крем и очки;

Теплая одежда;

Маска для защиты от пыли (многие используют платок или арафатку);

Очки для мотоциклистов (или для плавания), чтобы защитить глаза, если случится песчаная буря;

Веревка;

Биотуалет;

Стерилизующий гель для рук;

Пакеты для мусора и инструменты, чтобы убрать за собой мусор;

Клейкая лента («Пригодится, гарантируем», - пишут организаторы);

Фонарики и запасные батарейки;

Фонарики и проблесковые маячки для своего велосипеда и себя самого, чтобы безопасно передвигаться по площадке фестиваля ночью;

Надежная палатка или другое укрытие, теплые спальные мешки и пенка;

Карманные пепельницы для курильщиков;

Прописанные лекарства, все, что нужно для контактных линз - вообще, все, что необходимо вам для поддержания здоровья в удаленной пустыне без медицинских и социальных служб;

Огнетушитель, особенно если вы планируете сжечь собственную скульптуру;

Здравый смысл, открытость к новому, чувство юмора и хорошее настроение.

Вам также могут понадобиться солнечный зонтик или тент, чтобы спрятаться от августовского солнца в пустыне; широкополая шляпа; то, на чем вы будете разогревать еду; велосипед с замком и всем необходимым для ремонта; походный душ; водонепроницаемые чехлы для техники; беруши; переносное радио; запасные ключи от машины (ключи в пустыне теряются часто, причем навсегда). И конечно, костюмы, музыкальные инструменты, декорации, а также флаг или транспарант, чтобы сделать ваш лагерь уникальным.


Еще фото с фестиваля Burning Man












А я бы с радостью писал вам письма,

Burning Man (перевод с англ. «Горящий человек») — крупнейший в мире фестиваль искусств и радикального самовыражения, который ежегодно проходит в пустыне Блэк-Рок (Black Rock Desert) в Неваде, США.

Даты фестиваля каждый год разные, он длится одну неделю в конце августа, окончание приходится на День труда — официальный праздник, который в США отмечают в первый понедельник сентября.

Самый очевидный способ попасть на фестиваль — просто купить билет, также можно примкнуть к одной из многочисленных групп в качестве волонтёра. Волонтёры нужны при установке скульптур или строительстве жилья, обычно им дают билеты бесплатно или с большой скидкой взамен на помощь. В любом случае, чтобы попасть на Burning Man, вам нужен билет.

Билеты на Burning Man

Чтобы купить билет, для начала нужно создать аккаунт на официальном сайте Burning Man.

Билеты на фестиваль стоят от $190 до $1200. Их продают в несколько этапов, на каждый этап нужно сначала зарегистрироваться, затем в назначенный час открывается продажа. В это время вы заходите в свой профиль, нажимаете кнопку «Купить билет» и дожидаетесь своей очереди.

У вас также должен быть аккаунт на сайте TicketFly . Это сервис, через который продаются билеты. Если заранее не сделать аккаунт и не зайти в него при покупке, система отправит вас в начало очереди и вам придётся опять ждать. Продажа длится, пока есть билеты, обычно их раскупают за несколько часов.

Основные этапы:

  • Pre-Sale (предварительная продажа ): 5000 билетов по цене $990 и $1200 без налогов. Проходит в январе-феврале.
  • Low Income Ticket Program (билеты низкой стоимости ): 4000 билетов по $190. Для тех, кто не может себе позволить обычные билеты. Вы должны заранее подать заявку и предоставить документы о доходах и расходах. Проходит с февраля по апрель.
  • Main Sale (основная продажа ): 26 000 билетов по $425 без налогов, с налогами порядка $490. Проходит в марте.
  • OMG Sale («боже-мой» продажа ): 2000 билетов по $425 без налогов. Проходит за три недели до начала фестиваля.

