Какая информация о памятнике культуры для. Понятие и классификация культурных памятников

Из регионов России на конкурс поступили сотни заявок. До 29 сентября 2013 г. посетители сайта 10russia.ru будут определять победителей. Планируется, что объекты, набравшие большинство голосов, будут воссозданы в миниатюре в ландшафтном парке «Россия» в Подмосковье. «АиФ» пригляделся к некоторым претендентам на победу.

Кижи (1)

Историко-культурный и природный комплекс. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста. Он состоит из двух церквей и колокольни XVIII-XIX вв., окружённых единой оградой. Преображенская церковь срублена без гвоздей, при помощи топора и долота. Погост и здания музейной экспозиции - исключительные примеры традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом севера России.

Озеро Байкал (3)

Крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро мира. По площади сравним с Бельгией. Более 1 тыс. местных видов растений и животных больше нигде не встречается.

Нарын-Кала (5)

Крепость в самом древнем городе России - Дербенте. Её стены несколько раз перестраивались, но в целом облик сохранился. На территории - остатки древнего христианского храма, подземная тюрьма, система бань, старейшая мечеть.

Мамаев курган (7)

Мемориал посвящён героям . В холме захоронены останки 34 505 защитников, здесь же 35 надгробий Героев Советского Союза. Статуя «Родина-мать зовёт!» признана одним из семи чудес России.

Долина гейзеров (8)

Одно из наиболее крупных гейзерных полей мира, единственное в Евразии. Находится на месте исчезнувшего озера. Всего действуют более 20 гейзеров. Из-за труднодоступности и заповедного режима долину посещают всего несколько тысяч человек в год.

По данным Русского географического общества

Сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. По закону все П.и. и к. охраняются государством. Различаются следующие виды П.и. и к. памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов и т.п. памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производства, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты; памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. К П.и. и к. могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.


Смотреть значение Памятники Истории И Культуры в других словарях

Географическая Ось Истории — - (или осевой ареал или heartland) термин Макиндера, обозначающий внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического........
Политический словарь

Доминанта Эстонской Культуры — - неопределенное понятие, на практике выражающееся в поддерживаемом государством гнете (доминировании над другими языками населения) эстонского языка, который понимается........
Политический словарь

Исторический Материализм (материалистическое Понимание Истории) — - принадлежащая К. Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются, прежде всего, экономическими факторами. Социально-философская........
Политический словарь

Конец Истории — - термин Фукуямы. Мондиалист ский тезис о тотальной победе талассократии и либерально-демократической модели на всей планете. См. мондиализм, Единый Мир.
Политический словарь

Культуртрегер (буквально: Носитель Культуры) — Ироническое название колонизаторов, прикрывающих порабощение колониальных народов утверждениями и декларациями о насаждении среди них культуры и просвещения.
Политический словарь

— (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - UNESCO) - международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Учреждена в ноябре 1945 Членами ЮНЕСКО........
Политический словарь

Агентства, Оказывающие Услуги Для Организаций Культуры (arts Services) — Организации, компании или консалтинговые агенства, предоставляющие
услуги по художественному
маркетингу, общественным связям, администрированию или другим........
Экономический словарь

Госбюджетное Финансирование Деятельности Организаций Культуры (public Sector Revenue Support) — Поддержка программной деятельности организаций культуры, осуществляемая в форме годовых или проектных грантов, выделяемых такими агентствами как Советы по искусству,........
Экономический словарь

Защита Интересов Культуры (advocacy) — Будучи по происхождению юридическим термином, это выражение сейчас получает все большее распространение для обозначения общественной или частной поддержки какой-либо........
Экономический словарь

Зерновые Культуры — GRAINЗАКОН О ТОВАРНЫХ
БИРЖАХ включает в
понятие `
зерно` пшеницу, кукурузу,
овес, ячмень,
рожь, сорго и соевые бобы.
Торговля зерновыми фьючерсами........
Экономический словарь

