Наши предки – древние славяне. И раньше, и сейчас

Вопросом, которому уделяется много внимания на славянских пабликах является и такой: носили или нет славяне бороды??
Я не буду даже обсуждать "аргументацию" типа: "борода-богатство рода". Обычно же защитники бородатости апеллируют к "Русской Правде", в ст. 67 которой предусмотрен штраф в 12 гривен за выдранную бороду.
Для начала известны ДВЕ редакции "Русской Правды". Т.н Краткий список и пространный. По поводу Краткого списка есть обоснованная версия о том, что он является новгородским фальсификатом XV века, изготовленным с целью добиться льгот от московских великих князей - Ивана III см. Толочко А.П. Краткая редакция Правды Русской: происхождение текста К 2009 стр 136.
Пространная же редакция по практически единодушному мнению ученых относится к 1030-ым гг, т.е ко времени когда Ярослав пригласил впервые митрополита из Византии см. Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси М 2012, см Переверзенцев С.В. Тайны Русской веры. От язычества до империи М 2001. , в которой как раз бороды носили. К тому же Ярослав был женат на шведке Ингигерд, с которой приехала свита, а ношение скандинавами бород - факт многократно подтвержденный. И именно со времен Ярослава начинается ориентация на Скандинавию, рвутся связи с Центральной Европой и проталкивается варяжская легенда см. Кузьмин А.Г.Начало Руси М 2003, см Деяния русов. Потерянные царства Европы. Т.е в том, что норма "Русской Правды" защищала славян - христиан (или же /и двоеверцев И.Л), а равно скандинавов - нет сомнений, но отнюдь не факт, что ст. 67. Пространной редакции Русской Правды защищала традиции славян-язычников, которых оставалось еще много.

Что же касается непосредственно русов, то имеется к примеру описание внешности Святослава Великого
"Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода...". Лев Диакон. История Кн 9. Поскольку греческий хронист ни словечка не написал о заимствовании, равно русские летописцы ни словом не обмолвились о том, что прическа и бритье Святослава - заимствованы, значит перед нами - подлинный облик русов, причем русов дунайских и возможно черноморских. Уточнение связано с тем, что часто цитируется Адемар Шабанский: "Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до сих пор была предана идолам и убедил их отпустить бороды, а также перенять другие греческие нравы"..Но.. "Буквальный перевод Адемара Шабанского(..) ЗАСТАВИЛ БЫ (выделено мною И.Л) предполагать, что в представлении Адемара, Русь составляла одну из областей Венгрии "см. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях М 2001 стр 343. Иными словами Назаренко А.В. честно признал, что ПОДПРАВИЛ текст средневековой хроники, потому что в XI веке, хронист числил Русь в Венгрии, т.е в Подунавье. Учитывая данные Б.Достала и Ширинского С.С. см Древняя Русь и славяне М 1978 стр 82-86, стр 203-206 можно уверенно говорить, что облик Святослава соответствует облику дунайских русов. Кстати, имеются сведения о том, что и кельты головы брили, а космы у них - фантазии художников и режиссеров. Вот что писал об ирландцах датский хронист Саксон Грамматик: "Они срезают волосы наголо бритвой и сбривают все волосы от затылка.." Саксон Грамматик.Кн 5 // В.Осипов О бедном айдаре замолвите слово.
Однако, кроме Дунайской Руси и Руси Черноморской была еще и Донская см. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата, М 2002, в которой жили роксоланы-аланы. Аланский анклав, Кузьмин А.Г фиксирует к примеру на юге Балтики - это крайне редко упоминаемая даже варягофилами Роталия см. Кузьмин А.Г.указ.соч. А вот у алан-то "волосы и борода не подстрижены" см. Ковалевская Б. В. Кавказ-скифы, сарматы, аланы I тысячелетие до н.э.- I тысячелетие н.э. М 2005. Т.е упоминание Ибн-Фадланом и Ибн-Хаукалем ДВУХ видов русов, одни из которых бреют бороды (они идут первыми), а вторые - нет, вполне может быть упоминанием русов "красных" кельтических - усатых и безбородых, и русов- "белых", бородатых, иранских. Т.е на момент событий упоминанием ДВУХ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ. Причем оба этноса назывались русы см. Кузьмин А.Г.указ.соч.
Имеется и описание славянской внешности относящееся к V веку:
"ко мне подошел какой-то человек, которого я принял за варвара по скифской одежде (....) этот был похож на богатого скифа, так как был хорошо одет и острижен в кружок" см. Приск Панийский. Готская история. Скифами византийцы устойчиво называли славян.. . О бороде как видно ни слова, но указана стрижка в кружок.
Впрочем, учитывая переселение части алан в Поочье в VIII-IX вв н.э. из-за войны с Хазарским каганатом см. Галкина Е.С. указ.соч. и размещение там же болгарских гарнизонов на службе хазар см. Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства М 2009. изд. 2-е исправленное и дополненное, возможно,что вятичи переняли бороды и длинные волосы от соседей. А может и нет. Во всяком случае певец монгольского нашествия и его "благотворного влияния" отмечал: "..от бритых голов с оселедцами, длинных штанов, они (русы и славяне И.Л) перешли к золотым кафтанам, (..) тафьям и мурмолкам " см. Э Хара-Даван. Чингисхан. Великий завоеватель. Русь монгольская М 2002. Т.е вполне себе азиат и певец азиатства, отмечал, что оселедец-это ЕВРОПЕЙСКАЯ прическа. В нашем случае - исконно РУССКАЯ, как исконно славянская - коротко остриженные волосы. Без бород.

