Пафос произведения. Что такое пафос в литературе и обычной жизни

Пафос (греч.) - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление. По Аристотелю - смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывающее у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катарcическом переживании. Страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, разрешение страсти в страдании.

В современном литературоведении пафос определяется как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой.

Пафос бывает героический, драматический, трагический, сатирический, романтический и сентиментальный.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС - отражает величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела. При этом действия героев непременно должны быть связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных ценностей - вплоть до самой жизни. Еще одно условие проявления героического - свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими. Стремление переделать мир, устройство которого кажется не-справедливым, или желание отстоять мир идеальный (а также близкий к идеалу и кажущийся таковым) - вот эмоциональная основа героики. Примеры: в древнегреческих мифах это образы богатырей, или, как их называли в Греции, героев, совершающих небывалые подвиги на благо своего народа. Это Геракл с его двенадцатью подвигами или Персей, который отрубил голову горгоне Медузе. В «Илиаде» Гомера - Ахилл, Патрокл, Гектор, прославившиеся в битвах под Троей. В более поздних произведениях фольклора - исторических песнях, былинах, богатырских сказках, эпопеях, воинских повестях - в центре стоит могучий, справедливый богатырь-воин, защищающий свой народ от иноземных захватчиков.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПАФОС - автор с тяжелым душевным надрывом и проникновенным сочувствием изображает страдания своих персонажей в драматизме их положения, переживаний, борьбы. Драматизм этот проявляется в переживаниях, конфликтах частной жизни, в неустроенности личной судьбы, идейном «скитальчестве». Автор может и осуждать своих персонажей, видеть в их страданиях справедливое возмездие за ложность стремлений, приведших к драматизму положения. Нередко воздействие внешних обстоятельств порождает в сознании персонажа внутреннюю противоречивость, борьбу с самим собой. Тогда драматизм углубляется до трагизма. Пример - "Бег" Булгакова.

ТРАГИЧЕСКИЙ ПАФОС - у древних греков был связан с тем, что над жизнью людей господствует воля богов, роковая предопределённость судьбы, во власти которых вся жизнь людей, или с понятием вины трагических героев, нарушивших какой-то высший закон и расплачивающихся за это. (например, "Эдип" Софокла). Пафос трагизма - это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей - человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Первое условие трагического - закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с его неразрешенностью нельзя мириться. Во-вторых, под неразрешимостью конфликта подразумевается не-возможность его благополучного разрешения - оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей. Таков, например, характер конфликта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, «Грозе» Островского, «Белой гвардии» Булгакова.

Если героический пафос всегда является идейным утверждением изображаемых характеров, то драматический и трагический виды пафоса могут заключать в себе как их утверждение, так и их отрицание. Сатирическое же изображение характеров всегда несет в себе осуждающую идейную направленность.

САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС - негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Человеческие характеры и отношения становятся предметом насмешливого осмысления и соответствующего изображения. Сатирический пафос возникает в процессе обобщающего эмоционального осмысления комического несоответствия реальной пустоты существования персонажей субъективным претензиям на значительность. Например, притворно-хвалебный тон гоголевского изображения столичного светского общества, выражает его насмешливое, ироническое отношение к высокопоставленным людям, придающим большую важность всяким пустякам. Именно смех «проницающий», углубляющий предмет, составляет неотъемлемое свойство сатиры. Авторы, использующие в своих произведениях сатирический пафос: Гоголь, Грибоедов, Салтыков-Шедрин, Ильф и Петров, Булгаков.

