Олимпиадные задания по литературе. Василий Кириллович Тредиаковский – русский ученый и поэт XVIII века

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 1

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.
1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов


А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.



В1. Кому посвящено «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева?

В3. Укажите жанр произведения «Недоросль». Высокий, средний или низкий?
В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение): «В домашних трудностях утеха и в дальних странствах не помеха.»В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» описывается страшная картина продажи с торгов живых людей?
В6. Что в конце повести «Бедная Лиза» случилось с главной героиней?
В7. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».
В8. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни»
В9. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.
В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»
В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Потомство отомстит за меня».

С1. . Имя Елизавета в переводе с еврейского означает «почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.
Тест «Литература XVIII века» Вариант № 2
Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
А1. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал теорию стихосложения.
1) Державин 2) Ломоносов 3) Карамзин 4) Фонвизин
А2. Какие основные идеи можно выделить в «Оде» Ломоносова?
1) свободолюбивые 2) доблесть и слава русского оружия 3) значение поэтического творчества 4) уверенность в великом будущем русской науки
А3. Укажите название литературного направления второй половины 18 века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
А4. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?
1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4) Анну Иоанновну
Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В2. О ком идёт речь: «Родился в небогатой, но старинной дворянской семье хилым и слабым ребёнком»
В3. Укажите жанр произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»
В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение, жанр): «...ибо и крестьянки любить умеют!»

В6. Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?
В7. Кто это? «Узнав о судьбе её, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
В8. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной»
В9. Да или нет? Эраст был в армии и сражался с неприятелем.
В10. Укажите современный вариант слова «изрёк»
В11. . Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь, передав эстафету творчества юному Пушкину.
Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение
С1. Имя Эраст в переводе означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.
Тест «Литература XVIII века» Вариант № 3
Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию.
1) Фонвизин 2) Державин 3) Ломоносов 4) Карамзин
А2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:
1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин
А3. Укажите литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
А4. Какое произведение не принадлежит Г. Р. Державину?
1) «Властителям и судиям» 2) «Ода на день восшествия Елисаветы Петровны» 3) «Памятник» 4) «Фелица»
Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
В1. С каким историческим лицом связана ода 1747 года М. В. Ломоносова?
В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в семье богатого помещика из древнего рода, был лучшим учеником в военно-учебном заведении для дворян»
В3. Укажите жанр произведения «Ода на день восшествия Елисаветы Петровны». Высокий, средний или низкий жанр?
В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение): «"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".
В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» рассказывается о крестьянине, имеющем возможность работать на себя только по воскресеньям и по ночам?
В6. Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»?
В7. Кто это? «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице»
В8. Укажите средство выразительности: «Но скоро восходящее светило пробудило все творения»
В9. Да или нет? Лизин букет стоил один рубль.
В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Покрыты мздою очеса»
В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь, передав эстафету творчества юному Пушкину.
Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение
С1. Имя Елизавета в переводе с еврейского означает «почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.
Тест «Литература XVIII века» Вариант № 4
Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
А1. Какой русский учёный, поэт 18 века в своих одах пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

А2. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».
1) Ломоносов 2) Фонвизин 3) Державин 4) Карамзин
А3. Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
А4. Какое произведение не принадлежит М. В. Ломоносову?
1) «Памятник» 2) «О движении Земли» 3) «Разговор с Анакреоном» 4) «Вечернее размышление»
Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
В1. Кто из правителей, отправив Г. Р. Державина в отставку, назвал причину: «Ты очень ревностно служишь»?
В2. О ком идёт речь: «Происходил из небогатого, но старинного дворянского рода, который вёл своё происхождение от татарского мурзы».
В3. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза»
В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение, жанр): «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала»
В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» показано описание крестьянской избы?
В6. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?
В7. Кто это? «Бедная вдова, почти непрестанно проливавшая слёзы о смерти мужа своего»
В8. Укажите средство выразительности: «...и кровь её от ужаса охладела»
В9. Да или нет?. Лизин букет стоил один рубль.
В10. Укажите современный вариант выделенного слова «но ниже у Господа моего дураком быть не хочу»
В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»
Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение
С1. . Имя Эраст в переводе означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.
Ответы. Тест «Литература 18 века»
1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
А14 2 3 1
А22 4 2 3
А3 1 1 2 2
А42 2 2 1
В1А.М.Кутузов Александр I Елизавета Петровна Александр 1
В2Державин. Державин Радищев Державин
В3 Комедия, низкийпутешествие Ода, высокийповесть
В4Ломоносов «Ода» Карамзин «Бедная Лиза», повесть Радищев «Путешествие...», путешествие Радищев «Путешествие...», путешествие
В5 «Медное» «Любани» «Любани» «Пешки»
В6утопилась ландыши Москва Симонов монастырь
В7Лиза Эраст Эраст Мать Лизы
В8 эпитет сравнение олицетворение метафора
В9да нет нет нет
В10 теперь сказал глаза Даже
В11 Радищев А. Н. Державин Державин Ломоносов

