Фестиваль в калифорнии пустыне горящий человек. Идеальное место для самовыражения творческих людей

Интервью: Александра Савина

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Я УВИДЕЛА ФОТОГРАФИИ С ИНОПЛАНЕТНЫМИ РАССВЕТАМИ: солнце встает из белой пыли и люди в костюмах, затерянные в бесконечном пространстве. Я тогда подумала: «Господи, как повезло фотографу! Это какой-то невероятный мир, другая планета». Я даже не знала, что это фестиваль и тем более, как туда попасть. Года три назад я узнала о Burning Man больше и решила, что поехать туда и увидеть все своими глазами - это моя новая сумасшедшая мечта. Делая визу для поездки в Америку, я сказала, что собираюсь на Burning Man, но на деле никуда тогда не поехала.



ФЕСТИВАЛЬ BURNING MAN ежегодно проходит в пустыне Блэк-Рок, в штате Невада, США. Впервые деревянную фигуру человека, давшую название фестивалю, сожгли в 1986 году: американцы Ларри Харви и Джерри Джеймс сожгли чучело на пляже в Сан-Франциско, в день летнего солнцестояния. В этом году фестиваль проходил уже в тридцатый раз, а количество его участников возросло с нескольких десятков до 70 000.

Мое второе лето в Нью-Йорке подходило к концу, и я случайно увидела в инстаграме подруги фотографию с подписью «Скоро будет пыльно». Я написала ей и узнала, что она едет на Burning Man в лагерь строить арт-объект. Попыталась купить билет на распродаже за 390 долларов. Ничего не вышло, и я решила, что, видимо, не судьба. За неделю до начала Burning Man, после разговора с другом я решила попробовать еще раз и купила билет на Craigslist за 600 долларов (что просто невероятно, потому что билеты там стоят 900–1200 долларов). До последнего момента не верила, что билет настоящий.

После всей суеты я все же оказалась на другом конце мира, в пустыне под палящим солнцем. Я думала, что на Burning Man ездит только молодежь, но нет - были и 20-летняя девушка, которая уже тринадцать лет ездит на фестиваль, и 80-летняя женщина, которая приехала в первый раз. Это почти «Футурама»: тут нет возраста, национальности и религии - есть только улыбки и невероятные костюмы.

Жить на фестивале можно по-разному. Можно снять себе RV - гигантский автобус за 3-10 тысяч долларов с туалетом, душем и кондиционером. Если ты едешь с ребенком или не любишь жить в палатках, то этот импровизированный отель на колёсах - классный вариант. Были ребята, которые жили в палатках в одиночку, но это не очень комфортно: днем в пустыне очень жарко, а ночью очень холодно. Мы жили вшестером в гексаюрте , которую сами собрали. В лагере были тент, кухня и душ, для которого нужно было привозить воду.

Каждый лагерь за что-то отвечает. Например, был дружественный нам русский кэмп, который делал плов. Есть лагеря, которые отвечают за арт-кары, клубы, бары и тому подобное. Можно приехать в одиночку и придумать себе занятие по душе - например, после жаркого дня мне встретился человек, который ежегодно развозит холодное пиво по Плайе. Еще можно быть волонтером - например, разливать кофе или вешать фонари. А когда ты строишь арт-объект, к тебе может запросто подъехать арт-кар, пассажиры которого будут бесплатно тебя кормить и поить. Единственное, что продается на территории Burning Man- кофе и лед; все остальное можно получить бесплатно, потому что денег на территории нет. Есть принцип дарения подарков: ты с собой что-то привозишь, безвозмездно это отдаешь в обмен на другие вещи.

Главное средство передвижения на территории - велосипед: мы купили их себе в Wallmart, а потом просто выкинули, потому что на Burning Man кругом песок и из-за него все ломается. Если надоело крутить педали, можно запрыгнуть на арт-кар и ехать, весело танцуя, до следующего пункта назначения. Если ты развлекаешься по-другому, то можешь передвигаться и пешком. Я слышала, что на Burning Man хоть и редко, но бывают смертельные случаи - например, на тех, кто засыпает в пустыне, может наехать арт-кар. Чтобы такого не происходило, ночью все вешают на себя и на велосипед светящиеся гирлянды. По возвращении домой я пару раз просыпалась ночью: мне казалось, что я лежу на Плайе и меня сейчас раздавит проносящийся мимо арт-кар.

В начале фестиваля всем раздают печатные инструкции, где написано, что нужно все время носить с собой воду, что в пустыне очень сложно находиться, что обязательно нужны солнечные очки. Одно из правил Burning Man - носить с собой все, что тебе может понадобиться (воду, теплую одежду, очки или маску от пыли) и ни на кого не надо рассчитывать. Поначалу мы все его прилежно соблюдали, но под конец расслабились. Да, вокруг столбы едкой пыли, палящий зной и ночной холод, но ко всему привыкаешь - щуришься, конечно, но жить можно. Никаких невероятных усилий для выживания, как мне показалось, там прикладывать не нужно. Возможно, просто потому, что я с детства ходила в походы.




Как и у любого другого города, в Блэк-Рок-Сити есть базовая инфраструктура - в том числе аварийные службы и службы безопасности - но основная забота о своем состоянии ложится на плечи самих участников.

На Burning Man есть правило: не сорить и не оставлять ничего после себя на Плайе. Когда собираешь лагерь, то поднимаешь буквально каждую соринку и каждый волосок. Получается, что в пустыне ничего не было, затем на неделю приезжает гигантский город на 70-75 тысяч человек, и после него ничего не остается - это, конечно, очень круто. Жалко, что такое больше нигде не распространено.

Мы накупили себе много полезных продуктов: овощей, фруктов, орехов, круп. Походные условия не означают, что тебе обязательно надо покупать супы быстрого приготовления. Если хочется полезной еды, все в твоих руках. Спали мы от случая к случаю - чаще в самую жару или, например, с десяти вечера до трех утра, чтобы встречать сумасшедшие рассветы. Но я часто считала, что спать совсем некогда и мчалась фотографировать на Плайю в самое пекло. Но даже если ты совсем не спишь, ты успеешь увидеть в лучшем случае десятую долю происходящего - слишком много всего случается одновременно.

Многие готовят костюмы за полгода-год. Из-за спонтанных сборов я оказалась самой неподготовленной - мысль о том, что в Калифорнии понадобится шуба, мне и в голову не приходила. При выборе наряда я бы посоветовала думать, как будут смотреться вещи, когда на них сядет пыль. С уверенностью могу сказать, что не стоит выбирать черное, а вот блестящее, белое, светлое выглядит классно. Поэтому у тех, кто приезжает на фестиваль, под шубой песочного цвета обычно мерцает странный костюм, а кто-то просто носит шубы на голое тело. Днем все ходят полуголыми, а вечером начинается маскарадная феерия: шляпы, шубы, цветы, маски, светящиеся гирлянды. Конечно, когда ты смотришь на это со стороны, на трезвую голову, многое выглядит чересчур театрально. Но это все равно впечатляет.

НА ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ В ПУСТЫНЕ его участники возводят город Блэк-Рок-Сити. Сверху он напоминает неполный циферблат или гигантскую паутину: улицы расходятся от центра лучами. Центр города - огромная площадь Плайя, на которой стоит фигура Горящего человека и другие арт-объекты.

