Как жил хворостовский в детстве. Встреча с будущей супругой

Почему он никогда не рассказывал о первом браке

Его трагическая смерть для многих стала тяжелым ударом, и особенно для близких. Вот только в СМИ, вспоминая важные вехи жизни певца, почему-то до сих пор обходят стороной его старших детей. А ведь они после смерти Хворостовского остались полными сиротами…

Дмитрия Хворостовского и его жену Флоранс многие считали идеальной парой. Ради него Флоша (так ласково Дмитрий называл свою супругу) бросила певческую карьеру, полностью посвятила себя семье. От них так веяло счастьем, что все и позабыли о том, что в жизни Хворостовского была еще одна женщина. Связь с которой окружающие никогда не одобряли. И которая принесла ему немало страданий.

«В ЯРОСТИ ИЗБИЛ ОБОИХ»

Балерину Светлану Иванову, хрупкую и нежную, так нуждающуюся в защите, он встретил за кулисами Красноярского театра оперы и балета. Там Дмитрий стал выступать, еще будучи студентом, а Светлана танцевала в кордебалете. Рассказывают, что от любви юный Хворостовский тогда совсем потерял голову. А вот окружающие осуждали этот союз. В балетных кругах шептались, что Света слишком любит противоположный пол, поэтому вряд ли будет хранить верность своему пылкому возлюбленному. К тому же она, на пару лет старше его, уже была замужем, от первого брака росла дочь Мария. И после развода продолжала жить в одной квартире со своим бывшим мужем.

Дмитрий ухаживал за Светланой около двух лет. Затем перевез ее вместе с дочкой в свою небольшую квартирку. А еще спустя время официально узаконил отношения, параллельно удочерив девочку Машу…

И все-таки не зря окружающие были против этих отношений и активно намекали Дмитрию на любвеобильность Светланы. Уже после свадьбы случился крайне неприятный эпизод - как будто из анекдота про «рогатого мужа». Хворостовский был на гастролях и, решив сделать сюрприз любимой жене, вернулся раньше. Сюрприз действительно удался - на супружеском ложе он обнаружил Светлану со своим ближайшим другом. И, всегда спокойный и невозмутимый, в этот раз не сдержался.

«Он в ярости избил обоих так, что мало не показалось. Мужчине сломал два ребра, а Свете полностью отбил яичники. Поэтому она потом так долго не могла родить, лечилась», - так позже рассказывал журналистам об этом случае один из танцоров Красноярского театра, который был близко знаком с семьей певца.

«ФЛОША МЕНЯ СПАСЛА»

Но даже после этого инцидента Дмитрий продолжал любить свою жену. Он поверил ее обещаниям, что это была первая и последняя измена и что дальше все будет по-другому. И поэтому, когда в 1994 году Хворостовского пригласили работать в Лондон, вместе с ним на новое место жительства отправились и Светлана с дочкой Машей.

В 1996-м в жизни супругов случилось радостное событие: на свет появились близнецы - сын Даниил и дочь Александра. Казалось бы, о чем еще мечтать: карьера идет в гору, дома ждут красавица-жена и двое малышей. Однако в семье все чаще и чаще стали происходить скандалы. На нервной почве у Хворостовского открылась язва. А еще он стал выпивать. Постоянно увеличивая дозу.

«Я человек без тормозов, иногда начинал и не мог остановиться, - вспоминал позже певец. - В какой-то момент стала отказывать память, я не всегда контролировал свои поступки. Это был уже тревожный сигнал. До определенного момента дарование позволяло выходить сухим из воды, но так не могло продолжаться вечно».

Именно в тот период и появилась она, его спасительница. В 1999 году Хворостовский выступал в Женеве с партией Дон Жуана. Одну из небольших ролей исполняла певица Флоранс Илли. По сюжету Дмитрий должен был с ней целоваться…

Сам певец, даже несмотря на неспокойную обстановку в семье, не собирался ничего менять. Ему казалось, что отношения со Светланой еще можно наладить, и жизнь пойдет своим чередом. Поэтому перед поцелуем он на всякий случай Флоранс предупредил: «У меня жена и двое детей». Но вскоре сам пал перед чарами привлекательной итальянки с французскими корнями.

«Это она меня спасла, Флоша, - говорил позже Дмитрий. - С ней моя жизнь заиграла яркими красками! Мне и думается, и дышится, и поется легко. Я всегда искал внутренний баланс и благодаря этой женщине нашел его. Все встало на свои места. Флоша позволяет мне быть самим собой, с большим пиететом относится к тому, что я делаю в профессии, - и для меня это очень важно».

ТЯЖЕЛЫЙ РАЗВОД

Когда Дмитрий сообщил Светлане о желании развестись, та сначала подумала, что это какая-то глупая шутка. За годы брака она уже привыкла, что, как бы ни развивались события, в итоге ей всегда все прощается.

Развод был непростым. В итоге Светлане удалось отсудить почти все имущество, которое было нажито за годы совместной жизни. К Флоранс Хворостовский отбыл практически налегке, а бывшая жена осталась в большом доме в элитном районе Лондона, с припаркованным там роскошном автомобилем и с солидными алиментами на содержание детей. Причем через 10 лет, когда карьера Хворостовского взлетела на небывалую высоту, Светлане удалось увеличить эту сумму вдвое. Кроме того, согласно решению суда, певец должен был обеспечивать бывшую жену до тех пор, пока та не выйдет замуж.

Но даже несмотря на солидное содержание, Светлана продолжала проклинать Дмитрия, считая его предателем. Она настраивала детей против отца, что сам Хворостовский переживал очень тяжело. Каждую встречу с дочкой Сашей и сыном Даниилом ему приходилось выбивать буквально с боем. Когда же в интервью Дмитрия спрашивали о детях от первого брака, он всякий раз старательно обходил эту тему, честно признаваясь: для него это слишком болезненно.

