Музыкальная история. В память о Наталье Попович и Евгении Колобове

Театр “Новая опера”. Фото – Алексей Мощенков

…Вот уже почти два года знаменитую московскую «Новую Оперу» трясет, как от лихорадки Эбола.

Созданная покойным дирижером Евгением Колобовым, за 20 лет своего существования «Новая Опера» стала одним из лучших оперных театров страны.

Пока в октябре 2012-го ее директором не назначили продюсера арт-проекта «Теноры XXI века» Дмитрия Сибирцева…

И вот уже два года здесь не прекращаются конфликты и дрязги.

Кто в этом виноват? Новый ли руководитель, который ломает устоявшиеся за два десятка лет порядки? Или сами артисты, подчас сопротивляющиеся решениям сверху?

Начнем с того, что беседовать с журналистом «МК» (и любыми другими журналистами) о событиях, творящихся сейчас в «Новой Опере», отныне разрешено только с письменного уведомления Дмитрия Сибирцева и его последующего согласия, так что понять происходящее здесь и собрать мнения всех сторон мне удалось не сразу.

И не все согласились говорить открыто: театральный мир маленький, пожалуешься, потом никуда не возьмут.

За последние два года из «Новой Оперы» были уволены (или вынуждены были уйти сами) свыше 50 человек. Последнее безнадежное выступление бывших артистов «Новой Оперы» - коллективное письмо к Владимиру Путину с просьбой спасти театр и защитить их самих.

Оно отослано всего несколько дней назад - пока еще не поздно, как считают его авторы. В октябре - у Дмитрия Сибирцева новый трудовой договор в Департаменте культуры.

Хор недовольных

Среди уволенных - солисты, артисты хора, режиссеры, часть технического персонала, например, пошивочный цех, уникальные мастера театрального костюма. Ну и по мелочи - матери-одиночки, те, которым осталось совсем мало до пенсии.

Да что там говорить! За ненадобностью, как было сказано, сократили даже главного художника театра, заслуженного художника РФ Виктора Герасименко. Его должность просто вывели из штатного расписания - как слишком затратную. Взамен Виктору Герасименко предложили стать… гардеробщиком, подсобным рабочим сцены или ассистентом по плакатам. На выбор. «МК» уже писал об этой некрасивой истории (см. «Пиковая шестерка» Александра Минкина от 15 декабря 2013 года).

Больше двадцати бывших сотрудников «Новый Оперы» между тем подали исковые заявления с требованием восстановить их в должности, прокуратура и прочие контролирующие органы, включая Департамент культуры Москвы, завалены жалобами, разборки длятся уже который месяц…

«Я все равно буду менять то, что меня в «Новой Опере» не устраивает, для этого меня и поставили ей руководить»,

Заявил в разговоре с «МК» сам Дмитрий Сибирцев.

«Убрать куда подальше прежнюю колобовскую команду, его родных, людей, которые еще помнят, как создавался этот театр, - чтобы самому стать здесь единоличным лидером. Что ж, с карьерной точки зрения Дмитрий Александрович Сибирцев, которого я помню еще совсем юным мальчиком, поступает совершенно верно, расчищает себе дорогу любой ценой. По форме-то - верно, а по содержанию - скверно»,

Рассуждает художник Виктор Герасименко..

«Хочу забыть новую «Новую Оперу» как страшный сон. В отцовском театре я начинала на должности простого редактора… Вся история театра развивалась на моих глазах. И когда только что назначенный Дмитрий Сибирцев заявил мне, что «дочь Колобова - не профессия», это было очень больно и несправедливо. Я ушла по собственному желанию…»

Говорит мне по телефону Марфа Колобова, дочь создателя театра Евгения Колобова, ранее заведующая здесь литературной частью. Она наотрез отказывается встречаться, чтобы «не бередить» старые раны.

Но новый директор считает, что он прав. А соратники Колобова - нет. Они до сих пор - а ведь прошло больше десяти лет после его смерти - «не хотят почему-то осознавать, что наступили иные времена». Некоторые из спектаклей, поставленных еще при Колобове, по мнению нового менеджмента, уже изжили себя и либо нуждаются в доработке, либо должны вообще исчезнуть из репертуара. И сам театр должен осовремениться - чтобы остаться интересным зрителю.

Но как должна происходить эта реорганизация, все видят по-разному.

Пока что приказал долго жить традиционный январский фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере», учрежденный в память маэстро.

«Вместо этого на руинах был срочно организован некий «Крещенский фестиваль», который лично я считаю плагиатом. Никого из нас, даже благотворительный Фонд имени Колобова, не привлекали к его организации, к разработке концепции - наше мнение просто проигнорировали»,

Объясняет Наталья Григорьевна Попович, вдова Евгения Колобова.

