Интегрированная театральная студия «Круг-I» для детей с ОВЗ.

«Детский театр» - Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребёнка и взрослого. Смешанный тип театра -взросло-детское сообщество жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. Виды и типы театров: Тема: Игра и театр. Консультация для родителей. В детском саду возможны два вида театра: кукольный и драматический.

«Русский драматический театр» - В театре холодно, зрители, в основном женщины, сидят в пальто, в телогрейках, в валенках. Расширяется география гастрольных поездок театра. Гордость Русского Драматического Театра … С первых выходов актер зарекомендовал себя как социальный герой. Лосева Наталия Сергеевна -. РАЗВИТИЕ ТЕАТРА В 50-80-е ГОДЫ …

«Педагогические технологии обучения» - Задачи. Иерархический ряд различных технологий. Политические и социальные. В.А. Пятин, И.Я. Яцукова. Компонентный анализ парадигм. Сущность и основные аспекты понятия «педагогическая технология». «Образование - преподавание» «образование - созидание». Историческая справка Этапы развития понятия «технология» в образовании.

«Новейшие педагогические технологии» - Основные направления инновационных преобразований в педагогике: Признаки педагогической технологии: Свойства педагогической технологии. Педагогические технологии. Построенный педагогический процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. Проект технологии учебно-воспитательной деятельности.

«Психолого-педагогическое сопровождение» - Дети (коррекционная развивающая работа). Воспитатели (круглые столы, семинары, консультации). Родители (Клуб для родителей «Искорка». Психолого-педагогическое сопровождение деятельности МДОУ по духовно-нравственному воспитанию. Организация и проведение развивающей и коррекционной работы с детьми. Оказание помощи педагогам воспитателям в аттестации.

«День театра» - Не заступи лишь за кулисы правды И не оглохни от аплодисментов. Не верьте в жизни, но на сцене – верьте В счастливую усмешку эпилога. Знакомство с театром. Сцена, спроектированная под максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. 27 марта – всемирный День театра. Начинают возникать оперные театры.

Театр с участием актеров с ОВЗ – самобытное явление. И он должен искать собственные пути, а не имитировать привычные для современной культуры образцы театрального творчества. Как это ни парадоксально звучит, особый театр — это не театр ограничений, а театр возможностей, — ведя поиск дополнительных возможностей актеров, режиссер такого театра, его педагоги, по сути, ведут работу с резервами человеческого тела, психики, интеллекта. Такой театр возвращает нас к истокам театральной культуры, помогая вновь обрести забытые ценности, способствует обновлению современной культуры.

Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр

Проходит раз в три года (2000, 2004, 2007, 2010, 2013, 2016) - это беспрецедентный проект в российской культуре.

Фестиваль представляет лучшие образцы театрального искусства людей с ОВЗ, существующие в настоящее время в России и за рубежом. Фестиваль собирает и анализирует информацию о многочисленных особых театрах России, не разделяя их по характеру инвалидности, степени профессионализма, жанрам исполнения.

Участниками фестиваля являются театральные коллективы, в работе которых принимают участие люди практически со всеми типами функциональных нарушений: с нарушением зрения, нарушением слуха, имеющих интеллектуальную недостаточность, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением эмоциональной сферы, с соматическими, генетическими и психическими заболеваниями, а также их здоровые сверстники, ищущие нового понимания жизни.

Цель фестиваля - создать площадку для творческого переосмысления реальности и активного созидания будущего. Мы стремимся объединить здоровые силы общества вне зависимости от национальных, политических, религиозных и любых принадлежностей для творческого переосмысления действительности.

Искусство людей с инвалидностью не является инвалидным. Особый театр возвращает нас к истокам культуры (театрального феномена), помогая вновь обрести забытые нами ценности; он приумножает сокровища культуры, а значит, способствует всеобщему обновлению.

Брат, Chang

Дай мне еще секунду, Danzamobile

Взгляд, ИТС Круг

А у нас в Новгородчине…, Жест

Имаджинариум, Надежда

Из глубины возвах, Лик

Наш Маршак, Радость моя

В ожидании Годо, Я и ТЫ

Другая земля, Недослов

На планете, Со-Бытие

Dan ando Com a Diferen`a

Фестиваль особых театров “Протеатр. Международные встречи”

С 2015 года реализуется ежегодный дочерний проект «Протеатр. Международные встречи» – это совместный проект Театрального Центра им Вс. Мейерхольда и РОО СТР «Круг».
В течении трех дней на сцене ЦИМа фестиваль представляет спектакли иностранных коллективов и мастер-классы от ведущих специалистов инклюзивных театров.