Если вы собираетесь приехать на фестиваль на любом транспортном средстве (машине, автобусе или «доме на колёсах»), вам также нужно будет купить для него пропуск (vehicle pass ), который стоит $80 без налогов.

Даты продаж каждый год объявляют на официальном сайте . Билеты доставляют почтой только в США, для всех остальных есть опция «will call». Выбрав её, вы заберете свои билеты прямо перед входом. Либо вы можете попросить какого-нибудь знакомого в США получить билеты на свой почтовый адрес и переслать вам, если очень хочется скорее подержать их в руках.

Создатели и участники настаивают, что Burning Man — не фестиваль, а прежде всего сообщество, временный город в пустыне и глобальное культурное движение, основанное на 10 принципах.

10 принципов Burning Man

  1. Радикальная вовлеченность. Здесь нет простых «зрителей». Каждый, кто здесь оказался — полноправный участник, который создает Burning Man наравне с другими. Даже количество людей здесь отмечается графой «население» (англ. population), а не «посетители», как на любом другом крупном мероприятии.
  2. Дарение. Деньги и любой их эквивалент в Блэк-Рок Сити запрещены. Купить за деньги можно только кофе в Центральном лагере и лёд в лагере «Арктика».
  3. Отсутствие коммерции. Любые логотипы и лэйблы заклеивают, закрывают чем-нибудь или переделывают до неузнаваемости. Burning Man — это полностью некоммерческий проект.
  4. Радикальная вера в себя. Burning Man побуждает каждого обнаруживать в себе внутренние ресурсы, максимально использовать их и доверять им.
  5. Радикальное самовыражение. В мире Burning Man, где нет ни корпораций, ни дресс-кода, ни социальных слоев, и все друг к другу относятся участливо и доброжелательно, и ничто не отделяет вас от собственного «Я», вам ничего не остается, кроме как быть самими собой. Не только творческие люди — художники, музыканты, артисты — могут выразиться. Для инженеров, изобретателей, спортсменов — для кого угодно найдётся место и способ приложить свои способности.
  6. Совместная работа. Burning Man — это и всё сообщество в целом, и каждая личность по отдельности. Именно сообща создаётся неповторимая атмосфера.
  7. Гражданская ответственность. Каждый несёт личную ответственность за собственную безопасность и безопасность всех остальных участников.
  8. Не оставляй следа. Burning Man — самое безопасное для экологии мероприятие. После него не остаётся ни капли воды, ни кусочка бумаги, ни одной крупицы пепла. Пустыню после фестиваля каждый раз приводят в тот же самый вид, что и до, и каждый несет за это ответственность (см. предыдущий пункт). Ежегодно после фестиваля составляется «карта мусора». Коммуны, которые оставили больше всего мусора, могут оштрафовать на крупную сумму.
  9. Участие. Каждый участвует по мере сил и желания.
  10. Непосредственный опыт. Там, где нет никаких барьеров и можно вообще ВСЁ, непосредственное переживание играет важнейшую роль.

Блэк-Рок Сити — временный город в пустыне

Пустыня Блэк-Рок, где каждый год проходит фестиваль, находится на северо-западе Невады, в 530 милях (850 км) от Лас-Вегаса и в 150 милях (240 км) от Рино — третьего по величине города штата. Ближайший к ней город — Джерлак (Gerlach), в котором живёт всего 200 человек.

Black Rock City в переводе с английского — «Город Чёрной Скалы», обычно его сокращают до BRC. Блэк-Рок Сити является самостоятельным муниципальным образованием и входит в пятёрку крупнейших городов Невады. Здесь есть собственный аэродром, почта, официально можно заключать браки.

Город имеет форму круга, в центре которого находится фигура «Мэна».

Пустой круг в центре — территория самого фестиваля, Плайя (Playa), где размещаются арт-объекты. По краям — жилые кварталы, образованные радиальными улицами, обозначенными буквами от A до L, и пересекающими их прямыми улицами, обозначенными по принципу цифербалата: 10:00, 9:45, 9:30 и так далее.

