Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Л.Н.Толстой. "Война и мир"(т.4, ч.З, гл.З)

Цель урока:

  • совершенствовать аналитические умения и навыки учащихся в работе с текстом художественного произведения,
  • навыки литературоведческой компетенции;
  • воспитывать высокие патриотические чувства у учащихся,
  • интерес к предмету литературы в процессе филологического анализа художественного текста.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизод из романа "Война и мир".

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. С одной стороны, - это законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, но в тоже время эпизод является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом причинно-следственными или причинно-временными связями.

В процессе изучения художественных произведений мы неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Сегодня нам предстоит сделать анализ эпизода по плану (План анализа эпизода показан на интерактивной или обычной доске). Следует отметить, что анализ эпизода - это очень актуальный на сегодняшний день вид работы. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением - устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ, который активно внедряется в качестве новойэкзаменационной модели при итоговой аттестации учащихся.

Перед началом анализа эпизода дается задание: записать основные тезисы урока, опираясь на план анализа эпизода. Проверка в конце урока.

1. Определить основное содержание эпизода.

2. Какие персонажи в нем участвуют?

3. Как меняется настроение героев во время пожара?

5. Каковы композиционные особенности эпизода?

6. Найдите средства художественной выразительности.

7. Какую роль они играют в данном эпизоде?

9. Какое место занимает данный эпизод в формировании патриотических настроений русского народа в войне 1812 года?

Ход урока

(текст распечатан для каждого ученика и спроецирован на доску)

Читаю эпизод.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов,дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. На глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись заволоса, захохотал рыдающим хохотом.

Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... -Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светил изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке.

Каково основное содержание данного эпизода?

Ученики. В эпизоде описывается пожар, мы как бы слышим гул орудий, страшную бомбардировку. Всюду неразбериха, хаос. Центральный персонаж - Алпатыч, купец Ферапонотов, его домочадцы, солдаты убегающей армии.

О каком городе идет речь? (Сдают Смоленск.)

Восстановите хронологию событий романа до пожара в Смоленске.

С какой целью Алпатыч едет в Смоленск?

Ученики. Накануне этих событий (лето 1812 года) Алпатыч приехал в Смоленск, поселился на постоялом дворе купца Ферапонтова, чтобы выполнить поручения старого князя: узнать, будут ли оборонять город. Незадолго до этого события старый князь Николай Андреевич получил письмо от своего сына Андрея, в котором молодой князь предупреждал об опасности семью и советовал семье незамедлительно уезжать из Лысых Гор (они в 60 верстах от Смоленска), потому что французы уже заняли Витебск и, возможно, скоро будут в Смоленске. Тогда-то и отправил старый князь Николай Андреевич своего верного крепостного Алпатыча, с тем, чтобы тот узнал у губернатора Смоленска, каково истинное положение дел. Заночевав на постоялом дворе у купца Ферапонтова, утором следующего дня Алпатыч побывал у губернатора. Тот был в растерянности, показал Алпатычу какую-то бумагу от Барклая де Толли - командующего армией, в которой говорилось, что Смоленск не сдадут без боя, будут оборонять. Но на словах неуверенно посоветовал ехать в Москву, добавил, что сам тоже собирается ехать. После визита к губернатору Алпатыч пришел на постоялый двор, расплатился с хозяином Ферапонтовым и велел извозчику закладывать лошадей, но как только кибитка стала выезжать, город подвергся страшной бомбардировке, его жители попрятались в подвалы. Как только бомбардировка стала стихать, Алпатыч вышел из подвала и увидел, что город в огне пожаров.

Учитель. Итак, мы выяснили, что действие происходит летом, а точнее в августе 1812 года, военные действия идут уже на территорииРоссии, русская армия спешно отступает, все идет не по плану командующего - Барклая де Толли, именно он тогда командовал русской армией - сдаются города. Чтобы выяснить, как постепенно меняется настроение жителей Смоленска, обратимся к тексту и ответим не вопрос:

- Какие чувства испытывают герои в начале эпизода? (Проследите это по тексту)

Ученики. В начале эпизода Алпатыч и другие герои растеряны, взволнованы. Автор передает это с помощью таких деталей: расправлял вожжи трясущимися руками, женщины заголосили, глядя на пожары; автор отмечает, что плач слышался отовсюду.

