Места рождения известных русских писателей и поэтов. Литературные места России


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

Всемирный день писателя отмечается во многих странах мира 3 марта. Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей.

Славу любому городу и краю приносят писатели и поэты, чьё творчество на протяжении долгих лет служит людям. Нужно гордиться тем, что великие мастера художественного слова родились, жили и создавали свои творения в том или ином российском городе. А города и их жители навсегда прославлены на страницах произведений классиков русской литературы.

Специально ко Дню писателя российский сервис бронирования жилья сайт выявил самые популярные литературные города России у туристов.

Лидерами по продолжительности отдыха являются курорты Ялта и Пятигорск - от 6 до 9 дней. В остальных городах отдыхают от 2 до 4 дней.

Дешевле всех проживание обойдётся на родине Тютчева, в Брянской области, - от 975 руб. в сутки. А на родине Салтыкова-Щедрина, в Тверской области, туристам одни сутки проживания в местных объектах размещения обойдутся в 6 688 руб.

сайт определил, что лучшими городами для отдыха семьями с детьми являются любимая Чеховым Ялта и родина автора «Тёмных аллей» Ивана Бунина - Воронеж. В Ялту ездят также компаниями и парами. Но популярным тусовочным местом для больших компаний является Тверская область. Для путешествий вдвоём выбирают Брянск и Кострому.

Популярные у туристов литературные города России


Сложно оставаться равнодушным к Ялте - уютному солнечному городу, лежащему на берегу Чёрного моря среди гор и лесов... Вот и Антон Павлович полюбил его, причём, настолько, что даже приобрёл в посёлке на окраине дом, где прожил почти пять лет. Поэтому было бы удивительно, если бы в Ялте не появилось памятника писателю, который сегодня стоит в Приморском парке, почти у самого берега. Памятник, созданный скульптором Г. Мотовиловым, получился каким-то «живым» и небанальным - Антон Павлович просто сидит, устремив спокойный, умиротворённый и мудрый взгляд к морю, которое так любил.


До того, как приобрести участок в посёлке Аутка на окраинах Ялты, Антон Павлович бывал здесь несколько раз. А в 1898 году больной туберкулезом писатель был вынужден поехать в Крым, здесь на купленной земле меньше чем за год был построен двухэтажный дом с мезонином, который ялтинцы прозвали «Белой дачей». После смерти Антона Павловича за дачей присматривала его сестра, именно она заботилась о сохранности обстановки и вещей, в первый же год «Белую дачу» стали посещать как музей. Официально статус музея дому Чехова присвоили в 1921 году, в 60-х годах здесь было построено здание для размещения библиотеки. Музей можно посетить и сейчас, узнать многое о жизни и творчестве Антона Павловича, а также полюбоваться садом, где многие растения высажены руками писателя.


Литературное достояние Санкт-Петербурга не уступает значимостью Ялте. Великие русские писатели выбирали северную столицу местом учёбы и проживания, образ этого города остался на страницах прекрасных произведений классиков русской литературы. В Петербурге прошли годы юности и творческой зрелости А. С. Пушкина. Здесь, на Чёрной речке, он был смертельно ранен. В произведениях поэта город великого Петра выступает символом величия России. Это город произвола властей и жандармерии, не дающих ему свободно заниматься творчеством. Многие творения Н. В. Гоголя сохраняют облик северной столицы 19 века. Это город героев книг писателя-сатирика, место, соответствующее его духу.


Москва во все времена считается главным культурным центром России. Имена многих известных русских писателей и поэтов прибавляют славы этому городу. Здесь родились А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, Ф. М. Достоевский, Д. И. Фонвизин. Великий Пушкин провёл в Москве своё детство, начал писать первые стихи. Сюда он часто возвращался, посещал московские литературные салоны. Образ главной российской столицы остался запечатленным на страницах произведений поэта. Любовь к древнему городу передана в стихотворениях и прозе М. Ю. Лермонтова. Хорошо изученные нравы и быт московского барства стали основой создания комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Главная тема «униженных и оскорблённых» в произведениях Ф. М. Достоевского взяла свою основу с больничного двора Божедомки, где писатель в детстве познакомился с жизнью обездоленных людей.


Пятигорск можно назвать самым литературным отечественным курортом. Очень уж много событий там происходило - и реальных, и художественных. Здесь в разное время бывали самые знаменитые писатели, и деятели других искусств: Пушкин, Лермонтов, Глинка, Грибоедов, Бесстужев-Марлинский, Лев Толстой, Гнедич, Алябьев, Грибоедов, Белинский, Шаляпин, Горький, Николай Ярошенко, Балакирев, Хетагуров, Чехов, Ильф и Петров, Сергей Михалков. Не удивительно, что именно этот курорт чаще всего упоминался в документальных и художественных произведениях. Даже те, кто ни разу не был в Пятигорске, более менее представляют себе и Провал, и «Цветник», и Ресторацию, и Грот Дианы. Это место, где действительность и вымысел неразличимы.


Воронеж - родина И. А. Бунина, писателя и поэта, одного из талантливых мастеров лирической прозы. В пригороде города Воронеж родился А. П. Платонов (Климентов), который в своих автобиографических рассказах показал нелёгкую жизнь простого рабочего человека и детей, лишённых настоящего детства и юности.


