Михаил балакирев. Интересные факты Милия Балакирева Милия Балакирева



Балакирев, Милий Алексеевич

Известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал "Бесплатную музыкальную школу", состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января 1868 г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила" Глинки, которые были даны под управлением Б. и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера "Руслан и Людмила".

С осени 1867 г. до весны 1869 М. А. дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 г. вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения собственно русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и др. В середине 70-х годов, М. А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б. взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А. Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения, окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случае, возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и устранит необходимость искать себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности. В придворной певческой капелле существует в настоящее время вполне самостоятельный оркестр.

Композиторская деятельность М. А. Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856 г.); две увертюры на русския темы, из которых первая сочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г. на открытие памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 г. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и H-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы (1867 г.); им же переложены для фортепиано в две руки: "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второй части "La Fuite en Egypte" сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский", "Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки.

Из вокальных сочиненийБ. большой популярностью пользуются романсы и песни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком", "Наступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой", "Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является "Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен 40). Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом.

{Брокгауз}

Балакирев, Милий Алексеевич

Композитор, пианист и дирижер. Род. 21 декабря 1836 в Нижнем Новгороде. Учился в Казанском университете. Игру на фп. изучал сначала дома у матери, затем в Москве. Много помогло музыкальному развитию юноши знакомство с Улыбышевым, автором известной книги о Моцарте; в молодые годы Б. подолгу живал в деревне Улыбышева, знакомясь с лучшими образцами западной музыки, заключавшимися в его богатой музыкальной библиотеке и при помощи его деревенского оркестра изучая инструментовку. Там же Б. близко познакомился с русской народной песнью и научился ценить ее, что также не осталось без влияния на его дальнейшую деятельность. Таким образом, своим музыкальным образованием (как в эту эпоху, так и позднее) Б. обязан прежде всего самому себе. В 1855 Б. переселился в Петербург, где выступил публично в качестве пианиста виртуоза и первыми своими сочинениями (оркестровой фантазией на русские темы и фортепианной - на трио из "Жизни за Царя") привел в восхищение Глинку, который называл его своим преемником. В конце 50-х и в 60-ые годы Б. сгруппировал вокруг себя кружок молодых русских композиторов (Кюи и Мусоргский, потом Римский-Корсаков и Бородин). Все четверо, как и сам Б., были главным образом автодидакты; вместе изучали они партитуры великих произведений, расширяли свой музыкальный горизонт и вырабатывали художественные идеалы, слагавшиеся, главным образом, под влиянием Глинки и Даргомыжского (последнего периода) - с одной стороны, и Шумана, Берлиоза, Листа - с другой; при этом Б., как наиболее богатый опытом и знаниями, являлся естественным главой и как бы руководителем кружка, имевшего столь важное значение в русской музыке. Кличка "могучая кучка", которою с легкой руки Серова насмешливо окрестили этот кружок, оказалась верной в своей первой части и неверной во второй, ибо эта "кучка" заняла позднее господствующее положение в русской музыке. И одна из главных заслуг Б. заключается в том, что он сумел дать толчок внутреннему музыкальному развитию членов кружка, не подавляя в то же время индивидуальности каждого из них (что выяснилось из их дальнейшей деятельности). Некоторое влияние имел Б. и на Чайковского, кое-какие сочинения которого написаны по мысли и даже по плану Б. (напр., "Ромео и Джульетта" и др.).В 1862 вместе с Ломакиным Б. основал в СПб. "Бесплатную музыкальную школу", концертами которой управляет с тех пор (за исключением 1874-1881). Концерты эти, процветавшие в 60-х годах, имели для своего времени большое музыкально-образовательное значение, ибо в них публика впервые знакомилась со многими произведениями, как русскими (членов кружка), так и иностранными, (особенно Берлиоза и Листа). В 1867-69 Б. дирижировал концертами И. Р. М. О., составляя программы в том же духе, как и в Бесплатной Музыкальной Школе, что и было причиной ухода его из И. Р. М. О. В 1883-95 Б. управлял (после Бахметева) придворной капеллой; он улучшил ее репертуар и исполнение и превратил ее в то же время в первоклассное музыкально-учебное заведение, подняв преподавание пения и теории музыки на должную высоту и введя прочно поставленные инструментальные классы. В 1867 Б. поставил "Руслана и Людмилу" в Праге (впервые за границей), а раньше "Жизнь за Царя" (там же). В 1894 по энергичной инициативе Б. поставлен памятник Шопену в Желязовой Воле (месте рождения Шопена), причем Б. там же (а затем и в Варшаве) исполнял публично его произведения. Сочинения Б. немногочисленны (он работает очень медленно), но отличаются крупными достоинствами: отсутствием общих мест, стройностью формы, блеском оркестра и вообще мастерством отделки. К лучшим из симфонических сочинений Б. относятся: музыка к "Королю Лиру" (1858-1861), симфоническая поэма "Тамара" (наброс. 1867, оконч. 1882), симфония C-dur (наброс. относ. к 60-м гг., оконч. 1897). Кроме того, для оркестра Б. написаны еще увертюры: "на три русские темы" (1858); "1000 лет", позже названная "Русь" (1862, по поводу 1000-летия России); чешская; испанская (1885, на темы, данные еще Глинкой). Фортепианные пьесы Б. также сыграли видную роль в развитии русской фортепианной литературы, до него лишенной выдающихся оригинальных произведений. В этом отношении особенно замечательна фантазия "Исламей" (1869) и транскрипции глинкинских сочинений ("Аррогонская Хота" и др.). Б. написал еще две серии романсов (1857 и 1896), из которых некоторые пользуются широким распространением. Выдающееся значение имел сборник русских народных песен (Нижегородской губ.), выпущенный Б. в 1866 и в некоторых отношениях послуживший образцом для последующих собирателей; своими научно-художественными достоинствами сборник этот даль сильный толчок серьезному изучению русской народной песни. В настоящее время Б. живет в СПб.