Реализуя международный диалог в сфере особого театра, мы подтверждаем, что технологии в работе инклюзивных коллективов отражают фундаментальные законы развития культуры – работая «на глубине» специалисты особых театров встречаются вне международных конфликтов и конкуренции.
В отличии от Всероссийского фестиваля здесь нет конкурса видеоверсий. В соответствии с темой года оргкомитет фестиваля приглашает коллективы для участия в этом диалоге. После каждого спектакля дискуссии со зрителями, в рамках фестиваля проводится международный семинар.

Dramaticules, Theater Du Cristal (Париж, Франция)

Слэш/Slash, ИТС Круг (Москва, Россия)

Obsolescencia programada, Fritsch Company & Fundacion Psico Ballet Maite Leon (Мадрид, Испания)

Miracle on Wheels, Ability Unlimited Foundation (Дели, Индия)

За семь лет работы по предмету театр появились некоторые наработки. Каждая отдельно взятая тема урока имеет 2-3 варианта ее освоения, проработки, погружения в тему. Первые 3-4 года работы по предмету, темы были разработаны мной на определенную возрастную группу учащихся. Последние 3 года разрабатываю уроки и конструирую их так, чтобы предмет разговора и исследуемый материал был близок, доступен, интересен самой разнообразной аудитории. Практически, с таким уроком я в течение всей школьной рабочей недели прихожу во 2-й, 5-й, 7-й классы. Этот опыт считаю удачным.

1) Сама ситуация погружает меня в материал глубоко и всесторонне. Тема захватывает каждый раз с новым энтузиазмом. Мое трепетное горение безусловно передается аудитории. Интерес аудитории легче «подогреть».

2) Опыт каждого урока моментально, а не через год, переносится и отрабатывается на следующем уроке. (Результаты мобильно анализируются и корректируются).

3) Проигрывая тему с большим количеством детей, мы погружаемся в океан знаний, умений, наблюдений с учетом личного опыта каждого участника творческого процесса. Знакомясь с жизненным опытом ребят разных по возрасту, темпераменту, креативности, трудолюбия, настроя на предмет, тема, как «шкатулка» наполняется драгоценностями, становится привлекательной, значимой. Роль ученика на уроке приобретает ключевое значение. Каждый участник процесса - драгоценный камень «для шкатулки». Урок творится всеми вместе. Такой подход к уроку формирует у учащихся понимание нужности и ценности каждой личности в истории человечества в целом.

Готовясь к уроку интегративного предмета, я прорабатываю событийные моменты темы, без чего освоение материала затруднительно. Содержанием тема наполняется на каждом уроке заново. Движущей силой являются событийные моменты. Они включают в себя разные области знаний человека, различный опыт, проблематику, вариативность. Иногда «манком» для творчества является спрогнозированная ситуация «тупика».

Освоение тематического пространства, таким образом, дело увлекательное и продуктивное. Продукт нарабатывается в процессе преодоления и проживания событийности. Важнейшим фрагментом творческих наработок является анализ и обобщение трудностей: опасных моментов на пути постижения интегративности преподавания.

1) Педагогу и учащимся можно так увлечься ситцево-пестрым, многоплановым, разносторонним творением темы на уроке, что в результате урок может получиться «ни про что». Наши бесценные знания в виде салата с множеством ингредиентов в жизни ученикам не пригодятся.

2) Важно не рассуждать с учениками о ценности темы или иных знаний и умении, а истинно овладеть ими. Можно бесконечно много и красиво рассуждать о музыке, живописи, театре, литературе, науке, спорте, политике, можно написать по какому-нибудь поводу научный труд и быть вполне убедительным, но гораздо труднее взять в руки кисть и написать картину, сыграть на инструменте, сочинить считалку и т.д. Можно правильно и тонко понимать природу актерского искусства, но куда сложнее выйти на сцену, прожить маленький эпизод жизни персонажа литературного или драматургического произведения.

3) Интегративные предметы в общеобразовательном процессе - это особый взгляд на мир. Это другой способ постижения действительности. С этими особенностями необходимо знакомить родителей учащихся.

Рассуждая о некоторых собственных наработках, смею утверждать: преподавание интегративного предмета «Театр» в общеобразовательной школе - возможность соединить знания с развитием самой личности, ее душевным миром. Это путь постижения действительности.

Как оттенить тишину?