Имена многих деятелей литературы прибавляют славы Твери и Тверскому краю. А. Пушкин посещал эти места несколько раз, останавливаясь у своих друзей. Здесь поэт отдыхал от суеты столичной жизни, живописная природа края вдохновляла его на творчество. Известный русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин родился в тверской глубинке, в шестидесятые годы 19 века занимал пост вице-губернатора Твери. Многие прообразы героев произведений Салтыкова-Щедрина, среди которых жестокие крепостники-помещики и «иудушки головлёвы», были замечены автором на тверской земле.


В Вологде родился поэт К. Н. Батюшков, здесь он провёл вторую половину жизни и похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре. Жизнь автора лирических стихотворений, многие из которых были положены на музыку, Н. М. Рубцова неразрывно связана с вологодской землёй. Этот край дал русской литературе немало других известных имён: Н. В. Клюев, Игорь Северянин, В. Ф. Тендряков, А. Я. Яшин, С. С. Орлов, В. Т. Шаламов.


Орёл именуют третьей литературной столицей. И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, Л. Н. Андреев, А. А. Фет, М. М. Пришвин и другие имена русских писателей и поэтов тесно связаны с орловским краем. И. С. Тургенев родился в Орле, детские годы провёл в имении Спасское-Лутовиново. Многие произведения автора появились вследствие наблюдений над жизнью родной стороны. В течение всей жизни Орловщина манила к себе Н. С. Лескова. Представители разных сословий орловцев составляют галерею образов его рассказов и повестей. На Пушкарной улице прошли детство и юность писателя Л. Н. Андреева. Родная улица послужила материалом для первого рассказа Андреева, герои многих других произведений жили на знакомых писателю улицах Орла и его окрестностей. Орловская губерния - родина М. М. Пришвина, разные обстоятельства приводили в город А. А. Фета.


В Брянской области в населённом пункте Овстуг находится усадьба дворянского рода Тютчевых, где родился и вырос один из главных поэтов России - Ф. И. Тютчев. Здание было реконструировано по проекту Городкова, где сегодня насчитываются тысячи подлинных экспонатов из жизни писателя. Здесь располагается бюст поэта, а вблизи с прудом находится памятник Ф. И. Тютчеву. В состав музейного комплекса входят мельницы, беседки на острове и липовые аллеи. Музей является центром культурного туризма России, который посещают ежегодно до 100 000 человек.


Начиная с 18 столетия, Кострома заявила о себе как о литературной колыбели: здесь родился актёр и драматург Ф. Волков, драматург А. О. Аблесимов... Но особенно крепко связала судьба Кострому с литературой 19 века. Из Костромы пошёл род Островских: в усадьбе Щелыково Костромской области находится музей-усадьба знаменитого драматурга А. Н. Островского. С Костромой также связано творчество Н. А. Некрасова - его детство прошло на границе Костромской и Ярославской областей в деревне Грешнево, а в зрелые годы он часто наведывался поохотиться в костромские леса в деревни Шода, Малые Вежи, Жарки и Ведерки. В Костроме учился и жил писатель А. Ф. Писемский, здесь же родился поэт Н. А. Плещеев. В Костромских землях любили бывать и поэт-декабрист П. А. Катенин (друг А. С. Пушкина), и поэтесса А. И. Готовцева (подруга П. А. вяземского), и Ю. В. Жадовская (её высоко оценил В. Г. Белинский). В этом городе уже в 20 веке жил драматург В. Розов.

*Средняя плата за проживание в сутки/ среднее число забронированных ночей

В 2015 году многие книги отмечают юбилей. Так, например, 180 лет исполняется сказке «Дюймовочка» Ханса Кристиана Андерсена и повести «Тарас Бульба» Николая Гоголя, 170 лет романам «Бедные люди» Федора Достоевского и «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, а книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» - 150 лет. Мы решили вспомнить о том, когда и где родились эти выдающиеся личности, а также немного фактов из их биографий.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года, в этом году исполняется 210 лет с его рождения. Он родился в маленьком датском городе Оденсе. Есть в этом городке дом-музей великого сказочника. В музее можно увидеть кровать, шляпу, баул и канат, который Андерсен в старости везде и всегда возил с собой, чтобы иметь возможность спастись через окно, если в гостинице случится пожар. Дом-музей Ханса Кристиана Андерсена ежегодно посещают до 150 тысяч туристов со всех концов света.

В маленькой комнатке, где он жил со своей женой, всегда было чисто и опрятно. Но самым важным в этой комнате были книги - Андерсен очень любил читать. В особенности ему нравились книги про всевозможные путешествия, и еще он обожал перечитывать сказки «Тысячи и одной ночи».

Успех писателю принёс фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», опубликованный в 1833 году. За это произведение Андерсен получил вознаграждение от короля, которое позволило ему осуществить путешествие за границу.

На писательском поприще он приобрел определённый успех, издав свой сборник под названием «Книга с картинками без картинок». Также имели продолжение и «Сказки», которые в 1838 году вышли вторым выпуском, а в 1845 году появились «Сказки - 3».

Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский) появился на свет 20 апреля (по юлианскому календарю) 1809 года, имя ему дали в честь чудотворной иконы святого Николая. Родился будущий писатель в семье помещиков в селе Сорочницы, которое сегодня называется Великие Сорочницы, в Полтавской области, на Украине.

Детские годы Николай Гоголь провел в Васильевке, в имении родителей. Обучался Гоголь в Полтавском училище, потом у Гавриила Сорочинского, а потом поступил в гимназию. Здесь же он и начинает писать.

