Кириллин И. Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья

Музыкальные инструменты являются продолжением человека, они преображают нечто необычное в общедоступное. Этот список покажет старинные верования людей по всему миру, а также расскажет об их традициях, связующих тайны нашего подсознания с миром, который мы воспринимаем ушами.


10. ТАНБУР



Танбур принадлежит к категории струнных. Это деревянный инструмент с длинным грифом и резонирующим телом. Он известен под различными названиями, включая: тамбур, танбур, тар и лира и является праотцом современных гитар. Был изобретен в Месопотамии, Южной и Центральной Азии тысячи лет назад.


Несмотря на то, что множество культур адаптировали звучание этого инструмента для различных целей, самое первое из ныне известных назначений танбура – это лечение, успокоение и создание внутреннего равновесия. Эта практика занимает важное место в религиозном культе, известном как Заар в Северной Африке и Ближнем Востоке на протяжении 18 столетия. Эта вера основана на дуализме добра и зла и одержимости людских душ злыми силами.


Ритуалы Заар часто включали в себя церемонии, сопровождающиеся дикой, «гудящей» музыкой, которая сводила с ума одержимых, очищая их душу. Предпочтение тогда отдавали не одному, а набору инструментов, включающий танбур, бубен, и барабаны.


9. КОНХ



Конх - это духовой инструмент, созданный из морских раковин или больших улиток. Он использовался разными народами: от Карибов и до Мезоамерики, а также в Индии, Тибете, Новой Зеландии и на Тихоокеанских островах. В раковины просто дули и получался громкий трубоподобный звук.


В Индии, согласно индуистской традиции, рог является священным символом бога Вишну, представляющим женское плодородие, процветание и жизнь. Здесь даже ракушки можно считать священными в зависимости от их цвета и направления завитков, к примеру, раковины, завитые по часовой стрелке, поскольку их завитки являются отражением движения Солнца, Луны, звезд и небес.


В Мезоамериканских и Карибских племенах, этот музыкальный инструмент был важен для охоты, войны и других ритуалов. В жизни древнего города Теотиуакан (вблизи Мехико), конх использовался повсеместно: при создании произведений искусства, в церемониях, посвященных воде и мужскому плодородию. Его форма создавала впечатление вытекающей наружу воды, даруя жизнь урожаю и людям, создавая новую жизнь. В этом контексте рог олицетворяет мужскую силу и сексуальность. Воинов и мужчин, занимающих высокий социальный статус в обществе, хоронили вместе с раковинами, которые впоследствии находили на головных уборах или около таза.


Кроме того, в многочисленных Тихоокеанских островных культурах конх использовался для оповещения о прибытии гостей в деревню или на похоронных церемониях, на которых их звук сопровождал тело умершего до конца его жизненного пути – погребения.


8. ОКАРИНА



Окарина – это маленький ручной духовой инструмент, который был изобретен около 10000 лет до н.э. Традиционно его изготавливают из костей или глины, также его делали из камней, дерева или метала. Этот инструмент состоит из полой камеры, мундштука и 4-12 отверстий, которые закрывали пальцами для создания разных звуков. Окаринам придавали различные формы: животных, людей, богов или чудовищ, которые были обнаружены в Центральной и Южной Америке.


Исторически сложилось так, что их использовали в ритуалах Мезоамериканских культур. Они издавали необычные, красивые звуки, которые позволяли им говорить с богами, зачаровывать птиц и животных и даже вводить людей в состояние, подобное трансу. Окарина приобрела популярность, благодаря видеоигре The Legend of Zelda: Окарина времени, в которой игроку достается инструмент, позволяющий контролировать погоду, перемещаться между локациями, открывать двери и даже путешествовать во времени.


7. МБИРА



Мбира - это ручной музыкальный инструмент, созданный более 1000 лет назад племенами Шона (сейчас это территория Зимбабве). Он состоит из нескольких металлических зубьев или щипковой металлической решетки, установленной на деревянную доску. Этот инструмент бывает различных размеров и вариаций.


Традиционно он играл ключевую роль в ритуалах Шона, чья связь с духами их предков была особенно сильна. Мбира позволяла общаться с умершими душами и просить их о помощи, все это действо сопровождалось песнями и молитвами. Самым распространенным является церемония Бира – обряд, при котором люди и духи объединяются в память о традициях и мудрости племени. Шона также использовали музыку мбиры, чтобы контролировать циклы дождя и засухи, что было важно для сельского хозяйства, а также для отпугивания злых духов.


