Правда ли, что Микеланджело оставил секретные сообщения на потолке Сикстинской капеллы? Ученые раскрыли секрет творчества микеланджело в преклонные годы Почему не взяли профессионального актера.

МОСКВА, 4 фев - РИА Новости . Итальянские ученые проанализировали портреты Микеланджело Буонарроти, и пришли к выводу, что он страдал от дегенеративного артроза кистей рук, который, однако, не мешал ему творить благодаря тому, что его склонность постоянно работать замедляла разрушение костей, говорится в статье, опубликованной в Journal of the Royal Society of Medicine.

Микеланджело по праву считается одним из величайших художников и скульпторов Ренессанса и всего человечества в целом - за 89 лет своей жизни он создал множество величайших шедевров, многие из которых, такие как фреска "Страшный суд", статуи "Давид" и "Умирающий раб", определили развитие культуры Европы на десятилетия и века вперед.

Одной из главных тайн Микеланджело оставалось то, по словам Давида Лаззери (Davide Lazari) из университета Флоренции (Италия), как великий художник работал в свои преклонные годы, если он, по воспоминаниям своего племянника Лионардо Симони, страдал от серьезнейших проблем с подвижностью суставов, что большинство биографов Буонарроти считают следствием развития подагры.

Лаззери и его коллеги усомнились в этом и обстоятельно изучили то, как выглядели руки мастера в последние годы перед его смертью, а также повторно проанализировали все известные источники о его жизни, в том числе портреты художника, автобиографии других современников и воспоминания родственников и друзей.

Ученые выяснили, как возник жест "апостольского благословения" Знаменитый католический жест благословения – осенение верующих крестным знамением, исполняемым полуоткрытой рукой со сложенным мизинцем и безымянным пальцем, возник благодаря тому, что апостол Петр страдал от повреждения локтевого нерва.

Благодаря портретам, выполненным в разные периоды жизни Микеланджело - в 60, 65 и 70 лет, - авторы статьи смогли раскрыть то, чем на самом деле страдал художник, сопоставив то, как на них выглядела левая рука маэстро. По их словам, Буонарроти действительно испытывал серьезные боли в суставах, однако причиной их появления была не подагра, накопление кристаллов мочевины, а дегенеративный артроз.

В пользу этого говорят особые деформации в суставах большого пальца, пястных костей и ряда других элементов кисти, а также отсутствие в окрестностях этих костей видимых следов воспаления, которые обычно ассоциируются с развитием подагры. Разрушение этих суставов в результате дегенеративных процессов лишило Микеланджело возможности писать, так как его большой палец фактически перестал сгибаться.

Учитывая, что великий художник прожил еще как минимум 15 лет после написания этих портретов, возникает вопрос, как ему удавалось бороться с болезнью? Как считают Лаззери и его коллеги, Микеланджело одновременно помогало и мешало его стремление постоянно работать - все время работая через боль, художник замедлял разрушение суставов и приспосабливался к постоянному ограничению в их подвижности.


Величайший мастер и мыслитель Высокого Возрождения - Микеланджело Буонарроти , проживший долгую и плодотворную жизнь, всегда думал, что все его творения не достойны Господа Бога. И сам он не достоин оказаться после смерти в Раю, потому как не оставил после себя на земле потомство, а лишь бездушные каменные изваяния. Хотя была в жизни великого гения необыкновенная женщина - муза и возлюбленная.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.


Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.


Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410677.jpg" alt="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." title="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." border="0" vspace="5">


Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0024.jpg" alt="Мадонна у лестницы. (1491). Автор: Микеланджело Буонарроти." title="Мадонна у лестницы. (1491).

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0022.jpg" alt="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." title="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." border="0" vspace="5">


Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что "хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть".

Единственный шедевр гения с его автографом

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0010.jpg" alt="Фрагмент.

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0011.jpg" alt=" Микеланджело Буонарроти." title=" Микеланджело Буонарроти." border="0" vspace="5">


По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.


Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.


Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.


Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0029.jpg" alt="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной. Автор: Francesco Jacovacci." title="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он "не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты".


Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0006.jpg" alt="Гробница Буонаротти во Флоренции. " title="Гробница Буонаротти во Флоренции. " border="0" vspace="5">


Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения - , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Почти 500 лет после того, как Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, молодой студент-медик Франц Мешбергер готовился к экзаменам в анатомическом театре медицинского института в Индианаполисе, и до поры до времени не осознавал, насколько близко находится от расшифровки послания от одного из величайших художников мира.

Обычно он препарировал один и тот же труп, отдающий приторным и неприятным запахом формалина, ароматом очень хорошо ему знакомым, но в тот день у него был новый предмет для анализа - свежий головной мозг.

