Рыцарь печального образа кто. Значение рыцарь печального образа в большом современном толковом словаре русского языка

Герой романа великого испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616) «Славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский» (1605-1615); первый русский перевод 1769 г.: «Неслыханный чудодей, или Удивительные и необычайные приключения странствующего рыцаря Дон-Кишота». Бедный дворянин Дон-Кихот, старый и одинокий чудак, лишенный чувства действительности, начитавшись старинных рыцарских романов, вообразил себя странствующим рыцарем. Вооружившись заржавленным мечом и щитом, он берет себе в оруженосцы крестьянина Санчо Пансо, обещав ему богатство и славу, избирает, по рыцарскому обычаю, «даму сердца» - Дульцинею Тобосскую, - так называет он простую крестьянку Альдонсу, - и, взобравшись на тощую клячу, Росинанта, отправляется на подвиги во имя своей дамы. Потеряв способность отличать действительность от фантастического мира, созданного его воображением, Дон-Кихот играет смешную и жалкую роль: сражается с ветряными мельницами, принимая их за великанов; желая заступиться за обиженных, заступается за преступников и т. п. «Рыцарем печального образа» называет Санчо Пансо своего избитого, украшенного синяками господина. Имя Дон-Кихота стало нарицательным; так называют фантазера, оторванного от жизни, вступающего в борьбу с реальным или кажущимся злом, но не учитывающего трезво своих сил, не сознающего, что борьба его бесполезна и что он вызывает у всех только насмешки. «Его имя,- писал И. С. Тургенев,- стало смешным прозвищем даже в устах русских мужиков. Мы в этом могли убедиться собственными ушами» (статья «Гамлет и Дон-Кихот»). «Белинский первый в России использовал образ Дон-Кихота в социально-политической борьбе, главным образом в борьбе со славянофилами… первый ввел его в революционно-демократическую публицистику. Вслед за ним образ Дон-Кихота в аналогичных же целях использовали Герцен, Писарев, Добролюбов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, поэты-искровцы» (В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. VI, изд. Академии наук СССР, М. 1955, примеч. с. 713). От имени Дон-Кихот происходят слова: «донкихотство», «донкихотизм», употребляемые в значении: наивное, беспочвенное фантазерство; «донкихотствовать», - в старинном произношении: «донкишотствовать», то есть вести себя как Дон-Кихот. Последнее слово, по-видимому, введено Г. Р. Державиным («Фелица», 1782):

Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой.

Разве изувер по убеждению в наше время не Дон-Кихот? Разве не Дон-Кихоты - эти безумные бонапартисты, которых только смерть герцога Рейх-штадского заставила расстаться с мечтою о возможности восстановления империи во Франции? Разве не Дон-Кихоты - нынешние легитимисты, нынешние ультрамонтанисты, нынешние тори в Англии?.. К особенным и существенным отличиям Дон-Кихотов от других людей принадлежит способность к чисто теоретическим, книжным, вне жизни и действительности почерпнутым убеждениям (В. Г. Белинский, Тарантас, Соч. графа В. А. Соллогуба, СПб. 1845).

Славянофильство есть русское донкихотство; где стоят ветряные мельницы, там славянофилы видят вооруженных богатырей; отсюда происходят их вечно фразистые, вечно неясные бредни о народности, о русской цивилизации, о будущем влиянии России на умственную жизнь Европы. Все это донкихотство, всегда искреннее, часто трогательное, большею частью несостоятельное (Д. И. Писарев, Русский Дон-Кихот, Соч. И. В. Киреевского, 5).

Он - Дон-Кихот, упрямый фанатик, маньяк (А. П. Чехов, Соседи).

Мой приятель - человек немного безвольный, как все мы, немножко мечтатель, а вообще - человек не хуже других. Конечно - Дон-Кихот, кстати Дон-Кихоты встречаются на Руси не только среди культурных людей, у нас в народе, в массе, сколько угодно донкихотизма! (М. Горький, Жалобы).

Всю жизнь сей печального образа рыцарь [Каутский] писал о классовой борьбе и о социализме, а когда дошло дело до максимального обострения классовой борьбы и до кануна социализма, наш мудрец растерялся, расплакался и оказался дюжинным филистером (В. И. Ленин, Герои бернского Интернационала, Полное собрание сочинений, т. 38, с. 394).

