Не то страшно что убьет. Тайна веры героев «Грозы»

Помните, с чего начинается самая известная пьеса Островского? Если «Грозу» вы читали давно, а на сцене видели недавно, то вряд ли. Писатель и критик Татьяна Москвина однажды заметила, что в современных постанов-ках самая известная пьеса Островского может начинаться как угодно, но толь-ко не так, как у самого драматурга Впрочем, недавняя «Гроза» режиссера Андрея Могучего на сцене БДТ начинается все-таки именно песней Мерзлякова. . Текст Островского начинается с песни:

«К у л и г и н (поет) . „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“»

«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, ко-то-рую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале. Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.

2. Тайна веры героев «Грозы»

Эскиз декораций Александра Головина «Развалины церкви» к драме «Гроза». 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-drawing.ru

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

«Ф е к л у ш а. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить».

Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот во-прос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Писа-тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими го-родами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».

По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче-ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото-рого может не хватить.


Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Гулянье на берегу Волги» к пьесе «Гроза». 1918 год Государственный Русский музей / «Артхив»

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».


Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Ворота дома Кабановых» к пьесе «Гроза». 1918 год WikiArt.org

Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».

3. Тайна размахивания руками

Кулигин видит вдалеке Дикого:

«К у л и г и н (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
К у д р я ш. Это? Это Дикой племянника ругает».

Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для рус-ского купца XIX столетия такое по-ведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домо-строевским правилам. Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из из-бы», в том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наеди-не про-учить», а бить прилюдно не стоит). Ругающийся на улице Дикой, конеч-но, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совер-шенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.

4. Тайна возраста Кабанихи

Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / galeriidearta.blogspot.ru

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю-щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои-ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо-кой старухой. Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло-дой че-ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер-вых пьес Остров-ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет. По-сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.

5. Интимные тайны города Калинова

Кудряш описывает местные любовные нравы:

«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Дело в том, что дворян-ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX веке сильно различались: последние были гораздо свободнее. В пьесе да-же Кабаниха ничего не может поделать с дочерью Варварой, которая почти от-крыто встречается с тем же Кудряшом.

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Бориса Кустодиева. 1920 год Государственная Третьяковская галерея / «Артхив»

Эскиз костюма Варвары. Рисунок Александра Головина. 1916 год

В этом смысле главная героиня Катерина — исключение: в девичестве она, по всей видимости, не «гуляла», но изменила мужу, и это для купечества было гораздо более серьезным проступком, что раскрывается в следующих репликах:

«К у д р я ш. Так неужто ж замужнюю полюбили?
Б о р и с. Замужнюю, Кудряш.
К у д р я ш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!»

Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не простят.

6. Тайна прошлой жизни Катерины

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

Эскиз костюма Катерины. Рисунок Александра Головина. 1916 год Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / «Артхив»

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы ста-нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы после-довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.

Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про-тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле-довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

7. Тайна грозы

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

«К а т е р и н а (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! <…> дома-то я к образам да Богу молиться!»

Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Ка-банова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка, своеобразный «про-светитель» из народа, Кулигин уверен, что гро-за — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, кото-рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.

Может быть, Катерина боится, потому что, как и Дикой, просто недостаточно образованна и ее представления — это на самом деле суеверия? Но дело в том, что гроза для Катерины — не научно объяснимое явление природы, но состоя-ние души, страх за свои собственные грехи Неслучайно в «Обломове», полный текст ко-торого вышел в том же году, описание грозы такое же двойственное, в нем есть и «рацио-нальная», и «традиционная» точки зрения: «Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же уста-новленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддер-жать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпуска-лась на год на весь край известная мера электричества». . Катерина боится не смерти, а са-мой себя:

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Бо-гом такая, какая я здесь с тобой… вот что страшно».

Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подо-шло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».

Изображения: Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». 1918 год
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина / art-catalog.ru

Источники

  • Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века.
  • Москвина Т. В. В спорах о России: А. Н. Островский.
  • Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня.
  • Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении.

Что ты, с ума, что ли, сошла? Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее: дома-то я к образам да богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, - вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить! Ах!

Гром. Кабанов входит.

Варвара. Вот братец идет. (Кабанову.) Беги скорей!

Катерина. Ах! Скорей, скорей!

Действие второе

Комната в доме Кабановых.

