Открытое занятие по вокалу в доп образовании. Конспект занятия по эстрадному вокалу

Сценарий открытого занятия «Путешествие в Королевство Пения»

Цель: Введение детей в мир пения.

Задачи:

  1. Познакомить с элементами программы «Эстрадный вокал»
  2. Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.
  3. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии

Оборудование: фортепиано или синтезатор, СД - проигрыватель, магнитофон, аудиозаписи, наглядные пособия,элементы костюма

Ход занятия

Добрый день, ребята! Я уверена, что многие из вас любят петь песни. Я предлагаю путешествие в Королевство Пения.
Королевство пения – это огромная страна. В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее может представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь.
Я предлагаю такой маршрут: (Приложение1 )

  1. побывать на музыкальной поляне;
  2. заглянуть в город говорунов;
  3. спуститься в пещеру гласных звуков;
  4. перейти через ручей Мелодия;
  5. послушать лесные РАСПЕВКИ;
  6. разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
  7. и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.

Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться.
Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в Королевство Пения, на каком виде транспорта? (на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине). Ну что ж, тогда в путь.

Звучит песня «Чудо детство» (дети выполняют двигательные импровизации).

Мы с вами приземлились на музыкальную Поляну (Приложение 2). Какой здесь воздух? Поставили руки на ребрышки. Вдох – ребрышки раздвинуть – выдох.

Посмотрите, а вот роза. Она еще только проснулась, но увидев, что мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления – АХ!
А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне.
А это что за цветы?

«Дигидон-дигидон, слышен их перезвон». (Петь на ноте СОЛЬ).

Правильно – это колокольчики. Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»

На лесную поляну жители Королевства Пения приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца.

Упражнение - зарядка :

  1. Покусайте кончик языка.
  2. Пошинкуйте его до середины и обратно.
  3. Пожуйте на одной стороне языка, на другой.
  4. Почистите зубы язычком.
  5. Покажите язычок как ящерица.
  6. Уколите одну щеку язычком, другую.
  7. Губы трубочкой рисуют круг.
  8. Скажите «Б-р-р».
  9. Поцокайте.
  10. Представьте кролика, грызущего морковку. Он ее объелся и зевает.
  11. Сорвите горошинку-витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.

Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.

Мы пришли в город ГОВОРУНОВ (Приложение 3 ).Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. это то как мы говорим. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? Давайте разделимся на две команды.

Какая из команд четче проговорит скороговорку?

Скороговорка : «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу» (игра «Вопрос-ответ»)

А теперь мы с вами отправляемся в таинственную Пещеру гласных звуков (Приложение 4 ). Ребята, какие вы знаете гласные звуки? В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении их тянем, поем. Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно. Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».

Перед нами ручей Мелодии (Приложение 5 ). Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? Лицо. Что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? Мелодию. Мелодия – это лицо песни (в переводе с древнегреческого «мелодия» означает - петь песню).
Послушайте, какая мелодия у ручья? (на слог «ЛЁ» исполняется припев разучиваемой песни). Кто запомнил мелодию? Спойте ее вместе со мной.
А теперь нам нужно перейти через мостик.

Распевка «Пибью-пибью-па» по трезвучию.

Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет распевку.

Перед нами Поющий Лес (Приложение 6 ). В Королевстве Пения очень много есть Распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. Чтобы не потеряться в лесу, проведем перекличку:

  1. Саша, ты где?
  2. Я здесь! – (ответ импровизированный, главное чтобы он был спет).
  3. Распевка Комара : «з» с разной динамикой
  4. Распевка Лягушки : «Ква-ква». Поставьте руки на косточки, откройте крылышки носа.
  5. Распевка Ежика : «ежик был колюч», «Фу-фу-фу».
  6. Распевка Паучка : «На паркете в 8 пар мухи танцевали,

Увидали паука, в обморок упали, АХ!»

Спеть АХ на глиссандо.

Распевка Тигренка:

«й, не стойте слишком близко,

Я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!»

Порычать как тигренок: р-р-р

Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат.
Дворец Песен (Приложение 7 ). Все жители Королевства Пения любят петь песни. Сегодня во Дворце Песен разучивается новая песня (по выбору педагога).

  1. О чем эта песня?
  2. Характер песни.
  3. Цвет песни.
  4. Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.
  5. Игра «Вопрос-ответ» с началом песни.
  6. Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
  7. Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я то включаю, то выключаю звук.
  8. одна фраза - вслух;
  9. вторая фраза - «про себя»;
  10. третья фраза – вслух;
  11. четвертая – «про себя».
  12. Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.
  13. Как лучше спеть песню? Отрывисто или напевно? Спойте припев, как бы ее спел кузнечик, а теперь - как Улитка. (Приложение 8 ) А теперь спойте так как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять? (Приложение 9 )
  14. Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее.

(Проигрывание песни с движением)

Исполнение песни на концертной Площади (Приложение 10)

Какую роль играет костюм для вокалиста, исполняющего песню на сцене? Конечно, он помогает в создании художественного образа и говорит о культуре исполнителя.

Какой вы видите костюм к этой песни? Давайте, сегодня мы используем один из элементов костюма (по выбору).
Кто из вас желает объявить название песни? А теперь исполняем песню под инструментальное сопровождение. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие певцы перед зрителями! (исполнение песен)

Вам понравилось в Королевстве Пения? Давайте вспомним наш маршрут. Я думаю, что не раз еще заглянете на Музыкальную поляну, в город Говорунов, Пещеру гласных звуков, ручей Мелодия, будете вспоминать лесные Распевки и песню из Дворца Песни. А кто-то из вас станет постоянным жителем Королевства Пения. И мы его увидим на концертной площади.
А теперь мы отправляемся домой на воздушном шаре.

У-О-А-Э-И У-О-А-Э-И

На паркете в 8 пар мухи танцевали, Увидали паука, в обморок упали, АХ!

) Ой, не стойте слишком близко, Я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!»)

«Если мы будем дружить» 1.В жизни бывает немало разлук, Горьких обид, расставаний. Мир для тебя засияет вокруг, Если с тобой будет друг. Припев (2 раза): Радостным быть, Радость дарить Сможем мы всем на планете, Счастливо жить, Творить и любить, Если мы будем дружить. 2.Знай, что когда выйдешь ты за порог, Будут открыты повсюду Множество разных путей и дорог, Если ты не одинок. Припев: тот-же 3.Больше друзей у тебя с каждым днём, И пусть всегда пламя дружбы Ярко горит негасимым огнём В сердце твоём и моём!

Здравствуй, мир! ПРИПЕВ: Здравствуй, мир, здравствуй, друг. Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек! Здравствуй, дом, здравствуй, даль, Здравствуй, радость и печаль. Здравствуй, быль, здравствуй, новь, Здравствуй, светлая любовь!


Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

Я красиво петь могу.

Конспект занятия вокального кружка

в старшей группе, первый год обучения.

Составитель - Голубцова С. Л. музыкальный руководитель

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86»

города Северодвинска.

Программное содержание:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Закреплять умение петь в унисон, а капелла , пропевать звуки, используя движения рук.
  3. Развивать звуковысотный, динамический и ритмический слух детей.
  4. Продолжить работу по развитию дыхания.
  5. Способствовать развитию у детей выразительного, эмоционального исполнения: пения без напряжения, плавного, напевного.
  6. Упражнять петь в микрофон.

Оборудование:

  1. Микрофон.
  2. Стаканчики с кипячёной водой, трубочки для коктейля.
  3. Карточки с гласными буквами.

Ход занятия:

Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель. Ребята, я рада нашей новой встрече. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети пропевают: ""Здра-вству-йте"", по показу руки

А теперь поздороваемся друг с другом.

Пусть ваши ушки-контролёры выберут сегодня лучшее приветствие.

Дети встают в круг.

«Поздоровайся ласково с соседом справа», в микрофон.

Музыкальный руководитель. Чьё приветствие вам понравилось больше? Почему?

Выслушать несколько детских ответов.

