Раскрытие секретов классических фокусов. Исследовательская работа "фокусы и иллюзии"

В детстве мы не задумывались о том, как устроены цирковые фокусы, – мы просто в них верили. Удивить взрослого гораздо труднее, здесь недостаточно просто достать кролика из шляпы. На этом поприще работают такие иллюзионисты, как Дэвид Копперфильд и Дэвид Блейн, – и тогда мы наблюдаем левитацию, исчезновение статуи Свободы и другие впечатляющие трюки. Иногда маги раскрывают свои секреты – и оказывается, что каждому фокусу есть вполне разумное объяснение

1. Классика жанра: распиливание женщины пополам
Ассистентка забирается в длинный, напоминающий гроб, ящик. Потом фокусник объявляет, что сейчас он эту даму распилит пополам прямо в ящике – и успешно это проделывает без всякого вреда для ее здоровья!Есть несколько способов выполнить этот фокус. Классический способ, описанный в 1923 году, представлен на картинке ниже.

Ящик на самом деле с секретом, его достаточно для того, чтобы ассистентка могла поджать ноги. А в роли отрезанных ног выступают фальшивые (управлялись с помощью специального механизма, чтобы имитировать движение). Поэтому на них обязательно должна быть обувь, чтобы по максимуму их закрыть.

А это более современный способ, когда в фокусе принимают участие не одна ассистентка, а две. Просто одна заблаговременно спрятана в ящике. После «распиливания» одна улыбается, а вторая шевелит ногами.

2. Левитация
Фокус начинается с того, что ассистентка ложится на стол перед фокусником. Толпа ахает от неожиданности, когда фокусник внезапно убирает стол, а женщина продолжает парить в воздухе.

Ассистентка, помогающая выполнить этот трюк, обычно одета в длинной струящееся платье, с помощью которого фокусник скрывает настоящее волшебство: механическое устройство для «левитации», которое прикреплено к фокуснику и с помощью которого он удерживает ассистентку. И тут вступает в дело ловкость рук: чтобы отвлечь внимание зрителя, фокусник достает обруч и начинает проводить им, показывая, что к телу женщины якобы ничего не крепится.

3. Левитация уличных “факиров”

Казалось бы, если он на самом деле левитирует, зачем ему посох?

А в этом посохе все дело: это очень прочная конструкция, удерживающая потайную платформу, на которой сидит человек.

4. Наклон Майкла Джексона
Помните этот нереальный наклон под острым углом в 45 градусов, который делали Майкл Джексон и его танцоры? Они носили специальные ботинки с каблуком особой формы: в нужный момент на поверхности сцены появлялись колышки, за которые каблук и зацеплялся.

Вот здесь можно увидеть, как это работает

5. Самый известный фокус всех времен и народов: вытаскивание кролика из шляпы
Кролика вряд ли можно спрятать в шляпе, но откуда же тогда он берется? Наверняка есть простое объяснение.

Что ж, есть три способа спрятать кролика:
1) В потайном отверстии в столе. Когда фокусник кладёт шляпу, он совмещает её с секретной дверцей.
2) Он действительно в шляпе! Но в шляпе есть хитроумный откидывающийся клапан.

6. Девушка-зигзаг Для выполнения этого фокуса в первую очередь нужна умелая ассистентка, ведь ее задача – правильно расположиться в тесном шкафу. Расположиться необходимо таким образом, чтобы лицо, кисть и стопа сохраняли естественное положение прямо стоящего человека, и зрители ничего не заподозрили.

7. Трюк Дэвида Копперфильда с исчезновением статуи Свободы

В 1983 году Дэвид Копперфильд на несколько минут убедил целую толпу зрителей в том, что статуя Свободы исчезла. Он проделал этот трюк один раз и больше никогда его не повторял.

Исчезновение статуи Свободы
Перед статуей Свободы поставлены две вышки. На фоне ночного неба видна ярко освещённая Статуя, на радаре видна отметка от неё. На вышках поднимается покрывало, Дэвид закрывает собой радар, покрывало опускается - статуя исчезла, видно только кольцо огней вокруг неё. Отметка радара тоже исчезает. Снова поднимается-опускается покрывало - статуя появилась как ни в чём не бывало.

Есть несколько догадок по поводу того, как это было сделано.

а) Поворотная платформа

Зрители не заметили этого, но их зрительные места располагались на гигантской вращающейся платформе. После того как они посмотрели на статую в самом начале, их медленно поворачивали до той точки, где она больше не была видна. Как они не заметили вращения? Все происходило ночью, статуя находится на острове, опознавательных знаков там особенно нет.

б) Световая завеса
В назначенный момент автономное освещение статуи выключилось. На острове остались работать лишь 2 прожектора, перекрещивающиеся за вышками, и софиты на вышках, слепящие зрителей и не позволяющие им разглядеть что-либо подробно. На самом деле прожектора не освещали статую, а были направлены вверх и в сторону от нее.

