Как выглядит свидетельство об окончании музыкальной школы. Обучение в музыкальной школе — стоит ли игра свеч

В статье На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …? разговор шёл о выборе для ребенка специальности для обучения в детской музыкальной школе. В одной статье невозможно осветить все аспекты данного вопроса, поэтому в этой статье мы продолжим разговор по данной теме и рассмотрим ещё одну проблему.

Родители, которые серьезно подходят к вопросу обучения ребенка в детской музыкальной школы, заранее стараются получить как можно больше информации об этом. Они знают, что на подготовительное отделение принимаются дети 5-6 лет, а прием в первый класс производится с 7 лет. Отдавать ребенка на подготовительное отделение или нет – родители решают сами. Но они знают, что, например, специальность “фортепиано” пользуется большим спросом, и не всегда выбранная музыкальная школа может принять на неё всех желающих. Если места на специальность есть, то прослушивание ребенка является в каком-то смысле формальностью. Если же количество желающих превышает количество свободных мест, то в этом случае производится отбор детей. Ребенок, который два года ходил на подготовительное отделение, примелькался преподавателям и уже что-то знает и умеет, будет иметь большое преимущество в поступлении на интересующую специальность перед теми детьми, которые пришли “с улицы”. Поэтому обучение в подготовительном классе не только хорошо для развития ребенка, но и необходимо для поступления в первый класс на интересующую специальность. Значит, 1-2 года ребенок будет заниматься в подготовительном классе, а при 7-ми летнем обучении он будет заниматься ещё 7 лет. 9 лет – это достаточно большой срок, все может измениться за это время. Поэтому думать о том, что будет после окончания ребенком детской музыкальной школы, кажется преждевременным. Так ли это?

При 7-ми летнем обучении в детской музыкальной школе ребенок окончит музыкальную школу в 14 лет. Если после окончания детской музыкальной школы было принято решение поступать в музыкальное училище, то он продолжает учиться в 8 классе детской музыкальной школы и его дальнейший путь более или менее определен. Если продолжать заниматься классической музыкой желания нет, то возникает большой вопрос: что делать дальше? Если не поддерживать навык игры на музыкальном инструменте, то он быстро пойдет на спад, а примерно через 6 месяцев бездействия выпускник забудет практически всё, чему его учили в детской музыкальной школе. Это часто случается с пианистами, когда получается замкнутый круг: ребенок не играет на пианино (потому что он ждал, когда это мучение наконец-то закончатся) и оно расстраивается, но вызывать мастера для настройки инструмента непрактично, потому что ребенок не играет на нем. Поэтому пианино расстраивается всё больше, а играть на расстроенном пианино еще менее интересно, поэтому оно становится никому ненужным, но и выбросить жалко, и хранить в маленькой квартире большого желания нет. До окончания общеобразовательной школы остается 4 года, а в какой форме юный музыкант будет заниматься музыкой в это время - никому не известно. С одной стороны выпускник детской музыкальной школы что-то умеет, а с другой стороны его знаний и умений недостаточно для того, чтобы играть в музыкальной группе (он не имеет навыка игры в ансамбле) и выступать в клубах. Он 7 лет только учил классические произведения. Поэтому максиму, что большинство выпускников музыкальной школы могут выдать – подобрать мелодию популярной песни и сочинить какие-то классические фрагменты на уровне 2-3 класса. Они даже не смогут играть на синтезаторе, поскольку для этого необходимо иметь навык импровизации и знать композиционные формы произведения при игре в том или ином музыкальном стиле или направлении.

Мы пришли к тому, что если выпускник детской музыкальной школы хочет в дальнейшем заняться эстрадой, то ему необходимо пройти курс по адаптации его умений к неклассической музыке: пианисту нужно освоить игру на синтезаторе, классическому гитаристу - освоить игру на электрогитаре и т.п. Можно также попробовать освоить и другой инструмент. Вот как раз этому и нужно посвятить те 4 года, которые остаются до окончания средней общеобразовательной школы.

