Алексеев Фёдор Яковлевич. Художник алексеев

Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа.

Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием "живопись цветов и плодов", а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.

Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа. Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех. Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.



Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

В своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.

Соборная площадь Московского кремля

В 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.



Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.



Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.



В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.



Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.



Эти работы произвели большое впечатление на ряд влиятельных особ и представителей императорского дома, которые стали заказчиками Алексеева.



«Боярская площадка или постельное крыльцо и храм "Спаса за Золотой решеткой" в Московском Кремле»




Немного позже, художник возвращается в своем творчестве к горячо любимой им теме Петербурга.



Но тема его произведений теперь сменилась — художника больше стали интересовать обычные люди: их мир и жизнь на фоне роскоши дворцов и величественной Невы.



Основными персонажами, занимающими передний план картин, стали горожане с их каждодневными заботами.



В картинах появилось больше объема, отчетливости, их колорит стал намного теплее.

До наводнения 1824-го. «Русский Каналетто», признанный еще при жизни академиками и ценителями искусства, Федор Алексеев занимает особое место в истории живописи XVIII века как один из основоположников национальной школы городского пейзажа.

Федор Алексеев. Венеция. Вид набережной Скьявони (фрагмент). 1775. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь

Федор Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (фрагмент). 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев родился в 1753 году в Петербурге и происходил из солдатских детей. Так в XVIII веке называли особую сословную группу. Точной даты рождения художника и подробных сведений о его родителях не сохранилось. Известно лишь, что отец будущего художника, Яков Алексеев, после увольнения со службы работал сторожем в Академии наук.

В детстве будущий художник ходил в гарнизонную школу. Он прилежно учился, особенно ему нравились черчение и геометрия. Отец мечтал устроить сына в Академию художеств - в XVIII веке многие ее воспитанники происходили из разночинцев и низших чинов. В 1766 году младшего Алексеева приняли в Императорскую Академию художеств, сразу в третий класс.

Профессор и директор Академии художеств живописец Антон Лосенко заметил, что у мальчика хорошо получается рисовать сложные фигуры и архитектурные сооружения. Лосенко перевел Алексеева из класса орнаментной скульптуры Луи Роллана в живописный, которым руководили Генрих Фондерминт и Антонио Перезинотти. На занятиях воспитанники изучали принципы работы с архитектурными и ландшафтными пейзажами. Юноша показал себя прилежным учеником: в 1773 году его наградили малой золотой медалью за одну из учебных пейзажных работ. Эта награда давала звание классного художника II степени и гражданский чин 12-го класса в Табели о рангах.

В том же году году академики, заметившие талант Алексеева, отправили его в Венецию для «большего усовершенствования в живописи перспективно». Академии нужны были театральные художники, а этому мастерству лучше всего учили именно в Италии .

Следующие четыре года Алексеев провел в Венеции. Работать в мастерских наставников - театральных декораторов Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспарри - ему было не так интересно. По душе была современная итальянская живопись - он изучал городские пейзажи знаменитых художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто. Интересовала его и история искусства: особенно впечатлили молодого человека картины живописца XVI века Паоло Веронезе, которые он с восторгом описывал в своем дневнике:

Сия есть наипрекраснейшая и согласнейшая инвенцыя, какую лишь можно видеть. Архитектура в оной картине поставлена в столь справедливом пункте, что между толиким множеством народа все видно без малейшего замешательства…

Федор Алексеев о картине Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской»

Вдохновляясь работами итальянских художников, Федор Алексеев усиленно работал над своими первыми городскими пейзажами: «Венеция. Вид набережной Скьявони», «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции».

Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу - пейзажам. Как и другие выпускники Академии, он подрабатывал, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина II и пригласила его работать в Эрмитаж - делать копии шедевров музея. Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто».

В 1786 году Алексеев все-таки оставил работу театрального декоратора и начал создавать оригинальные пейзажи. Через восемь лет он получил звание академика за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости».

«...Я нашел столько прекрасных предметов для картин»: виды Петербурга, Москвы и Юга

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (фрагмент). 1801. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Вид города Николаева (фрагмент). 1799. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Площадь в Херсоне (фрагмент). 1796. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1790-х по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи - рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. На Юге он прожил два года. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин - «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений.

Картина [«Вид города Бахчисарая»] оживленная - тут все есть, и верно схваченный момент в природе, и движение; но не подходите к картине ближе - очарование исчезнет.