Саму Наталью Попович, народную артистку России, лауреата Государственной премии РФ за создание театра «Новая Опера», стоявшую когда-то у истоков «Новый Оперы», директор без объяснения причин, как она утверждает, лишил должности председателя художественно-творческой коллегии, оставив пока главным хормейстером. А все, так или иначе поддерживавшие ее, вообще потеряли работу - несогласным просто не продлили ежегодные срочные трудовые контракты, на которые был переведен весь творческий состав.

«Срочные договора заключались в театре с его основания, но перезаключались ежегодно, - вспоминают старые актеры. - Это делалось по справедливому решению руководства и не вызывало опасений и сомнений в продлении трудовых отношений. Мы были уверены в завтрашнем дне».

«Я считаю, что это правильно, это стимулирует артиста, он должен понимать, что каждый год должен себя проявлять - иначе станет невостребованным. У меня и у самого такой же срочный ежегодный контракт с Департаментом культуры»,

Объясняет Дмитрий Сибирцев.

Театр на улице

«Новая Опера» организовывалась в бурную эпоху перемен, когда и сама новая Россия делала свои первые шаги.

«Мы были очень воодушевлены. Новая жизнь. Новая опера. Мы и организовались на улице. Удержать такой театр мог только настоящий, мощный лидер, каким и был великолепный Колобов. Дирижер, за которым пошли, которого боготворили»,

Наталья Григорьевна Попович встречает меня в своей квартире на «Белорусской».

Беседовать с Попович в самом театре мы не можем. Несмотря на то что за ней пока что сохраняется ее кабинет, прав у нее в театре не осталось. И даже дать интервью там она не может. По распоряжению нового директора любые встречи с журналистами без резолюции руководства отныне невозможны.

«Если бы не люди, меня бы давно там не было, - не сомневается Наталья Григорьевна. - Я прохожу по коридору, а они заглядывают мне в глаза. «Нас не уволят?» Мы надеемся, но театр стал другим. Там единственно остался кабинет Колобова, его партитуры, вещи - и то Сибирцев хотел забрать под какие-то нужды».

В трудные времена Евгений Колобов выбрал Россию, несмотря на то, что его звали и ждали на лучших оперных площадках мира.

«Мы выступали тогда в простых московских клубах, ездили в провинцию, несли искусство в народ. Колобов расширял рамки чистой оперы …»

Лужков передал полуразрушенное здание Зеркального театра в саду «Эрмитаж», где ночной клуб. В те времена это было в порядке вещей.

«Долго выселяли прежних арендаторов. Колобова грозились убить. Дочку мы отправили в другой город… - вспоминает вдова. - Затем очень долго шла реконструкция».

Стены старого театра рухнули. И на обломках его были воздвигнуты новые. Казалось - на века. «Риголетто», «Мария Стюарт», «Борис Годунов»… 200 спектаклей «Евгения Онегина» - рекорд! Средний процент посещаемости театра - 97%.

…В 2003 году дирижер Евгений Колобов скоропостижно скончался. Столь любовно отстроенный театр остался без хозяина.

«По уставу Колобов был у нас худрук-директор, - продолжает Наталья Григорьевна. - «Худрук-директор» - это не должность, это величина. После того как Женя умер, такое «совмещение» стало уже невозможно. Худруком предложили стать мне, но я отказалась, возглавив художественную коллегию. Мы беседовали с Лужковым, тот со мной согласился, что надо воспитать молодого дирижера, в духе театра - а там посмотрим, сможет ли тот со временем возглавить театр Колобова».

«Он работал у нас хормейстером, те всегда отличались хорошими организаторскими способностями. Хотя с ним тоже были проблемы, в том числе и личного характера, скажем так, он имел вредные привычки… Но самое страшное – как выяснилось позже, Лысенко изменил Устав «Новой Оперы» и творческие вопросы поставил в подчинение директору. И эти правки позволяют сейчас творить с нашим театром все что угодно».

В 2012 году с Сергеем Лысенко распрощались. Когда на авансцене появился продюсер арт-проекта «Теноры XXI века» Дмитрий Сибирцев, его встретили бурными аплодисментами.

«Из музыкальной семьи, пианист, продюсер. Да, он сразу провозгласил, что будет делать современный, европейский театр. Но мы и представить себе не могли, что это означает уничтожение репертуарного театра. Большинство старых спектаклей сняли с афиши. А что мы получили взамен? Мы фактически превратились в прокатную концертную площадку, в наши программы внедряют эстрадных «Теноров XXI века», которых продюсирует Сибирцев,

Возмущается Наталья Попович.

