Рерих краткая биография. Рерих николай константинович


Третий том "Листов дневника" Н. К. Рериха включает очерки-письма последних лет его жизни — 1942-1947 гг. Написанные в суровые годы мировой войны и разрухи, они несут призыв к культурному единению человечества и служению Родине, учат восприятию вечного и истинного.

В сборнике представлены самые глубокие по содержанию литературные произведения великого художника и мыслителя Н.К.Рериха. Являясь сотрудником духовных Учителей Востока, Н.К.Рерих отразил духовно-философские основы их мировоззрения в своем литературном творчестве.

Иные миры и планы бытия; сакральная взаимосвязь человека с Космосом; загадки жизни, смерти, бессмертия; необычные природные явления, свидетельствующие о многомерной структуре мироздания; парапсихологические феномены и тайны высших духовных способностей человека; наконец, самый уникальный культурно-исторический феномен нашей планеты — обитель Высшего Разума, Шамбала, — все эти вопросы нашли увлекательное художественное отражение в рассказах, эссе и повестях мыслителя.

Легенды Азии. Сборник

Гениальный живописец, выдающийся публицист, мыслитель, путешественник Н.К. Рерих справедливо считается одним из самых загадочных деятелей своей эпохи.

В этом сборнике собраны самые таинственные, захватывающие повести и рассказы Н.К. Рериха. Эти работы посвящены тайнам истории и культуры Востока, природным феноменам, не разгаданным наукой, мудрости духовных Учителей Индии, предвидениям будущего нашей планеты и многому другому — одним словом, темам, интересующим всех!

Миф Атлантиды

В книге «Миф Атлантиды» представлены рассказы, эссе и очерки великого русского художника и мыслителя U.K. Рериха, посвященные самым таинственным, непознанным сторонам бытия.

Древние цивилизации, легенды и мифы, иные миры и необычные природные явления; паранормальные способности человеческой психики и другие загадки природы и человека — все эти темы захватывающе интересно отражены в литературных работах великого живописца и исследователя.

Пути Благословения

Книга «Пути Благословения» проникнута верой в то, что на арене жизни победят силы добра и созидания.

Н.К.Рерих через бури разрушения, через тьму непонимания и через стены вражеских препятствий проносит в Будущее не расплесканною чашу Красоты и Мудрости. И тем самым он становится одним из величайших духовных вождей современности, к голосу которого с особой чуткостью должны прислушиваться молодые поколения.

Семь Великих Тайн Космоса

Знание о Космосе накопляется человечеством медленно. В течение веков человек открывает законы природы, законы космические.

Эти законы существовали и тогда, когда человек еще не знал о них. И сейчас есть законы, которые человечеством еще не открыты. То, что мы уже знаем, есть наше знание. То, что мы еще не знаем, является для нас тайной. Но то, что для нас еще тайна, для кого-то является знанием - в Космосе есть Существа, которые знают больше. А знать что-то - значит мыслить об этом. Так создаются мысли, и они живут независимо в пространстве. Пространство наполнено образами Истины, люди их называют идеями.

Сказки

Николай Рерих обладает мировой славой живописца и ученого. Меньше знакомо нам его литературное наследие.

Например, мало кто знает, что Николай Константинович писал и... сказки. С прекрасной иносказательностью образов, с манящей красотой таинственных миров.

Герои его сказок являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность. Они располагают к глубокому раздумью, настраивают на высокие чувства, устремляют к духовному совершенствованию.

Собрание сочинений

Собрание литературных трудов русского художника, философа-мистика, ученого, писателя, путешественника, общественного деятеля и политика Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947).

Алтай - Гималаи
Врата в будущее (сборник)
Да процветут пустыни
Держава Света (сборник)
Иерархия
Избранное
Матери городов
Мир огненный (Книга 1)
Мир огненный (Книга 2)
Мир огненный
На кургане
Нерушимое
Одеяние духа
По пути из варяг в греки
По старине
Пути благословения (сборник)
Пути благословения
Сердце Азии
Стихи
Твердыня пламенная (сборник)

Химиват

Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях. Самые лучшие люди сердечно устремляются к этому сокровищу Индии. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев.