Балакирев, Милий Алексеевич

(1837-1910) - русский композитор, пианист, дирижер и муз.-общ. деятель, глава "могучей кучки ". Происходил из дворянской чиновничьей семьи, учился на физико-математическом факультете Казанского ун-та. В музыкальной работе Б. помогали его изумительная память и острый аналитический талант. В 1855 Б. переселился в Петербург, где обратил на себя внимание М. Глинки, как пианист и композитор. В конце 50-х и в 60-х гг. Б. собрал вокруг себя ряд крупнейших рус. музыкальных талантов - Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, - всецело подчинив их своему авторитету. Художественная идеология этой группы развилась под сильным влиянием народничества 60-х гг., с одной стороны, и смешанных влияний Глинки и Даргомыжского и новозападной музыки (Шуман, Берлиоз, Лист), с другой. Б. - в музыке самоучка - с первых же шагов занял позицию, враждебную зарождавшемуся в то время профессиональному академизму, оплотом которого был А. Рубинштейн. Проникнутый славянофильской идеологией, Б. сильно воздействовал на окружающих его музыкантов в смысле их стремления к музыкальной новизне для создания музыкального языка на основе народного мелоса. В 1862 Б., совместно с Р. Ломакиным (см.), основал "Бесплатную музыкальную школу", на концертах которой исполнялись произведения представителей новой рус. школы и излюбленных ею западных композиторов. Директором школы и дирижером ее концертов Б. был в 1862-74 и 1881-1905. В течение 1867-69 он дирижировал также симфоническими концертами Русского музыкального общества, а в 1883-94 был управляющим Придворной капеллой. Б. редактировал первое издание опер Глинки (совместно с Н. А. Римским-Корсаковым, А. Лядовым - 1878-82) и дирижировал этими операми в Праге (1867). В начале 70-х гг., под впечатлением глубоких личных разочарований, Б. совершенно отстранился от музыкальной жизни. - Черты дворянского реакционного мировоззрения, вообще свойственные Б., к этому времени усилились чрезвычайно. В середине 70-х гг. им овладевает религиозное настроение. В 1881 Б. возвращается к руководству концертами Бесплатной музыкальной школы (после отказа от директорства Римского-Корсакова). В последние два десятилетия своей жизни, замкнувшись в кругу немногих поклонников, Б. продолжал прерванную творческую деятельность, закончившуюся лишь за несколько лет до его смерти. Общее число написанных Б. композиций невелико. Работал он медленно, с большими перерывами, тщательно отделывая свои произведения. Сочинения Б. отличаются превосходным гармоническим письмом, четкостью формы, выразительной мелодикой (с уклоном в сторону музыкального Востока), но при всем том однообразны и не дают впечатления непосредственности переживания Им свойственна некоторая вялость и рассудочность. Главное значение Б. - в его влиянии на композиторов новой рус. школы, особенно Римского-Корсакова. Из произведений Б. наибольшей известностью пользуются симфоническая поэма "Тамара" (1867-82) и фантазия "Исламей" для фортепиано (1869) на темы грузинского кругового танца. Кроме того, Б. написаны две симфонии C-dur и D-moll, музыка к драме Шекспира "Король Лир" (1858-61), ряд увертюр; для фортепиано с оркестром - концерт Es-dur, для голоса - свыше 40 романсов, а также изданный в 1866 сборник рус. песен, давший толчок к изучению рус. народного музыкального творчества. Кроме того, перу Б. принадлежит фортепианная соната, ряд мелких фортепианных пьес и транскрипций (в том числе знаменитое переложение "Жаворонка" Глинки), несколько духовных песнопений, кантата в память Глинки (1906).

Лит.: Ляпунов, С. M., M. А. Балакирев, "Еженедельник ими. театров", 1910; Каратыгин, В., М. А. Балакирев, "Аполлон", 1910; Pимский-Коpсаков, Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, СПб, 1910; Тимофеев, Г., М. А. Балакирев. "Русская Мысль", 1908; Гродский, М. А. Балакирев, СПб, 1911; Стрельников, Н., М. А. Балакирев, П., 1922; Чернов, М. А. Балакирев, "Музыкальная Летопись", Л., 1926; Римский-Коpсаков, Н. А., Два Балакирева (там же); переписка Балакирева с Римским-Корсаковым, "Музыкальный Современник", 1915-17, с П. Чайковским ("Русская Мысль", 1909, отдельное издание С. М. Ляпунова, 1912), с В. В. Стасовым (отдельное издание - с примечаниями В. Каренина, П., 1917).

Е. Браудо.

Балакирев, Милий Алексеевич

(род. 2.I.1837 в Нижнем Новгороде, ум. 29.V.1910 в Петербурге) - рус. композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Первые уроки музыки получил у матери, в 1847 занимался в Москве у А. Дюбюка. В дальнейшем пополнял муз. знания отчасти самостоятельно, пользуясь поддержкой просвещенного любителя музыки, автора 3-томной биографии В. Моцарта нижегородского помещика А. Улыбышева (1794-1858), отчасти с помощью местного театрального дирижера и пианиста К. Эйзриха. В 1853-55 учился на математическом фак. Казанского университета, не оставляя муз. деятельности. В 1855 переехал в Петербург, посвятив себя музыке. В 1856 познакомился с М. Глинкой, высоко оценившим его дарование. В конце 50-х гг. становится главой и рук. творческого объединения Могучая кучка. В 1862 совместно с Г. Ломакиным основал Бесплатную музыкальную школу. В 1860 совершил поездку по Волге для записи народных песен; начиная с 1862 предпринял аналогичные поездки на Кавказ. В 1866-67 посетил Прагу, где (впервые за рубежом) осуществил постановку оперы Глинки "Руслан и Людмила". В 1867-69 руководил симфоническими концертами Петербургского отд. Русского музыкального общества. В 1872 в результате творческого кризиса временно оставил муз. деятельность, вернувшись к ней лишь в 1881, когда вновь возглавил Бесплатную музыкальную школу. В 1883-94 упр. придворной Певческой капеллой. Б. вошел в историю рус. музыки как преемник Глинки и продолжатель его традиций, создатель высокохудожественных произведений, вдохновитель и наставник содружества Могучая кучка, прославивший своим творчеством отечественное муз. искусство, борец за прогрессивную, демократическую муз. культуру, исследователь и знаток нар. песни.