2-ой год занятий по программе, 2 урока в театральной мастерской.

У нас на занятии сегодня будут гости. Есть повод придумать новый урок. Новый, потому что моя программа по предмету «Театр» позволяет быть какой-нибудь теме почти спонтанно, без логики и ущерба для образовательной линии.

1. Этап. Погружение в предлагаемые обстоятельства.

Начинаю урок со знакомства ребят с гостями - педагогами из родных городов Челябинской области. «Что делают педагоги на работе? Какую продукцию они выпускают?» - спрошу я ребят. Учат, воспитывают, помогают и участвуют в организации и проведении разных добрых дел и т.д. Спрошу о других профессиях. Они перечислят много работ своих мам и пап. Наше общение начинает складываться. Теперь общению нужно придать продуктивность. И я смею ребят озадачить необычной профессией или делом, которым занимались отдельные люди в древности и занимаются теперь - это философия. Спрошу ребят, знают ли они, чем конкретно занимается философ, какую продукцию выпускает. Даю простейшее понятие. Философ - человек, который любит мудро относиться ко всему, что есть в окружающей нас жизни. Предлагаю на нашем сегодняшнем уроке стать мудрецами. Вручаю каждому нагрудный знак - изображение совы-птицы, символизирующей мудрость.

Важно отметить - изображение птицы у каждого должно быть непохожим на остальные (разное настроение, ситуации, в которых сова прорисована и т.д.).

С чего начать мудро мыслить? С попытки сосредоточиться на простейшей задаче. Раздаю карточки с разными рисунками. Необходимо за единицу условно взятого времени найти как можно больше отличий в рисунках. После выполнения упражнения объявляю тему для философствования. На мягком коврике собираю ребят и «пишу» с помощью карточек - букв алфавита предложение: как оттенить тишину.

2. Этап. Продуктивная деятельность.

Самым трудным для понимания является слово - оттенить. Разбираем слово по составу и придумываем другие слова с приставкой «от», объясняя себе их смысл. Отпрыгнуть (оказаться на другом месте, противоположном), отгладить (было помятое, не глаженое белье, одежда, а стало другим - приятным, аккуратным), оттаять (был лед, стала водичка) и т.д. Эти более понятные слова приближают нас к пониманию трудного слова. Традиционным моментом многих наших уроков является игра в Домашний театр. Сегодня с помощью героев пальчикового театра (медвежонка и ежика) рассказываю сказку С. Козлова «Как оттенить тишину». После представления обмен мнениями между мудрецами. Чтобы оттенить неподвижность - нужно двигаться, чтобы оттенить тишину - нужно петь, тараторить, кричать. Чтобы увидеть, услышать и понять про что-то одно, то нужно увидеть, услышать и осознать нечто другое, не такое как это, а отличающееся, даже противоположное. И это важная мудрая мысль, которую мы вместе с ребятами пытаемся осознать.

Проиграем и закрепим эту мысль на ряде упражнений.

1 упражнение: «Найди свою группу». Все мудрецы под музыку гуляют по площадке, придумывая, что можно делать в заданном настроении. Но, услышав сигнал (звон колокольчика, хлопок), делятся на две группы:

а) в одной мудрецы, одежда которых более темных оттенков, в другой - светлой;

б) в одной группе мудрецы, у кого дни рождения ближе к зиме, в другой - к лету, и т.д.

2 упражнение: «Отследи движение звука». Мудрецы закрывают глаза. Вытянутая правая рука будет следить за движением по площадке одного тихого звука, который воспроизведет один играющий с помощью любого музыкально звучащего или шумящего предмета или инструмента. В это время, левая рука будет следить за целым хором звуков, воспроизводимым другим играющим учеником, с помощью нескольких, например, металлических пластинок от металлофона. После упражнения мудрецы коротко анализируют результат. Что было предметом выделения, подчеркивания, усиления звучания. Ребята отмечают особенность второго упражнения: В нем несколько оттеночных пар: один - много, тихо - громко, глухой - звонкий.

3 упражнение: «Проиграй ситуацию». Даны обстоятельства. Отдых у водоема под палящим солнцем. Предлагаю сыграть ситуацию, которая может оттенить данные мной обстоятельства. Два других ученика попробуют сыграть другую пару обстоятельств: Шумный учебный класс. Все и все неугомонно двигаются и веселятся и нечто другое, оттеняющее эти обстоятельства.

