Одиночество человека в рассказе тоска. А.П.Чехов

Проблема одиночества была актуальна во все времена. Существует она и в современном мире. Разумеется, сегодня люди пользуются интернетом и различными средствами связи, позволяющими общаться безгранично. Однако, по данным психологов, тот, кто чаще всего обращается к социальным сетям, более других ощущает чувство одиночества, то есть отсутствие родственной души. Порой такой человек придумывает какие-либо жизненные события и истории. И это все для того чтобы привлечь к себе внимание. Часто проблема одиночества возникает у тех людей, которые не хотят принимать то общество, которое их окружает.

Они противопоставляют себя другим, всячески пытаются оградиться от всего мира и нередко идут против общепринятых норм и традиций.

Ребенок и одиночество

С существованием проблемы легче согласиться в том случае, когда у человека нет семьи, друзей и близких людей. Однако ситуации бывают разные. Иногда чувство одиночества посещает человека, находящегося в окружении родственников. К сожалению, такой феномен существует, хотя и кажется просто невероятным.

Так, существует проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей. Аргументы, приводимые психологами, свидетельствуют об опасности данного явления. Ведь страхи и эмоции, пережитые в раннем возрасте, оказывают сильное влияние на формирование личности, а, следовательно, и на всю жизнь человека. Именно поэтому взрослые должны обратить внимание на проблему своего малыша.

Каковы же причины того, что ребенку становится одиноко? Самая очевидная из них - отсутствие внимания со стороны близких ему людей. Нередко взрослые настолько поглощены своими заботами и проблемами, что на свое чадо у них просто не хватает свободного времени. Задумайтесь, может, в вашей семье сложилась такая ситуация? Если да, то она требует немедленного исправления. И в пользу такого шага говорит весомый аргумент. Проблема одиночества, по мнению психологов, приводит к тому, что дети становятся замкнутыми, угнетенными и отчужденными. Ребенок, предоставленный долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий.

Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход родителей к вопросам воспитания. Некоторые папы и мамы ошибочно полагают, что лучше самого ребенка знают, что ему нужно. При этом происходит игнорирование интересов еще не сформировавшейся личности. Оказывать такое давление на маленького человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание.

Как оградить ребенка от одиночества?

Возникшая проблема требует немедленного устранения. Конечно, пути ее решения непросты, однако они существуют. Отогнать от ребенка чувство одиночества помогут постоянные усилия близких ему людей. Главным помощником в этом будет служить родительская любовь. Но она должна выражаться не в материальных благах, а в искренней чуткости, заботе и участии в жизни малыша. Нужно постоянно интересоваться делами своего чада и не отмахиваться от него, когда он приглашает вас поиграть с ним.

Проблема детского одиночества в литературных произведениях

Многими писателями и публицистами поднималась тема отсутствия внимания к жизни и интересам маленького человека. Они нередко рассуждали над тем, как же возникает проблема одиночества. Аргументы из литературы, которые могут быть приведены по данной теме - повесть Павла Санаева - «Похороните меня за плинтусом». Главный герой произведения - мальчик Саша Савельев. Он рассказывает читателям об утраченных мечтах и несбывшихся надеждах по причине нравственного безразличия взрослых. У мальчика нет игрушек и нет друзей. Все это заменяет лишь маленькая мышка. Когда ее не станет, Саша в полной мере ощутит одиночество ребенка среди взрослых людей.

Такое же чувство овладевает и героиней повести, написанной Диной Сабитовой «Три твоих имени». Это история о страшной судьбе девочки, которая прошла настоящий ад полуголодной нищей жизни сначала в родной семье, а затем в детском доме и у приемных родителей.

Мужское одиночество

Нередко представители сильной половины человечества не имеют никаких привязанностей и близких связей. Некоторые мужчины считают такое состояние нормой. Так ли это? Для понимания данного вопроса необходимо рассмотреть, какой в противовес этому приводится психологами аргумент.

Проблема одиночества, по мнению специалистов, может крыться в неадекватной самооценке мужчины. Такой человек просто уходит от отношений с окружающими ему людьми. Он боится критики своих способностей и талантов, которая принесет ему боль.