В этой книги собраны размышления и впечатления Николая Рериха от его экспедиций в Гималаи.

Цветы Мории

Единственный сборник стихов великого русского художника, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

Сборник содержит несколько поэтических сюит и поэму «Наставление ловцу, уходящему в лес».

Эти стихи — плод неповторимой индивидуальности Рериха, вместившей и переплавившей в себе мудрость Востока, и исконно русское миросозерцание.

Человек и природа

Очерки Н.К.Рериха, собранные в данной книге, - это размышления о духовном познании Космоса, Земли и самого человека.

Трагедия природы в нашем веке предопределена уничтожением духовности. Никто, может быть, не доносит до нас эту истину, это предупреждение в такой ясной и неопровержимой форме, как Н.К.Рерих. Рерих «слит душой с природой, а природа знает больше нас, природа и есть жизнь, жизнь - есть путь», - писал Вс.Н.Иванов.

Николай Константинович Рерих (биография)

Цитировала недавно пост о Рерихе у Милой Странницы, полностью
согласна с ней, что написать об этом незаурядном человеке надо более
полно, потому что это был не просто великий человек, а столп общества,
про которого действительно можно сказать: НЁС ТЯГОТУ МИРА...Поэтому
я не пожалела времени, потратила неделю на составление его полной
биографии, т.к. хотя меня и нельзя назвать рериховцем и последователем
его идей в полном смысле (до этого я недотягиваю), но ведь Агни-Йогу,
которой я из всех учений отдаю предпочтение, писал он и его жена,
Е.И.Рерих. Хотелось бы, чтобы об этом незаурядном человеке и его яркой
и интересной жизни узнало как можно больше людей.

Творчество Николая Константиновича Рериха - явление
исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна
притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким
символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде.
Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Но дело
не в количестве мест, где он успел побывать, а в его неравнодушии, в том, сколько он
успел сделать для развития культуры и взаимопонимания людей, в том, какой яркий
след после себя оставил.

Он никогда никуда не спешил, и всё же его работоспособность была
изумительной. Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций,
рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные
собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов
Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в
Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее. В течение
жизни он создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях
мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических.
Помимо этого, он вёл огромную и неоценимую по своему духовному значению
международную общественно-политическую деятельность, в основном по развитию культуры
и сохранению культурных ценностей. Он является автором идеи и инициатором всем известного
Пакта Мира (Рериха), основателем международных культурных движений «Мир через
культуру» и «Знамя Мира». И это - лишь самое значительное из его трудов. Н. Рерих был
поразительно разносторонней личностью, и за что бы ни брался - всё делал хорошо. Он
был не только выдающимся общественным деятелем и художником, но и философом,
литератором, драматургом, сценографом, искусствоведом, археологом,
путешественником и мистиком-интуитивистом.

Николай Константинович Рерих (Рёрих)
(27 сентября 1874, Санкт-Петербург — рождение;
13 декабря 1947, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия — смерть).
В российский период жизни и творчества работал директором школы Императорского
общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства»,
успешно работал как сценограф («Русские сезоны»).
С 1917 года жил за границей. Организовал Центрально-Азиатскую и Маньчжурскую
экспедиции и участвовал в них. Вёл активную общественную деятельность, был завязан в
политические и экономические проекты, имел связи с большевиками и масонством. Состоял
членом многих организаций.
Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей
его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское
движение, существующее и в настоящие дни.
Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие
нью-эйджа (сознания новой волны) в России.

1.Детство и юность:
Родился Рерих в дворянской семье. Его отец - коренной
петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария
Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое
детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.
Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город
Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца
и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - всё
удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров,
М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
С детских лет Николай Рерих рос способным и дисциплинированным мальчиком, его
привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока.
Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом,
но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893
году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее,
вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.

