Привести примеры предсказаний будущего в произведениях искусства. – Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания

Искусство предвосхищает будущее

Дар предвосхищения

В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя - Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества, а потом, когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть, интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

Какие знания даёт искусство?

Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» - появление лазера.

Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Предсказания в искусстве

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Тема «Предсказания в искусстве»

Цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, репродукции картин Б. Кустодиева, А.Дюрера, П.Пикассо, музыкальная композиция Ч.Айвза, фрагмент фильма Андрей Рублев.

Ход урока

    Организационный момент

    Повторение изученного материала

Вот уже несколько уроков мы говорим и рассуждаем с вами на очень интересную и в тоже время сложную тему. Какую? Какие знания в этом вопросе вы уже получили? Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке и ответьте на вопрос: «Какие примеры в истории искусства, предсказывающие события будущего вам известны?»

Вспомнить:

    Жюль Верне романе «20 тысяч лье под водой»;

    Художнике Василии Кандинском;

    Винсенте Ван Гоге;

    А.Толстом «Гиперболоид инженера Гарина»;

    Иоганне-Себастьяне Бахе

Скажите, с какой целью мы рассматривали те примеры предсказания в искусстве, о которых вы только что вспомнили? Скажите, на какой вопрос, мы искали ответ на предыдущем уроке? Что этими примерами мы пытались доказать? Какую мысль сформулировать? (Что искусство не только воздействует на нашу эмоциональную сферу, но и дает порой даже научные знания.

    Постановка учебной задачи на урок.

Тема нашего урока «Предсказания в искусстве». Попробуйте сказать, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Мы продолжаем знакомство с произведениями искусства, которые так или иначе предугадывают события будущего или дают свое особое толкование тех событий, которые раскрываются в этих произведениях.

    Изучение нового материала

Любое художественное произведение устремлено в будущее, поэтому в истории можно найти множество примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: революциях, войнах и расколах. Такого рода пророчества в искусстве встречались неоднократно, в том числе и в художественных полотнах. Великие творцы могли использовать собственные произведения для предсказания в искусстве. Возможно, что именно в этом и состоит основная сила этого вида человеческой деятельности. Ребята, вспомните, мы об этом говорили, почему только творческие люди обладают таким даром? (у них особое хорошо развитое образное мышление, которое позволяет им домысливать недостающие данные).

4.1 . Знакомство с гравюрами А. Дюрера.

Ярким примером предсказания в искусстве можно считать творчество немецкого живописца и графика эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Им была создана серия гравюр.

Словарь терминов: гравюра (от франц. gravure) - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

Называлась эта серия гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Сделаны гравюры на дереве. Всего их 15, они иллюстрируют Откровение Иоанна Богослова. Когда они были впервые опубликованы в 1498 году, получили широкое распространение и популярность как раз потому, что в это время было распространённым ожиданием конца света в 1500 году.

Бытует мнение, что художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Давайте рассмотрим ее, выскажем свое мнение и послушаем сообщение.

СЛАЙД 1.

Посмотрите внимательно на содержание гравюры. Какое впечатление она производит на вас? Какие эмоции вызывает? Что вы видите?

Как вы думаете, что могут символизировать эти всадник?

Почему у вас сложилось такое впечатление?

Сообщение учащегося

Гравюры Дюрера иллюстрируют откровение Иоанна Богослова. Гравюра «Четыре всадника» отражаю 6 главу. Вот краткие изречения из этой главы.

Вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Третье животное - конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Изображено четыре всадника (справа налево): первый - Завоевание с венцом и луком; второй - Война с мечом; третий - Голод с весами; четвертый - Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

Рассказ учителя

Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

4.2 Знакомство с творчеством Ф.Гойя

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Давайте снова обратимся к словарю

Офо́рт (фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - «крепкая вода»)- разновидность гравюры на металле; получение оттисков с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами

Предлагаю посмотреть офорты Гойя и затем высказать свое мнение и впечатления от увиденного.

СЛАЙДЫ 2-4

Анализ работ Гойя.

Какие ощущения у вас остались от просмотренных офортов?

Попробуйте предположить, какие события хотел отразить художник в этих работах? Почему вы так решили? Какие выразительные средства вам помогли прийти к этому выводу?