Тест

«Литература 18 века»

для урока литературы в 9 классе

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 1

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов

А2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:

1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин

А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

А4. Кого прославлял Державин в оде «Фелица»?

1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II Анну Иоанновну

В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в большой обедневшей дворянской семье с глубокими религиозными и культурными интересами; русская ветвь ливонского рода»

В3. Укажите жанр произведения «Недоросль». Высокий, средний или низкий

В6. Что в конце повести «Бедная Лиза» случилось с главной героиней?

В7. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».

приятные места», « мрачные башни»

В9. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 2

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А2. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:

1) Княжнин 2) Грибоедов 3) Карамзин 4) Фонвизин

А3. Укажите название литературного направления второй половины 18 века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.

А4. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?

1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4) Анну Иоанновну

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. Кто из правителей, отправив Г. Р. Державина в отставку, назвал причину: «Ты очень ревностно служишь»?

В2. О ком идёт речь: «Родился в небогатой, но старинной дворянской семье хилым и слабым ребёнком»

В6. Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Узнав о судьбе её, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

В8. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной »

В9. Да или нет? Эраст был в армии и сражался с неприятелем.

В10. Укажите современный вариант слова «изрёк»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный выпуском журнала «Друг честных людей, или Стародум», который был запрещён; это сломило автора, он заболел и вскоре умер»

Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Эраст в переводе означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 3

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию.

А2. Укажите фамилию русского поэта-одописца 18 века, который пытался подражать Ломоносову, но не выдержал великолепия и пышности языка, поэтому внёс элементы живой разговорной речи.

1) Фонвизин 2) Державин 3) Ломоносов 4) Карамзин

А3. Укажите литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.

А4. Какое произведение не принадлежит Г. Р. Державину?

1) «Властителям и судиям» 2) «Бог» 3) «Утреннее размышление о божьем величии» 4) «Фелица»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода 1747 года М. В. Ломоносова?

В3. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?

врач не пособит, разве сам заразится»

В6. Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? « Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида , встретился ей на улице»

В8. Укажите средство выразительности: «Но скоро восходящее светило пробудило все творения»

В9. Да или нет? Лизин букет стоил один рубль.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Покрыты мздою очеса »

Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Елизавета в переводе с еврейского означает «почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 4

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Какой русский учёный, поэт 18 века в своих одах пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

А2. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».

1) Ломоносов 2) Фонвизин 3) Державин 4) Карамзин

А3. Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».

А4. Какое произведение не принадлежит М. В. Ломоносову?

1) «Памятник» 2) «О движении Земли» 3) «Разговор с Анакреоном» 4) «Вечернее размышление»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?

В2. О ком идёт речь: «Происходил из небогатого, но старинного дворянского рода, который вёл своё происхождение от татарского мурзы».

В3. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» действует не русский царь, а «царь, шах, хан, король, бей, набаб, султан»

В6. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Бедная вдова, почти непрестанно проливавшая слёзы о смерти мужа своего»

В8. Укажите средство выразительности: « ...и кровь её от ужаса охладела »

В9. Да или нет? Царская водка – смесь серной и уксусной кислоты.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «но ниже у Господа моего дураком быть не хочу»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»

Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Софья в переводе в греческого означает «мудрая». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Ответы. Тест «Литература 18 века»

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

А.М.Кутузов

Александр I

Елизавета Петровна

Екатерина II

Фонвизин Д. И.

Державин

Радищев

Державин

Комедия, низкий

путешествие

Ода, высокий

повесть

Державин «Бог»

Карамзин «Бедная Лиза», повесть

Фонвизин «Недоросль»

Радищев «Путешествие...», путешествие

«Медное»

«София»

«Любани»

«Спасская полесть»

утопилась

ландыши

Москва

Симонов монастырь

Лиза

Эраст

Эраст

Мать Лизы

эпитет

сравнение

Чтобы помочь учителю литературы подготовиться учеников к участию в олимпиаде, мы собрали примеры реальных олимпиадных заданий. На этой странице вы найдете тестовые задания и открытые вопросы по основным программным произведениям за курс для 9 класса.