Эффективность данного решения очевидна. В 14 лет подросток достаточно активен, находится в поиске и ему ещё многое интересно. Ему нравятся какие-то музыкальные группы и исполнители, и он был бы не против, для начала, подражать им. Например, пианисту нравится рок или танцевальная музыка – пианино не позволяет ему реализовать свои интерес, а синтезатор – позволяет. Гитаристу нравится тяжелая музыка. На классической гитаре её не сыграть, а на электрогитаре – нет проблем. Родителям необходимо понять, помочь и грамотно направить энергию и интерес подростка в правильное и конструктивное русло. В этом случае его интерес к музыке не только не ослабнет, но и усилится. Я считаю, что музыка намного интереснее, чем сидеть целыми днями за компьютерными играми или в Интернете. Но одной покупкой музыкального инструмента и аппаратуры часто недостаточно для того, чтобы вызвать у подростка интерес. Иногда ему также необходимо и общение. Да, у него дома есть дорогой синтезатор и электрогитара, но это во многих случаях будет ничто, если у него не будет возможности продемонстрировать свои умения другим людям. Он должен почувствовать, что занятия музыкой – это не обязаловка, а интересное занятие и общение . Каким образом можно это реализовать? Очень просто – на коммерческой основе и очень непросто – на бесплатной. Многие коммерческие студии предлагают обучение игре на синтезаторе, электрогитаре и др. Если положить стоимость обучения за один академический час (45 минут) равной 1000 руб., то при занятиях два раза в неделю в месяц придется отдать 8000 тыс. рублей. Я могу сказать, что и в Москве далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы, не говоря уже о регионах. Поэтому для многих возможен только один вариант – обучение за небольшую условную плату, то есть обучение в некоммерческих государственных учреждениях. Данное обучение можно проводить в рамках дополнительного образования, вот только само дополнительное образование значится только на бумаге, а фактически его нет. И это понятно. Для оборудования музыкальной студии в школе требуется от 100 до 300 тыс. рублей. Откуда их взять, если школам не выделяют денег даже на основное – на осуществление образовательного процесса? Где-то ещё остались кружки и дома творчества, но, судя по отношению к ним вышестоящих структур, во многих из них аппаратура не обновлялась с 70-80 годов прошлого века. А играть на разваливающейся аппаратуре, непригодных и еле дышащих музыкальных инструментах занятие малоприятное. Остается одно – организовать дома музыкальный досуг ребенка и приглашать друзей, или ребенок сам организует свой досуг, только на улице.


Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала. В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи. На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек. Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея. Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея. Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

В сегодняшнем посте поговорим о том, как поступить в музыкальное училище. Скажем, вы заканчиваете учебу в школе и намереваетесь получить какое-нибудь хорошее образование. Стоит ли соваться в музыкальное училище? Рекомендую об этом серьёзно задуматься, так как вам предстоит провести в стенах училища целых четыре года. Ответ скажу за вас: поступать в музыкальное училище стоит идти лишь в том случае, если музыкальное образование вам жизненно необходимо.

Как поступить в музыкальное училище? Многих интересует вопрос о том, нужно ли для поступления иметь свидетельство об окончании музыкальной школы. Прямо скажем, что тут всё будет зависеть от выбранной специальности.

Нужно ли оканчивать музыкальную школу?

Отделения в музыкальном училище, на которые принимают без начального музыкального образования: академический и эстрадный вокал, хоровое дирижирование, духовые и ударные инструменты, а также отделение струнных инструментов (принимают контрабасистов). Особенно радушно встречают парней, потому что, как правило, во всех регионах стоит острая проблема нехватки именно мужских кадров – певцов в хорах, духовиков и низких струнников в оркестрах.

Если же вы хотите стать пианистом, скрипачом или баянистом – тут ответ однозначный: с нуля в училище вас не возьмут – должна быть, если и не корочка из музыкальной школы, то хотя бы какая-нибудь техническая база. Правда, такие высокие требования предъявляются в первую очередь к тем, кто хочет пройти на бюджетное отделение.

Как учиться: бесплатно или платно?

Тем же, кто готов получать знания за деньги, есть смысл поинтересоваться о возможности поступления на эти отделения у компетентного лица (например, заведующего отделением или завуча). Вполне вероятно, что в предоставлении платных образовательных услуг вам не откажут. От денег никто не отказывается – так что дерзайте!

Тех же, кто имеет страстное желание научиться именно этим профессиям, но не имеет на это лишних финансовых средств, хочу успокоить. Для вас тоже есть отличная возможность получить то, что вы хотите, бесплатно. Надо подать документы не в музыкальное училище, а в педагогический колледж с музыкальным отделением. Как правило, конкурса поступающих там просто нет, и берут в студенты всех, кто подаст документы.