На столе перед ним лежали рисунки известного иллюстратора медицинских пособий Франка Неттера. Мешбергер очень ответственно подошёл к заданию, сделав несколько рисунков до того, как рассёк мозг, сравнил их с иллюстрациями Неттера, потом сделал сам ещё серию рисунков. Проведя три часа напряжённого труда, как это было всегда, когда он работал в анатомическом театре, он понял, что надо сделать перерыв и сменить занятие.

Почти сразу же студент погрузился в чтение книги про Микеланджело и, переворачивая страницы, наткнулся на трёхстраничный разворот «Создания Адама», сцену, украшающую часть потолка Сикстинской капеллы. На фреске был изображён бог (окружённый ангелами и с ещё нерождённой Евой под мышкой), протягивающий руку Адаму. Адам же откидывается назад, тоже тянет руку к богу небрежным жестом.

Голова Мешбергера, переполненная образами человеческого мозга, была настроена на то, чтобы узреть то, что никто до этого не смог разглядеть.

«Меня сразу же поразила форма контура, окружавшего бога и ангелов»-вспоминает он. «Она была точно такой же, как у предмета, над которым я трудился весть день!»
Вне всякого сомнения, эта форма напоминала поперечное сечение мозга человека. «Меня охватило ощущение déjà-vu» - говорит Мешбергер и признаётся, что в момент открытия по его телу пробежали мурашки.

Первое, что привлекло его внимание, была пола зелёной туники, представляющей собой позвоночную артерию, поднимающуюся по спирали в направление варолиева моста. "Потом я обратил внимание на вытянутую ногу в основании картины. Я увидел в ней переднюю и заднюю часть гипофиза. Нога ангела была не пяти, а двупалой. Потом я различил форму, напоминающую артериальную борозду и латеральную трещину большого мозга, разделяющую лобную и теменную доли.
Символизм этого изображения очевиден: Адам получает дар от господа бога. Но это не есть дар жизни, потому что он уже живёт. Х. В. Янсон в книге «Основы истории искусств» отмечает, что «(Создание) не является моделированием тела Адама, а скорее передачей ему божественного дыхания - души.
Поскольку вместилищем души является разум, то внутри контуров мозга скрыт посыл: бог дарит Адаму разум. «А разум - это и есть бог» - добавляет доктор Мешбергер.

О своей находке доктор Мешбергер почти забыл. Он стал акушером-гинекологом, открыл свою практику и помог родам более 3000 младенцев прежде чем вернулся к открытию и собрал все элементы в приемлемую теорию.
Но время от времени он между делом спрашивал иногда своих друзей и знакомых: «А вы знаете, что во фреске Микельанджело заключено секретное послание?» Три года назад, когда он убедился, что никто не слышал о его теории, интерес к ней в нём ожил. «Мне захотелось узнать, является ли моя наблюдение общеизвестным толкованием изображения или чем-либо новым».
Он продолжил, в свободное от работы время, исследование жизни Микельанжело и результат заставил его задуматься. Родившемуся в 1475 году художнику, которого называли «божественным Микельанжело» в то время когда он изваял Пьету собора Святого Петра в Риме, было 24 года. Эта работа сделала его мгновенно известным, а скульптура Давида, законченная пять лет спустя, закрепила за ним славу гения. В 1508 году папа Юлий II поручил ему, скульптору по основному призванию, роспись всего свода Сикстинской капеллы общей площадью в 1768 квадратных метров. Тот факт, что мастер, почти не имевший опыта фресковой живописи, всего за четыре года создал шедевр, говорит о масштабе его гениальности. На фреске изображено более трёхсот персонажей и множество сцен, лишь одна из которых - «Создание Адама».
Энтузиазм доктора Мешбергера рос по мере продолжения исследований. Он нигде не встретил упоминания о том, что на фреске изображён контур человеческого мозга. Он принялся ещё пристальнее изучать изображение и в его голову пришла мысль наложить слайд фрески на прозрачный рисунок человеческого мозга, выполненный Франком Неттером. Результат был поразительным. «Рисунки совпадали практически полностью» - говорит он, добавляя низким, размеренным, почти кладбищенским тоном: «Мне стало просто жутко».
Было очевидно, что фреска скрывала куда больше, чем, чем думал доктор Мешбергер. «Наложение слайдов привело к тому, что я понял: спина одного из ангелов соответствует варолиевому мосту, а голень ноги и ляжка - позвоночнику». Но это ещё не всё. Согнутая в колене правая двупалая нога ангела (при этом ноги Бога и прочих персонажей были с пятью пальцами) являла собой сечение зрительного перекреста, ляжка - зрительный нерв, а сама нога - зрительный тракт.
Эти неоспоримые факты совершенно ясно не были простым совпадением. Да и всё творчество Микеланджело проникнуто щемящим душу символизмом. Специалисты знают, что его произведения таят в себе бессчётное количество загадок, не прояснённых и до сегодняшнего дня. Такими они, возможно, останутся навсегда. Но совместимо ли предположение о том, что в очертаниях мозга Адам получает от Бога дар разума с жизненной философией самого Микеланджело?
Очевидно, да.