После окончания гимназии Гоголь уезжает в Петербург. В Петербурге он пишет свою первую поэму «Ганц Кюхельгартен», которая подверглась резкой критике со стороны Н.А. Полевого.
После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение, Гоголь получает широкую известность.

Самым контрастным произведением Гоголя по отношению к другим его сочинением критики называют повесть «Тарас Бульба». Для ее написания Гоголь изучал исторические источники, среди которых были «Описание Украины» Боплана и другие. Также следует отметить, что первая и вторая редакция «Тараса Бульбы» отличается.

Редакция 1835 года:

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешенным владением, к каким принадлежала тогда Украйна… Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. «Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?» — обыкновенно говорил он и вмешивался в дело.

Редакция 1842 года:

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.

Это объясняется тем, что Гоголь хотел дополнить второе издание Тараса Бульбы более детальным изображением исторических фактов.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (по юлианскому календарю) 1821 года в Москве. Наверное, не только в России, но и в мире сложно будет найти человека, который не знает имя великого русского классика.

Отец Достоевского - Михаил Андреевич - был дворянином. Мать, Мария Федоровна, происходила из купеческого рода.

Федор Михайлович получил образование в одном из лучших пансионов Москвы - пансионе Чермака. Мать Достоевского была крайне религиозным человеком, поэтому с детства он знал Евангелие, ездил на богослужение в Троице-Сергиеву лавру.

Свой первый роман автор написал в 24 года (1845 год), и назывался он «Бедные люди». Однако роман был издан годом позже - в 1846 году в журнале Некрасова «Петербургский сборник».
Роман «Бедные люди» написан по типу эпистолярного романа, то есть это - роман в письмах. Замысел произведения у автора родился в то время, когда он занимался переводом «Евгении Гранде» Бальзака, но в свои идеи о романе Достоевский никого не посвящал. Федор Михайлович надеялся опубликовать его в «Отечественных записках».

Достоевский является не просто писателем, он - писатель-психолог, что означает попытку понять человека и то, как этот человек будет действовать в той или иной ситуации (например, во всем известном романе «Преступление и наказание»).

В произведении «Бедные люди» автора интересовал особый тип человека - личностный. Этот интерес обозначается в заглавии, упор делается не на слове «бедные», а на слове «люди». Впоследствии Белинский назовет Достоевского «Новым Гоголем». Однако, у Гоголя герой уничтожен обстоятельствами, а у Достоевского герой обретает голос, чтобы судить окружающий его мир.

Александр Дюма. Александр Дюма-отец родился в коммуне на севере Франции - Вилле-Котре - 24 июля 1802 года. Отец его был военным, а мать - дочь трактирщика. Может быть удивительным то, что его родители происходили из разных слоев общества, но еще интереснее тот факт, что дед Александра Дюма - богатый помещик, женившийся на своей рабыне-негритянке.

Свою трудовую жизнь Александр Дюма начинал в качестве писца у нотариуса. Скоро он переселяется в Париж и получает должность в канцелярии. В Париже он увлекается поэзией, драматургией.

После трех лет пребывания в Париже, он начинает свой писательский путь, издав небольшой сборник рассказов «Современные новеллы». Однако настоящий успех к нему пришел после постановки пьесы «Генрих III и его двор». Эта пьеса соответствовала настроению французов тех времен - она была антимонархична.

В 1830-е годы Александр Дюма стал разрабатывать особый литературный жанр «исторические сцены». В этом жанре исторические события «перемалывались» живыми, динамичными диалогами.

В 1840-х годах он опубликовал свои наиболее важные и известные произведения: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Две Дианы», «Сорок пять».

«Граф Монте-Кристо» - один из самых главных романов Александра Дюма. Во французской, да и в мировой литературе это произведение стало классическим. Успех романа превзошел все ожидания автора. В честь своего героя, графа Монте-Кристо, писатель называет свой дворец, который построил на деньги, вырученные от произведения.

Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарльз Доджсон) родился 27 января 1832 года в маленькой деревне Дарсбери, на юго-востоке графства Чешир. Семья Доджсонов была большой: 7 девочек и 4 мальчика. С детства Чарльз заикался, потому что он был левшой, но ему запрещали писать левой рукой. Его образованием занимался сам отец, однако позже будущий автор поступил в школу, где ему очень нравилось учиться. Вскоре школу он сменил на другую, которая называлась школа Рагби, и где он проявил особый интерес к математике и богословию.

После окончания школы будущий писатель поступил в один из колледжей Оксфорда. Учился он не очень хорошо, однако, после окончания университета и присвоения степени бакалавра, благодаря своим математическим способностям, он выиграл грант на чтение лекций в Крайст-Черч - одном из самых крупных колледжей Оксфорда.

Писать он начинал еще во время учебы, отправляя свои стихи и рассказы в разные редакции под псевдонимом Льюис Кэрролл. Такой псевдоним он придумал по совету издателя Эдмунда Йетса. Работы Кэрролла начали появляться в серьезных английских изданиях, таких как The comic times, The Train.

Однако настоящую славу он получил благодаря своей сказке «Алиса в стране чудес». Кэррол написал эту сказку в 1864 году для Алисы Лидделл, дочери нового декана Оксфордского университета Генри Лидделла.