Явление первое

Глаша (собирает платье в узлы) и Феклуша (входит).

Феклуша. Милая девушка, все-то ты за работой! Что делаешь, милая?

Глаша. Хозяина в дорогу собираю.

Феклуша. Аль едет куда свет наш?

Глаша. Едет.

Феклуша. Надолго, милая, едет?

Глаша. Нет, ненадолго.

Феклуша. Ну, скатертью ему дорога! А что, хозяйка-то станет выть аль нет?

Глаша. Уж не знаю, как тебе сказать.

Феклуша. Да она у вас воет когда?

Глаша. Не слыхать что-то.

Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то.

Молчание.

А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.

Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь.

Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая девушка!

Глаша. Отчего ж к вам так много?

Феклуша. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть точно, я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает.

Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила?

Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать - много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!». А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего же так - с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли.

Входят Катерина и Варвара.

Явление второе

Катерина и Варвара.

Варвара (Глаше) . Тащи узел-то в кибитку, лошади приехали. (Катерине.

1. «Гроза» Островского – это

1) комедия 4) трагикомедия

2) драма 5) фарс

3) трагедия 6) водевиль

2. «Грозу» написал

1) А.Н.Островский 3) А.Н.Толстой

2) Н.А.Островский 4) Л.Н.Толстой

3. «Гроза» – это драматическое произведение в

1) одном действии 4) четырёх действиях

2) двух действиях 5) пяти действиях

3) трёх действиях 6) шести действиях

4. Действие происходит в городе

1) Торжке 4) Кинешме

2) Твери 5) Калинове

3) Калязине 6) Костроме

5. Все лица, кроме … , одеты по-русски

1) Бориса 4) Кулигина

2) Катерины 5) барыни

3) Варвары 6) Дикого

6. Барыня (8), Борис (5), Варвара (6), Глаша (1), Дикой (2), Кабанова (3), Катерина (11), Кудряш (10), Кулигин (4), Тихон (9), Феклуша(12), Шапкин(7)

Богатая вдова (ж), девка в доме (л), её сын (з), жена его (в), контор-

щик (ё), купец (г), мещанин (б), племянник его (и), сестра Тихона (а), старуха

70-ти лет (к), странница (е), часовщик-самоучка (д).

Определите, кем является каждое действующее лицо.

1) 1а, 2б, 3в, 4г, 5д, 6е, 7ё, 8ж, 9з, 10и, 11к, 12л

2) 7г, 9и, 8ж, 5з, 1в, 11а, 2д, 4ё, 10б, 3е, 12л, 6к

3) 8ж, 1а, 12л, 7г, 10и, 4ё, 6в, 11е, 9з, 3к, 5д, 2б

4) 2г, 5и, 3ж, 9з, 11в, 6а, 4д, 10ё, 7б, 12е, 1л, 8к

7. Действие происходит на берегу

1) Невы 4) Волги

2) Оки 5) Енисея

3) Камы 6) Иртыша

8. Кулигину

1) 33 года 4) 49 лет

2) 37 лет 5) 50 лет

3) 44 года 6) 57 лет

9. Бабушку Бориса Григорьевича звали

1) Пульхерия Александровна 4) Татьяна Юрьевна

2) Анна Сергеевна 5) Любовь Андреевна

3) Анфиса Михайловна 6) Марфа Игнатьевна

10. У Дикого

1) два сына 4) один сын

2) сын и дочь 5) дочери-подростки

3) сын и замужняя дочь 6) три сына

11. «Больно лих я на девок-то!» – заявляет

1) Борис 4) Дикой

2) Кудряш 5) Кулигин

3) Шапкин 6) Тихон

12. «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хле-

ба», – говорит

1) Борис 4) Шапкин

2) Катерина 5) Кудряш

3) Кулигин 6) Глаша

13. «У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать», – говорит

1) Феклуша 4) Кулигин

2) Глаша 5) Варвара

3) Борис 6) Кудряш

14. «Всю жизнь смолоду-то грешила… Вот умирать-то и боится. Чего са-

ма-то боится, тем и других пугает», – говорит

1) Варвара о Кабанихе 4) Кулигин о Варваре

2) Шапкин о Феклуше 5) Варвара о барыне

3) Кудряш о Кабановой 6) Тихон о Кабановой

15. «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет,как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?