Из письма артистов «Новой Оперы» Президенту РФ Владимиру Путину:

«…один из лучших репертуарных театров Москвы разрушается, превращаясь в антрепризную площадку для приезжих артистов. Разрушительные действия директора заключаются в следующем:

1. Резко уменьшился ежемесячный прокат созданных спектаклей: крайне редко идут спектакли русского репертуара («Борис Годунов» М.П.Мусоргского - 1 раз за сезон, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова - 1 раз, «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова - 2 раза); сняты с репертуара спектакли - «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Иоланта» П.И.Чайковского, под угрозой снятия недавняя премьера театра «Пиковая дама» П.И.Чайковского.

2. Все больше в репертуаре разного рода концертов с приглашенными музыкантами со стороны, это - стиль работы филармонии, но не репертуарного оперного театра.

3. Бюджетные средства театра тратятся на одноразовые проекты сомнительного качества, которые не выдерживают и двух показов. Например, третий показ недавней премьеры оперы В. И. Мартынова «Школа жен» был отменен из-за отсутствия зрителей. Первой премьерой театра в этом сезоне стала опера Б. Бриттена «Поворот винта», в которой содержатся явные намеки на противоестественные отношения взрослых и детей…»

Из обращения Сергея Бенедиктова, председателя комиссии по сценографии СТД РФ, главного художника РАМТ руководителю Департамента культуры г. Москвы Сергею Капкову:

«На наш взгляд, создан циничный (по сути и по форме) прецедент, когда директор, считающий свою власть в театре неограниченной, а принимаемые им решения единственно верными и неоспоримыми, декларирует тем самым неуважение к уникальной профессии Художника».

Из письма председателя СТД РФ Александра Калягина:

«Возникает сразу вопрос: профессиональный ли директор стоит во главе известного театра, если его решения так очевидно, говоря мягко, лишены мудрости? Кто этот господин Сибирцев, есть ли у него опыт руководства театром, знает ли он внутритеатральные законы, пусть негласно, но испокон веков существующие в театре?».

Дирижер Юрий Темирканов, режиссер Эльдар Рязанов, актер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, оперная певица и депутат Госдумы Мария Максакова направили свои запросы в Департамент культуры Москвы, мэру, в Министерство культуры РФ - с просьбой объяснить, что же такое творится с «Новой Оперой», чиновники, разберитесь!

Поэтому те же самые вопросы Дмитрию Сибирцеву решила адресовать и я.

Кто поет, тот не судится!

- Дмитрий Александрович, вы, наверное, догадываетесь, что могло меня привести в ваш кабинет?

К сожалению, я понимаю, что это не начало нашего театрального сезона, - кивает Сибирцев головой.

- Артисты жалуются на увольнения…

Артисты жалуются, что им не предложили новое соглашение по истечении срока предыдущего договора. Но с людьми, приносящими пользу театру, имеющими для него художественную ценность, руководство обычно не расстается. Проблем с дальнейшим трудоустройством у хороших артистов тоже не возникает. В этом плане есть пример. Мой отец - народный артист России, но это же не означает, что он всю жизнь должен петь. Приходит время, когда творческая политика театра не видит его в репертуарных спектаклях, и что ему тогда остается делать?

- Насколько я знаю, сейчас ваш отец частным порядком преподает вокал солистам «Новой Оперы»…

Он просто занимается с некоторыми людьми, помогает им, если они его об этом просят. Надо сказать еще «спасибо» отдельным вокальным педагогам, которые так следили за голосами солистов, что они потеряли форму…

- То есть те, которые ушли, - они потеряли форму?

Не секрет, что говорить и возмущаться руководством начинают те артисты, которые перестали петь.

- А в чем заключается ваш конфликт с Натальей Григорьевной Попович, вдовой Колобова и главным хормейстером?

Она еще остается и членом художественной коллегии пока что. Хотя в течение года не посещала заседания коллегии, их игнорировала. Мы сидим с ней на разных этажах. Когда я встречаюсь с ней на лестнице, то всегда здороваюсь.

- А она с вами?

Не замечал.

- Попович же была за вас, когда вы только пришли?!

Наверное, да. Но я пришел в театр не с улицы, а имея определенный руководящий и музыкальный багаж. Более того, я должен выполнять те задачи, которые передо мной ставит Департамент культуры, наш учредитель. Наталья Григорьевна не согласна с той политикой, которую я веду. Но если меня оценивали как человека, который придет сюда следить за тем, чтобы трубы не текли, и подписывать бумажки, а не заниматься творчеством, то это просчет.

Суды идут в каждом театре, уж поверьте. И в Большом, и в Станиславского… Любым директором, если он принимает непопулярные решения, будут недовольны.