Илья Левко

В древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи - скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против стрижки волос на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

Внешний вид славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи - распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб - это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.

Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.


Атака дружины древних русских воинов, X век.

Обучение мальчика обращению с мечом и щитом, X век. По материалам древнерусских и скандинавских погребений.

Воины дружины Святослава в Болгарии,вторая половина X века.

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.


Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №106

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.

Многими поэтами была воспета красота славянских девушек. Но знаете ли вы в точности, Ответить на этот вопрос смогут не все, поэтому советую внимательно ознакомиться с нижеприведенной статьей. В ней вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы. Давайте приступим!

Кто такие славяне

На данный момент славяне принадлежат к самой крупной индоевропейской языковой группе в Европе. Среди общеславянского единства выделяются:

  1. Восточные славяне, к которым относятся украинцы, белорусы и русские.
  2. Западные: лужичане, поляки, кашубы, чехи и словаки.
  3. Южные: боснийцы, словенцы, болгары, черногорцы, сербы, македонцы и хорваты.

Как выглядят славяне

Чтобы не быть пустословными, обратимся к историческим свидетельствам. Они способны помочь разобраться в вопросе о том, как выглядят славяне. Описание, которое им дали древние историки, гласит: «Эти люди очень сильные, бодрые и неутомимые. Они сносно переносили непогоду, свойственную северному климату, и сопутствующий ей голод. Их мало беспокоит внешняя красота, поскольку больше всего славяне ценят крепость тела, легкость в движениях и силу в руках».

О том, как выглядят славяне, писали и греки, но довольно короткое. Упоминалось лишь то, что они были высокорослые, стройные, с мужественными, но в то же время приятными лицами.

Что повлияло на их характер

На телосложение славян, их быт и характер сильно повлияла местность, в которой они проживали. В летописях существовала запись о жителях, которые любят движение, ведь оно помогает им согреть кровь. Современные историки отметили следующие качества данных народов:

  • неутомимость;
  • доброта;
  • выносливость;
  • быстрота;
  • сила.

Свою лепту внесло и время. В древности они отличались жестокостью, но это было характерной чертой того времени. Но как выглядит славянин? Какими характерными чертами обладает человек, что позволяет распознать в нем славянина? Сейчас в этом и разберемся.

Как выглядит славянин: характерные черты

Исторические записи многое говорят о том, какими чертами обладает человек прошлого века. Но как выглядит славянин в современном мире? Каковы его характерные черты?

  1. На теле славян нет такой буйной растительности, как, например, у народов Кавказа. Данное определение касается и женщин, у которых растительности практически не должно быть. Однако если у дамы существует проблема с гормонами, то этот признак следует отбросить.
  2. У людей данного типа высокий рост и длинные конечности.
  3. Кожа у них светлая. Она не должна быть желтоватой, в то время как румянец должен присутствовать.
  4. Цвет волос может колебаться между темно-русым и желтоватым. Рыжие волосы, более характерны германскому народу, также встречаются у славян, если не хватает определенной хромосомы. Волосам также свойственна кудрявость, но небольшая.
  5. Глаза могут быть серыми, синими или зелеными.
  6. У них нет складочки под глазами.
  7. Лицо немного вытянутое, овальное или кругловатое.
  8. Даже усы и борода у славян не могут быть черными.

Вот как выглядят славяне, фото лучше любого описания продемонстрирует это.

В настоящее время для большинства славянских национальностей характерны:

  • Общительность.
  • Довольно высокая степень осмысления действительности.
  • Дружелюбие без единого признака навязчивости.
  • Высокий уровень подготовленности к жизни.
  • Высокий общеобразовательный уровень.
  • Всегда готовы оказать ближнему помощь.
  • Их реакции в сложных и трудных ситуациях вполне адекватны.
  • Уравновешенность в решениях.
  • Готовы на самопожертвование ради других людей в экстремальных ситуациях.
  • Доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
  • У славян, как правило, отсутствует желание отгородиться от микрогрупп по национальному признаку.
  • Самоотверженность.
  • Стойкость.

В настоящее время насчитывается более 300 миллионов славян. Они занимают большую часть территории Восточной Европы, а также центральную и северную часть Азии. не образуют единое целое, а разбросаны по всему миру. Самое большое количество представителей этого типа сосредоточено в России. Далее по численности следуют расположенные поблизости страны, а именно Беларусь и Украина.

Вот что собой представляют славяне. Теперь вам многое известно о внешности славян, о и тела, которые для них характерны.

