О профилактическом значении художественного творчества. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать

Автор данного текста – Леонид Александрович Тишков — российский художник — карикатурист. Предлагаемый для анализа текст представляет собой размышления автора о том, есть ли границы для настоящего искусства.

Автор убежден, что благодаря творчеству можно обрести смысл и опору в жизни. Он полагает, что художественное творчество не просто способ самовыражения. Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие и выжить. Внутренний мир, фантазирование, творчество спасли многим жизнь в трудное для них время. Леонид Тишков уверен, что искусство освобождает, выпускает на волю, может дать человеку ощущение внутренней свободы, даже если тот в реальности лишён её.

Я думаю, что Леонид Тишков прав. Искусство помогает выживать, помогает людям осмысливать ситуацию, правильно смотреть на вещи, порой даже не подозревая о его подлинной силе. Можно привести множество примеров, подтверждающих высказанную мысль.

Сталинград. Идут уличные бои. Одну сторону улицы занимают наши бойцы, другую — фашисты. Огонь не прекращается ни днём, ни ночью. Но однажды, к вечеру, из дверей дома выходит на улицу сержант. Он направляется на середину перекрёстка, где среди развалин виднеется засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль. С недоумением и тревогой смотрят на сержанта наши солдаты. В любую секунду всё может кончиться… С недоумением смотрят и с той стороны.

Сержант пробирается к роялю, поднимает крышку и начинает играть. Ни один выстрел не нарушает тишину. Всё это кажется каким-то неправдоподобным волшебством, каким-то чудом. Словно из давней мирной жизни до солдат долетели звуки «Вальса» Фридерика Шопена. Все слушают, как зачарованные. Автоматы замолчали.

Получается, что сила музыки больше, чем сила войны. Но в чём эта сила? Она прекрасный символ мира и жизни. В этом её сила. Пусть на время, но красивая музыка остановила сражение. Значит, прав был Фёдор Михайлович Достоевский, когда сказал, что красота спасёт мир.

Искусство обогащает духовный мир человека и тем самым поднимает его ещё на одну более высокую ступень. Д. Лихачёв сказал об : «Оно освещает и одновременно освящает жизнь человека. Оно делает его добрее, следовательно, счастливее».

Даже в самые безнадежные времена благодаря искусству к человеку возвращается надежда. В этом — назначение и сила искусства.

Валерия Гумовская©

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

(6) Вот что она пишет маме:

(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое - то прошлое, которое

неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это - рисовать...»

(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, - они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.

(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.

(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг - тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

(по Л.А. Тишкову*)

*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) - российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

Пояснение.

Примерный круг проблем:

1. Проблема значимости художественного творчества в жизни самого художника. (В чём заключается польза. спасительная сила художественного творчества? Способно ли художественное творчество помочь человеку выжить, спасти человека?)

2. Проблема осмысления такого явления. как художественное творчество. (Что такое художественное творчество? Есть ли границы у творчества? Где рождается художественное творчество?)

3. Проблема реального и фантастического в художественном творчестве. (На чём должно основываться художественное творчество: на реальности или на фантазии?)

1. Художественное творчество - не просто способ самовыражения, оно способно принести огромную пользу: оно духовно освобождает человека, даже если он находится в заключении. помогает избавиться от тяжёлых воспоминаний. преодолеть трудности, погружает человека в иную реальность.

2. Художественное творчество - это то. что человек переносит из своей головы, из души, из сердца на бумагу. Творчество не знает границ, не требует особых инструментов. Истинное творчество может родиться как в светлой мастерской художника, так и на крохотном клочке бумаги.

3. Для художественного творчества неважно, изображает человек реальность или фантазию. Оно остаётся творчеством, великая сила которого поистине безгранична.

Творчество в искусстве - это создание отражающего реальный мир, окружающий человека. Делится на виды в соответствии с методами материального воплощения. Творчество в искусстве объединяет одна задача - служение обществу.

Классификация

Современная система разделения искусства, равно как и с ним связанной, предполагает три отдельные категории.

В первую группу входят виды искусства, воспринимаемые визуально. К ним относятся:

  • Творчество декоративно-прикладное.
  • Искусство архитектуры.
  • Творчество в изобразительном искусстве.
  • Искусство скульптурных изображений.
  • Живопись.
  • Художественная фотография как вид творчества.

Вторая группа включает в себя виды искусства долговременного характера. Это:

  • Литература художественная как обширный пласт культуры, состоящий из многочисленных творческих методов по созданию произведений.
  • Музыка во всем своем разнообразии как отражение творческих процессов в искусстве.

