Герои литературных произведений. Шпаргалка: Литературные герои в художественных произведениях

Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

7 класс

Максимальное количество: 50 баллов

Задание 1. Назовите героя произведения, укажите автора и название.

А) Портрет Фомы, по прозвищу Бирюк. И.С.Тургенев «Бирюк»

Б) Феврония – «Повесть о Петре и Февронии», произведение древнерусской литературы;

В) Петр – А.С.Пушкин «Полтава».

Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла.

Задание 2. Соотнесите термин и его определение.

А) – 2

Б) – 3

В) – 1

Г) – 5

Д) – 4

Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2,5 балла.

Задание 3 . Герой из какого произведения не имеет имени. Несмотря на это, он заслужил любовь и уважение читателей. Назовите произведение, автора и героя.

Косой левша из произведения Н.С.Лескова "Левша". Главный герой не имеет имени собственного, левша - это его прозвище. В настоящее время левша - это эталон мастерства, человек, одаренный удивительным талантом.

Оценка: 3 балла

Задание 4. Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

А) – 8

Б) – 5

В) – 1

Г) – 3

Д) – 10

Е) – 9

Ж) – 6

З) – 7

И) – 4

К) – 2

Оценка : по 0,5 балла за каждое правильно выполненное задание, всего 5 баллов .

Задание 5 . Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.

« Полковник наш рожден был хватом …»

Х ВАТ ( разг.) - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Оценка: 1 балл за правильно найденное слово и 1 балл за его толкование, всего 2 балла

Задание 6. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) нет

Б) да

В) да

Г) нет

Д) да

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 5 баллов

Задание 7 . Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

А) «Барышня - крестьянка» - Лиза - Акулина

Б) «Дубровский» - Владимир Дубровский - разбойник

Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла .

Задание 8.

Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп.
, а амфибрахий, анапест - трехсложные;
б) романс – лирический жанр,
а роман и рассказ – это прозаические жанры литературы;
в) эпитет, так как это средство художественной выразительности, а эпизод и эпилог – это части художественного произведения.

Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 3 балла .

Задание 9. Определите литературные приёмы (тропы) в строках А.С.Пушкина из поэмы «Полтава».

Горит восток зарёю новой - метафора; дым багровый - эпитет; как пахарь битва отдыхает - сравнение; бросая груды тел на груду гипербола.

Оценка: 4 балла

Задание 10. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенных фрагментах.

А) Джек Лондон.

Б) Виктор Петрович Астафьев.

В) Александр Иванович Куприн.

Г) Михаил Васильевич Ломоносов.

Оценка: 4 балла

Задание 11. Определить жанры следующих произведений:

А) А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; (баллада)

Б) Н.С.Лесков «Левша»; (сказ )

В) М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»; (сказка )

Г) И.С.Тургенев «Русский язык»; (стихотворение в прозе )

Д) Н.В.Гоголь «Ревизор». (комедия)

Оценка: 5 баллов.

Задание 12. Творческое задание: содержание работы полностью соответствует теме (1 балл); фактические ошибки отсутствуют (1 балл); содержание излагается последовательно (1 балл); работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления (3 балла); достигнуто стилевое единство и выразительность текста (2 балла), грубых орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки отсутствуют (2 балла).

Оценка: Всего 10 баллов.

3.1. Баллада В.А.Жуковского «Светлана».

3.2. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

3.3. Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».

3.4. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

3.5. Басня И.А.Крылова «Демьянова уха».

Найдите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
а) хорей – двусложный размер стихосложения
б) романс – лирический жанр

в) песня - лирический жанр

3. Косой левша из произведения Н.С.Лескова "Левша". Главный герой не имеет имени собственного, левша - это его прозвище. В настоящее время левша - это эталон мастерства., человек, одаренный удивительным талантом.

Максимально 2 балла.

1. (3б.) А) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» В.Каверин «Два капитана», Саша Григорьев

Б) «Терпи, казак – атаманом будешь!» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Т. Бульба - Андрию

В) «Один за всех и все за одного!» А. Дюма. «Три мушкетера», Д " артаньян

(Приложение № 1)
Урок № 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА В ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Учебные вопросы:


  • Кто является главным героем повести? (Тарас Бульба)

  • Кем по своему происхождению был Тарас Бульба? (Казак)

  • А кто такие казаки? (Казаки – вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам, позднее служилые люди)

  • Назовите основные занятия казаков. (Скотоводство, рыболовство, бортничество)

  • Что собой представляли поселения казаков? (Строили хутора в местах, защищенных естественными преградами, либо сооружали преграды сами)

  • В чем разница между простым казаком и реестровым? (Реестровый казак принимался на службу правительством за жалование и вносился в особый список – реестр) Правительство Речи Посполитой признавало только реестровых казаков, остальных же казаков – голытьбу, т. е. беднейших казаков, предполагалось закрепостить, поэтому появились «самовольные» казаки, которые избрали своим центром острова за днепровскими порогами, так сформировалась Запорожская Сечь, место, которое находилось за порогами Днепра, где были засеки, т. е. поваленные деревья.