Вообще, на Burning Man нужно просто довериться моменту - вокруг происходит именно то, что тебе сейчас нужно. Так как у меня не было подходящих костюмов, а у моих друзей было с собой по пятнадцать нарядов, мне тоже захотелось чего-то особенного. И я нашла секонд-хенд! Он работает по такому же принципу, как и все на Burning Man: ты что-то оставляешь, а что-то забираешь себе. Так я нашла шикарное платье, которое потом тоже подарила.

На Burning Man каждый найдет все, что хочет. Если ты хочешь заниматься йогой, бегать по утрам, воспитывать детей, ходить на лекции по ядерной физике, ты это найдешь. Если ты хочешь слушать музыку и танцевать - все для тебя. Если ты хочешь ходить по барам, устраивать велозаезды голышом, мыться в общих душах - найдешь и это. Оргия-кэмпы тоже к твоим услугам, наркотики - пожалуйста. В поисках алкогольных приключений ты просто приходишь в один из бесплатных баров со своей кружкой с наклеенным сверху сканом паспорта. Несмотря на сумасшествие, это все ещё Америка, и без ID тебе ничего не нальют, даже если тебе за 80. А можно и просто побыть одной и укатить в пустыню, ехать по Плайе по кругу, где тебя никто не трогает - есть только ты и пустыня, которая кажется бесконечной. Не знаю, каким человеком нужно быть, чтобы Burning Man не понравился.

Есть приложение Time to burn, где можно посмотреть, когда что будет происходить, где и во сколько играет диджей, где именно располагаются арт-объекты, но я ни разу им не воспользовалась. На Burning Man нет строгого расписания - ты просто выезжаешь из лагеря, и все происходит само собой: никогда не знаешь, что случится через минуту. Это какая-то концентрированная версия жизни длиной в несколько дней - особенно это касается отношений. Говорят, что не очень хорошо ехать на фестиваль с парой: все улыбаются тебе и строят глазки - не так легко сохранять верность. Хотя у нас в лагере были те, кто приехали парочками, и у них все было хорошо.




Burning Man - это и фестиваль современного искусства, и множество музыкальных площадок, и многочисленные тренинги, которые устраивают сами посетители фестиваля. Каждый год у фестиваля есть определенная тема - в 2016-м ей была «Мастерская Да Винчи».

Несмотря на то что Блэк-Рок-Сити - город-утопия, интернет здесь есть (например, в постройке Artery), так что можно запостить фотку в инстаграм и написать маме, что ты жива. Но на фестивале столько всего происходит, что тебе совсем нет дела до виртуальной реальности, даже если ты интернет-маньяк. Мне кажется, глупо просидеть два часа, с кем-то общаясь онлайн, когда вокруг тебя бурлит жизнь.

Одно из самых ярких моих впечатлений - сожжение Храма. В нем люди оставляют свои воспоминания, плакаты и письма про умерших близких. Когда его сжигали, люди действительно плакали. Для меня это было странно: если тебе так плохо, как же ты мог приехать на фестиваль? Я воспринимала Burning Man исключительно как веселье, но все относятся к нему по-разному - для кого-то это как перезагрузка жизни. Ты попадаешь в абсолютно другой мир, на другую планету. Мне нечего было сжигать, я ничего не оставляла в Храме. Но само действо меня, конечно, поразило.

Одной из целей моей поездки было снять потрясающий фоторепортаж. Но в эти две недели я практически ничего не снимала: сперва я очень боялась, что фотоаппарат сломается от пыли, а потом жизнь закрутилась таким стремительным песчаным ураганом, что стало не до камеры, и я вообще перестала об этом думать. А в самое последнее утро фестиваля на рассвете поднялась пыльная буря и возникла та самая картинка, ради которой я и ехала на Burning Man. Та, которую я увидела десять лет назад на чужих фотографиях.

Фестиваль начинается в полночь в последний день августа и заканчивается в первый понедельник сентября (в 2016 году Burning Man проходил с 28 августа по 5 сентября). Кульминация Burning Man - сожжение деревянной фигуры человека, которое происходит в субботу вечером. Еще одна важная постройка, которую воздвигают ежегодно, - Храм, куда люди приходят проститься со своими умершими близкими. Храм сжигают в воскресенье вечером. Другие арт-объекты их создатели часто сжигают на протяжении всего фестиваля.

Невероятные цвета, тонущие в пыли объекты, костюмированные персонажи, появлявшиеся из пустоты и тут же исчезавшие обратно. Я вскочила на велосипед после суток без сна, без маски, без очков, в мороз и ветер - просто помчалась с фотоаппаратом наперевес, снимая без всяких пакетов и защиты на камере, посреди пыльной бури. И поняла, что ради этого и ехала сюда. Не ради электронной музыки, не ради новых друзей, не для веселых вечеринок и доброжелательных объятий, не для того, чтобы стать частью фестиваля, строя арт-объект, а ради этого. Ради мечты. В какой-то момент велосипед застрял из-за пыли. Где я? Что делать? Ничего не видно. Пыль чуть рассеялась, и оказалось, что какие-то ребята неподалеку жгут костер - прямо как в сказке «Двенадцать месяцев». Они обняли меня, напоили чаем - на Burning Man всегда случаются чудеса.

На въезд и выезд с Burning Man гигантская очередь: мы приехали почти за неделю до его начала и стояли часа четыре. Люди, которые приезжают в день открытия, могут стоять там и полтора дня. Обратно мы проторчали в очереди часов одиннадцать - притом что ехать пять километров. Но Burning Man не заканчивается, когда ты встал в очередь. Вот кто-то стучит тебе в окно, спрашивает: «Дыньку хотите?» - и протягивает тебе нарезанную дыню. Вся очередь продолжает жить по принципам Burning Man, когда ты хочешь все отдавать, угощать всех, дарить подарки, танцевать и улыбаться. Мне кажется, в России это и так принято делать. Для меня это не было чем-то удивительным, но кому-то наверняка покажется невероятным.

Когда ты возвращаешься в реальность, наверное, сперва надо выдержать паузу. Не совершать резких поступков. Подумать о полученном опыте в тишине. Это очень сильное и яркое переживание, на которое каждый реагирует по-разному. Тем, кто собирается на Burning Man, я бы советовала готовиться к фестивалю более основательно, чем я - потому что неожиданно оказывается, что нужны шуба, светящиеся гирлянды и в три раза больше денег, чем изначально планировалось. Я бы посоветовала расслабиться, отключиться от жизни и не строить никаких планов.

Не знаю, поеду ли я на Burning Man в следующем году. Может, мне нужна пауза, чтобы все осознать. Я сделала на фестивале все, что хотела, - а то, что я не попробовала, наверное, мне и не нужно.

подтянулось большое количество людей, но настоящие «бёрнеры» таких считают туристами и приезжают к самому началу фестиваля, последнему понедельнику августа — в нынешнем году этот первый день выпал на 27-е число.

3-4 сентября — уже дни сборов и уборки пустыни: она должна остаться такой же девственно чистой, как до прихода «бёрнеров». Все разъезжаются смывать с себя напоминающую известку белую пыль Блэк-Рок, и уже через несколько дней, наверное, будет сложно поверить, что еще недавно ты предавался радикальному самовыражению среди песков (а именно «создание общества радикального самовыражения» — одна из наиболее часто встречающихся формулировок концепции действа).

