Занятие в старшей группе бакшеев голубая весна. Сочинение-описание по картине В.Н

Тема урока: подготовка к сочинению по картине В. Н. Бакшеева «Голубая весна». (2 часа)

Цель урока: подготовиться к написанию сочинению.

Ход урока.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Ф. Тютчев.

I . Вступительное слово учителя. Беседа.

Сегодня мы поговорим о весне.

Какие первые признаки весны мы отмечаем в природе?

Как называют весну поэты, художники, музыканты? Какими поэтическими эпитетами награждает её народ? (Утро года, голубая весна, весна- красна).

Задача: сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине, посвященной этой теме.

II . Прослушивание фрагмента пьесы Э. Грига «Утро».

Почему я взяла в качестве музыкального эпиграфа к уроку именно эту пьесу Грига? (Светлый, нежный характер мелодии, чувство пробуждения счастья, природа постепенно оживает, наполняется жизненными соками).

III . Работа по картине.

Рассмотрим репродукции картин Герасимова «Лёд прошел» и Бакшеева «Голубая весна».

Тема их общая, но картины весны показаны на них по-разному.

Определите, какова тональность этих картин.

(У Герасимова – ранняя весна: еще лежит кое-где снег, голые деревья, холмы, земля. Небо мутное, сероватого цвета. Общий тон картины – серый. Эта картина ассоциируется с начальным фрагментом пьесы Грига).

(У Бакшеева – пробудившаяся весна. Общий тон картины – голубой: голубое небо, голубоватые стволы берез, голубоватые тени на траве. Белые стволы берёз, как струи на фоне неба. Это расцвет весны, но еще не полная весна).

Вот как описывает весну этой поры М. Пришвин:

«У нас весна начинается прибавкой света.

Январь, февраль, начало марта – это всё весна света...Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света, травы, леса, весны человека.

Когда после снежной зимы разгорится весна света, все люди возле земли волнуются, перед каждым встаёт вопрос, как в этом году пойдёт весна, - и каждый год весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая».

Почему Пришвин ставит в один ряд весну света, травы, леса и весну человека?

Почему ни одна весна не похожа на другую, не бывает точно такой, как другая? (человек растёт, меняется и его восприятие природы).

Мы видим, как по – разному увидели весну Герасимов и Бакшеев.

Какую же из двух картин мы выберем для работы по ней?

Картина Василия Николаевича Бакшеева. Вот что сам художник говорит о той мелодии природы, которая вызвала в нём замысел картины «Голубая весна». Обратите внимание, какие детали подмечает художник:

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Всё наполнено теплым воздухом. Пахнет прелым листом, кое – где пробивается зеленая трава; по бокам просёлочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах…Кругом раздавалось пение птиц.

Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные - с распустившимися почками – верхушки берёз, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато- лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Всё наполнено тёплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

А вот что пишет о картине друг художника, написавший о нём книгу:

«Самое основное – это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием. Оно подобно симфонической поэме и создаёт особое звучание пейзажа.

Смотришь на эту картину, и перед тобой встаёт голубая весна не только именно этого уголка природы, а весна всей земли, всех её необъятных просторов. И глаз невольно, сам собой, охватывает и все безмерное море неба, и всю эту прелую землю с весенними тенями, и всё кружево тянущихся вверх березок. Первое ощущение от «Голубой весны» - это то, что березы на картине как бы растут на ваших глазах, устремляются вверх.

Бакшеевская «Голубая весна» и воспринимается как воплощение огромной человеческой мечты.

На какие детали в их высказываниях вы обратили внимание? (Тон, стройные берёзки, простор)

IV . Подготовка к сочинению. Сочинение по картине Бакшеева «Голубая весна». Заголовок: «Здравствуй, утро года», «На тропинках весеннего леса».

Тема: «Голубая весна». Главная мысль: Прекрасна весна, весна – это утро года. Она наполняет сердце радостью и ожиданием счастья.

Объекты описания: весна, берёзовая роща, тонкие белые стволы, небесная лазурь, свет, прозрачные тени, воздух, мелодия, кружево теней, радость пробуждения.

