Отвечаем на вопрос — что же такое вокал. Вокальное искусство

ИРИНА УЛЬЕВА

ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ПЕТЬ

/Монография/

Монография посвящается вопросам подготовки начинающих певцов и отражает практику работы знаменитых педагогов-вокалистов и исполните-лей, а также труды ученых в области вокального искусства, в том числе: Барра, М.Каллас, Е.Е.Нестеренко, М.Гарсиа и др.

Предисловие

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет "вокальную школу".

Термин "вокальная школа" в узком смысле слова предполагает сово-купность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. "Национальная вокальная школа" - понятие значительно более широкое, определяющееся самобытностью национальной культуры, своеобразием исполнительского стиля, определенным эталоном звучания голоса. Так, до середины 20 века чувственное звучание голоса с выра-женным "вибрато", легкость эмиссии, блеск колоратур и искрометных пас-сажей итальянцев отличались от инструментального "прямого" звучания голоса немецкого вокалиста; декламационность французского оперного певца - от распевного, выразительного, проникновенного пения предста-вителей русской вокальной школы.

В середине XX века произошла нивелировка национальных школ. В настоящее время вряд ли правомерно говорить о национальных школах, ибо существует единая эталонная школа вокального искусства. Ее представи-телями являются певцы всего мира независимо от национальной принадлеж-ности: русские Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, болгарин Николай Гяуров, испанка Мансеррат Кабалье, гречанка Мария Каллас, американка Биверли Силз, испанец Хозе Карерас, уроженка Авс-тралии Джоан Сазерленд и многие другие.

В наш век бурного научно-технического прогресса представляется очевидной необходимость союза вокального искусства и науки.

Экспериментально-теоретические исследования так или иначе всегда оказывали влияние не только на теорию, но и на практику вокальной пе-дагогики и в конечном счете - исполнительства.

В России история научного изучения вокала связана с деятельностью таких центров, как Академическая лаборатория Московской консерватории, лаборатория биоакустики Института им.Сеченова и вокально-методическая лаборатория Института им.Гнесиных.

1. Пение и певцы

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусс-тва. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инс-трумент всегда при себе.

Петь любят все. Но певцами можно назвать только таких исполните-лей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим зап-росам слушателей. Певцы бывают не только профессиональные, ими могут быть и любители. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов дол-жен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физио-логией и медициной.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного особой ок-раской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок (складок). Голосо-вые связки могут быть длинными или короткими, толстыми и тонкими. Они, как струны музыкального инструмента, воспроизводят звуки различной вы-соты и тембра. Вторым важным фактором, от которого зависит тембр голо-са, являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайма-ровы полости, твердое небо, носовая перегородка: не меньшую роль игра-ет строение грудной клетки и т.д. Кроме того, на природу тембра влияет форманта - призвук, почти неизменный по частоте, присутствующий во всех тонах данного голоса и придающий ему характерную окраску. Красота тембра голоса зависит от обогащения звука голоса обертонами (дополни-тельными, более высокими тонами).

От совокупности всех перечисленных природных качеств зависят те или иные качества тембровой окраски голоса: яркий или тусклый звук, высокий или низкий, приятный или некрасивый оттенок звучания и т.д. Способность певца управлять голосом (и тембром в особенности) равно-сильна умению художника пользоваться своей палитрой.

Певческий звук, как и всякий другой, существующий в природе, есть не что иное, как колебание воздуха, имеющее определенную частоту.

Кроме тембра, всякий музыкальный звук имеет три качественных признака: высоту - определенное количество колебаний звуковой волны в секунду, громкость - интенсивность этих колебаний и продолжительность.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Нередки случаи, когда человек имеет обостренный общий слух, дающий ему возможность слышать на большом расстоянии малейшие шорохи, и в то же время не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывают и обратные случаи, когда человек не обладает остротой звуковых ощущений или даже имеет дефект слуха, но в то же время улавливает тончайшие оттенки музыкальных звуков.

Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологи-ческим устройством человеческого организма. И все же музыкальный слух поддается развитию.

Здесь же заметим, что вокальным слухом, или способностью отличать звук правильный от неправильного, никто от природы не обладает, это специфическое чувство, его нужно специально вырабатывать.

Часто для выступлений на сцене певцы пользуются микрофоном. Но никакие технические усовершенствования не могут заменить природной красоты человеческого голоса.