Задания с нашего сайта можно использовать не только на уроках, но и дома, во время самоподготовки. Внизу этой страницы указаны правильные ответы, сверившись с которыми учащиеся смогут оценить уровень своих знаний.

Олимпиада по литературе 9 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Вспомните содержание русских былин и определите, кто из богатырей какое действие выполняет? В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.
1) Илья Муромец А) спасает Забаву Путятичну

2) Добрыня Никитич Б) сватается к Настасье Микуличне

3) Алеша Попович В) встречается «с красной девицей – удалой поляницей»

2. Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»?
А) ясные зори
Б) кровавые зори
В) алые зори
Г) румяные зори

3. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит:
Служить бы рад, прислуживаться тошно?
А) Репетилов
Б) Чацкий
В) Скалозуб
Г) Молчалин

4. Стихотворение А. С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:
А) М. Н. Раевской
Б) Е. Н. Карамзиной
В) А. П. Керн
Г) Е. П. Бакуниной

5. Каким размером написана «онегинская» строфа?
А) Вольным ямбом
Б) Четырехстопным ямбом
В) Пятистопным ямбом
Г) Александрийским стихом

6. В какой последовательности Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посещал помещиков?
А) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин
Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв
В) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин
Г) Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

7. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:
В чашу тёмную глядится
Круг зеркально-золотой…
Какой стилистический приём использовал автор?
А) Параллелизм
Б) Антитеза
В) Инверсия
Г) Градация

8. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.
А) начало 20 века
Б) конец 19 – начало 20 века
В) начало-середина 20 века
Г) конец 19 века

9. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

А) В. Иванова
Б) С. Есенина
В) И. Северянина
Г) К. Бальмонта

10. Назовите годы жизни А. С. Пушкина
А) 1799 — 1837
Б) 1799 — 1825
В) 1812 — 1837
Г) 1825 — 1861

Открытые вопросы

Вопрос 1
Пo данному отрывку назовите автора и его произведение (за каждый верный ответ 1 балл)
“Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою… Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть”.

Вопрос 2
Кто написал оперу «Демон»?

Вопрос 3
Какая картина и какого художника напоминает нам героев повести «Тарас Бульба»?

Вопрос 4
Герой какого произведения говорит «златое» слово и по какому поводу?

Вопрос 5
Какой русский ученый, поэт 18 века писал о себе: «Физика – мои упражнения; стихотворство – моя утеха»?

в 4 вариантах с ответами

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 1

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов

А2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:

1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин

А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

А4. Кого прославлял Державин в оде «Фелица»?

1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II Анну Иоанновну

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. Кому посвящено «Путешествие из Петербурга в Москву» ?

В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в большой обедневшей дворянской семье с глубокими религиозными и культурными интересами; русская ветвь ливонского рода»

В3. Укажите жанр произведения «Недоросль». Высокий, средний или низкий?

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» описывается страшная картина продажи с торгов живых людей?

В6. Что в конце повести «Бедная Лиза» случилось с главной героиней?

В7. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».

приятные места», «мрачные башни»

В9. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Потомство отомстит за меня».

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента. (5 баллов)

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов

«1» - 0-5 баллов

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 2

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал стройную теорию русского силлабо-тонического стихосложения.

1) Державин 2) Ломоносов 3) Карамзин 4) Фонвизин

А2. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:

1) Княжнин 2) Грибоедов 3) Карамзин 4) Фонвизин

А3. Укажите название литературного направления второй половины 18 века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.

А4. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?

1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4) Анну Иоанновну

В1. Кто из правителей, отправив в отставку, назвал причину: «Ты очень ревностно служишь»?

В2. О ком идёт речь: «Родился в небогатой, но старинной дворянской семье хилым и слабым ребёнком»

В3. Укажите жанр произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» путешественник рассуждает о характере русского человека, душа которого воплотилась в песне?

В6. Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Узнав о судьбе её, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

В8. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной »

В9. Да или нет? Эраст был в армии и сражался с неприятелем.

