Музыкальные термины. Список самых известных музыкальных терминов

О́пера (итал. opera - дело, труд, работа; лат. - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки . Литературная основа оперы - либретто. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например: «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.

Практически каждая опера начинается увертюрой - симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

История возникновения оперы:

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480БевериниXVI векапасторалиОрацио Векки1597 году

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica ; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии - Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции - Камбер («La pastorale», 1647), в Англии - Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах - «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» - первую оперу в музыкальной истории Востока. Первая опера в мусульманском мире считается опера «Лейли и Меджнун» созданная в 1907 году азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековом. Однако следует отметить, что в 1890 году Чухаджяном была написана (на сюжет арабской сказки и на турецком языке) и далее многократно поставлено опера «Земире», которую «Краткая история оперы» называет началом оперной традиции в мусульманской Турции .

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвридике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера - сериа (большая серьёзная опера) и опера - буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

[править]Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

· большая опера (opera seria - итал., tragédie lyrique , позднее grand-opéra - франц.),

· полукомическая (semiseria ),

· комическая опера (opera-buffa - итал., opéra-comique - франц., Spieloper - нем.),

· романтическая опера, на романтический сюжет.

· балладная опера

· semi-опера, полу-опера, опера «наполовину» (semi - лат. наполовину) - форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, говек и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл/

· опера-балет

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио»Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

· От комической оперы появилась оперетта, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.

· Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена - «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова - «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).

[править]Элементы оперы

Опера - это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор,баритон, бас).

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы - эпилог.

Мир музыки многогранен, несколько главных направлений составляют основу всей музыкальной культуры. Классическая, симфония, блюз, джаз, поп-музыка, рок-н-ролл, народная, кантри - существуют различные жанры и стили на любой вкус и для любого настроения.

Зарождение

Музыка как искусство возникла в начале шестнадцатого века, когда появились первые смычковые и щипковые инструменты. Намного раньше были придуманы примитивные дудочки, рожки и свирели, которые делались из тростника, рогов животных и других подручных средств. В семнадцатом веке музыкальная культура уже развивалась бурными темпами: инструментов появлялось все больше, музыканты стали объединяться в группы, дуэты, трио, квартеты, а позже и в оркестры.

Нотная грамота

Нотная грамота появилась раньше музыкальных инструментов, поскольку пение, искусство вокала требовали какой-то системности, возможности записывать на бумаге придуманные мелодии и уже потом исполнять их. Так появились нотный стан и всем известные семь нот. Складывая ноты в определенном порядке, удавалось получить мелодию, композиционно-несложную, поскольку отсутствовали полутона. Затем появились диез и бемоль, которые сразу расширили возможности композитора. Все это касается исполнительского мастерства музыкантов, придерживающихся теоретических основ в музыке. Но есть немало мастеров, которые играют только на слух, они не знакомы с теорией музыки, она им не нужна. К таким музыкантам относятся и кантри. Несколько заученных аккордов на гитаре или фортепиано, а остальное довершает природный талант. Тем не менее с терминами, имеющими непосредственное отношение к их искусству, эти музыканты знакомы, но только поверхностно.

Появление музыкальных терминов

Для того чтобы не запутаться в стилях и направлениях музыки, разнообразных инструментах и приспособлениях, были придуманы музыкальные термины. Постепенно все, что имеет отношение к музыке, получило свое название. А поскольку музыка зародилась в Италии, практически все музыкальные термины были приняты на итальянском языке и в его транскрипции. Некоторые названия композиций пишутся на французском или латинском языке, в зависимости от их происхождения. Итальянские музыкальные термины отражают только общую картину и могут подменяться в отдельных случаях другими названиями, аналогичными по смыслу.

Итальянское происхождение

Музыка - это обширный пласт мировой культуры, который требует серьезного системного подхода. Музыкальные термины утверждались на уровне комитетов по лингвистике ведущих европейских стран, включая Италию, и таким образом получили официальный статус. Административное обеспечение музыкальных учреждений во всем мире базируется на использовании терминов в соответствии с их применением - для этого созданы справочники и руководства.

Известные термины

Самый известный музыкальный термин - это "скрипичный ключ", его знают все. Значение наиболее популярных названий трудно переоценить, в их написании присутствует своего рода аксиома, то же самое происходит, когда мы слышим известное словосочетание. Например, самый музыкальный термин - это, безусловно, "джаз". У многих он ассоциируется с негритянской ритмикой и экзотическими вариациями.

Названия и классификация

Нельзя однозначно определить самый известный музыкальный термин. К этой категории можно отнести название "симфония", синоним классической музыки. Когда мы слышим это слово, перед глазами возникает оркестр на сцене, скрипки и виолончели, пюпитры с нотами и дирижер во фраке. Музыкальные понятия и термины помогают осмыслить происходящее в концертном зале и глубже понять суть произведения. Искушенная публика, посещающая концерты в филармонии, никогда не спутает адажио с анданте, поскольку каждый термин имеет свое определение.