Давайте составим план сочинения и подберем рабочие материалы.

План.

    Голубая весна пришла после долгого ожидания тепла и света.

    Давай пройдём по ещё не просохшим тропинкам берёзовой рощи.

    Вся картина пронизана очарованием неба.

    Ароматный, свежий воздух переполняет грудь.

    Кажется, что пение птиц, движение воздуха сливаются в симфонию весны.

    Вместе с природой ощущается радость пробуждения.

Рабочие материалы.

Тонкие белые стволы; устремлённые вверх, к свету, растут на глазах, кружево теней на траве.

Создаёт основное звучание пейзажа, тончайшие переходы от тёмно-синего, фиолетового до светло-бирюзового, почти белого.

Запах прелой листвы, медовый запах, воздух струится, омывая тонкие стволы деревьев.

Упоительная музыка, очаровательная мелодия переполняет души.

Пробуждение новой силы, хочется жить.

V . Выполнение работы в музыкальном сопровождении.

VI . Проверка паписанного.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 г.Йошкар-Олы»

Конспект урока развития речи по русскому языку

6 класс

ПОДГОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В.Н.БАКШЕЕВА

«ГОЛУБАЯ ВЕСНА»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Попова О.Б.

г.Йошкар-Ола

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности: учитель русского языка на уроке должен осуществлять функциональный подход к изучению лингвистических явлений; организовывать систематическую работу по развитию речи и словарно-орфографическую работу, реализовывать принципы текстоцентризма , посредством познания языка приобщать школьников к русской и мировой культуре и др.

В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Проблема использования произведений живописи на уроках русского языка привлекала и привлекает внимание многих методистов, педагогов и психологов.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывали многие психологи.

Т.П. Головина писала: “Сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема и работа с ней в какой-то мере помогает решить задачу организации проблемного обучения в школе”.

Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии детей, а при знакомстве ребенка с изображением предмета на картине пространственные отношения выступают в новой системе знаний.

В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служат основой для осмысленного связного высказывания мыслей школьниками. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей, рассматривая произведение живописи, учащиеся знакомятся с новыми предметами, событиями, изображенными на нем, а значит, с новыми понятиями, при этом дети подбирают новые слова, выражения, чтобы перевести содержание картины на язык слова.

Подготовку к сочинению на конкретную тему можно организовать таким образом, чтобы сам процесс этой работы оказал влияние на речевое развитие учащихся, на формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы ученик умел высказываться на любую тему, заданную ему.

Чтобы правильно организовать подготовку к сочинению, учитель должен видеть связь этой работы с единой системой развития речи учащихся. В основе этой системы лежат знания о тексте, стилях и типах речи. Эти знания и помогают формировать умения и навыки, необходимые для написания сочинения.

Важнейшая часть работы по подготовке к сочинению – это обогащение словаря учащихся, этот процесс происходит в течение всей нашей жизни и существенно влияет на то, как мы умеем правильно и красиво писать и говорить, понимать и объяснять то, о чем ты читаешь или слышишь.

Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа, организованная по тематическому принципу.

Работая с картиной, нужно организовать все так, чтобы дети видели художественные достоинства этого полотна, можно их познакомить с такими понятиями, как холодные и теплые цвета, тон, колорит, свет, композиция, передний и задний план картины, учитель говорит о том, что цвета имеют большое значение в раскрытии замысла художника.

Чтобы дети правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их употребления. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы над упражнениями по развитию связной речи учащихся во всех классах.

Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения

предыдущего материала, состава класса и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.

Тема: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

Задача урока: Войти в мир художественного произведения, почувствовать картину,понять её.

Цели урока:

Обучающая : подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине,

помочь понять содержание картины и средства выражения замысла

художника;

активизировать лексику «Описание природы (весна, пробуждение

природы)»;

ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины:

живопись, пейзаж, колорит, композиция картины (задний, передний,

центральный план картины).

Развивающая : развить способности к анализу выразительных средств

пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Воспитывающая: воспитать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы; показать красоту и привить любовь к классической музыке.