  • Такой нам Сечь нарисовал Гоголь. А я вам предлагаю рассмотреть схему «Организация Запорожского войска». Запорожская Сечь строилась на принципах самоуправления. Во главе войска стоял кошевой атаман, который избирался на общем собрании вместе со своими помощниками: войсковым судьей, писарем и есаулом. Войско делилось на полки, во главе которых стояли полковники, полки делились на сотни, во главе каждой сотни стояли сотники, и сотни делились на курени, во главе с куренным атаманом. В походе (и это подтверждает нам Гоголь) кошевой атаман пользовался почти неограниченной властью, в мирное же время ничего не предпринимал без совета с общей Радой (советом).

  • А теперь давайте рассмотрим карту-схему “Размещение куренных селений Черноморского казачьего войска к концу 18 века”. Что мы видим на картине? (Сечь.)

  • А где она находится? (Острова.) Работая с репродукцией, следует обратить внимание детей на изображения частокола и башен, расположенных по периметру, куреней, находящихся на территории Сечи.

  • Судя по изображению, можно ли сказать, что запорожцы занимались:
    ремеслом? (Да, изображен ремесленник.)

  • торговлей? (Да, показаны торговые палатки.)

  • воевали? (Да, наличие пушек, ружей, сабель.)

  • Как вы думаете, что изображено в центре? (Выборы, круг.)

  • Обратите внимание на фрагмент картины, где изображен человек в колодках, он, видимо, за что-то наказан.

  • За что наказывали казаков? (воровство, ложь и т.д.)

  • Что еще мы видим на картине? (Церковь.)

  • Какой мы можем сделать вывод? (Казаки православные.)

  • А кто по вероисповеданию были поляки? (Католики.)

  • Как поляки относились к православным? (Запрещали молиться в православной церкви.)

  • Кроме религиозного какой еще гнет испытывали украинцы со стороны поляков?

  • Историки утверждают, что описанные Гоголем события, действительно имели место в 30-е годы XVII века. В это время казацкие восстания на Украине случались регулярно. Казаки требовали не только увеличение реестра, т. е. количества оплачиваемых правительством Речи Посполитой воинов – казаков, но и прекращение гонений на православную церковь. Еще целых 50 лет шла освободительная борьба.

  • Что в повести являлось самым главным для казаков, делом всей жизни? (Война, ратные подвиги.)

  • Докажите, зачитав отрывок из повести, что Гоголь придерживался строго исторических фактов? (Зачитывается отрывок из повести, в котором приплывшие в Сечь казаки рассказывают о тяжелой судьбе украинцев, находящихся под игом поляков.)

  • Отсюда можно сделать вывод, что Запорожье – это оплот православия. Вот и получается, что защищать свою веру, защищать свой народ приходится запорожцам.

  • Куда отправились запорожцы? (В поход против поляков.)

  • Как проявляли себя в походе? (Очень жестоко.)

  • Почему так себя вели? (Мстили за своих.)

  • Куда стремились и зачем? (Стремились взять город Дубно.)

  • Поход был удачный? (Нет.)

  • Что случилось с Тарасом? (Он был ранен, но его спасли товарищи.)

  • Как сложилась жизнь Тараса после выздоровления? (Собрал отряд и снова выступил против поляков.)

  • Кого захватили в плен? (Коронного гетмана Николая Потоцкого.)

  • Почему ушел из казачьего войска? (Не поверил обещаниям поляков.)

  • Кто преследует войско Тараса? (Отряд поляков под руководством Потоцкого.)

  • К какому периоду освободительной борьбы можно отнести событие, описанное в повести? (1 этап 1648 – 1649 гг.).

  • А сколько всего было этапов? Запишите в таблицу. (2 этап – 1650 г. – 1651 г.; 3 этап – 1652 – 1654 гг.).

  • Каков результат войны? (Украина присоединена к России.)

  • Запорожская Сечь стала одной из главных движущих сил в деле присоединения Украины к России.
Осуществление межпредметных связей :

  • Сожаление о том, что такие люди были, но и вера в то, что такие люди могут быть и должны быть. Вот почему такое внимание к той смутной эпохе. С Гоголем был согласен и художник И. Репин. Над этой картиной Репин работал более 13 лет и ни одну из своих картин не любил так, как «Запорожцев».

  • В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества? (На картине, как и в повести, изображены события 16-17 века).

  • А какие места в повести Гоголя вспоминаются вам при рассматривании картины? (Пирушка в доме Тараса, пьяный запорожец, растянувшийся на земле, казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага.И тут и там – удалые, бесстрашные, веселые, сильные духом люди. Их призвание – совершать подвиги во имя родины. Они сильны чувством товарищества. И те и другие «крепкие, как львы»).
Подведение итогов:

  • Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь? (Товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, сборище безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. высокая мораль и др.)

  • Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

  • Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.

  • Обратившись к прошлому, Гоголь создал широкую панораму истории и жизни народа. И хотя в повести нет ни одного подлинного исторического лица, характеры героев, события, конфликты, бытовые жанровые сцены изображены так, что заставляют верить в их реальность.
Домашнее задание: наизусть описание степи (по выбору).

Урок № 2. “Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Проблемный вопрос: что изменилось бы, если бы не было описания степи?

1 учебная ситуация. Описание степи.

Учитель или подготовленные ученики читают наизусть отрывки.

Какие художественные приёмы использовал автор при описании степи? – привести примеры (эпитеты, сравнения, метафоры, оценочные слова, олицетворения …)

2 учебная ситуация. Люди степи.

Степь – образ Родины. О степи из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”

Каких людей, по Гоголю, рождает степь?(Богатырей. Русь – родина богатырей).

Степь – образ Руси, образ Родины. Степь как мать рада своим детям – казакам, даёт им силы. Докажите по тексту. (Степь “приняла их всех в свои зелёные объятия”, “Всё, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы” )

Гоголь подчёркивает: “приняла их всех”, и Остапа, и Андрия – они, рождённые ею, богатыри, они должны постоять за неё – тема подвига звучит, не ослабевая – они должны послужить верой и правдой своей отчизне. Гоголь даёт Андрию шанс – он, как и все казаки, рождён для подвига во имя Отчизны. Он богатырь, так путь будет таким – ведь всё смутное (а это для Андрия – стремление к личному счастью) слетело с души его и он вместе с отцом, братом и автором любуется степью, готов защищать её.

Вывод по уроку . Если бы не было описания степи, утратилось бы понимание значимости битвы казаков против врагов Отечества. Казаки отстаивают независимость своей Родины, свою личную свободу. Они могут и должны дать отпор врагам – они богатыри, рождённые достойными прекрасной, могучей, свободолюбивой Отчизны.

Стартовая презентация учителя (Приложение № 1).

Домашнее задание: групповые исследования учащихся.

Чтобы охарактеризовать литературного героя, необходимо:
1) Внимательно прочитать художественное произведение.
2) Выбрать из произведения эпизоды, наиболее полно раскрывающие образ героя.
3) Перечитывая выделенные эпизоды, обратить внимание
- на внешний облик героя, его жесты, речь, его интонацию, манеру говорить;
- на его поведение, взаимоотношения с другими персонажами произведения;
- на окружающую героя обстановку, время и место действия;
- на то, какими средствами выражается авторское отношение к нему.
4) Определить своё отношение к герою: его поступкам, поведению, взглядам, его моральным качествам и жизненной позиции.
5) Продумать план собственного высказывания.

Урок № 3. Создание характеристики героев повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Первый этап урока – вызов (активизация).

Ребята, мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и сегодняшний урок мы начнем с игры «Да-нет». Она поможет нам определить, насколько хорошо мы узнали героев повести Н.В.Гоголя.
«Да-нет». Этот прием ставит учащихся в активную позицию, учит
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать товарищей.

Я загадала имя одного из героев повести и написала его с обратной стороны доски (это имя одного из главных героев, над образом которого будут работать ученики). Вы должны попытаться узнать героя, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только словами «да», «нет», «и да, и нет».
Примерные вопросы учащихся (задаются до тех пор, пока герой не будет узнан):
- Это главный герой повести?
- Он мужчина или женщина?
- Для него характерны героические поступки?
- Был влюблен?
- У него есть брат?
- В конце повести он погибает?
- Герой участвовал в осаде города?
- Он был атаманом?

Давайте проверим, смогли ли вы угадать героя? (На этом этапе необходимо отметить и похвалить учащихся, задавших точные вопросы, а также прокомментировать вопросы, на которые невозможно ответить в рамках игры).

А получилась ли у нас полная характеристика героя? (Нет, конечно).

Тогда давайте постараемся определить цель нашего урока. (Ребятами формулируется цель: составить полную характеристику главных героев повести, и записывается тема урока).

Второй этап урока – осмысление (активная поисковая деятельность).

(Прием «Привлекательная цель» ) Нам необходимо попытаться собрать, систематизировать и обобщить информацию о главных героях. А также довести до сведения класса результаты своих исследований.
Обучающие делятся на 3 группы (деление происходит в зависимости от уровня подготовленности, индивидуальности ребят и т.д.) Первая группа работает над созданием образа Тараса Бульбы, вторая – Остапа, третья – Андрия. Каждая из групп получает задание (Приложение 1) и текстовый материал (Приложение 2), оформленный в виде старинных рукописей.
Прием НИЛ (научно – исследовательская лаборатория). В группе ребята
- исследуют, отбирают, дополняют и систематизируют литературный материал (Приложение 2);
- обрабатывают результат: обсуждают план доклада, выбирают форму представления спикеров, которые будут представлять результаты классу.
По окончании групповой работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует выступление ученого совета (он анализирует результаты, оценивает работу групп).