в) Постановка
То есть просто-напросто обман, мистификация, а в роли зрителей – нанятые актеры. Скептики обычно склоняются к этой точке зрения.

Большинство из нас знакомы с феноменом оптических иллюзий благодаря развлекательным сайтам, научно-популярным книгам и творчеству художников, например, гравюрам знаменитого Маурица Эшера. Но оптические иллюзии способны не только удивлять - они помогают ученым лучше понять, как наше чувственное восприятие окружающего мира соотносится с объективной физической реальностью. Американская организация Neural Correlate Society способствует подобным научным исследованиям: каждый год она проводит конкурс, куда каждый желающий может отправить открытый им оптический обман с иллюстрацией и небольшим описанием. T&P выбрали пять иллюзий - победителей разных лет из опубликованных на сайте конкурса и описали их действие.

Механизмы, ответственные за возникновение оптических иллюзий, располагаются в разных частях нервной системы человека: от сетчатой оболочки глаза до зрительной зоны коры головного мозга. Изображение, попадающее на сетчатку, содержит в себе огромное количество информации, и далеко не вся она передается в мозг. Пусть цифры говорят сами за себя: в сетчатке находится в среднем 125 миллионов фоторецепторов и в сотню раз меньшее количество ганглионарных клеток, генерирующих нервные импульсы. Нашему мозгу приходится использовать абстрактные модели, чтобы дополнить и собрать воедино разрозненные фрагменты поступающей визуальной информации. Иногда он справляется с этой задачей слишком успешно: формирует ощущение цельности там, где его нет - другими словами, создает оптическую иллюзию. На примере нескольких из них мы покажем, как именно наш мозг вводит нас в заблуждение.

Иллюзия «невозможного движения»

Кажется, что деревянные шары в этом видеоролике катятся вверх по уклону, как если бы их притягивали магнитом. Их поведение необъяснимо, так как противоречит законам физики. Изображение не является компьютерной 3D-моделью, просто расположение желобов воспринимается наблюдателем «наоборот» - таким образом, что нисходящее движение объектов по ним принимается за восходящее. Примечательно, что иллюзия, созданная Кокичи Сугихара из японского Meiji Institute for Advanced Study of Mathematical Sciences, использует материальные трехмерные объекты и физическое движение вместо обычного двухмерного изображения. В данном случае обманчивый эффект достигается с помощью выстраивания определенной перспективы: очевидно, что если бы мы смотрели на эту конструкцию под любым другим углом, то иллюзия не сработала бы. По тем же законам работает материальная модель треугольника Пенроуза или «невозможного треугольника», которую придумали молодые ученые-энтузиасты. Правда, чтобы обмануться, нужно будет приложить усилие, ведь иллюзия будет работать «правильно», только если смотреть на нее с определенной точки.

Иллюзия «вращающейся маски»

Смотрим ли мы на выгнутую или вогнутую сторону маски, мы не можем визуально отличить одну от другой и всегда будем воспринимать каждую из них как лицо. Как уже говорилось, все, что мы видим, - это результат электрических сигналов, передающихся от глаза к мозгу по зрительному нерву. Именно мозг обрабатывает эти сигналы и конструирует определенное изображение, которое может воспринять наше сознание. Более того, нейробиологи считают, что в нашем мозгу есть определенные зоны, отвечающие за распознавание лиц. Из нашего опыта мы знаем, что лица выпуклы, и мозг выдает соответствующее нашим ожиданиям и сложившимся моделям изображение. Привычка так сильна, что игнорируется даже трехмерная модель реальности, которая создается нашим стереоскопическим зрением. Интересно, что люди, страдающие от шизофрении, не могут обмануться и способны визуально распознавать вогнутую сторону маски. Необработанная визуальная информация в их случае не «переписывается» высшими когнитивными процессами, происходящими в мозгу. Некоторые психологи считают, что подобная дисфункция в обработке сигналов (когда чувственное восприятие доминирует над сознанием) усиливает у больных ощущение диссоциации с реальностью.

Иллюзия «падающей башни»

Несмотря на кажущуюся простоту, эффект этой иллюзии впервые был описан в 2007 году учеными канадского Университета МакГилла. Два изображения Пизанской башни идентичны, однако у наблюдателя возникает стойкое ощущение, что наклон правой башни больше, как если бы она была сфотографирована с другого угла. Дело в том, что расположенные рядом фотографии воспринимаются нами как одно изображение. Обычно из-за законов перспективы, учитываемых нашей зрительной системой, контуры двух расположенных рядом башен стремятся к одной точке по мере их удаления из поля зрения. Но в случае, если их контуры параллельны, наш мозг предполагает, что башни должны расходиться в разные стороны. Главным открытием ученых стал тот факт, что наша визуальная система трактует два одинаковых изображения как единый пейзаж: как бы мы не старались воспринимать их отдельно, мы всегда будем видеть «Пизанские башни-близнецы», чья перспектива может быть объяснена только тем, что наклон одной из башен гораздо больше.