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ПАФОС. Сентиментальность в буквальном переводе с французского значит чувствительность. В отдельных ситуациях почти каждому человеку случается проявлять сентиментальность - так, большинство нормальных людей не могут пройти равнодушно мимо страданий ребенка, беспомощного человека или даже животного. Но даже если сентиментальная жалость направлена на явления окружающего мира, в центре всегда остается реагирующая на него личность - умиляющаяся, сострадающая. При этом сочувствие другому в сентиментальности принципиально бездейственно, оно выступает своего рода психологическим заменителем реальной помощи (таково, например, художественно выраженное сочувствие крестьянину в творчестве Радищева и Некрасова). Это душевная умиленность, вызванная осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой. Одно из самых характерных сентиментальных произведений - повесть Гёте «Страдания юного Вертера». Пафос ее создается изображением переживаний юноши, разочаровавшегося в пустой и суетной жизни городского дворянско-чиновного общества. Вертер ищет удовлетворения в простой сельской жизни, в чувствительном любовании природой, в помощи бедным. Его трогательная любовь к Лотте безнадежна - Лотта замужем. И из-за драматической безвыходности своего положения, неосуществимости своего возвышенного идеала Вертер кончает жизнь самоубийством. Ещё один пример: "Му-му" Тургенева.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС - подъем романтического самосознания вызван устремленностью к идеалу гражданской свободы. Это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу. Романтический герой - всегда трагичен, он не приемлет действительность, находится в разладе с самим собой, он бунтарь и жертва. Романтические герои - натуры духовно богатые, которые не могут проявить себя в полной мере, ибо жизнь ставит им границы, незаслуженно изгоняет их из общества. Для романтизма свойственно бурное проявление чувств. Конфликт с окружающим миром и полное неприятие его, противопоставление ему высшего, идеального мира, создаваемого творческим воображением художника, - основа мировоззрения романтиков. Например, ранний Горький отрицал безгеройность окружающей его жизни, мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах. В противовес серому, мещанскому существованию, мир его рассказов яркий, экзотический. Действие происходит в необычной обстановке, в окружении романтических стихий. В героях произведений больше символического, чем типического. "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", "Данко".

Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу. Но если героика - сфера активного действия, то романтика - область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только пафос романтики, но и трагизм, и ирония, и сатира, так что решающим в романтике является все же субъективный момент, момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и реальностью. Естественный мир романтики - мечта, фантазия, греза, поэтому романтические произведения так часто обращены либо к прошлому («Бородино» Лермонтова), либо к чему-то принципиально не существующему («Аэлита» А.Н. Толстого).

В чём различие между сентиментальным и романтическим пафосом? Сентиментальность - это умиленность, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний. Романтика - это восторженность, обращенная к тому или иному «сверхличному» идеалу и его воплощениям.

ПАФОС В МАССКУЛЬТУРЕ. В эпическом кино пафос - жизненно необходимый элемент. Без него зрителю будет фиолетово, убили Былинного Героя, или он превозмог. Надо, чтобы у пожирателя попкорна пробежали мурашки от суровости и эпичности месилова на экране. Для этого служат Пафосные Моменты: возвышенные Монологи, В Которых Каждое Слово Надо Писать С Большой Буквы, сопровождаемые надрывной симфонической музыкой. А уж если герой умирает, то не блюя кровью и коченея, а произнесет Прощальный Монолог, закроет глаза и резко запрокинет голову, как будто ему выдернули питание. Пафосные моменты обязательно сопровождаются пафосными фразами: "Айл би бек!", «Приди и возьми!»; «Наши стрелы закроют от вас солнце - Мы будем сражаться в тени!»; «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» и т.п.

Рецензии

Добрейший ли вечерок?
Всем налили?
Хорошо.

Блоггер Навальный, который изображен у вас на картинке, конечно, крут.
Пафос, я вам скажу, так и прет.
И, конечно, слабые женщины ждут от героя Пафоса Героического.
И еще чего-то. Я не знаю, но чего-нибудь романтического. Может быть, сентиментального. В конце концов, драматического...
Но только не коррупционного скандала в постели!
И когда это возникает, литературный критик проявляет негодующе-насмешливое отрицание Героя...
...

А если проще говорить, то за любовь!
Ну, за этих и за тех!