Работы учащихся (Приложение № 2-4).

Третий этап урока – рефлексия.
Итак, мы с вами, ребята, постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения Н.В.Гоголя, проведя интересную и важную исследовательскую работу. А теперь я попрошу выразить свое отношение к полюбившимся героям повести при помощи Синквейна.

Прием «Синквейн» позволяет обнародовать собственную позицию и соотнести ее с мнением других.


  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Во второй следует описание темы в двух словах (обычно прилагательных).

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Например, Тарас Бульба
    Великий, могучий
    Борется, преодолевает, страдает
    Им может гордиться все Запорожье
    Гигант
Домашнее задание :
написать творческую работу на тему «Какие новые грани характера героя открыл я на уроке».
Приложение №1.

Задание группам
1. Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя, дополните своими характеристиками.

2. Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.

3.Обработайте результат, обсудите его.

4.Выберите самого компетентного архивариуса, который доложить результат работы.
Приложение №2

Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.

Был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XVвек на полукочующем углу Европы.

Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.

Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее; так и летели черные волосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.

Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза
свои, - ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.

Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!

Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.

Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественно обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.

Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство.

Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими казаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда глумились над Православием и не чтили обычая предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную: пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука: самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.

Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи - меньше их или больше, - все равно, все товарищи, все нам дороги.

Сильный был он казак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все вынесли и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками.

Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайне мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не покорилась ему!..
Домашнее задание:


  1. Выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

  2. В повести возникает мотив дороги. Зачем? Есть возможность проследить жизненный путь, истоки зарождения героизма и предательства. Что оставляют и куда едут герои? Дорога, разделённая на две части. Нарисовать, можно устно.
Урок № 4. Истоки героизма и предательства.

Ключевые слова: патриотизм, патриот.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

– Моя Родина! Наши предки любили свою родину, а патриотическое сознание было выработано в средневековой Руси на много веков раньше, чем у европейских народов. В повести “Тарас Бульба” мотивы патриотизма, горячей любви к родине также находятся в центре внимания. Не зря В.Г.Белинский назвал это произведение “Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам”.

Как вы понимаете слова «патриотизм» и «патриот»? (Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриот - человек, проникнутый патриотизмом).

- Фронтальная беседа:


  • Можем ли мы назвать героев повести патриотами? (Да).

  • Назовите их.(Тарас Бульба, Остап, Кошевой, Бовдюг и другие).

  • Почему? (Они отдали жизнь за Родину, они сражались за свободу своего народа, спешили друг к другу на помощь во время боя).

  • Не об этом ли и речь Тараса о товариществе? Читаем её. (Именно о любви к товарищам, к русской земле, родине речь Тараса).

  • Можно ли назвать патриотом Тараса Бульбу? Почему? (Тарас- великий патриот, народный герой, п. ч…)

  • А каких сыновей взрастил он для Родины, каких сыновей он подарил ей? Вот об этом мы будем говорить на уроке.

  • Как воспитывал Тарас сыновей? (Строго, был требовательным. До 12-и лет дети жили с родителями, вели вольную жизнь. Затем их отдавали учиться в бурсу. В бурсе они учились 8 лет).

  • Воспитывались сыновья одинаково, но Остап погиб как герой, и отец был горд за него, а Андрий принял смерть от отца своего. Почему мы говорим о смерти Андрия и гибели Остапа? (Смерть может наступить при разных обстоятельствах, само слово несёт в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом).

  • В чем вы видите причины героического поступка Остапа и предательства Андрия?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем…

Каждый поступок, совершённый человеком, характеризует его, закрепляет какие-то качества. В юности человек может “сделать себя”, проявив силу воли. Происходит становление характера.

Дом – это первое, что есть у человека. Это – святое. Спросите себя: чтите ли вы родной дом, его традиции, родителей. В детстве человек мечтает. О чём он мечтает – это он понесёт с собой в дальнейшую жизнь.

Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Гоголь даёт читателям подсказки. Не случайно он прослеживает жизнь братьев, показывает их дом, жизнь в бурсе. Один придёт к подвигу, другой – к предательству. И истоки героизма и предательства заложены уже в детстве, юности героев. Гоголь подчёркивает это.

Итак, это наша задача. Найти подсказки Гоголя, определить истоки героизма и предательства.Это и есть проблемный вопрос урока.

1 учебная ситуация. Дорога.

Проверка д/з: Защита своих устных и письменных работ.

Примерно: Тарас оставил могилы друзей, дом, жену, станицу, огромное пространство степи; едет куда – на битву за веру христову – впереди храм (и позади тоже храм), Днепр, оружие, кони, товарищи, недруги- татары, поляки, турки.

Остап – позади детство, игры, дом, храм, мать, друзья, луга, степи; впереди – кони, оружие, отец, Днепр, товарищи, недруги.

