Джазовый вокал. Обучение джазовому вокалу

Все знают, что джазовый вокал отличается от эстрадного и оперного в принципе. С помощью джаза можно показать феерию эмоций и чувств не только словами.

Чтобы петь джаз, сначала, нужно просто научиться петь. Просто изучение джазовых приемов не даст особого результата. Важно освоить базовые навыки пения. А именно: постановка дыхания, артикуляция, научиться пользоваться резонаторами, отработать вокальные приемы субтон, рык, хрип, мелизмы, сип, заглубление и подъезды. Если диапазон Вашего голоса небольшой, можно еще поработать над расширением диапазона.

Джазовый вокал определяется индивидуальными особенностями джаз вокалиста

Когда Вы научились все это делать, а ваш голос будет звучать правильно и профессионально - самое время приступать с джазу.
Джазовый вокал определяется индивидуальными особенностями джаз вокалиста. К таким особенностям можно отнести следующее: манера джазового исполнения, определенные вокальные тембры, уникальные тональные качества голоса.

Чтобы петь джаз нужно понимать из-за чего конкретный исполнитель спел именно так. Основыне приемы и способы интонирования, которые легли в основу джазового пения:

  • Шаутинг, или шаут-стиль (shout — крик) — особая манера пения, использующая разнообразные приемы речевого интонирования (шепот, стон, крик, фальцет и т. п.)
  • Глиссандо (drift)- то постепенное скольжение звука, плавный переход через все ноты внутри интервала.
  • Дёрти-тоны (англ. dirty tones - нечистые тоны)- один из специфических приёмов интонирования и подачи звука. Отличаются нестабильной («пёстрой») окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато.
  • Бендинг - звуковысотная подтяжка к ноте.
    Только когда Вы освоили ритм, вокальные приемы и способы интонирования, можно пробовать главный притягатяльный элемент джазового пения - скэт.
  • Скэт пение - это импровизация, когда вместо слов исполнитель поет отдельные слоги. Изначально пение скэтом означало петь петь максималоно схоже с тем, как игрет музвкальный инструмент или исполнять с ним единую музыкальную линию. Поэтому, чтобы овладеть этим приемом нужно слушать не только калассических джазовых певцов, но и инструментальных исполнителей.

Первый раз скэт прозвучал в исполнении Луи Армстронга. Это случилось, когда во время записи он забыл слова и начал петь бессмысленную звуковую импровизацию на слоги. Но Луи Армсторнг использовал этот прием довольно редко. Гораздо больших высот в этом направлении достигли популярные исполнительницы стиля би-боп в 40х годах.

Элла Фицжеральд и Сара Вон достигли небывалых высот в этом направлении.
Они изобрели так называемый скэт-язык, который стал общим для всех джазовых певиц. Их голос по звучанию не уступал саксофонистам и трубачам.

Как видите, чтобы освоить джазовый вокал нужно научиться петь профессионально и освоить джазовые вокальные приёмы. Это базовые элементы с которых нужно стартовать. После этого конечно же стоит подумать про харизму и образ, ведь в джазе без этого никак.

Джаз способен на все. Он поддержит вас в минуты грусти, он заставит вас танцевать, он окунет вас в бездну наслаждения ритмом и виртуозной музыкой. Джаз – это не музыкальный стиль, а настроение. Джаз – это целая эпоха, он не оставляет равнодушным никого.

Поэтому позвольте пригласить вас в прекрасный мир свинга и импровизации. В этой статье мы собрали для вас десять джазовых исполнителей, которые точно сделают ваш день.

1. Луи Армстронг

Джазмен, оказавший огромное влияние на развитие джаза, родился в самом бедном негритянском районе Нового Орлеана. Свое первое музыкальное образование Луи получил в исправительном лагере для цветных подростков, куда он попал за то, что стрелял из пистолета в Новый год. Пистолет, кстати, он украл у полицейского, который был клиентом его матери (думаю, вы догадываетесь, к какой профессии она принадлежала). В лагере Луи стал участником местного духового оркестра, где он научился играть на тамбурине, альтгорне и кларнете. Его любовь к музыке и настойчивость помогли ему добиться успеха, и теперь каждый из нас знает и любит его хрипловатый бас.