Музыкальный руководитель. Сегодня на занятии мы с вами вспомним некоторые важные правила красивого пения. Одно вы уже назвали: нужно стараться протягивать гласные звуки, чтобы наше пение отличалось от обычной речи. Вы согласны со мной? Хорошие у вас ушки-контролёры. А теперь внимательно слушайте музыку и постарайтесь правильно показать ритм. (Половинка, 2 четверти).

Под музыку «Полька-хлопушка», проводится

ритмическая игра «Я – мои друзья».

По окончании игры, дети проходят на стулья около пианино.

Музыкальный руководитель. Какие замечательные мы с вами друзья, внимательные и добрые, бережно относимся друг к другу. А наш голос, как вы думаете, нуждается в бережном отношении?

Музыкальный руководитель. Что нужно делать, чтобы наш голос всегда оставался красивым?

Ответы детей:

Не кричать, не есть мороженое зимой на улице,

не пить холодную воду, не валяться в снегу.

Закалять горло.

Музыкальный руководитель. Поднимите руку, кто дома закаляет горло? Давайте вспомним, как мы это делали.

Раздать детям стаканчики с водой.

Сделать маленький глоток, поднять голову вверх,

и произносить протяжно звуки: А, Э, И, О, У.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Но чтобы петь красиво, нужно знать ещё одно важное правило: уметь владеть своим дыханием. Вдох делать коротким и бесшумным, а выдох – долгим и плавным.

Раздать трубочки для коктейля.

По сигналу дирижёра дети делают вдох,

а выдыхают в воду через трубочку.

Музыкальный руководитель. Следующее важное правило: нужно хорошо открывать рот, и чётко произносить слова и тихо, и громко.

«Я иду по лесенке» - распевка.

Петь, изменяя динамику: f, p.

Музыкальный руководитель. (Испуганно) Наш знакомый крокодил, он кого-то проглотил. Кого?

Дети предлагают свои варианты.

Поётся распевка «Как кричит крокодил».

Музыкальный руководитель. Посмотрела на вас и вспомнила ещё одно важное правило: нужно уметь правильно сидеть или стоять во время пения. А вы помните это правило?

Исполняется песня «Петь приятно и удобно».

Музыкальный руководитель. Чтобы песню было интересно слушать, нужно передать её настроение, характер. В песне «Мама», какой характер, как нужно её петь?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Попробуйте спеть так, как вы сказали. И пусть наши гости оценят ваше выступление.

Дети исполняют песню «Мама».

Подвести итог выступления.

Музыкальный руководитель. За хорошее выступление полагается развлечение.

Начинаем мы играть и под музыку шагать.

Проводится музыкальная игра «Спой свою букву».

Сыграть 2-3 раза.

Музыкальный руководитель. Вот и закончилась наша игра. И наше занятие подошло к концу. Сегодня на занятии мы вспоминали важные правила красивого пения. Перечислите их ещё раз.

Дети называют.

Музыкальный руководитель. А теперь, как вежливые люди, давайте попрощаемся с нашими гостями и друг с другом до следующей встречи.

Дети поют: ""До-сви-да-ни-я"

Выходят из зала.


Конспект музыкального занятия «Вокально-певческая деятельность»

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108»

г. Сыктывкара Юрлова Светлана Михайловна,

Тема: «Необычное приглашение» - итоговое занятие конца первого квартала для детей 5-6 лет

Образовательные:

  1. 1.Закрепить знания детей о правильном дыхании, звукообразовании (формируем естественный звук, тянем только гласные звуки), чёткой артикуляции, ритмичности в пении;
  2. 2.Закрепить понятие «концерт».

Развивающие:

  1. 1.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение различать правильное и неправильное звучание (высокие и низкие звуки, длительность, высоту, направление мелодии);
  2. 2.Развивать голос, формируя естественный звук, расширять диапазон;
  3. 3.Развивать творческие способности, самостоятельно исполнять песенный репертуар.

Воспитательные:

  1. 1.Воспитывать любовь к ближнему, Родине, природе, любовь к музыке, пению, выступлению для зрителя;
  2. 2.Формировать у детей правильные певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению;
  3. 3.Учить исполнять песню с помощью взрослого и самостоятельно в сопровождении инструмента и акопелла.