Значение слова ПАФОС в Словаре литературоведческих терминов

ПАФОС

- (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды П.: героический, трагический, комический.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАФОС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАФОС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    - дочь царя Кипра Пигмалиона и Галатеи, оживленной Афродитой статуи. По ее имени назван город на Кипре, являвшийся центром почитания …
  • ПАФОС в Литературной энциклопедии:
    см. « Эстетика …
  • ПАФОС в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), 1) в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. …
  • ПАФОС в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. pathos - страдание страсть, возбуждение, воодушевление), 1) в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос …
  • ПАФОС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. pathos - страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Paphos) — имя двух древних городов на острове Кипре: старый П. — финикийская колония на западном берегу острова, в 10 …
  • ПАФОС в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАФОС
    (от греческого pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в античной эстетике страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос обычно противопоставляется …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. 1. Страстное воодушевление, подъем. П. борьбы. Говорить с пафосом.||Ср. ПАТЕТИКА. 2. Основная идея, смысл чего-нибудь …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (книжн.). Воодушевление, I подъем, энтузиазм. Говорить с пафосом. П. творческого труда. II прил. пафосиый, -ая, …
  • ПАФОС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АФОС (от греч. рathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в антич. эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. …
  • ПАФОС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Paphos) ? имя двух древних городов на острове Кипре: старый П. ? финикийская колония на западном берегу острова, в 10 …
  • ПАФОС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    па"фос, па"фосы, па"фоса, па"фосов, па"фосу, па"фосам, па"фос, па"фосы, па"фосом, па"фосами, па"фосе, …
  • ПАФОС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Страстное воодушевление, приподнятость, подъем. Говорить с пафосом. Ложный пафос. Мысль в поэтических созданиях - …
  • ПАФОС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. pathos чувство, страсть) страстное воодушевление, …
  • ПАФОС в Словаре иностранных выражений:
    [ страстное воодушевление, …
  • ПАФОС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПАФОС в словаре Синонимов русского языка:
    возбуждение, воодушевление, жар, остров, патетика, подъем, пыл, пылкость, страсть, экстаз, эмоция, …
  • ПАФОС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Страстное воодушевление, приподнятости. 2) Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-л. 3) Воодушевляющий, творческий источник, основная идея, основная направленность …
  • ПАФОС в Словаре русского языка Лопатина:
    п`афос, …
  • ПАФОС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пафос, …
  • ПАФОС в Орфографическом словаре:
    п`афос, …
  • ПАФОС в Словаре русского языка Ожегова:
    воодушевление, подъем, энтузиазм Говорить с пафосом. Революционный пафос. П. созидательного …

С идеей тесно связан пафос (греч. Pathos - чувство, страсть) - вдохновение, страстное переживание душевного подъема, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Аристотель под пафосом понимал страсть, которая побуждает к написанию произведения. По Белинским, пафос - это "идея - страсть". "Отсюда, - замечает А. Ткаченко, - берет свое начало понятийная тавтология: идею определяют через пафос, а пафос - через идею. Апогеем ухода от первичной сути понятия пафоса можно считать утверждение, согласно которому все виды пафоса создаются противоречиями социальных характеров, которые писатели осмысливают на основе идейных позиций. Эти позиции включают в себя партийность общественного мышления писателей и обусловленные классовостью их мировоззрения ". А. Ткаченко считает, что авторы учебника "Введение в литературоведение" под редакцией Г. Поспелова, называя такие виды пафоса, как героический, драматический, трагический, сатирический, юмористический, сентиментальный, романтичный, не соблюдают единых критериев классификации. Драматический, трагический, сатирический связан с жанрами, а сентиментальный и романтический - с литературными направлениями. Пафос, по мнению А. Ткаченко, - это чрезмерная риторичность, театральность. Он предлагает использовать термин "тональность". Видом тональности есть патетика. Кроме патетической тональности является лирическая с такими подвидами, как сентиментальность, романтичность, юмористичность, меланхоличность; драматическая с трагическим, сатирическим, саркастическим, сентиментальным, романтичным подвидами; эпическая с подвидами: героическая, описательная, фантастическая.

Каждый вид тональности имеет свои оттенки. Так, в лирике тональность может быть ностальгической, меланхоличной, грустной. Положительные эмоции связаны с мажорной тональности. По мнению А. Ткаченко, пафос более риторический, умышленный, чем тональность.

Героический пафос

Предметом героического пафоса является героика самой действительности - деятельность людей, которые преодолевают стихию природы, борются с реакционными силами общества, отстаивают свободу и независимость Отечества. Героическое занимает важное место в мифологии Древней Греции, где наряду с образами богов действуют образы героев, которые осуществляют величественные подвиги, вызывающие восхищение и желание подражать им. Таковы Ахилл, Патрокл, Гектор из "Илиады" Гомера, герои мифов Прометей, Геракл, Персей.