4 упражнение: «На открытии выставки». Ребята делятся на 2-3 группы. Каждой дается набор открыток произведений живописи разных художников. Предлагается организовать выставку так, чтобы в теме выставки проявился оттеняющий элемент. Например, в теме «Портреты» -пожилые люди и детей, в теме «Пейзаж» - лето и зима и т.д.

5 упражнение: «Дорисуй». На большом листе ватмана нарисован красивый павлин. Но самую важную часть рисунка - хвост художник не раскрасил. Эта задача для мудрецов. Хвост должен быть яркий, переливающийся всеми цветами. Трудность заключается в том, чтобы каждый раз брать краску, оттеняющую предыдущую. Каждый мудрец пробует поработать с цветом. Так с голубым появится синий, с черным - красный цвет пера, с белым - коричневый и т.д. По результатам упражнения мудрецы вновь обменяются своими ценными мыслями. Они приходят к мудрому осознанию проигранных, предлагаемых обстоятельств. То, что хочешь понять, постигнуть, оценить, оттенить, необходимо поставить рядом, приблизить друг к другу. Ведь все цветовое многообразие существует в нашем мире в единстве.

3. Этап. Кульминационный момент урока

Каждую минуту в нашей разнообразной и цветной жизни можно найти повод для тех, кто любит мудрствовать. «Легко ли быть мудрецами» - спрошу я ребят. Ответы будут разные: трудно, не очень, легко.

4. Этап. Урок в большой мир.

Каждый мудрец собирает свои ценные мысли не для того, чтобы толстеть или богатеть, а чтобы делиться ими с другими. У мудрецов Древней Греции это получалось здорово, ведь они в совершенстве владели ораторским искусством. Я коротко рассказываю историю великого Демосфена, который тренировал свою речь с помощью камешков. А нам можно тренироваться с помощью бобов. Летом использовать прямо с грядки, а зимой сушеные. Предлагаю речевое упражнение. С помощью камешков - бобов проговорить любимые чисто говорки в трех темпо-ритмах: медленно, быстро, очень быстро.

В заключительной части урока я еще раз хочу подчеркнуть единство и многообразие противоположностей в окружающем нас мире. Я беру в руки глобус. Обращение к глобусу на уроках театра является моментом традиционным. Акцентирую внимание мудрецов на форме нашей единой для всех земли - форме шара - универсума единства и одновременно разнообразии и яркости всех ее частей. Сегодня мы посмотрим, где находится страна Китай с древнейшей культурой и великой мудростью. У китайского народа есть любимый символ. Это инь и янь. Я показываю ребятам, как он выглядит. Они коротко обмениваются мудрыми мыслями, осмысливая, что это может значить. В едином круге мир противоположностей: черное оттеняет белое, день от ночи, добро от зла, легкое от трудного, мужское от женского и т.д. Здорово, что мы смогли понять, прочитать эти символы.

5. Этап. Формирование среды.

Стоит заметить, что тема для сегодняшнего урока не самая театральная и не самая лёгкая. Но постигать окружающую действительность и себя в ней дело увлекательное и главное, - востребованное нашими современными учениками.

Перечень дополнительных общеобразовательных программ
и платных дополнительных образовательных услуг, реализующихся
в 2016-2017 гг.

Занятия проводят педагоги дополнительного образования: Попова Наталья Тимофеевна, Егорова Вера Анатольевна.

Образовательные услуги на бюджетной основе
1. «Азбука пластического выражения. Коррекционно-развивающие занятия», возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.
2. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (базовый уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность;
3. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (углубленный уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 12-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность.
4. «Музыкальное развитие» (занятия в интегрированной группе), педагог Егорова В.А., возраст 8-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.

Платные дополнительные образовательные услуги
1. «Творческая мастерская «Театральные проекты «Круг I», педагог Попова Н.Т.,
возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год;
2. «Мастерская импровизации», педагог Попова Н.Т., возраст от 18 лет, срок реализации-
1 год;
3. «Мы играем и поем» (музыкально-ритмические игры для молодежи
с ограниченными возможностями здоровья), краткий и полный курсы, педагог Егорова В.А., возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год.

В составе групп театральной студии «Круг-I» -- дети и молодежь (11-18 лет) с выраженными нарушения психофизического развития (ДЦП, аутизм, шизофрения, соматические, генетические заболевания и другие), а также дети из неполных и многодетных семей, ослабленного здоровья, имеющие психотравматический опыт.