Андрий – позади красивая полячка; впереди всё то же, что у брата, но затянутое дымкой.

Вывод: отличие братьев в чём показывает нам Гоголь? В отношении к матери. Оба брата были смущены расставанием. Но Остап продолжал думать о матери. А Андрий вспоминал полячку.

Это была первая проверка на подлинность чувств, на подлинность любви к матери, а значит, к Отечеству.

2 учебная ситуация. В бурсе.

В группах проанализировать жизнь братьев в бурсе. Найти контрастные характеристики для заполнения таблицы. Обратите внимание, что Гоголь подчёркивает, что каждый из них обладает достоинствами.

3 учебная ситуация. История с полячкой

Андрий смелый. Он не побоялся: залез к полячке через трубу. Внимательно перечитайте текст и докажите, что Гоголь приводит этот эпизод совсем не для того, чтобы показать смелость Андрия. А для чего?

Андрий ловок, дерзок, но отдаётся порыву, не способен обдумывать свои действия, поэтому перед полячкой растерялся, сделался игрушкой в её руках, предметом забавы.

Выводы по уроку:

“Героизм – это особая форма человеческого поведения, когда человек берёт на себя решение какой-то большой задачи, берёт на себя и бо льшую, чем в обычных условиях, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях. Героизм всегда приводит к подвигам, то есть к поступкам, которые требуют от человека предельного напряжения воли и силы” (Т.В.Зверс) Подвиг – это, на 90%, готовность к нему.

Кто из братьев готов к подвигу? А кто способен на предательство?

Подумайте, а у вас какие черты характера преобладают: из правого или из левого столбика:


Остап

Андрий

1

Любовь к Отечеству, к дому, к матери

На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.

2

(Преодолевает нежелание учиться, лень)

Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности


(Учится без напряжения, легко)

Не преодолевает трудности


3

(Никогда не выдаёт товарищей)

Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей

4

Прямодушие

Скрытность

5

Считался одним из лучших товарищей

Отдаляется от товарищей

6

Хладнокровие

Безрассудство. Горячность, запальчивость, вспыльчивость.

- Имеем ли мы право называть Андрия предателем? Разве плохо, что он пожалел голодающих и отнес хлеб? Разве плохо, что он пожалел любимую девушку, которая голодает? Разве плохо то, что он защищает свою любовь? Разве можно человека называть предателем за то, что он любит не украинку, а полячку? (Нет).

Но что значит слово «патриот»? (Это человек, беззаветно любящий Родину).

– А как от своей Родины, Отчизны отказался Андрий? (Остап любил Родину, а Андрий – женщину).

- Именно это делает его предателем. Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести? (Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства).

- Каково авторское отношение к братьям? (Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену).

- Так какова идея произведения? (Патриотизм – это активная любовь к своей земле).

- А кого вы ещё могли бы назвать патриотами из истории и литературы?

Рефлексия.


  • Продолжите предложение: «Я считаю, что особенностями русского характера являются …»

  • Ваше мнение, как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины?
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: “Подвиг и предательство в моем понимании”.

Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.

Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.

Литературный герой или персонаж. Кто это?

Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?

Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".

Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".

Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.

Классификация литературных героев

Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?

Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.

Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.

Характеристика персонажа. Как писать?

Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.

  • Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
  • Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
  • Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
  • Характер. Тут все понятно.
  • Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
  • Выводы.

Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.

Известные литературные персонажи

Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.

Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.

Понятие образа в литературе

Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.

Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.

Какими бывают образы?

Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.

Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.

К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.

Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.