Вас обвиняют в том, что театр уходит от исконно русских традиций и становится проектным, европейским. Что он стал площадкой для концертов. Разовых мероприятий. Тот же недавний спектакль «Поворот винта», который обвинили в пропаганде педофилии, шел всего два раза.

Если кто-то говорит, что в спектакле есть какие-то нехорошие мотивы, то для нас лучшего пиара нет. Помимо совершенно потрясающей музыки Бриттена, очень деликатной и лаконичной режиссуры Оливера Мирса, работы дирижера Яна Латама-Кенига я ничего в этом спектакле не вижу. У нас совершенно убийственные по своей положительности отзывы прессы. По условиям контракта мы и должны были показать «Поворот винта» дважды. После этого декорации уехали в Лондон. Хотя… Если жюри «Золотой маски» отберет его на свой фестиваль, то мы сделаем все возможное, чтобы его восстановить и прокатывать.

«Евгений Онегин» - хрестоматийный спектакль Евгения Колобова, так же как «Травиата», как «Риголетто», поставленный 12 лет назад. На них до сих пор аншлаги. Но я ничего не могу сделать, если публика не ходит на спектакль «Каприччио» Рихарда Штрауса. А он был поставлен за два дня до моего прихода, в рамках проекта «Открытая сцена», поставлен откровенно слабо, это отметили все критики. Мы с этим режиссером контракт не продлили. Да, я понимаю, что люди, покидающие театр, обижены, - но «Новая Опера» не поле для экспериментов.

Ладно, выгнали молодого режиссера - но сократить должность главного художника театра? Вы же предложили знаменитому Виктору Герасименко, который начинал вместе с Колобовым, работать гардеробщиком.

Мне пришлось снять несколько спектаклей с репертуара, и это было связано с декорациями. Люди писали служебные записки с просьбой не выходить на сцену, так как это было опасно. Слава богу, что ничего не упало… Но последней каплей стало безобразие, которое было выпущено под названием «Пиковая дама»…

- Безобразие?

Я считаю, что опера Чайковского была просто изуродована.

- Декорациями?

Постановщиками. Режиссером и художником. В этот спектакль были вложены достаточно серьезные средства. Театр рассчитывал их вернуть. Этого не случилось. И тогда мной было принято решение, что в дальнейшем художников, которые будут ставить премьеры, мы приглашаем со стороны. И некоторых режиссеров тоже. Поэтому надобность в главном художнике у театра отпала. Мы будем делать разные спектакли с разными приглашенными мастерами. Это будет гораздо интереснее для зрителя.

- Но как же люди? Они же живые. Они отдали театру всю жизнь.

И театр им дал многое. Если они найдут себе применение в соответствии со своим уровнем - прекрасно. Если нет - каждый имеет право судиться и защищаться.

У нас не частный театр. Он принадлежит Москве. Мы должны ставить спектакли, которые идут в ногу со временем, на которых театр воспитает новую молодую публику и будет зарабатывать. А не тратить бюджетные деньги. Колобов был великим музыкантом. Мы все еще студентами ходили «на него». Но… Колобов ушел из жизни 11 лет назад. Сейчас другие времена…

…и другое отношение к людям.

«Колобов всегда говорил, что даже уборщица на своем месте может быть народной актрисой, - вспоминает его вдова. - Потому что она умеет так протереть рояль, что тот «заиграет». Именно поэтому все они, от артиста до последней гардеробщицы, до сих пор его помнят».

Я встретилась с бывшим главным художником «Новой Оперы» Виктором Герасименко и посочувствовала ему. Как же он без театра:

«О чем вы? У меня шесть спектаклей в этом году выходят, мне передохнуть некогда. Честно говоря, я знал, что так и получится. Я открыто заступился за Наталью Попович, сказал Сибирцеву в лицо, что нельзя отказываться от всего того опыта и традиций, что были раньше. Он это запомнил. И дни мои в театре на этом были сочтены. Да, «Пиковая дама» была и остается спорным спектаклем… Но можно говорить все что угодно, а технику безопасности, хоть меня и пытается обвинить в этом Сибирцев, я ни разу не нарушал, и ни одного случая травмы за 20 лет моей работы не было… Подал ли я на него в суд? С точки зрения трудового законодательства он все сделал грамотно - он меня не уволил, он просто упразднил в театре должность главного художника. Наверное, поздно объяснять молодому человеку, что главный художник - это не только тот, кто выпускает спектакли, но и тот, кто отвечает за общую эстетику театра. А это, вероятно, «Новой Опере» с новым руководством уже не нужно…»

Виктор Герасименко гордится, что ему удалось все-таки сохранить саму должность, перехитрить Трудовой кодекс. Хотя бы и на несколько лет. Он ушел не в «никуда», не был сокращен и сейчас официально находится в отпуске по уходу за ребенком.

