Теоретические аспекты особенностей финансирования учреждений культуры. Особенности финансирования учреждений культуры на примере муниципального бюджетного учреждения культуры "карпогорский культурный центр"

Характеристика деятельности бюджетных учреждений

Статус бюджетного учреждения регулируется

федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 9.2 закона дает следующее определение бюджетного учреждения:

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Законом установлено, что бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основе государственного задания, формируемого учредителем. При этом бюджетное учреждение уклониться от выполнения государственного задания не имеет право. Более подробно вопросы формирования государственного задания будут рассмотрены в следующей главе.

Изменение порядка финансирования для бюджетных учреждений создает некоторые гарантии сохранения заявленных объемов финансирования, поскольку в случае со сметными финансированием объем получаемых учреждением средств привязан к фактическим доходам бюджета.

Бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать платные услуги, выходящие за рамки государственного задания. Однако при этом закон устанавливает, что бюджетное учреждение имеет на это право только постольку, поскольку такая деятельность соответствует достижению уставных целей и задач . То есть услуги (работы) предоставляемые за плату, должны соответствовать основному виду деятельности учреждения. При этом порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений устанавливается учредителем, то есть полной свободы учреждения в этом вопросе не получают.

Также определенные особенности характерны для управления имуществом бюджетных учреждений. В частности, бюджетные учреждения не могут распоряжаться ни имуществом, переданным учредителем, ни имуществом, приобретенным за счет предпринимательских доходов. Исключение составляет особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет предпринимательских доходов. При этом если имущество передано учреждением в аренду, то государственное финансирование его содержания прекращается.

Бюджетное учреждение в соответствии с законом №83-ФЗ имеет право привлекать кредиты и заключать договора финансового лизинга и не имеет права на приобретение ценных бумаг и размещения средств на банковских депозитах. При этом закон №7-ФЗ устанавливает, что бюджетное учреждение вправе заключать крупные сделки только с предварительного согласия учредителя.

Крупная сделка - сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Бюджетное учреждение осуществляет свои денежные операции через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Операции со средствами, поступающими бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в форме субсидий на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и в форме бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения.

Введение

2. Источники финансирования учреждений культуры

3. Особенности планирования расходов учреждений культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансы в широком смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта.

Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.

Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

В последние годы в связи с известным снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления государственной собственностью становится особенно актуальной. Вместе с тем, реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).


1. Состав расходов бюджетов на культуру

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1, ст.3/.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы: законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Организации культуры могут быть учреждены:

Федеральными органами государственной власти и управления;

Органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;

Общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;

Иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

Организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством РФ / 1, ст.41/.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

Осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

Стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

Устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

Способствовать развитию благотворительности в области культуры;

Осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколько предложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:

Исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

На основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

На основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

Как и в других отраслях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.

В таблице 1 представлена группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура».


Таблица 1

Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура»

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность: 1.1. финансирование в разрезе экономических статей 1.2. финансирование в форме субсидий + - - + - +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств: 4.1.государственного, регионального и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на: 5.1. оборудование 5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры 5.3. новое строительство + + + + + + - - -

Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что состав расходов отрасли можно представить через источники финансирования, уровни бюджетов, направления деятельности и т.д.

Щипакина А. И.
студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

Shchipakina A.I.
Ogarev Mordovia State University
Features of financing of budgetary institutions of culture

Аннотация: В статье определен порядок финансирования бюджетных учреждений, принципы, на основе которых осуществляется данное финансирование. Объектом исследования выступают учреждения культуры. Рассмотрены ключевые источники финансирования бюджетных учреждений: финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня и финансирование за счет собственных источников. Исследуется деятельность и особенности планирования и финансирования бюджетных учреждений культуры. Обобщены основные отличительные характеристики бюджетных учреждений и определено влияние на понятие, состав и признание расходов таких учреждений.

Abstract: Тhe article governs the financing of budgetary institutions, principles, on the basis of which this funding. The object of research is opposed by cultural institutions. Considered key sources of financing budgetary institutions: funding for an appropriate level of budgets and funding from its own sources. Examines the activities and features of the budget planning and financing of cultural institutions. Summarizes the main features of budgetary institutions and influence on the concept, structure and recognition of the costs of such institutions.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, финансирование, бюджет, культура, государственные задания.

Keywords: budgetary institutions, finance, budget, culture, government job.