Петр Петров, искусствовед и историк, 1860-е

Критики часто упрекали Алексеева в излишней монументальности. Они замечали, что художник использует в живописи принципы декоративного искусства - много внимания уделяет форме предметов. Особенно это проявилось в композиции: он всегда стремился с максимальной точностью передать все детали архитектурных сооружений. Иногда Алексеев все же отходил от действительности и дополнял городские пейзажи недостроенными или никогда не существовавшими зданиями - в этом он опирался на живописную традицию XVIII века. Почти все картины художника относятся к очень популярному в Венеции тех времен жанру ведуты - детальному изображению городского пейзажа.

Алексеев любил Петербург и часто писал его виды. Его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта «прозрачности» - казалось, что художник использует не масло, а акварель.

В 1800 году Федор Алексеев наблюдал, как заканчивали строить Михайловский замок и резиденцию Павла I . Вскоре появился его «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Императору так понравилась картина, что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора. Вскоре от имени государя художнику заказали серию городских пейзажей Москвы.

Император хотел увидеть на картинах времена Московской Руси. Кроме того, члены Академии художеств поручили Алексееву «снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом». Художник с энтузиазмом взялся за работу. Ему пришлось немало времени провести в архивах, чтобы изучить старые планы города. Алексеев подошел к заказу ответственно - именно городские пейзажи Москвы стали вершиной его творчества. Небольшие акварельные зарисовки и монументальные полотна образовали целый цикл. После этого на него посыпались заказы от самых знатных людей.

Первые работы московского цикла он писал с натуры, среди них - картина «Красная площадь с собором Василия Блаженного». Однако художник не стал ограничиваться изображением одной лишь Красной площади. В октябре 1800 года он написал графу Александру Строганову, президенту Академии художеств: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».

За следующий год Федор Алексеев и его ученики - Александр Кунавин и Илларион Мошков - создали серию московских пейзажей. Эти картины изображают знаменитые архитектурные сооружения, многие из которых уже утрачены, - церкви и монастыри, усадьбы и резиденции. Среди наиболее значимых работ этого периода «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и другие. В 1801 году художник лично подарил императору Александру I самую прославленную из этих работ - картину «Красная площадь в Москве».

Федор Алексеев. Вид Ивановской (Царской) площади (фрагмент). 1810-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве (фрагмент). 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Площадь внутри Московского Кремля (фрагмент). 1810-е. Музей-заповедник «Царское Село», Пушкин, Санкт-Петербург

В 1802 году Федор Алексеев вернулся из Москвы в Петербург, но на протяжении еще нескольких лет создавал московские городские пейзажи - «Площадь внутри Московского Кремля», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», «Вид Ивановской (Царской) площади». Виды «первопрестольной» принесли Алексееву славу как на родине, так и за рубежом. Молодые художники учились по его работам, а живописцу постоянно заказывали копии самых известных его картин. Оценили произведения художника и в Академии - Федора Алексеева пригласили преподавать, а также дали вести класс «перспективной живописи», где он обучал воспитанников основам работы с пейзажами. Позднее художника удостоили звания советника.

Виды Алексеева усилили интерес к облику старинных русских городов, к архитектурным памятникам отечественной старины. Они открыли собой новый тип пейзажей, продиктованный интересом к русской истории и памятникам древности.

Алексей Федоров-Давыдов, искусствовед, исследователь творчества Федора Алексеева

В 1810-х Алексеев вновь стал создавать пейзажи Петербурга: «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», «Вид Английской набережной». Одна из версий картины «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» долгое время находилась в коллекции писателя Павла Свиньина.

Мудрено чему отдать преимущество в сей картине [«Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса»]: все в ней так правильно и естественно, все тронуто столь мастерскою кистью, что везде является шум и движение, как в самой природе.

Павел Свиньин, писатель

В последних работах, как отмечают искусствоведы, Федор Алексеев начал отходить от школы Каналетто и академизма. Он добавил в свои картины легкую небрежность и изысканную декоративность.

Когда Алексеев только Каналетто, то он интересен и им искренно любуешься; когда же он становится самим собой - Федором Алексеевым, он сразу преобразуется в значительнейшую фигуру в русском искусстве, в художника, оказавшего огромное влияние на русский пейзаж первой половины XIX века.