Метод обучения : индуктивно-дедуктивный.

Оборудование : карточки, репродукция картины В.Н.Бакшеева «Голубая весна», портрет художника Бакшеева, проектор, магнитофон.

Список литературы :

1. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

ПросвещениеД985. -128 с.

2. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

З.Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

4. Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.: «Нар.асвета», 1970. - 88с.

План урока :

1.Организационный момент. 2.Домашнее задание. З.Проверка домашнего задания. 4.Словарная работа. Б.Сведения о художнике. 6.Работа с текстом.

7. Работа с картиной.

8.Составление плана.

9.Подведение итогов.

Ход урока :

Эпиграф:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В нейесть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

1. Организационный момент.

- Добрый день! Сегодня наш урок будет посвящен подготовке к сочинению-описанию по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

2. Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение по картине на листах с репродукцией

картины.

- Запишите число, классная работа, тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы подготовили сочинения-миниатюры с описанием природы.

( Заслушать 2-3 сочинения.)

    Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

    Человек неразрывно связан с природой, он часть её. Эпиграфом к нашему уроку являются слова замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева. Прочитайте его (1 ученик):

Цель нашего урока - познакомиться с творчеством художника В.Н.Бакшеева, особенной манерой его письма, создать свое собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Жанр живописи (Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок), в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от франц. - paygag - природа).

Наша с вами задача войти в мир художественного произведения, почувствовать картину, понять её.

- Самое великое, гениальное произведение мертво если нет диалога с ним.
Каждый человек картину видит по-своему. И первый эмоциональный толчок к восприятию картины дает колорит

( Колорит - соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета) - тропинка к картине.

4. Словарная работа:

- Вы уже встречались с искусствоведческими терминами ЖИВОПИСЬ,
ПЕЙЗАЖ, КОЛОРИТ,
давайте запишем их значения.

5.0 художнике.

- Василий Николаевич Бакшеев - русский художник XX века. Он известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Василий Николаевич прожил сравнительно долгую жизнь- 96 лет. Возможно помогло ему в этом стремление постоянно бывать на природе, которую он тонко чувствовал и бесконечно любил. Пейзаж занимает главенствующее место в творчестве живописца.

- Работая с живописным пейзажем, мы можем говорить о том, что, как у поэта картины природы связаны с их раздумьями о родине, так и живописный пейзаж передаёт отношение художника к родной природе.

- А вот какие чувства были у самого художника Бакшеева, когда он писал эту картину.

6.Работа с текстом. (У каждого ученика на парте текст)

Весна. Когда нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом; пахло прелым листом, кое-где пробивалась зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные, с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! В.Н.Бакшеев.

а) Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

б) Прочитайте текст (1 ученик).

в) 0 чем этот текст? Какова его тема? (О природе. Весна)

г) Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор? (Основная мысль - «Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!». Показать красоту русской весенней природы)

д) Как можно озаглавить текст? («Весна». «Пробуждение природы»)

е) К какому типу речи относится данный текст? (Описание)

ж) В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле речи, т.к. автор создает образ природы)

з) Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? (Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции)

Какие же языковые средства помогают создать образ весенней природы в тексте:

а) Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные)

б) Какие разряды прилагательных вам известны?

Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд.

Прилагательных какого разряда больше? Почему? (Качественных. Они более ярко, выразительно характеризуют явления, признаки, предметы) в) Объясните правописание сложных прилагательных, встречающихся в тесте.

г) Какие средства выразительности создают яркий образ весны? (Эпитеты, олицетворения)

Обратимся к синтаксическому построению текста.

а) Какие синтаксические конструкции использует автор? (Простые и сложные предложения. Восклицательное предложение)

б)3ачитайте примеры сложных предложений.

- Понравился вам текст? Чем?

- На уроках литературы мы с вами изучали творчество русских поэтов, которые в своих стихах описывали весну. Какие вы стихи знаете о весне (2-3 ученика)

    Итак, мы заочно, с помощью данного текста, познакомились с живописью В.Н.Бакшеева, а теперь обратимся к картине, по которой мы будем писать сочинение.