Три манеры пения

С детских лет человек слышит народное пение, которое близко к на-шей речи. Природная чистота интонации человеческого пения достигается естественной связью между преставлением высоты звука и его воплощением голосовым аппаратом, работающим в привычной речевой манере. Народное пение, по состоянию при нем голосового аппарата, можно назвать естест-венно-разговорным. Чаще всего народный голос имеет грудное звучание. Октавный диапазон грудного звучания может "передвигаться", что зависит от свойств голосового аппарата (более открытое или закрытое произноше-ние гласных и согласных звуков, гортанный или носовой оттенок и т.д.). Грудное пение при выходе за рамки октавного диапазона требует головно-го звучания, называемого у русских народных певцов пением "тонким го-лосом" (у женщин), а у мужчин "фистулой" и отличается неприкрытостью и ровностью.

Разговорной манерой пения пользуются также драматические актеры. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пени-ем", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академи-ческой манере. Красивые народные голоса встречаются не часто и требуют к себе бережного отношения. Характерной представительницей певиц с на-родной манерой является Александра Стрельченко.

Молодежь сейчас чаще слышит легкую эстрадную музыку и поэтому не-вольно, а порой и сознательно юноши и девушки подражают эстрадным ис-полнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу.

Чтобы понять - почему, вначале поговорим об академической манере пения.

Вот о каком интересном событии из жизни будущего великого певца Италии читаем мы в книге А.Лесса "Титта Руффо".

"И вот однажды, раздувая кузнечные мехи (он работал кузнецом) Руффо начал рассказывать своему приятелю Пьетро о голосе Бенедетти (некоторое время жившем в их доме, баритона) стараясь показать, как он поет. И вдруг Руффо в самом деле запел. Запел огромным, вулканическим голосом. Вначале он даже испугался этой звуковой волны, разлившейся подобно наводнению. Затем, увлекшись, стал подражать Бенедетти, то сгущая звук, то расширяя его, то давая крайние в регистре баритона верхние ноты. Пьетро замер в изумлении, а Руффо, не помня себя от ра-дости, побежал домой, бросился к матери, и задыхаясь от волнения, про-говорил: "Мама... у меня голос... баритон!"

История вокального искусства знает много имен прекрасных певцов: Титта Руффо, Энрико Карузо, Виньиамино Джильи, Марио Ланца, Галли Кур-чи, Рената Тебальди, Джульетта Симионанато... и русских певцов: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова...

Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звуча-ния) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным пе-реходом от грудной части диапазона к головной.

"Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.

Интересно, что можно иногда наблюдать ловкие подражания академи-ческих певцов "открытому" пению. Шаляпин, исполняя народные песни или создавая народные образы, применял более "открытый" звук. Это была сознательная стилизация народного пения.

Итак, мы разобрали две манеры пения: открытую и прикрытую, народ-ную и классическую (академическую).

Певцами классической эстрады становятся певцы с академической ма-нерой пения: И.Кобзон, Л.Лещенко, Л.Сенчина... и оперные певцы.

На современную эстраду (легкой и джазовой музыки) приходят певцы и певицы полуприкрытой манеры прямо из самодеятельности. Они становят-ся исполнителями российской или зарубежной эстрадной песни, солистами вокально-инструментальных ансамблей.

При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротогло-точной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем ре-гистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек"

Сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие же переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приво-дит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленнос-ти, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пе-ния. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управ-лять своим голосом.

Начинающие певцы часто обладают только голосовым материалом, ко-торый при работе в обучении может стать красивым, профессионально зву-чащим. По мнению профессора Гандольфи, "каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане".

"При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно..." - Фелия Литвин.

Как известно, современное вокальное исполнительство основано на лучших классических традициях русской вокальной школы, созданной и закрепленной в течение длительного времени великими композиторами -

М.Глинкой, А.Даргомыжским, М.Мусоргским и творчеством таких представи-телей вокального искусства, как О.Петров, А.Воробьева - Петрова,

Ф.Стравинский, П.Хохлов, А.Нежданова, Л.Собинов и Ф.Шаляпин, имена ко-торых украшают русскую музыкальную культуру.

Они определили и основные художественные требования русской во-кальной школы.

Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Неп-ринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благопри-ятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для то-го, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазу-хами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливает-ся, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного про-изношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуаль-ность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.

Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, за-мурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции при-родных резонаторов.

Резонатор - прежде всего усилитель звука.

Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника зву-ка никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резо-нанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразитель-ной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.

В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и груд-ной. Выше мы говорили о головном резонаторе.

Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головно-го резонаторов.

Немецкий педагог Ю.Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".

Важную роль играет дыхание певца.