Итальянский философ Д. Вико в работе "Основы новой науки об общей природе наций» писал, что героизм характерен только для начального состояния развития человечества - "возраста героев". По его мнению, каждый народ проходит три стадии - теократическое, аристократическую и демократическую. Первой стадии отвечает "возраст богов", это период, когда люди связывают свою историю с мифологией, представляя, что ими управляют боги. Третья стадия - "возраст людей". Между "возрастом богов" и "возрастом людей" находится "возраст героев", которые царствуют в аристократических республиках. Вико считал, что эти герои - грубые, дикие, малокультурной, жестокие, с неограниченными страстями.

По мнению Гегеля, героика предусматривает свободное самоопределение личности, не подчинено законам. Общегосударственные задачи герой выполняет как свои личные. Гегель считал, что героическая деятельность присуща людям, которые живут в "век героев", то есть в догосударственный период. Когда государство достигает значительного развития, наступает, по его словам, "прозаически упорядоченная действительность", "каждый индивид получает лишь определенную и ограниченную часть в работе целого" и "государство в целом... не может быть доверена произволу, силе, мужеству, храбрости и пониманию отдельного лица ".

Гегель был прав, что "возраст героев" был исторической стадией развития национальных государств, когда можно было обнаружить героизм непосредственно и свободно. Но с возникновением государств героизм, вопреки утверждению Гсгсля, не исчезает, а меняет свой характер, становится осознанным и морально ответственным. Так, граф Роланд "Песни о Роланде" погибает за свободу родной Франции. Однако государство может быть не только прогрессивной, но и реакционной силой, которая препятствует национальному развитию, отсюда необходимость антигосударственной деятельности прогрессивных людей, направленной против отжившей власти. Эта борьба требует значительных героических усилий.

Начиная с эпохи Возрождения, национально-историческая героика тесно связана с формированием феодальных государств, а впоследствии - буржуазных наций.

В социологии XX века есть две противоположные тенденции: одна состоит в мистификации героической личности, вторая отвергает возможность героической личности в современном обществе. Англичанин Реглен писал, что герои продуктом социальных мифов. По мнению американского социолога Даниэла Бурстин, сегодня герой превращается в знаменитость, который является антиподом героя.

Каждую эпоху характеризует свой тип героизма: либо освободительное порыв, или самопожертвование, или просто жертвенность во имя общечеловеческих ценностей. Героическое может проявляться через прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

Пафос драматизма

Как и героика, драматизм порождают противоречия жизни. Драматизм возникает тогда, когда высоким стремлением людей, а иногда и жизни угрожает поражение или гибель. Драматические события и ситуации могут быть общественно закономерными и случайными, но только первые являются темами произведений. Гегель отмечал, что искусство интересуется прежде всего общественно-исторической характерностью жизни изображенных индивидуальностей.

Когда люди ведут острую политическую борьбу, становятся жертвами репрессий, сознательно готовятся к освободительных войн, возникает глубокий драматизм действий и переживаний людей. Писатель может сочувствовать персонажам, которые оказались в драматической ситуации, такой драматизм является идейно утверждая пафосом. Он может и осуждать характеры, виновных в возникновении драматического состояния. В трагедии Эсхила «Персы» изображено поражение персидского флота в захватнической войне против греков. Для Эсхила и Древней Греции переживания персами драматических событий является актом осуждения врага, который посягнул на свободу греков. Пафосом драматизма проникнуто "Слово о полку Игореве". На примере Игоря автор произведения показывает, к каким печальным последствиям приводят княжеские междоусобицы.

В повести М. Коцюбинского "Fata morgana", в романе Бальзака "Отец Горио" драматизм возникает вследствие социального неравенства. Драматизм событий и переживаний может иметь идейно утверждая характер. Таким драматизмом характеризуется "Песнь о Роланде", в которой изображена борьба франкских войск Карла V с сарацинами и гибель Роланда и Оливера в Ронсильванський ущелье.

Часто драматизмом характеризуются личные отношения между людьми. Героиня романа Л. Толстого "Анна Каренина", которая не претерпела счастья в семейной жизни, впервые узнала его с Вронским, оставила мужа, порвала с лицемерным миром, приняла на себя весь груз сословного вигнанництва, но не выдержала этого и покончила жизнь самоубийством.

