Где находится башня "Бурдж-Халифа": город и страна. Небоскреб «Бурдж Халифа» - самое величественное здание в мире

Хотели ли бы вы дотронуться до облаков? Думаю да, раз вы открыли эту статью Бурдж Халифа манит в Дубай многих туристов. Иногда только ради неё туда и едут. Даже просто туристы, не романтики и не мечтатели, не могут обойти знаменитую башню стороной. Она будет мозолить глаза, ощущаясь миражом в лёгкой дымке раскалённого дубайского воздуха.

Да, её высота поражает воображение, но вы не думали, что на этом её необычность заканчивается? Ведь все только про высоту и говорят? Давайте разберёмся, стоит ли тратиться на дорогие билеты и на как сэкономить, если вы решили на неё подняться.

В 2018 году Бурдж Халифа (Burj Khalifa, она же Бурдж Дубай) по-прежнему считается высочайшим за всю историю человечества - 828 метров и 163 этажа. Подняться на самый последний этаж туристы не могут. Максимально высокий уровень доступный туристам расположен на 148 этаже - смотровая площадка «at the Top Sky». Но бо́льшая часть ограничивается посещением площадки «at the Top» на 124–125 этаже. Почему?

Башня Бурдж Халифа - это, в первую очередь, бизнес-центр с офисами и апартаменты, почти половина которых, пустует. Ни иностранцы, ни местные не желают жить за стеклом и бетоном. Инфраструктура башни при этом развита отлично.

Открытая площадка At the Top

В 1 по 39 этажи располагается один из лучших бизнес-отелей мирового класса - Armani 5*, дизайн и интерьер которого разработал лично Giorgio Armani.

At.mosphere на 122 этаже - далеко не самый изысканный по интерьерам и кухне ресторан Дубая. Главная фишка - панорамные виды на город, а потому приходят сюда не только трапезничать. Но об этом чуть позже.

Кроме этого, Бурдж Дубай побила рекорды по самым высоко расположенным бассейну (76), ночному клубу (144) и мечети (158). Всю эту красоту обслуживают 57 лифтов, только один из которых поднимается сразу с первого этажа на последний.

Не забывайте, что в Бурдж Халифа, как и в любом другом общественном месте .

Стоимость билетов и как сэкономить

Неважно в составе экскурсии или самостоятельно, за подъём на Бурдж Халифу нужно платить. Многие находят стоимость входных билетов необоснованно высокой. Самая дешёвая экскурсия в Бурдж Дубай (124–125 уровень на закате), которую я находила, стоила 65$ с человека. В эту стоимость включён подъем на смотровую площадку, WiFi в башне и бинокли.

В рамках экскурсии всё понятно - билеты оформят за вас. При самостоятельном осмотре билет нужно покупать самостоятельно на сайте tickets.atthetop.ae , причём желательно ещё дома. Билеты на входе в башню стоят существенно дороже, чем через сайт. Билеты можно купить на позднее, чем за 30 дней. На ближайшие даты цены существенно выше, чем через 4 и более дней.


У подножия Бурдж Халифа расположены знаменитые «поющие фонтаны» и Дубай Молл

Обратите внимание! Билеты на сайте нужно оплачивать вашей картой именной! То есть той, на которой написаны ваши фамилия и имя. Возьмите её с собой. При получении билетов на кассе, вместе с электронным распечатанным подтверждением могут попросить банковскую карту, с которой проходила транзакция, и сверить ФИО с вашим паспортом!

Вход и касса в Бурдж Халифа расположены, как ни странно в Dubai Mall на этаже GF (там, где паркинг). В Дубай Молл везде есть указали At the Top, поэтому потеряться сложно. На входе в башню с вас попросят билеты. Если вы покупали билеты онлайн, вам укажут, где их нужно получить.

Планируя экскурсию, обязательно учитывайте прогноз погоды. В тумане или пыльную бурю вряд ли получится насладиться видами. При подъёме в закатное/рассветное время, учитывайте время самого заката/рассвета. А то бывали казусы

Несмотря на то, что Бурдж Халифа не участвует в , я крайне рекомендую с ней ознакомиться. Обычная среднестатистическая семья из трёх человек экономит с её помощью за неделю минимум 250 USD на питании и развлечениях .

At the Top, Burj Khalifa

Смотровая площадка At the Top расположена на этажах 124 и 125. Стоимость билетов :

Билет At the Top с 09.00 до 15.30 и с 18.30 до 23:00 с 16.00 до 18.00
Взрослый от 12 лет 141 AED 221 AED
Детский с 4 до 11,99 лет 111 AED 181 AED
Детский до 4 лет бесплатно бесплатно

Стоимость билетов зависит от времени подъёма (с 9:00 до 23:00, каждые полчаса).

В дневное время - самые дешёвые. Как по мне, днём там делать нечего. Серый блёклый город не производит должного впечатления. Из плюсов дневного посещения только отсутствие очередей, и то не всегда.

Время, которое вы пробудете внутри, не имеет значения. То есть вы можете купить билет на 11 утра и провести на смотровой площадке весь день. Вас никто не выгонит. Вот только делать там особо нечего. Кафе/ресторанчика на смотровой площадке нет, даже присесть некуда - все сидят на полу. В итоге туристы более двух часов на площадках не задерживаются.