В детстве с именем Дона Кихота у меня были связаны две вещи. Первая — статуэтка главного героя из чугуна и с вынимающимся мечом. Собственно в ней меня всегда интересовал только меч.. и можно ли что-то еще отколупать. Вторая — случайно просмотренный отрывок какого-то фильма, который для меня взрослые определили как «про рыцарей», а на деле там все было занудно и тоскливо. Помню только, что Дон Кихот свои доспехи вырезал из нарисованной на холсте картины. В отрочестве я столкнулся с именем Сервантеса на уроках Мировой Художественной Культуры (МХК), но читать не стал — имея предубеждение из детства.

Естественно, что среди большинства образованных людей это произведение на слуху. Меня ведь даже к соционическому социотипу «Дон Кихот » одно время приписывали. Школа, в которой мы проводим занятие по каратэ, находится на улице Черкасова и в ней висят фотографии актера в этом образе. Но убеждение, что это какая-то средневековая нудятина меня не отпускало.

Нарисовался свободный вечерок, а накануне вконтактике один левый товарищ рассказал о просмотре фильма 1957 года. Я решился, я скачал, я посмотрел, я в восторге. Сколько там гуманистических идей! И в отношении к «рыцарям» ничто до сих пор не поменялось: все это снисходительное «Чем бы дитя не тешилось». Произведение давно растащено по цитатам, но контекст многих мне был непонятен — рекомендую и вам с ним ознакомиться комплексно через книгу или эту экранизацию.

Ах этот Санчо, который говорит насмехающемуся над ним чиновнику: «Мужик, ушедший с твоего поста все равно найдет себе дело, а что будет, когда отсюда пнут тебя?» Человек труда может не особо разбирается в управлении делами государства, но на то есть образование и совет, а вот что понимает в производстве «профессиональный» чиновник, да еще и поставленный туда по блату?

Сейчас многие восхищаются фильмами, стилизованными под какие-то графические произведения, типа комиксов. В фильме 1957 года потрясающая стилизация под старинную графику — все эти образы размытых фигур прекрасно воплощены. Т.е. даже если (что крайне маловероятно) содержательная часть фильма кого-то не устроит — там есть от чего получить простое эстетическое наслаждение 🙂

«Рыцарь печального образа»

1569 год. Двадцатидвухлетний юноша с крошечной суммой денег и документами, удостоверяющими законное происхождение, принадлежность к католической церкви всех его предков и отсутствие интереса со стороны инквизиции, поступает офицером в испанскую армию. Спустя два года во время страшного морского сражения при Лепанто, молодой испанец получил три тяжелейших раны (из-за одной его левая рука до самой смерти осталась неподвижной). Хоть и изувеченный, вынужденный навсегда распрощаться с военной карьерой, но всё-таки живой, он должен был вернуться домой, в Испанию. Но до Испании молодому человеку добраться было суждено нескоро: по пути он был захвачен в плен безжалостными алжирскими пиратами, наводившими ужас на всё Средиземноморье. В довершении всех несчастий, при нём были обнаружены письма дона Хуана Австрийского, главнокомандующего испанскими войсками, из-за чего офицер был причислен алжирцами к особо важным пленникам, за которого можно потребовать самый большой выкуп. В ожидании, пока далеко не богатая семья всеми правдами и неправдами соберёт гигантскую сумму, он долгих пять лет провёл закованным в цепи, подвергаясь пыткам и издевательствам, видя, как его товарищи по несчастью погибают от самых страшных казней, какие только могли прийти на ум морским разбойникам. Наконец его семья, оказавшись в итоге на грани полного разорения, смогла заплатить выкуп, и страдалец вернулся в Испанию.

Конец «приключениям»? Нет, всё-таки ещё не конец!..


М. де Сервантес


Умудрившийся после пяти лет рабства сохранить безграничную любовь и доверие к людям, наш герой дважды за пять лет (в 1597 и 1602 гг.) попадает в тюрьму, став жертвой мошенников. И вот, оказавшись в тюрьме во второй раз, этот испанец, уже почти старик, решает написать книгу, которая подарит ему бессмертие. Но какой герой может прийти на ум человеку, калеке, безвинно сидящему в тюрьме, узнавшему всю изнанку жизни? Жестокий и безжалостный мститель? Мрачный мизантроп? Хитрый и предприимчивый торгаш, обманом покоряющий мир? Нет, в Севильской тюрьме был придуман самый добрый, самый честный, самый наивный, словом, самый «не от мира сего» герой мировой литературы – Дон Кихот Ламанческий, а несчастным узником был испанский дворянин Мигель де Сервантес Сааведра.