Цель образовательной программы: развитие личности в процессе творческой деятельности в театральном коллективе; создание современных, красивых спектаклей; содействие формированию положительного образа человека с инвалидностью в культуре.
Деятельность интегрированной театральной студии направлена на решение реабилитационных, образовательных и эстетических задач. Она включает в себя следующие виды занятий:
Коррекционно-развивающие упражнения
Освоение языка аутокоммуникации
Сценическое движение
Сценическая речь
Актерское мастерство
«Азбука импровизации»
Танцевальная импровизация
Развитие зрительного и других видов восприятия
Освоение основ динамической композиции в коллективной импровизации
Знакомство с историей театра
Хор
Вокальные тренинги
Музыкальная импровизация

Отличительными особенностями программы являются: наличие коррекционно-формирующего аспекта педагогической деятельности -- направленность на коррекцию сенсомоторного уровня как базового уровня развития высших психических функций; использование музыкально-пластического импровизационного языка (язык движения и звучания тела -- «язык, понятный для всех», его использование как средства создания сценического образа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития -- создать условия для их интеграции; деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию: участники театральной студии в процессе обучения оказываются вовлеченными в созидательную деятельность, позволяющую им, с одной стороны, выступать в качестве исполнителя, а с другой -- автора-творца, что требует от них самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.

Программа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития - (создать условия для их интеграции); использование приемов различных культурно-исторических форм (видов и жанров) театра для развития театральной деятельности обучающихся; формирование рефлексивного типа поведения у обучающихся, независимо от уровня их психофизического развития, при этом рефлексия понимается как такой показатель развития личности, который проявляется в умении интегрировать жизненный опыт, дать целостный и эстетический отклик на жизненное или сценическое событие, а также в умении к нему отнестись.

ИТС "Круг-I" выступает на театральных площадках г. Москвы, других городов, является участником различных российских и международных фестивалей, в том числе: Международный фестиваль «Солнечная волна» (Киев, 2003), Международный фестиваль «Непротоптанная тропа» (Люблин, Польша, 2006, 2010); Международная Биеннале театров с участием людей с инвалидностью (Лодзь, Польша, 2008); Фестиваль особых театров «Капаситарте» (Альмерия, Испания, 2008); Первый московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» (Москва, 2010); в рамках мероприятий перекрестного года «Франция - Россия 2010» спектакль «Взгляд» был представлен в Париже на сцене театра Les Chapiteaux Turbulents.

Постановки
«Король-Олень» - спектакль по пьесе К. Гоцци, 1996 г.
«Лодка» - фольклорный спектакль, 1997 г.
«Бродячий театр» - проект, 2002-2003 гг.
«Концертная мозаика» - концертная программа, 2005 г.
«Волшебная флейта» - музыкальный спектакль по мотивам оперы В.А. Моцарта, 2001-2006 гг.
«Перфоманс в музейном пространстве» -- совместный проект с ГТГ на Крымском Валу. Цель проекта - сделать музейное пространство доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот образовательный проект проводится в виде интерактивных экскурсий - перформансов, с 2007 г. - по настоящее время.
«Есть ли индивидуальность у мух?» -- спектакль-размышление, составленный по этюдам и импровизациям участников театральной студии, 2007-2009 гг.
«Взгляд» - музыкально-пластический спектакль, 2009-2012гг.
В настоящее время ведется работа над спектаклями "Уроки иностранных языков", "В мире животных", "Слеш".

Спектакль, в котором участвовали вместе с профессиональными актерами люди с ограниченными возможностями, показала в Москве немецко-российская труппа. В рамках обширной культурной программы, посвященной «перекрестному» году Германии в России и России — в Германии, этот проект — особенный. Интегративный театральный проект — так он называется. Определение «интегративный», привычное для немецких детских садов, неформальных групп, школ, означает, что в них вместе с обычными детьми учатся, играют и так далее дети с ограниченными возможностями здоровья. Так и здесь: участвуют как профессиональные актеры, так и актеры с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот «особый» театр — явление для России уникальное, в отличие от Германии и европейских стран, где таких театров немало и они, как правило, получают бюджетные дотации.

Проект называется «Отдаленная близость». К его реализации были приглашены профессионалы из Германии, где искусство людей с ОВЗ уже давно органично вплетено в культурную жизнь страны. В обществе (во всяком случае, российском) инвалидам приходится нелегко. Но, чтобы люди с проблемами ментального или психического здоровья создавали нечто культурно и общественно значимое, надо искать способы включить их в жизнь социума. В последние 15-20 лет творческая деятельность таких людей в странах ЕС признана профессиональной. Но в России человека с ОВЗ воспринимают как объект приложения социальной помощи, а не как личность, способную к труду и творчеству.