В10. Укажите современный вариант слова «изрёк»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный выпуском журнала «Друг честных людей, или Стародум», который был запрещён; это сломило автора, он заболел и вскоре умер»

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Эраст в переводе означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов

«1» - 0-5 баллов

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 3

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию.

А2. Укажите фамилию русского поэта-одописца 18 века, который пытался подражать Ломоносову, но не выдержал великолепия и пышности языка, поэтому внёс элементы живой разговорной речи.

1) Фонвизин 2) Державин 3) Ломоносов 4) Карамзин

А3. Укажите литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.

1) «Властителям и судиям» 2) «Бог» 3) «Утреннее размышление о божьем величии» 4) «Фелица»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода 1747 года?

В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в семье богатого помещика из древнего рода, был лучшим учеником в военно-учебном заведении для дворян»

В3. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?

врач не пособит, разве сам заразится»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» рассказывается о крестьянине, имеющем возможность работать на себя только по воскресеньям и по ночам?

В6. Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида , встретился ей на улице»

В8. Укажите средство выразительности: «Но скоро восходящее светило пробудило все творения»

В9. Да или нет? Лизин букет стоил один рубль.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Покрыты мздою очеса »

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь, передав эстафету творчества юному Пушкину.

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Елизавета в переводе с еврейского означает «почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов

«1» - 0-5 баллов

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 4

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Какой русский учёный, поэт 18 века в своих одах пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

А2. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».

1) Ломоносов 2) Фонвизин 3) Державин 4) Карамзин

А3. Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».

А4. Какое произведение не принадлежит?

1) «Памятник» 2) «О движении Земли» 3) «Разговор с Анакреоном» 4) «Вечернее размышление»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?

В2. О ком идёт речь: «Происходил из небогатого, но старинного дворянского рода, который вёл своё происхождение от татарского мурзы».

В3. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» действует не русский царь, а «царь, шах, хан, король, бей, набаб, султан»

В6. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Бедная вдова, почти непрестанно проливавшая слёзы о смерти мужа своего»

В8. Укажите средство выразительности: «...и кровь её от ужаса охладела »

В9. Да или нет? Царская водка – смесь серной и уксусной кислоты.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «но ниже у Господа моего дураком быть не хочу»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Софья в переводе в греческого означает «мудрая». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов «1» - 0-5 баллов

Ответы. Тест «Литература 18 века»

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Александр I

Елизавета Петровна

Екатерина II

Державин

Державин

Комедия, низкий

путешествие

Ода, высокий

Державин «Бог»

Карамзин «Бедная Лиза», повесть

Фонвизин «Недоросль»

Радищев «Путешествие...», путешествие

«Медное»

«Любани»

«Спасская полесть»

утопилась

Симонов монастырь

Мать Лизы

сравнение

олицетворение

метафора

Фонвизин

Державин

Ломоносов

Митрофан

Елизавета

Сын астраханского священника Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1769) получил начальное образование в школе католических монахов капуцинского ордена (где все обучение велось на латинском языке).

Из Астрахани Тредиаковский бежал в Москву, где два года успешно занимался в Славяно-греко-латинской академии. Из Москвы он перебрался в Голландию, а оттуда в Париж. В Сорбонне Тредиаковский обучался математическим, философским и богословским наукам и в 1730 г. вернулся в Россию.

Первые литературные сочинения написаны им в годы занятий в Славяно-греко-латинской академии. В 1755 г. в статье «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» Тредиаковский писал о том, что «еще в студенчестве... и прежде отбытия в чужие краи» он сочинил две драмы «О Язоне» и «О Тите, Веспасианове сыне», которые были представлены на сцене школьного театра. «Пиесы» «делал» он и в годы жизни в Голландии и Франции.

Значительная часть его раннего наследия не сохранилась. Известны лишь поздние редакции некоторых стихотворений, о времени написания которых говорит сам Тредиаковский.

«Элегия о смерти Петра Великого» была поэтическим откликом на известие о кончине Петра I. Первая редакция ее относится к 1725 г.:

Что за печаль повсюду слышится ужасно?

Ах! знать Россия плачет в многолюдстве гласно!

Где ж повседневных торжеств, радостей громады?

Слышь, не токмо едина, плачут уж и чады!

Се она то мещется, потом недвижима,

Вопиет, слезит, стонет, в печали всеми зрима.