Основополагающие термины в музыке

Представим вашему вниманию наиболее известные музыкальные термины. Список включает такие названия, как:

  • Арпеджио - чередование нот когда звуки выстраиваются один за другим.
  • Ария - вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
  • Вариации - инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
  • Гамма - чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
  • Диапазон - интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
  • Звукоряд - звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в или в их отрывках.
  • Кантата - произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
  • Клавир - переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
  • Опера - важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
  • Прелюдия - вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
  • Романс - произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
  • Рондо - повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
  • Симфония - произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
  • Соната - инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
  • Сюита - музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
  • Увертюра - вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
  • Фортепиано - объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
  • Хроматическая гамма - гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
  • Фактура - способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
  • Тональность - характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые определяющие состав звуков.
  • Терция - трехступенчатый интервал. Большая терция - два тона, малая - полтора тона.
  • Сольфеджио - занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
  • Скерцо - музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.

Музыкальный термин "аллегро"

Отдельные приемы широко распространены. В качестве примера можно привести музыкальный термин - "быстро", "весело", "экспрессивно". Сразу становится ясно, что в произведении заключается мажорная экспрессия. Кроме того, музыкальный термин "аллегро" обозначает необычность, а иногда и праздничность происходящего. Стиль, который характеризуется этим понятием, представляется самым жизнеутверждающим. Только в редких случаях музыкальный термин "аллегро" обозначает спокойное и размеренное развитие сюжета, спектакля или оперы. Но и в этом случает общий тонус произведения веселый и экспрессивный.

Термины, определяющие стиль и жанры музыки

Названия подразделяются на несколько категорий. Темп, ритм или скорость исполнения определяют определенные музыкальные термины. Список обозначений:

  • Адажио (adagio) - спокойно, медленно.
  • Аджитато (adgitato) - взволновано, возбужденно, импульсивно.
  • - размеренно, не спеша, задумчиво.
  • Аппассионато (appassionato) - живо, со страстью.
  • Аччелерандо (accelerando) - увеличивая темп, ускоряясь.
  • Каляндо (calando) - с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
  • Кантабиле (cantabile) - певуче, распевно, с чувством.
  • Кон дольчерецца (con dolcherezza) - мягко, с нежностью.
  • Кон форца (con forza) - с силой, напористо.
  • Декрещендо (decrescendo) - постепенно уменьшая силу звучания.
  • Дольче (dolce) - нежно, со сладостью, мягко.
  • Долорозо (doloroso) - с грустью, жалобно, с отчаянием.
  • Форте (forte) - громко, с силой.
  • Фортиссимо (fortissimo) - очень сильно и громко, громоподобно.
  • Лярго (largo) - широко, привольно, неспешно.
  • Легато (legato) - плавно, спокойно, безмятежно.
  • Ленто (lento) - медленно, еще больше замедляя.
  • Леджиеро (legiero) - легко, плавно, бездумно.
  • Маэстозо (maestoso) - величаво, торжественно.
  • Мистериозо (misterioso) - тихо, таинственно.
  • Модерато (moderato) - умеренно, с расстановкой, неспешно.
  • Пиано (piano) - тихо, негромко.
  • Пианиссимо (pianissimo) - очень тихо, приглушенно.
  • Престо (presto) - быстро, интенсивно.
  • Семпре (sempre) - постоянно, не изменяясь.
  • Спиритуозо (spirituozo) - одухотворенно, с чувством.
  • Стаккато (staccato) - отрывисто.
  • Виваче (vivace) - живо, скоро, безостановочно.
  • Виво (vivo) - темп, средний между престо и аллегро.

Терминология технического характера

  • Скрипичный ключ - специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы "соль" находится на второй линии нотного стана.
  • Басовый ключ - значок, подтверждающий нахождение ноты "фа" малой октавы на четвертой линии нотного стана.
  • Бекар - значок, обозначающий отмену действия знаков "бемоль" и "диез". Является знаком альтерации.
  • Диез - значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Бемоль - значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
  • Дубль-диез - значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Дубль-бемоль - значок, обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
  • Затакт - неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
  • Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
  • Квинтоль - форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение - цифра 5, под или над нотами.
  • Ключ - значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
  • Ключевые знаки - значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
  • Нота - значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
  • Нотный стан - пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
  • Партитура - нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
  • Реприза - значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
  • Ступень - обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.

Музыкальные термины на все времена

Музыкальная терминология - это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны - не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЖАДАН ИВАН ДАНИЛОВИЧ



ИВАН СУСАНИН



ИОЛАНТА





НЕТРЕБКО АННА
ОБРАЗЦОВА ЕЛЕНА


ОТЕЛЛО

ПАЯЦЫ



ПИКОВАЯ ДАМА




САДКО
СВАДЬБА ФИГАРО
СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК


ТЕБАЛЬДИ РЕНАТА




ТРАВИАТА











ХОВАНЩИНА
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

АВТОФОНИЯ (от греч. autos — сам и phone — звук) — слышание певцом собственного голоса; Исполнитель воспринимает собственный голос не только через воздушную среду, но и через ткани головы, что вносит в звучание голоса значительные искажения. Поэтому певец, впервые слышащий свой голос в звукозаписи, как правило, не узнает его по тембру.