Культура осуществляет комплекс задач по социальному и идеологическому обслуживанию населения, которые направлены на расширение воспроизводства общества. Таким образом, культура является претендентом на получение денежных средств из государственного бюджета. Так же у культуры присутствует существенный коммерческий потенциал, поэтому если использовать его правильно, то можно вложить значительный вклад в развитие экономики. В структуру рыночного механизма в настоящее время хорошо вписывается сочетание бюджетного финансирования с элементами самофинансирования.

По определению, которое дано в нормах российского бюджетного законодательства, бюджет – форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства, а так же местного самоуправления. Бюджетное финансирование проводится в форме выделения бюджетных ассигнований (денежных средств) на конкретную цель, в том числе и для того, чтобы покрыть расходы видов экономической деятельности организаций и предприятий, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении.

Рассмотрим, в каком порядке и какие учреждения культуры могут финансироваться из бюджета. Согласно Федеральному закону от 15.04.1998 (РЕД. ОТ 23.07.2008) № 64 – ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» к учреждениям культуры относят: российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.

Все учреждения культуры, финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней, классифицируются на:

— казенные;

— бюджетные;

— автономные (п 2. ст. 120 ГК РФ).

Основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (п. 1 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, которые отнесены его уставом к основной (п. 2 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ). Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных источников (п. 4 ст. 4 Закона № 174 — ФЗ).

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7 — ФЗ).

Предоставление субсидий автономным и бюджетным учреждениям регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), котрый утвержден Федеральным законом от 31.07.1998 № 145 — ФЗ.

Получателем бюджетных средств наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ деятельность казенного учреждения культуры финансируется за счет выделения учреждению бюджетных ассигнований из средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Финансирование бюджетных учреждений культуры производится на основе следующих основных принципов:

— обеспечение режима экономии при расходовании средств из государственного бюджета;

— строгое соблюдение целевого использования бюджетных средств;

— постоянный контроль вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения;

— обеспечение своевременности и правильности выделения денежных средств (ассигнований) на содержание учреждения.

Согласно «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» организации культуры финансируются на основе:

— доходов от платных форм деятельности культуры;

— платежей за оказание услуг на основании договоров с физическими и юридическими лицами;

— добровольных пожертвований и взносов, субсидий и средств, которые получены по завещаниям;

— бюджетных ассигнований, а так же иных поступлений от учредителя.

Бюджетные ассигнования могут быть выделены, например, на оплату труда работников; комплектование библиотечных фондов; создание новых и пополнение уже существующих музейных коллекций; содержание зданий, включая расходы на освещение, текущий ремонт, на коммунальные услуги; оснащение учреждений культуры новыми техническими средствами и оборудованием; а так же другие расходы, которые связаны с основной деятельностью учреждения.

Согласно Инструкции № 157н аналитический код вида финансовой деятельности бюджетного учреждения указывается в 18 разряде Рабочего плана счетов данного учреждения. К бюджетным учреждениям применимы следующие коды видов финансового обеспечения:

2 — приносящая доход деятельность;

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на осуществление капитальных вложений.

Кроме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Например, такими субсидиями являются гранты, которые выделяются из бюджета согласно указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, субсидии на проведение капитального ремонта имущества, закрепленного за данным учреждением, а так же приобретение оборудования.

При осуществлении бюджетных инвестиций увеличивается стоимость основных средств, находящихся в организации на праве оперативного управления. К поступающим во временное распоряжение средствам относятся:

— денежные средства (пенсии) граждан, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания;

— денежные средства, вносимые для обеспечения заявки при участии в конкурсе, аукционе участником размещения заказа, а так же в качестве обеспечения госконтракта;

— иные денежные средства, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме всего, бюджетное учреждение может привлекать дополнительные денежные средства при предоставлении платных услуг, предусмотренных его уставом, и за счет добровольных взносов и пожертвований, а так же взносов физических и юридических лиц в порядке, установленном законодательством, и по цене, указанной учредителем. Виды дополнительных платных услуг формируются на законодательном уровне, либо учредителем.

Таким образом, деятельность, приносящая доход в бюджетном учреждении может:

— осуществляться сверх государственного (муниципального) задания;

— относиться к видам деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

На платные услуги цена должна устанавливаться органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя. Полученная в результате коммерческой деятельности прибыль направляется на цели деятельности учреждения. Бюджетные учреждения используют план финансово – хозяйственной деятельности, если им предоставляются субсидии для возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием услуг, выполнением работ и на иные цели согласно государственному заданию. Данный план является аналогом бюджетной сметы. План составляется учреждением при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях (до двух знаков после запятой).