Динамический эффект Эббингауза

Геометрическая иллюзия Эббингауза возможна благодаря нашему восприятию отношений между размерами объектов. Человек среднего роста будет казаться выше или ниже в зависимости от того, будет он стоять рядом с профессиональным баскетболистом или с хоббитом. Так и центральный круг будет казаться больше или меньше в зависимости от размера окружающих его объектов. Этот феномен можно объяснить следующим образом: наше восприятие подстраивается под определенное отношение между объектом и его окружением и извлекает из него некий критерий, который затем переносится на новую ситуацию. Для простоты это можно сравнить с восприятием звуков: если ваш ноутбук вдруг перестанет гудеть, вы мгновенно осознаете наступившую в комнате тишину, хотя до этого могли и не обращать внимания на издаваемый им шум. В классической иллюзии Эббингауза объекты статичны, но оказалось, что визуальный эффект значительно усиливается в динамике: согласно ученым Университета Невады, авторам иллюзии, погрешность в восприятии размера увеличивается почти вдвое.

Мультисенсорная иллюзия «исчезающей руки»

Эта иллюзия, изначально задуманная учеными Ноттингемского Университета как симуляция потери чувствительности у переживших инсульт пациентов, использует зрение, осязание и чувство положения тела. Участник эксперимента не замечает, как постепенно изменяется его восприятие положения собственных рук: после специальных манипуляций, запрограммированных учеными, руки оказываются гораздо дальше друг от друга, чем кажется испытуемому. Когда правая рука исчезает с экрана, он тянется к ней своей левой рукой, но все, что он находит, это пустой стол. Сочетание потери видимости и физического контакта со своей рукой создает полную иллюзию ее отсутствия. Подобные эксперименты доказывают, что ошибки восприятия могут происходить не только при просмотре оптических иллюзий - весь наш аппарат рецепции и интерпретации реальности сильно ограничен абстрактными моделями, выработанными нашим мозгом в процессе эволюции. Мы не знаем, как на самом деле выглядит и звучит реальность, мы не знаем точно, какова она на ощупь, нас легко ввести в заблуждение, но именно благодаря научным исследованиям мы сможем приблизиться к наиболее полному восприятию окружающего мира.

Узнать больше об иллюзиях:

С самого детства нас привлекают слова "волшебство" и "магия". И мы чувствуем неподдельный восторг, когда кто-то показывает фокусы, хотя и понимаем, что магические трюки ничто иное как представление, не имеющее ничего общего с реальностью. Представляем вашему вниманию ошеломляющие фокусы выдающихся иллюзионистов.

Дэвид Копперфильд «Пила смерти»


Дэвид ложится на стол лицом вниз, ассистенты приковывают его ноги, туловище и руки к столу, и закрывают в короб. Над ним установлена огромная циркулярная пила, которая начинает работать и медленно опускаться вниз. У Дэвида ровно минута, чтобы освободиться и выбраться на волю перед тем, как пила распилит его. Он не успевает, начинает суетиться, пила разрезает его точно посередине. Через несколько секунд он приподнимает голову. Ещё через секунду два ассистента раздвигают половинки стола в разные стороны, на одной лежат ноги, а на другой - туловище. Обе половины подвозят друг к другу, из зала раздаётся крик: «подвигай ногами!». Дэвид смотрит на свои ноги и через секунду они начинают шевелиться. После чего он запускает механизм в обратную сторону, пила начинает крутиться, половинки соединяются, короб закрывает Дэвида и его ноги. Через секунду, он поднимается целым и невредимым.

Крис Энджел «Хождение по воде»


Крисс Энджел- американский иллюзионист, гипнотизёр, музыкант. Признан лучшим фокусником 2001, 2004, 2005, 2007, 2008, 2011 годов. Крисс Энджел самый мрачный фокусник из этого списка, знаменитый своими шоу Сумасшедший, Феномен. Он известен своей темной магией. В этой иллюзии показывается бассейн с людьми, которым он показывает, что может идти по воде, выполняет свой трюк, пока они смотрят и плавают вокруг него и под ним. В 2006 году вышла его книга, в которой он раскрывает секреты своих фокусов. Однако эту книгу нельзя найти на прилавках книжных магазинов, ему можно приобрести лишь только на официальном сайте Криса.

Пол Дэниелс “Кубок”


Пол Дэниэлс- известный британский фокусник и телеведущий. Зрителям нравились выступления Пола Дэниелса, потому что они были динамичными и по-настоящему захватывающими. Своими быстрыми движениями рук Пол мог настолько долго развлекать публику, что он по праву считался наилучшим фокусником в своём жанре. Голливудская академия магических искусств в 1983 году даже отметила его престижной наградой “Маг года”.