А КАПЕЛЛА (акапелльное пение) (итал. a cappella, «как в часовне») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения.

АКЦЕНТ (лат. accentus — ударение) — выделение, подчеркивание звука или аккорда: динамическое, ритмическое, тембровое; в вок. музыке также подчеркивание наиболее значительного по смыслу слова или слога при произнесении текста.

АЛЬТ (от лат. Alto-высокий)- низкий певческий женский голос, а также низкий детский.

АРИЕТТА (ит.arietta- маленькая ария, ветерок)-небольшая по размеру ария в опере,а также небольшая пьеса для какого-либо инструмента песенного склада.

АРИОЗО (ит.arioso- вроде арии) -небольшая ария свободного построения.

АРИЯ (ит. Aria- песня, воздух, ветер)-законченный эпизод в опере(кантате, оратории),исполняемый певцом в сопровождении оркестра,в котором герой(солист) передаёт глубокие личные переживания.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть (активные органы); зубы, твердое небо, верхняя челюсть (пассивные органы).

АРТИКУЛЯЦИЯ- работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.

АТАКА (итал. attaccare — нападать) — в пении — начало звука. Атака бывает твердая (при которой голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха), мягкая (связки смыкаются менее плотно, с началом выдоха), придыхательная (связки смыкаются неплотно, после начала выдоха). В зависимости от текста (звука, начинающего слово), от штриха, а также в целях выразительности пользуются разными видами атаки. В упражнениях большинство вокалистов предпочитают мягкую атаку, но в педагогических целях применяется как твердая (например, при вялости пения), так и придыхательная (при так называемое "пересмыкании" связок, при "горловом" звуке").

БАРИТОН (греч. — тяжелозвучный) — средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль (соль) больш. окт. — ля-бемоль 1-й окт.; переходная регистров. нота ре-диез (ре) 1-й окт.

БАС (итал. basso — низкий) — самый низкий муж. голос; диапазон фа больш. окт. — фа 1-й окт., переходная регистровая нота до-диез (до) 1-й окт.

БЕГЛОСТЬ - техника пения в быстром движении.

БЕЛЫЙ ЗВУК - термин, распространенный в вокальной практике для обозначения так называемого открытого звучания голоса. В академической манере пения такое звучание не допускается. Белый звук применяется в классическом пении как выразительное средство.

БЕЛЬКАНТО - (итал. belcanto - прекрасное пение) - стиль пения, сложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й половины XIX в. (эпоха бельканто). В современном понимании - эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение.

БЛЮЗ (англ. blues от blue devils) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США.

ВОКАЛИЗ - (лат. vocalis - гласный) - музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определенных вокально-технических навыков или для концертного исполнения.

ВОКАЛИЗАЦИЯ - (от итал. vocalizzazione) - исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова.

ВОКАЛЬНЫЙ СЛУХ - специфическое сложное восприятие звука через мышечное чувство звука вместе с другими ощущениями, сопровождающими пение (вибрационными, ощущениями подскладочного давления, «столба» воздуха).

ВИБРАТО, вибрация (итал.vibrato, лат. vibratio - колебание) - периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Различают скорость Вибрации (частоту чередования периодов в секунду) и ее размах (степень крайних отклонений звука). Скорость Вибрации в 6—7 периодов обогащает тембр звука, придает ему эмоциональность и динамичность, является непременным признаком хорошего певческого голоса. При большей скорости Вибрато в голосе появляется тремоляция ("барашек"), при меньшей, сопровождаемой бо́льшим размахом, — неустойчивость интонации, "качание" звука. Для исправления недостатков Вибрации полезны следующие приемы: а) упражнения с мелодическим движением, б) упражнения в негромком пении (при усилении звука размах Вибрато увеличивается, поэтому хор труднее выстраивать на forte), в) упражнения в закрытых гласных (о, у), а также пение с закрытым ртом.

ВИЛЛАНЕЛА (итал. — деревенская песня) — итал. песня XV—XVI вв., преимущ. 3-голосная, с парал. движением голосов, живого характера, лирического или юмористического содержания.

ВЫСОТА ЗВУКА — свойство музыкального звука, зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колебаний в секунду). В музыкальном исполнении различают высоту абсолютную (настройка инструментов и певцов по эталону высоты — камертону) и относительную, определяемую интервальным соотношением музыкальных звуков.

ГАММА - поступенная последовательность звуков какого-либо лада. Каждая гамма опирается на первую ступень -тонику, от которой происходит название:гамма до-мажор, ре-минор и т.д. Гаммы обычно используются для тренировки в игре на инструменте или пении.