Соч.: Кантата на открытие в Петербурге памятника Глинке (1904); 2 симфонии (1897, 1908); 3 увертюры, в т. ч. Увертюра на темы 3 рус. песен (1858), симф. поэмы "Русь" ("1000 лет", 1862), "В Чехии" (1867), "Тамара" (1882); музыка к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861); 2 концерта (включ. юношеский) для фп. с орк.; фантазия "Исламей" (1869) и др. пьесы для фп., 40 романсов, в их числе "Грузинская песня", "Песня золотой рыбки", "Обойми, поцелуй", "Песня разбойника", "Песня Селима", "Введи меня, о ночь" и др.; 2 сб. рус. нар. песен.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

  • Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород).… … Большая советская энциклопедия

    - (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… … Большой Энциклопедический словарь

    Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… … Биографический словарь

    - (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Балакирев. Милий Балакирев … Википедия

    - (1836/1837 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… … Энциклопедический словарь

    БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… … Православная энциклопедия


Милий Алексеевич Балакирев (2 января 1837 г. - 29 мая 1910 г.), русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».

Общеизвестна огромная роль М. А. Балакирева в истории русской культуры, и все же его значение остаётся оценённым не до конца. Возможно, это связано с тем, что он вызывал сложное и неоднозначное отношение к себе современников - как своим творчеством, так и общественной деятельностью.

«В Балакиреве я всегда чувствовал два человека: один - очаровательный и весёлый собеседник, готовый рассказать и не совсем приличный анекдот; другой же - какой-то раскольничий настоятель, деспотически требовательный, даже жестокий, способный совершенно неожиданно обидеть человека, дружески к нему расположенного», - вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов.

Находясь в центре внимания культурной жизни или уходя в тень, он никогда не шёл на компромиссы с мнением общества - даже в противоречии с ним. В тишине и одиночестве он продолжал делать то же, что и на вершине славы, - служить искусству, принося в жертву все остальное: здоровье, личную жизнь, дружбу близких людей, доброе мнение коллег-музыкантов. Балакирев - одна из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века.

Его жизнь была долгой и охватила несколько периодов истории русской музыкальной культуры. Ещё юношей (в 19 лет) А. Д. Улыбышев привёл Балакирева на ёлку к Михаилу Ивановичу Глинке , который сразу предсказал ему «блестящую музыкальную будущность». В дальнейшем он даже передал ему тему испанского марша, на который тот сочинил Увертюру. А в конце жизни судьба столкнула его с Сергеем Васильевичем Рахманиновым , который в 1905 году дирижировал симфонической поэмой «Тамара». На протяжении более полувека он общался с различными выдающимися музыкантами России и Европы, всячески способствуя процветанию истинного искусства.

Он родился в Нижнем Новгороде 21 декабря 1836 года в семье чиновника. Начальные музыкальные сведения получил от матери, в дальнейшем занимался с К. К. Эйзрихом и брал отдельные уроки у различных музыкантов, в том числе А. Дюбюком, однако своим музыкальным образованием в основном он был обязан самому себе. Эйзрих ввёл его в дом А. Д. Улыбышева - любителя и знатока музыки, написавшего монографию о Моцарте . У него Балакирев участвовал в музыкальных вечерах и изучал нотную литературу.

В 1853 году он переехал в Казань и зачислился вольнослушателем Университета на физико-математический факультет, однако уже через два года уехал оттуда в Петербург. В северной столице Балакирев быстро сблизился с кругом музыкантов - М. И. Глинкой , А. С. Даргомыжским , А. Н. Серовым, В. В. Стасовым, а также С. Монюшко. В конце 1850-х - начале 1860-х вокруг него сложился кружок, который позднее был назван «Могучей кучкой».

Это название впервые появилось в 1867 году в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», где есть следующие строки: «Дай Бог, чтобы наши славянские гости навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Сам кружок называл себя «Новой русской школой».

После активной творческой жизни 1860-х годах наступил жестокий кризис, который длился почти все десятилетие. В эти годы Балакирев почти полностью отказался от общения со своими прежними друзьями и от занятий творчеством, на короткий срок он даже поступил чиновником в Магазинное управление Варшавской железной дороги. Второй период творческой активности композитора наступил в 1880-1900-е годы. До последних лет жизни он активно занимается творческой, общественной и исполнительской деятельностью.

Это наиболее крупные вехи его биографии. Но как описать, сколько душевных сил и внутреннего огня вложил Балакирев в свои труды? Всю жизнь он пламенел ярким огнём, пробуждая кипучую творческую энергию в других. Его эпохой - временем, когда он полностью и счастливо раскрывал потенциал своего творческого дарования, - были 1860-е годы. В это время, после ухода Николая I с престола, искусство воспринималось как средство для улучшения жизни общества. Впоследствии эти идеи отошли на второй план, но для Балакирева они всегда оставались значимыми.

Большую часть своей жизни он посвятил активной музыкально-общественной деятельности, которая не всегда находила соответствующий отклик современников. Самым главным и трудным его начинанием стало создание в 1862 году совместно с Г. Я. Ломакиным Бесплатной музыкальной школы (БМШ), цели для которой были те же, что и для Русского музыкального общества (РМО) - обучение русских музыкантов и доступность соответствующего образования для всех.

Кроме Балакирева в период с 1873 по 1882 год БМШ руководил Н. А. Римский-Корсаков, а с 1908 года - С. М. Ляпунов. После Октябрьской революции она прекратила своё существование.

Однако открытие А. Г. Рубинштейном в том же году на основе РМО Петербургской консерватории отвлекло внимание общественности от благородного начинания Балакирева и способствовало появлению в ней двух партий – приверженцев идей Балакирева и Рубинштейна. Сам Балакирев весьма неоднозначно относился к начинанию Рубинштейна. Главным возражением против консерватории стало то, что типизированное музыкальное образование должно было, по его мнению, убить индивидуальность учащихся. С друзьями он иронизировал над Рубинштейном, называя его Дубинштейном, Тупинштейном и даже Грубинштейном. Впрочем, возможно здесь сказалась и личная обида за своё собственное начинание - БМШ, которое, будучи направлено на те же цели, не привлекло к себе такого внимания ни меценатов, ни общественности.