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ НАСЛЕДСТВО?

Больше экс-супруги лично не общались, передав эти полномочия своим адвокатам. Лишь когда стало известно о смертельном диагнозе певца, Светлана забыла былые обиды и позвонила Дмитрию. Это был их последний разговор…

31 декабря 2015 года Светлана ушла из жизни. Ее смерть была неожиданной и нелепой. Светлана заболела менингитом, однако всерьез к своему недугу не отнеслась, в итоге все перешло в заражение крови. Буквально за несколько дней болезнь «сожрала» 56-летнюю, еще полную сил женщину.

После ее ухода Дмитрий взял на себя все заботы о старших детях. Александра и Даниил постоянно общались со своими младшими братом и сестрой - Максимом и Ниной, которые родились в браке с Флоранс.

Сейчас Саше и Даниле - 21 год. Оба уже выбрали, чем будут заниматься в жизни. Александра - художник. Пока еще не особо известный, но с перспективами. По крайней мере так считал Дмитрий Хворостовский. Ну а Данила пошел по стопам отца и стал музыкантом. Правда, он не поет, а играет на гитаре. Но если вспомнить, что сам Дмитрий в юности начинал с местных рок-групп и именно в этом видел свое предназначение, то все встает на свои места.

На похороны Дмитрия Хворостовского в Москву прилетели все его пятеро детей - включая удочеренную Марию. А спустя время Александра опубликовала у себя в микроблоге раритетные фото. Снимки были сделаны много лет назад, когда Дмитрий еще жил в браке со Светланой, и со стороны они выглядели вполне гармоничной парой. Конечно, старшим детям сейчас непросто. Ведь они в свои 20 с небольшим остались круглыми сиротами, похоронив за столь короткий срок и мать, и отца.

Сейчас, когда все наследники вернулись в Лондон, им предстоит нелегкая перспектива раздела имущества. Пока непонятно, по каким законам будет рассматриваться дело о наследстве. Почти все имущество Хворостовского находится на территории Англии. Согласно британским законам дети могут вовсе ничего не получить - все достается вдове. Но, думается, Флоранс удастся достойно и без скандалов разрешить вопросы наследства…

Дмитрий Хворостовский дебютировал на сцене Большого театра в июне 2016 года, когда выступал с концертом по случаю Дня защиты детей. А на декабрь того же года были намечены и спектакли с его участием. Но от роли Маркиза де Позы в постановке "Дон Карлос" ему пришлось отказаться – артист боролся с опухолью мозга и в это время проходил курс химиотерапии.

ПО ТЕМЕ

Незадолго до смерти он успел записать пластинку "Верди. Риголетто". С этой работой певец был номинирован на "Грэмми", но американцы решили не отдавать победу русскому артисту. Поэтому символично, что со сцены российского Большого этот диск был объявлен лучшим в номинации "Классический альбом года".

Получать награду за сына из Красноярска прилетели его родители – Людмила Петровна и Александр Степанович. Зал стоя аплодировал им, отдавая дань великому артисту и его семье. А со сцены звучало посвящение Дмитрию Хворостовскому – Ave Maria в исполнении блистательной корейской певицы Суми Йо. Зрители Большого плакали вместе с родителями Хворостовского – и это был самый трогательный фрагмент церемонии.

Кстати, именно отцу Дмитрий был во многом обязан в профессиональном плане. Александр Степанович хорошо владел игрой на фортепиано, великолепно пел, коллекционировал записи оперных певцов. Свое увлечение он передал сыну, всерьез занявшись его музыкальным образованием.

За кулисами с Людмилой Петровной и Александром Степановичем много общалась оперная дива Анна Нетребко. Она была очень дружна с Дмитрием, поэтому его уход восприняла как личную драму. С прессой родители Хворостовского не беседовали. Они очень сдали после смерти сына и не любят шумихи вокруг себя.

За день до смерти Дмитрия родители прилетали к нему в Лондон и сумели даже пообщаться, насколько это было возможно в его состоянии. Артиста, напомним, не стало 22 ноября 2017 года. Ему было 55 лет...

Советский, российский, британский оперный певец (баритон).
Заслуженный артист РСФСР (6.04.1990).
Народный артист России (5.08.1995).

Окончил Красноярское педагогическое училище имени А.М. Горького и Красноярский институт искусств по классу заслуженного деятеля искусств РФ профессора Е.К. Иофель, ученицы М.Н. Риоли-Словцовой - супруги выдающегося русского тенора П.И. Словцова.

В 1985-1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.

После победы в 1989 году в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе имел с 1990 года ангажементы в лучших оперных театрах мира: Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Баварская государственная опера, Munich State Opera, Берлинская государственная опера, театр Ла Скала (Милан), Венская государственная опера, Театр Колон (Буэнос-Айрес), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Лирическая опера в Чикаго, Мариинский театр Санкт-Петербурга, московский театр «Новая Опера», оперная сцена Зальцбургского фестиваля.

Оказывал поддержку и молодым коллективам, как, например, Балтийскому симфоническому оркестру.
Записал с В.А. Гергиевым и оркестром Мариинского театра вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского и оперу «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова (партия Григория Грязного).
Один из лучших исполнителей произведений Г.В. Свиридова.

В ноябре 2009 года прошли концерты в ГКД, где Дмитрий Хворостовский выступил в новом амплуа, исполнив песни Игоря Крутого на стихи Лилии Виноградовой. Концерты явились презентацией нового совместного альбома Хворостовского и Крутого «Дежавю». В концертах также принимал участие хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова и оркестр под управлением К.Г. Орбеляна.