Возможность пробовать

Проект «Отдаленная близость», демонстрирующий один из возможных путей решения проблемы, инициирован руководителем отдела культурных программ Института Гете в Москве Вольфом Иро (Wolf Iro). Спектакль поставлен театральной студией «Круг II». Премьерные показы состоялись на сценической площадке московского театра «Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина». Почему был выбран именно он?

ЦДР со дня своего основания являлся центром театрального эксперимента. «Людям надо давать возможность пробовать», — говорил его основатель Алексей Казанцев. В этом плане проект «Отдаленная близость» созвучен миссии Центра драматургии и режиссуры.

В России, где только началась борьба за признание людей с ОВЗ равноправными членами общества, подобный проект немыслим без основательной подготовки. Еще в апреле была организована творческая мастерская, где отобрали трех профессиональных артистов (двух актеров и танцовщицу), которые стали работать со студией «Круг II». Так что спектакль — результат восьмимесячного интенсивного сотрудничества режиссеров Герда Хартмана (Gerd Hartmann) и Андрея Афонина. Они знакомы друг с другом больше десяти лет, с тех пор как Афонин стал знакомиться с европейским опытом и новыми подходами к интегративному театру и пригласил Хартмана и двух его коллег из театра «Тиква» (Thikwa), одного из самых оригинальных интегративных театров на всем немецкоязычном пространстве, на мастер-класс в Россию. Театр «Тиква» (в переводе с иврита — «надежда») расположен в Берлине и дает более 100 спектаклей в год.

Герд Хартман родился в Мюнхене. Последователь Ежи Гротовского и Джорджа Табори, с творчеством которых его связывает многое (жесты, пластика, пантомима), он представляет одно из авангардных направлений немецкого театра. С 2010 года вместе с Николь Хюммель (Nicole Hummel) руководит театром «Тиква». Что касается Андрея Афонина, худрука студии «Круг II», то у него — более чем двадцатилетний опыт социокультурной реабилитации. Афонин-режиссер — это синтез театра пластической драмы и современного русского «особого театра».

Спектакль «Отдаленная близость» начинается с вопроса, с одной стороны, банального, с другой — реально волнующего многих: «Почему я живу?» Контекст — то есть то, что речь идет о людях с ограниченными возможностями, — ставит этот вопрос в совершенно иное измерение. Кстати, весь текст написан людьми с особенностями ментального или психического здоровья. Впрочем, в сущности, весь литературный авангард — это попытка избавиться от привычного строя фраз и «заданного», проторенно-логического хода мыслей, добиться особого звучания, которое у авторов с ОВЗ естественно вытекает из особенностей их восприятия мира.

Импровизация и школа

Два наивных персонажа ведут спектакль, погружая зрителей в серьезный разговор, затем вдруг рассказывают пасторальную сказочку. Они пытаются соединить разрозненные части целого, придавая обсуждаемым глобальным темам простой жизненный смысл. Актеры с ОВЗ дают прекрасный импровизационный материал, профессионалы органично подводят под него русскую классическую школу, танцовщица предлагает полный спектр выразительных средств — от аутентичного танца до танца буто. Весь этот сложный набор участников и определяет оригинальность смыслов и художественного выражения. С точки зрения актерского мастерства можно сказать, что используется своего рода синтез систем Брехта и Станиславского: прохладная отчужденность диалогов по Брехту и одновременно удивительная ангажированность актеров в каждый момент действия.

На пресс-конференции Хартман признался: «Мой театральный учитель Джорж Табори сказал однажды, что его задача — не в том, чтобы делать из людей актеров, а в том, чтобы делать из актеров людей. Наши неординарные коллеги многому нас научили. Просто быть на сцене, не сбиваясь на стереотипные приемы и клише, — это большое искусство. Здесь актеры с академическим образованием могут многому поучиться у своих особенных партнеров».

Надо сказать, что дарование «особенных» авторов и артистов бесспорно. Свобода от штампов, искренность восприятия и страсть быть услышанным и понятым производят сильное впечатление. Есть люди, которые это давно понимали, как, например, замечательный поэт Дмитрий Кедрин:

«Был слеп Гомер, был глух Бетховен
И Демосфен косноязык.
Но кто поднялся с ними вровень?
Кто к музам, как они, привык?..»

Владимир Анзикеев