Учитель. Всю сцену мы наблюдаем глазами Алпатыча, простого русского человека: видим, как солдаты воруют мешки с мукой, как не подчиняются своему командиру.С помощью этого приема Толстой пытается передать настроение масс, обычных людей, которых война застала врасплох.

Как меняется настроение героев с развитием событий в эпизоде?

Ученики. Неразбериха и паника постепенно сменяются иными чувствами: купец Ферапонтов, увидев, как солдаты воруют его муку, сначала схватился за волоса (ужас!), а затем захохотал рыдающим хохотом

Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!

Ученики. Ферапонтов сам предлагает солдатам забрать у него муку, которую еще недавно собирался выгодно продать, ведь этим купец зарабатывал себе на жизнь.

Учитель. Почему Ферапонтов делает это? Каковы ваши предположения? Как автор впоследствии мотивирует этот поступок героя?

Ученики. Ферапонтов и другие жители Смоленска до последней минуты верили (это было известно из разговоров жителей города), что город не сдадут, что французов не подпустят к Смоленску. Но, узнав о сдаче города, Ферапонтов и другие жители понимает, что решилась Россия!

Учитель. Что значит эта реплика?

Учитель. Смысл этих слов мы можем понять глубже, если обратимся к тексту произведения (обращаюсь к эпиграфу романа: т.4,ч.2,гл.2)

"... Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде, чем партизанская война была официально принята, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые и мародеры- былиистреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызут бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежат слава первого шага для узаконения этого приема войны".

Ученики. Читая роман, мы узнаем и о других мужиках - Карпе, Власе, которые отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Учитель.Итак, постепенно война между двумя армиями, русской и французской, превращалась в народную (со стороны русских), освободительную войну. Партизанский метод ведения войны стал полной неожиданностью для французских солдат, привыкших драться по правилам военного искусства, когда поражение одной сотой армии, одной сотой всех сил народа, заставляет покориться целый народ. Русские люди руководствовались не выдуманными кем-то правилами военного искусства, а благородной целью - освобождения Родины. И ради этой цели они делали все: поджигали свои дома, продовольствие, уходили в леса, чтобы нападать на французов поодиночке, брали в руки топор, пику, дубину и "гвоздили врагов до тех пор, пока в их душе чувство оскорбления и мести не заменялось чувством презрения и жалости". Партизаны уничтожали великую французскую армию по частям. После сдачи Смоленска партизанская война приняла огромные масштабы. Ее яркие представители - Тихон Щербатый, Д. Давыдов, Долохов - воплощение "мысли народной" в романе. Рискованные, рассчитанные на внезапность, действия партизан способствовали успешным действиям всей русской армии. "Дубина народной войны" оказала огромное влияние на общий дух войска и внесла огромный вклад в общую победу над врагом. На Бородинском сражении солдаты русской армии бились, проявляя невиданный героизм и мужество, осознавая, что от исхода битвы зависит судьба их жен, матерей, всей России . Так крепло и росло чувство солдатского братства, основанное на том, что твои цели совпадают с целями всего народа, всех русских людей, и все это еще более усиливало патриотический дух войска: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва", - говорит представитель народа перед Бородинским сражением. Герой произведения М.Ю Лермонтова, участник Бородинского сражения,скажет похожие слова: "Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!". Спустя 129 лет после Бородинского сражения, знаменитый политрук, командир панфиловцев скажет похожие слова, когда будет защищать Москву от гитлеровцев: "Велика, Россия, а отступать некуда. Позади Москва!" Именно с этого эпизода война 1812 года изображается автором как война народная, а значит- справедливая. Нравственное превосходство теперь на стороне русских, в этом убеждает читателей автор, в этом постепенно убеждаются и французские солдаты. В этом и заключается логика развития авторской мысли в романе.

Учитель. Какие чувства испытывают герои произведения, размышляя о войне1812 года?