В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи
отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих
учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал
на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ
будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские
и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские
художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их
«сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени —
В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем,
С. П. Дягилевым.

С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже
в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской,
Ярославской, Смоленской губерниях, преподает в Петербургском археологическом институте
(с 1897 по 1903 г.). Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил
несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос).
С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века. Она была
представлена на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905), где получила
высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России,
Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провели
первые археологические раскопки в Новгороде.

2.Становление Рериха как творческой личности:
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное
тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно
самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих
чувствовал «прямую противоположность», противостояние природы и современного города:
«Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, теперь
властвует над человеком и уродует его», - писал он. Путь к духовному обновлению жизни
многие мыслители видели (и сейчас видят) в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели
в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма
Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках
«первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин,
идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных
дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты
(Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.

В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная
картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского
искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил
эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий
писатель земли русской произведёт вас в художники». Встреча с Толстым для молодого
Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке
переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе
снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт.
Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

Для Рериха эти слова стали напутствием на его жизненном пути. Также духовным напутствием
для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха:
«Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».
В 1899 году картина "Поход" обратила на себя внимание С.П.Дягилева, пригласившего
Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства».
Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа,
у Рериха складывались сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся
«Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем.
Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования.
Рерих же в детстве брал уроки у скульптора и рисовальщика М.О. Микешина и всё. Занятия
у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части
рисования были недостаточны и в 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию
известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам
(в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых
французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком.
Рерих стремился к новаторскому поиску в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается
своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий
и лаконизм, даже - стилизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения
и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала,
передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В свои 24 года Н. К. Рерих уже был помощником директора музея при Императорском
обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала
«Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность
секретаря Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь
преподавательской работой.
С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством
познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели
Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955),
дочерью петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны,
урожденной Голенищевой-Кутузовой. Свадьба состоялась 28 октября 1901 года.
По воспоминаниям более позднего времени о Елене Ивановне, у нее были тонкие черты
лица с легким румянцем на слегка смугловатой коже щек, карие глаза и пышные каштановые
волосы. Ее облик сохранился на немногочисленных фотографиях, на рисунке 1910 года
художника В.А. Серова и на нескольких портретах, написанных сыном Николая
Константиновича и Елены Ивановны, художником Святославом Николаевичем Рерихом, из них
самый известный - 1932 года.

Елена Ивановна обладала многими талантами и главное - личным духовным опытом, на основе
которого сложилось мировоззрение, развивавшееся вне ортодоксальной религиозной традиции.
Ее детство и юность протекали в годы, когда философ Владимир Сергеевич Соловьев
переживал «лазурные» явления ему Вечной Женственности, Мировой Души; когда
нижегородский театральный критик Анна Николаевна Шмидт создавала мистический трактат
под названием Третий Завет, осознавая себя воплощенной Софией, Премудростью Божией, и
когда писательница Елена Петровна Блаватская под руководством Махатм Востока
осуществляла замысел по образованию Универсальной религии на основе теософии -
мистического учения, хранимого на протяжении тысячелетий Мастерами - Великими
Посвященными среди человечества. Е.И. Шапошникова явилась последовательницей Е.П.
Блаватской. Она ощущала себя в духовном контакте с Великими Мастерами как призванная
к предназначенной ей миссии. Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски
Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны
и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в
формулу «практического идеализма».
Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою
жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году
у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий
художник и общественный деятель.

В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России,
посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой
«поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия
стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов).
Художник в них стремится прежде всего передать мощь древних каменных сооружений,
переживших многие века. Стены, башни, церкви прочно вросли в землю и слились воедино
с этой землей, деревьями и небом. Живая игра света и цвета на крепостных стенах - словно
отражение знаменитых колокольных звонов...

Помимо картин, Николай Константинович пишет и статьи,
в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности
древнерусской иконописи и архитектуры.