Причиной одиночества мужчины может стать отсутствие коммуникативных навыков в общении с окружающими. Часто в основе такой незрелости лежит застенчивость, которая возникла из-за психологической травмы, полученной в детстве или в юности.

Причиной мужского одиночества может стать наличие социофобии. Корни этого явления лежат глубоко и кроются в навязывании мальчику взрослого мнения. Например, начало посещения детского сада при психологической неподготовленности малыша. Это становится причиной испуга и приводит к возникновению желания проводить время в одиночестве, подальше от других детей.

Причиной замкнутости мужчины может стать психопатология, выражающаяся в депрессии, аутизме, шизофрении, склонность к алкоголизму. Проблема одиночества возникает и у тех молодых парней, которые имеют сильную эмоциональную привязанность к своей матери. Однако не только в результате неразвитости или деградации личности человек не контактирует с окружающим его миром. Как прямую противоположность всему сказанному выше можно привести и другой, достаточно веский аргумент. Проблема одиночества порой становится элементом духовного роста. Здесь разговор идет о вершине развития человека.

Тема одиночества мужчины в литературных произведениях

Чувство отсутствия привязанностей преследует многих представителей сильной половины человечества. Многочисленные аргументы, к проблеме одиночества человека имеющие прямое отношение, встречаются в произведениях отечественных и зарубежных писателей. Есть книги, которые буквально пронизаны этим чувством, и среди них - труды Габриэля Гарсиа Маркеса.

Во многих произведениях этого автора поднимается проблема одиночества. Аргументы из литературы, принадлежащей перу Маркеса - герой его романа «Посторонний». Кроме этого, об одиночестве писал Альберт Камю, а также Трумен Капоте («Завтрак у Теффани») и Герман Гессе («Демиан»). В этих произведениях одиночество является особой жизненной канвой с вплетенными в нее надеждами и терзаниями, отчужденностью и уединением, внутренними конфликтами и противоречием.

Весомый аргумент к проблеме одиночества человека, избравшего путь служения - это роман Л. Толстого «Война и мир». В этом произведении перед нами предстает образ великого полководца Кутузова. Он спасает страну и щадит жизни солдат, отдавая Москву без боя. Основная задача, которую ставит перед собой главнокомандующий - избавить Русь от врагов с минимальными потерями для своей армии. Однако официальная власть придерживается другого мнения. Она желает добиться славы любой ценой. В итоге автором поднимается проблема трагического одиночества человека. Аргументы к ней - отставка, а затем преждевременная смерть великого полководца. Такова плата за принятое решение.

Во многих произведениях русских писателей поднималась проблема одиночества. Аргументы из литературы по этому вопросу - герой А. Пушкина Евгений Онегин. На первый взгляд его можно было отнести к социально активной личности. Онегина с радостью принимали в светском обществе. Причем герой получал истинное удовольствие от ведения столь праздной жизни. Однако в конце романа Онегин делает для себя вывод о том, что он всегда был «чужой для всех…».

В каких еще произведениях поднимается проблема одиночества? Аргументы из литературы могут быть приведены следующие:

  • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его главный герой Базаров одинок как в любви, так и в дружбе и взглядах.
  • Роман Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нем образ Печорина - это многогранное одиночество, как лирическое, так и гражданское, а также вселенское.
  • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ее герой, Александр Чацкий, испытывает одиночество, не находя поддержки своим мыслям в социуме. Свою ситуацию он воспринимает как личную трагедию.
  • Женское одиночество

    Жалобы на данное состояние можно часто слышать от представительниц слабого пола. Причем тема такого одиночества волнует, как правило, именно самих женщин. К сожалению, испытывать такое чувство могут даже замужние дамы или те, у кого имеются любовные отношения.

    В чем же истоки данной проблемы? Психологи объясняют ее наличие:

    Комплексами и неуверенностью, когда женщины сравнивают себя с красотками с обложек глянцевых журналов;

    Стереотипами, когда дамы полагают, что мужчины любят только блондинок, женятся на стервах и т. д.;

    Отсутствием осмысленности в поиске партнера.