В среде абитуриентов распространено ложное представление о том, что музыкальное образование в педколледже хуже по качеству, чем в музыкальном училище. Это полная ерунда! Это разговор тех, кому делать нечего, и кто любит чесать языком. Образование в муз-педколледжах очень сильное и довольно широкое по профилю. Если не верите, вспомните ваших школьных учителей музыки – как много они умеют: поют красивым поставленным , руководят хором и играют как минимум на двух инструментах. Это очень серьёзные навыки.

Единственным минусом обучения в педагогическом колледже является то, что учиться придётся не четыре года, как в училище, а пять. Правда для тех, кто приходит учиться после 11-го класса, иногда делают скидку на один год, но если вы приходите на учебу с нуля, то вам, всё же, учиться пять лет выгоднее, чем четыре.

Как поступить в музыкальное училище? Что для этого нужно сделать прямо сейчас?

Во-первых, нужно определиться с тем, в какое училище или колледж и не какую специальность будем поступать. Выбирать учебное заведение лучше по принципу «чем ближе к дому, тем лучше», особенно если подходящего колледжа нет в том городе, в каком живёте вы. Специальность выбираете ту, которая понравится. Вот обычный список программ обучения, которые предлагают в училищах и колледжах: академическое инструментальное исполнительство (разные инструменты), эстрадное инструментальное исполнительство (разные инструменты) сольное пение (академическое, эстрадное и народное), хоровое дирижирование (академический или народный хор), народное музыкальное творчество, теория и история музыки, звукорежиссура, менеджмент в сфере искусства.

Во-вторых, расспросив знакомых или посетив Интернет-сайт выбранного училища, нужно разузнать про него как можно больше подробностей. Вдруг там не всё в порядке с общежитием или ещё что (потолок проваливается, постоянно нет горячей воды, розетки в комнатах не работают, вахтёрши сумасшедшие и т.п.)? Важно, чтобы в годы вашей учёбы вы чувствовали себя комфортно.

Не пропускаем день открытых дверей

В ближайший день открытых дверей вместе с родителями поезжайте туда, куда вы хотите поступить, и оцените всё вживую. Не постесняйтесь зайти в общежитие и попросить, чтобы вам провели мини-экскурсию.

Что обычно включает в себя программа дня открытых дверей? Это, как правило, утреннее собрание всех абитуриентов и их родителей для встречи с администрацией учебного заведения. Суть этого собрания – презентация училища или колледжа (будут говорить общие вещи: о достижениях, о возможностях, об условиях и т.д.), длится всё это не более часа. После этого собрания обычно силами студентов организуется небольшой концерт. Это всегда очень интересная часть, поэтому, не рекомендую вам отказывать себе в удовольствии и послушать, что для вас старательно готовили студенты и их педагоги.

Вторая часть дня открытых дверей менее регламентирована – обычно всем желающим предлагается пройти бесплатные индивидуальные консультации по любой специальности. Это именно то, что вам нужно! Находите на стенде для абитуриентов (он вам обязательно попадётся на глаза) информацию – где, в каком классе, и у какого преподавателя можно проконсультироваться по вашей специальности, и прямиком отправляетесь туда.

К преподавателю вы можете зайти за какими-нибудь подробностями (например, по поводу программы для поступления или договориться о консультациях), просто познакомиться и сообщить, что вы будете поступать к ним в этом (или следующем) году, а можете и сразу показать то, что вы умете (это самый лучший вариант). Важно внимательно выслушать и принять к сведению все рекомендации, которые вам будут высказаны.

Как подготовить почву, чтобы без проблем поступить в музыкальное училище?

Тут важно понимать, что подготовку к поступлению нужно начинать заранее: чем раньше, тем лучше. Идеально, если в вашем распоряжении есть хотя бы полгода или год. Итак, что за это время нужно сделать?

Буквально нужно засветиться в том учебном заведении, которое вы выбрали. Для этого можно:

  1. познакомиться с педагогом, в класс которого вы б хотели попасть, и начать брать еженедельные консультации (тамошний педагог подготовит вас к вступительным экзаменам как никто другой лучше);
  2. записаться на подготовительные курсы (они бывают разные – круглогодичные или во время каникул – выбираете то, что вам больше подходит);
  3. поступить в выпускной класс музыкальной школы при училище, которая, как правило, есть (это реально и это работает – выпускники школы иногда даже освобождаются от вступительных экзаменов и зачисляются в студенты автоматически);
  4. принять участие в конкурсе или олимпиаде, где можно выгодно себя преподнести как потенциального студента.