Сначала критики воспринимали книгу смешано или негативно. В 1865 году критики называли ее не иначе, как сказка-сон. Что это значило? Дело в том, что обозреватели задавались вопросом: можно ли полноценно описать сновидения со всеми зигзагами и путаницей. Критики считали, что ребенок, прочитавший книгу, может скорее ощутить недоумение, чем радость.

Другие же критики тоже были весьма критичны: почти все из них отказывались видеть хоть какой-то смысл в приключениях Алисы.

Лишь спустя десятилетия к «Алисе» приходит признание. Крупнейший критик Харви Дартон говорил о книге, как о новаторском произведении.

Наверное, мало сказать, что произведение Кэрролла повлияло на мировую культуру. Например, «Алиса в стране чудес» вошла в список «самых английских» предметов и явлений, составленных министерством культуры Великобритании. Оно так же оказало влияние и на художника Бальтазара Бальтюса, одного из крупнейших французских художников.

Все названные книги вы можете найти в нашей библиотеке по адресу Красный проспект, 26. Также в отделе отраслевой литературы нашей библиотеки вы можете взять на дом и биографии авторов. Мы рады видеть вас!

С русскими поэтами и писателями связано много любопытных фактов, проливающих свет на то или иное событие. Нам кажется,что мы знаем всё, или почти всё, о жизни великих писателей, но есть страницы неизведанные!

Так, например мы узнали, что Александр Сергеевич Пушкин был инициатором роковой дуэли и сделал все возможное, чтобы она состоялась — это было дело чести для поэта… А Лев Толстой из-за пристрастия к азартным играм проиграл свой дом. А еще мы знаем как обожал называть свою жену в переписке великий Антон Павлович — «крокодил моей души»… Об этих и других фактах русских гениев читайте в нашей подборке «самых интересных фактов из жизни русских поэтов и писателей».

Русские писатели придумали много новых слов: вещество, градусник (Ломоносов ), промышленность (Карамзин ), головотяпство (Салтыков-Щедрин ), стушеваться (Достоевский ), бездарь (Северянин ), изнемождённый (Хлебников ).

Пушкин не был красив, в отличие от своей жены Натальи Гончаровой, которая, плюс ко всему, была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.

В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, Короче – я огончарован!».

Корней Чуковский - это псевдоним. Настоящее имя (по имеющимся документам) самого издаваемого в России детского писателя - Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в 1882 году в Одессе вне брака, был записан под фамилией матери и первую же статью в 1901 году напечатал под псевдонимом Корней Чуковский.

Лев Толстой. В юности будущий гений русской литературы был довольно азартен. Однажды в карточной игре со своим соседом, помещиком Гороховым, Лев Толстой проиграл основное здание наследного имения - усадьбы Ясная Поляна. Сосед дом разобрал и увез к себе за 35 верст в качестве трофея. Стоит отметить, что это было не просто здание - именно здесь писатель родился и провел детские годы, именно об этом доме тепло вспоминал всю жизнь и даже хотел выкупить обратно, но по тем или иным причинам не сделал этого.

Известный советский писатель и общественный деятель картавил, то есть не выговаривал буквы «р» и «л». Случилось это в детстве, когда он, играя, случайно порезал себе язык бритвой, и ему стало трудно произносить своё имя: Кирилл. В 1934 году он взял псевдоним Константин.

Илья Ильф и Евгений Петров были уроженцами Одессы, однако познакомились только в Москве непосредственно перед началом работы над своим первым романом. Впоследствии дуэт сработался настолько, что даже дочь Ильфа Александра, занимающаяся популяризацией наследия писателей, называла себя дочерью «Ильфа и Петрова».

Александр Солженицын не раз общался с президентом России Борисом Ельциным. Так, например, Ельцин спрашивал его мнение по поводу Курильских островов (Солженицын посоветовал отдать их Японии). А в середине 1990-х, после возвращения Александра Исаевича из эмиграции и восстановления российского гражданства, по распоряжению Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Подмосковье.

Чехов садился писать, облачившись в парадный костюм. Куприн , наоборот, — обожал работать совершенно голым.

Когда русский сатирик-писатель Аркадий Аверченко во время Первой мировой войны принес в одну из редакций рассказ на военную тему, цензор вычеркнул из него фразу: «Hебо синее было». Оказывается, по этим словам вражеские шпионы могли догадаться, что дело происходило на юге.

Настоящей фамилией писателя-сатирика Григория Горина была Офштейн. На вопрос о причине выбора псевдонима Горин отвечал, что это аббревиатура: «Гриша Офштейн решил изменить национальность».

Изначально на могиле Гоголя на монастырском кладбище лежал камень, прозванный Голгофой из-за схожести с Иерусалимской горой. Когда кладбище решили уничтожить, при перезахоронении в другом месте решили установить на могиле бюст Гоголя. А тот самый камень впоследствии был поставлен на могилу Булгакова его женой. В связи с этим примечательна фраза Булгакова , которую он при жизни неоднократно адресовал Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.

Известна фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая употребляется для выражения гуманистических традиций русской литературы. Часто авторство этого выражения приписывают Достоевскому, однако на самом деле первым сказавшим его был французский критик Эжен Вогюэ , рассуждавший об истоках творчества Достоевского. Сам Фёдор Михайлович привёл эту цитату в беседе с другим французским литератором, который понял её как собственные слова писателя и опубликовал их в таком свете в своём труде.