Трудности в делах БМШ во многом стали причиной постигшего Балакирева в 1870-е годы кризиса. Вместе с тем, со временем негативное отношение к РМО сглаживалось. В 1871 году он одобрил решение Римского-Корсакова работать в Петербургской консерватории. Хотя Римский-Корсаков считал, что Балакирев имел корыстное намерение «провести своего во враждебную ему консерваторию». Тем не менее, Балакирев уважал его знание гармонии и контрапункта и пересылал к нему тех своих учеников, которые нуждались в последовательном изучении этих предметов. Так к Римскому-Корсакову в 1879 году попал юный А. К. Глазунов. А в 1878 году Московское отделение РМО даже предложило Балакиреву занять место П. И. Чайковского , покинувшего к тому времени Консерваторию. Он не принял предложения, но был им тронут.

Кроме БМШ, в 1870-е годы Балакирев активно занимался преподавательской и инспекторской деятельностью в женских институтах. С 1873 года он был инспектором музыкальных классов в женском Мариинском институте, а с 1875 - в училище св. Елены. Наконец, с 1883 до 1894 год он был управляющим Придворной певческой капеллы, выйдя после этого на пенсию.

Педагогическая деятельность сопровождала Балакирева всю жизнь. Он воспитал плеяду композиторов, составивших целую эпоху русской музыки. Именно вокруг него в «Новой русской школе» объединились талантливейшие композиторы своего времени - Цезарь Антонович Кюи (знакомый с Балакиревым с 1856), Модест Петрович Мусоргский (с 1857), Николай Андреевич Римский-Корсаков (с 1861), Александр Порфирьевич Бородин (с 1862), а также А. С. Гуссаковский (с 1857, после 1862 отошёл от дел кружка) и Н. Н. Лодыженский (с 1866).

К кружку примыкали также музыкальные критики и общественные деятели А. Н. Серов и В. В. Стасов (оба с 1856 года, впрочем, уже к 1859 году отношения Балакирева и Кюи с Серовым были безнадёжно испорчены). Однако Балакирев не был преподавателем в обычном смысле слова. «Новая русская школа» представляла собой дружеский кружок, где Балакирев воспринимался как старший и более образованный товарищ. Не без юмора он писал о собраниях кружка, например, следующее: «Вся наша компания живёт, как и прежде. Мусоргский теперь имеет весёлый и гордый вид, они написали Allegro - и думает, что уже очень много им сделано для искусства вообще и русского в особенности. У меня теперь каждую среду бывает собрание всех русских композиторов, играются наши новые (буде кто сочинит) произведения и вообще хорошие вещи Бетховена , Глинки , Шумана, Шуберта и проч.» (письмо к А. П. Захарьиной от 31 декабря 1860 года, цит. по: М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества).

Проигрывание произведений (как своих, так и чужих) сопровождалось их детальным анализом. Стасов вспоминал, что на собраниях кружка «все толпой собирались около фортепиано, где аккомпанировал либо М. А. Балакирев, либо Мусоргский как самые сильные фортепианисты кружка и тут шла тотчас же проба, критика, взвешивание достоинств и недостатков, нападение и защита».

Каждый вновь приходящий в кружок молодой человек чувствовал на себе непреодолимое обаяние личности Балакирева и его удивительную способность возжигать в людях огонь вдохновения. Римский-Корсаков вспоминал, что «С первой встречи Балакирев произвёл на меня громадное впечатление. Он требовал, чтобы я принялся за сочинение симфонии. Я был в восторге». Мусоргский писал Балакиреву: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты». А Е. С. Бородина говорила, что «Плоды только что сложившегося знакомства (Бородина) с Балакиревым сказались баснословным по силе и скорости образом. Уже в декабре он играл мне почти целиком первое Allegro своей симфонии Es-dur».

Но не все было безоблачно. Уже очень скоро члены кружка осознали деспотизм своего старшего друга, его непреклонное убеждение в своей безусловной правоте и его стремление активно участвовать во всех деталях их творческого процесса. Он говорил Римскому-Корсакову: «Вы можете верить в мою критическую способность и в способность музыкального понимания, но пусть мои мнения не будут для Вас непреложны».

Однако вмешательство Балакирева буквально в каждый такт, в каждую ноту едва рождающихся сочинений молодых композиторов постепенно становилось для них тягостным. В 1861 году Мусоргский писал Балакиреву: «Насчёт того, что я вязну, и меня приходится вытаскивать, скажу одно - если талант есть - не увязну. Пора перестать видеть во мне ребёнка, которого надо водить, чтобы он не упал».

К концу 1860-х годов кружок постепенно начал распадаться - птенцы оперились и постепенно все дальше вылетали из гнезда. Балакирев становился одиноким, наступал творческий кризис. Впоследствии у него были и другие ученики, но лишь спустя долгие годы, в 1884 году, состоялось его знакомство с Сергеем Михайловичем Ляпуновым, который стал единственным до конца преданным и верным ему учеником, продолжившим в своём творчестве традиции музыки Балакирева.

Огромное значение в жизни Балакирева имела его исполнительская деятельность, которой он занимался с юности до последних лет своей жизни. Познакомившись с четырёхлетнего возраста с возможностями фортепиано, к восемнадцатилетнему возрасту он был уже сложившимся пианистом-виртуозом, «пианисты, какие наезжали в Казань - Сеймур Шиф и Антон Контский, - обходились с ним как с коллегой».

В письме к Ростиславу, опубликованному в «Северной пчеле» (№ 290), А. Д. Улыбышев рекомендовал Балакирева как виртуоза: «Ему стоит прослушать один раз большую пьесу, исполненную оркестром, чтоб передать ее без нот во всей точности на фортепиано. Читает он всякую музыку и, аккомпанируя пению, переводит тотчас арию или дуэт в другой тон, какой угодно».

Во второй половине жизни Балакирев был признан как пианист не только в России, но и за рубежом, в частности, в Польше. В 1894 году там состоялся его последний публичный концерт, посвящённый горячо любимому им композитору - Шопену, в связи с открытием памятника ему. Это было время, когда политические отношения России и Польши были обострены, и друзья отговаривали Балакирева от поездки туда. Его «пугали и тем, что зал будет пуст, и тем, что ему могут устроить демонстрацию как русскому, патриоту. Но Балакирев не испугался, поехал, и концерт состоялся. Вся польская Варшава была в Желязовой Воле. Балакирев никогда без волнения не может говорить об этом. Это был его последний выход перед публикой, больше он уже никогда не играл».