План состоит из заголовочной, содержательной, оформляющей частей. В заголовочной части должны быть указаны:

— сведения о документе (наименование, дата составления, гриф утверждения);

— наименование органа, который выполняет полномочия и функции учредителя;

— финансовый год, на который представляются содержащиеся в документе сведения;

— единицы измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Содержательная часть плана состоит из текстовой и табличной частей. В ней выделяют 2 раздела. В первом отражаются общие сведения о деятельности учреждения, цели и виды деятельности в соответствии с уставом; список работ и услуг, предоставление которых осуществляется на платной основе; информация об общей балансовой стоимости недвижимого имущества в разрезе объектов. А так же в 1 разделе отражается балансовая стоимость движимого имущества. Во 2 разделе отражаются показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, представляющие собой сведения о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах на отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

Кроме этого, в данном разделе находят отражение плановые показатели по выплатам и поступлениям учреждения. Они рассчитываются на основе информации о планируемых объектах расходных обязательств, представленной учредителем. Такие обязательства включают субсидии на возмещение затрат, целевые субсидии, субсидии на осуществление капитальных вложений, которые передаются учреждению в установленном порядке. Плановые выплаты – оплата работ, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, расходы на социальное обеспечение населения в рамках пенсионного, социального, медицинского страхования, уплата налогов, пошлин и сборов, платежи в бюджеты различных уровней.

Бюджетного финансирования недостаточно для того, чтобы осуществлять в полном объеме функции учреждений культуры. Поэтому другим источником финансирования выступают средства, поступающие от предпринимательской деятельности самих учреждений культуры.

Одним из основных направлений в современной финансовой политике выступает формирование эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при условии, что бюджетные средства используются рационально и должны быть направлены на их содержание. Так как очень часто происходят изменения в законодательстве, то, не удивительно, существенно меняется политика в сфере привлечения дополнительных поступлений в бюджетное учреждение культуры. Такими являются безвозмездные поступления (спонсорская помощь, пожертвования) и целевые средства. В настоящее время бюджетное учреждение должно быть направлено на привлечение дополнительных источников финансирования за счет занятия коммерческой (предпринимательской) деятельностью.

Библиографический список

1. Акашева В. В. Порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с законом «о бухгалтерском учете» №402-фз» в государственных (муниципальных) учреждениях / В. В. Акашева, Е. В. Грызунова // Системное управление. 2013. № 4 (21). С. 21.
2. Базарова А. С. Бюджетное финансирование бюджетных учреждений / А. С. Базарова // Учет и отчетность бюджетных учреждений, - 2013. № 3. С.4–7.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
4. Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий / В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-1. С. 158-163.
5. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
6. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Казенное учреждение может функционировать в любых сферах, включая культуру. Его деятельность заключается в предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении работ, исполнении государственных и муниципальных функций, и осуществляется на основе бюджетной сметы

В соответствии с Федеральным законом №83-ФЗ в качестве казенного учреждения культуры выступает государственная или муниципальная организация, деятельность которой направлена на выполнение работ и предоставление услуг для обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или самоуправления.

Его основным источником финансирования являются средства соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Какое предназначение казенного учреждения культуры

Данный вид учреждения создается не только для того, что выполнять определенные виды работ и оказывать услуги. Его предназначение заключается и в исполнении государственных функций. Это говорит о возможности их функционирования как в сфере культуры и искусства, так и в любой другой некоммерческой сфере.

Главная цель деятельности казенного учреждения культуры заключается в удовлетворении культурных потребностей населения. Достичь поставленной цели можно при условии решения целого ряда задач:

  • регулярного изучения потребностей в культурно-досуговой сфере и сфере народного творчества;
  • обеспечения методического руководства организациями, деятельность которых направлена на оказание услуг в сфере досуга, культуры и искусства;
  • организации, развития и внедрения инновационных форм культурно-просветительской деятельности;
  • обучения кад­рового персонала по сох­ра­нению и раз­ви­тию
  • тра­диционных куль­тур всех эт­ни­чес­ких групп, которые про­жива­ют на тер­ри­тории му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния;
  • организации и проведения массовых и коллективных , включая выставки, конкурсы, фестивали и многое другое.

Деятельность казенных учреждений культуры осуществляется в различных направлениях: информационно-аналитическом, методическом, научно-исследовательском, просветительском и так далее. Это позволяет успешно реализовать задачи и достичь поставленной цели.