В качестве средства от «большого живота» А.П. Чехов прописывал своим тучным пациентам молочную диету. В течение недели несчастные должны были ничего не есть, а приступы голода тушить стограммовыми дозами обычного молока. Действительно, благодаря тому, что молоко быстро и хорошо усваивается, стакан напитка, принятый утром, снижает аппетит. Так, не чувствуя голода, можно продержаться до обеда. Это свойство молока и использовал в своей медицинской практике Антон Павлович…

Достоевский широко использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа «Преступление и наказание». Как признался писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта - когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский завернул в пустынный двор с целью справить нужду.

А знаете ли вы, что Пушкин получил в качестве приданого за Н.Н. Гончаровой бронзовую статую? Не самое удобное приданое! А ведь еще в середине XVIII века Афанасий Абрамович Гончаров был одним из богатейших людей России. Выпускаемое на его Полотняном заводе парусное полотно закупали для британского флота, а бумага считалась лучшей в России. В Полотняный завод на пиры, охоты, спектакли съезжалось лучшее общество, а в 1775 году здесь побывала сама Екатерина.

В память об этом событии Гончаровы купили бронзовую статую императрицы, отлитую в Берлине. Заказ привезли уже при Павле, когда опасно было чествовать Екатерину. А потом уже не хватило денег на установку памятника – Афанасий Николаевич Гончаров, дед Наталии Николаевны, получивший в наследство огромное состояние, оставил внукам долги и расстроенное хозяйство. Он и придумал подарить внучке статую в приданое.

Мытарства поэта с этой статуей отражены в его письмах. Пушкин называет ее «медной бабушкой» и пытается продать Государственному монетному двору на переплавку (лом цветных металлов!). В конце концов статуя была продана на литейный завод Франца Барда, видимо, уже после смерти поэта.

Бард продал многострадальную статую Екатеринославскому дворянству, которое поставило памятник основательнице своего города на Соборной площади Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Но и попав, наконец, в город своего имени, «медная бабушка» продолжала путешествовать, сменив 3 постамента, а после фашистской оккупации и вовсе исчезла. Обрела ли «бабушка» покой, или продолжает свои перемещения по миру?

Основной сюжет бессмертного произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» был подсказан автору А. С. Пушкиным. Эти великие классики были неплохими друзьями. Однажды Александр Сергеевич рассказал Николаю Васильевичу интересный факт из жизни города Устюжна Новгородской губернии. Именно этот случай и лег в основу произведения Николая Гоголя.

На протяжении всего времени написания «Ревизора» Гоголь часто писал Пушкину о своей работе, рассказывал, в какой стадии она находится, а так же неоднократно сообщал о том, что хочет её бросить. Однако Пушкин запрещал ему это сделать, поэтому «Ревизор» все же был дописан.

Кстати говоря, Пушкин, присутствующий на первом прочтении пьесы, остался от нее в полном восторге.

Антон Павлович Чехов в переписке со своей женой Ольгой Леонардовной Книппер употреблял к ней помимо стандартных комплиментов и ласковых слов весьма необычные: «актрисулька», «собака», «змея» и - почувствуйте лиричность момента - «крокодил души моей».

Александр Грибоедов был не только поэтом, но и дипломатом. В 1829 году он погиб в Персии вместе со всей дипломатической миссией от рук религиозных фанатиков. Во искупление вины персидская делегация прибыла в Петербург с богатыми дарами, среди которых был знаменитый алмаз «Шах» весом 88,7 карата. Другой целью визита посольства было смягчение контрибуции, наложенной на Персию по условиям Туркманчайского мирного договора. Император Николай I пошёл навстречу персам и произнёс: «Я предаю вечному забвению злополучно­е тегеранское происшеств­ие!».

Лев Толстой скептически относился к своим романам, в том числе к «Войне и миру». В 1871 году он отправил Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану». Запись в его дневнике в 1908 году гласит: «Люди любят меня за те пустяки - „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».

Дуэль, на которой Пушкин получил смертельное ранение, не была инициирована поэтом. Пушкин посылал вызов Дантесу в ноябре 1836 года, толчком к чему послужило распространение анонимных пасквилей, выставлявших его рогоносцем. Однако ту дуэль удалось отменить благодаря стараниям друзей поэта и предложению, сделанному Дантесом сестре Натальи Гончаровой. Но конфликт не был исчерпан, распространение шуток про Пушкина и его семью продолжалось, и тогда поэт отправил приёмному отцу Дантеса Геккерну в феврале 1837 года крайне оскорбительное письмо, зная, что это повлечёт за собой вызов уже от Дантеса. Так и случилось, и эта дуэль стала для Пушкина последней. К слову, Дантес был родственником Пушкина. На момент дуэли он был женат на родной сестре жены Пушкина — Екатерине Гончаровой.

Заболев, Чехов отправил посыльного в аптеку за касторкой в капсулах. Аптекарь послал ему две больших капсулы, которые Чехов возвратил с надписью «Я не лошадь!». Получив автограф писателя, аптекарь с радостью заменил их на нормальные капсулы.

Страстью Ивана Крылова была еда. Перед обедом в гостях Крылов читал две или три басни. После похвал он ждал обеда. С легкостью юнца, несмотря на всю его тучность, он шел в столовую, как только объявлялось: «Обед подан». Лакей-киргиз Емельян подвязывал Крылову салфетку под подбородок, вторую расстилал на коленях и становился позади стула.