Ланс Бартон «Голуби»


Ланс Бартон - манипулятор мирового класса, имеет собственный театр иллюзий в Лас-Вегасе. Участвовал в многочисленных телепередачах, выступал перед королевой Елизаветой II и президентом Рональдом Рейганом. В августе 1994 года Бартон подписал 13-летний контракт (самый долгий контракт для иллюзиониста за всю историю Лас-Вегаса) с Monte Carlo Resort. Специально для его выступлений был построен «Театр Ланса Бартона» на 1274 места, стоимостью 27 миллионов долларов. Открытие состоялось 21 июня 1996 года. Согласно сведениям журнала USA Weekend, за 13 лет работы прибыль Бартона составила более 110 миллионов долларов. Главная иллюзия мага заключалась в том, что он, стоя на улице во фраке и цилиндре, доставал голубей, свечи и трости прямо из воздуха. С этим номером он выиграл FISM в 1982 году, тем самым став самым молодым из всех, кто выигрывал приз этих соревнований.

Ричард Росс «Соединенные кольца»

Ричард Росс был голландским фокусником, известным своей ловкостью рук. Трюк «Соединенные кольца» был исполнен в 1983 году. Нужно было внимательно следить за кольцами, как они невероятно приближаются и отдаляются друг от друга.

Гарри Блэкстоун младший «Парящая лампочка»

Гарри Блэкстоун младший (1934 – 1997) – американский фокусник. Уже с 6 месяцев Гарри начинает принимать активное участие в представлениях своего отца, а отцом его являлся Гарри Блэкстоун старший, которого называют легендой, ведь именно он поднял на невиданный уровень технику иллюзий и волшебства, которые намного опередили его эпоху. В фокусе «Парящая лампочка» зрители наблюдают лампочку без проводов, летящую по сцене и залу.

Дэвид Блэйн «Удаление передних зубов»


Дэвид Блэйн- американский иллюзионист. Начал заниматься уличной магией в 1997 году. Его шоу на ABC сразу завоевало популярность. С 1999 года Блэйн периодически показывал более грандиозные «чудеса», среди которых: Заморозка во льду (2000); «Головокружение» - 35-часовое «стояние» на вершине 22-метровой колонны (2002); 44-дневное заточение без еды в ящике над поверхностью Темзы. В фокусе «Удаление передних зубов» он, подходя от одного человека к другому, прямо на камеру вынимал у каждого зуб изо рта. Дэвид Блэйн является дипломированным специалистом в сфере уличной магии и магических представлений.

Дэвид Копперфильд «Исчезновение статуи Свободы»


Фокус с исчезновением статуи Свободы изобретен известным конструктором фокусов Джимом Стейнмейером. Исполнялся один раз - Дэвидом Копперфильдом в 1983 году. Перед статуей Свободы поставлены две вышки. На фоне ночного неба видна ярко освещённая Статуя, на радаре видна отметка от неё. На вышках поднимается покрывало, Дэвид закрывает собой радар, покрывало опускается - статуя исчезла, видно только кольцо огней вокруг неё. Отметка радара тоже исчезает. Снова поднимается-опускается покрывало - статуя появилась как ни в чем не бывало. Естественно, изображение на радаре - имитация (причём имитация неумелая - развертка обрисовывает линии сетки, в то время как Статуя отображается независимо от движения развертки; к тому же, дальняя от радара сторона статуи вообще не может быть отображена).

Джонатан и Шарлотта Пендрагон «Метаморфозы»

Фокус «Метаморфозы», придуманный иллюзионистом Джоном Невилом Маскелином в XIX веке, в XX веке приобрел статус легендарного. По мере сил его старались выполнять все фокусники, от Гудини до Марка Уилсона, и каждый привносил в номер что-то новое. Особенно отличились в деле усовершенствования «Метаморфоз» Джонатан и Шарлотта Пендрагон. Они так набили руку и другие части тела на этот фокус, что кульминацию проворачивали за рекордные две секунды. С этими секундами Пендрагоны и вошли в юбилейное 50-е издание Книги рекордов Гиннесса. В 2006 году Джонатан Пендрагон упал на стрелу во время репетиции опасного трюка. Стрела задела печень, желудок и сердце, но он выжил. Их фокус метаморфозы признан самым быстрым фокусом в истории. Пара известны своими опасными иллюзиями.

Пенн и Теллер «Ловля пули»


Совершенства в исполнении трюка с пулей достигли американские иллюзионисты Пенн и Теллер, которые не только просили кого-то из зрительного зала выбрать пули, подписать их своими инициалами и зарядить пистолет, но и одновременно стреляли друг в друга. Вслед за этим фокусники демонстрировали "пойманные" и зажатые между зубами патроны и обращались к тем же самым зрителям с просьбой проверить наличие сделанных ранее подписей. "Ловля пули" заведомо подразумевает обман, так как физически невозможно остановить вылетающий из пистолета патрон зубами и остаться в живых. Иллюзионисты используют подсадных зрителей или, отвлекая внимание публики, с помощью незаметных манипуляций извлекают пули из заряженного пистолета перед тем, как выстрелить. Однако, даже при точно выверенном сценарии и слаженной работе ассистента и фокусника, этот трюк остается одним из самых опасных: более 10 профессиональных иллюзионистов погибли при исполнении именно этого номера.