Сотрудники таких учреждений про­водят ме­роп­ри­ятия ис­сле­дова­тель­ского и ме­тоди­чес­кого характера, например, фоль­клор­но-эт­ногра­фичес­кие эк­спе­диции, прак­ти­чес­кие кон­фе­рен­ции или из­да­ние ме­тоди­чес­ких пособий.

Они занимаются изучением состояния и тенденций развития различных категорий клубных любительских объединений, распространяют практический опыт, оказывают методическую помощь в разработке сценариев, оказывают консультации по оформлению необходимой документации. Перечень мероприятий, которые проводятся на базе казенных учреждений культуры, отличается разнообразием форм и тематики.

Чем отличается казенное учреждение

Казенное учреждение культуры имеет некоторые особенности, которые отличают его от автономных и бюджетных организаций. Прежде всего это касается . Вся деятельность данного учреждения финансируется из бюджета на основе бюджетной сметы. И это является в некоторой степени преимуществом, которое получают казенные организации культуры взамен максимального ограничения в проявлении какой-либо инициативы.

Стоит заметить, что согласно закону казенное учреждение, как и организации других видов, вправе заниматься деятельностью, приносящей дополнительный доход. Одной из наиболее распространенных форм дохода в данном случае являются как поступления от платных услуг, так и добровольные пожертвования юридических и физических лиц, а также арендные платежи.

При этом все доходы, полученные в результате такой деятельности, должны поступать только в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. То есть распоряжение ими не является компетенцией учреждения .

Как известно казенные учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, которые находятся в их распоряжении. Если же этих средств недостаточно, то субсидиарную ответственность по обязательствам данных организаций несет учредитель.

Все операции, касающиеся бюджетных средств, выполняются через лицевые счета, открытые для данной организации в органах казначейства. Денежные обязательства со стороны учреждения, означенные в исполнительном документе, должны выполняться в рамках лимитов бюджетных обязательств.

Субсидии для такого вида учреждений не предоставляются.

Если необходимо заключить контракт, то сделать это может только учредитель. Также существуют и другие ограничения, например:

​Помимо этого, оно имеет ограничения в условиях пользования собственностью, которая передана учредителем на правах оперативного управления. Это означает, что казенная организация не может распоряжаться имеющим ценность движимым и недвижимым имуществом, не получив на это согласие учредителя.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением .

В учебной литературе нет единого определения бюджетного процесса, например, некоторые авторы, говоря о бюджетном процессе, включают в определение деятельность органов государственной власти по составлению проектов государственных внебюджетных фондов, по разработке и осуществлению бюджетной политики.

Таблица 1

Сущность бюджетного процесса

Определение сущности бюджетного процесса

Поляк Г.Б., Финансы. Денежное обращение. Кредит.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой

Боровкова В.А.,

Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита.

Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением проектов бюджетов, проектов государственных внебюджетных фондов

Дробозина Л.А., Финансы.

Деятельность органов власти по составлению, рассмотрению,

утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов (в федеративных государствах также бюджетов членов федерации). Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов и юридических лиц

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

  • - составление проектов бюджетов;
  • - рассмотрение и утверждение бюджетов;
  • - исполнение бюджетов;
  • - составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Участниками бюджетного процесса являются определенные действующим законодательством субъекты управления бюджетной сферой и получатели бюджетных средств, имеющие отношение к разработке проекта, рассмотрению, утверждению закона (решения) о бюджете на очередной год, а также к его исполнению и контролю за процессом исполнения с позиций норм действующего бюджетного законодательства.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены следующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ: Президент обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием. Установлен порядок, в соответствии с которым названное послание должно быть направлено в соответствующие органы не позднее марта года, предшествующего бюджетному. Бюджетное послание Президента РФ определено как предусмотренный Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ официальный документ, направляемый в палаты парламента и Правительству РФ с изложением основных задач и приоритетов бюджетной политики государства на очередной бюджетный год. Президент как участник бюджетного процесса фактически определяет приоритеты бюджетной политики. При этом внимательно изучаются предложения других участников бюджетного процесса -- правительства, Счетной палаты РФ и других органов. Как участник бюджетного процесса Президент страны в последней инстанции подписывает законы о федеральном бюджете на очередной год, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также законы об исполнении бюджетов.