Игорь Грабарь, искусствовед, живописец и реставратор

До последних лет жизни Федор Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины. 19 ноября 1824 года на Петербург обрушилось самое разрушительное наводнение за всю историю города, и Алексеев решил его запечатлеть. Через несколько дней после своей последней зарисовки, 23 ноября 1824 года, художник скончался. Ему был 71 год. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга.

Федор Алексеев. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Петербургское наводнение 1824 года на площади у Большого театра (фрагмент). 1824. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев. Вид Английской набережной (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Семь лет Федор Алексеев создавал декорации для театров Петербурга. Ни одна из его театральных работ не сохранилась. Декорации в России XVIII века были очень востребованы: их многократно переделывали и перевозили из театра в театр, а обветшавшие списывали или уничтожали. Сохранился лишь небольшой эскиз внутреннего убранства фантастического храма - картина «В храме» с подписью «1820 год». Исследователи полагают, что дату на работу поставили значительно позже, чем ее создали. «В храме» слишком отличается от остального художественного наследия Федора Алексеева и по всем признакам относится к его ранним работам.

2. В начале XX века у русских коллекционеров оказалась открытка, изображающая петербургское наводнение 1824 года. На ней была подпись «Алексеев». До 1907 года считалось, что ее написал художник Александр Алексеев, ученик Алексея Венецианова . Искусствовед Игорь Грабарь опроверг это. Он заметил, что Александру Алексееву в 1824 году было всего 13 лет, а картину написал зрелый автор. «Трудно допустить, что именно он [Александр Алексеев] был автором картины; между тем в списках художественных произведений Царскосельского дворца , откуда картина поступила, значилось, что автор ее - Алексеев. Наводнение, как известно, было 7 ноября, [Федор] Алексеев же умер 11 ноября. Картина, написанная, по виду, в один или два сеанса, таким образом могла быть последним произведением неутомимого художника, сделанным уже цепенеющей рукой» , - написал Грабарь в эссе о Федоре Алексееве.


Алексеев Федор Яковлевич - первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе "живописи цветов и плодов", затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.

«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»
1799.
Холст, масло 71,5 х 109

Санкт-Петербург

В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.


«Вид города Николаева»
1799
Холст, масло 197 х 178

Москва
Повторяя маршрут императрицы, Алексеев делал зарисовки и акварельные эскизы. Картины были им написаны уже после возвращения. Город Николаев – малороссийский город, морской и речной порт, основанный во время Русско-турецкой войны 1787–1791 по повелению князя Г.А. Потемкина. В 1788 здесь была построена верфь для строительства судов, благодаря которой город стал важным портом и административным центром. На картине изображен вид на Николаев со стороны реки Ингул. На берегах реки в глубине слева – Адмиралтейский собор, в центре видны здания Черноморского адмиралтейского правления, справа – комплекс служебных домов морского ведомства. У воды расположены эллинги для хранения гребных судов. Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы.


«Вид города Бахчисарая»
1798г.
Холст, масло. 197 x 178.5 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия


«Площадь в Херсоне»
Бумага, акварель, итальянский карандаш
1796 - 1797
Холст, масло 23 х 40
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1800 году император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен. Привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.


«Красная площадь в Москве»
1801.
Холст, масло. 81.3 x 110.5 см

Пейзаж воссоздает облик первопрестольной столицы рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «герои» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади – храм Василия Блаженного и Лобное место. Кремлевская стена и Спасская башня замыкают правую часть картины. На первом плане слева изображено здание Главной Аптеки, а также торговые ряды. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Художник не просто «перечисляет» многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но и пытается создать целостный, единый образ города. Люди, заполняющие площадь, а также тщательно прорисованные многочисленные и выразительные детали – торговые лавки, кареты, повозки, лошади, собаки – всё участвует в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность.

В Москве Алексеева интересует, прежде всего, старинная архитектура, своеобразный колорит города, складывавшийся веками. Как истинный художник-классицист, к тому же театральный декоратор по образованию, Алексеев разворачивает перед зрителем величественную, но очень ясную, легко читаемую сцену, где древние здания выступают в качестве главных героев, а гуляющим москвичам отведена роль статистов.
Фигурки людей на первом плане крупнее, чем в "Виде на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" (1810). В их облике и одежде художник подмечает патриархальные, еще напоминающие традиционный древнерусский уклад детали и черты, но с точки зрения петербургской моды кажущиеся архаичными. Алексеев, петербургский мастер, прошедший выучку в Италии, смотрит на город глазами иностранца-европейца.
Схожее отношение к Москве выразил современник художника поэт К.Н. Батюшков: "Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными!"


