Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова, главного героя рассказа “Судьба чело­века”. В творческой лаборатории М

При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова представляются следую­щие эпизоды и факты его жизни: когда стал он водителем, то десять лет пролетели для него совершенно незаметно, а про­шлое подёрнулось дымкой, через которую трудно было что-то различить. Также идеалом счастья была для него «крыша над головой», нормальное питание, добротная одежда и мирная, размеренная жизнь в семье. Когда он потерял это, тогда жизнь показалась ему лишённой всякого смысла. В себе он не находил достаточно опоры, чтобы начать жить заново. Теперь единст­венным смыслом его жизни стала постоянная скорбь по погиб­шим. Он считал, что жизнь его загублена, потому что центр своей жизни полагал не в себе самом, а в окружающих людях и предметах. Для простых людей того времени это была типиче­ская ситуация, она определяла национальное самосознание и многие элементы культуры.

Важным эпизодом для понимания характера Андрея Соко­лова является момент, пропущенный в хрестоматии, когда он, попав в плен, удушил ночью предателя, готовившегося выдать своего командира. Это показывает в нём человека решительного и непримиримого к врагам, заботящегося не только о своей шкуре.

Очень показательно, что он не испугался, когда начальник лагеря пригрозил его убить, напротив, вёл себя с достоинством. Жажда жизни и борьбы кипела в нём постоянно, это ясно по то­му, что при первом же возможном случае он бежал. Да не просто бежал, а ещё и важного немецкого начальника прихватил - то есть практическая смётка в нём была велика, и воевал он с умом, не теряя головы.

Его изболевшаяся душа нуждалась в заботе о ком-то, поэтому он и взял к себе беспризорного мальчугана. Под грубой непри­хотливой внешностью в нём жила чуткая и отзывчивая душа.

Андрей Соколов был работящим и основательным челове­ком. Характер его можно определить как рассудительно-смелый и честный. Он был однолюбом, что говорит о глубокой душевной жизни.

Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова, главного героя рассказа «Судьба чело­века»


На этой странице искали:

  • какие эпизоды при чтении рассказа показались вам наиболее важными для раскрытия судьбы и характера андрея соколова
  • какие эпизоды при чтении рассказа показались вам наиболее важными
  • какие эпизоды при чтении рассказа показались вам наиболее важными для
  • какие эпизоды при чтении рассказа показались вам наиболее важными для раскрытия
  • какие эпизоды при чтении рассказа показались