В серии офортов «Бедствия войны» Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками. Народ восстал против регулярных войск Наполеона с ножами, кольями, топорами. Они дрались с исступлением и гневом, отстаивая каждую пядь земли, отсюда и названия- «Со здравым смыслом или без него?». С такой же яростью дрались женщины. «Они стали, как дикие звери», - говорит Гойя.

Страшной чередой проходят в офортах все ужасы войны: груды трупов, телеги с мертвецами, расстрел повстанцев и насилие над женщинами. «Я видел это!», «Невозможно видеть это!» - такими словами сопровождает Гойя два своих офорта.

4.3 Знакомство с творчеством П.Пикасо

Сегодня я хотела бы познакомить вас с картиной знаменитого испанского художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо. Чтоб мы немного отвлеклись от поднятой нами серьезной проблемы, предлагаю посмотреть на экран и прочитать полное имя Пабло Пикассо.

СЛАЙД 5

Имя Пикассо состоит из 16 имен, вместе с частицами из 22 слов.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (принят также вариант Пикассо́ (1881-1973)

СЛАЙД 6 Картина «Герника»

Посмотрите и выскажите ваше ощущение от картины

Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города - Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 г. добровольческое подразделение фашистов подвергли садистской ночной бомбардировке город Гернику. На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около 200-250 человек.

За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Руис Пикассо. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею.

Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей.

Беседа по увиденным работам

Скажите, пожалуйста, ребята. Мы посмотрели ряд работ разных художников, проживающих в разных странах, в разные временные периоды. Есть ли что-то общее в этих работах?

Как вы думаете, почему эти работы рассматриваются в рамках этой темы. В чем заключается предсказания?

Почему эти картины будут актуальны и в будущем?

Все потому, что они показывают все ужасы войны, которая в любой исторический период является страшным событием и, независимо от времени, будет сопровождаться гибелью людей, голодом и горем. В этом и заключается предсказывающая роль искусства.

4.4 Знакомство с творчеством русских художников

А теперь я предлагаю обратиться к творчеству русских художников и посмотреть встречаются ли случае предсказания в русском искусстве.

Посмотрите на следующую картину

СЛАЙД 7 Кустодиев «Большевик»

Послушайте рассказ об этой картине (Легеза С.)

Б.М. Кустодиев известен как оригинальный бытописатель купеческой жизни. В советское время художник обратился к теме революции. События февральской революции 1917 года Кустодиев, прикованный к инвалидной коляске, мог наблюдать только из окна. Он писал о своих впечатлениях: «Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом… Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу – ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться».

Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский по размаху народный бунт. Поэтому решает создать образ нового героя, который привел народ к победе над угнетателями.

В поисках средств выражения Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Простое русское лицо великана наполнено несокрушимой волей, его глаза горят, его могучие руки крепко сжимают древко. Перед ним, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что великан так же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения.

Художник в первоначальном варианте хотел поместить на крыше церкви спрятавшихся в паническом ужасе попа и дьякона. Но в процессе работы он отказался от включения в картину этой детали, поняв, что она могла бы перевести картину в плоскость карикатуры.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Сообщение учителя

Сегодня трудно переоценить подвиг Кустодиева, создавшего полотно такого содержания в тяжелом девятнадцатом году, в кольце блокады, в нужде и холоде... Вообще, ребята, необходимо сказать, что Кустодиев был человек очень любящим свою родину. До 20 лет жил только в городе, правда жизнь была трудной, он носил две пары носков, потому что у нижней паpы недоставало пальцев, а у веpхней пяток... И вот когда, будучи студентом, он отправился в русскую деревню изучать ее быт, он так полюбил деревню, что спустя 4 года когда он женился, вернулся в деревню. В то время он уже был очень востребован (мало у кого была такая стремительная карьера: вчера он еще носил комбиниpованные носки, сегодня он пишет поpтpеты людей, веpшивших судьбы России). Поэтому многие его соратники удивлялись, почему он запеp себя в такую глухомань. Борис Михайлович удивлялся в свою очеpедь: "Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим доpогим pазговаpиваю. Напpотив, я пеpеживаю тепеpь самую лучшую поpу моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят..."

Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть. Еще в 19 лет он обpонил в письме к матеpи: "Опять что-то ноет, как это у меня иногда бывает". Забывал, когда удавалось забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось - боли в pуке и шее все усиливались и вскоре переросли в страдания. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли. Вpачи пpедпологают костный тубеpкулез. Отныне он носит жесткий коpсет от подбоpодка до поясницы. Лечится в швейцарской клинике, где ему ставят новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Опеpации не избежать. Пpавда, потом обещают полное выздоpовление. И в 37 лет он ложится на повтоpную опеpацию. У Боpиса Махайловича двой детей: тpетий сын Игоpек умеp в одиннадцать месяцев, и тогда по воспоминаниям дочеpи, " в волосах мамы появилась пеpвая седая пpядь: Опеpация на спинном мозге и по нынешним вpеменам не шутка, а уж тогда...

Общий наpкоз на 5 часов. Юлия Евстафьевна (жена) сидит в коpидоpе. Вpачи подбадpивают ее вpемя от вpемени, но слова и взгляды их уклончивы. В коpидоp выходит сам пpофессоp и сообщает: подтвеpждена опухоль спинного мозга, но чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Больной без сознания, поэтоме вам pешать, что сохpанить ему: pуки или ноги. Девушка, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках каpтин, уже потеpявшая сына мать и с тpагической железной неизбежностью теpяющая мужа, Юлия Евсафьевна говоpит: "Оставьте pуки. Художник - без pук, он жить не сможет..."

С тех пор борис Михайлович прикован к инвалидному креслу. Но и это не сломала его дух, он продолжает творить и создавать свои новые шедевры.

Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

Посмотрите еще одну картину художника Константина Федоровича Юона «Новая планета»

СЛАЙД 8 «Новая планета»

Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?

Как вы думаете о чем она? -Что хотел нам сообщить художник?

Это произведение не просто изображает необычное явление – рождение новой планеты. К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Для него революция – это не просто переворот, произошедший в одном конкретном государстве. Нет. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету. У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты, как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Но тех, и других космический катаклизм не оставляет равнодушным.

Как вы думаете, почему мы с вами по-другому понимаем картину? Другой смысл вкладываем в нее?

Наверно потому, что для нашего времени события революции это уже история, а вот покорение космоса и вопросы, связанные с местом и судьбой нашей планеты во Вселенной являются актуальными, волнуют нас.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Послушайте небольшой фрагмент и попробуйте сказать о чем это произведение?

Вставить в слайд 8 музыкальный файл- во время звучания закрыть экран

Какие эмоции вызывает музыка? Какое состояние души передается в музыке? О чем может рассказывать это произведение?

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Сегодня мы познакомились с произведениями, отражающими социальные перемены в обществе, которые порой сопровождались трагедиями, кровопролитием и т.д

Поэтому предлагаю завершить наш урок разговором о чем –то более радостном, положительном.

Посмотрите на работы русского художника Аристарха Васильевича Лентулова

СЛАЙДЫ 9-11

В своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся и несущемся пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, Москвы. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: М. Глинки, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, В.Гаврилина, А. Петрова

К уроку девочки выполнили художественно-творческое задание и подготовили музыкально-литературную композицию «и несется над землею колокольный звон»

Литературно-музыкальная композиция

«И несется над землею колокольный звон»

Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красота и гармонии.

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

Необычайным, притягивающим. красивым и непривычным является облик храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, -

И в звучных листьях замер он…

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи.

Колокольня

Среди неба

Среди огнеликого

Чистым звоном твоим поклонись,

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю православную Русь…

С древних времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях,

Созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту родины.

(Звучит стихотворение на фоне музыки.)

Когда колокола торжественно звучат

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят,

Как будто песней погребальной,

Веселым звукам их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме. И хотя в 4-5 веках из православной традиции ушла инструментальная музыка, и отцы церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, колокола остались.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко набежала

Резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон.

Где-то за дорогой

Замирает звон.

В Ростове до наших дней сохранились звонницы Успенского собора. Ростовские звоны – замечательное творение русского национального эпоса. Их возникновение относится к 17 веку.

Самый большой колокол, отлит в 1688 году ростовским мастером Фролом Тереньтевым. Он весит 2000 пудов, отличается бархатистым звучанием и красивыми обертонами Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

(Звучит стихотворение на фоне музыки).