Федеральное Собрание РФ (парламент), т.е. его обе палаты - Государственная Дума и Совет Федерации, а также органы законодательной (представительной) власти на местах: Парламент страны и органы законодательной (представительной) власти на местах принимают (утверждают) бюджеты соответствующих уровней, а также законы (решения) об исполнении бюджетов. Именно в этой сфере реально проявляется публичный финансовый менеджмент, содержанием которого является открытое детальное обсуждение всех параметров бюджета с точки зрения их соответствия расходным обязательствам и основным приоритетам бюджетной политики, регулирование значительных потоков финансовых ресурсов, превышающих треть объема ВВП - путем утверждения бюджета по доходам и расходам.

Правительство РФ: Правительства субъектов Федерации, органы исполнительной власти на местах, ответственные за разработку и исполнение бюджетов. Правительство РФ, в частности, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» выступает как орган, ответственный за конкретизацию бюджетной политики в проекте закона о бюджете на очередной гол. Оно осуществляет руководство министерствами и ведомствами, отвечающими за составление бюджета и его исполнение. Аналогична роль органов исполнительной власти на местах.

Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, являющиеся субъектами бюджетного планирования, а также соответствующие органы на местах: Особое место среди министерств занимают Министерство экономического развития РФ, ответственное за разработку макроэкономических прогнозов, а также Министерство финансов РФ, которое от имени и по поручению Правительства РФ разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для Правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство. Правительство является субъектом права законодательной инициативы.

Органы, администрирующие исполнение бюджета по доходам: В России такие органы определены Бюджетным кодексом РФ, согласно которому каждый вид дохода имеет закрепленного за ним администратора, отвечающего за своевременность и полноту поступлений доходов в бюджет, а также за возврат излишне перечисленных в бюджет доходов .

Федеральное Казначейство и его органы на местах, осуществляющие кассовое исполнение бюджета: Это наиболее активные участники бюджетного процесса, не только занимающиеся исполнением бюджета, но и ответственные за составление отчетов об исполнении бюджетов и осуществляющие разработку рекомендаций, вытекающих из результатов исполнения бюджетов.

Органы, осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета - Центральный банк (Банк России) и его структуры на местах: В исключительных случаях допускается исполнение бюджета коммерческими банками, что было нормой в период, когда подобных ограничений не было. Но так называемые уполномоченные банки в 90-е годы активно использовали бюджетные средства в своих интересах, задерживая их поступление в бюджетный сектор. Эта негативная тенденция постепенно была преодолена.

Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, составляющие организационное единство бюджетной сферы: Именно в их адреса поступают на счета в банках бюджетные средства. Поэтому они ответственны за законность, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Федерации, осуществляющие предварительный, последующий и текущий финансовый контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета: Они осуществляют финансовый контроль законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы: В качестве примера можно назвать крупные коммерческие организации, поставляющие дня бюджетной сферы товары, выполняющие работы и оказывающие услуги на основе госзаказов и заключенных контрактов и в связи с этим получающие в значительных объемах бюджетные средства.

Последовательное осуществление бюджетного процесса происходит поэтапно. Эти этапы принято называть стадиями. На федеральном уровне бюджетный процесс охватывает следующие стадии:

  • - Разработка проекта бюджета (Минфином) в соответствии с постановлением Правительства РФ.
  • - Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
  • - Утверждение проекта бюджета.
  • - Исполнение бюджета по доходам и расходам.
  • - Рассмотрение и утверждение закона об исполнении бюджета.

Очевидна определенная цикличность бюджетного процесса. Его полный цикл начинается с Бюджетного послания Президента РФ и завершается принятием закона об исполнении бюджета. С начала очередного года до его конца проект закона о бюджете разрабатывается, вносится на рассмотрение, рассматривается и утверждается. Весь следующий год бюджет исполняется. И еще один год практически уходит на подготовку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета, который в форме закона принимается спустя некоторое время после принятия закона о бюджете на следующий год. Разработка проекта федерального бюджета связана с бюджетным планированием. Основные контуры этого процесса схематично представлены на рисунке 1.

После внесения проекта закона о федеральном бюджете на рассмотрение парламента и принятие его к рассмотрению в рамках первого чтения (длящегося 30 дней) принимается и одобряется (или не одобряется) концепция проекта закона о бюджете. Концепция бюджета -- принципиальная модель проекта бюджета на очередной год как отражение основных приоритетов бюджетной политики государства (соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее процесс и статистику финансирования сферы культуры в Российской Федерации.