ГИГИЕНА ГОЛОСА - соблюдение певцом определенных правил поведения, певческий режим. Нельзя перед пением употреблять в пищу ничего, раздражающего горло: острого, соленого, горячего, холодного, использовать семечки, орехи. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль, а также табак и особенно пиво, спиртные напитки. Пищу следует принимать не позже, чем за 2 часа до пения. В холодное время года, придя с улицы, перед пением нужно согреться, а выходя после пения — предварительно остыть. По утрам полезно полоскать горло комнатной водой. Неумеренные разговоры утомляют голос, поэтому на хоровых занятиях каждую не занятую пением минуту следует использовать для отдыха. Расшатывают голос форсированное (крикливое) пение и громкая речь, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение чрезмерно сложного репертуара. Отрицательно действуют на голос общее переутомление, нервные потрясения. Женщины не должны петь во время ежемесячного нездоровья (3 дня); нарушение этого правила ведет к нечистому интонированию, может вызвать заболевание голосовых связок. При болезнях голосового аппарата в результате переутомления певцу вредит и присутствие на занятиях, т. к. в этих условиях он не находится в состоянии покоя. В процессе обучения пению следует соблюдать постепенность в преодолении технических трудностей, чередовать занятия с отдыхом. Произведения с высокой тесситурой необходимо при разучивании и многократном повторении транспонировать вниз. Укрепление здоровья, закалка организма от простудных заболеваний, правильная организация питания и отдыха повышают жизненный тонус и положительно отражаются на голосе; в свою очередь, хорошее звучание голоса благоприятно воздействует на самочувствие певца. Для контроля за состоянием голосового аппарата необходимо периодически проводить фониатрические осмотры; каждый поющий должен знать основные правила певческой гигиены.

ГИМН (греч. hymnos) — торжественная, хвалебная песня. Существуют Г. государственные, революционные, в честь какого-либо события, религиозные и т. д. Государственные Г., являясь муз. эмблемой государства, имеются во всех странах.

ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ — совокупность певческих звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата. Для певческого звука характерны определенность высоты, ясность гласных, бо́льшая или меньшая протяженность. Певческим голосом также называют способность петь (говорят, например, о "постановке Голоса"); иногда под голосом подразумевают голосовой аппарат ("охрана голоса"). Задатками певческого голоса обладает большинство людей, однако хорошие голоса довольно редки (М. И. Глинка определял хороший голос как "верный, звонкий, приятный"). Одним из наилучших средств, помогающих развитию голоса (и связанного с ним музыкального слуха), является пение.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — орган функционирования голоса, состоящий из след. частей: а) гортань с голосовыми связками (двумя мышечными складками) — место зарождения звука; б) дыхательный аппарат — полости носа и рта, носоглотка, гортань, дыхат. горло-трахея, легкие; мышцы, управляющие дыханием (диафрагма, вдыхательные и выдыхательные мышцы); в) резонаторы, усиливающие и окрашивающие возникающий при взаимодействии связок и дыхания певч. звук (см. Тембр); г) артикуляционный аппарат, формирующий гласные и согласные звуки: нижн. челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. В процессе пения все части Голосового аппарата, управляемого мозгом, действуют одновременно и взаимосвязанно.

ГОРЛОВОЙ ЗВУК - специфическое звучание голоса, образующееся в результате того, что голосовые складки работают в режиме «пересмыкания», т.е. в процессе колебания фаза их сомкнутого состояния превалирует над разомкнутой, а сама гортань напряжена.

ГЛИССАНДО (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект. Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на данном инструменте. В некоторых случаях глиссандо отличается от непрерывного портаменто.

ДИАПАЗОН (от греч. dia pason (chordon) — через все струны) — звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Диапазон голоса певца-солиста (профессионала) должен быть не менее 2-х октав, что позволяет исполнять ведущие оперные партии, камерный репертуар. Требования к Диапазону певца профессионального хора — те же, значительно меньшие — к участнику любительского хора, где недостаток хороших высоких или низких звуков у одного певца компенсируется за счет другого. Диапазон певцов самодеятельных хоров редко превышают объем так называемого рабочего (наиболее употребительного) Диапазона — полторы октавы. При обучении пению диапазон, как правило, расширяется (в ту и другую сторону), однако необходимо следить, чтобы певец при этом не потерял хороший природный тембр.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая Дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией. Особенно важно четкое произношение согласных. Для ясности дикции важны также осмысленность произнесения, пение наизусть (известно выражение вокалистов: "Звук следует за взглядом"). Дикция должна соответствовать характеру произведения.

ДЖАЗ - род музыки, сложившейся на рубеже 19- н.20 веков в результате слияния европейской и африканской музыкальных культур(первоначально среди негров США).Характерными чертами джаза являются импровизационность, ритмическая изощренность, повышенная эмоциональность исполнения.

ДЕТОНИРОВАНИЕ (от фр. detonner - петь фальшиво) - пение с пониженной, реже с повышенной интонацией.

ДИНАМИКА (греч. dynamis — сила) — совокупность явлений, связанных с громкостью — силой звучания.

ДИСТОНАЦИЯ (греч. dis — отриц. приставка "не", tonos — тон, напряжение, ударение) — термин, которым иногда обозначают фальшивое интонирование в сторону повышения.