Люблю безмерно колокол церковный

И вновь, как тень, войду в холодный храм,

Чтобы живой воды мне встретить там

И вновь домой пойти походкой ровной.

Самым знаменитым колоколом в России является, конечно, Царь-колокол. Он весил более 200 тон. Во время пожара 1737 года колокол рухнул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда. И сейчас Царь-колокол, находящийся на территории Московского Кремля, поражает посетителей своими размерами.

Гуди своим могучим языком,

Зови дрожаньем грозного металла

К колоколам на Руси относились, как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в зависимости от характера их звучания.

Русские мастера начали лить колокола в 12-13 веках. Для этого в огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5-10 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Чтобы успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьем распускали самые нелепые слухи. Считалось: чем нелепее слухи, тем звонче будет колокол.

В России самая бедная церковь имела не менее трех колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более. Собрание всех колоколов называется звоном.

В будничном звоне участвуют только средние колокола, а исполняет его один звонарь. А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских людей.

В родных полях вечерний тихий звон, -

Я так любил ему внимать когда-то

В час, как лучи вечернего заката

Позолотят вечерний небосклон…

Вечерний звон… Не жди рассвета;

Но и в туманах декабря

Порой мне шлет улыбку лета

Похолодевшая заря…

Вечерний звон – душа поэта,

Благослови ты этот звон…

Он не похож на крики света,

Спугнувшего мой лучший сон.

Вечерний звон… И в отдаленье,

Сквозь гул тревоги городской,

Ты мне пророчишь вдохновенье

Или могилу и покой.

(Картина Левитана «Вечерний звон»).

Плачевный, скорбный, звук железный, неизменно-монотонный, тяжкий.

Но в жизни народа есть не только горестные дни, возвещаемые набатным или проводным звонами, но и праздники, которые сопровождаются красным и праздничным звонами.

Звучит звук колоколов .

Спасибо девочки

5.Итог урока

Давайте подведем итог нашего урока. Какова была тема урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Интересно ли вам было на уроке?

Спасибо за работу урок окончен.

15

Творческие личности – художники, музыканты, поэты – через свои произведения доносят до людей мысли и чувства. Иногда события, описанные людьми искусства, сбывались через какое-то время. Предсказания в искусстве являются интересной темой, требующей отдельного рассмотрения.

Предсказание будущего

Литераторы, композиторы, художники способны предсказать будущее, т.к. они обладают творческим мышлением, остротой ума. Примеры, когда давалось предсказание будущего в искусстве, не являются редкостью.

Произведения искусства предвосхищают культурные, научные открытия и исторические события. Стоит привести цитату из повести Джона Пристли «31 июня»:

«Все созданное воображением должно существовать где-то во Вселенной».

Людям следует быть внимательными по отношению к художественным предсказаниям.

Жюль Верн

Знаменитый писатель Франции Жюль Верн – научный фантаст 19 века. Он предугадал научные открытия будущего во многих областях:

  1. Акваланг.
  2. Видеосвязь.
  3. Электрический стул.
  4. Летательные аппараты (самолет и вертолет).
  5. Ракеты.
  6. Луноходы.
  7. Подводные лодки.

В книге «20 тысяч лье под водой» автором описано создание «Наутилуса». Это прототип современных субмарин. В произведении «С Земли на Луну», человек использует модули и ракеты с солнечными парусами. В произведении «Робур-Завоеватель» описан аппарат, похожий на современный вертолет.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – гений. Он музыкант, изобретатель, архитектор, скульптор, поэт, инженер. В свои дневники он заносил знания из медицины, истории, биологии, записывал стихи и делал наброски. Предсказаний в искусстве у него было особенно много.

10 гениальных изобретений Лео да Винчи:

  1. Орнитоптер.
  2. Водолазный костюм.
  3. Воздушный винт.
  4. Парашют.
  5. Подшипник.
  6. Пулемет.
  7. Самоходная телега.
  8. Танк.
  9. Идеальный город.
  10. Робот.

Орнитоптер напоминал птицу. Он должен был поднимать человека в воздух. Изобретение было сконструировано в соответствии с законами аэродинамики. Водолазный костюм был изобретен для вскрытия днищ нападающих кораблей. Устройство позволяло долго находиться под водой и видеть через стеклянные отверстия все вокруг. Дышали через подводный колокол. Винт был задуман для полетов человека. Он был похож на огромную винтовую машину с лопастями. Это изобретение привело к созданию вертолета.