Дыхание является энергетической системой голосового аппарата пев-ца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, дина-мические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.

В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.

Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воз-душное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти счи-тал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыхани-ем".

Справка. Умберто Мазетти был одним из ведущих вокальных педагогов (профессоров) Московской консерватории начала 20 века, который дал России целую плеяду замечательных певцов и педагогов (среди них А.Неж-данова и Н.Обухова).

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не си-ла дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компо-нентами голосового аппарата.

Научиться красиво и правильно петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма, и певец слышит себя не так, как окружающие. При обуче-нии и резонаторные и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

"Пение - сознательный процесс, а не стихийный, как многие полага-ют" - Е.В.Образцова.

Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подраз-деления: сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драмати-ческое (спинто), драматическое; меццо-сопрано и контральто сами по се-бе являются разновидностями; тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца); баритон-лиричес-кий и драматический; бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (про-фундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко вы-раженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения от-носительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) быва-ет трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов на-иболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокаль-ных ощущений.

Наличие хорошей (надежной и перспективной) вокальной техники при-водит к тому, что акустические показатели голоса (звонкость, полет-ность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результа-те "настройки" голоса в процессе пения.

Умберто Мазетти считал, что "маленький диапозон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.

3. Техника пения. Приемы

Вокальная школа

Италия - первая страна, в которой сформировалась национальная оперная школа, положившая начало оперному композиторскому и исполни-тельскому искусству, и где впервые четко определились основные черты национальной вокальной школы.

Первая консерватория открылась в 1537 году в Неаполе, а первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Фло-ренции в 1594 году.

Русский театр сразу же, с момента своего зарождения, стал непре-менно использовать в сценических представлениях музыку.

С открытием Петровского театра в Москве (1780 г.) совпадает по времени появление первых национальных русских опер. В 1730 году в Пе-тербург была приглашена итальянская труппа, и при дворе начинают ста-виться итальянские оперы. Несомненно, деятельность итальянских музы-кантов-певцов, композиторов - на сцене придворного театра способство-вала развитию музыкальной культуры в России.

Первые книги о вокальной педагогике были изданы в Санкт-Петербур-ге 1837 г. Автором их был Г.Ломакин, дирижер хора, вокальный педагог, композитор, общественный деятель - основатель (совместно с М.Балакире-вым) Бесплатной музыкальной школы.

Фундамент русской классической вокальной педагогики заложили

А.Варламов, М.Глинка и Г.Ломакин.

С именем М.Глинки связано восхождение русской вокальной школы на классический уровень.

М. Глинка глубоко изучал особенности итальянского пения.

"У нас много сходного, это одна техника - техника правильного пе-ния", - считает и наша современница, Е.В.Образцова.

Значительную роль в истории русской вокальной педагогики сыграли "вокально-педагогические сочинения М.Глинки". Русская вокальная школа, не исключая виртуозного пения, требует от певцов-исполнителей худо-жественной правды, умения раскрывать содержание и основную идею произ-ведения, глубокого психологизма, простоты и непосредственности в пере-даче чувств.

"Главное для певца - вокальная техника, умение владеть голосом в любом состоянии" - Е.Е.Нестеренко.

Под термином "вокальная техника" мы понимаем работу всех частей голосообразующего аппарата певца и их взаимодействие в процессе пения.

Голос редко бывает весь "на поверхности". Чаще его ресурсы скрыты из-за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости, и только в процессе занятий, когда голос развивается, нам становится яс-ным его достоинства, богатство и красота тембра.

О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Лишь после изобретения ларингоскопа (1840 г.) и классических работ М.Гарсиа (1805-1908 гг.) стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краев голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. В ка-честве активной действующей силы в этом процессе (вибрирования: смыка-ния и размыкания голосовых связок) выступает напор воздушной струи. Это "миоэластическая теория" М.Гарсиа.

Ученый Рауль Юссон в 1960 году выдвинул новую, так называемую "нейромоторную теорию", сущность которой состоит в следующем: голосо-вые связки (складки) человека колеблются не пассивно под воздействием проходящего тока воздуха, а как и все мышцы человеческого тела, сокра-щаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Частота импульсов находится в большой зависимости от эмоционального состояния человека и от деятельности желез внутрен-ней секреции (у женщин голос на целую октаву выше, чем у мужчин). Если человек начинает петь, то по данным Юссона, регулирования высоты ос-новного тона начинает осуществляться "корой головного мозга".

Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибо-ром и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регу-лирования, управляемых центральной нервной системой. И поэтому обе эти теории являются ценными.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет перио-дически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще колеблются молекулы - тем звук выше, а чем амплитуда их коле-баний больше - тем звук сильнее. Звуковые колебания в воздухе расп-ространяются... со скоростью 340 м в секунду. Голосовой аппарат - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических за-конов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики.

Органы слуха человека ощущают только такие механические колеба-ния, частота которых находится в пределах так называемого звукового диапазона, т.е. примерно от 15-20 гц до 15-16 кгц. Частота колебаний человеческого голоса от 80-1000 гц.

Тон - синусоидальное звуковое колебание. Высота тона определяется числом колебаний в секунду. С увеличением числа колебаний растет высо-та тона.

какУчебное пособие

Окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей... видов искусства (первобытное искусство ); соподчинение – доминирование одного вида искусства над сотрудничающим с ним другим видом ... искусство возникло не сразу, как Афродита из морской пены ...

  • Никитина ирина петровна

    Список учебников

    Был присущ в это время и исполнительскому искусству в пении . Для Платона риторы и повара, закройщики... всем другим видам искусства . Всякое произведение искусства показывает, что жизнь далеко не так банальна, как это...

  • Вокальное искусство.

    "Искусство - единственная власть, которая берет
    в свои прекрасные руки не подлый разум,
    а теплую душу человека".

    А.И.Куприн

    В отличие от правды науки, которая оперирует реальными фактами, ясными понятиями, логическими категориями, законами, искусство связано с созданием художественных образов, в которых истинность достигается при живейшем участии неосознаваемой психической деятельности. Искусство своим специфическим языком раскрывает нам такие тайны души человека, которые невозможно было бы постичь на основе чисто научного исследования.
    "Музыка пишется не только ради красоты, в ней всегда есть смысл, содержание - каждая нота, каждая фраза имеет сценический смысл, выразительный смысл". Это слова великой певицы ХХ века Марии Каллас.
    Для искусства нужна голова, мышление. Вокальное искусство расчленяется на две части - процесс, ограничиваемый вопросами техники звукоизвлечения, и стиль исполнения, в котором техника должна играть только подсобную роль.
    А.Варламов (композитор, педагог, автор русских романсов) искусство пения считал "языком сердца, чувства и страсти".
    Крупнейшее достоинство прекрасных русских певцов это глубокое эмоциональное вживание в музыкальный образ. Велика, несравненна была всемирная слава русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Бессмертными остаются шаляпинские заветы искусства высокой жизненной правды и совершенно реалистического мастерства. Прекрасный русский певец, первый исполнитель роли Германа в "Пиковой даме" П.И.Чайковского Фигнер говорил: "Главное - не в обилии средств, а в умении ими разумно пользоваться".

    О выразительности в пении.
    По мнению Глюка (композитора конца 18 в.), "голос, инструменты, все звуки, даже самые паузы должны стремиться к единой цели - выразительности, связь между словами и пением должна быть настолько тесной, чтобы текст казался так же созданным для музыки, как музыка для текста".
    Интересны высказывания концертмейстера Е.В.Образцовой - В.Чачавы: "Один из исполнительских законов: ноты, знаки - еще не музыка».
    Основоположник двигательной теории ритма Жак Далькроз сказал, что если мы воспринимаем музыку одним лишь ухом, но не ощущаем ее всем телом, не содрагаемся от ее могущества, мы чувствуем лишь слабое эхо ее истинного существа. Любопытно, что эти микродвижения в миниатюре как бы копируют тот способ, которым слышимый звук образуется. Отсюда понятно, какую положительную роль приносит слушание хороших певцов и как вредно сказывается восприятие плохого пения. Слушать музыку или пение значит соучаствовать в исполнении.
    "Нельзя просто слышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает" - Б.М.Теплов.

    Самоконтроль-необходимость в пении.
    В процессе исполнения произведения следует рассчитывать только на собственные силы, которые надо учиться правильно расходовать. Без самоконтроля немыслимо никакое искусство. Но у певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма. При обучении пению изменяются условия слухового контроля, ведь певец слышит себя не так, как окружающие. И резонаторные, и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Опытным педагогам хорошо известно, что в искусстве пения разница между "правильно", и "неправильно" бывает подчас - настолько мала, что остается незаметной для "невооруженного глаза" (вернее слуха). Необходимость поддерживать свою вокальную форму заставляет всех певцов ежедневно совершенствовать свой вокал, контролироваться со стороны знающего их голос человека.