Крылов съедал громадную тарелку с расстегаями, три тарелки ухи, огромные отбивные телячьи котлеты — пару тарелок, жареную индейку, которую он называл «Жар-птица», к тому же мочения: нежинские огурчики, бруснику, морошку, сливы, заедая антоновскими яблоками, как сливами, наконец принимался за страсбургский паштет, свежеприготовленный из самого свежего сливочного масла, трюфелей и гусиных печенок. Съев несколько тарелок, Крылов налегал на квас, после чего запивал пищу двумя стаканами кофе со сливками, в которых воткнешь ложку — она стоит.

Писатель В. В. Вересаеввспоминал, что всё удовольствие, все блаженство жизни для Крылова заключалось в еде. Одно время он получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за порционной скудости блюд, подаваемых к столу. На одном из таких обедов Крылов сел за стол и, не здороваясь с хозяйкой, начал есть. Присутствовавший тут же поэт Жуковский удивлённо воскликнул: «Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует». «А вдруг не попотчует?», - ответил Крылов, не отрываясь от тарелки. На званых обедах он обычно съедал блюдо расстегаев, три-четыре тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое-что «по мелочи». Приехав домой, заедал всё это миской кислой капусты и чёрным хлебом.

К слову, все считали, что баснописец Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания. На самом деле он скончался от двухстороннего воспаления лёгких.

Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

А знаете ли вы, что типично русскому имени Светлана всего 200 лет с небольшим хвостиком? До того, как в 1802 году его придумал А.Х. Востоков, такого имени не существовало Впервые оно появилось в его романсе «Светлана и Мстислав». Тогда модно было называть литературных героев псевдорусскими именами. Так появились Добрада, Прията, Милослава – сугубо литературные, в святцах не прописанные. Потому и детей так не называли.

Василий Андреевич Жуковский взял из романса Востокова имя для героини своей баллады. «Светлана» стала очень популярным произведением. В 60-х, 70-х годах XIX века «Светлана» шагнула в народ со страниц книг. Но в церковных книгах не было такого имени! Потому крестили девочек как Фотиния, Фаина, или Лукерья, от греческих и латинских слов, означающих свет. Интересно, что это имя в других языках весьма распространено: итальянское Кьяра, немецкое и французское Клара и Клэр, итальянское Лючия, кельтское Фиона, таджикское Равшана, древнегреческое Фаина – все означают: свет, светлая. Поэты просто заполнили лингвистическую нишу!

После октябрьской революции вал новых имен захлестнул Россию. Светлана воспринималась как патриотичное, современное и понятное имя. Даже Сталин так назвал свою дочь. А в 1943 году это имя наконец попало в святцы.

Еще один интересный факт: это имя имело и мужскую форму –Светлан и Свет. Демьян Бедный Светом назвал своего сына.

Сколько в мире памятников российскому поэту Александру Пушкину? Ответ на этот вопрос содержится в книге воронежского коллекционера открыток Валерия Кононова. Во всем мире их — 270 . Ни один деятель литературы не удостаивался такого количества памятников. В книге помещены иллюстрации ста лучших памятников поэту. Среди них — памятники эпохи царской России и советского времени, памятники, установленные за рубежом. Сам Пушкин никогда за границей не был, но памятники ему есть на Кубе, в Индии, Финляндии, Словакии, Болгарии, Испании, Китае, Чили и Норвегии. По два памятника — в Венгрии, Германии (в Веймаре и Дюссельдорфе) . В США один поставлен в 1941 году в Джексоне, штат Нью-Джерси, другой — в 1970 в Монро, штат Нью-Йорк. В. Кононов вывел одну закономерность: памятники Пушкину обычно ставят не на больших площадях, а в парках и скверах.

И.А. Крылов в быту был очень неопрятен. Его растрепанные, нечесаные волосы, запачканные, мятые рубашки и прочие признаки неряшливости вызывали насмешки у знакомых. Однажды баснописец был приглашен на маскарад. - Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным? - спросил он у знакомой дамы. - А вы помойтесь, причешитесь - вот вас никто и не узнает, - ответила та.

За семь лет до смерти Гоголь в завещании предупреждал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения.» Писателя не послушали, а при перезахоронении останков в 1931 году в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом. Согласно другим данным череп вообще отсутствовал.

Дуэли были достаточно разнообразными как по оружию, так и по форме. Так, например, мало кто знает, что существовала такая интересная форма как «четверная дуэль». В этом виде дуэли после противников стрелялись их секунданты.

Кстати, самой известной четверной дуэлью была оная из-за балерины Авдотьи Истоминой: противники Завадовский и Шереметев должны были стреляется первыми, а секунданты Грибоедов и Якубович – вторыми. В тот раз Якубович прострелил ладонь левой руки Грибоедову. Именно по этому ранению удалось потом опознать труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.

Примером остроумия баснописца Крылова служит известный случай в Летнем саду, где он любил прогуливаться. Как-то он повстречался там с компанией молодежи. Один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя: «Смотрите, какая туча идёт!». Крылов услышал, но не смутился. Посмотрел на небо и добавил саркастично: «И вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».

Николаю Карамзину принадлежит самая краткая характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «воруют».


Почерк Льва Николаевича Толстого

У Льва Толстого был ужасный почерк. Понять все, что написано смогла бы только его жена, которая, как утверждают литературные исследователи, переписывала несколько раз его «Войну и мир». Возможно, Лев Николаевич просто настолько быстро писал? Гипотеза вполне реальная, если учесть объем его произведений.