Дирижёрскую палочку Балакирев взял в руки также с юного возраста. Уже в 15 лет он дебютировал с Восьмой симфонией Бетховена в концерте в Нижнем Новгороде, заменяя своего уехавшего учителя Карла Эйзриха. Впрочем, как он вспоминал впоследствии, в то время «Он не знал даже, в каком направлении указываются палочкой доли такта».

В дальнейшем он стал крупным, признанным дирижёром. После основания в 1862 году Бесплатной музыкальной школы (БМШ) он дирижировал концертами её и в её пользу (с 1863 года). В 1866-1867 годах Балакирев был приглашён в Прагу для постановки опер Глинки. Дело не обходилось без недоразумений, в письме к Л. И. Шестаковой он возмущённо писал, что «Здешние мерзкие дирижёришки вздумали куда-то было затерять клавир «Руслана», хорошо, что я, к удивлению всех, на память аккомпанировал всю оперу».

В 1868 году дирекция Русского музыкального общества поручила ему управление своими концертами (всего 10концертов). Со следующего сезона Балакирев увеличил число концертов Бесплатной музыкальной школы, но долго конкурировать с Русским музыкальным обществом не смог. Через год его заменили Э. Ф. Направником, и это вызвало большой резонанс в печати, в частности, была опубликована статья П. И. Чайковского «Голос из московского музыкального мира» с выражением протеста по этому поводу. Это событие стало одной из причин жестокого кризиса, постигшего композитора в 1870-е годы.

В 1872 году последний из объявленных концертов РМО уже не мог состояться. Огорчённый Балакирев в 1874 году оставил и Бесплатную музыкальную школу. Директором её был избран Римский-Корсаков. Неудачи завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде. Удручённый Балакирев был близок к самоубийству. Нуждаясь в средствах не только для себя, но и для своих сестёр, оставшихся после смерти отца на его попечении, он поступил на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги и стал снова давать уроки музыки. Он отдалился от своих музыкальных друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся исполнять обряды, ранее им отрицаемые.

Позднее он вернулся к активной дирижёрской деятельности, в том числе за рубежом. В 1899 году Балакирев был приглашён в Берлин управлять симфоническим концертом из произведений Глинки в честь открытия мемориальной доски на доме, где тот умер. В дальнейшем по состоянию здоровья Балакирев отошёл от дирижёрской деятельности.

За жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей, он требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда её проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример - Первая симфония. Ещё в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии, считая её вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а закончил - в 1897 году.

Когда Глинка в конце своей жизни дал Балакиреву тему испанского марша для его будущей увертюры, тем самым он как бы назначил его своим преемником. Действительно, Балакирев унаследовал от своего старшего современника многое, и в частности колоссальную широту интересов и творческих замыслов, но его собственный путь был вполне самобытным. Одним из важнейших принципов творчества Балакирева было не повторение - ни музыки других композиторов, ни себя самого. Каждое его сочинение было уникальным.

Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не был осуществлён. Единственное произведение Балакирева для театра – музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и другие номера для оркестра. В целом, наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра. Кроме двух симфоний, сюда входят различные увертюры: на тему испанского марша, данного автору Глинкой (1857 г., 2-я редакция 1886 г.), на темы трёх русских песен (1858 г., 2-я редакция 1881 г.), Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867 г., 2-я редакция 1905 г.). Здесь же находятся симфонические поэмы «Русь» (первоначально музыкальная картина «1000 лет», 1864 г., 2-я редакция 1887 г., 1907 г.), «Тамара» (1882) и Сюита в трёх частях (1901-1909 гг., завершена С. М. Ляпуновым).

Как концертирующий пианист он сочинял много произведений с участием фортепиано. Из них два фортепианных концерта (1-й 1855 г., 2-й 1862-1910 гг., окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а также просто фортепианных – среди них фантазия «Исламей» (как и «Тамара», связанный с впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869 г.), соната (1905), множество фортепианных миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки и т.д.

С работой Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - переложений для хора а capella романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев создал немало романсов для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863).

Большой вклад Балакирев сделал в историю собирания и записи народных песен. После поездки по Волге, специально предпринятой для записи народных песен, Балакирев опубликовал сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866), имевший большой общественный резонанс. Позднее композитору предложили участвовать в составе комиссии по составлению и изданию русских народных песен, собранных экспедициями Русского географического общества. Результатом этой работы стало издание сборника «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898). В своём творчестве Балакирев часто обращался к подлинным русским напевам, и этим он продолжал в музыке традиции, заложенные «Камаринской» Глинки.

Особое значение в творческой деятельности Балакирева имела его редакторская работа. Начиная с 1860-х годов, она сопровождала Балакирева на протяжении всего творческого пути. Вероятно, если сравнить количество редакторских и авторских работ композитора, то первых будет едва ли не больше. Здесь и работа с только нарождающейся музыкой близких друзей-учеников (Кюи, Ляпунов и т.д.), и редакции произведений композиторов, уже ушедших из жизни (как, например, Берлиоз и Шопен). Сюда входят и простые переложения симфонических произведений для фортепиано (в 2 или 4 руки), и творческие переосмысления уже существующих произведений других авторов (сюда входят различные фортепианные транскрипции, концертные обработки и прочие).

Ещё в 1877 году сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова просила Балакирева заняться редактированием и изданием на её средства оперных партитур Глинки. К концу 1878 года вышла партитура оперы «Руслан и Людмила», а в 1881 году - «Жизнь за царя» под редакцией М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова . Одновременно он занимался редакциями и корректурами других сочинений Глинки, выходивших в различных издательствах. Своё логическое завершение работа с музыкой Глинки получила в конце жизни Балакирева - с 1902 года он активно участвовал в редакции и издании Полного собрания сочинений Глинки. Что же касается Шопена, то работа с его музыкой осталась в тени, однако она ничуть не менее важна.

Малоизвестно, что именно Балакирев стал редактором первого в мире Собрания сочинений Шопена, вышедшего в России в издании Стелловского в 1861-1864 годы. В дальнейшем он также работал над редакциями различных сочинений Шопена и увенчал свою творческую биографию двумя масштабными работами, связанными с творчеством Шопена - переинструментовкой Первого фортепианного концерта в 1909, и оркестровой Сюитой из его же произведений в 1910 году.