Самое лучшее время посещения башни - закатные часы (с 16:00 до 18:00). Они же самые дорогие и популярные - в ожидании подъёма гости башни могут простоять в очереди час-полтора. Тем не менее я рекомендую именно это время, так вы увидите как дневной Дубай, так вечерний с его огнями и шоу фонтанов.

Маленький и логичный лайфхак для экономии - берите подъем на 15:30. Вечернее время брать не рекомендую, но оно всё же лучше чисто «дневного».

At the Top, Burj Khalifa SKY

Смотровая площадка SKY расположена на 148 этаже. Стоимость посещения:

Билет At the Top SKY с 19:00 до 22:00 с 09:30 до 18:00
Взрослый от 12 лет 375 AED 530 AED
Детский с 4 до 12 лет 375 AED 530 AED
Детский до 4 лет бесплатно бесплатно

За эти деньги гостям башни доступен как 148 этаж, так и 125-124. Однако, беспрепятственно перемещаться между ними не получится - сперва 148, потом спуск на 124–125. Время нахождения на смотровых площадках не ограничено.

К особенностям этой программы можно отнести не только высоту уровня, но и сопровождение гидом-экскурсоводом + приветственный напиток и пирожное в Lounge SKY. Кроме того, уровень 148 более приспособлен для длительного ожидания - диванов и кресел вполне хватает.


At the Top SKY значительно меньше, чем площадки на 124–125 уровне, но и людей здесь немного.

The Lounge, Burj Khalifa

В феврале 2019 года в Бурдж Халифе открылся самый высокий в мире лаундж. Располагается он на 152, 153 и 154 этажах, то есть почти на 30 этажей выше основной смотровой At The Top и на 4 выше площадки SKY.

The Lounge не является смотровой площадкой в традиционном понимании, хоть и виды открываются отличные, да и открытая площадка тоже есть. Это место в первую очередь создано для приятного времяпрепровождения и общения: гостям предлагаются безалкогольные сладкие напитки, чай, кофе, шампанское (по вечерам), а также закуски и десерты. После заката организуются живые музыкальные выступления.

Цены высокие, но если деньги есть, посетить стоит. Входные билеты также покупаются на оф.сайте (цены с человека без разницы по возрасту):

Программа Время
Tea in the clouds 12:30 – 14:30 15:00 – 17:00
AED 600 AED 600
Bubbly Sundowner 17:30 – 19:00
AED 649
Cocktails under the stars 19:30 – 21:00 21:30 – 00:00
AED 600 AED 600

Дополнительные услуги и экскурсии

Кроме непосредственно билетов на смотровые площадки, на официальном сайте можно докупить дополнительные экскурсии:

  • Dubai Ferry (водная прогулка из Марины в Шиндагу, Бур Дубай) - от 50 AED;
  • Музей Истории Эмиратов Etihad Museum - от 25 AED;
  • Дубайские фонтаны: вечерняя прогулка на традиционной лодке абра вокруг танцующих фонтанов - 68,25 AED;
  • Дубайский фонтан с плавучей платформы (Boardwalk) - от 20 AED;
  • At the Top (далее ATT)на закате + фонтаны Boardwalk - от 155 AED;
  • ATT + аквариум в Дубай Молл - от 190 AED;
  • ATT+ обед в ресторане Armani Deli - от 295 AED;
  • ATT + ужин на крыше ресторана The Burj Club с видом на фонтаны - от 275 AED;
  • ATT на восходе с завтраком (по пятницам и субботам) - от 135 AED;
  • Ускоренный проход на смотровую At the Top - от 315 AED.

At.mosphere: ресторан и лаундж

Часто слышу от туристов, что вместо смотровых площадок Бурдж Халифа выгоднее посетить ресторан или лаундж At.mosphere на 122 этаже. В принципе, я даже соглашусь, но с поправкой - выгоднее не по деньгам, а по атмосфере. Это очень престижное место для обеда с партнёрами по бизнесу или романтического ужина. «Случайных» людей здесь нет. Для этого в At.mosphere действует не только жёсткий дресс-код, но и правило минимальной суммы заказа:

The Restaurant At.mosphere:

  • завтрак: сет - 350 AED; по-меню - 200 AED;
  • обед: 220 AED вне зависимости от расположения столика;
  • ужин: 880 AED для столиков у окна, 580 AED - для остальных.

At.mosphere Lounge:

  • обед: 250 AED для столиков у окна, без ограничений - для остальных;
  • послеполуденный чай: 515 AED для столиков у окна, 440 AED - для остальных.

Кроме того, есть ограничения по возрасту гостей. Лаундж: с 12:00 до 17:00 разрешён пропуск детей старше 10 лет. С 17:00 до 02:00 старше 21 года. Ресторан: завтрак - без возрастных ограничений. Обед и ужин - старше 10 лет.

Как видите, суммы солидные. Но и приходят сюда «понтоваться» и «для галочки» далеко не бедные люди. Заменять ли смотровые площадки рестораном или лаунджем At.mosphere? Если средства позволяют, то думаю, можно.


Ресторан At.mosphere

Стоит ли подниматься на сами смотровые площадки Бурдж Халифа? Как по мне, подниматься нужно только, если есть «лишние» деньги. Редкий турист действительно в восторге от увиденного. За такую стоимость билетов все ожидают чего-то «Вау», но как-то не складывается. Поэтому ответ перекладываю на вас - я, правда, не знаю, понравится вам или нет

Очень важный момент. На Бурдж Халифе две смотровые площадки. Это важно, так как цена билетов отличается в разы, и Prime hours (лучшие часы для посещения) разные.