На это время ставка главного художника уцелела. А что будет потом? Кто знает… Может, чиновники и призадумаются.

Защититься актеры не могут. Даже в силу своей творческой впечатлительной души. Но все-таки и они смогли раскопать, как считают, слабое место нового руководства:

“Закон не дает права госслужащему, которым является Сибирцев, директорствовать в частных фирмах. Но до марта 2014-го, т.е. полтора года после своего назначения, Дмитрий Александрович совмещал должность директора театра с руководством концертным агентством, что, как мы считаем, делало его заинтересованным в сокращении труппы и наборе на разовые контракты со стороны, только после жалоб в департамент он все-таки де-юре перестал быть бизнесменом, - показывают мне выписки из документов. - Мы также нашли выписку из реестра, откуда видно, что «Новая Опера» через учрежденный ею фонд является ныне учредителем молочного завода и фирмы по выращиванию зерна и строительно-инженерной компании. И это искусство?!”

Сразу после объявления благодарности в связи с 50-летним юбилеем, с ведущим актером хора Игорем Манько не продлили контракт. Не нужен!

«Теперь я занимаюсь продажей апартаментов и вилл на Средиземном море и в Крыму. Если что, Катя, звоните»,

Горько улыбается он.

Наверное, Дмитрий Сибирцев прав - что же тратить казенные деньги на тех, кто с ним не согласен или, по его мнению, уже не так поет? Тем более что одна только «Пиковая дама» обошлась бюджету в 16 миллионов и, как оказалась, «отбита» не была. На концертных чесах зарабатывать куда как быстрее и надежнее.

Чистое искусство - это прошлый век. Время великих художников прошло. Настало время, как сказал однажды Дмитрий Медведев, эффективных менеджеров. Они правильно мыслят и правильно говорят, не подкопаешься. Вышел в тираж - вон из театра. Сделал неудачный, с точки зрения руководства спектакль, тоже уходи. Театр не место для экспериментов. Театр - бизнес и должен приносить доход. Такая вот новая эстетика.

Но когда придет время, эффективных менеджеров погонят в зад ногой другие, еще более новые, пришедшие на их место, не менее эффективные и умеющие зарабатывать лучше…

И все-таки театр начинается не с эффективного менеджера. И даже не с директора. Он начинается с вешалки. А она со времен Константина Сергеевича Станиславского на бессрочном контракте.


Очередная кадровая перестановка в одном из лучших московских музыкальных театров - «Новой опере имени Евгения Колобова» закончилась скандалом. С поста председателя художественной коллегии и замдиректора по творческим вопросам была снята вдова создателя театра Наталья Попович, также занимающая должность главного хормейстера.

В тот же день заявление об уходе по собственному желанию написала дочь Колобова - Марфа Колобова-Тесля, заведующая в театре литературной частью.

Наталья Попович рассказала «Известиям», что считает решение директора Александра Сибирцева превышением полномочий. Соответствующее письмо г-жа Попович направила в канцелярию главы департамента культуры, учредителя театра Сергея Капкова.

Я буду бороться. Из театра, который я вынянчила на своих руках, меня изгоняет человек непрофессиональный, неопытный, с амбициями, - заявила «Известиям» Наталья Попович.

По словам, г-жи Попович, новый директор без совета с коллегией приглашает певцов и дирижеров, внедряет свои проекты, в результате чего театр превращается в концертную площадку.

В своем письме Наталья Попович предлагает г-ну Капкову внести изменения в устав театра и создать должность художественного руководителя.

По словам хормейстера, одной из претензий, высказанных директором театра Дмитрием Сибирцевым, было наличие родственных связей между работниками театра.

Директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев пояснил «Известиям», что в отношении художественной коллегии действовал в рамках устава. В соответствии с пунктом 3.1.5, ее состав определяется директором и утверждается приказом учреждения. Он также сказал, что «речи не идет об увольнении Натальи Попович».

Ее основная должность - это главный хормейстер, с ней заключен бессрочный контракт. Другие должности она занимала по совместительству, - заявил г-н Сибирцев.

Что касается Марфы Колобовой-Тесля, то, по словам директора, она приняла решение об уходе по собственному желанию из-за профессиональных претензий к ней.

Место замдиректора по творческим вопросам и председателя худколлегии занял главный дирижер «Новой оперы» Ян Латам-Кениг, что само по себе эстетике театра не противоречит: в 1991 году «Новая опера» была задумана Евгением Колобовым именно как дирижерский театр.

Г-жа Попович стала рядовым членом худколлегии, однако на первое собрание обновленного состава не пришла. Помимо Натальи Попович и Яна Латама-Кенига, в обновленный состав худколлегии вошли все главные специалисты театра. Сам директор остался на посту заместителя председателя коллегии.