Последний период Балакирев был окружён музыкальной молодёжью, но самым дорогим для него человеком в эти годы стал С. Ляпунов. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных композитором произведений, в том числе концерт ми-бемоль мажор. Умер Балакирев 16 мая 1910 года.

Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Крупнейший российский композитор Балакирев Милий Алексеевич, произведения которого до сих пор не теряют своей актуальности, известен не только своим выдающимся творчеством, но и как создатель и идейный вдохновитель целого течения в русской музыке.

Детство и семья

Родился будущий композитор 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Балакирев Алексей Константинович, был титулярным советником дворянского происхождения, мама занималась детьми. Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным, его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Вера на протяжении всей жизни оставалась для Балакирева важной темой. С раннего возраста ребенок показывал музыкальные способности, и мама это заметила.

Первые музыкальные опыты

Уже в 6-7 лет Балакирев Милий Алексеевич под руководством матери начинает учиться игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехи. Для того чтобы дать сыну лучшие навыки, мама везет его в Москву. Там он проходит короткий курс фортепианной техники у и педагога Александра Дюбюка. Затем дома он продолжает осваивать инструмент под руководством местного пианиста и дирижера К. Эйзериха. Именно музыкант познакомил Балакирева с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, меценатом, музыкантом-любителем, просветителем, который сыграл очень важную роль в жизни композитора. В его доме собиралось блестящее общество местных мыслителей, литераторов, музыкантов, устраивались концерты, обсуждались проблемы искусства. Здесь было заложено основание эстетического мировоззрения Балакирева.

Учеба

Мать будущего композитора рано умерла, это положило конец систематическим занятиям Балакирева музыкой. Позже его отец женился вновь, его жалования едва хватало на жизнь большой семье, об оплате учебы речь не могла идти. В 12 лет мальчика отдают в Нижегородский дворянский институт, где он получает среднее образование за счет местного дворянства. Через четыре года он поступает вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но проучиться он смог чуть более года, денег на дальнейшее образование у него не было, он добывал себе пропитание, давая уроки музыки. Во время учебы Балакирев Милий Алексеевич пишет первые музыкальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано.

Призвание

Видя несомненную одаренность юноши, Улыбышев в 1855 году берет его с собой в Санкт-Петербург, где знакомит с русским композитором М. Глинкой.

Балакирев Милий Алексеевич, музыка для которого стала важнейшей частью жизни, показал свои произведения мэтру и получил очень высокую оценку и рекомендацию всю свою жизнь посвятить сочинению музыки. Уже через год начинающий автор представляет публике свои первые опусы, а также дебютирует как пианист и дирижер при исполнении его концертного аллегро для фортепиано с оркестром. Это выступление было очень благосклонно принято критиками и публикой, Балакирева стали приглашать для выступлений в богатых домах, это помогло решить финансовые проблемы композитора, но отнимало довольно много времени. Музыкант сразу заявил о себе как о русском творце, национальные мотивы стали его фирменным знаком.

Путь в профессию

Балакирев Милий Алексеевич, творчество которого постепенно набирает популярность, некоторое время ведет активную концертную деятельность, вращается в светских кругах. Но это отнимает у него слишком много сил и времени, а он видел свое предназначение в сочинении музыки и распространении передовых идей. Он сокращает количество выступлений, хотя это отрицательно сказывается на его материальном положении, и решает посвятить себя музыке и просветительству.

Балакирев и "Могучая кучка"

В конце 50-х годов XIX века Балакирев сближается с целым рядом музыкантов: А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым. Так формируется кружок, который впоследствии станет называться «Могучей кучкой». Единомышленники много рассуждали о судьбе национальной музыки, обсуждали произведения. Со временем к группе присоединились самые значительные композиторы Российской империи Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Мусоргский, Ц. Кюи. Балакирев увидел в каждом из этих молодых людей божественный свет музыки, помог им развить дар, сформировать собственный музыкальный стиль. Складывается мощная команда авторов, каждый из которых работает в собственной манере, но при этом они коллективно помогают друг другу вырабатывать единый национальный стиль.

Группа активно общалась с представителями творческой интеллигенции своего времени: с критиками И. Тургеневым, А. Григоровичем, А. Писемским, И. Репиным. Тесные и сложные связи у композиторов установились с П. И. Чайковским, на которого «Могучая кучка» оказала сильное влияние. Музыканты вели активную пропаганду идей народности в искусстве, которые были авангардным направлением для русской культуры.

К 70-м годам группа распалась, но ее идеи продолжали жить и развиваться. «Могучая кучка» оставила значительный след в русской музыке, ее влияние на себя признавали А. Лядов, А. Аренский, С. Ляпунов, М. Ипполитов-Иванов, даже во французской музыкальной культуре появилась известная «шестерка» Эрика Сати и Жана Кокто, повторяющая путь «Могучей кучки».

Педагогическая деятельность

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого навсегда связана с музыкой, большой вклад внес в формирование отечественной школы. В 1862 году вместе с дирижером хора Г. Ломакиным Балакирев создает Бесплатную музыкальную школу, которая стала центром просвещения, пропаганды национального искусства и первым местом массового музыкального образования.

Император поддержал начинание музыкантов, поэтому у организаторов была возможность развить бурную деятельность. Они устраивали концерты учащихся, принимали в учебное заведение всех, кто имел способности, но не мог платить за обучение. В школе преподавались сольфеджио, музыкальная грамота и вокал. Балакирев был директором учреждения и дирижером концертов. Во второй половине 80-х годов XIX века в школе ощущался острый дефицит финансов, что привело к значительному сокращению ее активности. Балакирев в то время переживал сильнейший кризис, он даже покидает пост директора на некоторое время.

Но в 1881 году он возвращается на должность директора любимого детища и остается верным школе до конца жизни. В 1883 году Балакирев при протекции Т. И. Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой, где пригодился его организаторский и педагогический талант. Он улучшает систему преподавания в капелле, усиливает научную составляющую в преподаваемых дисциплинах, приглашает преподавать Н. Римского-Корсакова, организовывает оркестровый класс, значительно повышает качество жизни учеников, строит новое здание капеллы. В 1894 году он оставляет руководство капеллой и выходит на пенсию с солидным денежным обеспечением, с этого времени он мог всецело посвятить себя творчеству.