1) Катерине. Грозы и бога

2) Варваре. Гнева матери

3) Дикому. Громоотвода и бога

4) Кулигину. Перпетуум-мобиле и Дикого

5) Феклуше. Людской молвы и бога

16. «Вас, простых людей, каждого один враг (нечистый дух) смущает, а к нам, к … людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено», – утвержда–

1) святым, барыня 4) юродивым, Глаша

2) богатым, Кабанова 5) церковным, Катерина

3) странным, Феклуша 6) властным, Дикой

17. Назовите фамилию Бориса Григорьевича.

1) Кабанов 4) Шапкин

2) Дикой 5) Державин

3) Кулигин 6) Ломоносов

18. Где учился Борис Григорьевич?

1) в гимназии 4) в Коммерческой академии

2) в университете 5) в лицее

3) в реальном училище 6) в церковной школе

19. Сколько детей было у родителей Бориса Григорьевича?

1) один 4) четверо

2) двое 5) пятеро

3) трое 6) шестеро

20. Назовите фамилию, имя и отчество отца Бориса.

1) Ломоносов Григорий Васильевич

2) Державин Григорий Романович

3) Дикой Григорий Прокофьевич

4) Кабанов Григорий Петрович

5) Шапкин Григорий Дементьевич

21. Откуда приехал Борис в город Калинов?

1) из Твери 4) из Москвы

2) из Нижнего Новгорода 5) из Кяхты

3) из Петербурга 6) из Саратова

22. Родители Бориса

1) сгорели в своём доме 4) пропали за границей

2) утонули в реке 5) умерли от тифа

3) умерли в холеру 6) отравились грибами

23. Борис влюбился в

1) Варвару 4) Катерину

2) Глашу 5) Марфу

3) Феклушу 6) Анфису

24. «Один грех за мной есть», – заявляет Феклуша. Какой? Она

1) сладко поесть любит

2) любит прибрать к рукам, что плохо лежит

3) любит без причины грустить

4) любит посплетничать

5) ненавидит свою родню

25. «А то есть ещё земля,– рассказывает Феклуша,– где все люди с … голо-

1) верблюжьими 4) козлиными

2) песьими 5) ослиными

3) змеиными 6) лошадиными

26. Обидели Катерину чем-то дома, уже было темно; она выбежала на Вол-

гу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять! Ей было тогда лет

1) пятнадцать 4) девять

2) тринадцать 5) шесть

3) одиннадцать 6) пять

27. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»,– заявляет

1) Варвара 4) Кулигин

2) Борис 5) Глаша

3) Катерина 6) Тихон

28. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,–

утверждает

1) Кудряш 4) Варвара

2) Дикой 5) Шапкин

3) Тихон 6) Глаша

29. «Точит она его теперь, как ржа железо»,- говорит Варвара. Кто кого точит?

1) жена своего мужа Дикого

2) старуха семидесяти лет своего старика

3) барыня своего супруга

4) Кабаниха своего сына

5) сестра своего брата Бориса

30. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не

знаю»,– рассуждает

1) Дикой 4) барыня

2) Кулигин 5) Кабанова

3) Шапкин 6) Тихон

31. «Кабы любила,– придирается Кабаниха к снохе,– так бы выучилась…».

1) вкусно варить 4) выть

2) угождать свекрови 5) терпеть

3) молиться 6) вести хозяйство

32. «Бросить…! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь»,– решительно го -

ворит Катерина. Вместо многоточия напишите нужное слово.

1) Бориса 4) Тихона

2) конверт с письмом 5) ключ

3) нож 6) подарок

33. «Да чего, матушка Марфа Игнатьевна,– рассказывает Феклуша,– огнен-

ного змия стали запрягать: всё, видишь, для-ради скорости».

Огненный змий – это

1) комета 4) аэроплан

2) поезд 5) автомобиль

3) пароход 6) дракон

34. «На высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом чёрен,–

рассказывает Феклуша об увиденном в Москве.– И делает он руками, как

будто сыплет что, а ничего не сыплется».

Кто и что, по мнению Феклуши, сыплет с крыши?

1) Дворник сбрасывает с крыши снег.

2) Мальчишка сыплет крупу голубям.

3) Трубочист сыплет сажу.

4) Дьявол сыплет плевелы.

5) Маляр красит крышу.