некоторого права на то». Позже, когда уже будет совершено убийство, характеристика героя пополнится,чтобы дать читателю понять, почему оно совершено: «...бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем, мнительный, самолюбивый, знающий себе цену... в рубище и в сапогах без подметок, - стоит перед какими-то кварташками и терпит их надругательства, а тут неожиданный долг перед носом, просроченный вексель...» Здесь на первое место выдвинуты те причины, которые вызваны социальным положением бедного студента. А то, что происходит в душе героя, его болезненные переживания автор раскрывает перед читателем, описывая сны Раскольникова.Есть и еще одно, может быть, самое главное значение сна - внутреннее отношение Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Раскольникова с задуманным убийством. Проснувшись, потрясенный Родион сразу вспоминает о том, что он задумал сделать, - о предстоящем убийстве старухи-процентщицы: «Боже! - воскликнул он, - да неужели ж... я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови... Господи, неужели?» Вот и начало «переживаемой идеи». Пока она осваивалась логически - страха не было. Но вот вступили в свои права чувства героя. Человеческая природа бунтует, и появляется признание: «...ведь я же знал, что я этого не вынесу... не вытерплю... это подло, гадко, низко... ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило...» Но, обдумывая этот сон, Раскольников яснее представляет себе мотивы убийства. Во-первых, растет ненависть к мучителям «клячонки», а во-вторых, крепнет желание подняться до положения судьи, «иметь право» покарать зарвавшихся «хозяев». Но Раскольников не учел одного - неспособности доброго и честного человека пролить кровь. Еще никого не убив, он понимает обреченность кровавой идеи.Страшное решение тем не менее продолжает зреть в душе Родиона. Услышанный в трактире разговор студента с офицером об убийстве старухи ради денег, на которые можно сделать «тысячу добрых дел и начинаний... За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!..» Очень важной для Родиона оказалась фраза о множественности страдающих.С этого-то времени смутные представления Раскольникова об убийстве формулируются в теорию о делении людей на избранных, высоко стоящих над рядовыми людьми, которые безропотно подчиняются сильным личностям. Поэтому Раскольникову близок Наполеон. Мерилом всех ценностей для Раскольникова становится собственное «я». Позже он будет утверждать, что «необыкновенная» личность «имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». Разрешение «на кровь по совести», но ради «разрушения настоящего во имя лучшего» определяет позицию Раскольникова.Достоевский доказывает, сколь чудовищно это мировоззрение, ибо оно ведет к разобщенности между людьми, делает человека беспомощным перед злом, превращает его в раба собственных страстей и тем самым разрушает его. Мир, построенный на этих принципах, - это мир произвола, где рушатся все общечеловеческие ценности и люди перестают понимать друг друга, где у каждого своя правда, свое право и каждый верит, что его правда истинна, где стирается грань между добром и злом. Это путь к гибели рода человеческого.После убийства началась новая полоса внутреннего бытия Раскольникова. Произошел перелом в его сознании. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми - такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску почувствовал он: «С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое... никогда не бывалое». «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Раскольников не может жить по-старому. Содеянное стало непреодолимой преградой между ним и всеми окружающими. В горестном одиночестве начинается мучительное осмысление того, что он совершил. И боли, страданию нет конца. Он не может себе простить, что из эгоистического стремления утвердить свою силу совершил безумный поступок: «...надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею».Страдальчески он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Нравственные муки Раскольникова усугубляются тем, что следователь Порфирий Петрович догадывается о его преступлении, и поэтому встречи с ним - новый этап самопроверки Родиона, источник дальнейшего преображения. «Страдание - великая вещь», - говорит Порфирий Петрович. Он советует Родиону обрести новую веру и вернуться к достойной жизни и указывает на единственный путь самоутверждения личности: «Станьте солнцем, вас и увидят».Достоевский утверждает, что только через положительное, высокое, человечное можно возвыситься. Подлинный носитель веры в романе - Соня Мармеладова. Соня не является выразителем авторского сознания, но ее позиция близка Достоевскому, ибо для нее высшая ценность на земле - человек, человеческая жизнь. Когда Раскольникову становится невыносимо, он идет к Соне. В их судьбах много общего, много трагичного. Соня почувствовала в Раскольникове главное: что он «ужасно, бесконечно несчастен» и что она нужна ему. Соня считает, что Раскольников совершил преступление перед Богом, перед землей русской и русским народом, потому и отправляет его каяться на площадь, то есть среди людей искать спасения и возрождения. Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее, чем каторга. Он понимает, что только в любви и раскаянии может найти спасение. Постепенно Соня становится частью его существования. Раскольников видит: религия, вера в Бога для Сони - то единственное, что осталось ей «подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков».

Конкурс Копирайта -К2
Слово «герой» («heros» - греч.) означает полубог или обожествленный человек.
У древних греков героями были либо полукровки (один из родителей бог, второй – человек), либо выдающиеся мужи, которые прославились своими деяниями, например, военными подвигами или путешествиями. Но, по любому, звание героя давало человеку массу преимуществ. Ему поклонялись, в честь него слагали стихи и прочие песни. Постепенно-постепенно понятие «герой» перекочевало в литературу, где и застряло до наших дней.
Теперь в нашем понимании героем может быть как «муж благородный», так и «негодный», если он действует в рамках художественного произведения.

С термином «герой» соседствует термин «персонаж», и часто эти термины воспринимаются как синонимы.
Персоной в Древнем Риме называли маску, которую актер надевал перед выступлением – трагическую или комическую.

Герой и персонаж – это далеко не одно то же.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ - это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения.

ПЕРСОНАЖ – это любое действующее лицо в произведении.

Слово «персонаж» характерно тем, что не несет в себе никаких дополнительных значений.
Взять, например, термин «действующее лицо». Сразу видно, что оно – должно действовать= совершать поступки, и тогда под это определение не подходит целая куча героев. Начиная от папы ПеппиДлинныйЧулок, мифического капитана дальнего плавания, и кончая народом в «Борисе Годунове», который, как всегда, «безмолвствует».
Эмоционально-оценочная окраска термина «герой» подразумевает исключительно положительные качества=героизм\геройство. И тогда под это определение не попадет еще больше народу. Ну как, скажем, назвать героем Чичикова или Гобсека?
И вот литературоведы с филологами бьются – кого же называть «героем», а кого «персонажем»?
Кто победит, время покажет. А пока мы будем считать по-простому.