Рукописи Александра Пушкина всегда выглядели очень красиво. Настолько красиво, что прочесть текст практически невозможно. Ужаснейший почерк был и у Владимира Набокова, наброски и знаменитые карточки которого могла прочесть только его жена.

Самый разборчивый почерк был у Сергея Есенина, за что его издатели не раз благодарили.

Источник выражения «И ежу понятно» - стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу - / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли - «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

Решительность Агнии Барто. Решительности ей всегда было не занимать: увидела цель – и вперед, без раскачиваний и отступлений. Эта ее черта проступала везде, во всякой мелочи. Однажды в разрываемой Гражданской войной Испании, куда Барто в 1937 году отправилась на Международный конгресс в защиту культуры, где воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), а перед самой бомбежкой она отправилась покупать кастаньеты. Небо воет, стены магазинчика подпрыгивают, а писательница покупку совершает! Но ведь кастаньеты настоящие, испанские – для прекрасно танцевавшей Агнии это был важный сувенир. Алексей Толстой потом с ехидцей интересовался у Барто: не прикупила ли она в том магазинчике и веер, дабы обмахиваться во время следующих налетов?..

Однажды Федор Шаляпин представил гостям своего друга — Александра Ивановича Куприна. «Знакомьтесь, друзья Алексндр Куприн — самый чуткий нос России».Современники даже шутили, что в Куприне было что-то «от большого зверя». Например, многие дамы очень обижались на писателя, когда он их настоящим образом по-собачьи обнюхивал.

А однажды, некий французский парфюмер, услышав от Куприна четкую раскладку составляющих его нового аромата, воскликнул: «Такой редкий дар и вы всего лишь писатель!».Куприн часто восхищал своих коллег по цеху невероятно точными определениями. Например, в споре с Буниным иЧеховым он победил одной фразой: «Молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, — горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и — ладаном».

Анна Ахматова сочинила своей первый стих в 11 лет. Перечитав его «на свежую голову», девочка поняла, что ей нужно совершенствовать свое искусство стихосложения. Чем и стала активно заниматься.

Однако отец Анны не оценил ее старания и считал это тратой времени. Именно поэтому запретил использовать настоящую фамилию — Горенко. Анна решила выбрать в псевдоним девичью фамилию своей прабабушки – Ахматова.

Литературные места России - объект паломничества многих почитателей таланта известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы? Особо трепетно проходят экскурсии по литературным местам России, где провели писатели и поэты детство и юность. Ведь это колыбель становления их таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в последующем творчестве. Таковы, например, родовые имения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

Царскосельский лицей

Царское село можно назвать настоящей кузницей талантов XIX века. Именно из-под крыла этого учебного заведения вышли А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие политики и деятели искусства.

Основанный в 1811 году по приказу Александра I, лицей должен был подготовить элиту будущего российского общества. За шесть лет обучения молодые люди получали прекрасное образование, равное университетскому.

Конечно, самым знаменитым учеником, которого знало Царское село, был А. С. Пушкин. Именно здесь он начинает писать стихотворения, еще подражая Жуковскому, Батюшкову и французским романтическим поэтам. И вместе с тем уже здесь открывается своеобразие будущего гения.

Период обучения связан с еще одним значимым событием в жизни поэта. Именно в это время печатается его первое небольшое произведение «К другу стихотворцу». Годы учебы выпускники всегда вспоминали с теплотой, искренне переживали за судьбу любимого заведения.

В данный момент Царскосельский лицей - действующее заведение, где можно воочию увидеть комнату поэта (он ее называл кельей), а также место учебы и выпускного экзамена, где Пушкин поразил талантом именитых преподавателей.

А. С. Пушкин: Михайловское

Хочется рассказать еще о двух местах, ассоциирующихся с гением Пушкина. Первое - Михайловское. Это родовое имение матери поэта, воздвигнутое еще его дедом Ганнибалом на Псковской земле.

Знатоки творчества Пушкина, да и просто читатели, побывав здесь, отмечают, что картины природы многих произведений как будто списаны умелой рукой художника со здешних мест. Впервые поэт знакомится с размеренной деревенской жизнью сразу после окончания лицея, в 1817 году. Пушкин сразу очаровывается красотой окружающего мира и размерностью, царящими здесь.

Даже после ненавистной ссылки Пушкин снова и снова возвращается сюда за вдохновением, ведь именно в Михайловском он особо ощущает свой поэтический дар. Последнее посещение усадьбы связано с трагическим событием - похоронами матери, а через несколько месяцев после этого на дуэли погибает и сам поэт.

Его могила находится также здесь, в Михайловском.

Болдино

Болдинская осень… Этот период жизни Пушкина ознаменован небывалым творческим подъемом, который он ощутил, пребывая в Болдино - семейном имении. Его вынужденная поездка накануне свадьбы с Натальей Гончаровой затянулась из-за разбушевавшийся в Петербурге эпидемии холеры. Вдохновленный будущей семейной жизнью, поэт находится на высшем пике вдохновения. Здесь он заканчивает «Евгения Онегина», пишет большинство «Маленьких трагедий», «Сказку о попе и работнике его Балде», а также «Повести Белкина».

Эти литературные места России необходимо обязательно посетить всем, кто преклоняется перед гением великого Пушкина.

М. Ю. Лермонтов: Пятигорск

Есть места в России, неразрывно связанные с жизнью и творчеством другого выдающегося поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова.