ДЫХАНИЕ (певческое) один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса, важнейший элемент певческого процесса; до некоторой степени подчинено воле поющего (выбор типа дыхания, задержка дыхания перед атакой звука, дозировка вдоха и выдоха). В современной вокальной методике принято смешанное или нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное, косто-абдоминальное) Дыхание, когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма (вследствие чего выпячивается стенка живота); плечи и верхняя часть груди неподвижны. При выдохе происходит активное торможение диафрагмы, ребра и стенка живота постепенно возвращаются в исходное положение ("пение на опоре"). При неправильном, ключичном дыхании поднимаются грудь и плечи; из-за переполнения легких воздухом и излишнего его давления на голосовые связки возникают форсирование, качание звука, нечистая интонация. Поскольку типы дыхания способны несколько варьироваться и связаны с остальными компонентами звукообразования, основным показателем правильности дыхания должно служить качество певческого звука. Вдох при пении производится быстро, бесшумно, через нос или через рот одновременно. Объем и характер вдоха зависят от длины, динамики, характера музыкальной фразы, темпа. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой дыхания, назначение которой — активизация и организация голосового аппарата. Выдох должен быть экономичным, без "утечки" дыхания (вызывающей шумовой призвук); взятый воздух расходуется только на воспроизведение опертого звука. В хоре применяется одновременное и так называемое цепное дыхание. Обучение поющих правильному певческому дыханию — важная часть вокальной работы в хоре. Жест дирижера оказывает непосредственное воздействие на дыхание певцов.

ЗАКРЫТЫЙ ЗВУК - звук, образуемый при пении закрытым ртом.

ЗАПЕВ — начало песни, исполняемый одним или несколькими певцами (запевалами), после чего вступает хор; обычно (в нар. песнях) первая фраза или часть мелодии, иногда — первая половина куплета.

ЗВУКОВЕДЕНИЕ - термин, обозначающий различные виды ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т.п.).

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ (фонация, от греч. phone — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук, возникая в результате колебаний голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам.

ИМПЕДАНС (от лат. impeditio - препятствие) - обратное акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения (от латинского interpretatio — разъяснение, истолкование). В отличие от других видов искусств музыка непременно нуждается в исполнителе, истолкователе нотного текста.

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono - громко произношу) - 1) Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. 2) Небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот. 3) Точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении.

ЙОДЛЬ (нем. Jodel) - жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Южной Баварии и Швейцарии). Исполнение характеризуется резкой сменой головного (фальцетного) и грудного звучания без микста на широких интервалах и звуках разложенного аккорда.

КАВАТИНА -оперная ария, отличающаяся простым песенным складом.

КАМЕРНОЕ ПЕНИЕ (от лат. camera — комната) — исполнение камерной вокальной музыки. Вокальная камерная музыка (в жанрах песни, романса, ансамбля) с конца XVIII в. и особенно в XIX в. заняла видное место в музыкальном искусстве. Постепенно сложился соответствующий жанру камерный исполнительский стиль, основывающийся на максимальном выявлении интонационно-смысловых деталей музыки. Камерное пение обладает большими возможностями в передаче тончайших лирических эмоций. Оно требует от исполнителя высокой музыкальной и общей культуры, гибкого, способного к тончайшей нюансировке голоса, который не обязательно должен быть мощным.

КАНТИЛЕНА - (лат. cantilena - пение) 1) Певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato. 2) Напевная мелодия, вокальная или инструментальная.

КАНОН (греч. canon — норма, правило) — полифонич. муз. форма, осн. на строгой непрерывной имитации, при котор. голоса повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем она закончится у предыдущего. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами.

КАНТАТА (итал. cantare — петь) — произв. для певцов-солистов, хора и орк., торжественного или лирико-эпич. характера. К. могут быть хоровыми (без солистов), камерными (без хора), с сопр. или без него…

КОМПРИМАРИО - оперный певец, исполняющий второстепенные партии.

КУЛЬМИНАЦИЯ -эпизод музыкального произведения, где достигаются наивысшее напряжение, накал чувств и чаще всего наибольшая сила звучания.

МАСКА - термин вокальной практики, означающий ощущение вибраций в верхней части лица, возникающее во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей.

МЕДИУМ - (от лат. medius - средний) термин, применяемый в вокальной педагогике для обозначения средней части диапазона женских голосов.

МЕЛИЗМЫ - (от греч. melisma - песнь, мелодия) 1) Мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»). 2) Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке (форшлаг, мордент, группетто, трель).

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ - (от греч. melos - мелодия и от лат. declamation - декламация) - художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения, а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки.

МЕЛОДИЯ- (греч. melodia — пение, песня, напев) — муз. мысль, выраженная одноголосно. М. — основное выразительное средство музыки, в которой объединяются муз. элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция.

МЕТР (греч. metron — мера) — последовательное чередование сильных и слабых долей (пульсаций) в ритмическом движении. Сильная доля образует метрический акцент, при помощи которого муз. произведение делится на такты.

МЕТРОНОМ (греч. metron — мера, nomos — закон) — прибор для определения темпа; усовершенствован И. Н. Мельцелем (1816), отсюда иногда обозначение (М. М. — метроном Мельцеля).

МЕЦЦА ВОЧЕ - (итал. mezza voce - вполголоса) - пение в динамике mezza piano с сохранением всех качеств опертого смешанного звукообразования, но с превалированием фальцетной работы голосовых складок.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo — средний) — средний жен. голос. Диапазон ля мал. окт. — ля² (выше редко). Различают высокое (лирическое) М.-с., по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто.