Напротив фигуры человека находится центральный лагерь, дальше кварталы от A до F занимают официальные лагери и коммуны, или «кэмпы», от G до L — «дикари».

Кроме центральной Плайи, есть несколько «площадей» внутри города, которые являются местными «центрами притяжения». Пустую территорию на севере города называют Дип-Плайей («Глубокая Плайя»), там проходят шумные вечеринки с мутант-машинами.

Арт-объекты на Burning Man

Огромные арт-инсталляции и объекты — довольно малая, но безусловно, самая зрелищная часть фестиваля. Каждый год они, как и весь Блэк-Рок Сити, возникают буквально из ничего среди безжизненной пустыни, и каждый год бесследно исчезают.

На Московском урбанистическом форуме директор по региональному развитию фестиваля Burning Man Стивен Распа рассказал о том, как возникла мекка для предпринимателей и хиппи, как устроен свободный город в пустыне и какое влияние на культуру и развитие городов оказывает фестиваль. Публикуем его рассказ.

Нас часто называют фестивалем, но на самом деле мы не совсем фестиваль. Burning Man – это свободный город, где люди могут общаться, самовыражаться и развиваться.

Как возник Burning Man

Burning Man начался в 1986 году на пляже Baker Beach в Cан-Франциско.

Двое друзей – Джерри Джеймс и Ларри Харви – построили деревянную скульптуру и решили сжечь её прямо на пляже. Люди вокруг увидели это и начали подтягиваться к костру, праздновать, и это положило начало первому Burning Man.

Мероприятие стало повторяться каждый год на том же пляже и набрало 500 участников, но потом власти попросили организаторов найти другое место. И мы нашли настолько далёкое место, насколько это вообще было возможно – пустыню в Неваде под названием Black Rock Сity. Эта пустыня - на самом деле просто дно высохшего озера.

Первый год это было абсолютно незапланированное поселение для 120 человек, которые просто поехали веселиться. Никакие билеты не продавались – это была бесплатная самодеятельность от людей, которые привезли палатки и развлечения для себя и для своих друзей.

С 1992 по 1996 год фестиваль увеличивался, и в 1996 году в Burning Man участвовали 800 человек. Тогда началась настоящая анархия: люди делали, что хотели, привозили с собой оружие и стреляли куда ни попадя (в Неваде разрешено свободное использование оружия), гоняли на машинах на полной скорости. Развлекаясь подобным образом, двое организаторов попали в достаточно серьёзную аварию, а когда во время самого фестиваля произошёл опасный инцидент, мы приняли решение создать свод правил для участников.

А потом произошло удивительное: мы начали создавать новое сообщество, но по-особенному – с помощью принципов, в которые мы верили.

Мы запретили использовать оружие и установили лимит скорости в 8,5 км/ч, но вообще рекомендовали отказываться от машин и передвигаться пешком – это сближает.

Принципы Burning Man

За следующие пять лет наша культура полностью сформировалась, и в 2004 году мы создали десять принципов, по которым развивалась наша коммуна

Это не правила, а скорее философские наставления, которых мы придерживаемся и о которых рассказываем всем членам сообщества.