Сентиментальность

Сентиментальность как пафос нужно отличать от сентиментализма как направления. Теоретик немецкого сентиментализма Ф. Шиллер в статье

"О наивной и сентиментальной поэзии" (1796) учредителем сентиментальной поэзии назвал римского поэта Горация, превозносит в своем Тибуре "спокойную роскошь". Ф. Шиллер называет Горация постом "просвещенной и испорченной эпохи". Шиллер писал, что сентиментальность возникла тогда, когда наивное жизни с его моральной целостностью и чистотой уходило в прошлое или видтиснялося на периферию социальных отношений. Для возникновения сентиментального мировосприятия необходимо было, чтобы в обществе появилось недовольство его недостатками и чтобы его прогрессивные силы находили удовольствие в стремлении к морально чистого и целостной жизни, которое уходит в прошлое.

Г. Поспелов считает, что говорить о сентиментальный пафос произведений Горация, "буколика" Вергилия, идиллий Феокрита, повести Жеребенок "Дафнис и Хлоя" не стоит, потому что в них нет "эмоциональной рефлексии самих персонажей и еще больше - их авторов". Первые проблески сентиментальности он находит в произведениях провансальских трубадуров (XII в.). Пафос сентиментальности ярко проявился в литературе XVIII века. ее героем был прост, скромная, искренняя человек, сохранила пережитки патриархальности. Этот герой стал предметом художественной рефлексии.

Истоки сентиментального чувства в украинской литературе достигают XVII-XVIII вв., Они зарождаются в эпоху барокко. Писатели-сентименталисты проникаются сочувствием к героям, которые не могут найти гармонию в реальной жизни. Они далеки от социально-политических конфликтов, но близкие к природе, их чувствительность идет от "сердца". Для героев И. Котляревского ("Наталка Полтавка"), Г. Квитки-Основьяненко, Е. Гребенки ("Чайковский") характерны непреклонны моральные убеждения, желание преодолеть свои страдания, внутренний стоицизм.

На формирование Украинской сентиментализма заметное влияние имел кордоцентричнои характер украинской философии. "В отличие от западноевропейской философской традиции, где" сердце "никогда не имело онтологического аспекта, - отмечает И. Лимборский - в украинском мыслителей оно уже со времен Г. Сковороды выступает как источник всех чувств, так и инструментом познания, которому следует безоговорочно доверять ".

В учебнике "Введение в литературоведение" под ред. Г. Поспелова есть такое определение сентиментального пафоса: "Это душевная трогательность, вызванная осознанием морального достоинства в характерах людей социально униженных или связанных с аморальным привилегированным средой".

Условия для возникновения сентиментального пафоса существуют и в литературе XIX-XX веков. Ярким примером является повесть Достоевского "Бедные люди". ее герой чиновник Девушкин - бедный, маленький человек, которого презирают сотрудники за то, что только переписывает бумаги. Но он гордится, что зарабатывающего на кусок хлеба, считает себя добропорядочным гражданином, высоко ценит свою "амбиции", свою репутацию, готов защищать себя от унижения.

Пафос сентиментальности в произведениях Ю. Федьковича ("Люба-пагуба"), П. Грабовского ("Швея").

Способность к эмоциональной рефлексии способствовала появлению не только сентиментальности, но и романтики.

Романтика

Сентиментальность - это рефлексия умиления, растроганности, вызванная прошлой жизнью с его простотой, нравственным совершенством отношений и переживаний. Романтика - это рефлективная увлеченность, обращенная к возвышенному, к идеалу. Слово "романтический" (франц. Romantique) впервые появилось в английской поэзии и критике в середине XVIII в. (Томсон, Коллинз) для определения пафоса творчества.

Романтика чаще всего связана с идеей национальной независимости, гражданской свободы, равенства и братства народов, это приподнятое настроение.

А. Веселовский называл романтических писателей энтузиастами. Романтика является энтузиазмом эмоциональных стремлений и чувств. Она появилась в эпоху средневековья, ею проникнуты произведения о легендарных рыцарей, любовная лирика Петрарки, роман Сервантеса "Дон Кихот", трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта". Романтический пафос присутствует в произведениях сентименталистов, романтиков, реалистов и неоромантиков.

Ю. Кузнецов определяет романтический пафос как "мечтательно-возвышенное настроение, которому присущи вспышки чувств, обостренное переживание необычных событий, процесса деятельности, противопоставлен обыденности".