Первая часть «Дон Кихота» увидела свет в 1605 году в Испании. В 1612 году книга вышла в Английском королевстве, в 1614 году – во Франции. В 1615 году была опубликована вторая часть романа, и Рыцарь Печального Образа начал своё победоносное шествие по Европе. Конечно, успех «Дон Кихота» у современников трудно объяснить тем, что они поняли глубокий философский смысл и нравственный пафос великого испанца. Книга была в основном воспринята как очень смешная пародия на рыцарские романы, огромная популярность которых только-только начинала сходить на нет. Сюжеты и герои этих романов были хорошо известны даже людям, которые не умели читать. Читая «Дон Кихота», лишний раз убеждаешься в этом. Рыцарскими романами увлекаются трактирщики, служанки, бродяги, горожане всех сословий. Да и сам Сервантес писал рыцарские романы (не имевшие, впрочем, успеха) на протяжении всей своей писательской карьеры, что опровергает мнение о «пародийности» «Дон Кихота». Уже после смерти Сервантеса, в 1617 году была напечатана его книга «Странствия Персилеса и Сигизмунды» – классический рыцарский роман.



На весь мир прославлены герои Сервантеса: благородный Дон Кихот и его верный спутник Санчо Панса


Постепенно общество менялось, менялись нравственные ориентиры, критерии оценки художественного произведения и читатели совсем другими глазами взглянули на смешную и трагичную фигуру «последнего рыцаря Европы». В XVIII веке в «Дон Кихоте» разглядели сатиру на отживающие феодальные порядки, романтики века XIX считали Сервантеса первым человеком, который объявил о несовместимости мечты и реальности. В Дон Кихоте видели и сумасшедшего, и величайшего альтруиста, и беспощадного борца с несправедливостью… Роман Сервантеса настолько глубок и ярок, что постичь все заложенные в нём идеи удастся ещё очень нескоро, если вообще когда-нибудь удастся. Недаром же Ф. М. Достоевский считал «Дон Кихота» высшим результатом духовной жизни человечества, его оправданием.

Рыцарь печального образа (Дм. Быков под псевдонимом Андрей Гамалов)

Из книги Статьи из еженедельника «Профиль» автора Быков Дмитрий Львович

Рыцарь печального образа (Дм. Быков под псевдонимом Андрей Гамалов) В октябре 1961 года в только что открывшемся Кремлевском дворце съездов заседал ХХII съезд партии. На нем Никита Хрущев произнес историческую фразу: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при

Ю. Друнина. Рыцарь непечального образа

Из книги «Я» и «МЫ». Взлеты и падения рыцаря искусства автора Каплер Алексей Яковлевич

Ю. Друнина. Рыцарь непечального образа Друг юности Алексея Каплера Сергей Юткевич вспоминает, как в 1928 году в Одессу приехал Бабель специально для того, чтобы послушать устные импровизированные рассказы молодого начинающего кинематографиста, которого тогда величали

Глава IV РЫЦАРЬ ВЕСЕЛОГО ОБРАЗА, ИЛИ РУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК. 1789–1790

Из книги Карамзин автора Муравьев Владимир Брониславович

Глава IV РЫЦАРЬ ВЕСЕЛОГО ОБРАЗА, ИЛИ РУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК. 1789–1790 Вечером 1 июня 1789 года в курляндской корчме при свете сальной свечи, то вспыхивающей коптящим пламенем, то угасающей до точечного уголька, Карамзин записывал события прошедшего дня. А день для русского

Рыцарь Запада и рыцарь Востока - Ричард Львиное Сердце и Саладин

Из книги Великие тайны и загадки Средневековья автора Вербицкая Анна

Рыцарь Запада и рыцарь Востока - Ричард Львиное Сердце и Саладин Когда речь заходит о крестовых походах, на ум сразу приходят имена Ричард Львиное Сердце и Саладин. Об этих вождях слагали легенды. И до нашего времени Ричард I Плантагенет остается одним из самых знаменитых