  1. Радикальное включение. Каждый может быть членом нашего сообщества. Мы принимаем всех, даже людей с противоположными политическими взглядами.
  2. Дарение. Мы . Мы создали фестиваль не для коммерческой выгоды и также ожидаем от участников, что на территории сообщества они не будут зарабатывать.
  3. Декоммодификация. Мы сами придумали этот принцип, чтобы уберечь наше сообщество от влияния коммерческих брендов. Мы не зарабатываем на рекламе, у нас нет никаких спонсоров, и только за счёт продажи билетов мы можем раз в год построить этот город.
  4. Полагание только на свои силы. В пустыне далеко не курортные условия: испепеляющая жара днём и холодный ветер ночью. Мы просим всех участников позаботиться о себе, привести провизию на неделю и задуматься, что можно сделать, чтобы было тепло, сухо и безопасно.
  5. Радикальное самовыражение. В сообществе мы побуждаем людей максимально самовыражаться – быть теми, кем вы всегда хотели быть. Шить оригинальные костюмы и творить, не боясь осуждения.
  6. Принцип объединения. Первая причина, по которой люди едут к нам, это искусство. Во вторую очередь люди хотят участвовать в фестивале, потому что им нравится быть частью чего-то большего.
  7. Гражданская ответственность. Для нас важна ответственность перед государством, поэтому мы чётко соблюдаем законодательство и просим других участников тоже его соблюдать.
  8. Чистота. Burning Man – это самый большой фестиваль, который не оставляет за собой ни следа.
  9. Участие – мы ожидаем, что каждый, кто приезжает, будет участвовать в жизни города и сделает пребывание остальных потрясающим.
  10. Присутствие здесь и сейчас. Нам очень важно, чтобы вы наслаждались моментом, и вам нравилось то, что происходит здесь и сейчас.

Как устроен город

Все эти принципы формируют не только то, как складывается наше сообщество, но и то, как создаётся город. Мы делаем город так, чтобы там были возможности для общения, для отдыха и уединённых разговоров. В центре находятся арт-объекты, перфомансы, главный лагерь. Круг не замыкается – мы оставляем выход к великолепной пустыне, и это тоже отражает взгляды нашего комьюнити: открытость и стремление соединиться с природой.

Город выглядит, как часы: на 12 часов расположен храм, а на 6 часов – центральный лагерь. Мы располагаем большие клубы и дискотеки на последних улицах, чтобы звук шёл в пустыню и не беспокоил окружающих

Фиолетовая территория – тематические лагеря, в которые каждый год люди привозят свои воркшопы и делятся увлечениями: разливают чай, наряжаются, смотрят фильмы и многое другое.

Места, отмеченные белым – это свободная территория, где можно поставить палатку и расположиться безо всякого предупреждения.

В центральном лагере находятся основные сервисы, которые помогают арт-объектам и где просто можно узнать ответ на любой организационный вопрос. Burning Man предоставляет основную инфраструктуру города: разлиновывает территорию, привозит туалеты и медицинское сопровождение.

Black Rock Rangers

У нас 800 волонтёров – Black rock rangers, которые охраняют покой нашего города. Но их нельзя назвать полицией: они, конечно, могут наводить порядок, если видят серьёзные нарушения правил, но по большей части они помогают сделать ваше пребывание комфортным и веселым.

Black rock rangers. Источник: burningman.org

Что есть на территории города

В самом городе располагается около 1000 арт-объектов. Примерно 200 из них созданы с нашей финансовой поддержкой, остальные – только силами их создателей. Каждый год мы тратим $1,5 млн на гранты.

Наше сообщество работает через лагеря, которые привозят разные арт-объекты, роботов, и другие интерактивные штуки. И всё это организовывают и доставляют сами участники. Мы привозим лишь большую деревянную статую горящего человека, которую сжигаем в субботу вечером. Это ежегодный ритуал. Много людей спрашивают, что означает эта скульптура. И всегда наш ответ такой: «Что хотите, то и значит».

А ещё у нас есть лицензированный аэропорт.

На территории города также есть храм. Один из наших участников однажды создал его и продолжает строить каждый год.

Это храм всех конфессий. Люди приходят туда, оставляют записки умершим, некоторые женятся. У нас более 1000 тематических лагерей. Это может быть всё что угодно – от почтовых отделений до спортивного зала. У нас также есть радиостанции (и даже пиратские!). Каждый может побыть диджеем. И почтовые отделения с официальным индексом, чтобы можно было отправлять письма.

Арт-объекты в Black Rock Сity

Мне очень нравится скульптура украинского художника Александра Милова. Многие говорят, что Burning Man соединяет их с внутренним ребёнком.