Поначалу жизнь Андрея Соколова ничем не отличается от жизни тысяч русских людей в послереволюционные и предвоенные годы. Андрей, спасаясь от голода, уезжает на заработки в Кубань «ишачить на кулаков». После возвращается в родной город Воронеж. Трудолюбивый характер Андрея проявляется в том, что он выучивается на слесаря, а после, увлекшись автомобилями, на шофера. Его доброе и ласковое сердце выражается в его отношении к жене Ирине. Но главные события, в которых ярко проявится характер Соколова, и которые определят его судьбу, произойдут с ним во время войны. Сразу бросается в глаза, что на фронте Соколов не убивает ни одного человека. Он показывает себя бесстрашным бойцом и верным товарищем, когда под страшным обстрелом гонит на грузовике, заполненном снарядами, на помощь батарее, оставшейся без боеприпасов. Соколов не жалеет себя: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?». Но довезти снаряды ему не удается. Страшный взрыв переворачивает машину и Соколов теряет сознание, а когда приходит в себя - оказывается в окружении врага. В плену характер Соколова особенно ярко проявляет себя в трех эпизодах. Сначала герой первый раз в жизни убивает человека, причем русского. Он душит предателя, который хотел выдать немцам молодого мальчишку-комиссара. Оправдываясь, он говорит: «я не человека, а какого-то гада ползучего душил».
В лагере Соколов проявляет мужество в сцене разговора с комендантом Мюллером. Соколов знает, что за разговором последует расстрел, но смерти не боится, а боится только показать немцам, что ему тяжело «с жизнью расставаться». Поэтому он смело и с достоинством говорит с комендантом, а после три раза пьет за свою погибель, не закусывая. Его храбрость поражает коменданта и спасает Соколову жизнь - вместо расстрела его награждают хлебом с салом, который он несет своим товаришам и делит на весь барак поровну.
Безграничное мужество Соколов проявляет, когда решает сбежать к своим (тем временем он уже работает на немцев шофером), причем не одному, а прихватив немецкого майора. Соколов оглушает майора, а после привязывает его, заставляя прямо сидеть на заднем сиденье, чтобы не вызывать подозрения у немцев. Сам же переодевается г> немецкую форму. В этих действиях проявляется смекалка солдата и умный расчет. Он проскакивает мимо немецкого поста и по минному полю, обстреливаемый снарядами с обеих сторон, добирается до своих. Позже выясняется, что немецкий майор с его документами был бесценным подарком для своих. За подвиг Соколова приставляют к награде.
Воина близится к концу, и Соколов уже мечтает о мирной домашней жизни, когда узнает, что его жена и дочки погибли дома от бомбового удара. Следует ещё один страшный удар судьбы: красавца- сына, молодого командира, убивает немецкий снайпер прямо 9-го мая, в День Победы. Эпизод похорон сына характеризует Соколова как человека мужественного не только на войне, но и в жизни. Он не плачет, а прячет в себе своё страшное горе. Но с этой секунды сердце его словно навсегда каменеет.
Последний поворот в судьбе Андрея Соколова оказывается счастливым. Он подбирает на улице мальчика-сироту и говорит, что он - его отец. Этот поступок характеризует Соколова как человека доброго и милосердного, способного сострадать чужому горю, а главное - безмерно одинокого, постоянно стремящегося к человеческому теплу. Мальчик привносит в жизнь Соколова радость и свет. Герой признается, что его закаменевшее сердце начинает потихоньку оттаивать.

При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова представляются следующие эпизоды и факты его жизни: когда стал он водителем, то десять лет пролетели для него совершенно незаметно, а прошлое подёрнулось дымкой, через которую трудно было что-то различить. Также идеалом счастья была для него «крыша над головой», нормальное питание, добротная одежда и мирная, размеренная жизнь в семье. Когда он потерял это, тогда жизнь показалась ему лишённой всякого смысла. В себе он не находил достаточно опоры, чтобы начать жить заново. Теперь единственным смыслом его жизни стала постоянная скорбь по погибшим. Он считал, что жизнь его загублена, потому что центр своей жизни полагал не в себе самом, а в окружающих людях и предметах. Для простых людей того времени это была типическая ситуация, она определяла национальное самосознание и многие элементы культуры.
Важным эпизодом для понимания характера Андрея Соколова является момент, пропущенный в хрестоматии, когда он, попав в плен, удушил ночью предателя, готовившегося выдать своего командира. Это показывает в нём человека решительного и непримиримого к врагам, заботящегося не только о своей шкуре.
Очень показательно, что он не испугался, когда начальник лагеря пригрозил его убить, напротив, вёл себя с достоинством. Жажда жизни и борьбы кипела в нём постоянно, это ясно по тому, что при первом же возможном случае он бежал. Да не просто бежал, а ещё и важного немецкого начальника прихватил - то есть практическая смётка в нём была велика, и воевал он с умом, не теряя головы.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

НАЙТИ ВСЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!
-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина
-
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Читайте также

2)Г.К.Паустовский сказал:Писателем может быть только тот,у кого есть что сказать людям нового,который видит многое,что остальные не замечают(Золотая роза).Можете ли вы назвать эпизоды,описания природы,которые вас поразили,удивили,рассказали вам о том,чегораньше вы не замечали,хотя,может быть,и видели в окружаюющей вас жизни?
3)"Я убедился в том,что главное для писателя-это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи,даже в таком маленьком расссказе,и тем самым выразить свое время и свой народ",-пишет К.Паустовский в "Золотой розе".Можете ли вы привести пример этому из прочитанных в седьмом классе произведений?
4)Что нового вы узнали о пословицах и поговорках?Использовали ли вы их при изучении литературы в 7 классе?Какие пригодились при разговоре с окружающими вас людьми?Чем интересны пословицы разных народов?В каком случае вам приходилось применять пословицы?Ознакомьтесь и сдругими пословицами.Что в них привлекло ваше внимание?Объясни их.

восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года")? Какие строки показались Вам оссоенно важными для жанра оды?

Вы находитесь на странице вопроса "какие эпизоды при чтении рассказа показались Вам наиболее важными для раскрытия судьбы и характера андрея соколова ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

О сказовой форме повествования
в рассказе писателя

Связь с традицией русской прозы заметна в художественном оформлении его произведений. Шолохов передал роль рассказчика герою, искренне поведал о всей скорби души. Формой сказа умело пользовались Гоголь, Даль, Достоевский, Лесков, Глеб Успенский. Шолохов продолжил эту линию. Он попутно комментирует события, чтоб ввести в обстановку беседы, лирическим словом завершить рассказ.

Сильная сторона произведения, присущая вообще Шолохову,- конкретная и достоверная основа. Точная топография, выверенные приметы времени года - ранней весны. Стиль напоминает манеру Пушкина и Чехова. Основную нагрузку несут глаголы, передающие живую динамику, емкие определения: «...В степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны», «остро и пьяняще запахло лошадиным потом».

Достоверность достигается знанием деталей, которые отражают житейский опыт автора. Когда мы читаем: «Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли» - мы убеждаемся, насколько тонко знает, осязает этот мир Шолохов, как -индивидуальны его наблюдения.

Или вот какими конкретными деталями наполняет автор рассказ: «в недобрую пору бездорожья», «видавший виды виллис», разные по форме, но одинаковые по содержанию определения паромного сооружения: «на утлой плоскодонке», «ветхая лодчонка», «подручным средством конопатил ненадежную посудину», «из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода», «проклятое корыто».

Шолохов точно выписывает обстоятельства, которые важны для последующего повествования.

Солдатские ватные штаны и стеганка, которые увидел Соколов на отдыхавшем около плетня авторе, сразу расположили его к общению: «Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй.- Я пожал протянутую мне большую черствую руку».

Во время переправы, пишет автор, «волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной волной». Поэтому отсырели, размокли папиросы. Пришлось сушить на плетне. Это стало предметом разговора и сближения с Соколовым.

«- Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то курить и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим».

Так вяжутся узлы повествования, которое идет плавно, ритмично, убеждает во всех деталях.

Начинается собственно сказ. В нем нет той затейливой словесной вязи, которую любили Даль и Лесков. Но речевой узор хорошо заметен и в рассказе Соколова. Он говорит образно, любит поговорки, меткие слова, разговорные формы, не всегда соответствующие грамматическим нормам.

Проникали в его речь и слова шоферской профессии: «Последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добрался», «Сердце у меня раскачалось, поршня надо менять».

Много раз он скажет собеседнику дружеское «браток». Во всем этом виден человек суровой трудовой закалки, отзывчивый, прямой.

Сказовая речь представляет нам как бы в лучах света характер героя и душу, и драматизм переживаний.

По материалам Ф. Г. Бирюкова

Вопросы и задания

  1. Какие эпизоды при чтении рассказа показались Вам наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова?
  2. Какое место в рассказе и почему занимает эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером?
  3. Подтвердите примерами справедливость слов М. А. Шолохова: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне».
  4. Как преодолевает Андрей Соколов свое одиночество? Что нового прибавляет история усыновления Ванюшки к пониманию характера Соколова? В связи с чем герой рассказа говорит: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!»? Какое значение имеет в рассказе портрет Андрея? Почему автору трудно было смотреть в его глаза, «словно присыпанные пеплом»?
  5. Рассказ «Судьба человека» отличается от других произведений М. А. Шолохова. Его содержание в основном трагическое. Почему же рассказ не рождает чувство безысходности?
  6. Кто ведет повествование в начале и конце рассказа, а кто - в основной его части? Как в самой манере рассказа проявляется характер рассказчика?
  7. Как Вы объясните обобщенный характер названия рассказа?