Игнатий Лойола. Рыцарь печального ордена

Из книги Знаковые люди автора Соловьев Александр

Игнатий Лойола. Рыцарь печального ордена Основатель самого крупного на сегодня ордена Католической церкви (в 2003 «пехотинцев Папы Римского» насчитывалось более 20 тыс.) создал самую могущественную в Европе организацию практически из ничего. Ее члены прославились как

15 K night of the E as , of the S word , or of the E agle Рыцарь Востока, или Меча (Рыцарь Орла)

Из книги Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Том 1 автора Пайк Альберт

15 Knight of the Eas, of the Sword, or of the Eagle Рыцарь Востока, или Меча (Рыцарь Орла) Этот градус, как и остальные градусы масонства, глубоко символичен. Основанный на исторической правде и древней традиции, он все же является аллегорией. Основным уроком этого градуса является верность

2. Логика образа в эллинском мифе (Движение мифологического образа)

Из книги Избранное. Логика мифа автора

2. Логика образа в эллинском мифе (Движение мифологического образа) Опираясь на образы, как на представления, мы обычно рассматриваем воображение как способность создавать образы и оперировать ими, отводя воображению место в психологии. Но мы забываем при этом, что

Гатчинский капрал или рыцарь печального образа?

Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Гатчинский капрал или рыцарь печального образа? Для просвещения этих «невежд» в самом Зимнем дворце Павел устраивает тактический класс. Преподает в нем некто подполковник Каннибах (Каннибих). Кто он? Откуда? Вот его краткий послужной список. И. Я. Каннибах -

Рыцарь и тихая дева. Рыцарь и дерзкая наездница

Из книги Стратегии счастливых пар автора Бадрак Валентин Владимирович

Рыцарь и тихая дева. Рыцарь и дерзкая наездница Уже в одном из первых произведений о Шерлоке Холмсе знаменитый сыщик заявляет о том, что жизнь представляет собой «огромную цепь причин и следствий, природу которой мы можем познать по одному звену». По иронии судьбы в жизни

6. ЛОГИКА ОБРАЗА В ЭЛЛИНСКОМ МИФЕ. ДВИЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА .

Из книги Логика античного мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

6. ЛОГИКА ОБРАЗА В ЭЛЛИНСКОМ МИФЕ. ДВИЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА . Опираясь на образы как на представления, мы обычно рассматриваем воображение как способность создавать образы и оперировать ими, отводя воображению место в психологии. Но мы забываем при этом, что

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Рыцарь антисоветского образа Сегодня это кажется странным, но у Джорджа Оруэлла возникли большие проблемы с опубликованием антисталинского памфлета «Скотный двор». Да, представьте себе, издатели отказывались печатать это произведение. Шел сорок четвертый год,

Рыцарь печального образа

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Рыцарь печального образа С испанского: El caballero de la triste figura.Главный герой романа «Дон Кихот» (полное авторское название романа «Славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский», 1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616).См. также Дон

3. Приемы создания образа человека в дневнике (композиция образа)

Из книги Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра автора Егоров Олег Георгиевич

3. Приемы создания образа человека в дневнике (композиция

РЫЦАРЬ ДВУЛИКОГО ОБРАЗА

Из книги Апостолы двуликого Януса: Очерки о современной Америке автора Манаков Анатолий

РЫЦАРЬ ДВУЛИКОГО ОБРАЗА Уильям Кейси играть на публику не умеет. Манеры его просты, о красноречии и дикции не заботится, одет мешковато, да и выглядит старше своих лет. Его достоинство в другом - он славится кипучей работоспособностью, организаторским талантом и умением

Алексей ИВИН РЫЦАРЬ БАНКОВСКОГО ДЕЛА К истории одного шекспировского образа

Из книги Газета День Литературы # 101 (2005 1) автора День Литературы Газета

Алексей ИВИН РЫЦАРЬ БАНКОВСКОГО ДЕЛА К истории одного шекспировского образа Три тысячи червонцев! Куш немалый. Три месяца... А сколько годовых? У.Шекспир, "Венецианский купец" Так уж повелось, что в общеобразовательных школах на факультативных