Родившийся в эпоху расцвета Ренессанса, художник придерживался философии неоплатонизма и, как отмечает доктор Мешбергер, последователи этого течения мысли верили, среди прочего, что «божественная часть, получаемая человеком от Создателя и есть разум». Микеланджело не раз заявлял об этом как в своих стихах, так и в разговорах с друзьями.
Если же его философия совпадает со смыслом послания фрески, то, как обстоит дело с познаниями в анатомии? Оспаривающие теорию доктора Мешбергера сомневаются в том, что мастер обладал столь продвинутыми анатомическими знаниями. Вне всякого сомнения, его картины и скульптуры говорят о том, что он хорошо знал устройство человеческого тела, но не нужно забывать и то, что творец посвятил много времени и рассечению человеческих трупов. Настоятель флорентийской церкви Санто Спирито предоставил в его распоряжение несколько помещений для этой цели. В то время такая деятельность была незаконной и каралась смертной казнью, если не была санкционирована гражданской властью. Вдали от людских глаз Микеланджело мог, таким образом, спокойно препарировать головной мозг и изучать его.
«Макроскопическая анатомия, - уточняет доктор Мешбергер, - состоит в извлечении всего мозга из черепной коробки с целью наблюдения за ним. И, коль скоро вы считаете, что этот орган является вместилищем ума, то для изображения этой функции вы и нарисуете мозг.
Фрески рисуются на свежем гипсе, впитывающем воду, в которой пигменты находятся во взвешенном состоянии. Изображение, таким образом, становится неотъемлемой частью стены. Сам гипс сохнет быстро, поэтому рисуется за один раз небольшая поверхность. Для того, чтобы избежать дорогостоящих ошибок, художники готовят подробные эскизы на картоне или бумаге и перерисовывают их на подготовленной к рисованию красками поверхности.
«Я считаю, что Микеланджело именно так и поступил, - говорит доктор Мешбергер. - Его эскиз представлял собой контур мозга, внутри которого он расположил изображения людей, Бога и ангелов».
Нет никакого сомнения в том, что художник был наделён вдохновением, и многие его современники считали его самого божественным созданием. Он мог творить с глубоким проникновением в сферы не только художественные и философские, но и научные. Он обладал искусством вкладывать в свои произведения более или менее явным образом богатый символизм и делал это всегда с безукоризненной техникой исполнения.
В Сикстинской капелле он создал сцены огромной сложности, работая в технике, про которую открыто говорил, что недолюбливает её.
Спустя 450 лет после его смерти специалисты всё ещё ломают головы над расшифровкой всех символов, которые он ввёл в эту фреску.
На этот раз завеса приоткрылась над тайным посланием, заключённым в самой знаменитой сцене росписи потолка Сикстинской капеллы.

Потолок Сикстинской капеллы поражает воображение посетителей уже больше пятисот лет. Ежегодно великое произведение искусства привлекает миллионы туристов и занимает особое место не только в мировом искусстве, но и в христианстве.

История фресок

Микеланджело Буонарроти начал этот грандиозный проект в 33 года, в 1508 году. Капелла была открыта публике в 1512 году. Потолок дался ему с трудом и, по словам самого Микеланджело, никаких денег не хватило бы, чтобы оплатить его адские муки и жертвы, на которые он вынужден был пойти.

Он писал все фрески стоя, а не лежа на спине, как полагают многие. Поднятые вверх в течение многих часов подряд руки и голова приводили к ужасным головным болям и мышечным спазмам.

Распространение грибка по потолку привело к тому, что первый слой фресок пришлось полностью снимать. После того как потолок снова высох, Микеланджело самостоятельно готовил и наносил грунт, чтобы избежать повторного распространения грибка.

Главный архитектор Ватикана Донато Браманте не очень любил Микеланджело (вероятно потому, что покровительствовал Рафаэлю) и не старался обеспечить его комфортом, поэтому Микеланджело пришлось самому проектировать себе леса, на которых удобно было работать над росписью высоких потолков капеллы.

Кроме того, Микеланджело не считал себя художником, поскольку он уже был известным на тот момент скульптором, работы которого (Давид и Пиета) поражали красотой и реализмом. По требованию Папы Юлия II ему пришлось взяться за роспись капеллы, однако художник настоял на том, чтобы оставить за собой право выбора сюжетов.