    Но как бы там ни было, психология женского одиночества касается, как правило, отсутствия рядом любимого мужчины. О возникновении этого чувства говорят даже те разведенные девушки, у которых есть дети. Свое состояние они проецируют на малыша, говоря: «Мы никому не нужны». Желание женщины иметь семью заложено самой природой. Маленькие девочки уже в детском саду начинают играть в дочки-матери, варить в пластмассовой кастрюльке суп и пеленать кукол. При этом они мечтают о красивом муже и о роскошной белой фате.

    Однако такова женская психология, что, даже одев обручальное колечко на руку, представительница слабого пола может ощущать себя одиноко. Нередко это объясняется тем, что многие семьи живут как бы по инерции, и супругов не интересуют настроения и мысли друг друга. Нередко случается такая ситуация, когда женщина с любовью готовит для своего мужа ужин, получая в ответ дежурное «спасибо».

    Иногда дамы сами обрекают себя на одиночество после неудачного романа. Они болезненно переживают ситуацию, испытывая унижение. И здесь возникает проблема преодоления одиночества. Аргументы, приводимые психологами, указывают на то, что ее необходимо решать. В противном случае женщина станет еще несчастнее, чем была раньше. Создавать новые отношения ей будет мешать страх ее предубежденности, что все мужчины - это зло.

    Тема одиночества женщины в литературных произведениях

    О жизни простой русской колхозницы повествует в своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын. Это одинокая женщина, потерявшая на фронте своего мужа и схоронившая шестерых детей. Матрена Васильевна, так зовут главную героиню рассказа, в одиночку борется с тяготами жизни. Ей, имеющей трудовой стаж в совхозе, не выплачивают пенсию. Не смогла она добиться и выплат за потерю кормильца. Однако Матрена не утратила своих человеческих чувств. Она с готовностью откликается на чужую беду и продолжает нести крест хранительницы домашнего очага.

    Очень ярко женское одиночество показано в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Это произведение о разрыве отношений главной героини со всеми сферами жизни. Здесь же автором освещена и проблема влияния одиночества на человека. Аргументы в пользу того, что любовь Вронского и Анны обречена на провал, очевидны. Отчуждение общества и его неприятие возникших чувств, противоречащих морали светских кругов. Молодая и жизнерадостная в начале романа женщина в итоге доведена до полного отчаяния и гибнет под колесами поезда.

    Одиночество людей преклонного возраста

    Проблема невостребованности, появление чувства покинутости и непонимание со стороны молодежи часто сопровождает стариков. Это усугубляется тем, что пожилые люди также испытывают на себе отсутствие поддержки и заботы государства. А ведь нередко это проблема одиночества человека, посвятившего себя другим. Аргументы в пользу необходимости ее решения - социальные аспекты вопроса.

    Каковы же причины появления одиночества в преклонные годы? Это отсутствие родственников и детей или отдельное проживание от них. Нелегко старики переносят и смерть супруга или супруги. Для Российского государства характерна еще одна проблема одиночества пожилых людей. Аргументы к затворничеству стариков - финансовая беспомощность и невозможность справиться с бытовыми и гигиеническими вопросами.

    Тема одиночества пожилых людей в литературных произведениях

    О жизни старой деревенской женщины повествует рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Его главной героине, Екатерине Ивановне пришлось испытать одиночество, несмотря на то, что у нее есть дочь Настя. Автором поднимается проблема одиночества старых людей. Аргументы, подтверждающие ее существование - это осознание главной героиней своей ненужности, ведь дочь не навещает ее уже в течение четырех лет. Это приводит к тому, что старая женщина доживает свои дни в полном одиночестве.

    Эта же проблема поднималась и А. С. Пушкиным. В своей повести «Станционный смотритель» он показал, насколько страшна картина одиночества старого человека. Герой истории, Самсон Вырин был оставлен дочерью, поехавшей вслед за любимым.

    То, как меняет человека одиночество, убедительно показал нам Н. В. Гоголь. Герой его романа «Мертвые души» Плюшкин сам отстранил от себя своих детей. Он боялся, что те разорят его. Результатом одиночества Плюшкина стала деградация личности.