Ученики. Князь Андрей накануне Бородинского сражения, размышляя о войне 1812 года, думает: " французы разорили мой дом...Они враги мои, они преступники по всем моим понятиям" (т.3,ч.2,гл.25) Все это говорит об одном: Толстой оправдывает войну 1812г. Выступает здесь как писатель-патриот, он полностью на стороне своего многочисленного народа.

Учитель. Верно. Об этом свидетельствуют многочисленные реплики массовых сцен: (человек во фризовой шинели и др.)

Важно! пошла драть! Ребята, важно!

Об этом говорят и слова, принадлежащие самому автору, в его философских отступлениях: "Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу . Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно победить Наполеона." (т.З, ч.2, гл.1, стр.80)

Учитель. Роман носит название Война и мир". Мы уже знаем, что в данном произведении, романе-эпопее, картины мирной жизни чередуются с картинами военной. На протяжении всего романа Толстой рассуждает о том, что такое война? Нужна ли она обыкновенному человеку?

Что вы можете сказать об отношении Льва Николаевича Толстого к войне вообще, в частности, к войне 1805-1808 годов?

Ученики. Автор относился к войне отрицательно. Описывая войну 1805-1808 годов, автор всячески показывает, что эта война не нужна народам, ее затеяли императоры, это "...противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие .." Поэтому ей нет оправдания.

Учитель. Если мы вспомним массовые сцены Аустерлицкого сражения, Смотра войск в Браунау, то увидим некую общность в настроении солдат: они, русские, немцы, австрийцы, не понимают целей этой воины, потому что она не защищает их интересы.

- Каковы композиционные особенности данного эпизода?

Ученик. Эпизод начинается и заканчивается картиной пожара. Это говорит о его кольцевой композиции и о том, что главная тема эпизода -тема пожара в Смоленске.

Учитель. Действительно, мы можем говорить об обрамлении в данном эпизоде. Картины пожара выстраиваются в сознании читателя всимволический образ и ассоциируются в дальнейшем у читателя с пожаром народной войны за свой дом, за свою землю. Таким образом, пожар мы воспринимаем как символ-символ народной войны.

Учитель. Как построена центральная часть эпизода?

Ученики. Центральная часть эпизода построена, как события, быстро сменяющие друг друга: массовые сцены, описание улиц города - все это подано в определенной последовательности. Читатель становится как бы очевидцем событий. Толстой выстраивает композицию данного эпизода, используя кинематографический принцип: читатель, словно видит кадры из фильма, быстро сменяющие друг друга: Вот сумерки, прерывающийся гул канонады, расходящиеся клубы пожара; а вот уже ночь; на небе молодой месяц, изредка застилаемый дымом и звезды; а вот пожар уже догорает.

Многие произведения Л.Н.Толстого очень хорошо поддаются экранизации. Мы знаем замечательные фильмы, поставленные по его произведениям: "Война и мир" (С. Бондарчук), "Воскресенье", "Анна Каренина", "Казаки" и другие.(Можно показать кадры из кинофильма "Война и мир")

Учитель. Найдите в данном эпизоде изобразительно-выразительные средства языка. Объясните, какую роль они здесь играют?

Ученики. Метафоры: "серп месяца", "полк запрудил улицу", эпитеты: "черные клубы дыма", сравнения: "как муравьи из разоренной кочки", оксюморон: "рыдающим хохотом" и другие средства художественной выразительности создают яркую образную картину пожара, паники, неразберихи, всеобщего горя.

Учитель. В этом эпизоде есть и синтаксические фигуры. Найдите их,

Сдают город, уезжайте! Риторические восклицания.

Решилась! Расея!

Вывод учеников. Метафоры, эпитеты, сравнения создают яркую образную картину пожара. Риторические восклицания, повелительные предложения передают особую эмоциональную атмосферу - атмосферу всеобщего горя, зреющего народного самосознания, которое, как мы ужезнаем из контекста романа, выльется в огромную силу- "дубинународной войны".