МИКСТ - (от лат. mixtus - смешанный) - регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование.

МИМИКА — движения мышц лица как выражение психич. состояний. М. играет значительную роль в окраске (тембре) певческого звука (известно выражение франц. педагога-вокалиста Ф. Дельсарта: "Тембр коренится в мимике, а мимика — в психике").

МОНОДИЯ (греч. monodia — песня одного) — одноголосное или групповое пение в унисон или октаву.

МУЖСКОЙ ХОР — хор, состоящий из муж. голосов: теноров (иногда и теноров-альтино), баритонов, басов (в т. ч. октавистов). Благодаря диапазону до 3-х октав и более, М. х. обладает значительными исполнительскими возможностями.

МУТАЦИЯ - (от лат. mutation -изменение, перемена) - переход детского голоса в голос взрослого.

НАПЕВ - небольшая вокальная мелодия.

НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ - манера пения, характеризующаяся резким разделением регистров, большей открытостью звука.

НОСОВОЙ ПРИЗВУК - призвук, возникающий в тембре голоса при опускании мягкого неба, когда часть звуковых волн непосредственно попадает в носовую полость.

ОБЕРТОНЫ (от нем. Obertone — верхние тоны) — гармонические созвучия, частичные тоны, призвуки, входящие в состав основного тона, возникающие от колебаний частей звучащего тела (струны, столба воздуха). Обертоны всегда выше основного тона. Частота колебаний в целое число раз (2, 3, 4 и т. д.) больше частоты колебаний основного тона; например, 1/2 звучащей струны (вдвое большее число колебаний) дает октаву от основного тона (О. обозн. числом 2), 1/3 струны — квинту через октаву (обозн. 3), 1/4 — 2-ю октаву и кварту от 3-го О., 1/5 часть — терцию через 2 октавы и т. д. Последовательность обертонов в восходящем порядке образует так называемый натуральный звукоряд ("обертоновый ряд"), выраженный рядом чисел (начиная с единицы — основного тона). Обертоны звучат значительно слабее основного тона, но с разной громкостью, образуя тот или иной тембр голоса, инструмента. Преобладание низких обертонов придает звуку полноту, мягкость, верхних — звонкость, резкость. В натуральном звукоряде находят физическое обоснование многих явлений музыки (интервалика, мажорное трезвучие, консонанс и др.).

ОПОРА - термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»).

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos - правильный, epos - речь) - правильное литературное произношение текста.

ОТКРЫТЫЙ ЗВУК - перенесение речевого звучания гласных в пение. Используют в народном пении.

ПАРТИТУРА (итал. partitura — разделение, распределение) — нотная запись ансамблевой музыки, в котор. сведены партии всех голосов (инструм.). Существует более или менее постоянный порядок расположения партий (голосов) в П.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — положение, которое певец должен принять перед началом фонации (звукоизвлечения). Певческая установка при положении стоя: прямое собранное положение корпуса (не распущенное, но и не "на вытяжку"); равномерная опора на обе ноги; руки свободно опущены по бокам или соединены кистями перед грудью или за спиной; грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад; голова держится прямо, не напряженно. При положении сидя сохраняется то же положение корпуса и головы; ноги поставлены под прямым углом (нельзя поджимать их под себя или сидеть, положив нога на ногу, т. к. это мешает правильному дыханию). Очень важно приучить певцов принимать в должный момент певческую установку, поскольку это помогает овладеть правильными певческими навыками.

ПЕВЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ - ощущения, которые помогают певцу в контроле за голосообразованием.

ПЕРЕХОДНЫЕ ЗВУКИ - звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса.

ПЕСНЯ — наиболее распространённый жанр вок. музыки, объединяющий поэтический образ с музыкальным. Характерным для песни является наличие законченной, самостоятельной певучей мелодии, простота структуры (обычно период или 2—3-частн. форма, чаще всего — в виде запева и припева).

ПОЗИЦИЯ ЗВУКА- термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позиции.

ПОРТАМЕНТО (от итал. portare la voce - переносить голос) - в сольном пении скользящий переход от одного звука мелодии к другому. Одно из средств выразительности в пении.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования; заключается в выработке у учащегося рефлекторных движений голосового аппарата, способствующих правильному звучанию. Понятие хорошо поставленного голоса включает его ровность на всем диапазоне (сглаженность регистров), звучность, прикрытость гласных, красоту тембра, гибкость. Хорошо поставленный голос характеризуется присутствием в его звучании так называемых певческих формант.

ПРИКРЫТИЕ ЗВУКА — вокальный прием, применяемый при формировании верхнего участка диапазона голоса выше переходных звуков, настройка голосового аппарата (главным образом за счет расширения нижней части глотки и соответствующего формирования полости рта), придающая певческому звуку некоторую затемненность, мягкость, глубину. Прикрытость звука акустически связана с присутствием в нем так называемой нижней форманты. Прикрытие звука применяется в вокальной педагогике для сглаживания регистров, благодаря чему получается как бы однородность голоса на всем диапазоне. В академическом пении используется только прикрытый звук (открытый применяется как исключение, в специальных исполнительских целях). Однако следует опасаться чрезмерного затемнения ("перекрытия") звука, придающего ему тусклый, глухой тембр. Меру прикрытия звука устанавливает педагог, дирижер, руководствуясь своим вокальным слухом и эстетическим вкусом.