AT THE TOP – это смотровые площадки на 124 (открытая) и 125 (крытая) этажах, высота – 452 метра.

– это смотровая площадка на 148 этаже (открытая), высота – 555 метров.

Чтобы понять, почему так, мы немного окунемся в историю Бурдж Халифы, хотя всю историю в фактах и цифрах мы расскажем во второй части этой статьи. Вначале верхней смотровой площадки не было вовсе, хватало площадки на 124 этаже (452 метра), которая была самой высокой в мире.

Однако, в декабре 2011 года (через год после открытия Бурдж Халифы) открылась Кантонская башня в городе Гуанчжоу (Китай) со смотровой площадкой на высоте 488 метров, дубайцы остались без рекорда.

15 октября 2014 года Дубай свой рекорд отвоевал, открыв площадку на 148 этаже (555 метров). Но уже в июне 2016 года открылась смотровая площадка на Шанхайской башне (Китай) на высоте 561 метр, и дубайцы опять свой рекорд потеряли.

Теперь Дубаю “крыть” уже нечем. Напомним, что здание Бурдж Халифа высотой всего 585 метров, а остальные 243 метра – это большой металлический шпиль, в котором по всем нормам безопасности смотровую площадку организовывать нельзя.

Часы работы

Без выходных, с 8-30 до 22-00. Вход закрывается в 21-15.

Prime hours для площадок AT THE TOP – с 15-00 до 18-30.

Prime hours для площадки AT THE TOP SKY – с 9-30 до 18-00.

Prime hours могут меняться администрацией.

Цена билета

Билеты бывают двух видов - Immediate Entry Admission и General Admission. Дети до 4 лет всегда бесплатно. Далее все цены приведены в дирхамах, актуальный курс смотрите в нашей статье “ ”.

Immediate Entry Admission . Этот билет покупается в кассе в день посещения. Казалось бы, самый простой и удобный вариант.

На практике, это худший вариант. Во-первых, такой тип билета продается только на AT THE TOP, а на AT THE TOP SKY их нет вообще.

Во-вторых, билетов может просто не оказаться в наличии, ведь на смотровые площадки пускают ограниченное количество людей.

В-третьих, очень высокая цена 315 дирхамов, против 210 и 135 дирхамов у билета, купленного на сайте. Ниже таблица цен на билеты Immediate Entry.

General Admission . Этот билет покупается на официальном сайте https://tickets.atthetop.ae/. При покупке билета нужно выбирать дату и время посещения. Ниже таблица цен на билеты General Admission.

Билеты General Admission доступны на сайте за месяц до даты посещения. Оплата производится картами VISA, MasterCard и JCB. За покупку билета online взимается дополнительная плата 5 дирхамов. То есть, к ценам в таблице выше прибавляйте 5.

И еще один важный момент. Нельзя купить отдельно детский билет, только вместе с хотя бы одним взрослым, система не дает этого сделать. Если едете с ребенком, покупайте сразу все билеты одной операцией. Не забудьте про детский билет, иначе купить его потом отдельной операцией не сможете.

Наверное, Бурдж Халифе можно смело дать еще один рекорд – за самые дорогие билеты на смотровые площадки. Для сравнения, посмотреть на Шанхай с рекордной на данный момент смотровой площадки Шанхайской башни стоит 180 (на момент написания статьи 27 долларов).

Специальные предложения

При покупке на сайте можно воспользоваться комбо-билетами, некоторые очень выгодные.

AT THE TOP SKY + Dubai Fountain Boardwalk . Покупаете вместе билет на площадку AT THE TOP SKY и просмотр шоу со специального помоста у подножья Бурдж Халифы (на фото ниже, кликните для увеличения). Действует с 19-00, цена – 360 (+5) дирхамов.

Билет на AT THE TOP SKY стоит 350 (+5) дирхамов, а просмотр фонтанов с помоста можно купить отдельно за 20 (+5) дирхамов. Получается экономия 15 дирхамов.

ATT + Dubai Aquarium . Это выгодное предложение. Получаете билеты на AT THE TOP (не в Prime hours) и в . Цена – 180 (+5) дирхамов.

Билет на Бурдж Халифу стоит 125 (+5) дирхамов, билет в океанариум стоит 100 дирхамов. Получается экономия 45 дирхамов.

FAST TRACK . Этот билет позволяет проходить везде без очереди. Цена – 300 (+5) дирхамов, независимо от возраста. По этому билету пройти можно только на площадки AT THE TOP, для площадки AT THE TOP SKY такой тип билета не предусмотрен. Если видите, что кто-то проходит без очереди, не удивляйтесь и не возмущайтесь, он купил себе билет FAST TRACK.

Есть еще несколько комбо-билетов, но мы о них подробно сейчас говорить не будем, так как считаем их не очень востребованными. Если заинтересовались, то на сайте tickets.atthetop.ae можете прочитать их описание. Если не знаете английского, пользуйтесь встроенным в браузер переводчиком, будет более-менее понятно.