Инструментальная Культурная Политика / Социальное И Экономическое Значение Культуры (instrumental Ar — См.: Искусство для искусства.
Экономический словарь

Организационные Культуры — - способы фиксации и воспроизведения социального опыта в организациях, позволяющие ее членам идентифицировать себя с определенной совокупностью социальных норм и........
Экономический словарь

Организация Культуры — в РФ могут создаваться и действовать в предусмотренных
законодательством организационно-правовых
формах
ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ, основанные на федеральной........
Экономический словарь

Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — - специализированное
учреждение системы Объединенных Наций. Основана в 1946 г. после ратификации ее
Устава.
Цели ЮНЕСКО:
вклад в
обеспечение мира и........
Экономический словарь

Памятники Природы — - отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой........
Экономический словарь

Сегментация По Признаку Культуры — - учет влияния культурных различий (стереотипа потребления, предпочитаемого дизайнерского стиля, потребительского поведения) покупателей. Особое значение этот признак........
Экономический словарь

Уровень Организационной Культуры — - комплексная
характеристика развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа и формы
организации жизни и деятельности людей, уровня........
Экономический словарь

Услуги Организаций Культуры Для Бизнеса (arts Services Within Business) — Деятельность
организации культуры, осуществляемая по
заказу и на территории компании или
спонсора. Например,
выставка, проходящая в офисном пространстве,........
Экономический словарь

Учет Доходов От Услуг Культуры — -
учет, включающий оплату
населением входных билетов (абонементов) на демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, спектаклей, концертов, цирковых представлений,........
Экономический словарь

Учет Доходов От Услуг Физической Культуры И Спорта — -
учет, включающий:
стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на........
Экономический словарь

Учреждения Культуры И Искусства — К учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные
организации и
коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки,
........
Экономический словарь

Лесные Культуры — - лесные насаждения, созданные посевом или посадкой. (Приказ Минсельхозпрода, Минлесхоза, Минприроды от 20.12.1999 N 323/242/399)
Юридический словарь

Организация Культуры — В целях настоящего Положения под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления........
Юридический словарь

Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Основана в 1946 г. Цели ЮНЕСКО: вклад в дело мира и безопасности через поощрение международного........
Юридический словарь

Организация Оон По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — - международная организация, призванная координировать сотрудничество государств в гуманитарной сфере; основана в 1946 г. В качестве специализированного учреждения........
Юридический словарь

Памятники Природы — - по определению Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. "отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое,........
Юридический словарь

Памятников Истории И Культуры Уничтожение, Повреждение — - преступление против общественной нравственности, предусмотренное ст. 243 УК РФ. Предмет преступления - памятники истории и культуры - это особо значимые для социальной........
Юридический словарь

Право На Участие В Культурной Жизни, Пользование Учреждениями Культуры, На Доступ К Культурным Ценно — - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 44 Конституции РФ. Это право предоставляется каждому лицу, пребывающему на территории государства. Вместе с тем каждый обязан........
Юридический словарь

Выделение (изоляция) Культуры — совокупность технических приемов получения чистой к-ры определенного вида микроорганизмов из различного рода образцов (материал от б-ных или здоровых людей и животных,........
Словарь микробиологии

Система Физической Культуры — представляет собой совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения. Основы законодательства........
Юридический словарь

Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политической, экономической и социальной структур, что нашло свое выражение в письменных, археологических и архитектурных источниках.

Общая характеристика эпохи

Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Памятники культуры данной эпохи интересны тем, что в них отразились идейные основы молодого российского общества, только что принявшего православие. Большую роль в их создании сыграла инициатива князей, которые очень часто способствовали каменному строительству, написанию летописей, возведению зданий гражданского и оборонительного назначения. Впоследствии инициатива перешла и к населению, в первую очередь к городским жителям, которые очень часто на собственные средства возводили церкви, храмы. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. Византийские мастера стали строителями многих памятников, а также обучили многому русских, которые, переняв их правила и традиции, скоро стали создавать свои собственные уникальные сооружения.