Если два последних способа подходят только тем, кто учился в музыкальной школе, то первые два из названных – работают для всех.

Как абитуриенты становятся студентами?

Чтобы поступить в музыкальное училище, нужно сдать вступительные экзамены. О том, как это сделать и как проходят экзамены, будет отдельная статья. Чтобы её не пропустить, рекомендую подписаться на обновления (прокрутите страницу вниз и увидите специальную форму подписки).

Нас сейчас интересует вот что: вступительные испытания бывают двух видов – специальные и общие. Общие – это русский язык и литература – как правило, по этим предметам выставляется зачёт (на основании экзамена в учебном заведении или на основании сертификата с вашими результатами ЕГЭ). Общие предметы не влияют на рейтинг абитуриента, если только вы не поступаете на специальность типа экономики или менеджмента (такие отделения в музыкальных учебных заведениях тоже есть).

Следовательно, рейтинг образуется суммой всех баллов, которые вы набрали при сдаче специальных экзаменов. По-другому эти специальные экзамены называют ещё творческими испытаниями. Что это такое? Это и есть исполнение вашей программы, прохождение собеседования (коллоквиум), письменные и устные упражнения по музыкальной грамоте и по сольфеджио и т.д.

Список того, что вам нужно сдавать вместе со всеми конкретными требованиями вы должны раздобыть ещё тогда, когда посетите музыкальное училище или колледж в день открытых дверей. Что делать с этим списком? В первую очередь посмотреть, что вы знаете хорошо, а что необходимо подтянуть. Таким образом, если вы хорошо подготовитесь по всем предметам, то обретёте дополнительную подушку безопасности.

Например, скажем, вы прекрасно сдали специальность, но следующий экзамен – написание диктанта по сольфеджио, где вы чувствуете себя неуверенно. Что делать? Перестраховаться! Напишете диктант хорошо – всё здорово, ну а если не очень хорошо дела пойдут с диктатом – ничего страшного, подберёте больше баллов на устном экзамене. Думаю, суть понятна.

Что делать, если вы не прошли по конкурсу?

Не на всякую специальность при поступлении устанавливается серьёзный конкурс. Конкурсные специальности – это все, которые связаны с сольным пением, фортепиано и эстрадным инструментальным исполнительством. Итак, что делать если после прослушивания вам сказали, что вы не проходите по конкурсу? Ждать следующего года? Или перестать ломать голову над тем, как вам поступить в музыкальное училище?

Сразу надо сказать, что отчаиваться не нужно. Не нужно и опускать рук с тем, чтобы бросить это дело. Ничего страшного не произошло. Это ни в коем случае не значит, что вам указали на отсутствие музыкальных способностей.

Что делать? Если вы готовы заплатить за обучение, можно пойти учиться на коммерческих условиях, то есть по договору с возмещением затрат на обучение. Если вы твёрдо хотите учиться на бюджетном отделении (а у вас должно быть здоровое желание учиться бесплатно), то есть смысл побороться за другие места

Как это возможно? Часто тем абитуриентам, которые не прошли конкурс по одной специальности, предлагают обратить внимание на такие отделения, которые страдают хроническим недобором. Сразу скажем, что недобор там не потому, что эти специальности не востребованы или неинтересны, а потому что о них среднестатистическому абитуриенту просто мало чего известно. А вот специалисты, выпускники с дипломами по этим специальностям, потом идут просто нарасхват, так как работодатели испытывают прогрессирующий острейший дефицит работников именно с таким образованием. Что это за специальности? Теория музыки, хоровое дирижирование, духовые инструменты.

Как можно использовать эту ситуацию? Пройти собеседование на другую специальность вам, скорее всего, предложат в приёмной комиссии. Отказываться не нужно, вас тянут – вы не сопротивляйтесь. Займёте свое местечко среди студентов, а там уж при первой возможности просто переведётесь туда, куда вы хотели. Многие именно так добиваются своих целей.

На сегодня беседу о том, как поступить в музыкальное училище, пожалуй, можно и закончить. В следующий раз поговорим более подробно о том, что ждёт вас на вступительных экзаменах. Желаю удачи!