В честь Д. Хворостовского назван астероид (7995) Khvorostovsky, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 4 августа 1983 года.

театральные работы

П.И. Чайковский - "Евгений Онегин" (Евгений Онегин)
П.И. Чайковский - "Пиковая дама" (Елецкий)
Н.А. Римский-Корсаков - "Царская невеста" (Грязной)
Дж. Верди - "Травиата" (Жермон)
Дж. Верди - "Трубадур" (де Луна)
Дж. Верди - "Дон Карлос" (Родриго ди Поза)
Дж. Верди - "Риголетто" (Риголетто)
Дж. Верди - "Разбойники" (Франческо)
Дж. Верди - "Отелло" (Яго)
Дж. Верди - "Эрнани" (дон Карло)
В. Беллини - "Пуритане" (Рикардо)
П. Масканьи - "Сельская честь" (Альфио)
Р. Леонкавалло - "Паяцы" (Сильвио)
В.-А. Моцарт - "Свадьба Фигаро" (Граф)
В.-А. Моцарт - "Дон Жуан" (Дон Жуан и Лепорелло)
Д. Россини - "Севильский цирюльник" (Фигаро)
Г. Доницетти - "Фаворитка" (Альфонсо)
Г. Доницетти - "Любовный напиток" (Белькоре)
Ш. Гуно - "Фауст" (Валентино)

призы и награды

1-я премия Всесоюзного конкурса певцов имени М.И. Глинки (1987).
Гран-при Международного конкурса певцов в Тулузе (1988, Франция).
Победитель международного конкурса певцов в Кардиффе (Великобритания, 1989).
Государственная премия РСФСР в области музыкального искусства (1991) - за исполнение ведущих партий классического оперного репертуара в Красноярском оперном театре (1988-1990).
Премия профсоюзов в области художественного творчества (1991).
Почётный гражданин города Красноярска (2000).
Почётный гражданин Кемеровской области (2006).
Премия Opera News Award за вклад в развитие оперного искусства (2012).


Имя: Дмитрий Хворостовский (Dmitri Hvorostovsky)

Возраст: 55 лет

Место рождения: Красноярск

Место смерти: Лондон, Великобритания

Деятельность: оперный певец

Семейное положение: был женат на Флоранс Илли

Дмитрий Хворостовский - биография

Хворостовский - классический оперный певец.

Лучшие концертные площадки соперничают за право пригласить к себе Дмитрия Хворостовского. Журнал People включает его в список пятидесяти самых красивых людей планеты. Но прославленный вокалист совсем не похож на тех смазливых молодых людей, которые с переменным успехом балансируют на грани классической и поп-музыки. Он - продолжатель традиций великих оперных певцов России, обладающий талантом и харизмой кумира миллионов. Дмитрий - один из лучших баритонов современности, блестяще исполняющий и оперную классику, и русские романсы.

Дмитрий Александрович Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске, где закончил Педагогическое училище им. A.M. Горького и Институт искусств. С 1985-го по 1990-й работал в Красноярском государственном театре оперы и балета. И уже в 1987-м завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки.

Два года спустя пришла и международная известность - после триумфальной победы в британском Кардиффе на телевизионном конкурсе Би-би-си «Певец мира», где он был удостоен титула «Лучший голос». В том же году в престижном лондонском Wigmore Hall состоялся легендарный дебют Хворостовского, о котором респектабельная Times написала: «Пришел, спел, победил!»

Дмитрий Хворостовский - болезнь

В конце июня прошлого года года Дмитрий Хворостовский приостанавил свои концерты, выступления по состоянию здоровья. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного на официальной странице популярного оперного певца. Дмитрий решительно настроен победить страшный недуг и все поклонники артиста искренне желают поскорее справиться ему с этой нехорошей болезнью, чтобы опять наслаждаться присутствием своего кумира.

Дмитрий Хворостовский - личная жизнь

Первый брак у Дмитрия произошел в 1991 году с бывшей балериной - Светланой. Прожив вместе восемь лет, супруги расстались из-за измены супруги, несмотря на то, что у них к этому времени родились близнецы - мальчик и девочка.

Со второй женой Флоранс Илли Хворостовскому повезло больше, в их личной жизни царит теплота, любовь и покой. Любящие супруги воспитывают двух детей: сына Максима двенадцати лет и дочь Нину восьми лет.


Сегодня концертный график лауреата Государственной премии и народного артиста России Дмитрия Хворостовского расписан на несколько лет вперед. Несмотря на свою крайнюю занятость, певец любезно согласился ответить на наши вопросы о творческой биографии артиста, личной жизни певца, и многое другое..

- Изумительный баритон Дмитрия Хворостовского - это прежде всего природный дар или плод упорного труда?

Конечно, певец должен от природы обладать и слухом, и хорошим голосом. Наличие врожденного таланта необходимо, но у оперного искусства есть своя специфика и многочисленные секреты, которые нужно освоить. Тогда голос превращается в идеальный инструмент, уникальное музыкальное средство. Он не только обретает способность заполнять собой все акустическое пространство театра или концертного зала, но и становится по-настоящему эмоционально насыщенным.

А как рано зародилась в Хворостовском страсть к классической музыке, к оперному пению, расскажите, с чего началась творческая биография?

Я пою лет с двух-трех -с того момента, как себя помню. С самого детства слушаю музыку и классическое пение.

- Наверное, когда приходили гости, родители ставили маленького Диму на стул и просили что-нибудь спеть?

Да, бывало и такое. Мой отец, Александр Степанович, пианист и певец. Он не профессионал в этой области, но именно благодаря ему я с детских лет слушал классику, особенно фортепианную. В нашем доме постоянно звучали записи опер и симфоний. Эту музыку я впитывал душой и сердцем.