«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста»
Холст, масло. 63 x 103 см
Государственный Русский музей


Вид Владимирских (Никольских) ворот Китай-города. 1800-е


«Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве»
1811
Холст, масло 78 х 110,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа Алексеева. На первом плане художник изобразил мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским (Иверским) воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней между проездами. К воротам примыкает здание Главной аптеки, в котором первоначально находился университет. Справа изображена Арсенальная башня Московского Кремля. Между Воскресенскими воротами и Арсенальной башней – часть Китайгородской стены. Слева видно здание Монетного двора. Солнечный свет окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX столетий. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для создания образа первопрестольной столицы. Дар П.А.Бурышкина в 1917.


«Соборная площадь в Московском Кремле»
Холст, масло 81,7 х 112
Государственная Третьяковская галерея
Москва
На картине художник изображает Соборную площадь – главный и наиболее древний ансамбль Кремля, чей уникальный архитектурный облик сформировался уже к началу XVI столетия. В центре композиции, в глубине площади – Успенский собор, главный храм Московского государства, где венчались на царство русские самодержцы. За ним виднеются церковь Двенадцати Апостолов, Чудов монастырь и здание Сената. Справа – комплекс колокольни Ивана Великого, который создавался в течение более чем ста лет. Непосредственно за колокольней видны Спасская и рядом Царская башня. Из-за стены выглядывают главы Покровского собора (храм Василия Блаженного). На первом плане слева изображено здание Грановитой палаты с Красным крыльцом, справа – фрагмент западного фасада Архангельского собора.



Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I. 1802


Вид от Лубянки на Владимирские ворота.1800-е


Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай-города. 1800-е


Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке


Колокольня Ивана Великого. 1800-е


Москворецкая улица с людьми. 1800-1802


Праздник иконы Казанской Божьей Матери на Красной Площади


«Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле»
1810
Холст, масло. 80.5 x 110.5 см
Государственная Третьяковская галерея


Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле


Вид на Воспитательный дом. 1800-е


Боярская площадка в Московском Кремле. 1810-е


Вид Москвы от Троицких ворот Кремля. 1810-е


Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота


Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы


Страстная площадь


Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа - церковь Николы в Сапожке


Троице-Сергиева лавра


Вид Москвы

В 1800-х гг. Алексеев - уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости"

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге Около 1800


«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»
Около 1800
Холст, масло. 156 x 185 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия

Картина написана в год окончания строительства здания Биржи, благодаря чему окончательно сложился знаменитый архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга. Художник стремился представить столицу Российской империи образцовым городом, в котором слились воедино природа и творения рук человеческих. Смысловой акцент в композиции занимает здание Биржи. От него к Неве ведет архитектурно оформленный спуск. Слева от Биржи – ростральная колонна. За Биржей расположено здание Двенадцати коллегий. Противоположный берег Невы застроен дворцами и административными зданиями: в глубине – старое здание Сената (прежде дом А.П.Бестужева-Рюмина), Адмиралтейство с поднимающимися из-за него куполами церкви Исаакия Далматского. В левой части картины виден Зимний дворец. По широкой водной глади Невы, которую называли главным проспектом Петербурга, скользит множество больших и малых судов.


«Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости»
1810г.
Холст, масло. 62 x 101 см
Государственная картинная галерея.

Алексеев при построении композиции использует классицистический принцип, сопоставляя первый план, отмеченный коричневым левым углом и темным облаком справа, и зеленовато-голубое открытое пространство в глубине.
Здание Биржи представлено несколько справа, так что в центре композиции оказывается эффектная панорама Невы. На заднем плане Зимний дворец и Адмиралтейство образуют единый ансамбль с небом и рекой, как бы утверждая важнейшую для эпохи Просвещения идею гармонии разума и природы.
Художник показывает Санкт-Петербург таким, каким его видели современники, как идеальную столицу просвещенного государства. Поэт К.Н. Батюшков писал: "Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! Посмотрите на Васильевский остров, [...] украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною [...]. Как величественна и красива эта часть города! [...] Теперь от биржи с каким удовольствием взор мой следует вдоль берегов и теряется в отдалении между двух набережных, единственных в мире!"