Человечеству издавна хотелось вскарабкаться на небо, и печальная судьба строителей Вавилонской башни ничуть не охлаждает пыл их последователей. С того момента, когда возведение небоскребов стало технически возможным, разные страны и города периодически соревнуются, определяя, чья постройка выше всех. Вот уже 5 лет (с 2010 года) обладателем рекорда является башня "Бурдж-Халифа" в Дубае: 164-этажное здание высотой в 828 метров - трудный образец для воспроизведения.

Грандиозная стройка

Однако строители не успели в срок, и торжественное событие пришлось перенести на 4 января следующего года. Изначально башня "Бурдж-Халифа" незамысловато называлась просто «Дубайской», но в процессе открытия премьер-министр ОАЭ сообщил, что посвящает ее президенту, шейху Халифу ибн Заиду ан-Нахайяну, и нарек тем именем, под которым ее знают сегодня.

В процессе возведения окончательная высота здания держалась в тайне. Проект, разработанный американским архитектором Э. Смитом, позволял варьировать высоту шпиля, поэтому создатели практически не рисковали: если бы появился конкурент, башня "Бурдж-Халифа" просто «подросла» бы на несколько метров.

Дорогое удовольствие

Обошлась грандиозная стройка в полтора миллиарда американских долларов - но сумма эта, судя по всему, могла быть значительно более крупной, если бы застройщики по-человечески оплачивали труд и обеспечивали безопасность рабочих (привезенных преимущественно из Южной Азии).

Западная пресса периодически поднимала шум: в 2006 году британская «Гардиан» публиковала, что рабочие зарабатывают до 3 фунтов в день (можно представить, какой ужас это внушило англичанам), а ВВС сообщало об ужасных условиях, в которых приходилось жить людям, занятым на строительстве.

В Сети можно найти множество статей о неприглядной правде, которую скрывала за своим сверкающим фасадом башня "Бурдж-Халифа". Страна и город, в которых происходило возведение, выглядят в них не слишком привлекательно.

Со времен строительства пирамид мало что изменилось…

Есть данные о том, что рабочие трудились по 12 часов в день и зарабатывали около 200 долларов в месяц (для сравнения: средний доход населения ОАЭ - более 2000 $). Мало того, эти деньги еще и не выплачивали вовремя, отнимали паспорта и в ответ на возмущения только грозили депортацией. Несмотря на это, практически все время строительства рабочие бастовали и даже устраивали бунты: в марте 2006 года ущерб, нанесенный мятежниками, оценивался в полмиллиона фунтов стерлингов.

По данным HRW (Human Rights Watch), несоблюдение техники безопасности привело к многочисленным несчастным случаям, но официально подтвержден только один инцидент со смертельным исходом, с которым связана башня "Бурдж-Халифа": страна и город, которые являются родиной гигантской постройки, только отмахивались от обвинений, не стремясь уделять этим досадным подробностям внимания. Результат был превыше всего, а цель оправдывала средства.

Сладкие плоды горьких трудов

Надо сказать, что цивилизованный мир, «страшно переживая» о нравственной стороне специфического дубайского бизнеса, продемонстрировал свое истинное отношение к происходящему, проголосовав, как говорится, долларом. Уже через год башня "Бурдж-Халифа" окупилась с лихвой - даже в процессе возведения здания его площади уже приобретались по цене от 40 тыс. долларов за квадратный метр.

Впечатляющее вложение сделала фирма "Армани": ей принадлежат 37 этажей, с первого по тридцать девятый (исключая два технических 17-й и 18-й). Тут размещен отель, носящий название знаменитого модного дома (к дизайну номеров приложил руку сам мастер - Джорджо Армани), и офисы компании.

На откуп бизнесменам отданы также практически все верхние этажи, начиная со 111-го, а чуть пониже располагаются апартаменты, которые могут себе позволить только миллионеры. Известно, что один этаж полностью выкупил индийский толстосум Шетти.

В каждую группу помещений (квартиры, офисы и отель) - отдельный вход. Забавно, что первый и последний этажи соединяет только один лифт, и тот служебный. Так что если есть намерение добраться до самого верха, придется совершать пересадки. Желающих немало: одна из двух смотровых площадок самая высокая в мире, и вид с нее открывается великолепный. Благодаря сему факту туристам пришлась по душе башня "Бурдж-Халифа": город Дубай, раскинувшийся внизу, представляет собой прекрасное зрелище. На площадке можно провести хоть целый день, время не лимитировано. Зато попасть на нее проблематично, и бывалые путешественники советуют побеспокоиться о билетах заранее.

Специфика башни

Ситуация с лифтами обусловлена конфигурацией здания: напоминая по форме сталактит, оно ступенчато сужается кверху и заканчивается 180-метровым шпилем. При строительстве, разумеется, учитывался климат места, где находится башня "Бурдж-Халифа": здешняя жара очень усложняла жизнь рабочим. Для возведения сооружения использовался специальный бетон, способный выдержать нагрев до 50 градусов. Мало того, при заливке в раствор необходимо было закладывать измельченный лед и работать исключительно в ночное время, иначе прочность готового изделия была бы весьма далека от оптимальной.

Интересное решение было найдено и в отношении водоснабжения. Собирать дождевую воду и потом употреблять ее для разнообразных нужд - идея не новая, используется давно. Проблема заключалась только в том, что в стране, в которой находится башня "Бурдж-Халифа", осадков практически не бывает. Зато (видимо, решили проектировщики) тут будет огромное количество конденсата: система охлаждения воздуха «выжимает» воду из помещений, а значит, ее можно собрать и таким образом сэкономить ценнейший ресурс. Идея была очень удачно воплощена в жизнь. Сейчас за счет такой экономии удается собрать около 40 млн литров воды в год.