Парашют имел форму пирамиды, покрытой тканью. Ученые современности изучили устройство и сделали вывод, что задумку Леонардо удастся воплотить в жизнь. Подшипник – это основа всей современной техники. Ученый был первым, кто сделал еге наброски в своей тетради. Пулемет представлял собой мушкеты на доске, сложенные в треугольник. Вал находился в центре и вращал оружие, чтобы оно стреляло через короткие промежутки времени. Аппарат состоял из 11 орудий. Этот же человек изобрел первый автомобиль, который ехал с помощью пружинного механизма.

Во времена средневековья были особенно опасны эпидемии. Изобретатель разработал план города с гидравлической системой и каналами, что помогло бы избежать массового заражения. Ученый изучал строение тела человека. Он построил робота, который был способен ходить и сидеть.

Герберт Уэльс

Писатель в произведении «Освобожденный мир» 1914 года рассказал об атомной бомбе. Он предсказал появление огромных летательных аппаратов, вмещающих более тысячи человек, ракетного двигателя и лазерного устройства. Фантаст предположил, что полеты будут кругосветными.

А.Р. Беляев

Писатель-фантаст в романе «Звезда КЭЦ» описал современные орбитальные станции. В книге «Вечный хлеб» он рассказал о возможностях генетики и биохимии. Трансплантология – это наука 20 века, которая была предсказана еще в «Голове профессора Доуэля». В романах «Человек-амфибия» и «Ариэль» Беляев размышлял о пребывании человека в необычных для него условиях (воде и воздухе).


План-конспект урока в 9 классе.

Учитель: Гоголева Е.Т.

Цель урока: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Форма урока: рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.
Техническое оснащение урока : компьютерная презентация, тесты, репродукции картин, отрывок из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна», видеоролик игры на терменвоксе , «Фуга и токката ре минор» И.С.Баха.


План урока:

1.Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа :

«Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни» Ж. Ренье

Постановка проблемы:

У: Посмотрите на вопросы, которые я предлагаю Вам. Как вы считаете, на какие вопросы вы уже можете дать ответ, что вам хочется узнать в первую очередь? Какой будет тема нашего урока? На какие вопросы вы уже сможете ответить , а что хотите узнать? Какую цель мы поставим сегодня перед собой?

Учащиеся знакомятся с вопросами:


  1. На что обратить внимание помогает искусство?

  2. Какое открытие проявилось в картине «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара?

  3. Какое открытие предсказал писатель Жюль Верн? И в каком романе?

  4. Какое открытие предсказал русский писатель XX века Алексей Николаевич Толстой и в каком произведении?

  5. Кто разработал теорию влияния цвета на эмоции человека и приблизился к решению задач современной психологии и арт-терапии?

  6. Приведите пример из кинофильма, рассказывающего о научных открытиях. Как он называется? Кто кинорежиссер?

  7. Как ученые доказали, что французский художник Винсент Ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки?

  8. Какова манера письма художника Ван Гога?

  9. Какое научное открытие предвосхищал Ван Гог?

  10. О чем догадывался немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах и отразил это в своей музыке, а именно в фугах?

  11. Кто подтвердил это открытие через 250 лет?
(Ответы обучающихся, определение темы урока, постановка цели и задачи урока.)

У: Итак, тема нашего урока: Предсказание в искусстве.

Актуализация знаний:

Прежде чем начать изучение новой темы нашего урока, нам необходимо повторить, о чем мы говорили на предыдущих уроках.


  1. Почему выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным?

  2. Происходят ли предсказания в искусстве?

  3. Какие качества особо необходимы для умения предсказывать в искусстве?

  4. У каких людей выявляются такие способности и почему?

  5. Что предвосхищали не раз произведения искусства?

  6. Какие предвидения в произведениях искусства особо важны для людей?
У: Молодцы! Подводя итог сказанному, отмечу, что предвидение действительно можно считать формой утверждения духовных ценностей. Поэтому сегодня мы попытаемся с вами оценить произведения искусства с позиции предвосхищения будущего , реальности и вымысла.