ПОДАРОК ОТ НАШЕГО САЙТА НАЧИНАЮЩИМ МУЗЫКАНТАМ

P.S. Если вы не учились в музыкальной школе, но ваша мечта – получить профессиональное музыкальное образование, то помните, что мечта эта осуществима! Начинайте двигаться вперёд. Отправной точкой может стать самое элементарное – например, изучение нотной грамоты.

У нас для вас кое-что есть! В подарок от нашего сайта вы можете получить учебник по нотной грамоте – для этого всего-то и нужно оставить свои данные в специальной форме (смотрите в правом верхнем углу этой странички), подробная инструкция по получению на всякий случай размещена .

Подписка


    МФТИ

    Надо понимать, что это технический вуз с очень высоким проходным баллом. Для того чтобы у тебя приняли заявление, по русскому языку надо набрать на ЕГЭ не меньше 50 баллов, по математике, физике, химии, информатике не меньше 65.

    Физтех, как и все вузы, будет учитывать Всероссийскую олимпиаду школьников и некоторые другие состязания. Например, турнир городов, олимпиаду "Ломоносов", Московскую олимпиаду школьников, Открытую олимпиаду по программированию, новую олимпиаду, которая появилась в списке минобрнауки только в этом году, - "ТехноКубок" и другие.

    За аттестат или диплом с отличием, золотую, серебряную медали Физтех добавит 2 балла. Столько же баллов получите, если окончили музыкальную или художественную школу. Вуз будет учитывать не только золотой значок ГТО, но и спортивные разряды, пояса по единоборствам, звания "мастер спорта" или "кандидат в мастера спорта" (2 балла).

    МГИМО

    Чтобы участвовать в конкурсе, надо набрать на ЕГЭ по русскому и иностранным языкам не менее 70 баллов. Исключение сделано только для некоторых направлений (это в числе прочих "Торговое дело", "Менеджмент"), где достаточно и 60 баллов.

    Кого в МГИМО зачислят вне конкурса? Победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах, и некоторых других олимпиадников. Льготное поступление гарантировано победителям и призерам телевизионной олимпиады "Умницы и Умники", олимпиады МГИМО МИД России, которая проводится в партнерстве с редакцией "Российской газеты", олимпиады "Ломоносов" по географии, а также некоторых других.

    СПбГУ

    В Санкт-Петербургском госуниверситете дополнительные баллы в портфолио начислят не только победителям и призерам Олимпийских игр, но и членам сборных команд России. Если это олимпийские виды спорта, то к ЕГЭ прибавят 10 баллов, если не олимпийские - 5 баллов. Победители региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников могут рассчитывать на 4 балла, призеры - на 3.

    В Вышке, как и во многих других престижных вузах, повышенный порог минимальных баллов. На "математике" это 75 баллов на профильном предмете, на "физике" надо принести не меньше 70 баллов и по физике, и по математике. В ВШЭ за сочинение, которое тут всегда проверяется, можно получить до 10 баллов, за аттестат с золотой или серебряной медалью - 3 балла.

    Если ты мастер спорта, то к ЕГЭ получишь дополнительно 3 балла, если кандидат в мастера спорта, то 2 балла. Вышка учитывает олимпиады первого и второго уровня, но есть несколько олимпиад третьего уровня, за которые вуз тоже может дать лишние баллы. Это, допустим, олимпиада по дискретной математике.

    Топ-10 вузов с самым высоким средним баллом ЕГЭ (бюджет)

  • МГИМО - 95,4%
  • МФТИ - 93,8%
  • ВШЭ (Москва) - 92,2%
  • СПбГУ - 90%
  • ВАВТ - 89,9%
  • МГУ - 87,8%
  • МИФИ - 87,8%
  • ВШЭ (Санкт-Петербург) - 87,1%
  • Университет ИТМО - 86,9%
Важно знать
  • Результаты ЕГЭ и олимпиад действительны в течение четырех лет после года получения, иными словами, пять лет.
  • Заверенные копии в приемные комиссии вузов сдавать не нужно.
  • Заметно вырос конкурс в ведущие вузы. Теперь сложно поступить даже на платные отделения. Самый высокий средний балл обычно в МГИМО, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ и Университете ИТМО.
  • Самое дорогое обучение в МГИМО (478 тысяч рублей в год), МГУ (339 тысяч рублей), ВШЭ (338 тыс. руб.), Финансовом университете при правительстве (316 тыс. руб.) и Всероссийской академии внешней торговли (295 тыс. руб.).