Сергей Капков рассказал «Известиям», что о событиях в «Новой опере» не знает и не должен знать: по уставу театра все решения, касающиеся художественной коллегии, принимаются непосредственно внутри театра. Письмо г-жи Попович, по словам главы департамента, в его распоряжение еще не поступало.

Московский театр «Новая опера» был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя и главного дирижера театра, народного артиста РСФСР Евгения Колобова (1946–2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова. Тогда же на пост главного хормейстера была назначена супруга Колобова Наталья Попович. С 2006 года театр носит имя своего основателя. С декабря 2012 года пост директора занимает Дмитрий Сибирцев.

Наталья Попович - народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ. Вместе с Евгением Колобовым стояла у истоков создания театра «Новая опера». В репертуаре хора под руководством Попович - более 20 опер, духовные музыкальные сочинения, сочинения кантатно-ораториального жанра. В качестве хормейстера Наталья Попович участвовала в записи 15 компакт-дисков театра.

Огромная потеря для нашего искусства: ушла Наталья Попович. Не просто супруга и единомышленник великого дирижера Евгения Колобова, но его друг с первых шагов по театральной сцене, продолжатель его дела, наследница и хранительница его традиций. И безусловно великолепный, редкий, самобытный талант: благодаря ей хор театра "Новая опера", как прежде хор Свердловской академической оперы, были в числе самых выдающихся творческих коллективов страны.

Это была удивительная пара. Рассказывать о любом из них, не упоминая о другом, решительно невозможно: истинно творческая семья, одержимая общим делом. Оба ленинградцы по рождению, но свел вместе их Свердловск, куда они уехали учиться в Уральской консерватории имени Мусоргского, где преподавал легендарный дирижер Марк Паверман и не менее легендарная Галина Рогожникова, одна из крупнейших в стране знатоков и мастеров хорового искусства. "Если я приду к профессору Рогожниковой, не зная клавир наизусть, - мигом вылетала из класса, - вспоминала Наталья Попович в беседе с обозревателем "РГ". - И мы с Женей ночь напролет сидели, учили. А теперь ко мне приходят хормейстеры из Московской консерватории, я ставлю перед ними клавир - они о нем представления не имеют! Какое же ты имеешь право выходить к хору?! Нет, я не хотела бы учиться в Москве! Потому что меня всему научили в Уральской консерватории. И в первую очередь - любви к музыке. И тому, что человек не имеет права выходить к оркестру или хору, если у него нет своего видения, своей интерпретации, представления о том, что он хочет сказать этим сочинением".

Большой талант молодого хормейстера был всем очевиден. Уже с четвертого курса ее пригласили в Свердловский академический театр оперы и балета. "Я это ощутила как огромную честь и окунулась в этот театр с головой, - продолжала Наталья Попович. - Это семнадцать лет в Свердловске были самыми счастливыми годами нашей с Женей жизни. Женю пригласили дирижировать спектаклями Театра музыкальной комедии, а потом и в Свердловскую оперу, где был замечательный коллектив". Здесь Колобов и Попович проработали семь лет. Именно здесь они сотворили спектакль, ставший сенсацией в Москве и мгновенно сделавший их знаменитыми, - это была первая в СССР постановка оперы Верди "Сила судьбы" на языке оригинала. О ней много писали, отмечая не только смелую интерпретацию малоизвестной у нас тогда партитуры, но и волшебное звучание хора, безукоризненно передававшего тончайшие нюансы вердиевской музыкальной драмы.

После этого триумфа талантливую пару пригласил к себе в Мариинку сам Юрий Темирканов. Но в родном Ленинграде как-то не сложилось: Колобову, прирожденному оперному маэстро, было неинтересно дирижировать балетами, и, хотя именно с ними он объездил весь мир, супружеская пара предпочла уехать в Москву.

Обоим предлагали возглавить Мариинский театр, затем - Большой. Оба от чести отказались - им неинтересно было пытаться растормошить коллективы, как говорила Наталья Попович, "обросшие ракушками". Им нужен был театр более динамичный, готовый к экспериментам. Наталья абсолютно разделяла вечное стремление Колобова как бы воссоздавать музыку заново, прямо на глазах слушателей, и во всем его поддерживала. Началась история их отношений с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко - история более чем драматичная. Оркестр и хор сразу полюбили новых руководителей и готовы были пойти за ними куда угодно, но тамошние народные артисты ревниво оберегали свои права петь юную Татьяну и пылкого Ленского даже на склоне лет и любым попыткам влить в закостеневший театр свежую кровь объявили войну. Дошло до крайностей: был даже спектакль, когда оркестр, защищающий своего маэстро, демонстративно отказался играть, и оперу спели под рояль. Война шла нешуточная, и супружеская пара, долго не имевшая крова и вынужденная жить в гостинице "Будапешт", уже готова была принять приглашение итальянцев возглавить оперу в Генуе, где с квартирой не было бы проблем. Но в холле гостиницы ждали артисты оркестра - ни Колобов, ни Попович не могли бросить людей, которые в них поверили. К тому же оба были преданы русскому искусству, и русская почва была для них не просто местом временного пребывания. Это были корни, из которых произрастало все, что оба любили и досконально знали, все, что потом возникало в музыке мановением их удивительных, "поющих" рук.