Оборудование: музыкальный центр, микрофонная система, мультимедийное оборудование, презентация, партитура песни «Поверь в сказку» слова и музыка Л. А. Старченко, легкие пластиковые снежинки на леске по количеству детей, диски с записями песен «Детский сад – это домик для ребят», «Мама - одно есть слово на планете. Мама!» слова и музыка А. Петряшевой.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями. Музыкальный руководитель просит подойти к экрану, обращает их внимание на экран и конверт.

Муз. рук.: Ребята, к нам пришло необычное приглашение. Для того, чтобы узнать куда мы приглашены, мы должны открыть это слово, все буквы которого спрятались за звёзды. Но открыть и узнать мы сможем, только выполнив задания.

Посмотрим, какое 1- задание. (Предлагается несколько упражнений из комплекса «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой А.Н.: «Ладошки», «Насос», «Обними плечи», «Повороты головы»).

(Музыкальный руководитель просит подойти к стульчикам и встать каждому ребёнку около своего стульчика; после выполнения упражнений первого задания, открываем на экране 1- ю букву – К, называем ее хором).

Муз. рук.: Ребята, чтобы открылась еще одна буква, нам нужно выполнить второе задание. Давайте заглянем в конверт и узнаем, какое. А тут написано – работа над дыханием. Чтобы выполнить это задание нам помогут снежинки. Возьмите каждый себе снежинку за ниточку в правую руку (показ), чтобы снежинка находилась перед ртом. Ротики закрытые, берём дыхание носиком (бесшумно, спокойно, легко).

(2 задание – работа над дыханием. Задание для детей: во время звучания мелодии знакомой песни «Поверь в сказку», дети, взяв дыхание в начале каждой фразы, дуют на снежинку. Данная мелодия исполняется на фортепиано).

Муз.рук.: Молодцы! Мы выполнили второе задание и можно открыть следующую букву на экране. (Открываем 2-ю букву Т).

Дети садятся на свои места.

Муз. рук.: Давайте, ребята. Посмотрим, какое следующее задание. И нам снова поможет конверт. А следующее задание – поможет нам научиться четко произносить слова в песнях.

(Детям предлагаются сказка «Приключения язычка» из артикуляционной гимнастики В. Емельяновой).

Муз. рук.: Вот и открылась третья буква из необычного слова – буква Е.

Посмотрим следующее задание – чтобы правильно соединять звуки в пении, красиво их тянуть мы поиграем в «Страшную сказку»

(Дети, сидя на стульчиках, выполняют фонетическое упражнение В. Емельяновой «Страшная сказка»)

Муз. рук.: Вот открылась буква. Как она называется? – буква О.

Заглянем в конверт, что же там еще? А там – игра «Зум-зум».

(С детьми проводится игра «Зум-зум».

Цель игры: развитие ритма, слаженности, внимания.

Ход игры: музыкальный руководитель произносит слова игры – дети повторяют слова, сопровождая их движениями.

Зум, зум, зум, зум - (по коленям обеими руками)

Здесь спор и шум.

Кто взял ключи от буфета, на полке, которой лежали конфеты? – (попеременно по коленям то правой, то левой рукой)

Муз. рук.: Саша?(ребенок встает)

Дети: Саша взял? (отстукивая слова ритмично).

Саша: -Кто? Я? (бьёт кулаками по груди, возмущённо)

Дети: - Да ты! (хлопки в ладоши)

Саша: - Я не брал! (топая ногами)

Дети: - А кто? (хлопают).

(игра продолжается другими детьми)

Все: - Здесь нет ключей от буфета! (по коленям обеими руками).

А мыши на полке доели конфеты.

Зум -4 раза (щелчки пальцами, можно добавить бубен, треугольник)

Стих спор и шум (по коленям обеими руками).

Бу-----------м! (хлопок).

Бу------м! (хлопок)

Муз рук.: Молодцы! Открываем букву. Как она называется? – Н. Осталось две звезды – две буквы. В конверте – два задания. Одно из них – распевка.

(Дети исполняют знакомую распевку «Эхо»

Цель: распевание в большом диапазоне, развитие динамики звука.

  1. 1)Сначала спеть всем вместе.
  2. 2)Индивидуально – 2-3х детей спросить.