А представители старшего поколения вашей семьи - бабушки и дедушки - в их биографии имелось какое-то отношение к музыке?

Очень музыкальным человеком была моя бабушка, Мария Николаевна, которая меня вырастила. Она была просто кладезем народных песен, историй и сказок. Иногда мы пели с ней на два голоса.

- Кто обучал вас профессиональному пению?

Я осваивал вокал в Красноярском институте искусств под руководством Екатерины Константиновны Иофель. В моей творческой биографии она была моим наставником с первого до последнего курса. Я научился у нее очень многому. Прежде всего выразительности и непосредственности. Даже исполняя упражнения, вокализы, я обязательно должен был петь с эмоциональным посылом.

Это было интересно, но сложно. Правда, еще до поступления в институт я знал, что нужно не просто исполнить музыкальное произведение - нужно одновременно создать законченный художественный образ.

Даже на вступительных экзаменах я думал именно об этом, а не о том, как бы допеть до конца и не забыть слова. Так что уроки Екатерины Константиновны попали на благодатную почву -я начал развиваться очень быстро. Со второго курса пел в оперном театре. Сначала как стажер, а потом стал там самым молодым солистом.

К моменту выпуска я был уже достаточно известным певцом. Есть еще одна важная вещь, которой меня научила Екатерина Константиновна: контролировать себя и учиться самостоятельно. Поэтому после института я ни с кем больше специально не занимаюсь, работаю сам.

В 1990 году Дмитрий Хворостовский уехал из Советского Союза на Запад. Понятно, что стране тогда было не до высокого искусства, но лично для вас что послужило последним толчком к решению покинуть родину?

А я ее и не покидал - по крайней мере надолго. Продолжал постоянно приезжать в Россию, какое-то время жил в столице, работая по контракту. А вот работу в Красноярском театре я сначала отложил, а потом вынужден был уволиться. У меня не было ни времени, ни возможности приезжать и петь спектакли. Но я продолжал давать концерты. С 89-го я два-три раза в год обязательно выступаю в Москве.

- Но все-таки, не мучает ли вас иногда ностальгия?

Мне сложно оставаться на одном месте больше двух дней. Где бы я ни находился - в Москве, Красноярске или Нью-Йорке, - меня все время тянет в дорогу. Постоянно думаю о будущих проектах. Даже когда я с головой погружен в текущую работу, мысли мои всегда обращены на два-три месяца вперед.

- А вы считаете себя «гражданином мира»?

Безусловно. Оставаясь русским, сибиряком, я давно уже ощущаю себя комфортно практически повсюду. Я не просто приезжаю в другие страны -я туда возвращаюсь. Например, в Нью-Йорке чувствую себя как дома - мне там очень хорошо, ведь в этом городе я бываю даже чаще, чем в Москве. То же самое я ощущаю в Лондоне или Париже.

В Лондоне сейчас много русских. Хворостовский не испытываете дискомфорта от навязчивого внимания со стороны соотечественников?

В Лондоне, как и в других городах, я бываю только время от времени. Поэтому редко общаюсь там с соотечественниками. Хотя русская речь сейчас звучит повсюду - не только в центре Лондона, а и в самых неожиданных местах: переулках, парках...

А вообще вас не обременяет груз популярности? Не возникает желания вернуться в те времена, когда всемирная слава Дмитрия Хворостовского была еще впереди?

Я смотрю в будущее, а не в прошлое. И не хочу никуда возвращаться. Воспоминания о некоторых событиях вызывают во мне дрожь. Мне хочется забыть о том, что происходило когда-то. Возможно, это не совсем правильно, но я совсем не думаю о прошлом.

И все-таки именно о прошлом я хотел бы задать следующий вопрос. Супруга Дмитрия Хворостовского - Флоранс -швейцарская певица итальянского происхождения. Как начинались ваши отношения, биография личной жизни?

Первое время после нашего знакомства я ее избегал. В тот момент я уже был женат. И хотя этот брак давно уже катился под откос, я все равно старался сохранить семью. Поэтому я бегал от Флоранс как от огня. Но от судьбы далеко не убежишь, и я очень благодарен ей за то, что она в конце концов нас соединила. С Флоранс я счастлив. Раньше я и представить себе не мог, что такое возможно. Она помогает мне во всем. У нас двое детей: сын Максим, и дочь Нина. Нам очень хорошо и интересно.

У вас ведь еще двое детей-близнецов от первого брака. В них как-то проявляются музыкальные гены Хворостовского? Они тоже тянутся к изящным искусствам?

Да. У меня очень музыкальные дети: играют на фортепьяно, поют в хоре. И делают определенные успехи. Даня, например, уже начал петь соло. Он вообще талантливый мальчик: в восемь лет играет программу за третий и четвертый классы музыкальной школы. Дочь Сашенька тоже не отстает от брата. У нее неплохой голос. Правда, все говорят, что она поет тихо. Но петь тихо - еще не значит петь плохо.

- Дмитрий Хворостовский очень обаятельный мужчина. Часто ли женщины объясняются вам в любви?

В моей жизни было достаточно встреч с женщинами. Профессия такая - я всегда на виду. И вниманием лучшей половины я не обделен.

- А записки после концертов они вам пишут?

Да, бывает.

В творческой биографии Хворостовского многое значит тема России. Слушаете ли вы старых исполнителей, которые считаются выразителями русского национального духа? Например, Шаляпина?

Я вырос под пение Шаляпина. Он остается одним из самых любимых моих исполнителей. Причем не только русских. Для меня он пример настоящего космополита в искусстве. Шаляпин заставил людей на Западе обратить внимание на русскую культуру в целом. Я слушаю и других отечественных певцов. У меня много записей Собинова, Неждановой, Максакова, Максаковой, братьев Пироговых.