2. Билли Холидей

Билли Холидей практически создала новую форму джазового вокала, ведь теперь именно такой стиль пения называется джазовым. Ее настоящее имя – Элеанора Фейган. Родилась певица в Филадельфии, ее матери, Сейди Фейган на тот момент было 18 лет, а отцу-музыканту, Кларенсу Холидей, – 16. Приблизительно в 1928 году Элеанора переехала в Нью-Йорк, где была арестована вместе со своей матерью за проституцию. С 30-х годов начала выступать в ночных клубах, а в последствии и в театрах, и после 1950 года стремительно начала обретать популярность. После тридцати лет у певицы начались серьезные проблемы со здоровьем из-за большого количества алкоголя и наркотиков. Под пагубным влиянием выпивки голос Холидей потерял былую гибкость, но короткая творческая жизнь певицы не помешала стать ей одним из идолов джаза.

3. Элла Фицджеральд

Обладательница голоса диапазоном в три октавы родилась в штате Виргиния. Элла росла в очень бедной, но богобоязненной и практически образцовой семье. Но после смерти матери 14-летняя девочка забросила школу, а после разногласий с отчимом (мама и папа Эллы были в разводе на то время) переехала жить к своей тете и стала работать в борделе смотрительницей. Там она столкнулась с мафиози и их жизнью. Несовершеннолетней девочкой очень скоро занялась полиция, и ее отправили в интернат в Гудзоне, из которого Элла сбежала и некоторое время была бездомной. В 1934 году она впервые выступила на сцене, спев две песни на конкурсе Amateur Nights. И это было первым толчком в долгой и головокружительной карьере Эллы Фицджеральд.

4. Рэй Чарльз

Гений джаза и блюза родился в штате Джорджия в очень бедной семье. Как говорил сам Рэй: “Даже среди других черных мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничто ниже нас – только земля”. Когда ему было пять лет, его брат утонул в лохани, что стояла на улице. Предположительно из-за этого потрясения к семи годам Рэй полностью ослеп. Перед талантом великого Рэя Чарльза преклонялись и преклоняются многие звезды мировой эстрады и кинематографа. Музыкант получил 17 премий “Грэмми” и попал в зал славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза.\

5. Сара Вон

Одна из величайших джазовых вокалисток родилась в Калифорнии. Ее называли “величайшим голосом двадцатого века”, а сама певица возражала, когда ее называли джазовой певицей, так как считала свой диапазон шире. С годами мастерство Сары становилось более отточенным, а ее голос приобретал все большую глубину. Излюбленным приемом певицы было быстрое, но плавное скольжение голосом между октавами – глиссандо.

6. Диззи Гиллеспи

Диззи – гениальный джазовый виртуоз-трубач, композитор и вокалист, один из основателей стиля бибоп. Свое прозвище “Диззи” (в переводе с английского – “головокружительный”, “ошеломляющий”) музыкант получил еще в детстве, благодаря своим проделкам и выходкам, которыми шокировал окружающих. Диззи обучался классам тромбона, теории и гармонии в Лоринбургском институте. Помимо основного обучения музыкант самостоятельно овладевает трубой, которая и стала его любимицей, а также фортепиано и ударными.

7. Чарли Паркер

Чарли начал играть на саксофоне в возрасте 11 лет и своим примером показал, что главное – практика, ведь музыкант в течение 3-4 лет занимался на саксофоне по 15 часов в день. Такой труд принес свои плоды, и весьма весомые – Чарли стал одним из основателей бибопа (вместе с Диззи Гиллеспи) и очень сильно повлиял на джаз в целом. Героиновая зависимость музыканта практически пустила его карьеру под откос. Несмотря на лечение в клинике и его полное, как считал сам Чарли, выздоровление, он не смог продолжить так же активно работать над своими произведениями.

Этот трубач также оказал значительное влияние на джаз и стоял у истоков таких стилей, как модальный джаз, прохладный джаз и фьюжн. Некоторое время Майлс играл в квинтете Чарли Паркера, где он выработал свое индивидуальное звучание. Прослушав дискографию Дейвиса, вы сможете проследить всю историю развития современного джаза, ведь Майлс практически его создал. Особенностью музыканта стало то, что он никогда не ограничивал себя каким-то одним джазовым стилем, что, по сути, и сделало его великим.

9. Джо Кокер

Совершая не совсем плавный переход к современным исполнителям, мы включаем всеми любимого Джо в наш список. В 70-х годах Джо Кокер испытывал значительные трудности с репертуаром из-за злоупотребления алкоголем, поэтому в его репертуаре мы можем услышать очень много перепевок песен других исполнителей. К сожалению, алкоголь превратил мощный голос певца в хриплый баритон, который мы можем слышать сегодня. Но, несмотря на свой возраст и подкошенное здоровье, старичок Джо все еще выступает. И могу сказать по своему опыту, что он весьма энергичен и даже радует зрителей, задорно подпрыгивая в перерывах между куплетами.