35. «Изругал, так изругал, что чуть не прибил. После прощенья просил, в

ноги кланялся. Тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся».

Кто кому кланялся?

1) Дикой Борису 4) Шапкин сыну

2) Кудряш Кулигину 5) Дикой мужику

3) Дикой Кулигину 6) Гусар Дикому

36. «Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки»,– утверждает

1) Катерина 4) Кулигин

2) Кудряш 5) Тихон

3) Варвара 6) Глаша

37. На каком музыкальном инструменте играет Кудряш?

1) на гитаре 4) на мандолине

2) на балалайке 5) на скрипке

3) на гармошке 6) на свирели

38. Как донской-то казак, казак вёл коня поить,

Добрый молодец, уж он у ворот стоит.

У ворот стоит, сам он думу думает,

Думу думает, как будет жену губить.

Как жена-то, жена мужу возмолилася,

Во скоры-то ноги ему поклонилася:

Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!

Ты не бей, не губи ты меня…

Кто из действующих лиц драмы поёт эту песню и о чём просит же-

на своего мужа?

1) Катерина. Не убивать её 4) Варвара. Простить её

2) Тихон. Побить её 5) Глаша. Запереть на замок

3) Кудряш. Убить её 6) Кулигин. Отправить домой

39. «Девушка какая-то остановила меня на улице и сказала, чтобы я имен-

но сюда пришёл, сзади сада Кабановых, где тропинка»,– рассказывает Борис.

Как зовут эту незнакомку?

1) Варвара 4) Анфиса

2) Глаша 5) Феклуша

3) Катерина 6) Марфа

40. Назовите отчество Катерины.

1) Ивановна 4) Петровна

2) Васильевна 5) Егоровна

3) Семёновна 6) Николаевна

41. «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с ма-

терью и дела нет»,– рассказывает

1) Кудряш 4) Варвара

2) Кулигин 5) Тихон

3) Шапкин 6) Глаша

42. «Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта»,– го-

1) Кулигин 4) Дикой

2) Борис 5) Шапкин

3) Кудряш 6) Феклуша

43. Варвара (зевая). Как бы это узнать, который час?

Кудряш. Первый.

Варвара. Почём ты знаешь?

Кудряш. …

Как Кудряш определил время? Что он ответил?

1) На колокольне уже ударили двенадцать

2) А вот посмотри на мои серебряные

3) Видишь, рыбаки вышли на берег, а они всегда в первом часу за-

кидывают сети

4) Сторож в доску бил

5) Дозорный крутил трещотку

6) Бакенщик прошёл с фонарём, а он всегда в первом часу выходит

44. 2-й. И едут туда всякого звания люди.

1-й. Так, так, понял теперь.

2-й. И всякого чину.

1-й. И арапы?

2-й. И арапы.

Куда едут эти люди?

1) в Иерусалим 4) в Москву

2) в рай 5) в страну, где все люди с песьими головами

3) в Рим 6) в геенну огненную

45. 1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

Что упало с неба?

1) манна небесная 4) Литва

2) кара Божья 5) чёрная саранча

3) кровавая туча 6) благодать Божья

46. Как величал Кулигин Дикого?

1) ваше степенство 4) ваше величество

2) ваше сиятельство 5) ваше благородие

3) ваше превосходительство 6) ваше святейство

47. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,– заявляет

1) Кабаниха Тихону 4) Дикой Кудряшу

2) Кабанова Катерине 5) Дикой Борису

3) Марфа Игнатьевна Глаше 6) Дикой Кулигину

48. Кулигин просит у Дикого рублей десять «для общей пользы» и согла–

сен «свои труды даром положить», чтобы на бульваре

1) поставить памятник Ломоносову 4) соорудить громоотвод

2) повесить колокол 5) построить пожарную вышку

3) установить часы 6) поставить урны

49. «Да гроза-то что такое по-твоему?» – спрашивает Дикой Кулигина и сам же отвечает:

1) Гроза – это электричество

2) Гроза нам в наказание посылается

3) Гроза – это божья кара

4) Гроза – это напоминание о божьем величии

5) Гроза – это гнев божий

50. Кого Дикой называет «фальшивым мужичонкой»?

1) Бориса 4) Тихона

2) Кудряша 5) Шапкина

3) Кулигина 6) Савела Прокофьевича

51. На сколько дней уехал Тихон в Москву?