Некоторые виды могут друг с другом соотноситься, как, например, музыкальная опера синтезируется с литературой при создании либретто.

Третья группа состоит из пространственно-временных видов творчества, воспринимаемых и зрительно, и на слух:

  • Театральное искусство.
  • Искусство хореографии, мюзикл, балет.
  • Киноискусство.
  • Жанр циркового представления.

Творчество в искусстве отдельных форм

Всеобъемлющая художественная картина не может быть создана на основе одной разновидности искусства. Даже такие академические виды, как живопись или скульптура, нуждаются в дополнительных средствах - картины необходимо поместить в красивую раму, а скульптуру осветить должным образом.

Поэтому возникает достаточно широкое поле для применения в искусстве разнообразных творческих процессов, одни могут быть основополагающими, другие - вспомогательными, но в любом случае и те, и другие будут полезными. Примеры творчества в искусстве можно приводить до бесконечности. Градаций здесь несколько, но все они подчиняются одной общей формулировке: великое искусство требует высоких стандартов креативности, культурные категории помельче довольствуются более низким творческим уровнем.

Иначе дело обстоит в сфере науки. Там абсолютно недопустим низкий уровень профессионализма. и искусстве - это вещи несопоставимые. Наука не прощает ошибок, а искусство способно любые относительные недочеты обратить во благо.

Талант и технологии

Творчество в искусстве малых форм, таких как мелкая пластика в декоративно-прикладной области или сценические зарисовки в театре, не требует высокой профессиональной подготовки. Чтобы преуспеть в такого рода творчестве, достаточно обладать определенным талантом и владеть технологиями изготовления художественных изделий или иметь способности к театральным постановкам. В литературе, чтобы написать короткий рассказ или эссе, необязательно быть писателем, достаточно обладать хорошим вкусом и уметь грамотно излагать свои мысли.

Одной из областей культуры, где человек может с успехом применить свой творческий потенциал, является Художественная ценность изделий народных художественных промыслов может быть достаточно высокой, если работают мастера своего дела. Помимо виртуозного изготовления поделки, необходимо сначала подобрать нужный материал, а с этой задачей справится только опытный умелец.

Утилитарность

Творчество в искусстве художника декоративно-прикладного направления - это создание художественных бытовых предметов. Как правило, эти изделия относятся к фольклору, независимо от того, используются они по назначению или размещены в качестве экспонатов на выставке. Материалы при изготовлении декоративных предметов применяются природные: кость, камень, дерево, глина.

Методы обработки сырья также сравнительно простые - это ручная работа с применением несложного инструмента, а технические приемы, используемые сегодня, пришли в современный мир из далекого прошлого.

Местная принадлежность

Народные художественные промыслы, составляющие основу декоративно-прикладного искусства в России, распределены по регионам, каждый вид относится к определенной местности:

  • резьба по кости - Холмогоры, Хотьково;
  • вышивка - Владимирская золотошвейка;
  • металлические художественные изделия - червленое серебро Великого Устюга;
  • - платки Павлово-Посадские;
  • плетение кружева - Вологда, Михайловское;
  • русская керамика - Гжель, Скопино, дымковская игрушка, Каргополь;
  • живописные миниатюры - Палех, Мстера, Холуй;
  • деревянная резьба - Богородская, Абрамцево-Кудринская;
  • роспись по дереву - Хохлома, Городецкая, Федоскино.

Скульптура

Искусство создания рельефных изваяний уходит корнями в Средневековье. Скульптура как изобразительное искусство воплощает реальный мир в художественных образах. Материал, используемый для создания скульптур, - камень, бронза, мрамор, гранит, дерево. В особо крупных масштабных проектах применяются бетон, стальная арматура, различные пластифицированные наполнители.

Скульптурные изваяния условно делятся на два вида: рельефные и объемные трехмерные. Оба широко используются для создания монументов, памятников и мемориалов. Скульптуры рельефные, в свою очередь, подразделяются на три подвида:

  • барельеф - низкое или среднее рельефное изображение;
  • горельеф - высокий рельеф;
  • контррельеф - врезное изображение.

Каждая скульптура может быть классифицирована и отнесена к категории станковой, декоративной, монументальной. Станковые скульптурные изображения - это, как правило, музейные экспонаты. Они находятся в помещениях. Декоративные размещаются в общественных местах, парках, скверах, на садовых участках. всегда стоят в посещаемых общественных местах, на городских площадях, центральных улицах и в непосредственной близости от государственных учреждений.