Качество и объемы культурных благ непосредственно связаны с финансовой стороной деятельности организаций культуры, и именно эти процессы, обеспечивающие работу культурного сектора, являются объектом современных реформ.

Рисунок 1 Разработка проекта закона о федеральном бюджете

Ученые предлагают различные классификации моделей финансирования культурного сектора. Центральный критерий в основе данных классификаций - соотношение частного и государственного финансирования. До недавнего времени финансовая политика российского государства в отношении учреждений культуры строилась по принципу «полное государственное обеспечение и максимум контроля» .

Основная масса организаций, функционирующих в сфере культуры в современной России, относится к государственному и муниципальному сектору. Деятельность учреждений культуры финансируется, как правило, за счет государственного и местного бюджетов - это основной источник. Статистика финансирования сферы культуры представлена в таблице 2.

Таблица 2

Финансирование сферы культуры в рамках целевой программы «Культура России 2012 - 2018 гг.», млн. руб

Источники финансирования

в том числе:

федеральный бюджет

прочие источники - всего

бюджеты субъектов РФ

внебюджетные источники

Процесс развития культуры невозможен без привлечения средств внебюджетных источников, использования действующих рыночных механизмов, реальной поддержки и активного содействия участников государственно-частного партнерства. Предусмотрено эффективное взаимодействие всех органов власти, бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных культурных проектов и программ, направленных на развитие отдельных подотраслей культуры, сохранение и использование культурного наследия, увеличение культурной привлекательности регионов и повышение качества предоставляемых услуг в сфере культуры.

На протяжении последних лет такое участие обеспечивалось на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ в сфере культуры.

В частности, в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития культуры, в которых предусматривается совместное финансирование и участие в реализации ряда мероприятий в рамках общей федеральной стратегии развития культуры. Разработка региональных концепций развития сферы культуры должна быть продолжена на среднесрочный перспективный период. К настоящему моменту также накоплен определенный положительный опыт использования программно-целевого метода управления отраслью культуры с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка услуг в сфере культуры на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, бизнеса и других заинтересованных сторон.

Привлечение внебюджетных инвестиций позитивно показало себя при создании и распространении художественного продукта в области театрального, музыкального и циркового искусства, а также при поддержке производства кинематографической продукции.

Внебюджетные источники предусматривается направить на поддержку творческих проектов молодых авторов в области современного искусства, организацию и проведение всероссийских исполнительских конкурсов, дебютных проектов молодых авторов и исполнителей, а также на обеспечение проектов в сфере народного творчества и искусства. Роль внебюджетных инвестиций будет высока в проведении акций, связанных с участием России в международном культурном процессе, мероприятий по поддержке гастрольной деятельности отечественных исполнителей за рубежом и участию ведущих зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях и акциях.

Планируется продолжить дальнейшее взаимодействие различных участников в рамках государственно-частного партнерства. Привлечение внебюджетных средств для этих целей будет способствовать наиболее благоприятному сценарию развития сферы культуры в России на перспективу.

В большинстве развитых европейских странах, как и в России, бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть -- от 0,2% до 2,5% .

Модель государственного финансирования культуры складывается в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На ее формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные предпочтения, а также развитие благотворительности, спонсорства и меценатства. Система финансирования культуры и искусства определяется степенью централизации государственного управления и характером межбюджетных отношений. В унитарных государствах, например в Швеции, основную роль продолжает играть центральный бюджет, тогда как в федеративной Германии его экономические функции в основном ограничиваются субсидированием эфирного вещания и зарубежных культурных мероприятий. Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам :

  • - в форме прямого финансирования;
  • - при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;
  • - на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;
  • - через независимые посреднические структуры;
  • - с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

От старейшего метода государственной поддержки культуры - полного прямого финансирования - в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания. Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются от страны к стране .

Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант.

Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек). Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном регионе .

Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.

Финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры.

С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам .

С 2005 года новая бюджетная политика начинает распространяться и на финансирование культуры. Основной формой финансовой поддержки культуры и искусства в Нидерландах стали не годичные, как прежде, а четырехлетние единовременные или блоковые субсидии учреждениям культуры. Они распределяются на конкурсной основе и предоставляются сразу на четыре года (а не траншами по годам). Такая форма субсидирования дает учреждениям культуры больше свободы в проведении их художественной и коммерческой политики. Они могут сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита, компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет других лет (сезонов) в течение всего четырехлетнего периода субсидии. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности -- если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена .