Презентация к уроку на тему: Использование ИКТ в работе музыкального руководителя. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

Мананникова Марина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №168"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование информационно – коммуникационных

технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители и его невозможно

представить без интернета и информационно-коммуникационных

технологий. Возможности, предоставляемые интернет - ресурсами,

позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в

системе дошкольного образования. Это предъявляет качественно новые

требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного

образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием,

сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской

Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,

затрагивающих все основные направления модернизации образовательной

системы и ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных программ;

Сформировать основы информационной культуры его личности;

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность

родителей;

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

Модернизация методической службы;

Совершенствование материально – технической базы;

Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»

дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью

современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет

довольно длительную историю, но в детском саду такого распространения

компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу

педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных

ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно

обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его

эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере

образования, использующие специальные технические средства (ПК,

мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это

комплекс учебно – методических материалов, технических и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формах и методах их применения для совершенствования деятельности

специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,

специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

Как музыкальный руководитель я не представляю свою работу без

интернет - ресурсов. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно –

образное мышление. Главным принципом при организации деятельности

детей этого возраста является принцип наглядности. Использование

разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и

динамического позволяет мне быстрее достичь намеченной цели во время

музыкальных занятий с детьми. Использование интернет – ресурсов

позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким,

зрелищным и комфортным.

Я делаю подборку иллюстративного и видеоматериалов к играм, к

занятиям и утренникам, минусовых и плюсовых фонограмм песен.

Предъявление информации на большом экране в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес. Теперь ребёнок может музыку не только слышать,

касается классической музыки, (например «Времена года» П.Чайковского или

Вивальди, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Детский альбом»

П.Чайковского и т.д.), при восприятии которой ребёнку очень сложно

представить некоторые образы, тем более что у каждого человека они свои и

очень индивидуальны. И конечно же видеоизображение какой-либо

музыкальной пьесы или песни несёт в себе образный тип информации,

понятный дощкольникам. Движение, звук, мультипликация на экране

привлекают внимание ребёнка и обладают стимулом познавательной

активности детей.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это

наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых

методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам

независимо от места их проживания. Информационно – методическая

поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время

подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе

наглядных пособий к занятию.

С помощью интернета я делаю подбор дополнительного материала к

занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий,

обмениваюсь опытом с другими педагогами России. Сетевые сообщества

педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые

методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по

использованию различных методик, технологий..

С помощью программы Power Point делаю презентации для

повышения эффективности образовательной деятельности детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и

ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации –

формирование у малышей системы мыслей и образов. Подача материала в

виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет

построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически

корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслей,

деятельности, гуманизации содержания обучения и

педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса

зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких

образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения

детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью

мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно

увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую

презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого

детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать

для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование цифровой фотоаппаратуры, видеокамеры и

соответствующих программ позволяют запечатлеть утренники и

развлечения, а затем создать незамысловатые фильмы и фотоотчёты. Затем

мы их просматриваем и обсуждаем вместе с детьми, отчего они получают

большое удовольствие, даже если сами находят ошибки.

ИКТ очень помогают в оформлении документации. Это составление

перспективных и календарных планов, диагностики в электронном виде.

Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить

необходимые изменения.

Важным аспектом в своей работе я считаю своё участие, и участие

детей в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах,

викторинах, олимпиадах, что повышает мой уровень самооценки, как

педагога, а так же и моих воспитанников. Очное участие в таких

мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых

затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Но при

этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество

зарегистрированных пользователей.

Таким образом, внедрение информационных технологий в ДОУ

имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида

памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет

самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

Использование информационных технологий поможет педагогу

повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду

положительных следствий:

Обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

Облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

Возбуждение живого интереса к предмету познания;

Расширение общего кругозора детей;

Возрастание уровня использования наглядности на занятии;

Повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех

проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством обучения. Не менее важны и современные педагогические

технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто

вложить в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь,

создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными

(или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый

уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации

обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит

сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и

эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые

возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых

методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов. В последнее время информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации

воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения

информационно-коммуникационные технологии позволяют не только

насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать

интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в

дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает

возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-

образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

«Применение ИКТ

в работе музыкального руководителя ДОУ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. При знакомстве с творчеством П.И.Чайковского в рамках проекта, детям предлагаю просмотр мультфильма по «Детскому альбому». (Просмотр видео) Причем дети могут прослушать его в разных вариантах исполнения и с разным иллюстративным материалом. Затем детям предлагается самим нарисовать рисунки, по которым я смогу в дальнейшем также сделать видео. Очень понятен детям после просмотра видео, например, характер пьесы «Голодная кошка и сытый кот». (Просмотр видео. Вопросы: «Сколько частей в этой музыке? Определите характер каждой части»)

И таких примеров использования ИКТ при слушании музыки много.

Очень интересно использовать дидактические игры на определение настроения музыки, например, игра «Яблонька». Сначала дети слушают разнохарактерную музыку, дают ей определения, благодаря чему расширяется словарный запас, а затем отгадывают характер прозвучавшей музыки. Давайте мы тоже поиграем в эту игру. (Музыкально-дидактическая игра «Яблонька»)

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому можно использовать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому можно предложить посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слова.

Очень интересно использовать ИКТ в распевании. (Распевание «Кораблик», «Дино»)

В работе с детьми подготовительной группы можно применять видеокараоке знакомых детских песен. Предлагаю вам исполнить одну из них. (Пение песни караоке)

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, по программе «Ку-Ко-Ша». (Показ сборников и дисков по программе «Ку-Ко-Ша»)

Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Особенно эффективно я применяею такой прием в работе кружка «Ритмическая мозаика» в коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. А есть и такие видеоподсказки для воспитателей, по которым разучивание танца они легко смогут продолжить и в группе. Мы тоже с вами сейчас разучим танец. (Разучивание танца «Ладошки»)

Музыкально-дидактические игры по развитию чувства ритма также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций. (Проведение музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма «Два кота», «Федорино горе»)

Принцип построения следующих презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания. (Проведение музыкально-дидактической игры «Угадай инструмент»)

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. Детям очень нравится играть на музыкальных инструментах по видеоподсказкам. «Веселые матрешки» - дети играют на металлофоне (цвет матрешки соответствует цвету пластинки металлофона).

«Мишка и мышка» - можно использовать с детьми младшей группы. (Игра на детских музыкальных инструментах)

«Тише, тише, тишина» - здесь соединение пения с игрой на инструментах. (Игра на детских музыкальных инструментах)

«Оркестр под елочкой» - также могут справиться младшие дошкольники. (Игра на детских музыкальных инструментах)

«Колобок» - прекрасный музыкальный материал для использования в драматизациях сказок. (Игра на детских музыкальных инструментах)

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использовались мультимедийные презентации на праздниках – День защитника Отечества, 8 марта, 9 Мая, выпуск в школу. (Просмотр видео с выпускного)

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе) .

В работе с родителями использую личный сайт, где размещаю консультации для родителей, воспитателей и коллег, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. (Показ страничек сайта)

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребенка, но и для музыкального руководителя.

Сидорова Т.В.

Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР - детский сад

ГО Красноуфимск

Использование ИКТ - технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя

Аннотация

Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс музыкального воспитания способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, речи, памяти детей дошкольного возраста, а также является средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работуинформационно-коммуникационныетехнологий (ИКТ). Основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

ИКТ - технологии получили самое широкое применение в сфере дошкольного образования: в дошкольную образовательную среду внедряются интерактивное оборудование и программно-игровые комплексы; а также технологии дистанционного обучения.

В своей педагогической работе активно целенаправленно использую ИКТ - технологии. Применяю в практической деятельности системы интерактивного ввода-вывода SMARTTable и TeachTouch New: создана картотека презентаций, интерактивных пособий для шумового оркестра, интерактивные дидактические игры «Проверь себя», «Музыкальные инструменты», «Звуки природы» и др.

С целью эффективного применения в практике программируемого комплекса «Bee - bot» созданы: картотека иллюстраций на темы «Музыка П.И.Чайковского», «Мамина музыка», «Путешествие на карнавал животных» и др.. Дополнительным средством для активного включения в образовательную деятельность наглядного материала стал цифровой визуализатор (предмет-камера), для которого систематизированы комплекты наглядного, познавательного материала: «Детский альбом П.И.Чайковского», «Альбом юношества Шумана, «Сен-Санс и его Карнавал животных».

Благодаря непосредственному внедрению в педагогическую деятельность ИКТ - технологий, воспитанники научились самостоятельно и по назначению использовать программно - дидактическое оборудование в ходе музыкальных занятий; выдвигают способы решения проблемных ситуаций; умеют анализировать и обобщать при выполнении творческих заданий. Все это позволяет организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Одним из составляющих педагогической деятельности музыкального руководителя, является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием ИКТ - технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Смысл информатизации педагогического процесса музыкальной деятельности заключается в создании, как для педагогов, так и для воспитанников благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Новые подходы к музыкальному образованию наряду с традиционными, требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Активное применение в процессе музыкального образования ИКТ - технологий, повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает ребёнка, способствует повышению мотивации ребенка к деятельности. Разнообразие способов представления информации (графические изображения, схемы, мнемотаблицы, иллюстрационный материал, рисунки, многообразие тактильных ощущений) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника.

Использование интерактивного оборудования на музыкальных занятиях в ДОУ, способно радикальным способом изменить и поменять существующую систему обучения детей. Интерактивное оборудование обогащает процесс обучения, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов воспитанников.

Применение ИКТ - технологий в реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, повышает эффективность учебно-воспитательной деятельности, активизирует инициативность, улучшает восприятие и усвоение материала, создает положительный настрой.

Сочетание комментариев педагога с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой педагогом информации.

Возможность пополнить педагогический процесс ресурсами удаленного доступа, позволяет закрепить материал занятий в игровой форме, а также привлечь родителей в образовательную среду, которые в свою очередь становятся участниками образовательных отношений.

Применяя в образовательной деятельности инновационных технологий, педагог эффективнее использует время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов изучаемого материала.

Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивное занятие имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения интерактивного оборудования и элементов образовательной робототехники.

Использование ИКТ - технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, то есть ребенок становиться активным участником и создателем процесса. Ребенок начинает развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве - что очень актуально в век информационных технологий.

В ходе исследований выявлено, что при устном изложении материала воспитанник за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ - технологий, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.

В настоящее время существует недостаточное количество программ и методических пособий по применению ИКТ - технологий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому освоение и реализация новых форм организации деятельности, способствует созданию авторских мультимедийных учебно-методических пособий, презентаций, музыкально-дидактических игр и материалов.

Использование новых инновационных технологий для разработки пособий и методических материалов, позволяет создать те материалы, которые требуются в конкретной ситуации, учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, постепенно повышая уровень сложности. Внедрение в педагогический процесс новых интересных пособий, помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Интерактивное оборудование и дистанционные образовательные ресурсы - это современные средства передачи информации, направленные на поддержку инициативы ребёнка, выработку познавательных навыков, обеспечение взаимосвязанной деятельности преподавателей и воспитанников.

Использование интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях в ДОО способствуют повышению уровня прочности усвоения знаний. Дети с большим интересом вникают в суть происходящего на занятии и лучше запоминают материал, то есть повышается инициативность.

Данная статья создает предпосылки для музыкальных руководителей в использовании интерактивного оборудования, программно-игровых комплексов, и дистанционных образовательных ресурсов в процессе реализации содержания образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкальной деятельности дошкольников, как способа повышения эффективности качества образования.

Используемая литература:

1. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

2. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. - 2003.- № 9.

3. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

2. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

3. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

4. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Елена Редькина
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

музыкального руководителя в ДОУ

Редькина Е. А. -

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №46»

г. Братск

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя . Это :

1. Средство подготовки выступлений,

2. Источник учебной, музыкальной информации ,

3. Наглядное пособие,

4. Методические копилки : «Консультации» «Работа с родителями » , «Стихи» , «Музыка » , «Презентации» ; «Фотоальбомы» и др.

5. Средство подготовки текстов, музыкального материала , их хранение.

6. Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг) .

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос : как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ поможет успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию , на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках. Большую помощь при этом оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, электронные презентации Power Point, это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти : зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка , рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ : детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.

В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества : ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи :

Расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;

Способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

Развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы : восприятие музыки , пение музыкально -ритмические движения, , игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в любой раздел музыкального занятия .

Восприятие музыки :

Видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям , «Клоуны» Д. Кабалевский, «Шествие гномов «Э. Григ

Знакомство с жанрами музыки :»Все умеют наши дети-петь, шагать и танцевать.»

Анимационные фоны (природа, сказочные фоны»)

Видиоролики на музыкальное произведение . «Баба Яга» !

«Детский альбом» П. Чайковского,

Мультипликация (фрагменты мультиков с музыкальными инструментами )

Определение характера музыки по цветам- настроениям,тучкам и солнышкам

Пение :

По графическому изображению разучивать различные попевки : «Сорока-сорока, «Огуречик» , «Радуга-дуга» , упражнения для развития голосового аппарата,

По картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. (Мнемотаблица к песне «Солнышко» )

Песенки –сюрпризы «Маленькой елочке» , «Друзья» (пение под фонограмму)

Наглядные эффекты в виде схем, графических композиций, диаграмм.

Игра «Угадай мелодию»

Муз. -дид. игры : Развивать музыкально -слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма,

«Узнай музыкальный инструмент » . «Весело-грустно» , «Колобок» ,

«Что дети делают?» «Веселый огород» , «Добрый мастер»

6. Музыкально -ритмические движения и танцы :

Использование мнемотаблиц , с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Картинки-призы, сопровождающиеся звуковыми эффектами. «Поиграем в перестроения»

Игра на ДМИ : «Знакомство с музыкальными инструментами , их звукоизвлечением».

По схемам разучивать партии в оркестре.

Так же мультимедийные презентации использую на развлечениях и праздниках таких как

«Золотая осень» «Зимушка -зима» «День защитника Отечества» , «Мамин праздник» , «Зимующие птицы» , «А за окнами Весна» , «Шумовой оркестр» , «9 Мая» , «Выпускной бал» . С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.

В работе с родителями с помощью ИКТ осуществляю консультативную поддержку родителям;

разрабатываю и довожу до их сведения практические музыкальные рекомендации : по охране голоса дошкольников, правильного выбора музыкальной фонотеки дома . Подбираю репертуар для музицирования дома на ДМИ.

Знакомим советы специалистов в области музыки по организации детской музыкальной деятельности дома , а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как : «Музыкальная угадайка » , «Как развить музыкальные способности ребенка дома» .

В работе по самообразованию использую ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценарий и развлечения, консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников для родительских уголках в группе, составляем различные музыкально-дидактические игры , папки передвижки, атрибуты к играм и к праздникам.

А также составляем фонотеку для танцев, для пения и слушания, для музыкальных игр .

Также я использую в своей практике онлайн игры «Виртуальное пианино» , «Игра на барабанах» , «Проверка музыкального слуха »

Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области : познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д. Использовать в режимных моментах ДОУ.

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности .

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя :

Нет компьютера в музыкальном зале ДОУ

Недостаточная компьютерная грамотность педагога

Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя .

Используемая литература :

Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9.

Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Аннотация :

Информационно-коммуникационные технологии необходимы для активизации познавательной деятельности детей, для усвоения музыкального материала , реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре

Музыка , определение музыки , положительное воздействие на ребенка, необходимость использования классической музыки для образования ребенка, актуальность использования ИКТ в образовательном процессе.

Музыка – искусство , средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мелодия , ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка - это особенное стихийное явление, отражающее состояние ума и души композитора, проявление его психики, настроения, эмоций, любви и страсти, фантазий и впечатлений. Это искусство, пожалуй, самое великое и прекрасное в истории человечества! Ничто не может ярче выразить ЭГО и сущность человека, как музыка ! Возможно, это происходит потому, что музыка , это, прежде всего, гармония человека с самим собой и с природой, баланс человека с другими окружающими его людьми. Гармония нот составляет мелодию, к мелодии придумываются слова, разрабатывается особая аранжировка, соответствующая цвету мелодии, в итоге получается песня.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого . Мы все любим различную музыку : одному нравится рок, другому приятна эстрадная музыка , третий предпочитает классику. О музыкальных стилях говорить и спорить можно долго, но у каждого человека найдется хотя бы одна мелодия, которая ему нравится. Задумывались ли мы над тем, что такое музыка , какой она бывает, и почему нравится людям?

Музыка влияет на наше настроение, но не только, с ее помощью можно справляться с недугами. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека : когда человек слышит быструю музыку , у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее, в психиатрии есть даже специальное направление - музыкотерапия .

О сильнейшем воздействии музыки знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека : на душевную сущность человека, на интеллект, на физическое тело. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали человека. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. Врачеватель древности Авиценна лечил запахами и смехом.

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра».

Джон Дьюи

Эти слова заставляют задуматься любого педагога, который любит своих воспитанников. Глобальная информатизация общества занимает одну из главенствующих позиций цивилизации 21 века. Благодаря тому, как быстро развиваются информационные и коммуникационные технологии , возникает новая среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии современное направление в работе с детьми , которое способно помочь их развитию.

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Использование компьютерных средств обучения помогает дошкольникам развивать усидчивость, собранность, приобщает к сопереживанию.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей работе , так как главный приоритет – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Интернет предоставляет педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии, иллюстрации для занятий. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал. Основная цель такого представления – формирование у детей системы мыслеобразов. Материал в виде презентации сокращает время обучения.