- Недавно ушел из жизни замечательный русский певец Борис Штоколов. Как вы относитесь к его творчеству?

Я не был лично знаком с этим артистом, но хорошо помню, как впервые увидел его на сцене. Я был еще мальчиком, когда Штоколов приезжал в Красноярск с концертом. Он был тогда очень популярен. Жанр русского романса обязан Штоколову очень многим. У него была уникальная манера исполнения. Всякий раз, когда речь заходит о таких произведениях, как «Гори, гори, моя звезда...» или «Ямщик, не гони лошадей...», в памяти всплывает именно его голос.

- А как вы относитесь к своим соратникам по оперному цеху - к Елене Образцовой, Ирине Архиповой?..

Я их обожаю! Я их люблю! Ирина Константиновна Архипова в свое время мне очень помогла и в жизни, и в творчестве. Я всегда брал и беру с нее пример как с замечательного человека и профессионала. А Елена Васильевна Образцова - удивительная женщина, перед которой я просто преклоняюсь. Мне посчастливилось работать с этой артисткой и, надеюсь, в скором времени наше сотрудничество возобновится.

Она уникальная певица. У меня огромная коллекция записей Образцовой семидесятых-восьмидесятых годов. На одной из них, сделанной в 1973 году на спектакле «Аида» в Metropolitan Opera, слышно, как после исполнения ею своей партии зал не замолкает в течение пятнадцати минут. Подобного нигде, никогда и ни с кем не случалось. Самый разгар холодной войны - а ее так встречают! Причем это даже пением нельзя назвать. Это просто «тигриный» крик души. Перед этой женщиной я, по меньшей мере, снимаю шляпу.

Когда канал «Культура» на Новый год показывал ваш концерт с программой «Народные песни», оператор выхватил из зала лицо Александра Градского, который с интересом вас слушал...

Градский - это явление и в нашей жизни, и в нашем искусстве. Это фигура, заметная на протяжении уже многих лет. Я его очень уважаю.

У нас, на самом деле, очень много молодых талантов. И они уже поют по всему миру. Например, солистка Мариинского театра - одна из самых популярных певиц в мире. На Западе эта артистка поет уже лет десять, но у нас, к сожалению, ее знают плохо. Аня еще и очень красивая женщина - у нее даже заключен рекламный контракт с фирмой Rolex.

Или Катя Сюрина, за судьбой которой я постоянно и очень внимательно слежу. Это певица с уникальными данными. Она сейчас выступает практически во всех ведущих оперных театрах мира. А Жене Никитину из Мариинки всего двадцать с небольшим, а он уже поет «Бориса Годунова»! Просто нужно знать об этих людях, говорить и писать о них. Так что вам, журналистам, здесь и карты в руки.

А что вы думаете о современной поп-музыке? Вас не раздражают бесконечные «Фабрики звезд», появившиеся на российском телевидении?

Всему свое место и время. «Фабрика звезд» достаточно любопытный проект, ее можно смотреть. Люди с интересом наблюдают за тем, как из совсем еще «зеленых» девочек и мальчиков со временем что-то получается. Это настоящее телевизионное шоу. Время покажет, станут ли его участники звездами. В известной мере, в звезд они превращаются, уже просто мелькая на экране. Но все-таки игра стоит свеч, и появление подобного шоу я приветствую.

Однако на телевидении существует не только «Фабрика звезд». Есть, например, канал «Культура», который знакомит зрителя с классической музыкой. В нынешнем мире это большая роскошь и огромное достижение. Подобный канал следует всячески поддерживать, нужно стараться его сохранить. Ведь в других странах классика на телевидении присутствует редко - скорее как исключение из общего правила. В США таких каналов, как «Культура», по-моему, вообще нет.

У Дмитрия Хворостовского нелегкая работа - вы поете вживую, без фонограммы. Как вам удается поддерживать себя в форме? Вы занимаетесь спортом или хорошие физические данные у вас от природы?

От природы, конечно, тоже. Но нужно обязательно следить за собой. Ведь работа оперного певца - это тяжелый труд. Многие постановки включают в себя физические нагрузки: прыжки, трюки, постановочные драки, фехтование.

- У Хворостовского Дмитрия никогда не возникало желания сняться в кино в качестве драматического актера?

Пять лет назад я сыграл в канадском фильме «Дон Жуан». Одновременно две роли - Дон Жуана и Лепорелло. Но работа в кино - это прежде всего огромные затраты времени, которое у меня на вес золота. Производство одной ленты занимает как минимум несколько месяцев. Подстроить под подобные требования свой график мне очень трудно.

Какие-то предложения есть, и я над ними думаю. Пока не могу сказать, что получится, а что нет. Мне многие говорят о том, что нужно сниматься. Да и мне самому это интересно. Но сейчас я продолжаю заниматься тем, что умею лучше всего.

Современная опера живет по законам шоу-бизнеса. Выступления Хосе Каррераса, и Лучано Паваротти собирают стадионы. Ощущаете ли вы себя причастным к этой грандиозной машине?

Назвавшись груздем, полезай в кузов. Мне сложно отгораживаться от современных реалий. Подобные концерты собирают миллионы людей и приносят соответствующие дивиденды. И, конечно, участие в них стало частью моей работы. Я пою и на стадионах, и на иных больших площадках. Не привык, но пою... Благодаря трем тенорам, которых вы упомянули, уже сформировался самостоятельный жанр массовой поп-классики,которая звучит на больших телеканалах.