Юмор и сатира

Юмор (лат. Humor - влага) - это отражение смешного, забавного в жизненных явлениях и характерах, проявление оптимистического, жизнерадостного отношения к действительности, торжество здоровых сил над отсталыми, бесперспективными. Юмор может быть мягким, доброжелательным, печальным, саркастическим, придирчивым, вульгарным. "Объектом юмора, - по наблюдению Ю. Кузнецова, - предстает не целостное явление, предмет или лицо, а некоторые погрешности в целом позитивных явлений, неадекватные конкретной ситуации человеческие поступки...

Юмор, включая противоречия и контрасты жизни, творится прежде всего метафорой, а не сравнением, что позволяет раскрывать возвышенное в ограниченном, мелком факте, поэтому он в художественном выражении часто приобретает не так критично, как оптимистичного окраску ".

Юмор - это в основном проявление оптимистического, гуманистического отношения к действительности, торжество здоровых сил над безрадостным, бесперспективным. По мнению Вольтера, сатира должна быть колючей и одновременно веселой. Жало сатиры направлено против социально значимых уродливых фактов. Объект сатиры - социально-комическое, опасное для общества и человека, объект юмора - элементарно-комическое. Смех в сатире и юморе имеет разную тональность, разные уровни социального и художественного осмысления жизненных явлений. В одном произведении порой сосуществуют юмористическая и сатирическая тональность. В юморе и сатире могут сочетаться такие виды комического, как остроумие, ирония, сарказм, и такие методы, как пафос, каламбур, карикатура, пародия, шутка, гипербола.

Пафос — это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоцио-нально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором.

Героика, или героический пафос, связан с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодолевать очень серьезные препятствия, рисковать собственным бла-гополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуация-ми, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор — это выбор «из двух зол». Тра-гический пафос опирается на конфликт, не имеющий бла-гополучного разрешения (таков конфликт между Данилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Буни-на «Лапти».

Романтика, или романтический пафос, по своим прояв-лениям очень похож на пафос героический, поскольку пе-редаёт сильное эмоциональное переживание, устремлён-ность к возвышенному и значительному идеалу. Но роман-тический пафос основан не на деятельном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недо-стижимой), на поисках средств воплощения этой мечты в действительность. На романтическом пафосе базируется поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возника-ет, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изображаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Пример: сти-хотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Драматизм, или драматический пафос, проявляется в про-изведениях, где взаимоотношения персонажей или отноше-ния персонажа с окружающим миром характеризуются осо-бой напряжённостью, конфликтностью, но, в отличие от трагических ситуаций, здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных реше-ний и активности, решительных действий. Пример: новелла В. Г. Распутина «Уроки французского».

Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в про-изведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается доб-родушной улыбкой читателя. Пример: водевиль А.П. Чехо-ва «Медведь».

Сатира, или сатирический пафос, направлена против по-роков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Пример: новелла А. П. Чехова «Хамелеон».

Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. При-мер: А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный», где поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наде-лённых рабской психологией, лишённых понятия чести.

Лирический пафос предполагает создание в произведе-нии особой атмосферы, настраивающей читателя на прояв-ление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором.

В творчестве каждого большого поэта наряду с произведениями о любви, о смысле жизни, о Родине всегда есть стихотворения, в которых отражаются устремления к свободе. Перечитайте Гейне, Шиллера, Байрона и других поэтов, и вы обнаружите целые циклы стихотворений вольнолюбивой лирики. He являются исключением и великие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Вольнолюбивые мотивы становятся как бы одной из обязательных составляющих творчества Лермонтова. Позже поэт приходит к пониманию того, что свобода является одним из условий нормальной жизни человека. Это философское обобщение вызывает целый ряд стихотворений, проникнутых ненавистью к любому угнетению, к любым формам его проявления.

В 1842 году Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, а между тем, наши страдания - почва, на которой разовьется их счастье». Такова была трагическая судьба поколения. Что же оставалось? В этих обстоятельствах приходилось искать спасение в себе самом. Единственно возможной формой протеста стало не открытое сопротивление самодержавному режиму, а идущий вразрез с официальным стереотипом образ чувств и мыслей - свободный внутри государственной несвободы.

Свобода внутри несвободы - это позиция и самого Лермонтова. В 1831 году, шестнадцати лет от роду, Лермонтов написал удивительные по точности и глубине аналитического вывода стихи:

Ho, потеряв Отчизну и свободу,
Я вдруг нашел себя, в себе одном

Нашел спасенье целому народу,
И утонул деятельным умом
В единой мысли, может быть, напрасной
И бесполезной для страны родной.