РАСПЕВАНИЕ— вокально-слуховая настройка певцов в начале занятий или перед концертом; имеет целью подготовку каждого певца и всего хора к работе над репертуаром и к концертному исполнению.

РЕГИСТР (лат. registrum — список, перечень) — часть диапазона голоса (инструмента), объединенная сходством тембра на основе однородности звукоизвлечения. В голосе различается нижний, или грудной регистр (с преимущественным использованием грудного резонатора), верхний, или головной регистр (фальцет), смешанный, или микст. У мужских голосов имеются два природных регистра: грудной и головной; у женщин — три: грудной, смешанный, головной. В голосе необученного певца регистры резко различимы; границы их определяются так называемыми переходными (переломными) звуками, более или менее постоянными для каждого типа голоса: у баса до-диез1 (до1), у баритона ре-диез1 (ре1), у тенора фа-диез1 (фа1), у сопрано ми1 — фа1 (при переходе к смешанному регистру) и фа-диез2 (фа2) (при переходе к головному регистру), у меццо-сопрано и контральто фа-диез1 (фа1) (при переходе к смешанному регистру) и ре-диез2 (ре2) (при переходе к головному регистру). "Поставленный" голос отличается сглаженностью регистров, постепенностью перехода от нижних звуков диапазона к верхним. Использование "чистых" регистров обученными певцами, в отличие от народных певцов, применяется эпизодически, как вокальная краска. Исполнение переходных (к верхнему резонатору) звуков требует некоторого их затемнения — "прикрытия".

РЕПЕРТУАР (от лат. repertorium — список, опись) — совокупность произв., исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий. Правильный подбор рнпертуара — важное условие успешной деятельности хора.

РЕЗОНАНС (от фр. resonance, от лат. resono - звучу в ответ, откликаюсь) - явление, при котором в теле, называемом резонатором, под воздействием внешних колебаний возникают колебания той же частоты.

РЕЗОНАТОРЫ (от лат. resono — откликаюсь) — часть голосового аппарата,придающая слабому звуку возникающему на голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние (головные,расположенные над связками, — полости глотки рта, носа и придаточные) и нижние (грудная клетка — трахеи, бронхи). Кроме того, резонаторы делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объем, поддающиеся управлению — полости глотки и рта) и неподвижные (на функционирование которых можно влиять лишь опосредствованно).

РЕЧИТАТИВ (от итал. recitare — читать вслух, декламировать) — род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую или декламационную речь; находит применение кроме сольной также в хоровой музыке, в оперных сценах и отд. хорах…

РУЛАДА (от фр. rouler - катать взад и вперед) - быстрый виртуозный пассаж в пении, род колоратуры.

СЕРЕНАДА — широко бытовавшее в Италии и Испании наименование приветственных пьес, исполнявшихся обычно в вечерние часы перед домом возлюбленной (название термина происходит от итальянского выражения al sereno — на открытом воздухе).

СИНКОПА (греч. synkope — сокращение) — несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим; возникает из-за укорочения сильной доли или паузы на ней и удлинения слабой доли (в результате чего она утяжеляется)…

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ (сольфеджио) — пение с названием нот; широко применяется в хоре. При разучивание партий нередко начинают сольфеджирования, поскольку этим выделяются для изучения высотная и ритмическая стороны мелодии…

СОПРАНО (от итал. sopra — над, выше) — 1) Самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до¹ — до³, изредка встречаются более высокие (соль³) и низкие (ля мал. окт.) звуки.

ТЕМБР (франц. timbre — метка, отличительный знак) — окраска звука; зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться. Красивый тембр — ценнейшее свойство голоса. Тембр влияет на восприятие интонации: при плохом тембре и интонация кажется нечистой. Тембр служит важным средством музыкальной выразительности, в том числе и в хоровом исполнительстве. Тембр голоса связан с мимикой. Глубокое проникновение в содержание произведения, выявление своего отношения к исполняемому отражается на мимике певцов, а отсюда и на окраске звука. Работа над красотой и выразительностью тембра — неотъемлемая часть вокального воспитания певцов и должна проводиться с первого этапа хоровых занятий.

ТЕМП музыкальный (от лат. tempus — время) — скорость исполнения, выражается в частоте чередования метрических долей. Темп определяет абсолютную скорость исполнения пьесы, в отличие от относительной скорости, связанной с ритмическими соотношениями…Темп в музыке обозначается итальянскими терминами.

ТЕНОР (итал., от лат. teneo — держу) — 1) В средн. вв. (с XII в.) основной голос контрапунктического сочинения, излагавший главную мелодию (cantus firmus); сначала был нижним голосом, с присоединением баса стал средним. 2) Высокий мужской певческий голос.

ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учета предельно низких и высоких звуков голоса. Тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.