Кондиционеры не только охлаждают, но еще и ароматизируют воздух в здании (запах разработан специально). Но им было бы трудно справиться, если бы специальные окна не отражали По площади они равняются трем и моют их постоянно: необходимо три месяца, чтобы очистить все, а потом работа начинается сначала.

Блеск и нищета ОАЭ

Любопытны и показательны условия, в которых появилась башня "Бурдж-Халифа". Страна под названием Объединенные Арабские Эмираты - одна из богатейших в мире. Баснословные состояния местных шейхов давно стали притчей во языцех, и указанное сооружение можно считать своеобразным символом могущества денег.

Город Дубай - столица одноименного эмирата (государства в государстве) - самый крупный в ОАЭ и самый, пожалуй, динамично развивающийся. Он уже входит в тройку в регионе (не в последнюю очередь благодаря расположенному в удобнейшем месте ультрасовременному морскому порту) и не собирается останавливаться на достигнутом, стремясь покорять все новые и новые высоты.

При всем своем великолепии Дубай (где башня "Бурдж-Халифа" и возвышается) не является столицей страны, уступив эту честь Абу-Даби, главному городу одноименного эмирата, самого крупного и богатого из всех. По некоторым источникам, он обеспечивает около 70 % ВВП всего государства в целом.

Федеральная монархия

Надо сказать, что уяснить устройство Объединенных Арабских Эмиратов для европейца непросто, поскольку это какой-то совершенно дикий гибрид демократии с абсолютной монархией, и по равноправию федеральных единиц есть большие вопросы. Так, главным органом власти в ОАЭ является Высший совет, который состоит из глав (читай: монархов) всех семи эмиратов. Но решения его легитимны, только если присутствуют представители самых «крутых»: Абу-Даби и Дубая. С точки зрения торжества демократии это очень сомнительно. Но с точки зрения здравого смысла - вполне закономерно: эти два эмирата обеспечивают более трех четвертей ВВП. Кому, как не им, определять векторы развития государства?

Стремительный взлет

Сейчас ОАЭ развиваются очень быстро. Связывают это с благоприятным налоговым климатом, наличием зон свободной торговли и отсутствием бюрократии.

Разумеется, изначально старт экономике дала нефтедобыча, но если строго придерживаться фактов, то государство, где находится башня "Бурдж-Халифа", уделяет должное внимание и другим источникам дохода. На сегодняшний день почти 30 % ВВП составляет сфера услуг, в том числе туристических, а нефть обеспечивает менее десяти.

Эмираты торгуют, добывают, закупают новейшие технологии и развиваются - стремительно и беспощадно (особенно по отношению к тем, кто своим трудом обеспечивает это развитие). В ОАЭ проживают около 5 млн человек. Не очень много, но даже это число не стоит путать с количеством коренного населения - непосредственно граждан, которых меньше миллиона.

Справедливость, павшая жертвой эффективности

Надо ли говорить, что всю черную работу в ОАЭ выполняют выходцы из беднейших стран? Именно они вкалывают, как негры на плантациях, зарабатывают по местным меркам три копейки и даже не имеют возможности привезти сюда свои семьи: государство, где находится башня "Бурдж-Халифа", - страна для арабов.

Привилегии местных настолько велики, что из ОАЭ не уезжают, ведь нигде в мире нет столь «тепличных» условий. Благосостояние весьма высоко, благодаря (в том числе) специфической политике государства. Для того чтобы открыть предприятие в ОАЭ, нужно обязательно взять в совладельцы гражданина страны, и не просто для галочки, а с долей не менее 50 %. Учитывая высокие темпы экономического развития, желающих немало - и вот уже все подданные отлично устроены.

Не может быть сомнений в том, что для туристов ОАЭ - настоящий рай, где созданы все условия для прекрасного, незабываемого отдыха. Отдельно следует отметить, что Дубай (по многочисленным отзывам) - самый свободный город в ОАЭ, где позволены многие вольности, за которые в других, более традиционных эмиратах можно запросто загреметь за решетку. Шикарные отели, пляжи, торговые центры, индустрия развлечений - тут все самого высокого уровня. Так что масса впечатлений, великолепный сервис и прочие удовольствия гарантированы.

Бурдж-Халифа - самое высокое когда-либо существовавшее сооружение в мире. Точная высота сооружения составляет 828 м. Правитель эмирата Дубай, шейх Мухаммед бен Рашед Аль Мактум, открывая 828-метровый небоскрёб, известный во всем мире под названием «Бурдж Дубай» («Дубайская башня»), переименовал его, посвятив здание президенту ОАЭ шейху Халифе ибн Заиду ан-Нахайяну.

01. «Бурдж Халифа» проектировалась как «город в городе» - с собственными газонами, бульварами и парками. Общая стоимость сооружения - около $1,5 млрд. Автор проекта - американский архитектор Эдриан Смит, уже имеющий опыт проектирования подобных сооружений. Бурдж Халифа - ключевой элемент нового делового центра в Дубае. Внутри комплекса размещены отели, квартиры, офисы и торговые центры. Согласно проекту, на 37 нижних этажах разместится отель, а 700 роскошных квартир займут этажи с 45 по 108. Большинство же площадей отведено под офисные помещения.