И всю жизнь эту пару сопровождала преданная любовь тех, кто с ними работал. Когда Колобов и Попович спустя много лет прилетели в Свердловск на юбилей родной консерватории, у трапа самолета их встретил оркестр оперного театра - над летным полем зазвучал марш из поставленной ими там оперы "Петр Первый". Эмоциональный Колобов встал перед музыкантами на колени.

Рука об руку они строили и театр своей мечты - свой театр, спроектированный по их чертежам, - "Новую оперу". Сначала она ютилась в здании бывшего кинотеатра, где было мало места для хора, и голоса звучали со всех сторон - даже сверху, из вентиляционных решеток. Это был абсолютно волшебный эффект, изобретенный гением, искавшим выход из безвыходной ситуации. Его уже было невозможно повторить, когда у театра появилось свое здание с нормальным залом и просторной сценой.

В "Новой опере" оба сразу утвердили свой главный принцип: либо ставим новые для московской публики названия, либо заново открываем старые. Спектакли вызывали споры, иной раз шокировали консерваторов необычным звучанием, нестандартными ритмами, коррективами в оркестровке или даже драматургии. Событиями стали первые в России постановки опер "Гамлет" Тома, "Двое Фоскари" Верди, "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, необычный "Борис Годунов" Мусоргского, прозвучавший в малознакомой публике первой авторской редакции. Именно благодаря дивно слаженному творческому тандему могли появиться на московской сцене спектакли-приношения великим музыкантам прошлого - "Мария Каллас", Viva Verdi!, Viva Puccini!, "Россини", "Винченцо Беллини.

После ухода Евгения Колобова Наталья Попович продолжила его традиции. Возглавила художественно-творческую коллегию Новой оперы, стала автором идеи и концепции таких музыкальных вечеров, как музыкально-театральная композиция Bravissimo. В репертуаре появились сложнейшие, требующие филигранного мастерства оперы: "Любовный напиток" Доницетти, "Золушка" Россини с ее виртуозными ансамблями, "Набукко" и "Трубадур" Верди с его мощными хорами. Ее авторитет позволил привлечь к сотрудничеству с театром Юрия Темирканова, Эри Класа, Феликса Коробова, Альберто Веронези, Антонелло Аллеманди, Андрейса Жагарса и многих других суперзвезд мировой оперной жизни. По ее инициативе в память об Евгении Колобове был основан ежегодный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", в котором тоже принимали участие ведущие мастера России и планеты, звучали малознакомые российской публике шедевры.

С завершилась огромная и глубоко индивидуальная музыкальная история в жизни нашего искусства - та, что годами и десятилетиями создавалась уникально одаренным творческим и семейным тандемом. Это была совершенно отдельная, существовавшая по своим законам и принципам, ни на что иное не похожая эпоха развития российского оперного театра - яростного, мятежного, неистового, как Евгений Колобов, трепетного, проникновенного, нежного и лиричного, как Наталья Попович.

Наталья Попович - супруга и соратник дирижера Евгения Колобова, продолжатель его традиций. Фото: novayopera.ru




Почти каждая новая постановка Колобова становилась событием в культурной жизни России. О себе и о жизни Колобов сказал:
“У художника должно быть 2 главных качества: честное имя и талант. Если наличие таланта зависит от Бога, то за свое честное имя художник отвечает сам”.
Евгений Колобов окончил два отделения Свердловской консерватории: хоровое и симфонического дирижирования. У него были не только прекрасные вокальные данные, но и актерский талант; он писал стихи, прекрасно знал литературу.
Проработав в ведущих российских музыкальных театрах (Екатеринбургском академическом театре оперы и балета им. А. В. Луначарского, Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) , он в 1991 году создал театр “Новая Опера”.
В этом театре Евгений Колобов сумел воспитать оркестр, хор и труппу солистов высокого профессионального уровня, способных воплощать его авторские идеи. Спектакли, созданные Колобовым в «Новой Опере», неповторимы, отличаются современным и оригинальным подходом к оперному жанру.
Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова. Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Творческий принцип маэстро - исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений. На сцене театра Евгений Колобов впервые в России поставил оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Гамлет» А. Тома.
Оригинальны и интересны осуществленные им интерпретации «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Первой любви» А. Головина (дебют Евгения Колобова в качестве режиссера-постановщика спектакля), «Травиаты» и «Риголетто» Дж. Верди, «Сельской чести» П. Масканьи.
На основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В. А. Моцарта Евгением Колобовым был создан особенно любимый зрителями спектакль «О Моцарт! Моцарт…» (режиссер и балетмейстер В. Васильев). Также в репертуаре дирижера имелся целый ряд симфонических и ораториальных программ.