Музыкальная карьера

Балакирев Милий Алексеевич всю свою жизнь занимался музыкой, его деятельность началась с написания первых любительских романсов и фортепианных пьес. Деятельность композитора начиналась под сильным влиянием М. Глинки, который сыграл важную роль в жизни музыканта. В 1866 году Глинка пригласил Балакирева руководить постановкой опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» в пражский театр. Музыкант проявил большую активность и показал свой дирижерский талант в этой работе, которая имела большой успех и способствовала укреплению положения Балакирева в музыкальном мире.

В 1860 году композитор путешествует по Волге, где собирает песни бурлаков, которые позже оформит в музыкальный сборник, наделавший немало шума в отечественной культуре. В 1862, 1863 и 1868-м годах он совершает поездки на Кавказ, впечатления от которых повлияли на творчество музыканта. Вскоре композитора приглашают дирижировать Императорскими концертами русского музыкального общества, но в 1869 году он вынужден покинуть эту должность.

Начинается непростой период в жизни Балакирева, композитор подвергается гонениям и клевете, это наносит ему психологическую травму, и на несколько лет он сильно сократил свою творческую активность. В 1881 году он возвращается в музыку, но больше занимается руководством капеллой, пишет немного, но в это время появляется несколько сильных, зрелых произведений, например симфоническая поэма «Тамара».

В конце 90-х годов наступает последний творческий и очень продуктивный период жизни композитора. Он пишет много музыки для фортепиано, работает над симфоническими поэмами «Русь» и «В Чехии».

Творческое наследие

Композитор Балакирев Милий Алексеевич, годы жизни которого отданы поискам средств к существованию, просветительской и педагогической деятельности, оставил небольшое, но значительное наследие. К числу его основных произведений относят музыку к «Королю Лиру», фортепианную фантазию «Исламей», несколько серьезных обработок других композиторов, около 2 десятков романсов и песен, две симфонии.

Личная жизнь

Балакирев Милий Алексеевич был страстной, увлекающейся натурой, помещенной в трудные жизненные обстоятельства. Всю жизнь он был стеснен в средствах, его преследовали недоброжелатели, которые клеветали на него, организовывали кампанию против композитора в прессе. Наибольшей глубины финансовый кризис достиг в 1872 году, когда концерты школы не только перестали приносить прибыль, но и вовсе не могли проходить. В придачу к этому умирает отец композитора, и на его плечи ложится забота о благополучии младших сестер. Музыкант в отчаянии, он доходит до нервного истощения, даже задумывался о самоубийстве.

В 1874 году Балакирев покидает школу и поступает в Магазинное управление Варшавской железной дороги в качестве мелкого служащего, он снова начинает давать уроки музыки. Ни сил, ни времени поддерживать отношения с друзьями у него не было, и он отходит от круга единомышленников, не сочиняет музыку. Это был самый тяжелый период в его жизни. Балакирев нашел выход в религии, он стал очень набожным и постепенно начал приходить в норму. В 1881 году, когда он вновь вернулся к работе в школе, его психическое состояние выравнивается. Жизненные перипетии, увлеченность музыкой не позволили Балакиреву создать собственную семью, он так и прожил холостяком, увлеченным творчеством.

Композитор прожил длинную и насыщенную жизнь, он скончался 29 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище.

Жизнь творческих людей часто полна взлетами и падениями, разными событиями, не исключение и Балакирев Милий Алексеевич. Интересные факты составляют огромный список, среди них есть и грустные. Так, при всех заслугах композитора не только перед русской культурой, но и перед всей европейской музыкой ни в одном городе мира ему так и не поставили памятника. Зато одна из лучших музыкальных школ Европы, если не мира, расположенная в Москве, гордо носит его имя.

Балакирев с детства был болен, его часто преследовали мучительные и неотступные головные боли, которые доводили его до отчаяния. В один из таких затянувшихся кризисов он даже хотел бросить все и уйти в монастырь, но, к счастью, болезнь отступила, и композитор остался в

Своим образованием, по сути, Балакирев обязан самому себе, он много работал над своей техникой и самосовершенствовался. Однако, когда ему предложили уже в зрелые годы занять должность профессора Московской консерватории, композитор отказался, так как у него не было академического образования.

В историю музыкального искусства Милий Алексеевич Балакирев вошел не только как крупнейший композитор, но и как признанный глава и вождь значительного творческого содружества, за которым с легкой руки музыкального критика Стасова закрепилось наименование «Могучая кучка».


Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Еще с детства, проведенного на берегах Волги, полюбил Милий русские народные песни: скорбные бурлацкие, лихие плясовые и лирические протяжные, что пелись на улицах Нижнего в будни и праздники. Первые уроки музыки он получил у матери и старшей сестры. Важными для Балакирева оказались занятия с местным капельмейстером Эйзрихом. Последний не только сообщил ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым, имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования.

Упорная работа не прошла даром, и к девятнадцати годам Балакирев был уже сложившимся музыкантом, готовым к самостоятельной деятельности.

Не без протекции того же Улыбышева Милий перебирается в столицу, где довольно быстро завоевывает известность в музыкальных кругах. Первое же публичное выступление Балакирева 12 февраля 1856 года с исполнением сольной партии в своем Концертном аллегро для фортепьяно с оркестром привлекло всеобщее внимание к молодому дебютанту и вызвало сочувственные отклики в печати.

«Балакирев - богатая находка для нашей отечественной музыки», - писал Серов, предсказывая ему самую блестящую будущность.

Превосходного пианиста Балакирева приглашают наперебой к себе знатные вельможи, желая украсить свои музыкальные вечера. Однако Милий быстро понял, что роль светского баловня - не его роль. Убежденный демократ, он видит свой артистический музыкальный долг в ином служении русской культуре. Пренебрегая блестящей музыкальной карьерой пианиста-виртуоза, Балакирев становится на тернистый путь - путь музыканта-просветителя.

Единственным источником существования для него остаются уроки музыки. Они отрывают драгоценное время, но молодой композитор продолжает совершенствоваться. Он создает большое количество произведений, среди которых симфоническая увертюра на тему испанского марша и «Испанская серенада» для фортепьяно.

Не забыта любовь к народной песне. Чтобы ближе познакомиться с народной музыкой, Балакирев, совместно с поэтом Щербиной, отправляется летом 1860 года в поездку по Волге. Напетые бурлаками песни составили материал для замечательного сборника, ставшего событием в русской музыке.