10. Хью Лори

Всеми любимый доктор Хаус еще в сериале показывал свои музыкальные навыки. Но с недавнего времени Хью радует нас своей стремительной карьерой на джазовом поприще. Несмотря на то, что его репертуар полон перепевками известных исполнителей, Хью Лори добавляет свой романтизм и особое звучание уже знакомым нам произведениям. Будем надеяться, что этот невероятно талантливый человек и дальше будет радовать нас, вдыхая жизнь в ускользающий в былое, но все еще такой прекрасный джаз.

«Джаз - это жизнь… Джаз - это стиль… Джаз - это свобода…» И конечно, джазовый вокал невозможен без вокальной импровизации! Уроки джазового вокала в нашей ассоциации помогут вам овладеть всеми необходимыми вокальными приемами и добиться успеха в исполнении джазовой музыки! На современной эстраде часто эстрадный и джазовый вокал тесно переплетены друг с другом, поскольку в эстрадную популярную музыку часто привносятся элементы джазовой музыки. Настоящий джазовый вокал тесно связан с традиционным джазом афроамериканского происхождения и латиноамериканского. Джазовый вокалист должен иметь сильный голос с большим рабочим диапазоном, хорошо развитый мелодический и гармонический слух, должен владеть искусством вокальной импровизации и различными приемами звукоизвлечения, свойственными джазовому вокалу.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе в концертных залах и клубах Москвы !

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!


Джазовая вокальная импровизация

Импровизация - это неотъемлемая составляющая джазовой музыки. Без импровизации нет джаза. Поэтому далеко не все вокалисты берутся за исполнение джазовых композиций. Сама по себе импровизация строится на знании гармонических последовательностей и умении использовать различные мелодические и ритмические варианты на их основе.

Джазовой же вокальной импровизации свойственна имитация инструментальных приемов исполнения. Говоря простым языком, копирование звучания и техники исполнения на различных инструментах джаз-банда. Отсюда высокие требования, предъявляемые к мастерству джазового вокалиста. Джазовый вокал предполагает наличие подвижного голоса у певца, способного точно повторять (имитировать) партию инструмента и быстро интонировать. Джазовым вокалистам мы рекомендуем помимо уроков джазового вокала посещать уроки джазовой гармонии и уроки джазовой импровизации.

Постановка дыхания на уроке джазового вокала

Правильная постановка дыхания - это тот фундамент, на котором можно построить здание в любом архитектурном стиле или выстроить голос для пения в различных музыкальных направлениях: эстрадный вокал, джазовый вокал, классический вокал и т.д. Если вы слышите сильный объемный голос у певца, то это не столько природные данные, сколько хорошая постановка дыхания. Именно такие голоса нам запоминаются, способны воздействовать на нас, и мы хотим подражать им.

Чем отличается постановка голоса для джазового вокала от постановки голоса для других видов пения, вы можете прочитать здесь. Упражнения, развивающие голос для джазового пения, и упражнения, подготавливающие голос к эстрадному пению или академическому вокалу, — по сути одни и те же. Разница в том, что на уроке джазового вокала преподаватель для распевок использует не только всем хорошо знакомый мажорный и минорный звукоряд из классической гармонии, но и блюзовую гамму с характерными для нее гармониями. Кроме того, в разных видах вокала используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения.

Без специального тренинга вы не сможете развить диапазон голоса и освоить различные вокальные техники пения. А значит, сможете петь только самые простые джазовые композиции при условии, что тональность песни вам удобна, диапазон мелодии маленький и манера исполнения - полуречитативная. Полноценный же джазовый вокал подразумевает сильный развитый голос вокалиста с большой технической свободой исполнения и умением импровизировать (см. Джазовая вокальная импровизация).

Часто на первом этапе обучения джазовому вокалу наши ученики, нацеленные на профессиональное развитие, занимаются постановкой голоса с академического вокала. Ведь выступая на театральной сцене, академическим певцам приходится петь без микрофона в сопровождении большого симфонического оркестра. В таком режиме пения ваш голос выдержит нагрузку, только если на уроках джазового вокала вы его правильно тренировали.

Для джазового вокалиста, впрочем, как и для хорошего эстрадного певца, огромное значение имеет правильная постановка голоса. Именно поэтому мы рекомендуем нашим ученикам на уроках джазового вокала большую часть времени петь без микрофона, чтобы правильно настроить дыхательно-голосовой аппарат, чтобы вашему голосу не страшны были любые нагрузки и любые условия пения. Подробно о постановке голоса и постановке дыхания вы можете прочитать на странице .

Нужно ли развивать слух для занятий джазовым вокалом?