7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. 1824

Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.

Введение 3

1. Юность художника и образование 4

2. Творчество живописца 5
3. История написания и анализ произведения 9
Ф.Я.Алексеев. Красная площадь в Москве.

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Поездки лучших выпускников Академии художеств на стажировки в Италию и Францию в большой степени способствовали становлению в XVIII веке российской живописи как светского искусства.

Федор Алексеев, посланный в Венецию для совершенствования в области создания театральных декораций, очень скоро проявляет свое настоящее предназначение. Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием - впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов.

Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794; Вид Казанского собора в Петербурге; Соборная площадь в Московском Кремле; Вид города Николаева, 1799; Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810; и др.) принесли Ф.Я. Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Представленные работы позволяют и нам оценить талант и призвание замечательного русского художника.

Федор Яковлевич Алексеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр.

Целью данной работы является творческая жизнь Ф.Я. Алексеева.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:

  1. Рассмотреть детство и юность художника.
  2. Охарактеризовать образование живописца.
  3. Выделить творческую жизнь мастера.

1. Юность художника и образование

Ф.Я. Алексеев родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году. Сведений о жизни художника сохранилось немного, до сих пор не установлена точная дата его рождения. Отец будущего пейзажиста, Яков Алексеевич, отставной солдат, служил сторожем при петербургской Академии наук. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. В начале 1767 года, по прошению отца, мальчика приняли в Академию художеств, воспитанником третьего возраста. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Однако педагоги заметили склонность юноши к изображению видов и архитектурных мотивов и за год до окончания учебы перевели в недавно организованный класс пейзажной живописи 1 .

В 1773 году Алексеев закончил учебу в Академии, получив малую золотую медаль за живописный пейзаж, содержание которого, к сожалению, не известно. Золотая медаль давала право на продолжение художественного образования за границей, на счет Академии. Поскольку станковый пейзаж в то время имел много общего с искусством театральных декораций, Алексеева отправили в Венецию совершенствоваться в области декорационной живописи. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Эти мастера являлись представителями уходящего стиля барокко и создавали архитектурные композиции, в которых соседствовали фантастические сооружения разных эпох. Алексеев же стремился заниматься станковой пейзажной живописью, отразившей черты нового стиля – классицизма. Архитектурные и природные виды, исполненные в этом стиле, отличались достоверностью изображения и одновременно продуманной организацией пространства, придающей картинному образу возвышенный, обобщенный характер. Алексеев самовольно покинул своих венецианских учителей и, не дожидаясь разрешения Академии, отправился в Рим, где надеялся освоить новое пейзажное направление.

2. Творчество живописца

Стремление художника к личной и творческой самостоятельности встретило противодействие со стороны резидента Академии в Венеции, маркиза Маруцци, опекавшего русских пенсионеров. Маруцци вынудил Алексеева вернуться в Венецию, но строптивый ученик предпочел занятиям с Моретти и Гаспари самостоятельную работу с натуры. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». Его наставниками в этом стали произведения знаменитых венецианских живописцев Антонио Каналетто и Бернардо Беллотто. Копируя их картины, Алексеев осваивал композиционные приемы построения пространства городского пейзажа. Художник в совершенстве овладел классической техникой письма лессировками, позволявшей придать цветовому решению особую прозрачность и глубину. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии, исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Из-за интриг Маруцци, картина прибыла в Петербург с большим опозданием, что весьма повредило дальнейшей карьере художника. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Первоначальное решение Академии о продлении пенсионерского срока своему питомцу также было отменено, и Алексеев был вынужден вернуться в Петербург летом 1777 года 2 .

В начале 1779 года Алексеев был определен в Дирекцию Императорских театров «живописцем при театральном училище». В формулярном списке, составленном художником в конце жизни, указано, что он находился на службе в Дирекции почти семь лет и «оказал успехи», воспитав одного из первых учеников, пейзажиста В.П. Петрова. Оригинальные работы, исполненные Алексеевым для театра, к сожалению, не сохранились.