Скульпутра «Любовь» Александра Милова. Источник: zn.ua

В 2015 году русские ребята привезли и собрали потрясающий арт объект – космическую станцию «Мир». Эта команда подняла важный вопрос: что мы как одна команда можем сделать, чтобы поддерживать мир, и как мы можем разрушить границы, чтобы жить счастливо.

Космическая станция «Мир», инсталляция на фестивале. Источник: livejournal

Группа Fleming Lotus Girls привозит на Burning man большие инсталляции с огнём.

В этом объекте задействовано компьютерное программирование и волонтёры, которые создавали его, учились программировать с нуля. Это интерактивный объект: можно было нажимать на кнопки, и с разных сторон появлялся огонь.

Инсталляция «Мать-змея». Источник: wikimedia

Многие объекты создаются выходцами из арт-школ. Некоторые скульптуры из Black Rock Сity потом оказываются в разных городских арт-институциях.

Например, троянский конь строили в двух городах 250 волонтеров. Целую неделю мы устраивали перформансы и дискотеки внутри коня, а потом сожгли его.

Троянский конь. Источник: pinterest

Конечно, мы счастливы, когда арт-объекты оказываются в городской среде, и всячески поддерживаем таких художников.

О транспорте на фестивале

Территория фестиваля большая, днём жарко, поэтому люди ищут способы передвигаться максимально быстро, и появляются машины-мутанты. Люди ездят на велосипедах или на подобных машинах.

Велосипед-мутант. Источник: scottlondon

Из пустыни – в большой мир

Мы хотим привнести опыт, который получили в пустыне, в город. Сначала мы организовывали мероприятия, подобные Burning Man, когда возвращались в Сан-Франциско. Например, «разгерметизация» (decompretion) и «загерметизация» (precompretion). Мы организовывали уличную ярмарку в Сан-Франциско, только наши художники раздавали свои творения бесплатно.

Всё началось с того, что художник сделал световую скульптуру моста на фестивале. Затем световую инсталляцию временно разместили на мосту. Однако спустя год инсталляцию решили сделать постоянной. После этой скульптуры в Сан-Франциско Лео пригласили оформить мост на Темзе, и на сегодняшний день он оформил 17 мостов. Это пример создания небольшого временного арт-объекта, который может привести к чему-то действительно грандиозному.

Дэвида Беста, который создал первый храм на фестивале, пригласили построить временный храм в городе Дерри в Ирландии. В этом городе долгое время было противостояние между протестантами и католиками, и в 1972 году на этом месте произошла кровавая бойня. Дэвид работал с 90 волонтёрами от 18 до 25 лет.

Храм в Дерри, Ирландия. Источник: terraoko.com

В процессе построения храмма Дэвид научил волонтёров лазерной резке и компьютерному дизайну. Через несколько дней после открытия более 60 тысяч человек пришли к этому храму и написали имена людей, которые погибли в то смутное время. После люди сожгли храм, и это стало символом окончания религиозной вражды.

Как стать частью сообщества

Сейчас у нас 287 региональных представителей. Они все волонтёры. В более чем 40 странах у нас проходит 80 официальных региональных ивентов. Помимо официальных собраний, происходят еще тысячи, о которых мы не знаем – от тусовок до массовых уборок. И многие из региональных представительств создали некоммерческие организации и выдают гранты художникам, также как и мы.

Где проходят встречи бёрнеров

Меня очень вдохновляет, как развивается наше комьюнити и как мы преодолеваем границы стран, несмотря на политическую ситуацию в мире.

Вот пример Afrika Burn – наш самый крупный региональный ивент, или ещё один из самых быстроразвивающихся – Meat Burn в Израиле. Перед тем как организовать такие крупные фестивали, все они начинали с маленьких встреч на пляжах.

Afrika Burn, г. Танква, Африка.