Как художник Рерих работал в это время в области
станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых
в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во
имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх.
Покровский В. А.), для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи
часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц
в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция
«Царица Небесная» и др.). Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха
мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных
постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален»,
«Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного
«Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального
явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих
в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как
искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже
в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина,
«Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку
Стравинского.

Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих,
была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности
художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов,
П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру
глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и
нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла
к культуре Востока.
В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской
философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей
Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора. Знакомство
с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в
ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь,
красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.),
то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми»,
& laquo;Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России
и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. В его
исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого,
настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое,
будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

По приглашению художественного общества «Манас» в Праге открывается первая заграничная
выставка работ Рериха (1905). С этого времени, постоянно дополняемая новыми картинами,
«вестниками», по словам мастера, перемещаясь по разным культурным центрам
Европы, она надолго остается за границей.

С 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется
его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники,
из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его
искусстве сочетаются реализм и символизм.
В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла
и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует
метод накладывания одного красочного тона на другой.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько
десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно
назвал творимый художником мир — «Державой Рериха» а так же «Державой Света».

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом
Реймской Академии во Франции.
С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами
которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев,
А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. «Величайший интуитивист века», по определению
А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой
войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление»,
«Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё
творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.
Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи,
посвящённые охране мира и культуры.
В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю
Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной
охране культурных сокровищ. Незадолго до начала Первой мировой войны в творчестве Рериха
появляются новые символические сюжеты ("Крик змия", "Зарево", "Короны", "Дела
человеческие", "Вестник", "Град обреченный" и другие).
Выраженные в них чувства тревоги были восприняты как пророческие. Горький назвал
Рериха «великим интуитивистом». В эти годы Рерих все более погружается в свои самые
сокровенные мечты, с юности волновавшие его воображение. Еще студентом он познакомился
с В.В. Стасовым. Это знакомство определило многие будущие устремления и поиски художника.
В труде Происхождение русских былин (1868) и последующих статьях и книгах критик развивал
идею о «преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской». В беседах
со Стасовым определялась для Рериха его научная задача - духовные связи России с Востоком,
которую он надеялся когда-нибудь разрешить на нехоженых тропах Монголии и Тибета.
Не меньшее влияние на художника оказали широко распространенные среди народов Востока
и Запада легенды и сказания о таинственной стране, расположенной где-то в неприступных
горах то ли Индии, то ли Тибета. Средневековые рыцари верили, что там находится чаша Грааля,
высший символ рыцарского посвящения и служения. В Древней Руси с XII века путешествовали
на Восток в поисках «земного рая». Даже находились свидетели, видевшие страну
ослепительного света, спорившего с солнечным, о чём говорится в Послании новгородского
епископа Василия тверскому епископу Федору. В XIV веке было распространено Сказание
Зосимы о хождении к Брахманам, в котором рассказывается о том, как Зосима нашел на
Востоке землю, где живут «в человецех тех старцы, подобии Сыну Божию». Позднее,
в XVII веке, старообрядцы-раскольники назовут эту землю «Беловодьем» и не раз
будут отправляться на ее поиск. Индийцы считали священную гору Меру центром мира и
источником счастья, тибетцы и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли
Шамбала. Рерих был поражен сходством народных преданий с предположениями Стасова.
Художник начинает строить планы путешествия на Восток. Все более заманчивым становится
«великий индийский путь», но события, связанные с Первой мировой войной,
и состояние здоровья не дают осуществиться его мечтам.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй
переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду
позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.
Рерих всегда любил суровый Север за его нетронутую красоту, за его удалённость от
промышленных городов. «Причудливы леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко
сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые,
каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты.
Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым...» Особенно
сильна была его тяга горам, скалам, неприступному каменному царству. В горах он видел
символ неразрывной связи земли с небом, Прошлого с Настоящим. Эту связь художник
зачарованно усматривал в неизменно волновавшем его суровом каменном мире. «Странно
подумать, - писал он еще в 1908 году, - что, быть может, именно заветы каменного царства
стоят ближе всего к исканиям нашего времени».
Тогда же художником и поэтом Максимилианом Александровичем Волошиным прозорливо замечено,
что «...дух Рериха... исключительно близок царству камня...». На протяжении всей
жизни Н.К. Рерих хранил в себе священный культ Камня, возникший в нём при первых
археологических раскопках на Севере России, где им были найдены предметы каменного
века. В картинах Рериха каменные знаки древности обретали актуальную значимость
эсхатологических символов.