    Эмоциональная выразительность.
    Эмоциональная выразительность голоса певца является важнейшей характеристикой его исполнительского творчества. Характер эмоциональной выразительности вокального произведения уже предопределен в основном содержанием поэтического текста и музыкой композитора.
    "Есть студенты, которых учить этому не надо, - все это (он показал на сердце) есть у них от природы. Значительную часть можно научить, они развиваются. Но есть к сожалению, такие, которым вряд ли что поможет", - пишет педагог Ленинградской консерватории.
    Эмоциональное исполнение сильно активизирует деятельность всего организма.
    Глаза должны быть все время живыми в пении. В объяснениях маэстро Гандольфи под улыбкой подразумевалось не специальное, искусственное растягивание губ в стороны, а так называемая внутренняя улыбка. Он говорил, что иногда достаточно улыбнуться глазами.
    Но все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме, что требует мастерского владения голосом.

    Артистизм.
    Чудеснейшее свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения.
    "Надо сильно чувствовать самому, чтобы заставить чувствовать других" - Паганини.
    Актеру совершенно необходимо будить, тормошить свою творческую фантазию, много знать, чтобы верно чувствовать, а для этого концентрировать в копилке своих знаний впечатления и от прочитанных книг, и от произведений изобразительного искусства, и от всего увиденного и услышанного в жизни.
    В органическом единстве слова и музыки, смыслового и эмоционального и состоит сила вечно живого вокального искусства.
    "Шаляпин сделал неслыханное чудо с оперой: он заставил нас, зрителей, как бы поверить, что есть такая страна, где люди не говорят, а поют" - артист Малого театра А.П.Ленский, современник Шаляпина.

    Список используемой литературы.
    1. Баранов Б.В. Курс хороведения.
    2. Иванов А.П. Об искусстве пения.
    3. Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.
    4. Лемешев С.Я. Путь к искусству.

    Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла . Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Пение различается:

    по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

    Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

    певучий стиль , где требуется широкое, плавное, связное пения - кантилена;

    декламационный стиль , где пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли «сухой речитатив», в сопровождении аккордов клавесина и «аккомпанированный речитатив», с развитым оркестровым сопровождением. Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке и монологи);

    колоратурный стиль , где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

    Пение без слов - вокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

    Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа пения как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

    Первой европейской школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

    Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и др. Исполнительский стиль её выдающихся представителей Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом.

    Каждый родитель задумывается о том, дать ли своему ребенку музыкальное образование? Когда решение принимается в положительную сторону, начинается выбор между музыкальными инструментами, но не стоит забывать о таком интересном, природном инструменте, как голос. Обучение пению очень благотворно влияет на ребёнка. При этом занятия вокалом очень органичны для ребенка, т.к. во-первых, с пением дети знакомятся практически с появлением на свет, во-вторых, ребенку понятно, как можно через пение (слово) передать ту или иную эмоцию, в-третьих, правильное пение очень полезно для общего развития и здоровья.

    Почему люди любят петь?

    Пение - основа всех основ. Возьмем к примеру религию. В каждом веровании есть музыкальные напевы-молитвы. Они передаются из века в век, от поколения к поколению не через бумагу, а именно "из уст в уста" благодаря слуху и памяти. Ведь существует нотная грамота не так давно, как нам кажется, всего лишь с 11 века. Уже в древнеславянских народных учениях, прописаны обязанности будущей матери, в которых она должна петь для своего ребёнка с первых дней зачатия. И затем, на протяжении всей детской несознательной жизни развивать его, т.е. петь ему припевки, прибаутки, колыбельные и прочие песенки. Стоит отметить, что многие детские игры, в первоначальном варианте построены на напевах и песнях. Давайте спросим себя, почему же люди прошлых веков так серьезно относились к пению, к голосу? Почему с самых ранних лет приобщали детей к музыкальному наследию? Может быть в этом есть какая-то особая сила? Какая-то особая польза?

    Какая польза от пения?

    От старообрядцев и староверов до научных деятелей, все приходят к единому мнению, что человеческий голос обладает особой силой влияния, как на людей в общем, так и на самого человека, который поет. На сегодняшний день проведено достаточное количество экспериментов, которые доказывают, что тембр человеческого голоса, а также частоты и волны посылаемые им - могут повлиять на рядом стоящего, как в хорошем, так и в плохом направлении. Ни в коем случае нельзя забывать о силе "слова", не зря существует множество сказаний и мифов, связанных с тем или иным эмоциональным словом (посылом), которое сильно повлияло на ситуацию или человека. Соответственно можно сделать вывод, что пропетая определенная песня, это далеко не просто действие, а может быть серьезным лечащим или калечащим средством.