В «Элегии» упоминаются мифологические персонажи (Паллада, Марс, Нептун), а также аллегорические фигуры (Вселенна, Мир, Политика). Художественный стиль «Элегии» близок поэтике панегирического стихотворства и школьной драматургии начала XVIII в., где фигуры-олицетворения занимали большое место в сочинениях, отражавших общественно-политические идеи петровского времени.

Несомненна композиционная и идейная близость «Элегии» Тредиаковского с проповедями Феофана Прокоповича о смерти Петра I. Но в то же время в «Элегии» намечаются черты, характерные для формирующегося жанра оды. Это тема Петра I и лирическое начало, которым пронизано стихотворение. Тредиаковский не только говорит о великих заслугах покойного царя в государственном строительстве новой России, но как-то особенно проникновенно вспоминает о пребывании Петра I на Каспийском море:

Се под Нептуном моря страшно закипели,

Се купно с ветры волны громко заревели!

Стонет Океан, но уж другого не стало

Любителя. Балтийско — что близко то стало

Несчастье при берегах. Каспийско же ныне

Больше всех — что однажды плавал на нем сильне.

Во время Персидского похода Петр I посетил астраханскую католическую школу, где учился Тредиаковский, и, по рассказам современников, одобрил его трудолюбие: известны слова Петра I, назвавшего Тредиаковского «вечным тружеником».

Обучаясь в Сорбонне, Тредиаковский близко познакомился с западноевропейской литературой, и первой его заботой было привнести ее художественный опыт в создающуюся новую русскую литературу. Позднее в своей теоретической работе, посвященной реформе русского стихосложения («Новом и кратком способе к сложению российских стихов»), Тредиаковский перечислил «наиславнейших» западноевропейских писателей — античных и современных: Гомер, Вергилий, Тассо, Мильтон, Вольтер. Тредиаковский восхищен французскими романами, особенно выделяя политико-нравоучительный: «Однако все таковые романы, — пишет он, — насилу могут ли перевесить хорошеством одну Барклаеву Аргениду, латинским языком хитро написанную».

В числе «образцовых» лирических поэтов, помимо Пиндара, Анакреона и Горация, названы «Малгерб и последователь Анакреону господин де ла Гранж».

Французская литература XVII — начала XVIII в. была внимательно изучена Тредиаковским. Но, находясь во Франции, он думал о Родине. Его стихотворение «Стихи похвальные России» положили начало русской патриотической лирике XVIII в.:

Начну на флейте стихи печальны,

Ибо все днесь мне ее доброты

Мыслить умом есть много охоты.

Чем ты, Россия, не изобильна?

Где ты, Россия, не была сильна?

Сокровище всех добр ты едина,

Всегда богата, славе причина.

Скончу на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Сто мне языков надобно б было

Прославить все то, что в тебе мило!

В «Стихах похвальных России» Тредиаковский обращается к национальным традициям русской литературы. Так, его похвала Русской земле перекликается с зачином повести о мужестве Александра Невского: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая». (К этой традиции примыкают и «Слова» Феофана Прокоповича, в которых он раскрывает могущество и красоту Русской земли). «Стихи похвальные России» стали популярными в кругах русских демократических читателей; они постоянно встречаются в рукописных сборниках кантов.

В 1730 г. Петербургская Академия наук издала перевод книги П. Тальмана «Езда в остров любви», осуществленный Тредиаковским, по-видимому, еще во Франции, так как книга была напечатана вскоре после приезда его в Россию. Книга состояла из двух частей: в первой содержится перевод французского прециозного романа, во вторую были включены стихи самого Тредиаковского, написанные на русском, французском и одно на латинском языках.

Содержанием книги Тальмана явилась история сложных любовных отношений Тирсиса и Аминты. Галантный аллегорический роман «Езда в остров любви» был переведен Тредиаковским с помощью языковых средств, разработанных в повествовательной литературе петровского времени и в книжной песне первых десятилетий XVIII в. 18 французских стихотворений Тредиаковского, приложенных к переводу «Езды в остров любви», не только раскрывают свободную ориентацию автора в арсенале поэтической фразеологии французской прециозной литературы конца XVII — начала XVIII в., но характеризуют автора как представителя новой русской литературы, с полным знанием дела относившегося к зарубежной культуре его времени.