3.Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке:
4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал
у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших
были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На
совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького,
помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами
по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией,
и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
До 1914 года почти каждое лето Рерих посещал Европу: 1908 - Париж; 1909 - Лондон,
Голландию, Рейнские города Германии; 1911 - опять Голландия и путешествие по Рейну;
1912 - вновь Париж. Что искал художник в этих путешествиях? Еще Гоголь заметил, что
и сама по себе «хороша далекая дорога!». Но Рерих, словно предчувствуя угрозу
уничтожения творений человеческого духа, накопленных в веках, стремится как можно глубже
постичь и выразить в своих картинах характерные особенности русской и западной культур.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам
Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой
вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению
С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств
организовать большое выставочное турне по 30 городам США.

В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности
среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства (см. раздел о Луисе Хорше).
За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха»,
которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях
горы Белухи на юго-западном Алтае. Также были основаны культурно-просветительские организации.

В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной
целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи
Института, Рерих писал: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и
нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует
истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства
озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но
после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное
и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу."

4.Спиритические сеансы. «Автоматическое письмо»:
В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 года
Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов
проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные
сановники. Осваивался метод «автоматического письма». Непосредственные записи
методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти
и его сын Юрий.
Рерих сделал в трансе серию карандашных портретов, на которых изображены восточные
Учителя — Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Учитель Рерихов Аллал-Минг и другие.
По утверждению Е. И. Рерих, статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства»
(1924) «дана» автоматическим письмом.
Во время спиритических сеансов, в 1920 году в Лондоне состоялась встреча Николая
Константиновича и Елены Ивановны с их духовным Учителем, Мастером Мориа. Один из заветов,
данный в Лондоне, звучал: «Оставьте все предрассудки - мыслите свободно». Эта встреча
явилась началом ожидаемой миссии Елены Ивановны, выразившейся прежде всего в написании
ею в контакте с Мастером на протяжении ряда лет цикла книг, издаваемых без указания
имени автора, получивших название Агни Йога, или Учение Живой Этики.
Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы.
По мнению некоторых советских исследователей, у Рериха после посещения спиритических
сеансов выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, и мировоззрение Рериха
не имеет корней в оккультно-спиритических «откровениях». Сам Рерих себя мистиком
не считал (так же как и некоторые его сотрудники), полагая, что стремление к «познаванию
тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины, и если вначале
спиритицизм и помогает, то всё же углубляться в него и ставить самоцелью нельзя.
В Живой Этике говорится, что подход к тонким энергиям и мыслительной деятельности
чека должен быть научным, без налёта таинственности, предубеждений и мистицизма.

5.Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»:
После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина». Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у А. М. Горького.

Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света.

О Николае Константиновиче Рерихе написано столько, что было бы странно пытаться сказать нечто новое. Но, с другой стороны, о выдающихся людях надо писать, чтобы их пример постоянно был перед глазами. В этом году нашему великому соотечественнику должно было исполниться 130 лет, и несправедливо было бы пропустить эту дату.

Кто он такой?