У: Предлагаю всем самостоятельно поработать с текстом учебника и найти ответы на данные вопросы, а 2 человека поработают с индивидуальными заданиями.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Сообщение нового материала.

У: Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво. Какие же ответы вы нашли в учебник?

2 .В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

3. Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Сообщение о Ж. Верне. Просмотр отрывка из фильма «Таинственное путешествие Ж. Верна»

4. Художник Василий Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
5. Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника Винсента ван Гога , утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то , что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

5. Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки , который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Прослушивание музыки И.-С.Баха «Фуга и токката ре минор»

У: Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно , культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.


На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была оставлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.


Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот , кто устремлен к звезде».

Сообщение о Леонардо да Винчи.

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.


Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений , а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика игры на терменвоксе.

У: Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.




Подведение итогов.

У: И.Гёте писал: «Для того,чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение её стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».


  • Согласны ли вы с мнением И. Гёте?

  • Какие предсказания вас поразили больше всего?

  • Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.

  • Надеюсь, вам захочется прочитать книги Г. Уэльса, А Толстого, Ж. Верна, Р.Бредбери - это и будет для вас домашним заданием.
Урок окончен. Спасибо за работу.

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.


Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так.

Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Для Пифагора музыка была произ­водной от божественной науки мате­матики, и ее гармонии жестко конт­ролировались математическими про­порциями. Пифагорейцы утвержда­ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано­вил и утвердил Вселенную , Числа, следовательно, предшествуют гармо­нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа­гор постепенно посвятил своих по­следователей в это учение, как в вы­сшую тайну своих Мистерий. Он раз­делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб­станций, начиная с самых абстракт­ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче­скими телами. Из общего факта со­гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде­ленных естественных законов."

Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия , сколько работа. Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, остроумного, с превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие снобизма , покоряющее человеческое обаяние .

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века . В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были Бах , Моцарт , Шуман , Гайдн и Шуберт , а в последние годы - Брамс . Хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе Льва Толстого , Достоевского , Диккенса , пьесах Брехта . Увлекался также филателией , садоводством , плаванием на яхте (даже написал статью о теории управления яхтой). В частной жизни был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.

Несмотря на свой колоссальный научный авторитет , он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в 1922 году , когда он раскритиковал статью Александра Фридмана , предсказавшего расширение Вселенной . Получив затем письмо от Фридмана с разъяснением спорных деталей, Эйнштейн в том же журнале сообщил, что был неправ, а результаты Фридмана ценны и «проливают новый свет» на возможные модели космологической динамики.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия », т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия - некоторое свойство и его отрицание , т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве - это извечные противоположности: добро - зло, жизнь - смерть, лево - право, верх - низ и т. д.

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства.

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972 ) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой - ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Задание:
Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

Вспомните знакомое вам явление цветомузыки , получившее свое распространение благодаря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.


Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений - лучизм . Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885-1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.


Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета , что придает диску необычайную энергию.

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию - одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Художественно-творческие задания

> Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или аппликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

> Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).


Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis откровение это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Альбрехт Дюрер


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники Смерть, Суд, Война, Мор яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир






Причиной создания «Герники» Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны басков Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налѐт на Гернику. Картина «Герника» П. Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале». Вобщем эта картина как нельзя лучше передаѐт всю трагичность бессердечия людей. «Герники» Пабло Пикассо


Большевик. Б. Кустодиев В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция».


В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (). Вопрос, оставшийся без ответа Она создана в начале XX в. во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Картина представляет собой настоящую полифонию из плоскостей и полукружий, которые распространены по полю холста и ассоциируются со звуковыми волнами, исходящими от колокольни Ивана Великого. В воображении это полотно вызывает многоголосые пасхальные малиновые перезвоны. Кубофутуристическая манера написания не мешает узнаванию традиционных для России белокаменных палат и башен с характерными арками, проемами и куполами. Неустойчивый конус колокольни склоняет свою главу к основному куполу, и кажется, будто они охвачены единым ритмом, исходящим от звонаря в центре картины, пытающегося раскачать колокол. Каскад цвето-звуковых волн сочетается со светлыми секторами треугольников и полукружий, создавая целостный образ микрокосма. Колокольня Ивана Великого


В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы. Москва Василий Блаженный


Стр Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис». Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин. Рассмотрите картину К.Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня. Художественно-творческое задание Разработайте музыкально- литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).