Результат работы

В итоге Микеланджело — начинающему художнику — удалось создать одно из величайших произведений мирового искусства, которое по сей день интригует и восхищает всех ценителей прекрасного.

Несмотря на адские условия и невероятный объем работы (больше тысячи квадратных метров), Микеланджело изобразил девять сцен из Ветхого Завета, включающие больше трехсот человеческих фигур, изображенных в реальном размере. Эти изображения и невероятно точная анатомия вдохновляли целые поколения художников и ученых. Фреска «Создание Адама», на которой пальцы Бога и Адама почти соприкасаются, является одним из самых узнаваемых и копируемых произведений искусства в истории человечества.

Скрытые символы

Хоть в 1508 году на дворе и был расцвет высокого Ренессанса, церковь все же отличалась крайней строгостью, не любила и всячески пресекала попытки великих умов распространить слишком прогрессивные идеи.

Именно поэтому предположения о том, что одному из величайших художников истории удалось скрыть тайные символы в своей самой известной работе, являются сами по себе захватывающими и интригующими.

Не все символы, однако, были такими уж тайными. Например, в благодарность за то, что папа Юлий II позволил Микеланджело изменить сюжеты фресок, художник изобразил на многих из них желуди.

В чем смысл? Дело в том, что фамилия папы была Ровере, в переводе с итальянского — дуб.

Символика иудаизма

Желуди были не единственной частью скрытой символики, которую Микеланджело включил в свою работу.

В изображении грехопадения и изгнания из Рая, в райском саду нет печально известной яблони. На ее месте стоит фиговое дерево — традиционный элемент иудейской религии, а не христианства.

На самом деле во многих сценах из Ветхого Завета Микеланджело активно использует иудейскую символику. По мнению историков и искусствоведов, художник таким образом пытался послать церкви своего рода сообщение о том, что христианство слишком далеко ушло от своих иудейских корней.

Изображение Бога

Однако Микеланджело сам сильно отошел от иудаизма в тот момент, когда решился изобразить Бога.

Христианство является единственной авраамической религией, которая позволяет людям создавать образ Бога. До Микеланджело в западном искусстве Бог изображался либо как рука, либо как источник света, но не принимал четкой физической формы.

Микеланджело пошел против принятых устоев и изобразил Бога в человеческом обличии. Именно этот взрослый бородатый мужчина и стал типичным образом Бога для всего христианского мира.

Бог есть разум

Внимательно присмотритесь к фреске «Создание Адама», а именно к изображению Бога и окружающих его ангелов. В 1990 году врач Фрэнк Линн Мешбергер обнаружил, что в образе Бога и его свиты скрыто изображение человеческого мозга. По мнению искусствоведов, это говорит о том, что Бог подарил Адаму не только жизнь, но и разум.

Изображение Бога и свиты настолько сложное, что не только его очертания по форме напоминают мозг, но и отдельные элементы фрески (например, нога ангела) почти точно повторяют очертания отделов мозга (гипофиз).

Еще один мозг

Исследование фресок, проведенное в 2010 году, обнаружило еще одно изображение мозга, на этот раз скрытое во фреске «Отделение Света от Тьмы». Под высоко поднятым подбородком Бога, на его шее, четко прослеживается часть человеческого мозга, а именно ствол, часть височной доли и продолговатый мозг.

По их словам, Микеланджело, который с 15 лет активно изучал анатомию на трупах, не мог случайно изобразить такую сложную конструкцию на шее Бога - части тела, которая обычно является гладкой.

Женское начало

Бразильское исследование, изданное в журнале Clinical Anatomy в 2016 году, обнаружило, что в дополнение к мозгу художник изобразил и другие внутренние органы.

Не обошлось и без женского начала. По словам исследователей, череп барана, который восемь раз изображен на потолке Сикстинской капеллы, очень похож на женские репродуктивные органы.

Кроме того, на фресках несколько раз встречаются треугольные формы, изображенные острием вниз, что издавна символизирует «священное женское начало». Это было популярным мотивом в классическом греко-римском искусстве. Однако подобное отношение угрожало патриархату католической церкви.

Нетипично для всего западного искусства того времени то, что во многих сценах, изображенных на потолке капеллы, женщинам отведена центральная роль. Учитывая то, что потолок изображает исключительно сцены из Ветхого Завета, где не было девы Марии с младенцем, такое внимание к женщинам действительно неожиданно.

Сегодня можно только гадать, являлись ли скрытые символы попыткой обвести церковь вокруг пальца, напомнить ей о корнях или отдать поклон науке, разуму и женскому началу. А может, у этих символов совсем иные значения, или никаких символов и вовсе нет? А может, есть еще немало скрытых посланий, которые никто еще не разглядел?