Тип храмов

Времена Древней Руси, памятники культуры которой в основном представлены церковным строительством, традиционно принято датировать домонгольским периодом, с 9 по начало 13 века, однако в более широком смысле к данному понятию применимы и поздние столетия. Русская архитектура восприняла византийские традиции, поэтому крестово-купольные храмы Древней Руси, в принципе, повторяют их особенности. Однако в нашей стране в основном распространение получило возведение белокаменных прямоугольных церквей, а полукруглый купол был заменен на шлемообразный. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Особенно были распространены четырехстолпные храмы, реже встречались с шестью и восьмью колоннами. Чаще всего они имели три нефа.

Ранняя церковь

Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. В списке этих строений следует выделить самые основные, возведение которых стало знаковым событием в истории и послужило началом к дальнейшему сооружению. Одной из первых наиболее крупных и значимых храмов стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также получила в народе название Десятинной, так как князь специально выделил для нее десятую часть своих доходов. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.

Особенности

Археологи затрудняются восстановить ее первоначальный облик, тем не менее некоторые сохранившиеся данные, такие как греческие клейма на кирпичах, мраморные украшения, говорят о том, что строительство проводили греческие мастера. Вместе с тем сохранившиеся надписи на кириллице и керамические плитки позволяют говорить об участии в возведении славян. Церковь построена как крестово-купольное сооружение по традиционному византийскому канону.

Храмы 11 века

Времена Древней Руси, памятники культуры которой доказывают быстрое распространение и утверждение православия в нашей стране, стали периодом активного строительства церквей, разных по размеру, композиции и структуре. Второй по значимости храм в этом списке - это Он был возведен при княжении Ярослава Мудрого и должен был стать главным религиозным центром новой державы. Его особенностью является наличие больших хоров. Он имеет тринадцать куполов с окнами. В центре расположен главный, ниже - четыре поменьше, а далее находятся еще более маленькие восемь куполов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Внутри имеются мозаики и фрески.

Крестово-купольные Руси получили большое распространение в нашей стране. Еще одной важной постройкой стала Киево-Печерской лавры. Она имела три нефа, просторный интерьер и один купол. Он был взорван в годы Второй мировой войны и впоследствии восстановлен в традициях украинского барокко.

Новгородская архитектура

Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Новгородские храмы и церкви имеют свои уникальные особенности, которые позволяют выделить эту традицию как особую в истории отечественной архитектуры. Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Он имеет пять куполов, лестничную башню. Купола имеют формы шлемов. Стены построены из известняка, интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города.

Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Одна из самых известных церквей в данном стиле - это Спасо-Преображенский храм на Нередице. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Эти особенности характерны для новгородских храмов, внешний облик которых даже отличается некоторой непропорциональностью, что делает их неповторимыми.

Постройки в других городах

Памятники в Нижнем Новгороде также входят в список наиболее известных древнерусских строений. Одна из церквей посвящена святому Она была возведена в 16 веке в память избавления города от нашествия татар и ногайцев. Поначалу она была деревянная, но потом, в середине 17 века, была перестроена в камне. В 19 веке церковь из одноглавой была перестроена в пятиглавую, которая дала название улице в городе.

Памятники в Нижнем Новгороде занимают видное место в истории отечественной архитектуры. Один из наиболее известных - это Михайло-Архангельский собор, построенный в 13 веке. Это была белокаменная церковь с 4 столпами и 3 апсидами.

Итак, города других земель и удельных княжеств также стали центрами активного архитектурного строительства. Их традиции отличаются своими оригинальными и неповторимыми особенностями. Церковь Николы Надеина в Ярославле - это уникальный храм 17 века. Он был возведен на берегу Волги и стал первым каменным храмом на посаде города.