Еще одной, важной сферой деятельности художника в 1780-е годы стало копирование произведений западноевропейских пейзажистов, в том числе уже хорошо знакомых ему Каналетто и Беллото. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Заказывала копии императрица Екатерина II. Художник с гордостью отмечал, что императрица «…находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Копии, исполненные Алексеевым с видов Венеции Каналетто и видов увеселительного комплекса Цвингер в Дрездене кисти Беллотто, можно назвать творческими интерпретациями оригиналов. Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением. Колористической самобытностью отличаются и копии, написанные художником с произведений немецкого пейзажиста Я.Ф. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Оригиналы с изображением бухты у подножия вулкана Этна на Сицилии и островов в Средиземном море, приобрел у автора великий князь Павел Петрович. Они являлись яркими образцами современного направления в пейзажной живописи, в котором стремился работать сам Алексеев.

Пройдя длительную школу копирования, Алексеев сумел выработать собственный живописный почерк. Не удивительно, что первые из известных оригинальных пейзажей художника сразу приобрели статус шедевров. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».

Виды Северной столицы начала 1790-х годов складываются в единую панораму Дворцовой набережной от Летнего сада до старого здания Адмиралтейства. В них Алексеев предстал сложившимся мастером городского пейзажа, создав удивительный образ гармоничного города-мечты. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Переливчатость голубовато-серой гаммы тонов создает эффект прозрачности и глубины воздушной и водной стихии, в которую словно погружены здания. Примечательно, что изысканность колорита у Алексеева не всегда являлась результатом применения многослойных лессировок. В пейзаже 1794 года все богатство цвета художник передал в практически единственном красочном слое, благодаря своему уникальному живописному дарованию.

В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. На основе натурных впечатлений, в конце 1790-х годов, Алексеев написал серию живописных панно с видами этих городов. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. Обобщенность манеры письма, плоскостность изображенного пространства, насыщенная цветовая гамма произведений демонстрируют иную грань таланта мастера, художественная манера которого изменялась в зависимости от поставленной перед ним творческой задачи.

В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Вместе с помощниками из числа академических воспитанников, А. Кунавиным и И. Мошковым, художник провел в первопрестольной столице более года. Москва привлекла пейзажиста средневековыми сооружениями, непривычными для жителя Петербурга. В письме президенту Академии художеств А.С. Строганову Алексеев сообщал: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины». Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. На ней художник представил древние архитектурные памятники – Кремлевскую стену со Спасской башней, собор Покрова, что на Рву, именуемый храмом Василия Блаженного, Лобное место. Пространство площади превратилось в подобие театральной сцены, на которой разворачивается повседневная жизнь москвичей. В картине Алексеев создал не только выразительный архитектурный образ города, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни 3 .

Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Большинство изображенных на них сооружений – храмы и монастыри, царские терема и триумфальные ворота – погибли во время Отечественной войны 1812 года, другие были разрушены позднее. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея), и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Он был гравирован С.Ф. Галактионовым, украшал многие иллюстрированные издания и даже фарфоровые изделия того времени.

В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.

Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. В 1802 году пейзажист был удостоен звания профессора и произведен в Советники Академии художеств. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. Некоторые из воспитанников Алексеева работали в его мастерской, помогая ему исполнять многочисленные заказы на московские и петербургские виды, особенно в последние годы, когда сам мастер тяжело болел. Одним из лучших учеников Алексеева стал М.Н. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. Умер Ф.Я. Алексеев 11(23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге.

3.История написания и анализ произведения Ф.Я.Алексеев. Красная площадь в Москве.

25 июля 1800 года Совет Санкт-петербургской Императорской Академии художеств в соответствии с повелением Павла I направил академика живописи Ф.Я. Алексеева «для снятия разных видов» в Москву. Здесь он работал до 1802 года. За полтора года художник написал целый ряд пейзажей, которые позволяют представить себе, как выглядела первопрестольная столица России на рубеже XVIII–XIX столетий. В письме президенту Академии художеств А.С. Строганову Алексеев писал: «По осмотру Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

В своей картине Ф.Я. Алексеев не просто перечисляет многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но, как и было свойственно его пониманию пейзажной картины, пытается создать целостный, единый образ города. В центре Красной площади изображен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Перед ним – Лобное место, с которого в древней Руси оглашались царские указы и другие важнейшие сообщения. Правую часть картины замыкают Кремлевская стена и Спасская башня. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа. Они составляют уравновешенную, гармоничную композицию, уподобляя пространство картины грандиозной театральной сцене. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона.

Художник, создавший себе имя новым жанром в российском искусстве - жанром городского пейзажа. Удивительный талант и общий стиль его картин являют собой один из лучших в мировой живописи. Имя удивительного художника - Алексеев Федор Яковлевич.