1) на пять дней 4) на двенадцать дней

2) на неделю 5) на две недели

3) на десять дней 6) на двадцать дней

52. Как долго встречались Борис и Катерина в отсутствие её мужа?

1) пять дней 4) десять дней

2) неделю 5) две недели

3) девять дней 6) семнадцать дней

53. «Кайся лучше, коли в чём грешна. Ведь от меня не скроешься; нет, ша-

лишь! Всё знаю!» – говорит Катерине

1) муж 4) золовка

2) свекровь 5) деверь

3) свекор 6) дядя

54. «Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весе-

ло!– говорит барыня.– Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на … !»

1) барышень 4) золото

2) красавиц 5) деньги

3) девиц 6) красоту

55. За супружескую измену Катерины Кабаниха предлагает её

1) сжечь на костре 4) живую в землю закопать

2) побить до смерти 5) уморить голодом

3) повесить вниз головой 6) голую выгнать из дому

56. Тихон за измену свою жену

1) побил немножко 4) таскал за волосы

2) утопил в Волге 5) чуть не убил

3) отхлестал чересседельником 6) бросил в подвал

57. После измены мужу Катерина

1) продолжала тайно встречаться с любовником

2) начала гулять с Кудряшом

3) призналась прилюдно в неверности

4) уехала с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) покаялась в церкви

58. Как предлагает Кулигин Тихону поступать с грешной Катериной?

1) Вы бы выгнали её из дому и забыли навсегда

2) Вы бы простили ей да и не поминали никогда

3) Вы бы без ругани отвезли её обратно в родительский дом

4) Вы бы помогли ей уехать с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) Вы бы сходили с женой в церковь и посоветовались со священ-

ником

59. После измены снохи Кабанова «стала на замок запирать»

1) Катерину 4) Варвару

2) Глашу 5) Феклушу

3) Тихона 6) всех служанок

60. Кто помогал Катерине тайно встречаться с Борисом?

1) Кулигин 4) Варвара

2) Шапкин 5) Кудряш

3) Глаша 6) Тихон

61. Как поступила Варвара, когда «маменька точила, точила» её за тайную помощь Катерине?

1) обругала мать 4) обвинила во всём мать

2) попросила у матери прощения 5) убежала из дому с Ваней

3) извинилась перед ней и братом 6) подожгла мамин сундук

62. Как звали покойного мужа Кабанихи?

1) Петром 4) Кириллом

2) Сергеем 5) Василием

3) Иваном 6) Семёном

63. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и

1) повесилась в спальне свекрови 4) бросилась в Волгу

2) выпила яду 5) отравила мужа и свекровь

3) подожгла дом и сгорела сама 6) сошла с ума

64. «Вы её погубили! Вы! Вы!» – отчаянно кричит Тихон, бросаясь к мёрт-

вой жене.

«Вы» – это

1) Борис Григорьевич 4) равнодушные калиновцы

2) Варвара 5) Марфа Игнатьевна

3) толпа на берегу Волги 6) Кудряш с Варварой

65. У мёртвой Катерины на виске обнаружили «маленькую ранку и капель-

ку крови», потому что

1) Борис ударил её камнем, и она упала в воду

2) она на якорь попала и ушиблась

3) Тихон за полчаса до смерти жены избил её

4) за час до смерти, запертая, она билась головой об стену и койку

5) Кулигин неосторожно вытащил утопленницу из воды

Ключи к тестам

1. 2) 14. 5) 27. 3) 40. 4) 53. 1)

2. 1) 15. 1) 28. 4) 41. 1) 54. 6)

3. 5) 16. 3) 29. 4) 42. 3) 55. 4)

4. 5) 17. 2) 30. 5) 43. 4) 56. 1)

5. 1) 18. 4) 31. 4) 44. 6) 57. 3)

6. 4) 19. 2) 32. 5) 45. 4) 58. 2)

7. 4) 20. 3) 33. 2) 46. 1) 59. 1),4)

8. 5) 21. 4) 34. 4) 47. 6) 60. 4)

9. 3) 22. 3) 35. 5) 48. 3) 61. 5)

10. 5) 23. 4) 36. 4) 49. 2) 62. 3)

11. 2) 24. 1) 37. 1) 50. 3) 63. 4)

12. 3) 25. 2) 38. 2) 51. 5) 64. 5)

13. 4) 26. 5) 39. 1) 52. 4) 65. 2)

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

У каждого классического произведения есть время своего наивысшего пробуждения. Конечно, классика бессмертна. Но для каждого творения существуют свои заветные часы в историческом и индивидуальном времени, когда вдруг громко зазвучит ранее приглушенный, еле уловимый мотив и вырвется на духовный простор с ещё незнакомой, покоряющей силой.