Заключительное слово учителя. Все русское общество в период наполеоновского нашествия было объединено одним общим порывом - ненависти к врагу,желанием победить врага любой ценой. Вот почему эта война впоследствии получила название Отечественная война 1812 года, потому что сражалось с Наполеоном и его армией все Отечество. Именно эта война стала родоначальницей партизанского движения. Широкие масштабы партизанское движение приняло в 1941-1945 годах, уже в войну Великую Отечественную. У России к тому времени уже был опыт партизанской войны, пример героизма и мужества, необходимый народу в борьбе с захватчиками.В данном эпизоде показано, как зрело, росло и накалялось общее чувство народного гнева, ненависти к врагу, желание одолеть его любой ценой, ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ ПРАВИЛ.Таким образом, в войне 1812 года была одержана нравственная победа русского народа надпротивником, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага.

Главная мысль эпизода - "Пожар в Смоленске" - тихо зреющее народное самосознание, скрытый патриотизм - четко отражается в общем замысле всего романа - НЕПОБЕДИМАЯ СИЛА НАРОДНОГО ПАТРИОТИЗМА, сила, одолевшая такого сильного противника, как Наполеон. Следует отметить, что Толстой писал в своих дневниках о том, что в "Войне и мире" он любил мысль народную". Под народом автор понимал не только купцов и ремесленников, но и лучших представителей дворянства - А.Болконского, П. Безухова, Д.Давыдова, старого князя Николая Андреевича, связывавших свою жизнь, свои интересы с интересами народа, России. Слова о народе: "..чудеснейший народ, бесподобный народ" произносит М.И Кутузов - народный полководец, разделивший судьбу нации в трудные для нее времена Мысль народная - главная мысль романа "Война и мир", романа о судьбах народа, о судьбе России, об отражении истории в судьбе обыкновенного человека, такого какАлпатыч, Ферапонтов, Щербатый и другие.

Итоги урока. Итак, сегодня мы проанализировали эпизод из романа "Война и мир". (Проверка тезисов, записанных учениками в процессе анализа эпизода).

Д\з. Письменный анализ эпизода по плану, предложенному учителем.

Приложение 1

Основные тезисы анализа эпизода "Пожар в Смоленске"

1. Тема . Пожар в Смоленске.

2.Основное содержание . Стихийный отход войск.

3. Чувства героев в начале эпизода . Паника, растерянность жителей города и солдат отступающей армии. Всеобщее горе.
Герои : Алпатыч, купец Ферапонтов, его домочадцы, солдаты отступающей армии.

4. Изменение настроений. Неразбериха, паника, ужас горожан сменяются постепенно нарастающим чувством ненависти к врагу, которое впоследствии вырастет в глубокое патриотическое чувство. Именно это чувство позднее заставит обычных мужиков сражаться с французами "дубиной народной войны".

5. Композиционные особенности . Эпизод с обрамлением (начало и конец - картина пожара). Центральная часть - кинематографический принцип: массовые сцены, описание улиц города. Читатель - очевидец событий. Пожар - символ. Пожар в Смоленске вырастает до масштабов пожара народной войны.

7. Художественно-изобразительные средства, их роль в эпизоде. Тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, оксюморон. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, восклицания. Создают образную картину пожара, передают особую эмоциональную атмосферу.

От Гость >>

Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали во двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой - то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошёл Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что - то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! Решилась! Сам запалю. Решилась… - Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчётливо освещая лица столпившихся людей, стоящих на перекрёстке.

(Л. Н. Толстой «Война и мир»)

Вопрос: Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?

Князь Николай Андреевич Болконский , отправляя в Смоленск своего управляющего Алпатыча, дал ему только обычные хозяйственные поручения. Но княжна , по совету Десаля, послала с Алпатычем письмо к губернатору «с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы». Мы уже видели, что Толстой. почти никогда не описывает войну от себя, своими глазами. Мы видели битвы глазами Николая Ростова и Андрея Болконского, мы увидим Бородино глазами Пьера - так и теперь мы подъезжаем к Смоленску, под которым уже стоят французы, вместе с Алпатычем. Он волей-неволей выслушивает купца Ферапонтова; у которого всегда останавливается в Смоленске. На сообщение, что «все француза боятся», Алпатыч отвечает, ках князь: «Бабьи толки, бабьи толки!» Его волнует одно: погода хорошая, упускается «дорогой день для уборки хлеба».