Герой – это важное для выражения идеи произведения действующее лицо. А персонажи – это все остальные.

Чуть попозже поговорим о системе персонажей в художественном произведении, там будет речь о главных (героях) и второстепенных (персонажах).

Cейчас отметим еще пару определений.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока.
Лирический герой - образ героя в лирическом произведении, переживания, чувства, мысли которого отражают авторское мировосприятие.
Лирический герой - не автобиографический образ автора.
Нельзя говорить «лирический персонаж» - только «лирический герой».

ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП - это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды в определенное время. В нем соединяются две стороны - индивидуальное (единичное) и общее.
Типическое - не означает усредненное. Тип концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей - социальной, национальной, возрастной и т.д. Например, тип тургеневской девушки или дамы бальзаковского возраста.

ПЕРСОНАЖ И ХАРАКТЕР

В современном литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа, его внутренний облик, то есть то, что отличает его от других людей.

Характер состоит из многообразных черт и качеств, которые соединяются неслучайно. В каждом характере есть главная, доминирующая черта.

Характер может быть простым и сложным.
Простой характер отличается цельностью и статичностью. Герой либо положительный, либо отрицательный.
Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе противопоставления «плохой» - «хороший». Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Пример – Швабрин и Гринев в «Капитанской дочке»
Сложный характер - это постоянный поиск героя самого себя, духовная эволюция героя и пр.
Сложный характер очень трудно обозначить «положительным» или «отрицательным». В нем присутствует противоречивость и парадоксальность. Как в капитане Жеглове, который чуть было не упек бедного Груздева в тюрьму, но с легкостью отдал продуктовые карточки соседке Шарапова.

СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Литературный герой – персона сложная и многоплановая. Имеет два облика – внешний и внутренний.

На создание внешнего облика героя работают:

ПОРТРЕТ. Это лицо, фигура, отличительные особенности телосложения (например, горб у Квазимодо или уши у Каренина).

ОДЕЖДА, которая тоже может отражать определенные черты характера героя.

РЕЧЬ, особенности которой характеризуют героя не меньше, чем его внешность.

ВОЗРАСТ, который определяет потенциальную возможность тех или иных действий.

ПРОФЕССИЯ, которая показывает степень социализации героя, определяет его положение в обществе.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. Сведения о происхождении героя, его родителях\родственниках, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно осязаемый реализм, историческую конкретность.

Внутренний облик героя складывается из:

МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ, которые наделяют героя ценностными ориентирами, дают смысл его существованию.

МЫСЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЕЙ, которые намечают многообразную жизнь души героя.

ВЕРЫ (или отсутствие таковой), которая определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви.

ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПОСТУПКОВ, которые обозначают результаты взаимодействия души и духа героя.
Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать. Художественная рефлексия позволяет автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЖА

Итак, персонаж – это вымышленное одушевленное лицо, обладающее определенным характером и уникальными внешними данными. Автор эти данные должен придумать и убедительно донести до читателя.
Если автор этого не делает, читатель воспринимает персонажа как картонного и не включается в его переживания.

Разработка персонажа - процесс достаточно трудоемкий и требует навыка.
Самый действенный способ – это выписать на отдельный лист бумаги все качества личности вашего персонажа, которые вы хотите предъявить читателю. Прямо по пунктам.
Первый пункт – внешность героя (толстый, худой, блондин, брюнет и т.п.). Второй пункт – возраст. Третий – образование и профессия.
Обязательно ответьте (прежде всего, себе самому) на вопросы:
- как персонаж относится к другим людям? (общителен\замкнут, чуток\черств, уважителен\груб)
- как персонаж относится к своему труду? (трудолюбив\ленив, склонен к творчеству\к рутине, ответственен\безответственен, инициативен\пассивен)
- как персонаж относится к самому себе? (имеет чувство собственного достоинства, самокритичен, горд, скромен, нагл, тщеславен, заносчив, обидчив, застенчив, эгоистичен)
- как персонаж относится к своим вещам? (аккуратен\неряшлив, бережен к вещам\небрежен)
Подбор вопросов не случаен. Ответы на них дадут ПОЛНОЕ представление о личности персонажа.
Ответы лучше записать и держать их перед глазами в течение всей работы над произведением.
Что это даст? Даже если в произведении вы не будете упоминать о ВСЕХ КАЧЕСТВАХ личности (для второстепенных и эпизодических персонажей это делать не рационально), то все равно, ПОЛНОЕ понимание автором своих героев передастся читателю и сделает их образы объемными.

В создании\раскрытии образов персонажей огромную роль играет ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.

Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой и эмоциональной нагрузкой.
Яркая деталь заменяет целые описательные фрагменты, отсекает лишние и заслоняющие суть дела подробности.
Выразительная, удачно найденная деталь - свидетельство мастерства автора.

Особо хочется отметить такой момент, как ВЫБОР ИМЕНИ персонажа.