Биография

Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. В 1766 его отец обратился с прошением о зачислении сына в Академию художеств, и его просьба была исполнена. Федор Алексеев начинает свое обучение в классе живописи цветов и плодов, после которого его переводят в класс пейзажа, и в 1773 году он успешно оканчивает Академию. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль. Продолжать обучение талантливого юношу отправляют в Венецию для специализации в декоративной живописи. Это специальный вид написания декораций для театра. Во время учебы Федор Алексеев, помимо основного занятия, увлеченно занимается изучением венецианских художников, изображающих пейзаж, таких как Канале, Гварди, гравюры Пиранези, который на тот момент жил в Риме. Но своей тягой к новым знаниям художник вызывает на себя недовольство академического начальства.

Дорога в искусство

После окончания своей специализации в Венеции художник Федор Алексеев возвращается в Санкт-Петербург и устраивается работать живописцем в училище театра. Приблизительные даты этого периода его жизни - 1779-1786 гг. Из-за увлечения пейзажами, помимо театральных декораций, Федора Алексеева встретили на Родине довольно прохладно и отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика. Но художник ставит себе цель показать Академии, на что он способен, и вместе с этой работой художник совмещает копирование пейзажей Каналетто, Беллотто, Робера и Берне в открывшемся Эрмитаже.

Благодаря успешной работе в Эрмитаже, он оставляет службу в училище. Его творческое воспроизведение оригиналов настолько красиво повторило их живописную систему, что работы снискали большой успех. Успешная деятельность принесла Федору Алексееву славу, прозвище "российский Каналетто", за что Академия дает художнику возможность самостоятельного написания своих картин. Конечно же, ими стали пейзажи.

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Доказав свою способность рисовать самостоятельно, художник пишет ряд известных картин с видами Санкт-Петербурга. Одни из самых значимых: "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793 год) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794 год).

Используя знания, которые приобрел в Венеции, Федор Алексеев создает свой образ торжественного и вместе с этим живого города. При этом в своих картинах он сохраняет важные в XVIII веке законы классицизма и соединяет идеальное и реальное. За труды в 1794 году художнику Федору Алексееву дают звание академика перспективной живописи.

Творческий путь

После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. Художник воссоздает на своих полотнах красоту таких южных городов, как Николаев, Херсон, Бахчисарай.

А в 1800 г. сам император Павел I поручает Федору Алексееву написать Москву. За то время, которое художник провел в этом городе (чуть больше года), он привозит несколько картин и большое число акварелей, на которых изображены виды московских улиц, монастыри, предместья. Но самое главное - неповторимые изображения Кремля. Среди них получили наибольшую популярность "Красная площадь в Москве" и "Боярская площадка, или Постельное крыльцо и Храм Христа Спасителя за золотой решеткой в Московском Кремле".

Московские работы настолько выделяются своей точностью и документальностью, что привлекают к художнику новых покупателей картин. Среди них и известные люди, и члены императорской семьи.

Известность художника как пейзажиста

С 1800-х гг. Федор Яковлевич становится руководителем класса перспективной живописи в Академии Художеств и снова рисует на свою любимую тему - Санкт-Петербург. В то же время художник много путешествует по России и запечатлевает виды провинциальных городов.

В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Все больше художник изображает людей. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Детали написаны еще отчетливее, тяжелее, цветовая гамма выглядит теплее, и живопись приобретает особую насыщенность. К работам того времени относятся "Вид Казанского собора в Петербурге", "«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" и другие. В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей.

Картины Федора Алексеева отличаются особым "теплым" светом и движением. Небо приобретает нежный лазурный оттенок, а облака - розоватость закатного солнца.

Последние годы жизни художника

Никто не вечен, и со временем слава Алексеева Федора Яковлевича начинает угасать, и публика его забывает. Знаменитый пейзажист умирает в 1824 году в большой бедности. После него остаются жена и дети, и Академия художеств выделяет материальную помощь для организации похорон и для дальнейшего существования семьи.

Несмотря на печальный конец своей жизни, художник Алексеев Федор Яковлевич - один из известнейших творцов жанра городского пейзажа. К его картинам выстраиваются очереди в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее. Его работы изучаются в учебных заведениях. Его помнят, и в мире живописи его имя высоко ценится, а биография Федора Алексеева - как пример того, что нужно идти за своим призванием, несмотря ни на что.