Возникла соответствующая поп-культура - внешне красивая, но, конечно, ретушированная, напоминающая вкусную шоколадку. Возможно, эти певцы сами не ожидали подобного эффекта. Но что делать? Приходится с этим мириться. Для таких концертов обычно подбирают более доступный репертуар, который легче усваивается. Но даже в такой позолоченной обертке классическая музыка все равно лучше попсы. Ведь кто-то, возможно, в итоге обратит внимание на более высокое и интересное искусство.

- А что ожидает слушателей в исполнении Дмитрия Хворостовского в ближайшее время?

Цикл Дмитрия Шостаковича на сонеты Микеланджело Буонаротти. Это сложная и очень интересная для меня музыка. Ценители классического искусства, надеюсь, получат удовольствие. Совсем недавно мы с впервые исполнили в Люксембурге сюиту из этого цикла. Планов вообще много. Скоро мне предстоит петь «Пиковую даму» в Ла Скала, где будет дирижировать Юрий Темирканов. Но мне хочется исполнить с ним что-нибудь и в Москве.

Я много выступал с Темиркановым и за рубежом, и в Петербурге, но в Москве еще ни разу. Кроме того, в этом году я планирую переиздать в России собрание своих записей на двенадцати дисках. Там будут такие мои альбомы, как «Русские романсы», «Арии и Верди», а также вещи, которые я редко исполняю на концертах -русская духовная музыка, народные песни и старинные арии «Arie antiche».

У Дмитрия Хворостовского, безусловно, впереди еще многие годы плодотворного труда. И все же, чем вы планируете заняться по окончании сольной вокальной карьеры? открыла в Москве школу оперного пения. Не намереваетесь ли и вы в будущем создать что-то подобное?

Школу я вряд ли открою. Об этом пока не задумываюсь. Планирую петь на сцене еще как минимум лет двадцать, а уж потом посмотрим.

Хворостовский часто исполняет русские романсы и фольклорные произведения, поете о войне, записали пластинку песен советских композиторов. Ваше творчество для многих стало символом возрождения русского национального духа. Трудно ли соответствовать подобному имиджу?

Об этом я стараюсь не думать. Но делаю все от чистого сердца. И за каждое спетое слово я отвечаю.

- Дмитрий Александрович Хворостовский - человек верующий?

Да, по-своему верующий. Но абсолютно не религиозный.

Волосы пепельного цвета у Дмитрия Хворостовского от природы или это следствие переживаний при подъеме на оперный олимп?

- (Смеется.) Да... Чем выше на олимп я забирался, тем больше седел.

Я серьезно спрашиваю...

А я серьезно и отвечаю. Это получилось само собой.

- Вы хотели бы высказать какие-то пожелания поклонникам и поклонницам Хворостовского?

Я не Господь Бог, чтобы обращаться со своими советами к такому количеству людей.
Могу лишь всем пожелать здоровья. Когда человек здоров, у него есть силы добиваться поставленной цели. Только тогда он может жить полной жизнью. И это самое главное.

- А какие слова вы можете адресовать тем, кто вступает на нелегкий путь творчества?

Как сказал кто-то из великих, настоящий талант должен пройти через страдание. Без жертв, без преодоления трудностей в творчестве нельзя добиться успеха. Я, конечно, никому не желаю лишних страданий, но все же именно этот опыт помогает человеку состояться. Так же, как и сострадание. Ведь это тоже один из важнейших компонентов творческой личности.

Беседовал Евгений Данилов

Смерть

22 ноября 2017 года оперный певец Дмитрий Хворостовский утром в 3.36 по Лондонскому времени скончался. Причина смерти - рак головного мозга. Певец боролся с этим недугом с 2015 года, но болезнь не отступила, а на 56-м году Дмитрий ушел из этой жизни.Вся страна скорбит по великому оперному гению. 23761

По словам друзей, первая жена знаменитого певца гуляла направо и налево

По словам друзей, первая жена знаменитого певца гуляла направо и налево

Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ - великий баритон, прославивший Россию на весь мир. Красавец-мужчина, любимец всех женщин, друг Пласидо ДОМИНГО, покойного Лучано ПАВАРОТТИ, Анны НЕТРЕБКО, Игоря КРУТОГО. Он получил в этой жизни все, о чем может мечтать оперный певец: славу, богатство, четверо детей, приглашения петь в лучших оперных театрах земного шара, молодую красавицу-жену. Но у него есть еще одна мечта: спеть Отелло в опере ВЕРДИ! Почему именно Отелло? Потому что о горячей любви и бешеной ревности Дмитрий знает не понаслышке.

Дмитрий Хворостовский родился в Красноярске в семье, где с самого детства на пластинках звучала оперная музыка. Его отец Александр Степанович, инженер-химик по образованию, после работы все свободное время музицировал на фортепиано. Эта страсть и любовь к музыке передалась и Дмитрию. После школы он поступил в педагогический колледж имени Горького на хоровое отделение. А после решил пойти в Институт искусств на курс заслуженного педагога по вокалу Екатерины Йофель . В Красноярском крае все знают: если хочешь научиться петь хорошо и правильно, надо идти к «бабушке Йофель».