Отсчет своей истории этот фестиваль — хотя многие выступают активно против такого обозначения Burning Man —​ ведет с 1986 года, когда 20 человек сожгли 8-футовую фигуру на Бейкер-бич в Сан-Франциско. Как гласит табличка в импровизированном музее «Горящего человека» в появляющемся на неделю из ниоткуда городе в пустыне Блэк-Рок: «Мы не знаем, зачем они сожгли деревянную статую: не то в честь летнего солнцестояния (большая часть источников уверена именно в этом варианте — прим. ред. ), не то по трагическому личному поводу, не то радостному общему поводу, ну или это был акт коллективного художественного самовыражения».

Александр Болдачев

Данил Головкин

Доподлинно известно другое — авторами первого Burning Man с напоминающим перевернутый треугольник по форме лицом были Ларри Харви и Джерри Джеймс. Как гласит легенда, Ларри (ныне — директор Black Rock City LLC и президент некоммерческой Black Rock City Arts Foundarion ) позвонил Джерри с этим предложением, тот был удивлен, но на предложение согласился. На следующий год на том же Бейкер-бич они же уже в компании почти что восьми десятков человек снова решили сжечь деревянного человека, уже 20-футового. Со второго сожжения даже сохранилось фото, сделанное Стюартом Харви. Он же, уже на следующий год, дал деревянной фигуре имя — Burning Man (как гласит музейная табличка про этот год: «хотя, конечно, была масса других вариантов названия для деревянной фигуры человека, которую сжигают»). В августе 1990-го, когда на калифорнийском пляже собралось уже 800 человек, полиция разрешила только установить статую, но не сжечь. 90 энтузиастов решили позднее этим летом, в День труда, отправиться в пустыню Блэк-Рок, чтобы довести начатое дело до пепла — так фестиваль обрел свое современное местоположение. Год за годом он обретал и другие свои атрибуты: в 1990-м там сыграл на барабанах первый музыкант, на следующий год, когда участников стало уже 600, учреждается волонтерский институт рейнджеров Блэк-Рока, а еще через год появляется первый тематический лагерь, со временем подтягиваются и художники с самыми безумными арт-проектами (сейчас желающие представить арт-проекты могут подать заявки на сбор пожертвований на официальном сайте Burning Man ). По крайней мере, так рассказывают таблички музея в Блэк-Рок-сити, но в этом городе-государстве реальное и вымышленное может переплетаться самым причудливым образом.


Блэк-Рок-сити, 1996

Что доподлинно известно, количество участников действа постоянно растет. Из-за этого и увеличивались размеры Блэк-Рок-Сити, и усложнялась его инфраструктура.

«После 1995-го, а это был мой третий «бёрн», — вспоминает издатель газеты BRC Weekly — я было думала перестать приезжать, людей стало слишком много, больше 3000». В 2013 году число гостей фестиваля перевалило уже за 60 тыс.

Ветераны движения сетуют, что фестиваль уже не тот. Но другие ветераны говорят, что «бёрнеры» начали ворчать, что «кончились старые добрые дни» еще в 1997-м, когда в городе-утопии Блэк-Рок-сити, появляющемся из ниоткуда и вникуда исчезающем, запретили ездить на автомобилях (теперь это право есть только у арт-машин) и иметь при себе огнестрельное оружие. «Старые добрые времена» продолжали заканчиваться ежегодно. В 1998-м у созданных трейлерами и платками улиц появляются номера и названия, а фестиваль впервые объявляется тематическим. На следующий год «Горящий человек» перемещается в свое современное положение — становится центром организованного на манер часового циферблата города (он же плайя от испанского «пляж», также использующегося на американском Западе для обозначения лож высохших озер, чем и является пустыня Блэк-Рок) с названиями по 15-минутным расходящимся от фигуры секторам и буквенными именами (по кольцу), тогда же участники лишаются еще одного ритуала — подъема фигуры совместными усилиями.


Данил Головкин

По поводу того, какие же «бёрнеры» настоящие, а какие нет, и что кого раздражает в современном Блэк-Рок-сити, в моем отныне любимом издании и единственном чтиве за последнюю неделю — уже упомянутом BRC Weekly (в газете, кстати, всего восемь полос формата А4, но конкурирующее издание — раздаваемая на въезде газета Black Rock Beacon — куда скучнее) по поводу этого разворачивается даже колко-ироничная полемика контрибьюторов.

«Burning Man — это фестиваль, который посещаешь для трансформации и в поиске убежища от земной жизни. Цель этого недельного утопического путешествия — с достоинством покинуть плайю, не оставив следов своего пребывания и изменить свое отношение к реальности. Проще говоря, это безглютеновый, с активированным углем и часто усиленный химическими элементами коктейль для очистки души.

В песках пустыни Блэк-Рок смешиваются нации, субкультуры, собираются любители психоделики... самый гуманистический аспект всего этого — смешение разных экономических классов: технические гении вроде Илона Маска и Марка Цукерберга, эксцентричные селебрити вроде Пи Дидди c его знаменитым розовым зонтом оказываются тут рядом с ребятами, которые считают, что целительные кристаллы и оливковое масло способны вылечить фибромиалгию».


Данил Головкин

Цукерберг и Маск по классификации автора — это the one-percenters с их «супер-упакованными RV (жилыми автофургонами — прим. ред. ), водой Fiji и бельем из египетского хлопка». «Они ведут себя как диджеи-суперзвезды, которым пришлось лететь коммерческим рейсом, а не частным бортом, но уверены, что это лишь временное лишение». Газета проходится и по ветеранам фестиваля, которые «непременно скажут вам, что все закончилось в 1996-м». Среди других раздражающих контрибьютора газеты Остина Геббиа (и в своем раздражении он часто справедлив и невероятно ироничен) — модели в поисках объектива Энни Лейбовиц («sparkle ponies»), техно-снобы, которые разок побывали в Бергхайме, но называют его своим домом, the stardust vagabonds («органические сыроедческие веганские души без ГМО, которых в пустыню привела сама Вселенная») и европейские туристы, которые привозят на плайю «17 автобусов, лодку, такси и Ноев ковчег».

Как в настоящей демократической газете, другой контрибьютор под забавным ником — Shutterslut — оппонирует предыдущему оратору на соседней странице: «Если ты не работаешь на one-percenters, то какая тебе разница, что творится за стенами их RV... тот факт, что Марк Цукерберг в прошлом году пожадничал и в его кэмпе всем желающим давали только половинку сэндвича с сыром, а не целый, правда разрушило твой бёрн?!»

Издатель Адриан Робертс резюмирует в своей колонке: «Как в большинстве вещей в мире, главное тут — сохранять баланс».


Данил Головкин

Ну и последняя цитата из BRC Weekly , из раздела «Подслушано на плайе» : «Я говорил, что ты увидишь то, чего никогда не видел раньше, но я вовсе не утверждал, что тебе понравится». Вообще, что же такое Burning Man , что ты тут увидишь, зачем эта куча самого разного народу приезжает на плайю и почему им это нравится — вопрос из разряда «Кто виноват?» и «Что делать?». На него сложно ответить и до, и после «бёрна». Один из арт-проектов этого года был даже посвящен тому, кто такой этот Burning Man : три художника сидели в черном кубе чуть ли не сутками и выслушивали ответ всех желающих на данный вопрос, а потом должны были резюмировать и выдать некий универсальный ответ. Не удивлюсь, если ответом будет что-то вроде «все это групповая галлюцинация».