6. ВАРГАН



Варган, также известный, как губная арфа – это щипковый инструмент, состоящий из рамки, которая держит вибрирующий язычок, сделанный из металла, тростника или бамбука. Рамку держат зубами, а на язычке играют пальцами, его вибрации изменяются вместе со сменой формы рта. Впервые он появился в 4 веке в Китае, но его металлическая копия появилась в ряде европейских, океанических и азиатских культур в 13 веке.


Варган веками использовали в шаманских ритуалах и заклинаниях в монгольских и сибирских племенах, а также для введения в транс и лечения болезней. Также его использовали для терапии души и связи с природой, к примеру, в Малайзии и Индонезии, где звук варгана помогал общаться с птицами, насекомыми, жабами и растениями тропических лесов, кроме того, им лечили меланхолию и тоску.


5. ГОНГ



Гонг – это металлический ударный инструмент, который был изобретен в Китае около 3500 г. до н.э. Впоследствии его переняли народы по всей Южной Азии и Африке. Это большой металлический диск, зачастую бронзовый или медный, который подвешивали и ударяли молотком, чтобы произвести звук.


Традиционно он использовался во время фестивалей, молитв и объявления священных церемоний. Его громкий, характерный звук также идеально подходит для передачи сообщений. Например, в прибрежной провинции Чжэцзян, гонги использовались для привлечения гостей, сходивших с кораблей и даже для подачи сигналов суднам при плохой видимости. Игра на гонге ассоциировалась в буддизме с ритуалами лечения, молитвами и медитацией. На протяжении всей китайской истории гонг считался священным инструментом, также верили в то, что духом мастера, делавшего гонги, проникались его изделия. Если человек прикасался к гонгу, то считалось, что ему будет даровано радость, удача и хорошее здоровье.


4. ДИДЖЕРИДУ



Аборигены Северной Австралии изобрели этот странный духовой инструмент более чем 1500 лет назад. В каждом племени у него свое название, и кроме того, оно все еще находится в обиходе. Диджериду – это длинный, деревянный, похожий на трубу инструмент. Человек дует в один конец трубы, создавая низкий, слегка жутковатый, но в то же время гармоничный гул. Опытные музыканты могут даже использовать круговые дыхательные техники, чтобы поддерживать звук на протяжении 45 минут.


Диджериду также используют как воплощение голоса самой земли, этот инструмент аборигены уже давно фигурирует в их песенных и танцевальных обрядах, олицетворяя собой связь с природой и невидимым духовным миром. Согласно традициям аборигенов, понимая звуки погоды, природы и животных, имитируя их мелодией диджериду, воссоздается взаимопонимание между землей и людьми.


3. СКРИПКА



Скрипка – деревянный струнный инструмент, на котором играют с помощью смычка, существовала в американском фольклоре и корнями уходил в Ветхий Завет. В старых авраамических религиях верили, что голоса ангелов представляют связь с Богом, в то время как голос дьявола проявляется через звуки техногенных инструментов. Этот миф таинственным образом развился в западной культуре, скорее всего, благодаря протестантским и католическим реформациями.


Образ дьявола, как «злого скрипача», развивался и стал общепринятым. Наиболее ярко это описано в песне 1979 года «The Devil Went Down to Georgia», которая рассказывает об опытном скрипаче по имени Джонни, который соревновался с дьяволом в умении играть на скрипке, поставив на кон свою душу против его магической золотой скрипки.


2. БАРАБАНЫ



Среди самых старинных и самых разнообразных музыкальных инструментов барабаны имеют аналоги во всех древних культурах. Простой инструмент, сделанный из дерева, метала или кожи, на котором играли с помощью палочек или рук, барабаны использовались десятками тысяч лет в ритуалах, войнах, общении и танцах.