ТРЕЛЬ (итал. trillo, от trillare - дребезжать) - мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся соседних звуков, из которых нижний - основной, определяющий высоту трели, и верхний - вспомогательный.

ТРУБАДУРЫ (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Их творчество охватывает период XI—XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века.

ТРУВЕР — французский средневековый странствующий поэт и певец (от французского trouvère — придумать, находить). Ранние труверы (XI—XII вв.) были близки к народному творчеству

УНИСОН (от лат. unus — один и sonus — звук) — одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты (октавный У. — сочетание одинаковых звуков в разных октавах).

ФАЛЬЦЕТ (лат. falsetto, от falso - ложный) - способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса, характеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра.

ФЕРМАТА (от итал. fermata, букв. — остановка) — продление звука (аккорда) или паузы на неопределенное время, подсказанное муз. чувством исполнителя (тем большее, чем короче длительность; крупные длительности при Ф. иногда даже сокращаются).

ФИЛИРОВКА, ФИЛИРОВАНИЕ - (от фр. filer un son - тянуть звук) - умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот.

ФИОРИТУРА - (итал. fioritura - цветение) - различного рода мелодические украшения.

ФОРМАНТА (лат. formans — образующий) — группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса. В акустике призвуки определенной частоты, придающие звучанию голоса и инструмента характерный для них тембр (а также звукам речи, благодаря чему они распознаются). Возникают, главным образом, в результате того или иного функционирования верхних резонаторов. Хорошему (природному или культивированному) певческому голосу свойственны две характерные форманты: высокая (ок. 3000 герц), придающая ему звучность, полетность, и низкая (ок. 500 герц), сообщающая голосу глубину, прикрытость. Существует прибор — спектрограф, наглядно показывающий наличие форманты у поющего.

ФОНАСТЕНИЯ (греч. phone — голос, stenos — узкий, тесный) — нервное функциональное заболевание голоса, без видимых изменений в гол. аппарате. Выражается в быстрой утомляемости, фальшивой интонации (преимущ. в низком и среднем регистре), тремолировании…

ФОНИАТРИЯ — раздел медицины, занимающийся функционированием голосового аппарата и его болезнями.

ФОРСИРОВАНИЕ (от фр. force - сила) - пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания.

ФРАЗИРОВКА — отчетливое художественно-смысловое выделение муз. фраз и других построений при исполнении муз. произведения. Фразировка использует разграничение при помощи цезур, объединение посредством лиг, артикуляцию, нюансировку.

ХОРМЕЙСТЕР — дирижер в хоре. Обычно хормейстером называют руководителя хора, который работает с коллективом при разучивании репертуара. Ответственный руководитель хорового коллектива в оперном театре также именуется хормейстером.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА — последовательное движение звуков по полутонам от исходного звука (тоники) до его октавы. Как правило, Х. г. строится на основе мажорной.и минорной гаммы посредством заполнения целых тонов повышенными и пониженными ступенями.

ЦЕЗУРА (от лат. caesura — рассечение) — грань между частями муз. произведения, исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в пении) сменой дыхания.

Кочнева, И. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. - Ленинград: Музыка, 1986. Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова - Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996. Ламперти, Ф. Искусство пения / Ф. Ламперти. - Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. - Москва: Кифара, 2002. Терминологический словарь Чобит Олеси Валерьевны

Бале́т (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкально- , в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью .

Интерме́дия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная , помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной или в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий между двумя проведениями в , проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - , связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо , обладающий своим и характером музыки.

Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные канты бодрого маршеобразного (см. ) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Ко́да (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, украшениями.

Колори́т (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных , , и иных выразительных средств.

Коля́дка - общее название славянских народных обрядовых языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Купю́ра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо , в - , или .

Лезги́нка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Моти́в (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть , имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Ноктю́рн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - ) лирически-созерцательного характера с выразительной певучей .

Ноне́т (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного для девяти участников.

О́да (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - ) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo - восемь) - восьми участников.

Паро́дия (греч. parodià, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному , , и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра - первое представление, на театральной ; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Скоморо́хи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Сона́тное алле́гро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и , - выдержанные в быстром (allegro) . Форма сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной ; разработка-

сочинение - музыкально-театрализованное представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОПЕРА

итал. оpera – сочинение), жанр театрального искусства, музыкально-драматическое представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В создании оперного спектакля участвуют представители многих профессий: композитор, режиссер, писатель, сочиняющий драматические диалоги и реплики, а также пишущий либретто (краткое содержание); художник, оформляющий сцену декорациями и сочиняющий костюмы персонажей; осветители и многие др. Но определяющую роль в опере играет музыка, выражающая чувства персонажей.

Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, речитатив, хоры, оркестровые номера и др. Партия каждого персонажа пишется для определенного голоса – высокого или низкого. Самый высокий женский голос – сопрано, средний – меццо-сопрано, самый низкий – контральто. У мужчин-певцов это соответственно тенор, баритон и бас. Иногда в оперные спектакли включают балетные сцены. Различают историко-легендарные, героико-эпические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др. оперы.

Опера зародилась в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. крупные композиторы. Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