Речь идет, разумеется, не об отказе от «русского гражданства», не об утрате его. Однако у Лермонтова уже не было Отчизны в том смысле, какое вкладывал в это понятие юный Пушкин, когда писал, обращаясь к Чаадаеву:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Лермонтовский лирический герой понимает, что жизнь - это то, что ты сделал. Поэтому жажда деяния стала одним из ведущих мотивов обширного стихотворения «1831-го июня 11 дня».

...Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Мне кажется, что среди лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова «Дума» 1838 года выделяется широтой авторского замысла. О ком поведал Лермонтов в своей «Думе»? Кого клеймил? К кому обращал свой призыв?

«Мы вянем без борьбы»; «И ненавидим мы, и любим мы случайно...». Поэт будто перевоплощается в тех, кого обличает. Oн проникает в их внутренний мир, в тайну их судьбы, вбирает в себя всю их душевную боль, всю немощь, чтобы затем изнутри взорвать зло. Он пришел к ним не как посторонний, которому так легко бичевать страдальцев. Напротив, Лермонтов готов взять на себя вину этого поколения, если уж им суждено жить в одно время. Повторяя слово «мы», поэт хочет сказать, что он и себя не пощадил бы. Вот откуда потрясающая сила его обвинений. Дорогой ценой куплено им право на беспощадность.

Когда поколение «Думы» вступало в жизнь, были и у него «юные силы», «надежды лучшие и голос благородный... страстей», да и теперь еще «огонь кипит в крови», и оно «жадно бережет в груди остаток чувства».

Родись эти люди чуть раньше, возможно, они примкнули бы к декабристам. Во всяком случае у них хватило бы на это и мужества, и благородства. Ho теперь все лучшее в незаурядных натурах «неверием осмеяно», превратилось в «бесполезный клад ».

Они бездействуют потому, что у них нет целей, нет былых надежд, былой веры. И в том ли дело, что новое поколение не способно возвыситься до идеалов, привлекавших декабристов? Причина не только в нем самом: мечты и надежды «отцов» не оправдали себя.

При всем своем великом историческом значении декабристское движение страдало известной ограниченностью, которая обнаружилась после его разгрома. И представители новой дворянской смены говорят о себе с горькой иронией:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад...

Вот все, что осталось этому поколению. Да, умереть не страшно - страшно жить.

И в то же время поэт отчетливо осознает, что какого бы то ни было обновления ждать от нынешних героев бесполезно. Они не возродятся для борьбы. Для этого у них нет решительности и отваги. Героев, обладающих такими качествами, Лермонтов видит в прошлом. Это были люди, способные защитить свое человеческое право на справедливость, правду, свободу, счастье, честь и достоинство. Обратимся к «Песне про купца Калашникова», где проблемы чести и долга поставлены особенно остро. В современной жизни Лермонтов не видел такого жизненного материала, который дал бы ему возможность создать художественную ситуацию, полно и глубоко раскрывающую эту нравственную проблему:

Перед опасностью позорно малодушны

И пород властию - презренные рабы.

Поэт обращается к истории, к временам Ивана Грозного, и создает такую жизненно правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Ho только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

В основе сюжетов обеих поэм - стремление героя к достижению определенной цели. В «Песне про купца Калашникова» Степан Парамонович стремится отомстить обидчику и тем самым отстоять семейную честь. Главный мотив, побуждающий Калашникова к действию, - чувство собственного достоинства. В поэме «Мцыри» герой стремится вырваться из монастырского плена на свободу. Главный мотив, побуждающий его к побегу, - свободолюбие. Это взгляд на жизнь как на активное действие, отказ от жизни, если она - не борьба.

Твердая убежденность в необходимости действовать, единство мысли и дела позволяют нам видеть в Мцыри «самый ясный и единственный идеал поэта», отражение тени его самого - борца за права человеческой личности.

Когда читаешь поэзию Лермонтова, то тебе импонирует все: и романтика сильных страстей, и нравственная взыскательность к судьбе человека, и мысли о естественных правах человеческой личности на свободу и счастье. Поэт невольно и нас подталкивает к нравственным усилиям в борьбе за самого себя, за становление себя как личности, к духовной неуспокоенности. И мы благодарны ему за это, ибо «жизнь без нравственного усилия есть сон».