Муз рук.: Давайте откроем букву. Буква - Р.

Вот у нас уже и складывается слово. Выполнив последнее задание, мы прочитаем слово.

(Используется песня «Поверь в сказку».

  1. 1.Работа над фразами и ритмом (кубики) (в медленном темпе прохлопываем и в ритме песни).
  2. 2.Пропевание по фразам, по- очереди, индивидуально).

Муз.рук.: Открываем 7- ю букву - Ц. Что получилось? Какое слово? (Дети читают хором).

КОНЦЕРТ - а что такое концерт? (отвечают).

Муз. рук.: Концерт - это публичное исполнение музыкальных произведений в сочетании с вокальными, хореографическими, и другими номерами по определённой, заранее составленной программе.

Ребята, скажите, так куда мы были с вами приглашены?

Муз.рук.: на концерт, в котором мы сами участвуем и выступаем – исполним песни для наших гостей.

Дети исполняют три песни:

  1. 1.«Поверь в сказку» (синтезатор)
  2. 2.«Детский сад» (с солистами с микрофонами).
  3. 3.«Мама - одно есть слово на планете. Мама!»

Муз.рук.: Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит……и будет долго, долго

Ещё звучать для каждого из нас.

(Дети прощаются и покидают музыкальный зал).

Г. Кострома

2014

Конспект занятия в вокальной студии

Тема: «Здравствуй, Музыка!»

Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование эстетического эмоционально-осознанного отношения к окружающему миру.

Задачи :

Обучающие:

    развитие музыкального слуха, памяти,

    развитие координации между слухом и голосом;

    знакомство с основными свойствами музыкального звука (высота, длительность, сила – f – р);

    развитие навыка осознанного отношения к музыке различного содержания и характера.

Развивающие:

    развитие творческих способностей;

    развитие музыкально-художественного вкуса.

Воспитательные:

    воспитание любви и интереса к музыке;

    воспитание слушательской и певческой культуры.

Тип урока :

вводный.

Форма работы :

Групповая.

Оборудование:

    фортепиано,

    магнитофон,

    фонограмма песни «Весёлые нотки - веселые дни»,

    нотный материал,

    музыкальная лесенка,

    плакат – эпиграф со стихами В. Шленского «Музыка во всём живёт. Мир её волшебен!»

    «сундук открытий»,

    корона «Её величество волшебница - Музыка».

    нотки – знаки с именами детей и педагогов.

Музыкальный материал

    С. Соснин, М. Садовский «Весёлые нотки – весёлые дни»

    Г. Струве, Н. Соловьёва «Новогодний хоровод»

    Е. Тиличеева, В. Викторов «Едет, едет паровоз»

    О. Юдахина, В. Татаринов «Слон и скрипочка»

    Г. Струве, Н. Соловьёва «С нами друг»

Технологическая карта

Этап

Время

Педагог

Дети

Организационный

минут

1.1.Готовит детей к работе. Налаживает эмоциональный контакт.

1.2.Заинтересовывает предстоящей работой, приглашает в путешествие, используя музыкальный материал.

1.3.Исполняет музыкальное приветствие.

Слушают.

Отвечают на вопросы педагога.

Задают уточняющие вопросы.

Исполняют музыкальное приветствие.

Основной

30
минут

1.1.Вводит в основную часть занятия, используя музыкальную игру.

Обращает внимание на эмоциональность исполнения.

Участвуют в музыкальной игре.

Выполняют советы педагога.

1.2.Создает проблемную ситуацию.

Решают проблемную ситуацию.

1.3.Организует работу над музыкальным материалом по теме занятия, используя беседу, загадки, прием «рисования музыки», исполнение песен.

Отвечают на вопросы педагога,

отгадывают загадки.

Исполняют песни.

Итоговая часть

5 мин

1.1.Педагог благодарит детей за работу.

1.2.Подводит итог путешествия и открывает волшебный сундучок.

1.3.Вручает корону самому активному путешественнику.

1.4Делает детям «подарок»-стихотворение.

Рассматривают нотки- символы.

Отвечают на вопросы.

Слушают педагога.