Нереальное начинается еще до попадания в пустыню. Сначала, кто бы ты ни был — бродяга-веган или Цукерберг — тебе надо озаботиться билетом и вещами из списка выживания «бёрнера». Конечно, за Марка это может сделать армия ассистентов, но без этих вещей соваться в пустыню смысла не имеет. Я, а это был мой первый «бёрн», была уверена, что еду на некий рейв-фестиваль-тотальную арт-инсталляцию в пустыню, куда главное взять много невероятных костюмов, пока не прочитала этот список. Чтобы вы точно поняли, насколько я не понимала, куда вообще еду: я прикупила сапоги Rick Owens , чтобы ходить по плайе (редкая обувь способна пережить «бёрн», а я, к сожалению, пока сильно беднее Цукерберга и не могу позволить себе выкинуть такие ботинки через несколько дней).

Среди же на самом деле необходимого из списка: лыжная маска (кстати, если соберетесь, берите с желтым фильтром — идеально для песка), средства от загара с максимальной защитой, кружка с напечатанным или приклеенным ID, термобелье, пуховик, влажные салфетки, внушительное количество лекарств, яркий фонарь, респиратор, герметичная защита для телефона и прочей аппаратуры, спальник, велосипед и много других разной степени неожиданности предметов. Нам часть экипировки обеспечивал лагерь, но остальное из списка все приобретали самостоятельно. В спортивном магазине, где я приобрела большую часть, на меня изумленно уставился продавец: «Вы куда вообще собрались с такой странной экипировкой?» — «В пустыню». — «И что вы там будете делать?» — «Не знаю». Он решил, что я не в себе, и не без оснований, но я правда плохо себе все представляла. Я знала, что меня в свой лагерь пригласил венчурный инвестор и сооснователь компании SDV entures Дмитрий Волков. Два года назад он уже делал тут арт-лагерь с Олегом Куликом, теперь — с Андреем Бартеневым. И что мы будем не просто наблюдать за всем, а станем непосредственными участниками: Бартенев сделал для всех костюмы и ожидается некий подготовленный Андреем совместно с Дмитрием перформанс с нашим участием. Более никаких деталей. И пугающий список вещей для выживания. И не менее пугающая информация о том, что днем в пустыне жара за +40, а ночью температура опускается до плюс пяти (а по ощущениям и того ниже), и что мелкий песок Блэк-Рока проникает везде и всюду.


Дмитрий Волков и Андрей Бартенев

Данил Головкин

Чтобы окончательно себя добить, я прочла рассказы и интервью о событии с прошлых «бёрнов». Что меня поразило, ни у одного из людей, казалось, не было энтузиазма вернуться в пустыню снова и звучали многие рассказы как свидетельства выживших (возможно, мой страх сделал за меня выборку текстов).

Но страх и сапоги Rick Owens остались дома, а я полетела в пустыню. Вернее — сначала в Лос-Анджелес, а потом в город-казино Рино, из которого свой путь в Блэк-Рок-сити начинают большинство «бёрнеров». Многих из них, кому совсем невтерпеж начать самовыражаться, можно опознать уже у багажной ленты, а потом не раз встретить в отеле и на улицах. В Рино все напоследок хорошенечко моются, забирают арендованные RV, запасаются продуктами и средствами первой необходимости, ну и просто слоняются по довольно симпатичному, особенно в части без казино, провинциальному городишке в 40 минутах езды от знаменитого озера Тахо и в окружении множества лыжных курортов. Тут находится одно из производств Tesla и скоро откроется офис Google , так что Рино местечко зажиточное. Живет здесь около 300 тыс. человек, и, кстати, ни один из встреченных нами на вопрос, были ли вы на Burning Man , не ответил положительно.

Мы с двумя участниками нашего лагеря, пока большая часть группы, прилетевшая в Рино раньше, закупает продукты и проклеивает окна RV от попадания песка, решаем перед выездом в неведомое хорошенько поесть и докупить то, что забыли. Вопрос еды решает аутентичное вьетнамское кафе Golden Flower (в него же мы и побежим первым делом, как вернемся из пустыни). Докупаем лекарства, протеиновые батончики, снеки, фляжки (кстати, невероятно полезный предмет, и ID лучше бы перевести или наклеить прямо на него, потому что как выясняется, нужен этот пункт из списка необходимого, чтобы тебе наливали алкоголь в барах). Докупаем еще и теплых эстрадных вещей в Antiques & Treasures — магазине винтажа, делающем, наверное, половину своей выручки перед Burning Man , и эстетской бижутерии в Hudson Vintage , где по сходной цене можно купить хоть Tiffany 1940-х, хоть Lanvin 1990-х.


Данил Головкин

На следующий день выезжаем с группой «второй заезд» караваном из нескольких RV. Большая часть тут впервые, так что особо попугать или ободрить себя подробностями предстоящего не получается. Как ни удивительно, впервые едет на фестиваль и Андрей Бартенев. Хотя, как потом станет очевидно, он должен бы быть почетным гражданином Блэк-Рок-cити. Когда другие люди вырываются из серого дома и радикально самовыражаются в пустыне, этот великолепный художник-эксцентрик убегает из нашего скучного мира домой в яркую и удивительную вселенную Burning Man .

Из необычных предметов, путешествующих с нами на RV — гигантская надувная фигура зеленого инопланетянина (ее мы по просьбе Бартенева привозили с главредом GQ Игорем Гараниным и фотографом Данилом Головкиным, с которыми летели вместе из Москвы) и арфа. Вернее — две. Одна классическая и одна электроарфа с надевающейся на манер рюкзака колонкой. Везет их известный арфист и композитор Александр Болдачев. И все это и многое другое — для перфоманса нашего арт-лагеря — «Aliens? Yes!» по адресу 9:15 Fire. Мы будем устраивать шествие пришельцев под аккомпанемент арфы, сами тоже будем играть на неких загадочных инструментах. «Там будут такие палки, ими надо будет махать и издавать звук, — инструктирует Бартенев. — Саша, арфист, научит всех правильно махать».

От Рино до Блэк-Рока — 150 км, ехать без пробок 2,5-3 часа, но на подъезде к Burning Man пробки образуются просто гигантские. Мы простояли на въезде часов пять. За это время изучаем свой RV. Я интересуюсь экономикой поездки у соседей по лагерю. Арендовать 8-местный RV, жить в котором комфортно не более чем впятером, на неделю Burning Man обойдется в 3-4 раза дороже, чем в обычное время (от $2 тыс. по официальным данным, но более $10 тыс. — по опыту), но это только часть трат: еще аренда лагеря за сумму от $150 до десятка тыс. с человека (так, по данным Bloomberg в $16 500 было оценено проживание в частном лагере с кондиционерами и wi-fi в 2014 году), если не хочешь бесплатно спать в гамаке на пирсе или на пенке в Центральном лагере, пропуск на машину ($80), билет (от пары сотен до $1200 в зависимости от того, участвуете ли вы в лотерее или покупаете билет без нее, и есть ли у вас льготы), ну и прочие траты на провизию.