    Одна из проблем жителей больших городов

    Огромное скопление народа в мегаполисах не позволяет людям часто встречаться и не располагает к тесному душевному общению. Все торопятся и бегут по своим делам, часто не обращая внимания на того, кто находится рядом. Женщины и мужчины живут как будто по инерции. Однако наступает определенный момент, и каждый из них понимает, что наступило одиночество, ведь рядом никого нет. Найти описание такого состояния можно во многих литературных произведениях. Есть оно и в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи». В нем автором поднимается проблема одиночества людей в больших городах. Аргументы, подтверждающие существование такой ситуации - несовпадение интересов и тотальное разъединение людей. В центре повествования Ф. М. Достоевского - история одинокого Мечтателя. На его жизненном пути повстречалась девушка Настенька. Мечтатель влюбляется в нее и с ее помощью пытается выбраться из «темницы» одиночества.

    Однако Настенька любит другого и остается верна своему чувству. Она извиняется за свое предательство в написанном Мечтателю письме. Тот прощает девушку, но, продолжая любить ее, остается одиноким в не понимающем его холодном городе.

    Конспект урока

    Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П. Чехова «Тоска»).

    Предмет: литература

    Класс: 9

    Тип урока: урок чтения и изучения произведения

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

    Цели урока:

      Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

      Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

    3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь

    ближнему в трудную минуту.

    Оборудование урока:

      Проектор, экран, компьютерная презентация.

      Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

      Карточки для работы в группах.

    Ход урока

    I . Организационный момент.

    Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.

    Здравствуйте, ребята!

    Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:

    "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

    Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

    Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

    Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

    А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

    Откройте тетради, запишите тему урока.

    Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

    II . Слово о писателе. Сообщение учащихся.

    Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.

    Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).

    Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.

    III . Работа над содержанием рассказа.

    Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

    Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.

    Составление кластера.

    Вопросы классу:

    Что значит быть одиноким?

    Может ли человек быть одиноким среди людей?

    Ощущаете ли вы себя одинокими?

    Каково лексическое значение этого слова?

    Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

    Тоска ж

    1. Душевная тревога, уныние.

    2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

    В каком значении использовано это слово в рассказе?

    Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).

    Почему же писатель предпочёл слово тоска ? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

    Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

    Фронтальная беседа по вопросам:

    Каково начало рассказа? Зачитайте.

    (Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

    Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

    (На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).

    Какова роль данного описания?

    (При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).

    А как чувствует себя главный герой Иона?

    (Ему тоскливо, плохо).

    А почему ему плохо? (У него умер сын.)

    Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один . Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

    (Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

    А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

    Кому?

    (Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

    Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

    Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

    1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

    2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

    3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

    4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.

    Итак, сделаем вывод:

    Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

    Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

    Выполним это задание в группах.

    1 группа:

    Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

    2 группа:

    Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

    Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

    3 группа:

    Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

    Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

    Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

    Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.

    Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

    Почему Иона решил рассказать ей всё?

    (В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

    Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)

    Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

    (От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

    Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

    Как вы объясните многоточие?

    Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…

    Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

    Как вы понимаете смысл эпиграфа?

    (Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).

    Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)

    Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

    Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:

    Где жизнь? Хоть шелестом листа

    Проговорилась бы она.

    Но за спиною - пустота,

    Но за спиною – тишина.

    И страшно мне шагнуть вперёд,

    Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

    Где память за руку берёт

    И - нет небес.

    Варлам Шаламов 1938 год

    Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?

    (Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)

    IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

    Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.

    Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.

    Тоска

    Зелёная, громадная

    Накрывает, поглощает, гнетёт

    Некому рассказать о своём горе

    Одиночество

    Выставление оценок за урок.

    Всем спасибо за урок.

    V . Задание на дом (групповое)

    1 группа:

    Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

    3 группа:

    Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

    2 группа:

    Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

    1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

    2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

    3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь ближнему в трудную минуту.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Педагог: Бекяшева Раиса Борисовна

    Предмет: литература

    Класс: 9 Б

    Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

    Тип урока: урок чтения и изучения произведения

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

    Цели урока:

    1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
    2. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

    3. Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь

    Ближнему в трудную минуту.

    Оборудование урока:

    1. Проектор, экран, компьютерная презентация.
    2. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.
    3. Карточки для работы в группах.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.

    Здравствуйте, ребята!

    Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:

    "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

    Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

    Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

    Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

    А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

    Откройте тетради, запишите тему урока.

    Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).

    II. Слово о писателе. Сообщение учащихся.

    Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.

    Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).

    Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.