Открыв недавно «Грозу» (1859) Александра Николаевича Островского (1823-1886), захотела я только немного вспомнить драму… Но чувствую, начинает, как в водяную воронку, затягивать в себя этот давно знакомый мир, не отпускает, а лишь сильнее увлекает в свою глубину. По-новому оживают знакомые сцены, открываются новые смыслы, о которых раньше и не задумывался.

Символичен диалог «механика-самоучки» Кулигина и Кудряша, молодого конторщика, который работает у богатого купца Дикого. В общественном саду на высоком берегу Волги происходит их разговор - так начинается драма "Гроза".

Всей душой восхищается Кулигин красотой окружающего мира: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш!.. пятьдесят лет гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу»*. На что Кудряш отвечает: «НештО!» - Не успокаивается Кулигин: «Восторг! А ты «нештО!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита».

Духовный барьер, разделяющий многих героев пьесы Островского, обозначается уже в этом первом кратком диалоге. С одной стороны – восторг перед красотой, дарованной человеку в этом мире, а с другой - полное равнодушие к ней или полное её непонимание.

А ведь драма «Гроза» именно об этом – о красоте жизни, чувства, человека и о полной глухоте к ней. И как подтверждение последних слов Кулигина явление второе в пьесе открывается безобразной руганью купца Дикого, который измывается над своим племянником Борисом.

Точно и жестко характеризует Кудряш своего хозяина и его отношение к людям: «Ему везде место (ругаться – Е.С.). Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьевич, вот он на нем и ездит».

На том же самом месте, на высоком берегу Волги, где ещё недавно изливал свои восторги перед красотой мира часовщик-самоучка Кулигин, разыгрывается сцена унижения ближнего.

Дикой чувствует себя властителем всего города, всей Вселенной. Ему никто не указ – что хочу, то и ворочу – жизненное кредо богатого купца. И невольно возникает мысль, что неведом Дикому даже страх Божий, не то что уважение к Его творению.

Ещё в первом явлении драмы Островского в разговоре персонажей определяются два центра силы в приволжском городе Калинове - Дикой и Кабаниха (богатая купчиха, вдова). Эти два авторитета подавляют всех и вся в художественном мире «Грозы» и вершат надо всеми свой собственный СУД.

Поражает современность этих двух персонажей. Только деньги и собственная власть - мерило для них всей жизни. А рядом раскинула пышные кроны полная разнузданность желаний и поступков - никто не указ!

Мещанин Шапкин предваряет появление на сцене Дикого словами: «Уж такого ругателя, как Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвёт… хороша тоже и Кабаниха». «Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!» - вторит Шапкину Кудряш.

В третьем явлении драмы Островского читатель-зритель узнает, что где-то там в глубине, за сценой совершается некое духовное действо, до времени скрытое от глаз. Драматург словно раздвигает границы сцены, углубляя перспективу действия: все разговоры и восторги одних и ругань других происходят на берегу Волги, в то самое время как в церкви города совершается вечерняя служба. «Что это? Никак народ от вечерни тронулся?» - спрашивает Кулигин. И далее следует ремарка автора: «Проходят несколько лиц в глубине сцены». Раздаётся голос Кудряша: «Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то!»

Именно в третьем явлении уже пунктирно намечается глубинный исток грядущих трагических событий – оскудение веры, христианской любви, сострадания к человеку.

Неслучайно богослужение происходит где-то там далеко и будто никак не связано с разговорами, мыслями, поведением персонажей – участников действия, разворачивающегося на высоком берегу Волги.

Дикой с племянником появляются на сцене ещё до окончания вечерни. Кабаниха с семьей (дочерью Варварой, сыном Тихоном, его женой Катериной) входят на сцену в пятом явлении с «противоположной стороны». Поэтому трудно решить, были ли они в храме на службе или нет. Однако так не похожа беседа персонажей (и прежде всего бесконечные нападки на своих домашних Кабанихи) на разговор людей, вышедших из церкви. Оскорбления и бесконечные нравоучения Кабанихи льются потоком. Её разговоры о грехах молодых обижают Катерину, унижают Тихона и раздражают Варвару: «Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери».