Есть свои секреты, спрятанные в шляпе или рукаве. Однако для того, чтобы стать известным фокусником и получить всеобщее признание – необходимо пройти долгий, тернистый путь.

Для создания идеальной иллюзии требуется отточенная техника, исключительная ловкость и организаторские способности. Добро пожаловать в мир магии!


Про магию

Кролики – не домашние животные



В штате Квинслэнд, Австралия, запрещено заводить кроликов в качестве домашних животных. Разрешено их содержание дома только в том случае, если вы докажете, что действительно являетесь иллюзионистом.

В противном случае вам грозит штраф в размере 45.500$.

Немецкая ассоциация иллюзионистов

Самая крупная организация иллюзионистов в Германии насчитывает около 3 тысяч членов и строго следит за правилами и сохранением стандартов этой профессии. Для того, чтобы в нее попасть, необходимо сдать так называемый магический экзамен.

Ежегодно ассоциация устраивает чемпионаты Германии по магии. Каждый раз на этом чемпионате выбирают "Волшебника года".

Заклинания



Предполагается, что заклинания имеют определенный магический эффект и подвластны тем, кто обладает волшебными способностями. Их можно найти в старинных литературных документах.

Например, Мерзебургские заклинания датированы 8-м веком, а заклинание "Абракадабра", впервые упомянутое в 3-м веке, было предназначено для предотвращения несчастий и болезней и подразумевало вызов добрых духов.

Термины



Есть ли разница между магами, волшебниками и иллюзионистами? Ответ – несомненно, есть.

Иллюзионисты работают на сцене с реквизитом и за каждым их трюком есть его объяснение. В то же время, магия и волшебство подразумевают вмешательство сверхъестественных сил.

Самая крупная федерация магов



В мире существует огромное количество различных ассоциаций иллюзионистов. Крупнейшая из них – Международная Федерация Магических сообществ, которая насчитывает более 60 тыс. последователей из 55 стран.

Раз в три года Федерация устраивает чемпионаты мира по искусству магии, где соревнуются представители из разных стран в нескольких категориях.

Ученик чародея

Несмотря на то, что нет никаких официальных учебных курсов для магов, чародеев и иллюзионистов, есть некоторые частные школы, предлагающие базовую подготовку для тех, кто хочет погрузится в волшебный мир.

Иногда иллюзионисты раскрывают свои секреты на конференциях и семинарах, посвященных этому искусству. Некоторые даже продают свои собственные трюки в специализированных магазинах. Однако новичкам может понадобиться много времени, чтобы отточить умения, ведь лучший способ чему-то научиться – это практика, и еще раз практика.

Что-то не так



В 1956 году один иллюзионист исполнял трюк с распиливанием человека в прямом эфире и ассистировала ему его жена. В тот момент, когда он распилил ее на две части, запись резко оборвалась.

Сердобольные зрители подумали, что что-то пошло не так и иллюзионист на самом деле распилил жену, но оказалось, что просто-напросто кончилось экранное время.

Читайте также:

Таинственный маг



Китайский император Цинь однажды отправил своего личного мага на поиски эликсира жизни. Маг отплыл от берегов Китая, забрав с собой "жертву" в виде 6000 мальчиков и девочек.

Он отправился на поиски, но так и не вернулся. Говорят, что маг обосновался в Японии и стал императором.

Магические трюки

Распиливание человека пополам

Это одна из самых известных в мире иллюзий. Впервые она была представлена публике в 1921 году в США.

Трюк заключается в том, что ассистента – обычно женского пола – помещают в закрытый ящик, распиливают на две части, после чего совмещают их обратно и человек выходит из ящика целым и невредимым. Иллюзионисты по всему миру включают распиливание человека в список своих магических трюков и обыгрывают классический вариант, привнося в него свежести и новых идей.

Онлайн-магия



Это очень странно звучит, но онлайн-магия действительно существует. В современном интернете есть все, что только можно себе представить. В том числе и различные магические онлайн-трюки, не требующие присутствия мага по ту сторону экрана.

Обычно это различные иллюзии и карточные фокусы. В одно время в интернете появился трюк "Хрустальный шар Эсмеральды", который сразу же стал вирусным. Многие люди были настолько наивны, что считали, что их компьютеры обладают магическими способностями.

Их вера в это разрушилась, когда в сети появилась страничка, посвященная раскрытию секрета этого трюка.

Секреты иллюзионистов

Секрет в основе трюка

Самые таинственные в мире трюки принадлежат, несомненно, области магии и волшебства. Если иллюзионист раскроет все свои секреты, он более не будет привлекателен для людей, к нему потеряют интерес, и он останется без средств на существование.

Именно поэтому члены Немецкой Ассоциации Иллюзионистов весьма неохотно раскрывают свои секреты.

Рискованные трюки



Несмотря на то, что в основном все происходящее на сцене – иллюзия, волшебные представления не всегда оканчиваются успешно. Известны случаи, когда иллюзионисты огибали прямо во время шоу.

Наибольшая смертность наблюдается среди иллюзионистов, практикующих номера, связанные с побегом из ящиков с водой, огня и т.д. Несколько фокусников погибли, пытаясь поймать пулю. Магия тоже может быть весьма опасной.

Лучшие фокусники

Самое грандиозное шоу

Братья Эрлих – самые настоящие звезды магического сообщества в Германии. Летом 2016 года на одном из стадионов Франкфурта прошло их собственное шоу, полное магии и иллюзий. Его посмотрели 38,503 человека!

Это, несомненно, мировой рекорд. Эти братья – самые знаменитые иллюзионисты в Германии, и их трижды номинировали на премию "Иллюзионист года".

Несправедливая дисквалификация

1988 году иллюзионист по имени Леннарт Грин участвовал в мировом чемпионате иллюзионистов. Его выступление было настолько безупречным, что судьи посчитали его обманщиком и дисквалифицировали.

Три года спустя Грин вернулся на чемпионат мира и, позволив судьям самостоятельно перетасовать карты, доказал свою честность. Ему присудили почетное первое место.

Ловкость рук – и никакого мошенничества



В 2006 году, после своего выступления, знаменитый иллюзионист Дэвид Копперфильд возвращался домой пешком со своими двумя ассистентками. В какой-то момент из припаркованной машины выпрыгнули два вооруженных подростка и приказали Дэвиду с ассистентками вывернуть карманы.

Они явно не поняли, кто находится перед ними. Перепуганные помощницы выложили телефоны и деньги, а Дэвид, используя ловкость рук и тренированные навыки, спрятал имущество так, что горе-грабители увидели только пустые вывернутые карманы.

Тот, кто обманул Гудини



Знаменитый иллюзионист Гарри Гудини хвастался, что, увидев трижды карточный трюк, с легкостью сможет раскрыть его секрет. Однако профессор и иллюзионист Дай Вернон бросил ему вызов.

После того, как Гудини с седьмой попытки не смог разгадать секрет трюка, Вернона окрестили "Тем, кто обманул Гудини".

Лучшие иллюзионисты

Богатство



Создание иллюзий может приносить фокусникам огромные деньги. Самым богатым иллюзионистом в мире является Дэвид Копперфильд, состояние которого оценивается в 800 миллионов долларов. По состоянию на сегодняшний день, он продал более 35 миллионов билетов на свои шоу.

В 2015 году журнал "Форбс" назвал его одним из богатейших известных людей мира. Дэвид Копперфильд так же является владельцем сети курортных островов на Багамах.

Другими успешными иллюзионистами являются Пенн и Теллер, Зигфрид и Рой, Лэнс Бертон и Дэвид Блейн.

Черная магия

Где практикуется

Если искать связь между черной магией и религией – в основном черная магия практикуется в индуизме. Колдуны, занимающиеся черной магией зачастую ассоциируют себя с индуистскими божествами.

Эффекты

Последствия черной магии могут быть различными – от изменений в поведении, до резкого и серьезного ухудшения здоровья без видимой на то причины, а так же появление некоторых психических расстройств.

В самых тяжелых случаях в доме человека, подвергшегося черной магии, могут погибать растения, а его ногти могут почернеть.

Научное объяснение



Несмотря на то, что на первый взгляд может показаться, что за черной магией стоят сверхъестественные силы – на самом деле это не так. У ее эффектов есть вполне научное объяснение.

Доказано, что негативная энергия способна влиять на физическое и психологическое состояние людей.

Зомби

Истории о зомби впервые появились на Гаити, когда бокоры (черные маги) травили своих жертв особым нейротоксином, получаемым из яда иглобрюхих рыб. При этом появлялась вялость, заторможенность и обостренное восприятие окружающего мира.

Колдуны использовали иллюзии и визуальные эффекты для усиления действия токсина. При этом человек находился в абсолютно неуравновешенном состоянии, так что его было очень легко контролировать.

Знаменитые иллюзионисты

Мировые звезды



Каждый, то увлекается иллюзиями, магическими трюками с животными и фокусами, не может не знать немецко-американский дуэт Зигфрид и Рой. Зигфрид Фишбахер и Рой Хорн заработали мировую известность благодаря магическим шоу со львами и белимы тиграми в конце ХХ века.

На сегодняшний день их шоу в Лас- Вегасе считается самым дорогостоящим и сложным шоу в мире. В 2003 году, во время выступления, Рой получил серьезную травму, но оправился и уже через 10 дней вернулся на сцену. Вскоре после этого дуэт завершил карьеру.

Военное время



Потомственный британский иллюзионист Джаспер Маскелайн обрел известность во время Второй Мировой Войны. Он попал в подразделение, получившее название "Команда волшебников". Наряду с Джаспером в этом подразделении работали лучшие фокусники и жулики, с легкостью обманывающие людей.

Получить добро на создание подобной группировки было не так-то просто – Маскелайну пришлось создать иллюзию с появлением на Темзе проекции немецкого крейсера. Для этого трюка он использовал его модель и зеркала.