    Вот несколько примеров из истории древнего мира:

    • В древнем Египте процветало лечение бессонниц. Лекари на уровне интуиции применяли пение для того, чтобы человек мог заснуть. Как вы уже догадались - это стало причиной возникновения колыбельных.
    • В Индии до настоящего времени йогами используется особая методика создания определенных вибраций, обладающих целебными свойствами. Для воздействия на человека - они поются в мантрах и рагах.
    • В Тибете, как в древнем мире так и сейчас, практикуется лечение нервных заболеваний с помощью горлового пения.
    • В Кельтских магических обрядах применялись "песенные заклинания". По преданием считалось, что они способны как исцелить от недуга, так и нанести вред здоровью.
    • В древней Руси практиковалось лечение больных людей любопытным способом: поющие люди образовывали круг, во внутрь которого клали больного, после чего начинали водить хоровод. Напевы были чистыми и ритмичными.
    • В Новой Зеландии во время родов исполнялись песни, которые облегчали ей боль роженицы.


    Помимо вышеперечисленных свойств, правильное пение очень благотворно влияет на здоровье поющего . Это происходит из-за вибраций и частот, которые образуются во время звуковедения внутри человека. Несколько наглядных примеров пользы от пения:

    1. Вибрации, создающиеся во время пения хорошо воздействуют на иммунитет человека. Естественно, если человек поет чисто, без фальши.
    2. Определенные вибрации и частоты могут благотворно повлиять на органы человека, так как практически 80% этих самых вибрации остаются в самом организме.
    3. Людям, у которых есть проблемы связанные с легкими, например: астма, хронический бронхит и др., рекомендуют заняться пением. Это объясняется тем, что во время вокала сильно задействовано дыхание и диафрагма. За счет этого происходит улучшение работы легких.
    4. Все несерьезные проблемы с речевым аппаратом, например: заикание, пение может подкорректировать. Также во время пения идет развитие дикции.
    5. С помощью пения можно снять стресс. Конечно, это не физическое здоровье, но психическое не менее важно.

    Какие виды пения бывают?

    Вокальные направления разнообразны. Они охватывали все жизненные течения на протяжении существования мира. Какие-то из жанров образовались раньше, какие-то позже. Их появление было связанно с историческими потребностями той или иной эпохи. Так, многие направления потерялись во времени, многие дошли до наших дней, а некоторые создавались и создаются уже при нас. Итак, основные песенные жанры разделяются на классическое (оперное и камерное пение), эстрадное (поп, рэп), народное (фольклорное пение), джазовое, рок-вокал, шансон и др.



    Рассмотрим самые популярные жанры:

    1) Эстрадный вокал - очень модное направление среди молодежи и не только. В "эстрадной манере" сочетается большое количество разных песенных жанров. Первоначально эстрадное пение подразумевало исполнение с подмостков (сцены), в современном восприятие, эстрадный вокал означает - легкую и доступную музыку для людей. Этот жанр может проявлять в себе и отголоски народного пения, и джазовые обработки. В какой-то степени данный вид можно отнести и к авторской песне, не исключены рок-музыкальные элементы. Основное отличие эстрадного звучания от академического - это более открытый, естественный звук. Если у человека хорошие голосовые данные от природы, то он может петь эстраду даже без начальных этапов обучения, что невозможно в академическом вокале. Но если эстрадным пением заниматься профессионально, то, как и в классическом, необходимо знать основы певческих навыков, правильной позиции и опоры для того, чтобы пение было чистым, красивым и не вредило человеку.

    2) Джазовый вокал - популярный жанр. Он сложнее, чем эстрадное пение. Для того, чтобы петь джазовые композиции нужно великолепно ладить с чувством ритма и гармонией, иметь подвижный голос и обладать интуитивной импровизацией. Джазовые произведения своеобразны и имеют свои сложности. Джазовые композиции требует от музыканта хорошее партнерское чутьё и владение импровизацией на ходу. Помимо интересных мелодических тем и форм, в данном жанре серьезно выделяется и эмоционально-смысловая нагрузка песни. Стать профессионалом в этой области также можно, но сложнее.