    III. Работа над содержанием рассказа.

    Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.

    Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.

    Составление кластера.

    Вопросы классу:

    Что значит быть одиноким?

    Может ли человек быть одиноким среди людей?

    Ощущаете ли вы себя одинокими?

    Каково лексическое значение этого слова?

    Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

    Тоска

    1. Душевная тревога, уныние.

    2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

    В каком значении использовано это слово в рассказе?

    Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние ).

    Почему же писатель предпочёл слово тоска ? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

    Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

    Фронтальная беседа по вопросам:

    Каково начало рассказа? Зачитайте.

    (Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).

    Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

    (На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).

    Какова роль данного описания?

    (При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).

    А как чувствует себя главный герой Иона?

    (Ему тоскливо, плохо).

    А почему ему плохо? (У него умер сын.)

    Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один . Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

    (Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

    А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

    Кому?

    (Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

    Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.

    Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.

    1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

    2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

    3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

    4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.

    Итак, сделаем вывод:

    Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

    Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?

    Выполним это задание в группах.

    1 группа:

    Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

    2 группа:

    Метафоры : распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

    Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

    3 группа:

    Градация : вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

    Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

    Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

    Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.

    Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)

    Почему Иона решил рассказать ей всё?

    (В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)

    Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)

    Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

    (От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)

    Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

    Как вы объясните многоточие?

    Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…

    Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.

    Как вы понимаете смысл эпиграфа?

    (Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).

    Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)

    Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

    Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:

    Где жизнь? Хоть шелестом листа

    Проговорилась бы она.

    Но за спиною - пустота,

    Но за спиною – тишина.

    И страшно мне шагнуть вперёд,

    Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

    Где память за руку берёт

    И - нет небес.

    Варлам Шаламов 1938 год

    Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?

    (Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)

    IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

    Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.

    Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.

    Тоска

    Зелёная, громадная

    Накрывает, поглощает, гнетёт

    Некому рассказать о своём горе

    Одиночество

    Выставление оценок за урок.

    Всем спасибо за урок.

    V. Задание на дом.

    Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.

    На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.П. Чехова. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».

    1 группа:

    Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

    3 группа:

    Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

    2 группа:

    Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

    1 группа:

    Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

    3 группа:

    Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?

    2 группа:

    Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?


    Главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Тоска» - извозчик Иона Потапов. Пожилой, но трудолюбивый человек выживает в большом городе без чьей-либо поддержки, каждый день ему приходится рассчитывать только на самого себя. Каков сюжет рассказа? Его словно и нет, но повествование не отпускает нас до самой финальной точки, заставляя сопереживать этому человеку, ведь его боль так знакома и понятна.

    Трудясь день за днем в качестве извозчика, он встречает самых разных горожан, вынужденно проводит с ними не просто большую часть дня, но большую часть своей жизни. А душа его в это время ноет от гнетущей неизбывной тоски. И только его верная лошадка знает, каково нести это отчаяние изо дня в день без всякой надежды излечиться. Вокруг него только бездушный город, где никому до этого маленького человека нет никакого дела.

    Каждый встречный спешит, торопится по своим делам. И лишь Ионе спешить более некуда. Нелепая смерть забрала единственного близкого человека - сына. Он горюет, что «старуха с косой» забрала не того, да только взывать к злодейке-судьбе нет смысла. И не с кем поговорить, некому рассказать о своем горе. Если бы нашлась сочувствующая душа, быть может на время тоска и оставила бы его, дав силы жить дальше. Но черствость людей, как и его беда, не знает границ.

    И вроде бы вот он выход - рассказать все лошади. Его заезженная верная спутница не возражает. И хоть порой доставалось ей от Ионы плетью за упрямство, да только случает она внимательно, до последнего слова. Говорить она не может, но ее теплое дыхание на ладонях старика дарит мгновения покоя. Может быть, это именно то, что нужно сейчас?

    Жизнь снова демонстрирует, сколь животные бескорыстнее, честнее, добрее нас. Молчаливое сопереживание, сочувствие согревают лучше, чем сотни холодных и безразличных слов, которыми заполняется пустота, но не дарит ни искры подлинного тепла. Как можно жить в окружении таких людей? Ведь человеку свойственно не только страдать, но и искать счастья, своего места в этом огромном городе, мире, жизни.