Купец Ферапонтов только один раз появится на страницах романа, но то, что с ним произойдет, поможет нам понять Наташу, и Андрея, и Петю, и всех людей, которые вче-жили в мире, а сегодня живут на войне. Владелец дома, постоялого двора и мучной лавки, «толстый, черный, красный сорокалетний мужик с толстыми губанами, с толстой шишкой-носом, такими же шишками над чертами, нахмуренными бровями и ТОЛСТЫМ брюхом» - таков Ферапонтов. Не ли, мало симпатичный мужчина? Толсти нарочно рисует его таким: не живот у него, а «брюхо», по нос, а шишка; в трех строчках четыре раза повторено слово «толстый»; сам он «черный, красный», и первые же его слипа - о деньгах: «Мужики по три рубля с подводы просит - креста на них нет!» Жена умоляет его уехать из Смоленски: «Не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, иееъ уехал; что, говорит, мы-то?» - Ферапонтов не хочет ехать ни за что, не хочет оставить добро, он избил жену Ш ее просьбы: «Так бил, так волочил!»

единственное, что интересует Ферапонтова: как бы не «им л «тип» по семь рублей за подводу (вчера было по три, сегодня уже по семь!); его мучит зависть к купцу Селиванову, выгодно продавшему муку в армию. И вот Алпатыч выезжает с ферапонтовского двора. «Вдруг послышался странный звук дальнего свиста н удара, и вслед затем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла». Это было начало. «С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе». Если бы мы видели все это глазами князя Андрея или его отца, мы бы сразу поняли, что началось бомбардирование города из множества орудий. Но за нас смотрит Алпатыч, и он ничего не понимает; вокруг него людям только любопытно, даже весело - до той самой секунды, когда «засвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что-то и застлало дымом улицу». Так увидели Алпатыч и женщины, стоявшие в воротах. Но это что-то, похожее на птичку, раздробило бедро любопытной кухарке - тогда только люди поняли, что происходит.

Уже идут по улице
href="http://www.school-essays.info/about/">русские солдаты
, оставляющие город; уже офицер кричит Алпатычу: «Сдают город, уезжайте, уезжайте!» - ив это время в лавку Ферапонтова врывается несколько солдат. Они «с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время... в лавку вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волосы, захохотал рыдающим хохотом.

  • - Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу...
  • - Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... - Ферапонтов побежал на двор».

Он остался тот же - черный, красный, с толстым брюхом, хитрый купец, умеющий из всего извлекать выгоду. Но в его крике: «Не доставайся дьяволам!», в его рыдающем хохоте: «Сам запалю» - будущий пожар Москвы и погибель Наполеона, потому что настал миг, когда купец Ферапонтов думает не о деньгах и товарах, а о России. Может, он и не думает о ней, но чувствует за нее - так, как чувствуют в этот час все.

Уже горят дома и лавки, подожженные такими же хозяевами, как Ферапонтов, и люди несут «из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна», чтобы зажечь еще что-то, чтобы не досталось французам. Не может в эту минуту произойти ничего удивительного что Алпатыча вдруг окликает князь Андреи, освещенный пламенем пожара, - даже это не странно: здесь должен быть князь Андрей, «в плаще, верхом на вороной лошади», с бледным и изнуренным лицом; он должен во г так, «приподняв колено... писать карандашом» записку отцу. Пес сметено, идет по Смоленску, и только один чело-пек остается неизменным в этом безумном, полыхающем мире.

  • - Вы полковник? - кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. - В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, - кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных поиск первой армии...»

От этого «помощника начальника штаба левого фланга» душу переворачивает. Ничего, ничего он так и не понял, как не понял и его друг Друбецкой; у Берга в этой войне «место весьма приятное и на виду»; он не понимает, зачем зажигают дома; где ему - чистому и розовому - до толстого, красного, черного Ферапонтова! А князь Андрей, который семь лет назад кричал на Жеркова за глупые шутки, сегодня не кричит на Берга: он его не замечает, не слышит.

  • «- Урруру! - вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные л«ца людей, стоявших вокруг пожара...
  • - Это сам хозяин, - послышались голоса».
  • Князь Андрей - с ними, с этими людьми, сжигающими свой хлеб, с купцом Ферапонтовым, и нет ему дела до Берга; забота у него - Россия.