Данил Головкин

Правда, товарно-денежные отношения закончатся при въезде на плайю: далее деньги вам понадобятся, только чтобы купить кофе и лед в Central Camp Cafe или оплатить услуги по заполнению и откачке воды и работу ассенизаторов в своем RV (последние — короли пустыни).

В пробке осваиваем и главный навык: учимся экономить эту самую воду, ведь запасы ее в баках ограничены, ну и вообще, первое правило пустыни — не проливать ни одной капли воды зря (лить воду, особенно грязную на песок, тут вообще самое тяжкое преступление). Не менее тяжкое преступление — мусорить, все свое надо носить с собой, утилизировать в собственном лагере и вывезти из пустыни в конце.

Часам к восьми мы оказались в лагере, выглядит территория и все окружающее сюрреалистично, но не опасно. Пустыня быстро объясняет, зачем нужны респираторы и маски: поднимается буря и мужчины лагеря собираются держать палатку-кухню. Со стороны смотрится занятно, примерно как в мультфильме «Ветер» Роберта Лоэбела.

Вечером идем гулять и смотреть арт-объекты. Находятся они в незаселенной части плайи, по ней же ездят самые невероятные арт-кары, на которые можно запрыгнуть и прокатиться. Есть очень красивые инсталляции вроде «The Tree» со светящимися лепестками, но в целом первое впечатление —​ Диснейленд для взрослых. Очевидно, что надо находить правильные места и участвовать во всем. Вообще же участие — один из главных принципов «бёрнера», здесь нельзя быть пассивным зрителем, надо непременно что-то привносить. Кто-то читает лекции или гадает на Таро, кто-то угощает пиццей или коктейлями, устраивает перформансы или концерты. Чего только не найдешь на гигантской территории Блэк-Рок-сити. Burning Man для каждого свой. Если спросить того, кто бывал, то кто-то скажет, что тут много арта, кто-то расскажет про шаманов, кто-то про секс-наркотики-рок-н-ролл. На деле — сюда приезжают 60-70 тыс. человек и создают на неделю антиутопический мир, в котором есть все: искусство, рейвы, оргии, а также утренняя йога, чайные церемонии, барбекю и мастер-классы по оригами. Каждый выбирает свое. Ты можешь заранее посмотреть, что тебе интересно, по выдаваемой на въезде книжке или мобильному приложению iburn . А можешь просто довериться моменту — и это самое интересное. Наметить лишь начало маршрута, а потом ходить или ездить на велосипеде по огромной территории, следуя советам случайных встречных или просто двигаться на огоньки.

Для кого-то все происходящее напоминает «Безумного Макса» , но для русского человека все это несомненно — «Кин-дза-дза» . И эстетически, и потому что условные спички стоят куда дороже денег.


Данил Головкин

Утром второго дня помогаем Андрею Бартеневу развешивать костюмы и выбираем реквизит себе. Я быстро втягиваюсь. «Ты выбираешь мои любимые вещи», — говорит Андрей. Он готовился к поездке на фестиваль три месяца, на месяц вообще закрывал свою галерею «Здесь на Таганке» и делал там временную Burning Man Station . На плайю он привез 40 чемоданов костюмов — и для шествия, и для нашего самовыражения вне его.

Наш лагерь поначалу напоминает пионерский. Формируются сообщества и коалиции, объединяет и увлекает всех только выбор костюмов. Беру себе золотое короткое платье с быками и кепку с золотым петушиным гребнем. Мне кажется, что выгляжу я крайне экстравагантно (к последнему дню меня будет удивлять этот неприметный casual-наряд). В таком виде отправляюсь на велосипеде смотреть арт-объекты на плайе днем, до самой жары — и лично мне они при солнечном свете нравятся гораздо больше.

Возвращаемся в лагерь, Бартенев все еще продолжает что-то разбирать. В шатер периодически заходят люди и спрашивают, не раздача ли это костюмов (а отдавать или менять вещи — еще одна традиция «бёрнеров»). Объясняет, что это реквизит лагеря, но дарит каждому мелочи, чтобы не расстраивались. Я втягиваюсь в процесс и беру у Бартенева много пластиковых бус, чтобы дарить встречным. Тут так принято.

Тем временем Бартенев переходит к украшению лагеря. Многие берутся ему помогать. Один из элементов декора палатки-столовой — зеленые флажки, кто-то режет обнаруженные цветные нитки и развешивает флажки на них. Как выяснится потом, это были струны для арфы стоимостью около €800. Хорошо, что есть запасные — перформансу все же быть.

Ночью снова идем гулять, уже ответственнее подойдя к вопросу наряда: на мне что-то сложносочиненное поверх другого эксцентричного, куча аксессуаров, ободок с головой пришельца и накладные ресницы в виде перьев. Вообще, накладные ресницы и самые невероятные светящиеся аксессуары для ночи надо бы добавить в список предметов первой необходимости (последние, кстати, и правда сильно обезопасят жизнь, когда ты идешь или едешь на велосипеде по темной пустыне от одного арт-объекта к другому или курсируешь между рейвами: без огоньков тебя могут не заметить и попросту сбить).


Данил Головки

Мне хочется добавить к костюму еще и шубу, которых Бартенев привез несколько десятков, но нам одновременно не везет и везет с погодой — ночью очень тепло. Как рассказывают нам старожилы, впервые с 2006-го. Двое мужчин за 50 на фестивале уже 17-й раз и на их памяти это всего второй случай такой жары.

Тут вообще много «бёрнеров» в возрасте, и не все из них ветераны, некоторые начали радикально самовыражаться уже в солидном возрасте. Самым же молодым «бёрнерам» на вид лет по шесть. Пока я думаю о присутствующих тут детях, мы в ночи на гигантской овце пересекаем пустыню. Проезжаем скалодром с баром на вершине. По стене карабкается мужчина в костюме розового плюшевого зайчика с непубликабельной надписью на спине. Почему-то думаю, что он клерк, и какой, должно быть, кайф, когда ты 358 дней в году сидишь в офисе, превратиться на семь в зайчика, который лезет к бару по отвесной стене.

Дмитрий Волков советует смотреть плайю не ночью, а на рассвете — и свет самый красивый, и с вечеринок в разных состояниях измененного сознания по пустыне возвращаются самые стойкие рейверы. Забегая вперед, скажу, что мы отправимся на плайю на рассвете через пару дней с девушкой из нашего лагеря. Более того, мы возьмем коврики для йоги, наденем костюмы пришельцев и пойдем заниматься к инсталляции в виде гигантского розового фламинго. И ничего слишком странного или экзальтированного в этом не будет. Тут этим не шокируешь и не привлечешь внимания, можешь только вызвать улыбку, одобрение, тебе скажут, как это красиво. И это «красиво» может быть про асану, а не костюм. Могут обнять. Объятия тут вообще одна из главных валют, а главная ценность Burning Man — люди. Те, что хоть на неделю могут построить мир, живущий совсем по иным принципам. Мир, в котором не мусорят и по-настоящему берегут воду. Мир, в котором не работает ни телефон, ни интернет, ни просто связь (в очереди за кофе парень в дредах кричал: «Что вы уставились в свои телефоны? Трамп, к сожалению, все еще президент и больше не нужно ничего знать из новостей»). Здесь деньги стоят очень мало. Конечно, если ты живешь в условиях комфорта RV, ты уже потратился, но речь не об этом. Очень показательный пример — кафе с платным кофе. Пару лет назад в это кафе утром и вечером приходили парни и ставили коробку с $500, разменянными купюрами по $5 — «на ваши напитки». И так каждый день.


Данил Головкин

Рассказывает мне эту историю волонтер из Мичигана (а исторически — из Ленинграда), который уже далеко не первый год прилетает сюда на самолете и предлагает прокатиться на нем по плайе любому желающему. И он тут такой не один — бесплатные экскурсии предлагают многие пилоты.

Волонтер из Мичигана дарит нашивки и резюмирует ситуацию с кофе: услуги портят Burning Man .

Другой случайный встречный, фотограф из Чикаго, который ездит сюда с 2009 года, считает иначе:

«Люди говорят, что все портится, потому что приезжают первый раз и верят в идеальный мир, восхищаются им. Потом возвращаются и видят, что мир не идеален, и начинают говорить, что все портится. Но те, кто приезжают первый раз, по-прежнему в восторге. Burning Man меняется и остается таким же. Он растет и становится разнообразнее. В первый год я составил список всего, что хочу увидеть, а потом просто выкинул его — тут надо go with the flow ("пустить все на самотек")».

Нас это go with the flow заносило то к карусели, то на «шоу поедания бобра» (как по ошибке перевела сначала найденное в книжке эротическое представление девочка из нашего лагеря, не разобрав американский сленг), то в храм мертвых. Последний — впечатление удивительной силы. Среди шума вечеринок и перформансов, гула арт-машин, разъезжающих по пустыне, ты оказываешься в абсолютной тишине этого храма. Memento mori.

На третий день мы устраиваем первое шествие инопланетян. Бартенев, кажется, немного нервничает. Волков спокоен и размахивает флагом. Мы учимся играть на странных предметах, которыми надо довольно интенсивно махать, чтобы они издавали потусторонний звук. Идем к статуе «Горящего человека» , который в нынешнем году установлен внутри деревянного храма (тема года — Radical Rituals ), колонной. Замыкают ее несущие гигантскую надувную голову пришельца, а возглавляет — сам Волков с флагом на древке. Смотреть на все происходящее сквозь сетку маски пришельца под звуки странной штуковины и прекрасной арфы было одним из самых сильных впечатлений. Мы устроили мощную конкуренцию Area 51 .

После спрашиваю Волкова, как ему тут. Говорит, для него все не как для простого «бёрнера» — очень много подготовки. На плайе, он уверен, создается уникальная ситуация: тут накрывает физически и психологически, и из-за радикального самовыражения, и из-за по-настоящему тяжелых условий пустыни.

«Когда я возвращаюсь отсюда, резко начинается работа и нет периода выхода, — продолжает Волков, — но остаются фото, потом воспоминания всплывают».

С Бартеневым до подготовки к Burning Man , как выясняется, они друг друга лично не знали, хоть и было много общих знакомых. «А еще я хотел приобрести работы Бартенева в свою коллекцию, а теперь у них будет своя очень личная история, — продолжает Дмитрий. — Бартенев вообще очень подходит месту: он мастер перформанса».

На следующий день устраиваем второе шествие — как нам кажется, сработали мы лучше, чем вчера. И в какой-то момент я уже вообще больше зеленый человечек, чем креативный директор «РБК Стиль» или эксперт по ограненным алмазам.

Но приходится выйти из образа и сдать костюм: зеленые человечки потом поедут в Шанхай, где будет устроена выставка.

Другие же костюмы дарят нам. Какие-то вещи по бёрнерской традиции Бартенев раздает заглянувшим в кэмп — так что у некоторых «бёрнеров» есть теперь настоящие произволения искусства.

10 принципов «бёрнера»

В один из вечеров, когда все уже куда больше пришельцы, чем те, кем были до, Дмитрий предлагает представиться. «Я венчурный инвестор и философ», — говорит он, стоя в кепке с дуршлагом на голове. «Юрист», — продолжает представление мужчина в шубе с механическими плюшевыми зайцами. «Глава инвестиционного фонда», — рассказывает другой в куртке в виде дикобраза из серого фетра. И вот это все кажется куда более сюрреалистическим, чем то, что было до, когда все были просто зелеными человечками. Или когда гонялись за машиной для откачки воды из RV в попытке заманить ее в наш лагерь на велосипедах в раскрашенных краской сложной архитектуры костюмах и шапках из фольги на голове, или... Перечислять можно бесконечно долго.

Только когда уезжаешь, понимаешь, как было круто. Это лучше випассаны и вообще идеальный диджитал-детокс. Да, я начала больше следить за своим мусором и перестала постоянно хвататься за телефон в своей вечной рабочей истерике. И все это мелочи по сравнению с главными выводами и переменами, которые я оставлю как нечто интимное при себе — и это только результат первых часов вне плайи.

Вообще момент выхода в реальность из пустыни очень интересен: появление сигнала телефона, первый магазин на заправке, где надо расплатиться деньгами, а хочется по привычке подарить кассиру бартеневские бусы и его обнять.

Мне приходят три смс, пока 3G еще не включился и не посыпалось все остальное: банк о пополнении счета, мама с текстом про то, что мой друг не может мне дозвониться и очень нервничает, и рассылка от LeForm — вот она возвращается, моя реальная жизнь.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Фестиваль Burning man, то есть «горящий человек», каждый год собирает деятельных мечтателей, готовых в пустыне без благ цивилизации создавать город будущего, который полностью исчезнет, как только праздник закончится. Это триумф радикального самовыражения и свободы, ограниченных только физическими возможностями участников. На площадке фестиваля в пустыне возводят шокирующие произведения современного искусства, между ними ездят машины-мутанты, а участники наряжаются в любые костюмы, какие только смогут придумать. Здесь выступают артисты, устраивают перфомансы, танцевальные вечеринки с диджеями, причем круглосуточно. Атмосфера на Burning man напоминает фантастический фильм, но все это происходит на самом деле.

Начиная с 1995 г., события каждого фестиваля объединяет одна общая тема; в 2017 г. это были радикальные ритуалы.

Фестиваль продолжается 8 дней с последнего понедельника августа по первый понедельник сентября, на который в США приходится День Труда - выходной для большинства организаций. Главное событие праздника, давшее ему название, происходит в субботу после заката: сжигают огромного деревянного человека, что символизирует возвращение из фантазии в реальность. Многие арт-объекты фестиваля сгорают вместе с ним, так как в реальной жизни места им не находится.

Немного истории

Первый фестиваль Burning man прошел в 1986 г. на одном из пляжей Сан-Франциско . Небольшая компания друзей собралась подурачиться и сжечь статую деревянного человека. Получилось весело, решили повторить через год, а потом через два. Количество участников стремительно росло, безумства и свобода самовыражения прогрессировали, поэтому вскоре праздник переехал в пустыню Блэк-Рок в штате Невада , где проводится до сих пор. В 2016 г. фестиваль собрал 75 тыс. гостей.

Burning man 2012

Особенности фестиваля

На Burning man не любят зрителей, точнее, их просто не пускают. Каждый, кто приезжает, автоматически становится бернером, то есть участником. Обязанности рядового бернера - активно самовыражаться и помогать в этом другим. Приветствуются инсталляции, абсурдные представления и любое веселье, но обязательно необычное. Иначе, какой смысл уезжать из привычной жизни в пустыню?

Организаторы фестиваля вообще не думают о том, чтобы создать участникам хоть какой-то комфорт в вопросах быта. Это один из главных принципов Burning man: каждый сам обеспечивает себя всем необходимым, при этом после он обязан вывести все отходы своей жизнедеятельности. Исключение всего одно: туалеты есть. Организаторы шутят: «Вы не можете выбрасывать здесь то, что не побывало внутри вас».

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Все происходящее на фестивале регламентируют 10 принципов:

  • Радикальное включение: каждый создает этот временный нереальный мир, отдавая всего себя;
  • Радикальная самодостаточность: сам участник - это все, что нужно для гармоничного существования на фестивале;
  • Радикальное самовыражение: максимум ярких новых идей;
  • Дарение: все даром и на энтузиазме, никто не пытается продать свои произведения;
  • Декоммодификация: полная независимость от рынка и нивелирование капиталистических ценностей, никаких рекламщиков и спонсоров;
  • Общественные усилия: каждый свободен в своем самовыражении, но при этом все объединены общей идеей и помогают друг другу в реализации любых замыслов;
  • Ответственность: на фестивале нет полиции, за безопасность и порядок отвечают сами участники;
  • Не оставляй следа: после праздника все его следы уничтожают или вывозят, и пустыня вновь становится безжизненной;
  • Участие: нельзя просто приехать посмотреть;
  • Здесь и сейчас: никто не строит планов и не думает, как использовать идеи фестиваля в дальнейшем, все его события сиюминутны.

На территории фестиваля ничего не продается, разрешены только дарение и обмен, за исключением двух кафе, торгующих кофе и льдом.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография





Билеты и проживание

Билеты недешевые, 425 USD, но разлетаются они моментально, без билета ехать бессмысленно - касс у входа нет. Дополнительно нужно купить пропуск на каждую машину за 80 USD. Продаются билеты на оф. сайте , при этом сама покупка - целое приключение: сначала регистрация на продажу билетов, через несколько дней - старт продаж и скоропостижное их завершение, ибо закончились. В одни руки - не больше двух билетов + один пропуск на машину. Проверка серьезная: не только по регистрации на сайте, но и по номеру кредитки - одной картой два заказа с разных профилей оплатить не получится. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Есть еще билеты для малоимущих по 190 USD, их продают отдельно по заявкам, в этом году они закончились еще в апреле. Дети до 12 лет проходят бесплатно по специальным билетам. Несовершеннолетние (до 18) допускаются только в сопровождении взрослых.

Начинается фестиваль в 0:01 понедельника, поэтому участники съезжаются накануне. Ворота откроются в воскресенье 27 июля строго в 12:01, а закроются 5 августа в 12:00.

Об условиях проживания все заботятся самостоятельно: палатки, тенты, автобусы, открытое небо, кому как нравится. Импровизированный кемпинг находится за пределами главной площадки, предназначенной для искусства.

Как добраться

Фестиваль проходит в пустыне Блэк-Рок на северо-западе штата Невада. Добираться сюда в любом случае придется на машине, а прилетать - в один из крупных городов поблизости. Например, в Сакраменто , откуда до пустыни на машине 6,5 часов. До Лас-Вегаса из Москвы и Санкт-Петербурга больше рейсов, и билеты обычно дешевле, но ехать придется около 10 часов. Еще интереснее в плане перелета Лос-Анджелес , от него дорога займет 12-14 часов. Если долгое путешествие на машине кажется утомительным, из любого города можно за 1-1,5 часа долететь до Рино (аэропорт принимает только внутренние рейсы), а оттуда доехать до места всего за 4 часа.

Автомобили на территорию фестиваля попадают только по специальным пропускам, на площадке, где проходят все мероприятия, транспорт запрещен совсем, кроме мутантного. Вокруг можно ездить на мотоциклах, мотороллерах, велосипедах.

Оф. сайт фестиваля.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Burning Man (перевод с англ. «Горящий человек») — крупнейший в мире фестиваль искусств и радикального самовыражения, который ежегодно проходит в пустыне Блэк-Рок (Black Rock Desert) в Неваде, США.

Даты фестиваля каждый год разные, он длится одну неделю в конце августа, окончание приходится на День труда — официальный праздник, который в США отмечают в первый понедельник сентября.

Самый очевидный способ попасть на фестиваль — просто купить билет, также можно примкнуть к одной из многочисленных групп в качестве волонтёра. Волонтёры нужны при установке скульптур или строительстве жилья, обычно им дают билеты бесплатно или с большой скидкой взамен на помощь. В любом случае, чтобы попасть на Burning Man, вам нужен билет.

Билеты на Burning Man

Чтобы купить билет, для начала нужно создать аккаунт на официальном сайте Burning Man.

Билеты на фестиваль стоят от $190 до $1200. Их продают в несколько этапов, на каждый этап нужно сначала зарегистрироваться, затем в назначенный час открывается продажа. В это время вы заходите в свой профиль, нажимаете кнопку «Купить билет» и дожидаетесь своей очереди.

У вас также должен быть аккаунт на сайте TicketFly . Это сервис, через который продаются билеты. Если заранее не сделать аккаунт и не зайти в него при покупке, система отправит вас в начало очереди и вам придётся опять ждать. Продажа длится, пока есть билеты, обычно их раскупают за несколько часов.

Основные этапы:

  • Pre-Sale (предварительная продажа ): 5000 билетов по цене $990 и $1200 без налогов. Проходит в январе-феврале.
  • Low Income Ticket Program (билеты низкой стоимости ): 4000 билетов по $190. Для тех, кто не может себе позволить обычные билеты. Вы должны заранее подать заявку и предоставить документы о доходах и расходах. Проходит с февраля по апрель.
  • Main Sale (основная продажа ): 26 000 билетов по $425 без налогов, с налогами порядка $490. Проходит в марте.
  • OMG Sale («боже-мой» продажа ): 2000 билетов по $425 без налогов. Проходит за три недели до начала фестиваля.

Если вы собираетесь приехать на фестиваль на любом транспортном средстве (машине, автобусе или «доме на колёсах»), вам также нужно будет купить для него пропуск (vehicle pass ), который стоит $80 без налогов.

Даты продаж каждый год объявляют на официальном сайте . Билеты доставляют почтой только в США, для всех остальных есть опция «will call». Выбрав её, вы заберете свои билеты прямо перед входом. Либо вы можете попросить какого-нибудь знакомого в США получить билеты на свой почтовый адрес и переслать вам, если очень хочется скорее подержать их в руках.

Создатели и участники настаивают, что Burning Man — не фестиваль, а прежде всего сообщество, временный город в пустыне и глобальное культурное движение, основанное на 10 принципах.

10 принципов Burning Man

  1. Радикальная вовлеченность. Здесь нет простых «зрителей». Каждый, кто здесь оказался — полноправный участник, который создает Burning Man наравне с другими. Даже количество людей здесь отмечается графой «население» (англ. population), а не «посетители», как на любом другом крупном мероприятии.
  2. Дарение. Деньги и любой их эквивалент в Блэк-Рок Сити запрещены. Купить за деньги можно только кофе в Центральном лагере и лёд в лагере «Арктика».
  3. Отсутствие коммерции. Любые логотипы и лэйблы заклеивают, закрывают чем-нибудь или переделывают до неузнаваемости. Burning Man — это полностью некоммерческий проект.
  4. Радикальная вера в себя. Burning Man побуждает каждого обнаруживать в себе внутренние ресурсы, максимально использовать их и доверять им.
  5. Радикальное самовыражение. В мире Burning Man, где нет ни корпораций, ни дресс-кода, ни социальных слоев, и все друг к другу относятся участливо и доброжелательно, и ничто не отделяет вас от собственного «Я», вам ничего не остается, кроме как быть самими собой. Не только творческие люди — художники, музыканты, артисты — могут выразиться. Для инженеров, изобретателей, спортсменов — для кого угодно найдётся место и способ приложить свои способности.
  6. Совместная работа. Burning Man — это и всё сообщество в целом, и каждая личность по отдельности. Именно сообща создаётся неповторимая атмосфера.
  7. Гражданская ответственность. Каждый несёт личную ответственность за собственную безопасность и безопасность всех остальных участников.
  8. Не оставляй следа. Burning Man — самое безопасное для экологии мероприятие. После него не остаётся ни капли воды, ни кусочка бумаги, ни одной крупицы пепла. Пустыню после фестиваля каждый раз приводят в тот же самый вид, что и до, и каждый несет за это ответственность (см. предыдущий пункт). Ежегодно после фестиваля составляется «карта мусора». Коммуны, которые оставили больше всего мусора, могут оштрафовать на крупную сумму.
  9. Участие. Каждый участвует по мере сил и желания.
  10. Непосредственный опыт. Там, где нет никаких барьеров и можно вообще ВСЁ, непосредственное переживание играет важнейшую роль.

Блэк-Рок Сити — временный город в пустыне

Пустыня Блэк-Рок, где каждый год проходит фестиваль, находится на северо-западе Невады, в 530 милях (850 км) от Лас-Вегаса и в 150 милях (240 км) от Рино — третьего по величине города штата. Ближайший к ней город — Джерлак (Gerlach), в котором живёт всего 200 человек.

Black Rock City в переводе с английского — «Город Чёрной Скалы», обычно его сокращают до BRC. Блэк-Рок Сити является самостоятельным муниципальным образованием и входит в пятёрку крупнейших городов Невады. Здесь есть собственный аэродром, почта, официально можно заключать браки.

Город имеет форму круга, в центре которого находится фигура «Мэна».

Пустой круг в центре — территория самого фестиваля, Плайя (Playa), где размещаются арт-объекты. По краям — жилые кварталы, образованные радиальными улицами, обозначенными буквами от A до L, и пересекающими их прямыми улицами, обозначенными по принципу цифербалата: 10:00, 9:45, 9:30 и так далее.

Напротив фигуры человека находится центральный лагерь, дальше кварталы от A до F занимают официальные лагери и коммуны, или «кэмпы», от G до L — «дикари».

Кроме центральной Плайи, есть несколько «площадей» внутри города, которые являются местными «центрами притяжения». Пустую территорию на севере города называют Дип-Плайей («Глубокая Плайя»), там проходят шумные вечеринки с мутант-машинами.

Арт-объекты на Burning Man

Огромные арт-инсталляции и объекты — довольно малая, но безусловно, самая зрелищная часть фестиваля. Каждый год они, как и весь Блэк-Рок Сити, возникают буквально из ничего среди безжизненной пустыни, и каждый год бесследно исчезают.

» явно будет одним из лидеров. В пустыне Блэк-Рок в штате Невада собрались десятки тысяч участников на 30-й ежегодный фестиваль «Горящий человек 2016» (англ. «Burning Man»).

Целую неделю собравшиеся со всех концов света в пустыне люди радикально самовыражались. Посреди песков были возведены различные необычные сооружения и инсталляции, часто фантастических форм. Здесь можно встретить сотни машин самого невероятного вида, многие участники ходят в костюмах персонажей зверей и различных предметов.

1. «Горящий человек» начинается в пустыне в штате Невада в последний понедельник августа, причем ровно в 00:01. Заканчивается в День Труда – праздник, отмечаемый в США в первый понедельник сентября. Он является выходным днем для большинства организаций.

2. Три основных способа самовыражения здесь - оригинальные костюмы, оригинальные транспортные средства и необычные инсталляции. Вот одно из них - невероятный автомобиль. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

3. Организаторы фестиваля «Горящий человек 2016» определяют его как эксперимент по созданию сообщества радикального самовыражения, полагающегося при этом только на себя. Ни больше, ни меньше. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

4. Световая инсталляция. Пустыня Блэк Рок в штате Невада, 29 августа 2016. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

5. Фестиваль «Горящий человек 2016» проходит в пустыне Блэк-Рок в американском штате Невада. Эта пустыня - солончак и бессточное озеро. Она является частью высохшего доисторического озера Лаонтан, которое существовало 18-7 тыс. лет до н. э. в ходе последнего ледникового периода. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

6. Тут можно посидеть на диванчике. Тумба с телевизором - на цепи, видимо, чтобы не уперли. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

7. Деревянные башни с мостиками. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

8. Крылатые качели. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

9. Инсталляция, напоминающая, что ты всё еще на Земле. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

10. На заднем плане - бум-мобиль с мощными колонками. Передвижная дискотека. (Фото Jim Urquhart | Reuters):


11. Арт-инсталляция Космический кит. Это и понятно, земного тут немного. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

12. Ходули - популярный вид местного передвижения. Пустыня Блэк Рок в штате Невада, 29 августа 2016. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

13. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

14. Заканчивается всё всегда на фестивале одинаково - сжиганием деревянных конструкций… (Фото Jim Urquhart | Reuters):

15. … и самого Человека. (Фото Jim Urquhart | Reuters):

16. Еще несколько фотографий с самого необычного фестиваля в мире. Это 2011 год и мега-машина, которой бы позавидовал .

19. Временами в пустыне поднимается песчаная буря. Сзади - огромный Человек, который стоит вдали и ждет часа сожжения, 31 августа 2014. (Фото Andy Barron):

20. Горящий человек 2014.

Хотите попасть на фестиваль «Горящий человек 2017» в Неваде? Запоминайте 10 основных принципов:

  1. Радикальное включение
  2. Дарение
  3. Декоммодификация
  4. Радикальная самодостаточность
  5. Радикальное самовыражение
  6. Общественные усилия
  7. Ответственность
  8. Не Оставляй Следа
  9. Участие
  10. Здесь и сейчас

22. И совершенно точно вам не помешает инопланетный костюм, хотя пойдут и костюмы зверей, и предметов.

23. Сожжение деревянной фигуры, символизирующей человека, на фестивале «Burning Man». Первое сожжение небольшого деревянного человека было в 1986 году, тогда ещё на одном из пляжей Сан-Франциско, небольшой группой друзей. Впоследствии круг участников расширился и переместился на нынешнее место в пустыню в штате Невада.