Если у вас неразвитый музыкальный слух, вам нужно развивать его независимо от того, каким именно вокалом вы собираетесь заниматься: эстрадным вокалом, джазовым вокалом, народным вокалом, академическим вокалом. Всем нам понятно, что если мы не попадаем в ноты, не можем повторить мелодию точно, то и хорошего пения не получится.

Если вы занимаетесь вокалом для себя, хотите петь караоке, то вам необязательно проходить целый курс сольфеджио (освоение музыкальной грамоты). Достаточно просто вокального сольфеджио, с помощью которого вы разовьете устойчивую координацию между слухом и голосом.

В том случае же если вы хотите профессионально заниматься джазовым вокалом, вам обязательно нужно осваивать , и мелодический, и гармонический. Подробно об этом читайте на страницах Музыкальная грамота и Развитие слуха.

Как строится урок джазового вокала

После усвоения основополагающих принципов джазового пения вы начинаете разучивать репертуар, который вам хотелось бы петь и который вам поможет в освоении техники джазового пения. На уроках джазового вокала вы будете осваивать композиции Гершвина, музыку Голливуда, латиноамериканский джаз и другие современные джазовые композиции. Освоение репертуара по джазовому вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент. Теперь у нас вы можете заниматься вокалом дешевле!

Работа с микрофоном

Выступления на концертах

Джазовый репертуар пользуется большой популярностью у публики. Поэтому наши учащиеся выступают на наших концертах, посвященных исполнению джазовой музыки. Концертное выступление - важный этап обучения джазовому вокалу. Вы получите незаменимый опыт публичных выступлений и проверите на прочность себя и результат .

Всем привет! Обучаюсь в школе игре на саксофоне! Никите удалось создать очень комфортную обстановку как в помещении, так и в процессе обучения! Все, кто в детстве ненавидел музыкальную школу с злыми тетками педагогами - обязательно стоит приехать и сравнить))

Хожу на занятия в школу Sing&Play к , учусь играть на гитаре. Огромное спасибо за то, что он смог разработать такой нестандартный подход к обучению музыке:). Я новичок от слова "совсем", дополнительно к этому еще и занятость огромная, нет возможности в достаточном количестве практиковаться дома. Тем не менее, прогресс явно есть! :). В школе уютно, каждый занимается в отдельной, звукоизолированной комнате, во всех комнатах есть кондиционер, музыкальное оборудование, все необходимые вещи для занятий. Более того, администратор всегда идет навстречу ученикам, если необходимо перенести занятие или решить какие-то организационные вопросы. Отдельно про Сашу - мало того, что он крутецкий музыкант и солист моей любимой группы, так еще и учитель просто великолепный. Занятия проходят в непринужденной обстановке, он не давит, очень терпелив, не "грузит" теорией, но каким-то образом все же доносит знания о сложной структуре нот и музыки. После занятий всегда ощущение полета и радости:)). Я искренне благодарна, буду ходить к вам и дальше!!

Занимаюсь недавно в школе у Руфины Ахметшиной, в 36 лет загорелось освоить скрипку:) Огромное спасибо за терпенние, нестандартный подход и принятие проблем "взрослого, работающего " ученика. Обучение по своему желанию во взрослом возрасте приносит совершенно другие ощущения и мотивацию) Буду с удовольствием продолжать! Спасибо за лёгкий, нестандартный подход к обучению и всегда позитивый настрой.

Занимаюсь вокалом где-то 4 месяца. Очень нравится, что преподаватели уделяют внимание моим вкусам и устремлениям, помогают подтягивать мои слабые навыки. Отдельно для меня стало большим крутым сюрпризом организация мероприятий, где я могу выступить и получить много эмоций, развить навыки живого выступления. Нравится, что школа развивается, есть новые идеи, формируются свои коллективы, есть возможность познакомится с талантливыми людьми! Спасибо большое Никите, Ксении и Екатерине ❤

Давно мечтала и наконец решилась освоить саксофон с нуля. Уже не помню почему, но выбор пал на школу Sing & Play. Ни разу не пожалела! Преподаватель Никита Наймушин действительно стал для меня гуру и проводником в мир музыки! Душевная атмосфера и профессионализм вам гарантированы! А моему преподавателю низкий поклон за терпение и позитив:)

Давно хотел научиться играть на электрогитаре. Нашёл школу Sing&Play и ни разу не пожалел. Занимался 4 месяца у преподавателя Андрея Данилова. Занятия проходили крайне насыщено, но в то же время спокойно. Времени хватало на всё: не только на теорию, непосредственно игру, но и на постановку техники и доработку навыков игры. Пока не было своей гитары, школа любезно предоставила всё необходимое оборудование! Очень доволен обучением, огромное спасибо моему преподавателю Андрею и основателю школы Никите Наймушину, буду рад заниматься у вас ещё!!!