Внутренний быт славян при тех естественных условиях, которые они встретили на русской равнине, определялся их основными занятиями и ремеслом. Мирный, земледельческий характер славян придавал их нравам значительную мягкость, об этом свидетельствуют все писавшие о славянах. Славяне своими нравами производили выгодное впечатление. «В них нет ни зложелательства, ни коварства, - говорит один византийский писатель, - они любят свободу. Hе выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости, искренность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян: когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое и, если случится, что странник потерпит какую-нибудь беду по нерадению своего хозяина, то сосед последнего вооружается против него, почитая священным долгом отомстить за странника. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у дргих народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами. Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.

Писавшие о славянах византийцы указывают также на их мужество в бою и умение применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Если же славяне сражались в поле, то окружали себя укреплением, ставя внутри женщин и детей. Но они избегали выходить на бой в открытое поле, природа страны давала им уже достаточный оплот против врагов. Так как селения их всегда лежали при реках, «которые так часты, что между ними не остается значительного пространства», то идущие на них войною принуждены бывали останавливаться у самого предела нх страны; между тем славяне, узнав о приближении врага, мгновенно укрывались от нападения с другой стороны. Мирный земледельческий быт славян мешал им обратиться в завоевателей. Отмечают византийские историки и частые раздоры среди славянских племен: «Между ними, говорит один писатель, господствовали постоянно различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому».

Далеко не так снисходителен был к нравам древних славян русский летописец; как христианин и монах, он с омерзением смотрел на все, что напоминало об язычестве. Только о полянах отзывается он благосклонно, говоря. что они имели обычаи кроткие и тихие, были стыдливы перед снохами и сестрами, матерями и отцами, свекровями и деверьями, имели брачный обычай. Нравы других славянских племен летопись изображает, напротив, мрачными чертами: древляне жили «по-скотски», убивали друг друга, ели все нечистое и вместо брака похищали девиц; радимичи, вятичи и северяне имели одинаковый обычай жили в лесу, как звери, ели все нечистое, срамословили перед отцами; браков у них также не было, но происходили игрища между селами, где молодые люди, сговорившись с девицами, похищали их; держали по две и по три жены; если кто умрет, творили над ним тризну, сожигали труп и, собравши кости, складывали их в малый сосуд, который ставили в столпе (кургане), на распутье.

Внешний облик

Что касается внешнего облика наших предков славян, то это вопрос, о котором много спорят до сих пор. Брили ли славяне-мужчины себе головы или носили длинные подстриженные волосы, отпускали ли бороды или нет - все это очень спорные вопросы, а косвенные свидетельства говорят и за и против. Арабский писатель Ибн-Хаукал говорит, что у славян -- «некоторые бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие громадной грины и окрашивают ее желтой или черной краской». Другой араб - Аль-Бекри тоже говорит, что «иные из руссов бреют бороды, другие же из них закручивают свои бороды наподобие кудрей».

Византийские и арабские писатели VI -IХ веков описывают славян как высоких блондинов. Прокопий говорит, что славяне «очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют ни темный, ни слишком светлый, но все они рыжие». У арабов славяне всегда именуются русыми. «Славяне народ с румяным цветом лица и русыми волосами», говорит Абу Мансур. Даже своих за высокий рост, белокурые волосы и голубые глаза они называют в шутку славянами. Но, вероятно, эта подчеркнутая белокурость славян казалась таковой на арабский взгляд, по сравнению с их собственной смуглостью и темным волосом, так как археологические находки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.

Одежда

Одежду славян составляли ткани и шкуры диких и домашних животных. Мужчины надевали на ноги порты из холста, а на плечи рубахи; в холодное время окутывались «кожухами» и «мехами», на ногах носили лапти, сплетенные из липовых лык, кожаные сапоги; в качестве верхнего платья, служившего защитой от холода и непогоды, был в ходу плащ – четырехугольный кусок какой-либо ткани, который накидывался на левое плечо так, чтобы оставалась свободной, готовой к защите и нападению правая рука. Люди богатые, после того, как широкое развитие торгового движения по Дпепру и участие в торговле самих славян создавало богатство, носили одежды более пышные и богатые, как свидетельствуют могильные находки.

Византийские писатели отмечают, впрочем, что славяне особой роскошью в одежде не отличались. По словам Прокопия, писавшего о славянах конца VI века, некоторые из них не имеют ни сорочки, ни плаща и идут в битву, надев только штаны. «Это могла быть,- замечает профессор М. Грушевский,- какая-либо пограничная голытьба, а может быть, это являлось известного рода военным шиком, как впоследствии, много веков спустя у запорожцев». Но что одежды в общем были очень просты, свидетельствует непосредственная запись современника-очевидца, описавшего встречу Святослава с Иоанном Цимисхием, когда Святослав прибыл на свидание одетым в простую белую рубаху, надо думать, рубаху и порты,- которые только чистотой отличались от одежды его спутников.


С.А.Князьков. «Картины по русской истории»