Архитектура

Зодчество утилитарное появилось около четырех тысяч лет назад, а признаки художественности стало приобретать незадолго до Рождества Христова. Архитектура считается самостоятельным видом искусства с начала двенадцатого века, когда зодчие принялись возводить готические постройки в европейских странах.

Творчество в искусстве архитектуры - это создание уникальных с художественной точки зрения зданий. Хорошим примером креативности в строительстве жилых домов можно считать проекты испанского зодчего Антонио Гауди, которые находятся в Барселоне.

Литература

Пространственно-временные разновидности искусства - это самые востребованные и популярные категории, принятые в обществе. Литература - вид творчества, в котором основополагающим фактором является художественное слово. Российская культура восемнадцатого-девятнадцатого веков знала многих гениальных писателей и поэтов.

Творчество в искусстве Пушкина Александра Сергеевича, великого русского поэта, было в высшей степени плодотворно, за свою короткую жизнь он создал целый ряд бессмертных произведений в стихах и прозе. Практически все они считаются шедеврами литературы. Некоторые входят в список гениальных творений мирового значения.

Творчество Лермонтова в искусстве также оставило заметный след. Его произведения являются хрестоматийными, классическими по своей сути. Поэт тоже умер рано, в возрасте двадцати шести лет. Но он успел оставить после себя неоценимое наследство, поэмы-шедевры и множество стихотворений.

Гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь оставил свой след в русской литературе девятнадцатого века. Литератор жил и творил во время расцвета российского общества. Искусство в творчестве Гоголя представлено множеством высокохудожественных произведений, вошедших в Золотой фонд русской культуры.

Хореография и балет

Танцевальное искусство зародилось на Руси в незапамятные времена. На языке танца люди стали общаться сначала на праздничных гуляньях. Затем танцы приняли форму театрализованных представлений, появились профессиональные танцоры и балерины. Сначала танцевальной площадкой была сцена балагана или арена цирка-шапито. Затем стали открываться студии, в которых проходили и репетиции, и балетные спектакли. В обиходе появился термин "хореография", что обозначает "искусство танца".

Балет быстро стал популярным видом творчества, тем более что танцы обязательно сопровождались музыкой, чаще всего классической. Театральная публика разделилась на два лагеря: любителей драматических или оперных спектаклей и предпочитающих посмотреть танцевальную постановку на театральной сцене в музыкальном сопровождении.

Киноискусство

Самым популярным и массовым видом искусства является кино. Последние полвека его потеснило телевидение, но в кинотеатры по-прежнему ходят миллионы людей. Чем объясняется такая высокая востребованность кинематографа? В первую очередь универсальностью этого вида искусства. Любое литературное произведение можно экранизировать, и оно в новом прочтении станет еще интереснее. Балетное спектакли, научно-популярные сюжеты - все это также можно показать кинозрителю.

Существует целая индустрия кинопроизводства, основу которой составляют киностудии первой величины, такие как Metro-Goldwyn-Mayer, 20th Century Fox, Paramount Pictures и еще несколько других. Все крупные фирмы по выпуску кинофильмов находятся в Голливуде, особом районе американского города Лос-Анджелеса. Сотни киностудий помельче рассредоточены по всему миру. "Фабрика грез" - так называют мировой кинематограф, и это очень точное определение.

Сочинение ЕГЭ:

Действительно ли творчество помогает человеку пройти через многие тяжелые испытания и выжить? Именно этот вопрос находится в центре внимания российского художника-карикатуриста Леонида Александровича Тишкова.

Раскрывая данную проблему, автор рассуждает о том, насколько важную роль в жизни каждого из нас может сыграть творчество. Чтобы убедить в этом читателя, он приводит поразительные примеры того, как повлияла на... способность в самые трудные моменты жизни обратиться к искусству. Удивительно, но даже в сталинских лагерях, тюремном заточении, в тайне от других наши герои писали "что-то красивое, напоминающее прошлое …вымышленную реальность и необыкновенные города". Не случайно автор так точно описывает все, что связывало героев с искусством и помогало им выжить:..... Именно эти мелкие детали позволили нам понять: "не важно чем и как ты это делаешь", ведь творчество не требует специальных инструментов и не знает границ.

Позиция автора не вызывает сомнения. Л.А.Тишков убежден: роль искусства поистине велика. Художник приходит к выводу о том, что любовь к творчеству "живет в человеке" , что искусство "готово бескорыстно помочь ему".