    Хотя черная тоска поглощает нашего героя, но все-таки они не окрашивает его мир только в черные краски, он ни в чем не уподобляется своим жестокосердным попутчикам. Иона остается понимающим и добрым человеком, что только мешает ему стать «своим» в куда более жестоком обществе. Перед нами «маленький человек», никому не нужный, никем не любимый, абсолютно одинокий.

    Глубокий нравственный смысл делает рассказ «Тоска» актуальным в наши дни, ведь он не о исторических реалиях, но о взаимоотношениях людей. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то? Прошло столько лет со дня опубликования этой истории, но и сегодня мы проходим мимо плачущих людей…

    Мини сочинение-рассуждение по рассказу Чехова «Тоска» на тему: Одиночество, боль и тоска главного героя. Эссе по литературе

    Рассказ «Тоска»: аудиокнига

    Рассказ «Тоска» по праву считается вершиной, покоренной мастерством Чехова. Тонкий лиризм и гнетущее ощущение печали переданы им в совершенстве, поэтому читать это произведении физически больно. Хочется пролезть сквозь строки, прийти и выслушать Иону, ведь любому человеку становится его жалко. Кажется, что, по сравнению с ним, я счастлив, хотя до прочтения у меня были свои невзгоды и заботы. Я восхищаюсь Чеховым, ведь вызвать такие эмоции может далеко не каждый автор. Мне кажется, что секрет его успеха в том, что он нашел, как описать одиночество, самое безотрадное человеческое чувство. Его все изведали и все понимают, что оно собой представляет, и в то же время автор умудрился показать его по-новому.

    Боль и тоска в изображении Чехова сопоставимы с мощным потоком, который мог бы залить все, но помещается в «ничтожной скорлупе» в виде жалкой фигуры извозчика. Именно эти ощущения характеризуют тоску Ионы, которую может утолить только искреннее участие. Однако извозчик нигде не может его найти, хотя и колесит по всему городу. Проблема, поставленная Чеховым в рассказе «Тоска», даже не в том, что герой тоскует по сыну, а в том, что никто не хочет его выслушать и разорвать порочный круг его одиночества. То есть, горе другого человека никого не касается, большой город живет своей жизнью, а Иона – своей, и это порок большого города, в котором мельчают люди.

    Внутренний мир героя рассказа «Тоска» полностью затоплен одиночеством. Иона раскрывается только с этой трагической стороны. Его душа по-христиански богата. Он не ропщет на судьбу за смерть сына, он смирился, хотя и был готов умереть вместо него. Он открыт для добра, не озлобился на равнодушный мир и прощает людям их грубость. Он даже не хочет надоедать им своими излияниями и замолкает, когда видит, что слушателю не до него. Как ни удивительно, именно духовные богатства делают его одиноким. Пошлых и пустых людей объединяет вместе их примитивность, а вот Иона обречен нести бремя своей духовности. Это неочевидная причина его одиночества, но ее Чехов всеми средствами выносит на первый план, раскрывая характер своего героя.

    Иона представляет собой тип маленького человека. У него очень скромные запросы, живется ему чуть ли не впроголодь, а все его достояние – тощая лошаденка. В город он приехал на заработки, в деревне у него осталась дочка, которую нужно содержать. Поэтому жалкий и бессловесный извозчик усвоил одно правило: господам не перечить. Чтобы они не делали с ним, свободным, по идее, человеком, не крепостным, он терпит и господ еще и нахваливает. Может, в этом бесконечном унижении Иона и утвердился в своем одиночестве. Он считает себя недостойным общения, считает, что грубость в его адрес оправдана, поэтому не делает попыток найти равного себе и подружиться. Он всегда как бы просит о милости, рассказывая о тоске. Иона сам себя унижает до такого уровня, чтобы молить о должном и сносить непереносимое. В потере достоинства его одиночество приобретает чудовищный размах.

    Таким образом, тема одиночества в рассказе «Тоска» раскрыта Чеховым с разных сторон: это и порок большого города, и элемент тонкой душевной организации Ионы, и следствие его униженности. Это разностороннее одиночество вгоняет героя в безысходную тоску, которую автор и вынес в название рассказа. В этом емком слове в полной мере выражается трагизм судьбы героя.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!