Характерно, что слово «грех» первой в драме произносит именно Кабаниха, ежесекундно грешащая против своего ближнего каждым словом. А вот «страх» становится вторым столпом, на котором покоится её мир.

Поучая сына, как жить с женой, Кабаниха повторяет: «Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?» На что Тихон отвечает: «А зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». И тут Кабаниха, уже не сдерживаясь, разражается гневной проповедью: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Не страх Божий, а страх как орудие собственной власти существует для Кабанихи и её двойника Дикого.

Но совсем другой страх знает душа Катерины, задыхающаяся в доме Кабанихи. Верующая всем сердцем Катерина боится греха, который может совершить, полюбив племянника Дикого - Бориса. Однако не людской суд, не людская молва страшит ее, а суд Божий, перед которым предстанет каждый.

«Вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх! Такой страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», - открывается Катерина Варваре, не в силах больше хранить в себе свои чувства и помыслы.

Для Катерины церковь всегда несла свет и свободную радость: «Я до смерти любила в церковь ходить! – вспоминает она о своей жизни в доме родителей до замужества. – Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как всё это в одну секунду было».

В вере Катерина обретает гармонию мира, покой и красоту: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Катерина знает, что грех разрушит её светлый мир, и гнетущее предчувствие гибели не оставляет героиню. Как может, она сопротивляется возникшему чувству к Борису; как может, старается избегать их встреч, рокового сближения и измены мужу. Не случайно так горячо молит она Тихона перед его отъездом на две недели в Москву: «Ради Бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!» И горячо взывает к его любви. Но глух Тихон. Глух он и к отчаянной просьбе жены: «Ну, бери меня с собой! Бери!.. Быть беде без тебя! Быть беде!» Не верит Тихон тяжелым предчувствиям молодой женщины, да и не до неё ему сейчас вовсе. Только бы вырваться из-под тирании матери, из опостылевшего дома, всё забыть да загулять на воле. Не до Катерины ему и её слёз!

Словно в зеркале отражаются два прощания Катерины: сначала с мужем перед его отъездом в Москву (второе действие, четвертое явление), а потом с Борисом перед его отъездом в Сибирь (пятое действие, третье явление). Ни Тихон, ни Борис, не желают зла Катерине, но никто из них даже не пытается прислушаться к её мольбе.

Не понимает муж, что хватается она за него, как за последнюю соломинку, за последнюю свою надежду удержаться от падения, устоять перед своей любовью к Борису. Не понимает и Борис перед своим отъездом в Сибирь просьбы Катерины: «Возьми меня с собой отсюда!» Не хочет думать о том, что хватается она за него как за последнюю свою возможность не совершить смертный грех – самоубийство, на краю которого она теперь стоит.

Как зеркальны две попытки Катерины избежать греха, так зеркальны в драме Островского и два явления грозы. Глубокое мистическое значение приобретает природная гроза во всей драме и в судьбе Катерины.

До обморока пугается она грозы в последнем девятом явлении первого действия и объясняет свой страх Варваре: «Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой… - вот что страшно».

И вновь разражается сильная гроза уже в четвертом действии, будто вызывая Катерину на признание. Драматург выбрал совершенное пространство – лучшей сцены для покаяния героини, кажется, не найти: «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты, за арками берег и вид на Волгу». На сводах в этой старой заброшенной постройке сохранились ещё фрагменты росписей, которые так и не поправляли после пожара сорокалетней давности – об этом рассуждают двое гуляющих в галерее. Рассматривают они и росписи, на которых изображена геенна огненная, «куда едут всякого звания люди».

Вероятнее всего, место, где происходит в четвертом действии признание Катерины, - это галерея сгоревшего храма. Символично, что в Калинове, приволжском городе с богатыми купцами, никто даже не озаботился, чтобы восстановить церковь. Запустение и разрушение храма, на останках которого ещё и прогуливаются горожане в праздничный день (а праздник означает в данном случае воскресенье – день, когда обычно посещают церковь), - явные признаки духовного оскудения и упадка веры.