    3) Рок-вокал - обыкновенный вокал исполнителя рок-группы. В рок произведениях должен быть сильный эмоциональный посыл. Цель у вокалиста в первую очередь не красивое пение, а передача смысловой нагрузки. Но, несмотря на это, певцу все-таки нужна серьезная вокальная подготовка. Для исполнения рок произведений вокалисту необходима полная внутренняя свобода и природный "кураж", именно в таком случае исполнение получается эмоциональным и в рок-музыкальном русле.

    4) Академический вокал – это вид искусства, применяемый в старой классической школе. Исполнители, владеющие академическим вокалом работают в оперной сфере, концертных классических залах, академических хорах и др. Академическое звуковедение имеет сильное отличие от всех вышеперечисленных жанров. Классическая строгая позиция голосового аппарата - основной устой. Пение в классической манере не признает наличие микрофонов на сцене. Академический вокал обладает определенными рамками, которые выстраивались на протяжении веков. Эти ограничения не дают исполнителю петь другие вокальные жанры, тат как со временем у оперного певца формируются определенные вокальные навыки и специфическая позиция. Из-за этого оперный голос - сильный, мощный и обладает большим объемом. Но если певцу удастся уменьшить звуковую подачу, то он сможет исполнять произведения других направлений.

    С какого возраста лучше начать учиться петь?


    Пение - это универсальный вид искусства, которым можно начать заниматься в любом возрасте. Даже какие-то физические недостатки, в большинстве случаев, не будут мешать этому увлечению.

    Но все же есть определенные рекомендации. Конечно, лучше всего начать обучение в дошкольном возрасте. Для детей 5-6 лет проводятся специальные групповые занятия, которые напоминают хоровые упражнения. Только они сильно упрощены и коротки. Со временем становится понятно, у кого какие данные (в первую очередь смотрится чувство ритма и наличие слуха). Голос с годами будет серьезно изменяться, и поэтому в процессе обучения на него, конечно, тоже обращают внимание, но не сильно. В музыкальную школу поступают в 7-8 лет, тогда и нужно выбирать направление. В школе проводятся занятия как индивидуальные, так и групповые. Здесь обучение уже более углубленное и специфическое.

    Мутация голоса - очень серьезный вопрос, который возникает у каждого родителя, отдающего ребенка в профессиональное пение. В мутации голоса нет ничего страшного, это естественный процесс в организме растущего подростка. Мутационный период - это абсолютно индивидуальный временной отрезок у каждого отдельного человека. Есть установленные общечеловеческие стандарты, но также часто встречаются исключения. В классическом варианте у девушек мутация проходит незаметно, а у парней ломка голоса начинается в 14-15 лет.

    Взрослому же человеку можно начинать учиться петь в любой момент, как только появится желание. Естественно, у человека должен быть слух, и хотя бы небольшое владение голосом, для избежания фальши.

    Стоит ли учиться петь самостоятельно?


    Если ваша цель - стать профессионалом в данной сфере искусства, то, безусловно, без помощи специалистов не обойтись, каким бы видом вокала вы не хотели заняться. В каждом жанре есть свои особенности и свои приемы, которые знают только профессионалы, и которыми они делятся со своими учениками. К тому же, самостоятельно человек не может услышать все недочеты и ошибки, чтобы поправить себя во время упражнений. Именно поэтому нужны "уши", которые смогли бы оценить услышанное.

    Если ваше желание просто обусловлено увлечением, то учиться петь самостоятельно можно. Но для этого тоже нужно время и терпение, и даже в большем объеме, чем если бы вам помогал в обучении вокальный педагог. Для самостоятельного обучения понадобится компьютер, на который нужно будет установить программу звукозаписи и микрофон. Также в сети сейчас размещено множество видео-уроков по всем видам пения, на основе которых вы можете делать упражнения и развивать певческие навыки. Но, повторюсь, самостоятельное обучение - это трудный процесс, поэтому все равно следует проконсультироваться с профессионалом.

    Каждый любитель музыки неизменно сталкивается с понятием вокала. Большинство предполагает, что вокал - это всего лишь пение. Отчасти это так и есть. Но давайте рассмотрим вопрос о том, что такое вокал, более широко. Кроме всего прочего, мы постараемся рассмотреть его основные типы.

    Что такое вокал: определение

    Вообще, если обратиться к множеству толковых словарей, существует достаточно много трактовок того, что собой представляет вокал. Что такое понятие значит с точки зрения, так сказать, музыкального научного подхода? В общем понимании - умение петь, владение голосом, искусство пения, способность выражать некие эмоции голосом на музыкальном уровне и т. д.