В древней Месопотамии более 8000 лет назад верили, что барабаны создают священные звуки на протяжении племенных встреч, церемоний и битв. Кроме того, в разных частях Африки, «говорящие барабаны» использовались в качестве инструмента для передачи информации, создавая музыку, которую было слышно на много миль между сёлами. Люди, играющие на барабанах, использовали различные техники, чтобы передать человеческий голос, создавая звуки, передающие слова и фразы. Это часто использовалось в ритуале молитвы, где звуки, издаваемые барабанами, воспринимались как речи богов, которые общались с ними на понятном для всего племени языке.


1. СВИСТОК СМЕРТИ



Этот удивительный и, в то же время, ужасающий музыкальный инструмент появился в культуре древних Ацтеков и основное его назначение – устрашение. Эти свистки зачастую были в форме черепа, изготовленного из глины, костей, камня и даже нефрита. Их форма означала, что услышавший их звук должен был испытать страх. Когда в него дули, он создавал ужасный, кричащий звук.


Свистки смерти широко использовались в церемониях, посвященных богу ветра Эекатль, и Миктлантекутли (владыка загробного мира). Ацтекские священнослужители использовали эти свистки во время ритуалов с человеческими жертвоприношениями и верили, что звук свистов проведет душу жертвы в потусторонний мир и успокоит богов. Также эти свистки могли использоваться в целебных ритуалах или на войне для устрашения противника в момент атаки.

31.12.2015 16:19


По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.

Арт - проект

«Тайны музыкальных инструментов»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся для изучения истории возникновения музыкальных инструментов, стихов о них;

2) послушать музыкальные произведения в исполнении учащихся филиала ДШИ и участников школьной вокальной студии.


Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории.

1 этап. Учащимся старших классов предлагается приготовить материал о том, как появились музыкальные инструменты (гитара, лютня, виола, скрипка, фортепиано, домра) и продемонстрировать его в виде внеклассного мероприятия для учащихся 3-5 классов.

    этап. Планирование. Ученики делятся на 4 группы.

1 группа изучает материал литературный.

2 группа изучает исторические сведения о возникновении инструментов.

3 группа учащиеся филиала музыкальной школы совместно со своими педагогами разучивают музыкальные произведения (дается задание).

4 группа участники школьной вокальной студии разучивают песни.

3 этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждой свое задание.

4 этап. Результаты. Совместная работа по соединению полученной информации в единый сценарий, подготовка презентации.


5 этап. Проведение внеклассного мероприятия «Тайны музыкальных инструментов» в рамках предметной недели эстетического цикла для учащихся среднего звена.

6 этап. Оценка результатов (учитывается активность каждого участника, качество и объем используемых источников, креативность). Выводы.

Ход мероприятия

Ведущая (на фоне тихой, нежной музыки): Добрый день, ребята!

Добрый день, уважаемые гости! Слайд №1

Мы рады приветствовать вас в мире муз. Да-да, не удивляйтесь, ведь сейчас вы находитесь в музыкальном классе. Именно здесь и живут Музы - богини-покровительницы поэзии, искусств и наук. Их 9 сестёр. А их предводитель – сводный брат –солнечный Бог Аполлон. Познакомьтесь с ними: Слайд №2

ЭВТЕРПА - покровительница лирической песни и всего музыкального

искусства.

МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии и театрального искусства.

ТЕРПСИХОРА - покровительница танцев.

ЭРАТО - муза лирической поэзии и свадебных песен.

ПОЛИГИМНИЯ - покровительница гимнов и песнопений в честь богов и

героев.

УРАНИЯ - владычица звёзд и астрономии.

ТАЛИЯ - муза комедии и юмора.

КЛИО - покровительница истории.

КАЛЛИОПА - муза эпоса - повествования о событиях, предполагаемых в прошлом.

А не хотите ли вы побывать сейчас в прошлом и узнать тайны музыкальных инструментов, которые находятся сегодня в этом классе?

Как вы думаете, какие инструменты придумали раньше: струнные или клавишные? (Струнные).

Щипковые или смычковые? (Щипковые). И прообразом их был тот самый лук, из которого охотились первобытные люди. Ещё Орфей в Древней Греции играл на лире. Слайд №3 А на этом фрагменте (Древний Египет. 3 тысячи лет до н.э.) изображена целая музыкальная сценка. Ещё не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчёта исторического времени, а гитароподобные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия. Первый наш рассказ о гитаре. Его нам поведают муза истории Клио и муза эпоса Каллиопа.