Новым было и то, что Тредиаковский впервые в русской литературе XVIII в. выступил с печатным сборником, в котором были помещены стихотворения, посвященные любовной теме: «Песенка любовна», «Стихи о силе любви», «Плач одного любовника, разлучившегося со своей милой, которую он видел во сне», «Тоска любовника в разлучении с любовницею», «Прошение любви» были новым словом в развитии любовной лирики. На фоне предшествовавшей поэтической традиции стихи Тредиаковского имели большое общекультурное значение.

Покинь, Купидо, стрелы:

Уже мы все не целы,

Но сладко уязвлены

Любовною стрелою

Твоею золотою;

Все любви покорены.

К чему нас ранить больше?

Себя лишь мучишь дольше.

Кто любовию не дышит?

Любовь всем нам не скучит,

Хотя нас тая и мучит,

Ах, сей огнь сладко пышет!

Новаторство Тредиаковского заключалось в том, что он смело вступил на путь «обмирщения» русского литературного языка.

При всей несомненной связи его ранних стихотворений с лирикой петровского времени, можно видеть сознательное стремление обновить поэтические формы, в первую очередь путем освобождения от церковнославянской стихии языка. Тредиаковский об этом говорит в предисловии к переводу романа «Езда в остров любви», явившемся своего рода литературным манифестом.

Он считает, что литературные произведения необходимо писать «простым русским языком, то есть каковым мы меж собою говорим». Тредиаковский раскрывает смысл своих рассуждений и указывает их причины: «Первая: язык словенской у нас язык церковной; а сия книга мирская. Другая: язык в нынешнем веке у нас очень темен; и многия его наши читая не разумеют; а сия книга есть сладкия любви, того ради всем должна быть вразумительна.

Третия: которая вам покажется может быть самая легкая, но которая у меня идет за самую важную, то есть что язык словенской ныне жесток моим ушам слышится, хотя прежде сего не только я им писывал, но и разговаривал со всеми».

Тредиаковский в некоторой степени достиг того, что язык перевода романа приблизился к разговорной речи его времени: церковнославянизмы почти исключены, варваризмов петровской эпохи незначительное количество. Обращение к народной поэзии подсказало Тредиаковскому ряд словосочетаний, которые он удачно использовал для характеристики героини: у Аминты «ясные очи», «уста сахарные», «речь сладкая».

Но в поисках новых языковых средств, необходимых для передачи любовной фразеологии, Тредиаковский, намеренно отталкивавшийся от церковнославянизмов, прибегает к словотворчеству, создавая неологизмы посредством соединения церковнославянских корней и суффиксов: «глазолюбность», «любовность», «союзность», «очесливость». Эти неологизмы Тредиаковского не вошли в языковую практику и остались свидетельством его ранних филологических экспериментов.

Стремление к активному использованию в качестве литературной речи бытового, чрезвычайно многослойного языка начала XVIII в. привело к крайней пестроте и неупорядоченности литературного стиля ранних произведений Тредиаковского. Не случайно поэтому в них сочетаются элементы классицизма и барокко.

В 1735 г. Тредиаковский публикует «Оду торжественную о сдаче города Гданьска». Образцом для нее послужила ода Буало о взятии Намюра. Вместе с тем Тредиаковский обращается и к традиции воинских повестей Древней Руси, в которых художественно разработаны приемы изображения битвы и описания мужества русских воинов.

Тредиаковский не сумел творчески претворить в одическом жанре поэтическую фразеологию древнерусской литературы. Но несмотря на неудачи, «Ода торжественная о сдаче города Гданьска» наметила переход от панегирических стихов конца XVII—XVIII в. к оде как жанру политической лирики, выражающей темы высокого гражданского звучания, воспевающей мужество и героизм русского народа.

Одной из наиболее существенных сторон творческой деятельности Тредиаковского была разработка нового принципа организации ритмики русского стиха.

В 1735 г. Тредиаковский издает «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний». Здесь он прямо указывал на русский фольклор как на источник своего «нового способа»: «... поистинне всю я силу взял сего нового стихотворения из самых внутренностей свойства нашему стиху приличного; и буде желается знать, но мне надлежит объявить, что Поэзия нашего простого Народа к сему меня довела.

Даром, что слог ее весьма не красный, от неискусства слагающих; но слатчайшее, приятнейшее, и правильнейшее разнообразие со своими существенными, в особливой поэзии (но весьма долготою и краткостью слогов мерной), у нашего простого народа употребляемыя, например: тугой лук, бел шатер, и прочия премногия подобныя». Как видно из этого отрывка, народная поэзия привела Тредиаковского не только к идее тонической «долготы» и «краткости» (к стопной системе), но и к размышлениям о поэтических средствах, в частности о постоянных эпитетах, являющихся характерной особенностью устного творчества.