Инициатором выступил купец Надей Светешников, после которого многие торговцы и ремесленники стали также возводить церкви. Основа храма была поднята на высоком основании, наверху было пять куполов на тонких барабанных шейках. Церковь Николы Надеина имеет уникальный иконостас. Он выполнен в барочном стиле и заменил в 18 веке более древний.

Значение

Таким образом, древнерусская архитектура является уникальной по своим особенностям, стилю и интерьеру. Поэтому она занимает видное место не только в отечественной культуре, но и в мировом искусстве в целом. В связи с этим в настоящее время особенно важна охрана памятников истории и культуры. Многие из них не дошли до нашего времени, некоторые были разрушены в годы войны, так что современные археологи и реставраторы придают большое значение их реконструкции и обновлению.

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

Самарская область имеет давние культурные традиции. С Самарским краем связаны имена Аксакова, Островского, Гарин-Михайловского, Успенского, Льва Толстого, Репина, Горького, Алексея Толстого. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве находились Государственный академический Большой театр оперы и балета СССР и Ленинградский академический драматический театр. В Куйбышевском театре оперы и балета была впервые исполнена Седьмая симфония («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича. Поставленные в Куйбышевском академическом театре драмы под руководством Петра Монастырского спектакли становились событием театральной жизни Советского Союза 60-80-х гг. ХХ века.

На сегодняшний день в Самарской области действует 35 музеев (с филиалами); 814 общедоступных библиотек, в том числе 4 областные библиотеки; 13 театров, в том числе 4 областных; 6 концертных организаций, в том числе Самарская областная и Тольяттинская муниципальная филармонии; Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова; Самарский зоологический парк.

Киносеть Самарской области представлена 85 киноустановками, находящимися в ведении муниципальных образований Самарской области. Сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 110 учреждениями.

На базе 704 муниципальных учреждений культурно-досугового типа действует 6 014 клубных формирований, в том числе 4 560 коллективов самодеятельного народного творчества, при этом 266 коллективов имеют звание «Народный». В их деятельность вовлечено 95 531 человек.

В Самарской области действуют областные организации союзов театральных деятелей, писателей, композиторов, художников, кинематографистов, архитекторов, фотохудожников.

Музейный фонд Самарской области составляет 604,8 тыс. предметов. Библиотечный фонд общедоступных библиотек Самарской области составляет 18 629,6 тысяч экземпляров. Активно идет информатизация учреждений культуры, внедряются информационно-телекоммуникационные технологии в процесс предоставления услуг в сфере культуры.

В Государственный список объектов культурного наследия включено 1 177 объектов, расположенных на территории Самарской области.

В настоящее время на территории Самарской области находятся 19 памятников археологии федерального значения, 1222 недвижимых памятника культуры, из них 57 – федерального значения и 1165 - регионального значения. Выявленных объектов культурного наследия: 1143 – недвижимые памятники культуры, 2123 – памятники археологии.

Три города на территории Самарской области включены в Список исторических поселений Российской Федерации: Самара, Сызрань, Тольятти. Жигулевский государственный природный заповедник им И.И. Спрыгина, находящийся на территории Самарской области, признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Уникальные памятники истории и культуры, расположенные на территории Самарской области

Монумент Славы, стоящий на одноименной площади, один из главных символов Самары. Более того, его изображение даже было размещено на знаке Куйбышева. Так что фигура с крыльями, поднятыми над головой, безошибочно ассоциируется только с этим городом.

Монумент «Ладья» сразу же после своего появления стал одним из негласных символов Самары, попав на открытки, почтовые марки и конверты.

Государственный деятель и автор первой «Истории России» Василий Татищев стал основателем города Ставрополя-на-Волге – нынешнего Тольятти. Памятник ему в виде всадника на волжском берегу стал одним из символов города. Его изображение можно встретить повсюду – от проездных билетов до коньячных этикеток. Хоть и находится памятник на окраине Тольятти, в лесной зоне, сюда очень любят приходить горожане. С площадки возле памятника открывается прекрасный вид на Волгу.