В своей работе я использую презентации , созданные в приложении Microsoft Office Power Point. Они заменяют картинки, плакаты, аудиозаписи, подходят для всех возрастных категорий детей. Использование мультимедийных презентаций позволяет построить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы детям это было интересно, чтобы они смогли узнать, почерпнуть что-то новое. Каждую мультимедийную презентацию я начинаю с предварительного небольшого рассказа, объясняю детям, какой теме она посвящена, часто использую аудио или видеозаписи.

Восприятие музыки – самый распространенный вид музыкальной деятельности , который доступен каждому. Благодаря быстрому развитию информационных технологий популярная музыка звучит везде : по телевидению, по радио, в компьютере, в мобильном телефоне. Но хорошей, классической музыки очень и очень мало . Этот пробел я стараюсь восполнить – большая музыкальная коллекция классической музыки в моем арсенале позволяет восполнить пробел слушания музыки , дети слушают музыку на занятиях , на утренниках, во время досугов, праздничных мероприятий, такая музыка им очень нравится . Во время знакомства с музыкой разных жанров у детей развиваются навыки слушания, дети учатся высказывать свои эмоции, переживания, размышлять об услышанном.

По рекомендации родители дома продолжают слушать классическую музыку вместе с детьми . Чем больше ребенок будет слушать классическую музыку , тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, у него постепенно будет формироваться художественно – эстетический вкус.

Многие мероприятия дошкольного учреждения были построены полностью на использовании классической музыки . В подготовительной группе звучала музыка П . И Чайковского на «Осеннем балу» . Во время новогоднего утренника дети младшей группы танцевали под великолепную музыку В . А. Моцарта.

Сегодня есть возможность применить в своей работе компьютерные музыкальные программы , которые позволяют не только слушать музыку в хорошей записи , просматривать фрагменты произведений искусства, но и дают доступ к большому блоку информации , связанной с миром искусства : музыке , живописи, литературе, народным промыслам. Программа Power Point дает возможность использовать на занятиях схемы , портреты композиторов, рисунки, видеофрагменты. С помощью компьютера дети могут посетить музей в виртуальном пространстве (например, музей музыкальных инструментов , знакомиться с творчеством композиторов, изучать нотную грамоту, у них хорошо развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, ярче, так как музыкальное звучание дополнено картинами, развитием, движением, а изображение образов и картин дополнено звуками. Таким образом, использование компьютера очень удобно для усвоения детьми музыкального материала , для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре , формирования духовного мира.

В работе с детьми применяю презентации как средство наглядности при изучении нового материала, для закрепления пройденного. Например, при знакомстве детей с классической музыкой используются тематические презентации, такие как «Уголки Москвы» , «Моя Москва» , «Красная площадь» . Такие презентации очень нравятся детям, у них возникает интерес к картинкам. В подготовительной группе из 25 детей 21 проявили интерес к этой теме. Таким образом, появился целый цикл презентаций «Виртуальное путешествие по Москве» . В этих презентациях есть слайды, видео, ролики, клипы. Вместе с воспитателями и родителями детей была составлена программа виртуальных путешествий на год. Мы пригласили родителей, чтобы они стали соавторами, стали работать с родителями дистанционно, с помощью вебинаров. После таких виртуальных путешествий родители проводят экскурсии для детей самостоятельно.

Использование информационных технологий помогает педагогам повышать мотивацию обучения детей и проводит к ряду положительных изменений у детей :

Появляется живой интерес к предмету познания;

Расширяется кругозор;

Повышается эффективность применения наглядности на занятиях;

Облегчает процесс усвоения материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками позволяет расширить творческие способности педагога и повысить эффективность воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы :

1. «Семейная проектная деятельность, как возможность формирования родительской компетенции». Миносянц Н. Г. 2014 г. с. 67.

2. «Социализация подрастающего поколения : история, теория и практика». Клемантович И. П. Издательство : ООО «Школьная пресса» (Москва, 2014 г. № 4. с. 19-25.

3. Миносянц Н. Г. «Уровень психолого – педагогической компетентности родителей в России : исторический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014 г. №11-2 (49) .с. 119-121.

4. Клемантович И. П., Миносянц Н. Г. «Профессиональная подготовка педагога – психолога к повышению уровня компетентности родителей средствами информационных технологий // Современные гуманитарные исследования, 2013 г. №3. с. 113.