02. Специально для «Бурж Халифа» была разработана особая марка бетона, который выдерживает температуру до +50 °C. Заливают его только ночью, а в раствор добавляют лёд.

03. Строительство небоскрёба началось в 2004 году и шло со скоростью 1-2 этажа в неделю. Бетонные работы были завершены после возведения 160 этажа, далее шла сборка 180-метрового шпиля из металлических конструкций. Пожарная система здания позволяет эвакуировать всех его обитателей не более чем за 32 минуты.

04. Башня будет полностью самостоятельно вырабатывать электроэнергию для себя: для этого будут использоваться 61-метровая турбина, вращаемая ветром, а также массив солнечных панелей (частично располагающихся на стенах башни) общей площадью около 15 тыс. м². Кроме того, здание оснащено специальной защитой от солнца и отражающими стеклянными панелями, которые уменьшат нагрев помещений внутри, что уменьшает необходимость в кондиционировании.

05. В марте 2006г. жестокость надзирателей спровоцировала погром на обширной стройплощадке башни Бурж-Дубая. 2500 изнурённых рабочих после смены ожидали сильно опоздавшие автобусы, когда охрана начала к ним придираться. Разъярённые рабочие избили охрану и приступили к погрому строительной штаб-квартиры, сжигая фирменные машины, громя конторы и аппаратуру, взламывая сейфы.

06. На следующее утро рабочие отказались от работы, и намеревались бастовать до тех пор, пока их работодатель «Al Naboodah Laing O’Rourke» не поднимет зарплату и не улучшит условия труда. К забастовке примкнули тысячи строителей нового терминала аэропорта.

07. Высота здания (828 м, 160 этажей) держалась в секрете до момента открытия. По словам инженеров, это не сразу стало рекламной уловкой: уже в процессе строительства несколько раз выяснялось, что небоскреб можно будет сделать выше задуманного. Принципиальным препятствием для бесконечного роста вверх стал не технический, а экономический фактор: необходимость продать огромное количество площадей, в случае «Бурж Халифа» - в основном, жилых (общая площадь здания - 557,5 тысяч м2). Якобы, именно поэтому башня обладает таким стройным силуэтом - чтобы уменьшить полезное пространство внутри.

08. Местная пресса называет небоскреб «Башней гордости». В разгар экономического кризиса у башни забрали название «Бурж Дубай», переименовав ее в честь президента ОАЭ и эмира соседнего Абу-Даби: Шейх Халифа бен Зайед эль-Нахйан выдавшего Дубаю кредит в 10 млрд. долларов.

09. Торжественная церемония открытия состоялась 4 января 2010 года. Здание планировали открыть 9 сентября 2009 года одновременно с открытием Дубайского метро, но перенесли на январь 2010 года в связи с финансовыми проблемами застройщика.

10.

11.

12. В туристической части башни очень хорошие интерьеры.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23. На 123 и 124 этажах расположены вестибюль и смотровая площадка, соответственно, высота смотровой площадки от основания составляет 505 метров.

24.

25. Большая часть смотровой площадки застеклена. Для посетителей стоят электронные телескопы. Помимо реальной картинки, можно посмотреть запись ночной панорамы, дневной и исторической.

26. Есть балкон, где можно посмотреть в прорези в стеклянном ограждении. Это своеобразная защита от самоубийц.

27.

28. Фото на память.

29. На смотровой площадке можно находиться сколько угодно времени, а вот билеты лучше купить заранее, бывает, что на ближайшие дни билеты раскуплены.

30.

31.

Рекорды, установленные зданием:
- здание с наибольшим количеством этажей - 162
- высочайшее здание - 828 м
- высочайшее свободно стоящее сооружение - 828 м
- наибольшая высота нагнетания бетонной смеси для зданий - 601,0 м
- в 2008 году высота Бурдж Дубая превысила высоту Варшавской радиомачты (646 м), здание стало самым высоким наземным сооружением в истории человеческого строительства.

Другие посты про ОАЭ:
Общий пост про страну.

Всего пару десятилетий назад здесь по дюнам радостно скакали верблюды, а сейчас бывшая пустыня колосится стеклянными башнями небоскребов. Любимое детище эмира Дубая Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума, новый деловой центр города, 2 квадратных километра роскошных офисов, квартир, гостиничных номеров, магазинов и развлекательных объектов. Символом новой судьбы столицы эмирата, пожелавшего превратиться из захолустного сырьевого придатка в столицу мира, должен был стать небоскреб «Бурдж Дубай». Спустя два года после окончания строительства высотки она пока остается лишь олицетворением чудовищного пузыря на рынке местной недвижимости, чуть не пустившего по миру своих создателей. О нелегкой судьбе высочайшего здания мира рассказывает блогер Darriuss.

Еще в 1960-е годы Дубай выглядел как-то так, и, казалось, ничто не предвещало превращения Аллахом забытого захудалого городишки на берегу Персидского залива в модный мегаполис.

Заправляли в столице никому неизвестного эмирата британские империалисты, электричество и телефонная связь тут появились только в 1950-е, а основным содержанием жизни местных обитателей была ненависть к соседнему, чуть более успешному эмирату Абу-Даби. Даже жемчуг, на добыче которого Дубай несколько расцвел в 1920-е, был уже никому не нужен.