Джаспер с помощью своего мастерства создавал иллюзии и камуфляж, позволяющий обмануть противника.

Фокусы - это занимательный и остроумный ребус, который зрителю предстоит решить в доли секунды. Потому что закон жанра требует быстроты, моментальности. Публика не успевает осмыслить увиденное. Одно волшебство следует за другим, и кажется, что привычный и устоявшийся миропорядок рушится под напором следующих друг за другом невероятных превращений.

Первые фокусы (Древний Египет)

Скалы на берегу Нила и вырубленный в них примерно в 1260 году до н. э. храм Абу-Симбела... Его можно считать первым иллюзионным аппаратом, который известен людям. Дважды в год, в день своего рождения и в день вступления на трон, в нем появлялся фараон Рамзес II. Таинственная атмосфера, сотни людей в ожидании чуда, храмовые жрецы читают древние заклинания и магические формулы. Они призывают солнце пробиться сквозь тучи и явить народу фараона. И чудо происходит. В нужное время, словно повинуясь жрецам, косой солнечный луч пронзает проем узкой двери, проникает в низкое и темное помещение и освещает находящуюся во тьме фигуру правителя.

Так описывали церемонию старинные папирусы. Разгадку этой тайны смогли найти исследователи древней цивилизации только в ХХ веке. Доисторические архитекторы точно знали, откуда и в котором часу в дни проведения церемонии будет подниматься солнечный диск. Они смогли сориентировать сообразно движению солнца двери храма, через которые луч проникал в помещение и комнату, в которой находился Рамзес II. Эффект от этой иллюзии был потрясающий - подданные искренне верили, что светило само указывает на властителя.

Этот исторический факт может дать один из возможных ответов на вопрос: «Что такое фокус?» Возможно, что это использование накопленных знаний для достижения желаемого результата! Такой ответ вполне вероятен.

Манипуляторы Древней Греции

Мистические иллюзии жрецов не могли остаться незамеченными. В Древней Греции фокусники появились во времена греко-персидских войн. Но показывали они свое искусство не в храмах, а на ярмарочных площадях. Удивительно, но в сочинениях грамматика и ритора Алкифрона (III век н. э.) есть упоминание о трюке, который дожил до наших дней. В своей книге он описывает, как бродячий фокусник поставил на стол три кубка и положил три камешка. Невероятным образом камешки перемещались - оказывались под одним кубком, затем исчезали и находились во рту фокусника. А после этого совсем пропали, но иллюзионист стал доставать их из карманов, ушей или волос зрителей. Публика смеялась и удивлялась проворству исполнителя, потому что фокусы - это, в первую очередь, остроумный и занимательный спектакль.

Иллюзия между наукой и шарлатанством

Развитие иллюзионного искусства в средневековой Европе шло бок о бок с вполне научными экспериментами. Никто не отличал, где магия и шарлатанство, а где опыты в области химии или оптики. Этим занимались многие известные люди, чьи имена дошли до наших дней. Знаменитый астролог и предсказатель Мишель Нострадамус (1503-1566) не гнушался показывать фокусы. Это, безусловно, усиливало степень его воздействия на падкую до чудес и загадочных явлений публику. Сохранилось описание оптического опыта, который демонстрировал великий мистик. Сквозь открывающуюся панель в потолке помощники опускали вниз куклу, а затем ее поднимали обратно и закрывали люк. Зрители наблюдали за этим сквозь узкую щель в стене, в которую была вмонтирована трехгранная прозрачная призма. Она давала «перевернутый» эффект. Казалось, что кукла поднимается снизу и там же исчезает. Затем зрителей впускали в комнату, и они осматривали пол. Но он был сделан из камн,я и какие-либо тайные люки в нем отсутствовали.

Отражение в произведениях искусства

Популярность иллюзионных показов стала настолько широкой в Средние века, что многие писатели и художники не могли обойти вниманием эту тему. Они отражали в своем творчестве некоторые моменты, содержащие элементы чародейства или фокусы. Наука, магия или искусство - сложно дать короткое явлению. Но в известных классических произведениях видно их влияние на средневековую культуру.

Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569) на одной из своих картин изобразил свержение мага с трона. Бродячие артисты были изображены на полотне в личине дьяволов. Другой голландец, Иероним Босх (1450—1516), в своем творчестве также обращался к изображению бродячих фокусников, магов и чародеев.

Знаток Гете (1749-1832) в своем «Фаусте» тоже живописует магические картины Средневековья. Вино, которое фонтанирует из стола и загорается, освобождающаяся от оков Маргарита. Обезглавленный, несущий в руках свою отрубленную голову. Все эти трюки составляли основу репертуара артистов, показывающих фокусы. В чем их секрет и привлекательность на протяжении столь долгого времени? Видимо, в желании людей проникнуть в тайну и неистребимой вере в чудеса.