    Нередко можно встретить и трактовку понимания сути вопроса о том, что такое вокал в музыке. Многие музыковеды, композиторы и даже сами исполнители называют его самым утонченным музыкальным инструментом, способным затрагивать глубинные чувства и струны души. Согласитесь, именно человеческий голос способен передавать немыслимое количество эмоциональных оттенков, что недоступно ни одному из известных музыкальных инструментов.

    Типы вокала

    Итак, рассмотрим вокал. Что такое умение владеть голосом в музыкальном отношении применительно к разным типам музыками, мы сейчас и посмотрим. Остановимся на наиболее распространенной классификации.

    Основой для всей вокальной школы является так называемый классический вокал, который иногда называют академическим. Не нужно думать, что это только оперная постановка голоса, ведь классическая музыка, как и любое другое направление, подразумевает разные жанры. Как правило, такой голос характеризуется невероятным объемом и глубиной, а также в большинстве случаев не предполагает пения в микрофон, поскольку его применение может вызвать сильные искажения голоса, звучащего в колонках.

    Именно от академического вокала пошло разделение голосов на соответствующие группы, различающиеся по высоте голоса, то есть возможностью пения нот в определенном диапазоне и с определенным тембом. Здесь вам и сопрано, и меццо-сопрано, и тенор, и альт, и баритон, и многое другое.

    Одним из самых распространенных можно назвать эстрадный вокал. Что такое эстрадная или поп-музыка, объяснять, наверное, не нужно. Здесь рамки постановки голоса, соответствующие классической, напрочь отсутствуют, хотя и есть свои требования.

    К сожалению, сегодня развелось столько эстрадных исполнителей, что многие из них считают себя вокалистами, даже не умея петь, а все вокальные партии «выравниваются» при помощи компьютерных программ типа Melodyne, которая позволяет подтянуть любую фальшивую ноту на нужный уровень звучания. Впрочем, для эстрады вокал не столько важен, здесь первое место скорее отдается именно музыке и ритму. Неудивительно, что эстрадный вокал подразумевает, так сказать, хотя бы просто умение хоть как-то петь. Но есть и множество профессиональных исполнителей, которые все-таки делают упор именно на голосовое восприятие какой-либо композиции.

    Одним из самых сложных проявлений владения голосом является джазовый вокал. голос у певца и певицы? Это очень тонкое владение голосом в очень широком диапазоне, умение очень точно брать диссонансные ноты с переходом, скажем, через октаву и больше, но главное тут в умении импровизировать. Собственно, сама джазовая музыка в основе своей и подразумевает именно импровизацию.

    Теперь рассмотрим еще один тип, называемый рок-вокал. Что такое рок, знают все - музыка зачастую очень экспрессивная. Понятно, что «рокешный» вокал и подразумевает в первую очередь экспрессию и невероятную динамику. Без этого сама рок-музыка выглядит «сухой».

    Вокал здесь является вместе с ритм-гитарой превалирующим. Именно он несет тот заряд энергии, за который и любят рок-музыку ее поклонники. Но здесь тоже есть свои оговорки. Не секрет, что рок-баллады признаны в мире самыми мелодичными. Так что рок-вокалист должен не только уметь «завести» публику, когда исполняются ритмичные композиции, но и передать все нотки настроения баллады.

    Кстати, в последнее время в роке очень часто используется академический вокал. Чаще всего это проявляется у скандинавских групп и исполнителей. Взять хотя бы бывшую вокалистку известной финской по имени Tarja Turunen. Ее голос практически по всем определениям подходит к классической постановке.

    Вокализ

    Отдельно стоит рассмотреть и вокализ, поскольку он тоже является разновидностью вокала. В принципе, техника исполнения подразумевает использование в пении только гласных типа «а», «о», «у», «э» и т. д. Однако кажущаяся простой техника исполнения во многом намного сложнее, чем при использовании текста.

    Одним из самых ярких примеров можно назвать композиции группы Pink Floyd под названием Great Gig In The Sky из альбома Dark Side Of The Moon, ставшего классикой жанра. Даже в концертном варианте чувствуются мастерство и профессионализм вокалисток, исполняющих главную партию. Кстати сказать, обычно группа приглашает негритянок, поскольку они обладают весьма специфичными голосами, в чем-то перекликающимися с джазовой школой и стилем соул.

    Заключение

    Конечно, это далеко не все, что можно сказать о вокале. Остается добавить, что, если человек хочет научиться петь и максимально гибко владеть своим голосом, занятиям нужно посвятить не один год, при каждодневных распевках, призванных развить технику исполнения, а также существенно расширить границы воспроизводимого голосом диапазона звуков.