Ход занятия

І Организационный этап

1.1.Налаживание контакта.

Звучит фонограмма песни «Весёлые нотки – весёлые дни» (слушание 1 куплета).

Педагог:

Как легко и таинственно, просто и загадочно рождается музыка!

У каждого на свете есть музыка своя.

Поёт о счастье ветер, деревья и поля.

То радостно, то грустно, то громче, то нежней

Поёт скворец искусный и маленький ручей.

Шумит ли сад цветущий,

Идёт ли снег зимой,

Прекрасен мир поющий,

И ты с ним вместе пой!

Ребята, а вы любите петь?

(Дети отвечают)

Педагог:

Я думаю, что могу вас позвать с собой в мир музыки и волшебства, фантазии и сказки, творчества. Мы совершим путешествие в «музыкальную» страну. В этой стране, как и в любой другой, существует свой родной язык – музыкальный. Я научу вас понимать этот язык, буду вашим помощником и «переводчиком».

Музыкальное приветствие «здравствуйте» звучит в моём исполнении.

Я поприветствовала вас, а теперь предлагаю вам, ребята, пожелать добра и здоровья всем тем, кто находится с нами, и кого мы приглашаем с собой в наше необычное путешествие.

(Дети поют «Здравствуйте)

Педагог:

Руководителем – дирижёром буду я (поет своё имя, отчество – импровизация).

Попрошу представиться весь экипаж, так же используя музыкальный язык.

(Дети поют своё имя , которое перед самым началом урока на нотке прикрепляется каждому из них)

Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мне хочется пожелать вам смелости, внимательности, организованности, чуткости, находчивости. И тогда, кто знает, может быть, нас поджидают чудеса и сюрпризы? Прежде всего, давайте прислушаемся.

Что вы слышите в этот момент вокруг себя? Какие звуки?

(Дети отвечают).

Да, верно, разные звуки окружают нас, и шумовые и музыкальные. От музыкальных звуков – к музыкальным инструментам, какие знают дети – перечисление. Самый близкий и нежный музыкальный «инструмент», который сейчас есть у каждого – это голос. Певческий голос и будет у нас главным музыкальным «инструментом» в необычном путешествии.

Итак, мы отправляемся в волшебную музыкальную страну, но перед отбытием я хочу вам предложить игру «Музыкальное эхо». Эта игра научит нас, как не потеряться в музыкальном мире, используя свой самый близкий «инструмент» - певческий голос.

1.2.Распевание

Песня «Новогодний хоровод» используется как упражнение для распевания.

(Педагог поет первое слово – дети «эхом» повторяют его).

Так поётся вся песня.

Педагог обращает внимание ребят на точное копирование моего исполнения (активное слово, эмоциональность и т.д.)

ІІ. Основной этап

Раскрытие темы. Создание проблемной ситуации

Педагог:

В чём разница в исполнении слова «хоровод» (пою; 1 раз мелодия движется по ступенькам вверх; 2 раз – движется на месте). Подвести детей к пониманию направления движения мелодии.

Ребята! Вы просто прирождённые музыканты! Сами того, не замечая, вы открыли главное свойство музыкального звука – его высоту!

Звук меняет свою высоту. Оказывается, это можно не только услышать, но и увидеть. Предлагаю сыграть со мной в игру «Пойми меня! Я исполняю попевку «Едет паровоз» с показом движения по лесенке каждого звука. Вы должны придти к выводу, что мелодия «шагает» по ступенькам вверх – вниз - на месте.

Ребята, а что нужно паровозику, чтобы он двигался?

(Дети : пар, топливо)

Оказывается и нам, чтобы петь, нужно дышать. Ещё старые мастера говорили, что «искусство пения – это искусство вдоха и выдоха».

(Пробуем по «руке» с детьми сделать вдох – задержку – выдох).

Вы научились правильно дышать, давайте вместе прокатимся на паровозике.

Исполняем вместе песню «Едет паровоз» (педагог показывает движение по лесенке и дыхание паровозиком).

Работа над музыкальным материалом

Педагог:

Как далеко мы уехали от города. Кажется, нас в лесу кто-то встречает. А кто? Загадка!

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем!