В 21 квартале, на пересечении Южного шоссе и улицы Льва Яшина, у десятиэтажного дома № 25 стоит бронзовая скульптура, изображающая сидящего пса Верного. Высотой она чуть более полутора метров, установлена на гранитном постаменте. Скульпторы воздвигли ее таким образом, что проезжающим по дороге водителям кажется, что собака поворачивает голову вслед за движущимися автомобилями.

Памятник Чапаеву, стоящий на одноименной площади, вместе с «пряничным» зданием Самарского театра драмы часто попадает в объективы фотоаппаратов самарцев и гостей города.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Здание городского театра». Построен по проекту известного московского архитектора М.Н. Чичагова в 1888г. Здание относится к псевдорусской архитектуре с имитацией форм московского зодчества XVII века. Отличается сложным декоративным убранством с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных резных деталей.

Объект культурного наследия регионального значения. На центральной площади города, самой большой в Европе, возвышается массивное серое здание – по отзывам искусствоведов, «грандиозный памятник позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена брутальная классика», «яркий пример архитектуры 30-х годов». Авторы проекта - ленинградские архитекторы Н.А. Троцкий и Н.Д. Кацеленбоген, в 1935 году выигравшие конкурс на создание Дворца культуры.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Построен по проекту архитектора А.Д. Вернера в 1888 году на средства военного ведомства царского правительства в поселке Иващенко, ныне это город Чапаевск. Строили церковь несколько подрядчиков под руководством автора проекта – А.Д. Вернера. Революция 1917 года не позволила полностью закончить строительство. В 1918 году незаконченная она была открыта. Здание представляет своеобразную и необычную архитектурно-композиционную форму в псевдорусском стиле.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Строительство крепости велось по Указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Сохранились Спасская башня кремля, построенная в 1683г. и собор, построенный в 1717 году на месте деревянной, возведенной в 1688г., ныне Христорождественский собор.

Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 66 - объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс является филиалом Самарского областного художественного музея, открыт в 1990 г. Объединяет три дома-музея: художника И.Е. Репина, купца Вдовина и поэта А.В. Ширяевца.

Кафедральный собор Самарской епархии (кафедра митрополита Самарского и Сызранского) Покрова Пресвятой Богородицы

Один из главных и самых узнаваемых архитектурных шедевров Самары – это здание католического костела на улице Фрунзе. Его красные изящные 37-метровые готические шпили, буквально вонзающиеся в небосвод, хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.

31 августа 1908 года состоялось торжественное открытие и освящение самарской синагоги. Здание просуществовало как храм всего 20 лет. С 1928 года до начала 1990-х здесь располагался хлебозавод. И с этого времени в синагоге ведутся восстановительные работы.

Здание построено в 1898 году по проекту архитектора А.А. Щербачева в традициях архитектуры поздней эклектики. Особняк принадлежал самарскому купцу Ивану Андреевичу Клодту. Одновременно на усадьбе появились служебные постройки и небольшой сад возле дома. В 1991 году здание было передано для размещения муниципального учреждения культуры «Детской картинной галерее».

Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения этих гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары.

Необычно для Самары выглядят строгие и величественные формы бывшего особняка губернского предводителя дворянства Александра Николаевича Наумова, в котором теперь располагается Дворец детского и юношеского творчества.

Самарская Фабрика-кухня – яркий пример архитектуры формализма. Если смотреть на постройку сверху – можно увидеть, что она имеет форму скрещенных серпа и молота. Это единственный в мире реализованный проект здания такой формы.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Яркий образец промышленной архитектуры, сохранивший свое первоначальное использование.

Главная достопримечательность музея – легендарная ракета-носитель «Союз». Комплекс монумента и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение (проект архитектора В. Жукова).

Техническому музею ОАО «АВТОВАЗ» им. К.Г.Сахарова чуть более10 лет, но он успел завоевать широкую известность не только у жителей Тольятти и Самарской области. Посетители музея – в год до 80 тыс. человек – приезжают со всего света.