Постановка голоса

Когда Дима ко мне пришел после хорового факультета, - с любовью в голосе вспоминает 90-летняя Екатерина Константиновна, – и попросил взять к себе в класс, я ему отказала, так как была перегружена - у меня был первый выпуск моих студентов. И тогда за него стали просить все! И Димины родители меня уговаривали, и его педагоги из педучилища, и мой старый друг настройщик пианино. В общем, я сдалась, и мы начали заниматься. Я стала его исправлять. Он взъерепенился: «Так что ж, я ничего не умею?!» А я ему: «А голос-то откуда идет?» В начале третьего курса был уже значительный прогресс. Представьте только: он вставал у рояля, а я садилась в другой конец класса – и мне достаточно было одного взгляда, чтобы он меня понимал и делал, как надо! Тогда его пригласили выступать с симфоническим оркестром.
- А сейчас он хорошо поет, на ваш взгляд?
- Сейчас его талант проявляется полностью, и то, что я вижу по субботам по телевизору, по-моему, звучит очень достойно: навыков он не растерял! Это, безусловно, талантливый, одержимый пением и музыкой человек.
- А кто его научил артистизму? Я смотрела его мастер-класс, так там он не учил вокалистов формировать звук, а учил именно актерствовать…
- Я ему с первого дня говорила, что нельзя издавать звуки, которые ни о чем не говорят. Певец, который поет просто звуки – никому не нужен! Петь надо чувства, петь надо музыку. Мы кстати, учились петь эти чувства в том числе и на песнях военных лет. Из которых он потом сделал целую программу.
- Он вас отблагодарил каким-то щедрым подарком?
- Вы что? Я всегда говорила студентам перед праздниками: от всего класса только один цветок – не больше!
- А вы сейчас общаетесь? Раньше он вам постоянно звонил…
- Мне показалось, что он обиделся на меня. Я его как-то не поздравила с днем рождения – очень плохо себя чувствовала. А он в ответ меня не поздравил. Вот и перестали созваниваться...
Хворостовский был студентом-третьекурсником Института искусств, когда его пригласили в Театр оперы и балета на партию Вани Земнухова в «Молодой гвардии». Дмитрий исполнил всего лишь три небольшие партии, затем его сразу же перевели на главные - в операх «Евгений Онегин», «Риголетто», «Травиата», «Паяцы». Тогда его партнершей, а затем и близким другом стала народная артистка России Лариса Марзоева .

Дима к нам пришел молодым мальчиком, - очень трогательно вспоминает Лариса Владимировна, - и поначалу на репетициях очень стеснялся. Ну, представьте, я его на 13 лет старше, а нам в «Риголетто» надо играть любовные сцены. И я ему просто сказала: «Дима, представь, что я - это не я, а ты - это не ты, и мы играем наших персонажей». И он быстро перестроился, перевоплотился. Вот только такая небольшая помощь была с моей стороны и моего мужа, тоже баритона Георгия Мотинова . Мы уже тогда все понимали, что Дима настолько горит своей профессией, что пойдет очень далеко и в нашем провинциальном театре надолго не задержится.
- Как он себя вел, все-таки новичок, а вокруг мэтры?
- Держался он всегда достойно, был независимым, знал себе цену и не всех к себе подпускал. И это правильно, потому что в театре скептиков предостаточно. Был у нас один, не буду называть имени, допустим, Петров. Все брюзжал и брюзжал в Димину сторону. А тот и «отомстил». Как-то выходил от нас с мужем поздно ночью после празднования премьеры, и как закричит громко-громко в сторону окна того певца, жившего в нашем же доме: «Петров, ты спишь? Петров!» Понятно, что тот проснулся…
Многие вот говорят: зазнался. Но когда он приезжает в Красноярск, а мы с мужем его встречаем на «Ниве», он спокойно садится в нее. И еще очень забавно видеть, как в Красноярске, только приземлится самолет, выходит и начинает громко так вдыхать. «Дима, ты чего, загазовано же все», - говорим мы ему. «Все равно, как я люблю этот родной воздух!» - говорит. С близкими ему людьми он умеет по-настоящему дружить. Когда уезжал в Москву, всю свою богатую фонотеку отдал другу-тенору.
- Говорят, была такая концертмейстер Реха Дравина, которая его очень любила…
- Да, она была очень хорошей пианисткой, мы ее называли «перпетуум мобиле» - там было столько энергии. И мне кажется, она его этой энергией чуть-чуть придушила, вот они и расстались…

Пикантная особа

Именно за кулисами театра Хворостовский встречает балерину кордебалета - красавицу Светлану Иванову – и страстно в нее влюбляется. Его не смущает даже тот факт, что она разведенка с ребенком. Более того, она живет с бывшим супругом-музыкантом в одной квартире, но в разных комнатах! Только спустя два года после знакомства Дмитрий перевезет возлюбленную в собственную комнатушку в коммуналке, а еще через год женится на ней. Но никто из его окружения этот брак не одобрил.
- Когда он мне сообщил о своих намерениях, - вздыхает Екатерина Йофель, - я ему сказала: «Если ты на ней женишься, то забудешь, как открывается дверь в мой класс!» Почему я так отреагировала? Да потому что ко мне приходили дирижеры и рассказывали: «Она такая-растакая, со всеми спит! Причем, и с тетеньками, и с мужиками»! Переживали все: ну зачем же Димочка с нею связался. Вот я ему и сказала. Он выбежал из класса, психанул, потом вернулся, встал на колени: «Простите меня! А можно я женюсь, когда закончу учебу?» «Доживем до понедельника», - ответила я. Влюбился он в нее, потому что был неопытный еще! Да нет, не влюбился он! Он просто занимался искусством, а не бабами, а эта проститутка его обработала!
Слава богу, сейчас Дима нашел себе порядочную. Приезжали сюда вместе, говорит: «Познакомлю вас с Фло». А я ему: «Какое еще фуфло?!» Он хотел, чтобы я учила ее пению. Флоранс такая хорошенькая, умненькая, воспитанная. Я ей предлагала: приезжай, живи у меня, всему тебя научу. Но она отказалась.
- Чушь это все, что про нее говорят, - защищает первую жену Хворостовского заведующая балетной труппой Красноярского театра оперы и балета Людмила Щапина . – Светочка была очень интересной девочкой, такая вся статуэточка с раскосыми глазами – очень пикантная особа! Рукодельница, все умела делать! Раз Дима ее выбрал, значит что-то в ней было. Ведь за ним очередь из девушек стояла - как пройдется по фойе - красавчик, спортивный, галантный - как тут устоять! Да и нравились ему брюнетки, а вот женился на блондинке. Большая любовь, значит, была. И могу сказать, что для него не существовало других женщин, кроме Светы - на руках ее носил, букетами цветов задаривал. Как в Диму была влюблена его концертмейстер Реха Дравина – жгучая брюнетка, евреечка – она боготворила его! Выбери он ее, все бы у него было, весь мир был бы у его ног: она как раз собиралась эмигрировать в Америку, там у нее были большие связи в музыкальном мире. Но Дима – настоящий мужик, не карьерист.
Помню, мы с балетными были на гастролях в Чите, так Светочка ко мне прибегает и говорит: «У Димки на конкурсе золотая медаль! Только что позвонил и говорит: «Ну, что, мать, венчаемся!» И радуется, танцует, светится вся от счастья!
Вообще, Дима - настоящий джентльмен. Подошел ко мне недавно за кулисами, взял мои ручки в свои: «Людочка, рученьки пополнели, нельзя-нельзя!» Это он так намекает, что я должна держать форму...