Подобные инструменты существуют столь давно,что проследить их возникновение невозможно,не затерявшись во времени.Ещё не возвышалась пирамДревнейшая арийская

Путешествуя по музеям Европы можно найти древнейшие изображения предков гитары, относящиеся к 3-4 тысячелетиям до нашей эры. Арабские кочевники-бедуины, завоевавшие в 7 веке нашей эры Грецию и Персию, были покорены высокой культурой этих цивилизаций отчасти благодаря и музыкальному искусству. Год спустя они завоёвывают и Испанию и привносят в эту страну элементы восточной культуры и завозят гитару. Именно в Испании гитара приобрела особую популярность и стала символом всего музыкального искусства Испании. Упругие ритмы испанских танцев и грустные мелодии-всё оказалось подвластно этому инструменту.

(видеоролик испанского танца)

Постепенно гитара завоёвывает одну страну за другой. Постепенно менялась и конструкция самого инструмента. В 16 веке музицировали на гитарах, имеющих 4 двойные струны (хоры). Этого оказалось маловато, поэтому гитара на время была вытеснена другим струнным музыкальным инструментом-лютней (Слайд №4) , которая имела до десяти хоров струн. Известно, что выдающиеся художники эпохи Возрождения –Караваджо, Паоло Веронезе, Тинторетто были хорошими музыкантами- исполнителями. Учиться играть на лютне или на другом инструменте считалось «хорошим тоном». А Леонардо да Винчи, например, играл на лютне собственной конструкции, серебряной, в виде лошадиной головы. Однако и этот инструмент вскоре потерял популярность, так как был очень «капризным». Один журналист в 18 веке, как бы не без сарказма, писал: «Лютнист, доживший до 80 лет, наверное,60 лет из них провёл в настраивании своего инструмента, а содержание лютни обходилось столь же дорого, как содержание лошади». Поэтому вскоре лютню сменяет её соперница - виола - некий гибрид лютни и гитары. По форме виола была близка к гитаре, только больших размеров, имела 5 хоров и одну одинарную струну. Виола совсем было вытеснила гитару, которая «ушла в народ», стала инструментом «уличным», аккомпанирующим народным песням и пляскам. Существовали и другие гибриды, например лира- гитара, арфа- лютня (Слайд №5 ).

И ушла бы гитара, канула в Лету…Но пульсирующая жизнь фантастична в своих хитросплетениях и в неожиданных сюжетах…Гитара воскресла! И всего-то для её «реанимации» понадобилось прибавить пятую струну. И сделал это, по преданию, не музыкант, а поэт Виценте Эспинола, друг великого Сервантеса и учитель гениального Лопе де Вега. В 5-ти струнной форме гитара вновь обретает популярность. Чуть позже один из лучших гитаристов Испании Руис де Рибайязо существенно усовершенствовал инструмент, оставив в нём один ряд струн, чем упростил его настройку и технику игры, а Яков Август Отто, придворный лютнист и гитарист Веймарской княгини Амелии, первым присоединил к пяти струнам шестую. С середины 18 века такой инструмент можно было встретить во многих странах Европы. Этот тип гитары и стали считать классическим. Слайд №6

К сожалению, из-за относительно слабой звучности в состав оркестра гитара не вошла, но 20 век вдохнул новую жизнь в гитарное искусство. После долгих веков гитара из аккомпанирующего инструмента становится инструментом-солистом. Во многих странах появляются гитаристы-виртуозы, выступающие с сольными программами.

Ведущая: Позже был изобретён смычок и следующий наш рассказ о скрипке. Каллиопа: Скрипка является струнным смычковым инструментом. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе щипковых. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Из Индии они попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда через Балканский полуостров в 8 веке - в Европу.

Изменившись со временем они породили новый тип струнного смычкового инструмента – ФИДЕЛЬ (Слайд №7). От фиделя и произошли впоследствии две основные ветви европейских смычковых инструментов – виолы и скрипки (Слайд №8 ).

Виолы появились чуть раньше. Строились они разных размеров и держали их во время игры по-разному (Слайд №9 ): между колен, как современную виолончель, или на колене. Некоторые виды виол ставились на скамеечку, а играли на них стоя. Но была виола, которую держали на плече, она – то и послужила прообразом скрипки.