Наряду с обоснованием необходимости изучения «нашей природной, наидревнейшей оной простых людей поэзии», Тредиаковский говорит о принципе отбора слов в различных стихотворных жанрах. В «Новом и кратком способе» он впервые утверждает, что церковнославянский язык необходим для передачи «высоких мыслей». Так в творчестве Тредиаковского было теоретически сформулировано одно из важнейших требований классицизма — соотнесение языка с характером жанра.

В 1752 г. Тредиаковский выпустил двухтомное собрание своих сочинений — «Сочинения как стихами, так и прозою». Оно открывается стихотворным переводом «Поэтики» Буало — европейского кодекса классицизма. Здесь же помещен прозаический перевод «Послания к Пизонам» Горация, также сыгравшего важную роль в формировании классицизма.

В собрании сочинений была издана переработанная редакция «Нового и краткого способа». Тредиаковский изменил некоторые свои прежние взгляды, приняв положения, развитые Ломоносовым в его теоретическом труде («Письма о правилах российского стихотворства») и осуществленные в одах.

В эти же годы Тредиаковский печатает свой перевод политического романа французского писателя Д. Барклая «Аргенида» (1621). Исключительный успех «Аргениды» у европейского читателя связан с тем, что автор ее ставит важные государственные вопросы. «Намерение авторово в сложении толь великия повести, — пишет Тредиаковский в предисловии, — состоит в том, чтобы предложить совершенное наставление, как поступать государю и править государством».

Пафос романа заключался в том, что Тредиаковский проповедовал просветительский идеал монархии, он выступил с «уроком царям». В своей «Риторике» 1748 г. Ломоносов, резко выступая против засилия любовно-авантюрных романов, делает исключение для «Аргениды» Барклая и Фенелонова «Телемака». Как бы реализуя высказывание Ломоносова, Тредиаковский взялся за перевод «Аргениды», вышедшей из печати в 1751 г., и за переложение в форме эпической поэмы знаменитого французского политико-нравоучительного романа Ф. Фенелона «Похождения Телемака».

В 1754 г. Тредиаковский закончил работу над теолого-философской поэмой «Феоптия, или Доказательство о богозрении», являющейся в значительной части стихотворным переложением сочинения Фенелона «Трактат о существовании и атрибутах бога» (1713).19 Несмотря на полемическую направленность поэмы против картезианской теории познания мира, печатание «Феоптии» было запрещено Синодом по причинам «некоторых сумнительств», усмотренных в поэме Тредиаковского.

Поиски новых форм русского стихосложения привели Тредиаковского к созданию русского гекзаметра, который сложился в процессе тонизации силлабического стиха. Тредиаковский внимательно следил за творчеством немецкого поэта Клопштока, автора поэмы «Мессиада» (1747), написанной гекзаметром. В процессе перевода романа Барклая «Аргенида» Тредиаковский поместил некоторые стихотворные вставки, сделанные гекзаметром.

В поэме «Тилемахида» (1766), состоящей из 15 тысяч стихов, он разработал звуковую организацию русского гекзаметра и достиг в этом отношении большого мастерства. В 1801 г. Радищев посвятил анализу ритмики и фонетики «Тилемахиды» целый трактат — «Памятник дактилохореическому витязю». Гекзаметр Тредиаковского сыграл значительную роль в переводческой деятельности Дельвига, Гнедича и Жуковского.

«Тилемахида» Тредиаковского имела большое общественно-политическое значение. Гневно обличая «злых царей», льстецов, окружавших царя, поэт порицал деспотию. Именно это и побудило Екатерину II в целях дискредитации политических идей романа ошельмовать перевод «Тилемахиды», осуществленный Тредиаковским.20 Передовая общественно-политическая мысль, напротив, взяла идеи романа на свое вооружение. Известно, что «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева предваряется эпиграфом из «Тилемахиды»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй».

Разносторонняя деятельность Тредиаковского включает и историографию. Он перевел на русский язык 30 томов «Древней истории» Шарля Роллена, сделав доступной читателю античную историю. Но не только знание древней истории давали эти книги. Для России XVIII — нач. XIX в. «Древняя история» Роллена была своеобразной школой высокой гражданской морали и оказала влияние на политические идеи декабристов.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.