После того , что князь Андрей видел в Смоленске, его уже не может удивить то, что он замечает, отступая со своим полком по большой дороге, мимо Лысых Гор: «Оставшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма но сожженным солнцем лугам... Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались...»

Это - война . Но и
href="http://www.school-essays.info/about/">на войне
люди остаются людьми. Заехав в свое разоренное поместье, князь Андрей увидел двух крестьянских девочек, воровавших сливы в барской оранжерее. Они испугались барина, и князь Андрей тоже «испуганно-поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им. что он их видел». После встречи с девочками был еще пруд в котором «с хохотом и гиком» купались солдаты - «весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно». Грустно потому, что война разрушает не только дома и амбары, она идет по человеческим жизням, и все эти люди весело барахтающийся в пруде, завтра могут погибнуть, и девочки со сливами тоже, война не пощадит никого.

Скажет, что так

Но люди уже и не хотят пощады. Одна забота владеет этими веселящимися в грязном пруде солдатами, и купцами, жгущими свой хлеб, и полководцем Багратионом. Рискуя заслужить гнев царя или всесильного Аракчеева, он все-таки после оставления Смоленска пишет Аракчееву письмо - прекрасное письмо незнакомого с дипломатией солдата: «Больно, грустно, и вся! армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили... Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани!.. Ежели уж так пощло - надо драться; пока Россия может и тюка люди на ногах... Скажите, ради бога, что наша Россия - мать наша. Разоренный дом в Лысых Горах, девочки со сливами; Наташа, изменившая князю Андрею с Анатолем, сестра, сын, старик отец - вот Россия князя Болконского. У Ферапонтова она другая, у Багратиона - третья, но у всех одна, и все они: князь Андрей и Алпатыч, Николай Ростов; в своем полку и Пьер в Москве; человек во фризовой шинели, радующийся пожару Смоленска, и стиснутый московской толпой Петя Ростов; купающиеся солдаты и генерал Багратион - все они знают теперь: пришел час, когда стало важно только одно - общая судьба всех, судьба Отечества.

Чем, с вашей точки зрения, можно объ­яс­нить «странное» по­ве­де­ние купца Фе­ра­пон­то­ва в приведённом эпизоде?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

— Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... — Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Пояснение.

«Странное» по­ве­де­ние купца Фе­ра­пон­то­ва объ­яс­ня­ет­ся тем, что фран­цу­зы на под­сту­пах к городу. Как ис­тин­ный патриот, купец Фе­ра­пон­тов не же­ла­ет кор­мить вра­же­скую армию, пред­по­чи­тая сжечь свое добро.

В романе «Война и мир» Толстой показывал борьбу русской армии с французскими захватчиками. Понять отношение русского народа к этой войне и захватчикам нам помогает сцена сжигания лавок купцом Ферапонтовым.

Этот купец оставался в Смоленске до последнего. Он не верил в то, что город сдадут врагу. Когда через город стали проходить отступающие русские полки, Ферапонтов не желал уходить из города. Он даже побил свою жену за то, что та хотела бежать с детьми из Смоленска. Всю серьезность положения он понял только после того, как осколком снаряда ранило его кухарку.

Как все православные люди он отправился на молебен в собор. Когда Ферапонтов вернулся домой, он увидел, что его лавку опустошают солдаты. Он хотел прогнать солдат, а потом призвал всех разбирать запасы в лавке, чтобы они не достались врагу. Как мы узнаем позже, он поджог свой амбар с запасами зерна.

Ферапонтов это купец, который умеет ценить свое имущество. Но в тот момент, когда он понял всю безнадежность положения Смоленска, он решил, что лучше пусть его имущество разграбят русские люди, чем оно достанется французам. Это своего рода самопожертвование. Очень многие русские люди шли на этот шаг в ходе войны. Именно поэтому мужики жгли сено для лошадей, сжигали свои деревни крестьяне. Народ делал все для того, чтобы французской армии нечем было поживиться на русской земле.

Этот эпизод Толстой ввел в роман, чтобы показать силу народного духа и самопожертвования.