Представители виольного и скрипичного семейств занимали разное «общественное» положение в прежние времена. Виола была инструментом, связанным с жизнью аристократических кругов. Её предшественники, а затем и она сама, звучали в церквях, во дворцах, замках, богатых домах. Очень мягкий, как бы приглушенный звук виолы был хорошо слышен лишь в небольшом помещении. Игра на нём сочеталась с представлениями того времени о красоте, со всей утончённой атмосферой салона 17-18 веков: красивой мебелью, прекрасной живописью, пышными одеждами и поэтическим, возвышенным настроением людей, увлечённых искусством.

Со скрипкой дело обстояло иначе. Инструменты скрипичного семейства распространялись, прежде всего, в народной среде. Скрипка была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляньях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Об этом рассказывают многие произведения живописи и графики старых мастеров (Слайд №10).

Послушайте «Вальс» Фрида в исполнении ансамбля скрипачей младших классов.

Особую роль в судьбе скрипки сыграл родившийся на рубеже 16-17 столетий новый музыкальный жанр - ОПЕРА. Скрипки в оркестре заняли ведущее место, так как естественно сочетались с другими инструментами, с пением вокалистов. Наряду с певческими голосами скрипка часто солирует, ведёт важные мелодические линии. А вот виолу в оркестр не взяли, ведь её звук не мог наполнить большого зала и пропал бы в общем звучании оркестра.

Начиная с 16 столетия сам инструмент претерпел ряд изменений, дающих новые возможности и перспективы исполнителю: чётче определились его размеры, строй, положение инструмента во время игры; изменилась форма смычка, вследствие чего он стал легче и подвижнее.

Своего расцвета скрипичное искусство достигает в Италии: замечательные композиторы создают сочинения для скрипки (Антонио Вивальди, Николо Паганини, Корелли), замечательные мастера изготавливают удивительные, волшебные по звучанию инструменты: Амати, Гварнери, Страдивари. Они до сих пор считаются непревзойдёнными, а тайна их звука до сих пор окутана легендами.

«Романс» Бакланова звучит в исполнении Шуляевой Жени

Ведущая: Вы, наверное, согласитесь со мной, что все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр (окраска звука), свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано. Как солист он на первом месте. Незаменим и в ансамбле с голосом и с другими инструментами, как вы уже успели сегодня убедиться. Как же появился этот инструмент и что выделяет его среди других?

Самым ранним предком фортепиано считается МОНОХОРД. Да, тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор (6 век до н.э.) и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Казалось бы, что общего между примитивным однострунным ящиком и фортепиано – сложным музыкальным инструментом с десятками струн, педалями и клавишами?

Клавиатура давно используется в музыкальных инструментах. Хотя точно определить, когда она появилась, сложно. Существует две версии, объясняющие это. Первая связана с эволюцией органа (Слайд №11) . Примитивные органы имели систему громоздких рычагов, выдвигая которые играющий извлекал звук. Считается, что со временем выдвижные рычаги были заменены нажимными, то есть клавишами. Сначала они были больших размеров (свыше 30 см в длину и около 10 см в ширину), и, чтобы извлечь звук, по ним ударяли кулаком локтями.

Согласно второй версии, клавиатура впервые появилась на клавишно-струнных инструментах. Историки, изучавшие происхождение, обнаружили, что это слово близко по написанию и звучанию к тому, как на Востоке назывались шахматы. Тогда и возникло предположение, что прототипом клавиатуры послужила шахматная доска. Что ж, может быть, чёрно-белая клавиатура действительно ведёт своё начало от чередования чёрных и белых квадратов на шахматном поле.

Основных видов клавишно-струнных инструментов было два: клавикорд и клавесин. (Слайд №12) Однако к концу 17 века насчитывались десятки клавишных, различающихся внешним видом, многообразием форм и названиями. Один французский путешественник этого времени писал: «Проехав в продолжение последних месяцев через десятки больших и малых городов Европы и проявляя всяческий интерес к музыкальным инструментам - обычным и диковинным,- не могу не отметить, как пестро и разнообразно семейство инструментов, в коих звук извлекается посредством клавишей». И, действительно, какие только инструменты не были распространены в то время! (Слайд №13) Огромные крылообразные флюгели и небольшие, размером со шкатулку, спинеты, похожие на стол верджинелы, пирамидальные клавиры, различные фисгармонии, на которых звук получался от воздуха, нагнетаемого мехами при помощи двух ножных педалей (Слайд №14).

Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах. Звук клавесина – ясный, чёткий, острый - был намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что на любом струнно-смычковом инструменте исполнитель мог без труда усиливать и уменьшать громкость, а клавесинисту это было недоступно. Разумеется, такая ситуация не могла удовлетворить музыкантов и мастеров клавишных инструментов, поэтому в разных странах Европы шёл неустанный поиск конструкции нового клавишного инструмента, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянец Бартоломео Кристофори. В 1709 году он изобрёл клавишный инструмент, который назвал «клавесин с тихим и громким звуком». Это и было фортепиано. А вскоре к идее создания фортепиано пришли и в других странах Европы. Конечно, звук на первых моделях был несколько далёк от современного. Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им всё больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. К концу 18 века фортепьяно полностью вытеснило клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и многих других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

Пианино в его теперешнем виде появилось лишь в начале 19 века. Оно предназначалось для помещения, где нужен малогабаритный инструмент и от которого не требовалось полноты звучания большого концертного рояля. Ну а рояль – разновидность фортепиано - поистине является «королём» всех инструментов (Слайд №15). Так и живёт сегодня рядом с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других помогающий нам ощутить великую радость от общения с музыкой. (Слайд №16)

Послушайте музыкальное произведение в звучании этого инструмента.

Мечиган «Минорная сцена». Исполняет Анна Галкина.

Клио: На русской земле ещё с древности ведётся, что все праздники проходили под балалайку и её сестру- домру. Эта традиция сохранилась и дошла до наших дней. Пляски, песни, игры- всё сливалось в одну пёструю картину весёлого гулянья.

«Домрачка - поёт,

Балалаечка - бренчит,

гармошка – заливается -

На весеннем на лугу веселье начинается».

И бренча, играя на этих инструментах русский народ забывал о своей нелёгкой доле.

Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в летописях в эпоху Киевского государства (1068 год) – во времена князей Ольги и Владимира. (Древняя Русь). Поначалу домра была очень несовершенна. Делали её из специально выращенного сорта тыквы – горянки. Внутри домра была выбита мелким хрусталём, поэтому и звучала звонко и чисто. Струны делали из жил животных. Домра была общедоступным инструментом. Церковь заволновалась: «Что, не слишком ли музыка отвлекает народ от бога?». Играли на таких инструментах скоморохи – бродячие музыканты. Шумною толпой они бродили по русской земле и веселили народ. Здесь были акробаты, певцы – гусляры, сказители, канатоходцы, дрессировщики. Скоморохи высмеивали своим острым словом бояр, князей за их ханжество, поэтому и было на скоморохов гонение. В 1551 году один митрополит обратился к Царю Ивану 4: «Бога ради, Царь, вели скоморохов извести, чтобы не было их в твоём государстве, иначе не будет тебе спасения». В 1648 году вышел указ уже другого Царя Алексея о полном истреблении скоморохов. Там говорилось: «А где объявятся домры, сопели, гусли и всякие бесовские гудённые сосуды, надо их ломать, жечь, а некоторых – в ссылку». Пять доверху гружёных телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву – реку и сожжены. Но время от времени то тут, то там эти инструменты появлялись вновь, ведь народу нужен был инструмент и инструмент возрождался то круглой формы, то треугольной, сделанный из пяти дощечек с тремя струнами. Происходило постепенное превращение домры в балалайку. Так в 17 веке домра почти совсем исчезла из обихода.

Треугольный инструмент называли балабойка от слова «балаболить»- пустозвонить. Играли на таком инструменте в конюшнях, подворотнях крестьяне – беднота. Если мы полистаем исторические книжки, то там написано, что первое упоминание о балалайке относится к 1715 году. При Петре 1 был целый оркестр инструментов, который сопровождал шествие

Ведущая: Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в историю музыкальных инструментов. Я благодарю всех артистов за то, что они подарили нам удовольствие от звучания живой музыки, а ведь в нашей жизни это бывает так редко. Хочется верить, что они нас порадуют ещё не раз и станут настоящим звёздами.

(Исполнение песни «Созвездие талантов» вокальным ансамблем.)

До новых встреч.

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на