Проникновение в Россию

Первые серьезные иллюзионные показы в России прошли при участии иностранных гастролеров. Они проводились в крупнейших театрах того времени. В была площадка Малого театра, а в Санкт-Петербурге зарубежные иллюзионы демонстрировались на сцене Александровского театра. К этому времени иллюзионное искусство трансформировалось. В нем стали широко использовать технические новинки того времени. Остались в прошлом дни, когда уделом магов и чародеев были дешевые ярмарочные представления. Всеми доступными способами они подводили публику к мысли о том, что фокусы - это серьезно.

Иностранные гастролеры в России

Особенно насыщенным по демонстрации в России таких представлений был XIX век. Многие из артистов были настоящими большими мастерами своего жанра.

Карл Германн - представитель знаменитого семейства европейских магов. Он был артистичен, во время показов много шутил и превращал зрителей в своих помощников. При этом был одним из первых, кто стал применять большую иллюзионную аппаратуру. В его репертуаре был трюк «Мальчик в воздухе» - исполнитель опирался рукой о длинный шест. При этом его ноги были оторваны от земли. По требованию зрителей из одной и той же бутылки артист наливал различные напитки - то молока до шампанского.

Карл Мекгольд, прибывший на гастроли в Москву, покорил публику настолько, что газеты того времени сравнивали его с Шиллером и Моцартом в своем искусстве. В руках артиста медная монета превращалась в лягушку, которая, в свою очередь, становилась канарейкой. Зрители отдавали артисту платки, часы, украшения. Все эти предметы оказывались в скрипке, которая висела на стене в закрытом футляре.

Покорил взыскательную публику чародей и маг Бартоломео Боско. Его представления вызывали шквал восторженных откликов. Сам артист представал перед зрителями в костюме без рукавов. Весь используемый им реквизит был предельно простым - открытые столики на тонких ножках, отсутствие скатертей, в которых можно было что-то спрятать. Казалось, предметы действительно исчезают и появляются, повинуясь желанию артиста. Зрители сходились в единодушном мнении, что демонстрируемые Боско опыты (фокусы) - это волшебство.

Первые русские фокусники

Не отставали из зарубежных коллег и российские фокусники. История сохранила имена некоторых из них. В 1828 году за Рогожской заставой находилась арена для травли зверей. Там выступал некто Карасев - он показывал «необыкновенные механические опыты». Под присмотром зрителей исполнитель прятал в ящике ручной хронометр, но он исчезал. На месте часов появлялась птица. Спрятанное в том же ящике украшение находили в кармане зрителя.

В другом амфитеатре, у Тверских ворот, выступал фокусник Соловьев. В афише он называл себя «несгораемым человеком». Его опыты (трюки) были связаны с огнем.

В 1835 году бывший механик Никулин показывал свое магическое представление на сцене Малого театра в Москве. Искусный мастер, он использовал в своих показах множество самостоятельно сделанных иллюзионных приспособлений. А еще дошли сведения о выступлении в те же годы таких русских фокусников, как Купаренко, Василий Корчагин и Иван Мартин.

Хотя при этом важно отметить, что выступления доморощенных русских артистов публика воспринимала холоднее, чем представления их иностранных коллег. Словари русского языка отражают отношение к этому виду искусства в России через значение слова «фокус» - фиглярство, морока, обман.

Наиболее сильное развитие получило иллюзионное искусство в Советском Союзе. Создавались новые иллюзионные аттракционы и небольшие номера. Постепенно ушли в прошлое броские которые традиционно брали себе русские фокусники. Изменилось и само отношение к артистам, и понимание того, что такое фокус. Магическая и мистическая подоплека этого явления осталась в прошлом. Лучшие представители жанра словно приглашали зрителей в игру и говорили: «Сейчас вы будете обмануты, но вам по силам раскрыть этот обман».

К числу таких мастеров можно отнести знаменитого иллюзиониста Э. Т. Кио, первую советскую женщину-иллюзионистку Клео Дороти (Клавдия Карасик). Традицию использовать в иллюзии технические новинки блестяще продолжил Анатолий Сокол. Отар Ратиани создал оригинальный аттракцион «Человек-невидимка» по роману Г. Уэллса. Еще один шедевр иллюзионной партитуры Советского цирка - «Водная феерия» Ильи Символокова. А в финале выступления Анатолия Шага-Новожилова на цирковом манеже появлялось целое поле колосящейся ржи и народные хороводы. Артисты не просто показывали фокусы - они развивали свое искусство, делали его социальным и злободневным.

Чудеса не заканчиваются

Так в чем же состоит притягательность, которую несут в себе фокусы? Волшебство своими руками может сделать каждый - видимо, именно в этом их популярность и долголетие. Ведь необязательно становиться профессиональным артистом-чародеем. Большое количество доступной литературы дает возможность овладеть несложными, но эффектными трюками. Да и крупный реквизит для этого не потребуется - колода карт, носовой платок, несколько монет или шариков. А изумленные глаза зрителей, словно машина времени, способны перенести исполнителя на тысячелетия вглубь веков. Ведь так смотрели древние египтяне на чудеса, происходящие в храме фараона Рамзеса в 1260 году до нашей эры.