Согласно Павлу Флоренскому, «имена – суть категории познания личности». Имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность человека. Они образуют особые модели личностного бытия, которые становятся общими для каждого носителя определенного имени. Имена предопределяют душевные качества, поступки и даже судьбу человека.

Бытие персонажа в художественном произведении начинается с выбора его имени. Очень важно, как вы назовете своего героя.
Сравните варианты имени Анна – Анна, Анка, Анька, Нюра, Нюрка, Нюша, Нюшка, Нюся, Нюська.
Каждый из вариантов кристаллизует определенные качества личности, дает ключ к характеру.
Определившись с вариантом имени персонажа, не меняйте (без нужды) его по ходу вашей вещи, ибо этим вы можете сбить восприятие читателя.
Если по жизни вы склонны называть друзей и знакомых уменьшительно-ласкательно-пренебрежительно (Светка, Машуля, Ленусик, Димон), в писательской работе контролируйте свою страсть. В художественном произведении употребление таких имен должно быть оправдано. Многочисленные Вовки и Таньки выглядят ужасно.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Литературный герой – лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то есть он порожден общественной средой и межличностными отношениями.

Вряд ли в вашем произведении будет действовать всего один герой (хотя и такое случалось). В большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей.
Первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения).
Второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения).
Третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения)
Эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру или СИСТЕМУ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Персонажей разделяет степень авторского внимания (или частота изображения в произведении), предназначения и функции, которые они исполняют.

Традиционно выделяют главных, второстепенных и эпизодических героев.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (герои) всегда в центре произведения.
Главный герой активно осваивает и преображает художественную реальность. Его характер (см. выше) предопределяет события.

Аксиома – главный герой должен быть ярким, то есть его структура должна быть прописана досконально, никакие пробелы не допустимы.

ВТOРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ находятся хоть и рядом с главным героем, но несколько позади, на заднем, так сказать, плане художественного изображения.
Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются, чаще проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным раскрыться и обеспечивают развитие действия.

Аксиома – второстепенный персонаж не может быть ярче главного.
В противном случае он перетянет одеяло на себя. Пример из смежной области. Фильм «Семнадцать мгновений весны». Помните девицу, которая приставала к Штирлицу в одной из последних серий? («Про нас математиков говорят, что мы ужасные сухари…. А в любви я Эйнштейн…»).
В первой редакции фильма эпизод с ней был гораздо более длинным. Актриса Инна Ульянова была так хороша, что перетянула на себя все внимание и исказила сцену. Напомню, там Штирлиц должен был получить важную шифровку из центра. Однако уже никто не помнил про шифровку, все упивались яркой клоунадой ЭПИЗОДИЧЕСКОГО (совершенно проходного) персонажа. Ульянову, конечно, жаль, но режиссер Лиознова приняла совершенно верное решение и вырезала эту сцену. Пример для обдумывания, однако!

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ ГЕРОИ находятся на периферии мира произведения. Они могут вообще не иметь характера, выступать в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующих группировки («красные»- «белые», «наши» - «фашисты»).

Интересна теория деления персонажей ПО АРХЕТИПАМ.

Архетип – это первичная идея, выраженная в символах и образах и лежащая в основе всего.
То есть каждый персонаж в произведении должен служить символом чего-либо.

По классике, архетипов в литературе семь.
Так, главный герой может быть:
- Протагонистом – тем, кто «ускоряет действие», настоящим Героем.
- Антагонистом – полностью противоположным Герою. То бишь, Злодеем.
- Стражем, Мудрецом, Наставником и Помощником – тем, кто содействует Протагонисту

Второстепенные персонажи бывают:
- Закадычным другом – символизирует поддержку и веру в Главного героя.
- Скептиком – подвергает сомнению все происходящее
- Разумным – принимает решения, основываясь исключительно на логике.
- Эмоциональным – реагирует только эмоциями.

Для примера – романы Роулинг про Гарри Поттера.
Главный герой – несомненно сам Гарри Поттер. Ему противостоит Злодей – Волан-де-Морт. Периодически появляется профессор Дамблдор=Мудрец.
А друзья Гарри – разумная Гермиона и эмоциональный Рон.

В заключении хочется поговорить о количестве персонажей.
Когда их много – это плохо, так как они начнут дублировать друг друга (архетипов-то всего семь!). Конкуренция среди персонажей вызовет раскоординацию в сознании читателей.
Самое разумное – тупо проверить своих героев по архетипам.
Например, у вас в романе три старушки. Первая веселая, вторая умная, а третья – просто одинокая бабка с первого этажа. Задайте себе вопрос – что они воплощают? И поймете, что одинокая старушка – лишняя. Ее фразы (если таковые вообще есть) вполне можно передать второй или первой (старушкам). Этим вы избавитесь от лишнего словесного шума, сконцентрируетесь на идее.

Ведь «Идея – тиран произведения» (с) Эгри.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213010300586
рецензии