Что это?

Правильно, это ёлка!

Сразу звучит песня «Ёлка».

Во второй раз педагог просит детей петь вместе припев. Оказывается, музыку можно не только увидеть, но и «нарисовать»!

Упражнение «Рисуем музыку».

Давайте возьмём в руку волшебные кисточки и попробуем все звуки песни «нарисовать» в воздухе.

Почему одни звуки длинные, другие короткие?

Они тянутся разное время. Это свойство музыкального звука называется длительность.

Ребята, не знаю как вам, но мне под эту музыку так и хочется встать в хоровод.

(Исполняют песню, взявшись за руки с движениями)

При движении по кругу обратить внимание на фразы в запеве.

«Музыка-волшебница» нас околдовала», заставила двигаться, а песня превратилась в песню-танец.

Жаль, что в хороводе с нами не было лесных жителей. Ребята, а как вы думаете, на каком языке общаются жители музыкальной волшебной страны?

( Дети отвечают: На музыкальном)

Давайте послушаем песню «Слон и скрипочка» (исполняет). Я уверена, что вы поняли, о чём рассказала нам эта музыка, какое настроение она создаёт. Это музыка протяжная, спокойная, напевная, ласковая, мелодичная, вальсовая. Песня превратилась в песню-танец-вальс. Ещё раз исполняет песню с движениями.

Ребята, а можно ли спеть эту песню отрывисто?

(Дети: Нет, только протяжно плавно – легато . (исполняют).

Как приятно путешествовать с ребятами, которые понимают язык музыки, очень внимательны, активны и дружны! Так и хочется сейчас спеть песню о дружбе. А вы мне будете помогать? Я буду передавать вам музыкальные слова, как волшебный клубочек, не потеряйте его!

(Исполняют песню «С нами друг»)

Каков характер этой музыки?

(Дети отвечают: Радостный, бодрый; музыка звонкая, энергичная, удобно шагать – маршевая)

Это песня-марш . Давайте попробуем спеть песню ещё раз, меняя громкость – силу звучания. Я буду петь громко – f , а вы, как эхо, - тихо – р.

(после каждого ответа, исполнения песен поощряет детей).

Мы и не заметили, как быстро промчалось время. А почему?

(Дети отвечают).

ІV. Итоговый этап

Педагог:

В нашем весёлом путешествии, которое подходит к концу, вы были очень внимательны, музыкальны, активны и сделали массу открытий. Я думаю, что вы достойны приятного сюрприза. Перед нами сундук. А что там? (Открывает сундук)

Да это же наши открытия! Вынимает поочерёдно нотки-символы:

Сегодня мы узнали, что:

    звуки бывают шумовые и музыкальные;

    вспомнили музыкальные инструменты;

    узнали о свойствах музыкального звука (высота, длительность, сила);

    познакомились с певческим дыханием;

    узнали, что значит «легато» (исполнение плавно, соединяя звуки);

    вспомнили жанры музыки – песню, танец, марш и

    узнали, что они могут подружиться и стать песней-танцем, песней-маршем.

Я думаю, что вы научились слушать и понимать музыкальный язык. Исполнили песни, которые раньше никогда не слышали, проявив при этом самые лучшие свои ученические качества. Поэтому Её величество «Волшебница-Музыка» дарит вам самое дорогое, что у неё есть – свою корону. А право получить эту корону предоставляется самому активному, самому старательному, самому внимательному, самому смелому, в общем самому-самому!

(Корона передаётся тому, кто был всех активнее, внимательнее, находчивее, музыкальнее).

А я в благодарность за ваш труд, ваши старания хочу подарить вам на прощание эти поэтичные строки:

Знаем ли мы, что 2×2,

Как всегда, - четыре.

Только вот без волшебства

Скучно будет в мире…

Вслушайся, весь мир поёт:

Шорох, свист и щебет!

Музыка во всём живёт.

Мир её волшебен!

Список литературы

    Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» – М., 2005.

    «Музыка и поэзия» Авт.-сост. Е.Н. Домрина. – М., 1999.

    Холопова В.Н. «Музыка как вид искусства» Учеб. пособие. – СПб., 2000