Трудно не согласиться с позицией автора. Я не могу назвать себя творческим человеком, но и мне в минуты, когда я грущу по дому, становится легче за фортепиано. Искусство, безусловно, способно очистить душу человека и сохранить его как личность.

Свою точку зрения мне бы хотелось обосновать, обратившись к роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир". На примере Николая Ростова мы убеждаемся в том, что, какой безвыходной ни была бы ситуация, есть сила, способная помочь человеку. Так случилось и с героем Толстого, проигравшим сорок три тысячи. Читаешь размышления героя и понимаешь, что единственный выход из бесчестья, который видит Николай Ростов, - "пуля в лоб". Трудно представить, как бы сложилась жизнь молодого графа, если бы не пение Наташи, которое он услышал. И Долохов, и деньги, и спор, и злоба- все это уходит на второй план, остаётся настоящее - чистое и высокое- искусство.

Понять, насколько велика роль творчества, помогает произведение Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". В центре внимания - автор романа о Понтии Пилате. Из разговора Мастера с соседом по клинике профессора Стравинского мы узнаем о самом счастливом периоде жизни героя, который он сам называл "золотым веком". Больной вспоминает, как писал главу за главой книгу, читал ее своей возлюбленной Маргарите и верил, что в этом романе вся его жизнь. Герой признается, что по окончании книги его жизнь потеряла смысл. История, написанная М. Булгаковым не оставляет сомнений в том, что творчество способно формировать человека, являться смыслом его жизни.

Л.Н.Толстой, М.А.Булгаков, Л.А.Тишкин помогают читателю осознать, что обращение к творчеству, искусству даёт возможность переосмыслить все, что происходит вокруг, выстоять в тяжелые моменты.

Текст Л.А. Тишкова

(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.
(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.
(6) Вот что она пишет маме:
(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать...»
(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.
(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.
(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.
(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.
(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.
(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

(по Л.А. Тишкову*)

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - процесс создания новых эстетических ценностей художественного творчества составляет элемент всех видов общественно-производственной деятельности человека, однако в полном своем качестве оно находит выражение в создании и исполнении произведений искусства. Идейно-эстетическая направленность творчества определяется социально-классовой позицией художника, его мировоззрением и эстетическим идеалом.

Творчество в искусстве есть новаторство как в содержании, так и в форме художественных произведений. Способность продуктивно мыслить является безусловно обязательным признаком таланта. Но новаторство — не самоцель. Творчество необходимо, чтобы продукт эстетической деятельности обладал как новизной, так и общественной значимостью; чтобы его создание и способ использования отвечали интересам передовых классов и способствовали социально-культурному прогрессу. В отличие от эстетиков-формалистов, рассматривающих творчество преимущественно лишь как конструирование новых форм и структур, эстетики-марксисты исходят из того, что эвристическая работа в искусстве характеризуется созданием в рамках таких структур новых общественных ценностей.

Художественное творчество неотрывно от освоения культурного наследия, из которого художник стихийно или осознанно - отбирает традиции, имеющие прогрессивный смысл и соответствующие его индивидуальности. Творчество, с одной стороны, предполагает принятие и развитие определенных традиций, с другой - отказ от некоторых из них, их преодоление. Творческий процесс - это диалектическое единство созидания и отрицания. Главным в этом единстве является созидание. Проповедь же самоцельного разрушительства, характерная для многих теоретиков декадентства и модернизма, оборачивается псевдоноваторством, обескровливающим творческие, потенции художника. Чтобы, никого не повторяя идти в искусстве вперед, надо хорошо знать достижения своих предшественников.

В плане социально-гносеологическом творчество есть образное отражение объективного мира его новое видение и осмысление художником. Оно выступает и как актуализация личности художника, его жизненного опыта. Самовыражение, субъективное по своей природе, не противостоит объективному, а является формой его отражения в художественном произведении. Это самовыражение оказывается в таком случае одновременно и выражением общезначимых, народных и классовых представлений.

Свобода воображения, фантазия и интуиция, широта кругозора стремление к всестороннему познанию бытия необходимые компоненты творчества. Вместе с тем художнику нужно и самоограничение в выборе и интерпретации жизненного материала, сосредоточенность и избирательность внимания, строгая дисциплина ума и сердца. Целостный художественный образ, в котором результируется творческий процесс, рождается лишь тогда, когда художник умеет видеть и глубоко постигать через жизненные ситуации и факты собственной биографии закономерное и типическое. В этом своем качестве художественное творчество выступает как творчество по «законам красоты» (К. Маркс).