Пусть этот вопрос не покажется странным, ведь большинство из нас знает о Рерихе очень немного. Обычно имя Николая Константиновича ассоциируется с его художественным наследием, и мало кто знает, что Рерих был не только художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха как писателя, философа, путешественника, общественного деятеля. Еще меньше мы знаем его как Ученика, удостоенного в XX веке чести напрямую контактировать с Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить частицу Мудрости, полученной от них. Пакт Рериха, справедливо называемый «Красным Крестом Культуры», знаменитая трансгималайская экспедиция, прошедшая по пути сокровенных странствий Будды, институт Урусвати с задачей синтезировать науку и религию - все это тоже непосредственно связано с именем Рериха. Попробуем вместить в краткие рамки статьи основные вехи жизненного пути человека, о котором на востоке говорят, что он почтил Землю своим присутствием.

Детство и юность

Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина Федоровича Рериха. Сама фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и означает «богатый славой».
Уже в детстве проявилась многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре, загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись читать, он перечитал все, что касалось истории России и, особенно, ее героического эпоса. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. «Мои первые находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом Гоголя», - писал впоследствии Николай Константинович, чья способность синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ стала его собственным творческим кредо.

Его музыкальный и художественный вкус с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к семье Рерихов, но, очевидно, причины подобного устремления гораздо глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено величественностью горы, изображенной на находившейся в Изваре картине. Впоследствии Рерих узнал, что это была Канченджанга - одна из самых красивых и таинственных вершин Гималаев.

Константин Федорович, отец Николая, не противился разнообразию увлечений сына, ставя единственным условием для него юридическую карьеру. Сам же Николай уже в гимназии проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в Академию Художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.

Начало творческой деятельности

В становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, выдающегося русского художника-передвижника. «В живописи должна присутствовать духовность, - учил Куинджи. - Ей должны подчиняться композиция и техника». «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», - подвел итог этому периоду сам Рерих. В дипломной работе - картине «Гонец. Восстал род на род» - он обобщил свое понимание русской истории, первые философские размышления о миссии России и открыл ей целую серию полотен, посвященных русской истории и мифологии. «Гонца» высоко оценил сам Л. Н. Толстой.

Будучи уверенным в том, что своими корнями русское искусство уходит в историю задолго до христианизации Руси, Рерих смело использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую критику, так и высокое признание со стороны современников. В 1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.

В том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого, Рериха поддержала Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в 1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию усадьбы Талашкино, в которой, по замыслу Тенишевой, должна была возникнуть община для художников. Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, к теме которой впоследствии он неоднократно возвращался.

Лада

В 1900 году, будучи проездом в Бологом в имении князя Путятина, Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей 28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда удивительное будущее этого союза? «Ладой» называл Николай Рерих свою «другиню и вдохновительницу» и посвятил ей несколько своих работ. Одна из них, «Ведущая», в аллегорической форме передает тонкие и глубокие взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов. «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся семья - всё строится по тем же благодатным началам», - писал Николай Константинович о супруге.

Многие картины, творческие и общественные начинания Рериха стали результатом работы двоих. Большое влияние на молодых Рерихов оказали труды Рамакришны и его ученика Вивекананды. Особенно близкой им была идея о том, что служение Богу должно сопровождаться сознательной работой на общее благо, служением другим людям. В начале XX века Рерихи познакомились с теософией, с работами Блаватской. Впоследствии именно Елена Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину». В творчестве Николая Константиновича нашли свое воплощение идеи и образы Живой Этики, Агни-Йоги, записанной через посредничество Елены Ивановны.

Отъезд из России

В 1916 году, в связи с осложнениями после перенесенного годом ранее воспаления легких и по настоянию врачей семья Рерихов переехала в Финляндию, где встретила революцию и оказалась отрезанной от России. У Николая Константиновича не было однозначного отношения к событиям 1917 года в России, но была очень четко сформулированная позиция в отношении сохранения культурных ценностей от разрушения. Пока в 1918 году не была окончательно закрыта граница между Россией и Финляндией, он продолжал приезжать в Петроград и работать в Комиссии по охране памятников культуры и искусства. В 1919 году Рерихи переехали в Лондон, а в 1920 - по приглашению Чикагского Института Искусств - в Америку.