Но в 1971 году тут нашли нефть. И хотя в значительно меньших количествах, чем в том же самом нелюбимом Абу-Даби, но и этого хватило, чтобы население Дубая с 1968 по 1975 годы выросло более чем в 3 раза, в основном за счет притока гастарбайтеров из Индии и Пакистана. После первоначального периода накопления капитала, когда внезапно разбогатевшие местные верблюдоводы активно приобщались к благам цивилизации и познавали мир за пределами родного шатра, в 1990-е Дубай начал бурно развиваться как экономический центр региона, чему способствовала и общая напряженность в Персидском заливе, где Дубай оставался островком стабильности, и успешная дружба с удачно выбранными мировыми жандармами. В конечном итоге, благодаря грандиозному открытию безвестных бородатых геологов с гитарой, спустя всего 40 лет после него Дубай стал выглядеть сильно и процветающе.

В 1998 году Emaar Properties, незадолго до того образованная девелоперская компания, основным акционером которой является правительство эмирата Дубай, развернула работы по самому своему амбициозному проекту. На двух квадратных километрах пустыни, ранее занимаемых военной базой, началось строительство нового делового центра Дубая, по американскому образцу получившего название «Даунтаун». За $20 млрд здесь построили не микрорайон из панельных домов для нуждающихся в улучшении жилищных условий, а целый ряд жилых комплексов, бизнес-центров, высотных отелей и, наконец, крупнейший в мире торгово-развлекательный центр Dubai Mall общей площадью в 1,2 млн (!) квадратных метров, из которых 1200 магазинов заняли всего 350 тыс. «квадратов». Так выглядел «Даунтаун-Дубай» на макете, изготовленном в мастерских проектного института «Дубайградо».

План нового центра Дубая. Массивное здание в правой части рендера - Dubai Mall.

Главным героем «Даунтаун-Дубая» должен был стать небоскреб, запроектированный на полуострове в искусственном водоеме, где в дальнейшем был устроен огромный фонтанный комплекс. Высотное здание, в котором планировалось разместить сотни тысяч квадратных метров офисов, квартир, гостиничных номеров и помещений общественного назначения, по задумке инвесторов должно было не только обязательно быть высочайшим в мире, но и надежно и с запасом превзойти рекордную высоту в 509 метров, к тому времени уже шесть лет как удерживаемую башней Taipei 101 в Тайбэе. Более того, дубайские шейхи решили - гулять так гулять: новый символ Дубая должен был в принципе стать высочайшим из когда-либо построенных на планете Земля сооружений, обогнав 646-метровую Варшавскую радиомачту, рухнувшую, правда, вместе с социализмом еще в 1991 году.

Психоаналитики многое бы могли сказать про такое страстное желание превзойти соперников в длине, скажем так, вертикальной доминанты, но в чем-то дубайских шейхов понять можно. Их эмират заканчивал процесс переориентации экономики с добычи нефти и газа на оказание разного рода услуг, и какой-то общеизвестный символ нового бытия города как финансового, культурного, развлекательного, наконец туристического центра не просто регионального, а планетарного масштаба, был необходим. На Дубай сейчас приходится всего 2% газовой добычи Объединенных Арабских Эмиратов, его нефтяные запасы, по общепризнанному мнению, должны исчерпаться в течение ближайших 20 лет. Эмирату еще повезло, что его правительство вовремя осознало размеры неминуемой катастрофы и, пока для этого имеются средства, предприняло меры по ее предотвращению.

Для проектирования здания-символа, получившего нехитрое наименование «Бурдж Дубай» (в переводе с арабского «Дубайская башня»), боссы Emaar Properties обратились к американской компании SOM. Skidmore, Owings and Merrill. Когда-то относительно небольшое чикагское бюро превратилось сейчас в настоящую архитектурную транснациональную корпорацию с сотнями проектов, офисами по всему миру и тысячами сотрудников. Главным архитектором проекта был назначен старший партнер фирмы Эдриан Смит. Он предложил для строительства сразу 830-метровое здание, представляющее собой в плане трилистник, в который объединяются вокруг центрального ядра несколько объемов разной высоты.

По утверждению Смита, художественный образ «Бурдж Дубай» был навеян ему традиционной исламской архитектурой, а план в виде буквы Y будто бы должен напоминать цветок гименокаллиса - растения, встречающегося в окрестностях Дубая.

Для сравнения - источник вдохновения архитектора.

Архитектурные эксперты, в свою очередь, немедленно обратили внимание на внешнюю схожесть «Бурдж Дубай» с проектом «Иллинойс» (The Illinois) выдающегося американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Этот утопический небоскреб высотой в милю (1600 метров) был задуман Райтом еще в 1956 году, но, конечно, не мог быть в то время реализован из-за отсутствия соответствующих размаху идеи строительных технологий.

Легенды легендами, но план в виде трилистника при очень простой структуре позволяет наиболее эффективно бороться с ветровыми нагрузками на здание, представляющими серьезную проблему для сооружений такой высоты. Дополнительному их снижению способствует и спиральная ярусность небоскреба, площадь этажей которого последовательно уменьшается по мере продвижения башни вверх. К тому же Y-форма идеально подходит для того, чтобы максимальное количество внутренних помещений имело панорамные виды на Персидский залив и город.