Прежде всего это кавказский город-курорт Пятигорск. Это место сыграло важнейшую роль в жизни поэта. Первое знакомство с Пятигорском произошло у Лермонтова еще в детстве - именно сюда его привозила бабушка для укрепления здоровья, ведь будущий поэт рос весьма болезненным ребенком. очень впечатлила Лермонтова. С детства он был одарен и в области рисования. Из-под его кисти вышло много живописных акварелей, запечатлевших горные пейзажи.

По сей день в Пятигорске действуют горячие ванны, где лечился поэт. Его наблюдения за так называемым «водяным обществом» нашли отражение в повести «Княжна Мэри».

С Кавказом связана и дальнейшая служба молодого офицера. Здесь же Лермонтов нашел свою смерть. Волей случая трагедия произошла в Пятигорске. Решив окончить службу, он в последний раз отправляется на Кавказ, арендовав вместе с дядей небольшой домик.

Здесь они задерживаются для лечения на водах. 27 июля 1841 года происходит смертельная с давним знакомым Мартыновым. Здесь же, у горы Машук, поэт и был похоронен, но через 8 месяцев его прах перевезли в фамильный склеп - там до сих пор и покоится М. Ю. Лермонтов. Россия потеряла еще одного гениального поэта.

Следует сказать, что в Пятигорске свято чтут память о поэте. Место его последнего пребывания, дом, где произошла ссора с Мартыновым, место дуэли и первоначального захоронения Лермонтова - места, которые в обязательном порядке посещают гости города.

Тарханы

Музей-заповедник «Тарханы» - еще одно место, которое неразрывно связано с М. Ю. Лермонтовым. В этой усадьбе прошло его детство. Здесь с документальной точностью воссоздан быт дворянской семьи XIX века.

Помимо барского дома, для посетителей открыты Дом ключника и Людская изба. Также посетители могут почтить память поэта в семейном склепе, где он похоронен, и в часовне.

Музей-заповедник ведет очень активную культурную жизнь: постоянно устраиваются конкурсы, фестивали, посвященные поэту. Традиционным стал Лермонтовский праздник, который проходит здесь в первые выходные июля.

Музей Н. А. Некрасова в Чудово

Многие поэты и писатели России становятся более понятными, если открываешь для себя их повседневную жизнь, а еще лучше - те условия, в которых проходило детство. Не исключение в этом плане и Н. А. Некрасов. Из школьного курса литературы нам известно, что именно детские наблюдения за нелегкой жизнью крепостных во многом определили направление творчества поэта.

Дом-музей Н. А. Некрасова - то место, где поэт отдыхал душой от городской жизни, охотился и получал вдохновение для новых произведений.

Находится он в Чудово и входит в большой комплекс одноименного заповедника. Именно здесь написан знаменитый «Чудовский цикл», 11 гениальных стихотворений. Как правило, Некрасов охотился в этих местах. Здесь же уже тяжело больной поэт заканчивает свой великий труд - поэму «Кому на Руси жить хорошо».

На данный момент дом-музей представляет собой охотничий дом, в котором, помимо комнат поэта и его жены, располагаются столовая, кабинет, комнаты для гостей. Последних, кстати, было здесь немало - многие деятели литературы приезжали сюда поохотиться вместе с Некрасовым: Салтыков-Щедрин и Плещеев, Михайловский и Успенский. Также вниманию посетителей представлено здание сельскохозяйственной школы.

Дом-музей часто проводит экспозиции и программы для посетителей различного возраста.

Музей Ф. И. Тютчева в Овстуге

Родовой дом-музей Тютчева принадлежал семье поэта задолго до его рождения: в середине XVIII века дед поэта начал строительство имения на землях, которые получил как приданое после свадьбы.

Отец поэта, получив права наследования, начинает расширять дом. Вскоре здесь вырастает шикарная усадьба в духе классицизма с барским домом, украшенным колоннами, с флигелем. Расположенный на берегу реки, он имеет свой островок с беседкой. Место это становится для Тютчева источником не только жизненных сил, но и вдохновения. Поэт, воспевающий природу во всем ее многообразии, срисовывает картины именно с этих мест - настолько запомнились они его душе.

К сожалению, усадьбе не уделяли должного внимания, и она пришла в запустение, однако идет постепенная реконструкция. Если изначально экскурсии в эти литературные места России ограничивались лишь сельской школой, то теперь они охватывают гостевой флигель, а также церковь. Также посетители могут увидеть воссозданные мельницу, беседку на острове и шикарные

Переделкино

Перечисляя литературные места России, следует упомянуть и те, которые связаны с деятельностью Это прежде всего Переделкино. Именно это место является средоточием дач всей литературной элиты ХХ века.

Идея постройки поселка, где будут отдыхать, жить и творить писатели России, принадлежала М. Горькому. Именно он выхлопотал в 1934 году этот участок земли под данные цели. За довольно короткое время были отстроены первые 50 домов. Среди их жильцов были А. Серафимович, Л. Кассиль, Б. Пастернак, И. Ильф, И. Бабель.

Строят дачи и многие послевоенные писатели: В. Катаев, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Здесь же для местной ребятни пишет свои прекрасные сказки К. Чуковский.

На территории поселка функционирует Дом творчества писателей, из действующих музеев можно отметить дома Б. Пастернака, К. Чуковского, Б. Окуджавы, Е. Евтушенко. Многие писатели и поэты нашли здесь свое последнее пристанище.