Евгений Колобов родился 19 января 1946 года в Ленинграде в семье военного.
Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле по классу Р. И. Совейко. Поступил на дирижёрско-хоровое отделение Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в класс профессора М. И. Павермана, которое окончил в 1968 году. В 1974 году, пройдя службу в Советской армии, окончил в этой же консерватории отделение оперно-симфонического дирижирования.
В течение семи лет с 1974 года Евгений Колобов работал в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета имени А. В. Луначарского, с 1977 года являлся главным дирижёром театра.
В 1979 году удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1981 году Юрий Темирканов пригласил Евгения Колобова в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь он дирижировал операми «Травиата», «Риголетто» и «Сила судьбы» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, балетами «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» Адольфа Адана. В качестве музыкального руководителя и дирижёра участвовал в аудиозаписи оперы «Пират» Винченцо Беллини, в записи телевизионной версии балета «Лебединое озеро».
В 1983 году Евгению Колобову присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
В 1987 году Евгений Колобов возглавил Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в котором впервые в России осуществил премьеры опер «Пират» Винченцо Беллини и (в 1989) «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в оригинальной, так называемой «первой», редакции), а также премьеру балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (в постановке В.В. Васильева). По спектаклю «Борис Годунов» был снят фильм-опера, в котором музыканты театра под руководством Евгения Колобова продемонстрировали не только высокий музыкальный уровень исполнения, но и интересные драматургические решения.
С 1991 года до своей кончины в 2003 году Евгений Колобов являлся художественным руководителем основанного им Московского театра «Новая опера». Творческим принципом маэстро являлось исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений.
15 июня 2003 года скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен 17 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище города Москвы.
Среди осуществлённых аудио- и видеозаписей - произведения Винченцо Беллини, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского.

Прощание с ней состоится 2 апреля в Зеркальном фойе театра, передает ФАН .

«Прощание с Натальей Григорьевной пройдет в зеркальном фойе театра «Новая опера» имени Колобова 2 апреля с 11:00 до 13:00. В этот же день состоятся похороны на Ваганьковском кладбище, где Наталья Григорьевна будет похоронена рядом с мужем, выдающимся дирижером Евгением Владимировичем », — рассказали в театре.

Фоторепортаж: Умерла Наталья Попович

Is_photorep_included11701388: 1

Также, представители театра указали на значительную роль Попович в масштабах всей страны, передает РЕН-ТВ .

«Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», — сказали в театре.

Попович была главным хормейстером театра с 1991 по 2017 годы. В 1967 году еще студенткой Уральской государственной консерватории Наталья Попович, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером, указывается в сообщении на сайте театра .

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года Наталья Попович по приглашению дирижера работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За время работы в театре Попович участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер , дирижеры Евгений Колобов, и многие другие. В качестве руководителя хора Наталья Попович принимала участие в аудио-записи оперы «Пират» , в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» .

С 1988 по 1991 годы Попович является главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Здесь она руководила хором в уже существующих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством Колобова. В 1991 году Попович вместе с Колобовым, к тому времени - мужем — создали «Новую Оперу».

«В тяжелый момент ухода Колобова из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Григорьевна получила несколько заманчивых предложений, в том числе из Большого театра. Но она, как и муж, предпочла журавля в небе — мечту о своем театре — синице в руках», — приводит НСН слова коллег Попович.

Со дня основания театра вместе с художественным руководителем Колобовым Попович участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.

Одной из заслуг главного хормейстера «Новой Оперы» Попович является воспитание хорового коллектива высокого музыкального уровня, который не только мастерски владеет искусством хорового пения, но и играет активную роль в сценическом действии спектаклей, демонстрируя актерскую раскрепощенность и пластику. В 2003 году, после кончины Колобова, по распоряжению Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра.

Наталья Попович является автором идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию театра) и «Все это — Опера!» (к 20-летию театра в 2011 году), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Верди.

За вклад в искусство Наталья Попович была награждена почетными званиями и наградами: Государственной премией РФ за создание театра «Новая Опера», почетным званием Народная артистка России, Орденом Дягилева I степени «За пользу русской культуре» (2008) и другими.