Стройплощадка дубайского даунтауна пока пуста, закончен только фундамент «Дубайской башни». Главным подрядчиком работ выступило строительное подразделение корейской корпорации Samsung.

Итак, Samsung силами преимущественно индусов и пакистанцев должен был построить 830-метровое здание в 163 этажа общей площадью 310 тыс. квадратных метров. Первые 39 этажей «Бурдж Дубай», самые большие по площади, были отданы под номера и апартаменты Armani Hotel, затем до 108 этажа включительно были запроектированы частные квартиры, верхние, самые маленькие уровни были отданы под офисы. Эти три большие группы помещений разбавлялись специальными техническими этажами, а также этажами общественного назначения, куда имеется доступ для всех желающих: несколько обзорных площадок, рестораны, бассейн.

На схеме ниже хорошо видно, как уменьшается площадь этажа «Дубайской башни» по мере увеличения ее этажности. Вверху типовой план гостиничного этажа, в центре - квартирного, внизу - офисного. Три крыла небоскреба объединены хорошо заметным центральным шестиугольным ядром, где расположены лестницы, лифты и прочая инженерия.

А так план со схемы выше выглядел в реальной жизни. Рядом с фундаментом будущего небоскреба заметны фигурки строителей, по которым можно примерно представить и общие масштабы постройки. Только в фундамент было залито 45 тыс. кубометров бетона, было использовано 192 сваи, каждая диаметром в 1,5 и длиной 43 метра.

Конструктивно здание представляет собой монолитный каркас из железобетона со сплошной облицовкой стеклянными панелями. Всего на его возведение было истрачено 330 тыс. кубометров бетона, 55 тыс. тонн арматуры и 22 млн (!) человеко-часов. Последнее достижение, обеспеченное трудом нескольких тысяч строителей, находившихся обычно на стройплощадке одновременно, а также низкая оценка этого труда со стороны арабских заказчиков, периодически вызывало в среде трудящихся революционные бурления.

Одновременно на возведении здания работало 3 башенных крана, водруженных на верхушку башни, грузоподъемностью 25 тонн каждый.

Остекление небоскреба, как это принято для таких высоток, происходило параллельно со строительством.

В общей сложности понадобилось установить более 26 тыс. стеклянных панелей (на фото как раз процесс установки одной из них) общей площадью 142 тыс. квадратных метров. Денно и нощно это важное задание выполняли 300 с лишним выписанных из КНР специалистов.

Отдельные фрагменты здания потребовали не просто облицовки стеклом, но и популярного в Беларуси заполнения стен силикатными блоками.

В небоскребе с набором высоты последовательно уменьшалась площадь этажей, и в конечном итоге верхние уровни, по сути, представляют собой только центральное шестиугольное ядро без лепестков трилистника. Для гармоничного завершения художественного образа высотки потребовалось водрузить на это ядро еще и стальной шпиль весом в 4 тыс. тонн. В шпиле устроены 46 дополнительных технических этажей. Таким образом, общая этажность здания достигает 209 (плюс два подземных уровня паркинга).

Строительство «Бурдж Дубай» продолжалось ровно шесть лет и завершилось торжественной церемонией открытия 4 января 2010 года. Из-за разразившегося в Дубае в 2009 году кризиса возведение самого высокого здания в мире затянулось на лишний год. Амбициозные проекты руководства эмирата чуть было его (эмират) не похоронили. Только «Бурдж Дубай» обошелся в $1,5 млрд, и если бы не финансовая помощь со стороны соседнего Абу-Даби, любезно одолжившего в критический момент спасительные $20 млрд, Дубаю грозил бы финансовый крах. Одним из условий оказания поддержки было, видимо, и достаточно унизительное переименование «Дубайской башни» в «Бурдж Халифа» («Башню Халифа») в честь правителя Абу-Даби шейха Халифы бин Заеда аль-Нахайяна.

Так главный высотный акцент скайлайна Дубая, гордость эмирата и символ его светлого будущего, был назван в честь эмира Абу-Даби. Учитывая давние традиции соперничества двух арабских эмиратов, решение, вероятно, далось дубайским шейхам нелегко.

Комплекс «Бурдж Халифа» на ситуационном плане. Цифрами обозначены: 1 - главный вход, 2 - подъезд Armani Hotel, 3 - подъезд для жильцов небоскреба, 4 - обзорная площадка, 5 - прогулочная набережная, 6 - сады, 7 - фонтаны, 8 - детская игровая площадка, 9 - зона отдыха, 10 - техническая зона, 11 - подъезд для работающих в здании.

Территория вокруг небоскреба выглядит как-то так. Можно даже на время забыть о том, что вокруг безжизненная пустыня.

«Бурдж Халифа» во всей красе.

Одни грандиозные «танцующие» фонтаны обошлись собственникам в $200 млн.

Обслуживают «Бурдж Халифа» 57 лифтов и 8 эскалаторов. Каждый лифт вмещает 12-14 человек и передвигается со скоростью до 18 метров в секунду. На всякий пожарный (буквально) устроена и лестница до высоты 160-го этажа. Желающие по ней пройтись должны будут осилить 2909 ступенек.

Нижние 39 этажей здания занимают номера и апартаменты Armani Hotel, первой гостиницы, дизайн которой придумал известный итальянский модельер. Так минималистично, например, выглядит коридор отеля на 39-м этаже.

Интерьер одного из номеров.