Подобные творческие поездки композитор совершит и на Кавказ в 1862, 1863 и 1868 годах. Знакомство с величественной природой и колоритным бытом кавказских племен произвели на него глубокое впечатление и нашли позднее яркое отражение в его творчестве.

В конце 1861 года была задумана Русская симфония, которую Балакирев решил посвятить тысячелетию Руси. Хотя работа не была закончена, то был значительный шаг в творческом развитии композитора.

Вернемся, однако, на несколько лет назад. Зимой 1856 года на небольшом музыкальном вечере состоялось знакомство Балакирева и Глинки. Затем он знакомится с уже достаточно известным композитором Даргомыжским и критиком Стасовым. Глинка вскоре уехал за границу, а знакомство с Даргомыжским и Стасовым перешло в дружбу. Позднее к ним присоединились другие композиторы - Бородин, Римский-Корсаков и Кюи. Они часто собирались вместе, спорили, беседовали, музицировали. Все они страстно любили музыку, особенно русскую, и эта любовь объединила их. Так родилось замечательное содружество талантливых музыкантов, которым суждено было сыграть большую роль в истории русской музыки. Это содружество вскоре получило название «Могучая кучка» или «пятерка» - по количеству участников. Главой кружка стал Милий Алексеевич Балакирев.

На встречах подробно разбирались произведения членов кружка. Тут же исправлялись все ошибки, а затем подробно разбирались. И каждый раз, отвергая или утверждая что-либо, Балакирев для подтверждения своей мысли проигрывал наизусть те или иные музыкальные отрывки.

Интенсивно и много продолжал писать и сам Балакирев. В те годы он сочиняет музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», много романсов, начинает Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Блестяще протекала и его дирижерская деятельность. Руководя концертами Бесплатной музыкальной школы, бывшей в то время одним из центров музыкального просветительства, Балакирев явился пропагандистом лучших произведений русской музыки, отвергнутых официальной аристократической верхушкой. Выдающийся немецкий композитор Вагнер, будучи в России и услышав в концерте выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника. Своими выступлениями как дирижер Балакирев много сделал для того, чтобы лучшие произведения мировой классики стали доступны русской публике. И не только русской - для чешской публики он открыл гениальную оперу Глинки «Руслан и Людмила», которой дирижировал в Праге.

Под впечатлением этой поездки композитор создал симфоническую поэму «В Чехии», в которой использовал чешские (точнее, моравские) мелодии.

Вскоре Балакирев становится руководителем концертов Русского музыкального общества - самой влиятельной музыкальной организации в России. И здесь он остался верен себе, пропагандируя в основном русскую музыку.

Однако успех демократически настроенного музыканта встревожил влиятельную придворную знать, и Балакирев был отстранен от руководства этими концертами.

В 1870-е годы деятельность «Могучей кучки», как творческого объединения друзей-единомышленников, проходила не так интенсивно. Причина крылась не в измене идеалам, как считали некоторые, а в неизбежном творческом взрослении, возмужании членов этого содружества. Сформировавшись как самостоятельные художественные личности, молодые композиторы перестали испытывать необходимость в постоянной опеке Балакирева. Но гордый и самолюбивый Балакирев не мог понять своих питомцев. К тому же начались еще и материальные неурядицы Бесплатной музыкальной школы, вскоре закрывшейся. Балакирев переживал все это очень болезненно. Трагичность ситуации усугубилась смертью его отца, необходимостью взять на себя заботу о младших сестрах. Все это так удручающе подействовало на композитора, что он вскоре отошел ото всех музыкальных дел и поступил мелким чиновником в одно из правлений железных дорог.

Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, горячо призывали его вернуться к прежней деятельности. Но Балакирев остался глух к этим дружественным призывам. И когда через много лет он все же вернулся к музыке, к друзьям, это был уже другой человек.

При всей строгости вкуса и безупречности отделки в сочинениях Балакирева 1890-1900-х годов порой ощущается налет «красивости». Редки творческие удачи.

К лучшим образцам вокальной лирики Балакирева следует отнести романс «Шепот, робкое дыхание» на слова известного стихотворения Фета, написанный им в начале века. Композитор достигает почти импрессионистической тонкости нюансов в передаче поэтического текста. Пожалуй, особое место в новом периоде творчества композитора занимает фортепианная восточная фантазия «Исламей», ставшая одной из вершин всего его творчества. Пьеса была задумана еще на Кавказе в конце шестидесятых годов.

Еще раньше, в начале 1860-х годов, Балакиревым были задуманы сразу три симфонии. Уже упоминалось о замысле симфонии «Русь», которую композитор обозначал третьим номером, второй должна была быть программная симфония «Мцыри» по поэме Лермонтова. Ни тот, ни другой замысел не получил осуществления, работа же над Первой симфонией, сохранившей это обозначение в окончательном варианте, растянулась почти на четыре десятилетия и была завершена только во второй половине девяностых годов.

Вторая симфония, написанная уже в последние годы жизни композитора (окончена в 1908 году), отличается от эпически монументальной первой преобладанием лирико-созерцательных настроений.

Последнее симфоническое произведение Балакирева - Сюита для оркестра - осталось незавершенным и было дописано Ляпуновым уже после смерти автора. Музыка Сюиты носит некоторые черты салонности, характерные для позднего Балакирева.

Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся , который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.

Долгое время история не могла дать должной оценки тому вкладу, который он внес в российскую музыкальную культуру. Идейные войны, которые происходили в нашей стране в прошлом столетии, не давали возможности оценить заслуги этого выдающегося человека. В настоящее время, когда начала отдавать должное тем, кто долгое время находился в забвении, труды Балакирева были оценены потомками по достоинству. Наконец, история расставила все по своим местам.

Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как . Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.

Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как "Могучая кучка". , Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и . Он не входил в "Могучую кучку", но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.

Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.

Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева - Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.

Мало изучена и его публицистическая деятельность. Причиной тому стали духовные мировоззрения, которым пришел Балакирев к концу жизни. Его состояние, подобное схимничеству, было не понято и не оценено обществом. Не приняли его и позднее. Богоборцы не могли оценить подвиг христианина и духовидца Балакирева, и его имя было забыто.

Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года. В настоящее время творческий подвиг великого композитора по достоинству оценен. расставила все на свои места.