В октябре 1921 года в Нью-Йорке Николай Константинович основал Школу объединенных искусств, воплотив тем самым свою давнишнюю мечту объединить под одной крышей разнообразные виды искусства. Основной идеей Рериха было через искусство проложить в сердца людей путь для высшего познания: "Искусство объединит человечество. Искусство - неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство - явление грядущего синтеза. Искусство - для всех. Врата "священного источника" должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям - оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны".

Параллельно в Америке с невиданным успехом проходили выставки художника, а 1924 году даже был открыт первый в мире музей, посвященный творчеству одного художника - Н. К. Рериха. С момента своего создания Музей Рериха приобретал практически все картины художника и до сих пор является самым крупным их собранием.

Трансгималайская экспедиция

В 1925-28 годах состоялась грандиозная трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир - Ладак - Китайский Туркестан - Алтай - Монголия - пустыня Гоби - Тибет - Гималаи - Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал. Были собраны коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха преодолела невиданные физические и политические препятствия. Достаточно сказать, что экспедиционному каравану приходилось проходить в Гималаях перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время находиться на высоте более 3000 метров - и при этом продолжать работу. В течение пяти месяцев зимой в летних палатках при арктических температурах экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как власти Тибета подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.

Но трансгималайская экспедиция Рериха имела не только научные, но и иные цели, значительно выходящие за рамки «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды, и что в течение экспедиции Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами - Великими Учителями человечества - и работали под их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже они получили по почте необычную посылку, содержавшую шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и что этот Камень сопровождал их в экспедиции. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть широко поняты и, скорее всего, будут извращены. Но с невиданным упорством и, порою, реальным риском для жизни они не отступили от цели и завершили экспедицию.

"Мир через Культуру"

В 1928 году, после возвращения из экспедиции, Рерих вплотную приступил к осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого. Речь идет о знаменитом Пакте Рериха, призвавшем на международном уровне к защите культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте Пакта, в частности говорится, что "образовательные, художественные и научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал, собственность и имущество... считаются нейтральными и подлежат защите и охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо дискриминации со стороны государства относительно любого специального учреждения или миссии... Памятники, организации, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг..., который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами, правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон".

В качестве «отличительного флага» Рерихом было предложено изображение, названное «Знаменем Мира»: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную окружность. Это изображение не являлось новым, встречалось во многих древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку и искусство в круге культуры. Другое прочтение - прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Задачей Знамени Мира было защищать произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии Президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому присоединилось более 20-ти стран.

"Урусвати"

После возвращения из центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в Индии, в долине Кулу. Николай Константинович основал гималайский институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды». Под руководством Юрия Рериха, сына Николая Константиновича, собирались и переводились древние манускрипты, изучались полузабытые диалекты. Институт вел широкую деятельность по изучению и сбору лекарственных растений; был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. С институтом «Урусвати» сотрудничали многие путешественники и ученые, вреди которых, например, были Свен Гедин и Альберт Эйнштейн.

Сам Николай Константинович за время работы в Кулу создал одни из самых глубоких и философских своих полотен. В них он попытался передать образы подвижников, Учителей в разные времена и в разных странах пытавшихся передать людям искры вневременной мудрости и зажечь в них огонь Духа. Заложив в основание «Урусвати» принцип непрестанного труда, преобразующего человека и мир вокруг него, сам Николай Константинович неотступно следовал этому принципу. Несмотря на обнаруженную у него серьезную болезнь сердца, он продолжал ежедневную работу. Его сердце остановилось 13 декабря 1947 года, когда он работал над новым вариантом картины «Приказ Учителя».

Реферат по предмету

«Культурология.» на тему:

«Жизнь и творчество Николая

Константиновича Рериха»

Москва 1998


Введение.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.


Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания его произведений и основным источником настроения.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третьяковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славяне». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования.В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучение русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин , рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н.К. Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.

Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».