Когда в галерею входят Катерина, Кабаниха с Тихоном, раздаются первые удары грома. Заслышав их, Катерина становится сама не своя. Увидев же Бориса и затем полусумасшедшую барыню с её криками – «За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей! Скорей!» - Катерина во всеуслышание признаётся в супружеской измене: «Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами!» Открыто рассказывает она, как изменила мужу во время его отъезда в Москву и каждый вечер гуляла с Борисом Григорьевичем.

В «Грозе» Островского происходит некий парадокс – самая искренно верующая героиня, может быть, единственная во всей драме, совершает грех, который не может вынести её душа.

Видимо, ни для кого из персонажей пьесы не встаёт вопрос, а каков будет его собственный ответ пред Богом. Ни Дикой, ни Кабаниха с их правилами и поучениями; ни Борис, ни Тихон, ни Варвара с Кудряшом, шито-крыто ведущие разгульную жизнь, - никто в драме Островского, даже полусумасшедшая барыня, пророчащая геенну огненную Катерине и всем остальным, не задаёт себе главный вопрос жизни. И только Катерина страдает от совершенного греха. И в этом словно обнажается главный нерв драмы - БЫТЬ или КАЗАТЬСЯ. Верить всем сердцем или только изображать веру, поучая и обличая других с целью утвердить свою личную власть в этом мире.

Однако Островский не создает вокруг своей героини стену абсолютного отчуждения и непонимания. Даже Тихон, обманутый муж, в глубине души сочувствует своей жене: «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее».

Тихон готов простить жену. Удивителен его разговор с Кулигиным в первом явлении пятого действия! Мудрые человечные советы даёт ему Кулигин: «Как бы нибудь, сударь, ладком дело-то сладить? Вы бы простили ей да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!» Соглашается с речами Кулигина Тихон: «Уж что говорить!.. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а вот маменька-то… разве с ней сговоришь!..»

Но нет управы на вершащую свой собственный земной суд Кабаниху. И не в силах больше выносить эту медленную казнь Катерина решается на последний шаг - на смертный грех самоубийства, после которого её ни в церкви не смогут отпеть, ни похоронить в церковной ограде.

«Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают?» - мучается Катерина. Она зовет смерть, но та не приходит. Автору удаётся провести свою героиню по самому краю любви, греха, покаяния и погрузить зрителя-читателя в самую глубину её душевных метаний.

Страдая от содеянного, Катерина не отрекается от своей любви к Борису: «Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила. Как мне по нем скучно!» Её любовь к Борису – единственное, что остаётся для неё в этом мире.
Но даже решившись на самоубийство, Катерина всё равно верит в милосердие: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Островский создаёт живой образ любящей женщины. Нет и доли фанатизма в её светлой вере. Драматург не упрощает мир и представляет в своей пьесе подлинную трагедию человеческой жизни на земле. Поэтому несмотря ни на что - именно Катерина несёт свет сердечной веры в драме "Гроза".

Даже смерть её – превращается в последний отчаянный полёт. Словно трагическое продолжение её монолога в первом действии, обращенного к Варваре: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь». Не в воде на дне речном найдёт Катерина свою смерть, а, как птица, бросится с крутого обрыва и, ударившись головой о якорь прямо у берега, обретёт покой.

«Жива?» - спрашивает Кабанов. – «Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови», - отвечает Тихону прохожий, кинувшийся женщине на помощь.

Смерть Катерины словно пробуждает до того спящий город Калинов, и волна сострадания, жалости к погибшей будто накрывает высокий берег Волги. И персонажи, которые раньше только тихо сочувствовали, теперь открыто выражают наболевшую правду. Кулигин, с народом принесший тело Катерины, бесстрашно бросает обличительные слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)»

Открыто обвиняет мать в гибели жены и Тихон, ведь именно Кабаниха после покаяния снохи превратила её жизнь в сущий ад.

В самом финале пьесы - обманутый муж бросается на труп жены-самоубийцы со словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Пронзает современного читателя «Гроза» Островского и, закрыв её последнюю страницу, сидишь, словно громом пораженный. Такой драматизм переживаний не может не тронуть даже самое циничное сердце ХХI века. И не перестаёшь удивляться, как удалось автору, нигде не нарушив законы жанра, создать такой силы и правды духовно-психологическую трагедию.