Горькая измена

Дима не обращал внимания на слухи о своей возлюбленной: для него она была самая милая и желанная. Но однажды увиденное им оказалось красноречивее слов!
- Дима решил устроить жене сюрприз и приехал с гастролей домой без предупреждения, - рассказал «Экспресс газете» танцор балетной труппы Красноярского театра оперы и балета Андрей Сатуев . Там он застал интимную сцену, в которой главные роли исполняли его любимая и другой мужчина. Хворостовский в ярости избил обоих так, что мало не показалось. Мужчине сломал два ребра, а Свете полностью отбил яичники. Поэтому она потом так долго не могла родить, лечилась. А в Лондоне он уже «купил» ей детей: сделали подсадку - вот и родились близнецы. А знаете, с кем он Свету застал? Со своим же лучшим другом - тоже танцором балетной труппы... В итоге хотели завести уголовное дело, но Хворостовского, конечно же, отмазали. За него вступилась оперная певица Ирина Архипова . Не обошлось и без содействия первых лиц государства, потому что уже тогда, после его победы на Международном конкурсе певцов в шотландском городе Кардиффе, на него сделали ставку. А такой скандал мог поставить на его карьере крест.
Как бы то ни было, супруги простили друг друга и уехали в Лондон. Но даже родившиеся в 1996 году близнецы Александра и Данила не склеили треснувшую вазу отношений. Жизнь за границей для русского, пусть и талантливого, баритона все равно не была легкой.
- Вот все думают, что Дима - очень богатый. А сам он мне рассказывал, - вспоминает Лариса Марзоева, - что были и такие времена заграницей, когда денег не хватало даже на хлеб!
- Лариса Владимировна, почему же они развелись?
- Ну, откуда мы можем знать? Я лишь скажу, что Димочка мне сам порой жаловался, что Светлана не учит английский язык. Он же ее хотел сделать своим директором, а она только понимает по-английски, а говорить не может. И еще добавлю, что все-таки его Флоранс - молодец! Несмотря ни на что, детей подмышку и вперед за мужем - везде ведь его сопровождает! И правильно! Если уж ты замужем за таким великим певцом, ты должна полностью посвятить ему свою жизнь. Вот Флоша это и делает... Помню, сидели у нас в гостях, шел только первый год их брака: мы общаемся, вспоминаем старые времена, смеемся, Флоша только глазками хлопает. А уже через год приехали, а она уже вовсю говорит по-русски! Умничка, что тут скажешь...
- Откуда нам знать, что произошло между ними, - тоже грустит Людмила Щапова, - расстались, потому что она, видимо, как он, не развивалась. Дима же постоянно шел вперед, прогрессировал, а Светочка, видимо, в какой-то момент остановилась... Надо же уметь соответствовать такому мужу.

Соблазнила и женила

Дмитрий Хворостовский сам не раз признавался в интервью, что в какой-то момент начал расслабляться с помощью алкоголя, но именно Флоранс вернула в его жизнь трезвость, свет, романтику, нежность. С ней он познакомился через три года после рождения его близнецов - в 1999 году. Дима должен был исполнять партию Дона-Жуана в Женевском театре. А Флоранс - пианистка и певица - играла одну из его любовниц, с которой он по сценарию целовался в губы. Жгучая брюнетка вдруг начала активно добиваться русского баритона, хотя Дима сразу же сказал ей, что женат и у него двое детей. «Ну и что?» – и бровью не повела Фло. Дмитрий долго сопротивлялся, делая вид, что она его совсем не волнует. Но как отказать настойчивой и влюбленной красавице? Влюбился и Дмитрий. Они вместе больше десяти лет и растят двоих очаровательных детишек Нину и Максима. Флоранс не только выучила разговорный русский язык, но еще и прочитала в оригинале всего Достоевского и Чехова .
Развод с первой самой сильной любовью, матерью его двоих детей Светланой был очень трудным. Она, конечно же, не ожидала, что ее вечно верного и преданного Димочку уведут. Поэтому при разделе имущества забрала себе все: дом, квартиру, машины и 170 тысяч фунтов стерлингов в год на содержание. Более того, от обиды и ревности она прекратила с ним всяческое общение. От пережитого стресса у Хворостовского открылась язва. Спустя десять лет после развода Светлана вновь подала в суд на бывшего мужа, требуя в связи с его увеличившимися доходами повысить годовое содержание и ей. Теперь Хворостовский платит бывшей семье в два раза больше, чем раньше, а именно 340 тысяч фунтов стерлингов - это чуть более 17 миллионов рублей в год. По условиям контракта, Хворостовский прекратит оплачивать ее содержание, если она вновь выйдет замуж.