Джаз - одно из направлений музыки, возникшее в конце 19-го века на территории США в результате слияния культур Европы и Африки. Основными «тремя китами» джаза являются:

  • Полиритмия
  • Импровизация
  • Свинг

Исходя из этого становится ясным, что джазовый вокал подразумевает не только наличие идеального слуха и голоса, но и способность импровизировать. При этом немаловажным является подвижность голоса и способность гармонично видоизменять исполнение, связывая свое понимание мелодии с формой произведения. Также огромную роль в джазовом исполнении играет слаженное партнерство, выраженное в чутком понимании и схватывании на ходу импровизированного исполнения..

Родоначальниками «классического джаза» были Луис Армстронг, Билли Холидей, Бэсси Смит и др. Со временем стали появляться новые музыкальные стили, в основе которых всё же оставался джаз: блюз, соул, фанк и пр. Поэтому с развитием джаза заметно эволюционировала и методика обучения джазовому вокалу. Особое внимание уделяется не только подаче и фразировке, но и обучению основным приёмам, используемым в джазе.

Основные приемы джазового вокала:

  • Глиссандо
  • Гортанное (носовое) пение
  • Вибрации
  • Фальцет
  • Резкое изменение нот
  • Шепот и пр.

Кто может обучиться джазовому вокалу?

Первостепенно данному направлению стоит отдать предпочтение людям, которые имеют хотя бы первичное музыкальное образование, знающим возможности своего голоса. Но это не значит, что новичку здесь не место. Если вы любите джаз, то никто не смеет стоять на вашем пути. Джаз – это мир познания своего голоса, джаз – это импровизация и эмоциональный выплеск своего понимания музыки. Педагоги по вокалу легендарной Школы рок-музыки “Красный Химик” смогут претворить ваши желания в жизнь, раскрыв все возможности вашего голоса, научат основным вокальным приёмам и раскроют все секреты вокального мастерства. Возрастных ограничений для обучения вокалу в Школе «Красный Химик» нет.

Курс джаз-вокала состоит из:

  • Изучения теории стиля «джаз»
  • Постановки голоса и дыхания
  • Развития четкой дикции и артикуляции
  • Раскрытия секретов и приемов джаз-вокала
  • Изучения упражнений для повышения выносливости голосового аппарата
  • Расширения диапазона
  • Публичные выступления и вокал-импровизация
  • Раскрепощение и развитие эмоциональной свободы и пр.

Почему джазовый вокал лучше изучать именно в школе «Красный Химик»?

В штат преподавателей нашей школы входят профессионалы, активно занимающиеся певческой деятельностью. Школа «Красный Химик» и её преподаватели отмечены с лучшей стороны методистами из (Российской Академии музыки им. Гнесиных). Большая часть наших учеников после пройденных курсов поступают на вокальные факультеты ведущих музыкальных учебных заведений. Наши преподаватели не только поднимут ваш профессиональный уровень, но и сделают всё, чтобы вы смогли заниматься в дальнейшем концертной и студийной деятельностью.

Стоимость обучения в месяц составляет 9000 рублей: это 4 урока практического вокала и 4 урока теории музыки и сольфеджио. Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Одно практическое занятие вы получаете в подарок при оплате первого месяца.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Хотите попробовать?

Да, хочу!

Наши выпускники

солистка группы "Слот"

Дария Ставрович (Нуки) родилась в семье преподавателя и врача 1.02.1986-го года (г. Вельск, Архангельская обл.). Школу Дария оканчивала в Арзамасе, после чего поступила в Нижегородское музучилище. По приезду в Москву Ставрович окончила школу вокала «Красный Химик», где ей уроки преподавал Арнольд Манукян.

Алина Перова родилась 15.03.1982 года в Нижнем Новгороде. Всю свою сознательную жизнь Алина связывала с музыкой, считая сцену своеобразным наркотиком. Постоянно работая над собой и своими навыками, Алина перебралась в Москву, где продолжила свое обучение. Одним из заведений, где Алина брала уроки вокала, стала школа «Красный Химик». Ее преподавателем был Арнольд Манукян.

Ранэль Богданов появился на свет 26.04.2005-го года в г.Казань. С раннего детства у мальчика был выражен хороший слух, поэтому родители занялись его музыкальным воспитанием. Ранэль в 2014-м году принял участие в фестивале «Детская Новая волна», где стал четвертьфиналистом. До этого принимал участие в различных российских и международных музыкальных конкурсах, где не единожды становился победителем.