7. Работа с картиной В .Н.Бакшеева «Голубая весна».

(В работе с к артиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку)

а) Рассматривание картины.

б) Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

в) Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину

г) Закройте глаза. Какой цвет стоит перед глазами? (Голубой -цвет радости, света, высоты, нежности...)

д) Удалось ли художнику передать красоту наступающей весны?

- Да, действительно, художнику удалось передать красоту наступающей весны.

Наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам всегда было источником творчества писателей и поэтов, художников и композиторов.

А вот как изобразил наступление весны поэт Н.Рыленков в стихотворении « B се в тающей дымке...» (Звучит музыка. П.И.Чайковского «Времена года». «Весна».)

Все в тающей дымке

- Холмы, перелески...

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

8. Работа с черновиком - создание миниатюр зарисовок на основе вопросов.

а)3апишите, что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающей весны вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

б) В чем особенность построения картины, ее композиции?

Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину В.Н.Бакшеева «Голубая весна»?

в) Работа по вариантам:

1 В. Каким изобразил художник небо? (Голубое, светлое, высокое, манящее)

2 В. Какими изобразил деревья, кустарники? (Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, набухшие почки на ветках деревьев, но листьев еще нет)

ЗВ.Как изобразил Бакшеев пробуждение земли? (пробуждается земля, пробивается молодая травка)

г)Колорит картины.

Какие цвета использовал художник для описания весны?

д)Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства (письменно).

е)Обобщение.

Действительно, «Голубая весна» чудная картина, пробуждающейся природы. Бакшеев запечатлел то трепетное состояние природы, когда снег уже сошел, почки на ветках набухли, но листьев еще нет. Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, сочетание белого и голубого создают ощущение удивительной легкости. Чудится, что ты сам вдыхаешь свежий весенний воздух и сквозь переплетения веток любуешься голубизной небес. Хочется еще раз вернуться к мысли поэта Н.Рыленкова о родной природе: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться...»

9. Составление плана.

( памятка к составлению плана у каждого ученика на парте)

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план:

1. В.Н.Бакшеев - художник-пейзажит.

2. Весна в изображении художника (небо, трава, деревья, кусты, тени)

3. Особенности композиции (передний план, задний план, центральный

план)

4. Колорит картины.

5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

10.Подведение итогов.

«Пейзаж- портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение». В.Н.Бакшееву пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Тема урока: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна»

Тип урока: развитие речи

Деятельность учителя

1.Ф ормирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости ; в нут ренней позиции : положительное отношение к школе, мотивация к творческому труду и работе на результат . 2.Организация по подготовке к написанию сочинения: -информационная справка о художнике. -работа над искусствоведческими терминами. -работа над стилистическим и синтаксическим анализом текста. -выразительное чтение поэтических произведений.

Список использованной литературы :

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы.- 3-е изд., испр.и доп.- М.: Мнемозина, 1999.

2. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

литературы: Из опыта работы в 4-10 кл. Пособие для учителя. - М.:

ПросвещениеД985. -128 с.

4. Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для ст-тов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1989. - 110 с.

5. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27

6. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

7. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

8. Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.:

«Нар.асвета», 1970. - 88с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1.http://school-collection.edu.ru/, тесты по русскому языку

2.http:// likbez.shb.ru, электронные пособия по русскому языку для школьников 11.http://learning-russian.gramota.ru,

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «русский язык»

3.http//www.gramota.ru в распоряжении педагогов и школьников.


«Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».
Бакшеев Василий Николаевич.


Василий Николаевич Бакшеев
Голубая весна
Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе.
Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

Очень интересное название для своей картины выбрал пейзажист Бакшеев. И это «Голубая весна». Ведь если рассуждать логически, то весна не может быть голубой. Но, когда смотришь на картину «Голубая весна», понимаешь, почему она голубая. Ведь сразу замечаешь голубое небо, которое отлично просматривается через еще не позеленевшие ветви.

Оно настолько прекрасное, что не можешь насладиться его чистой лазурностью. Нет ни единого облачка, а лишь кристально-голубое безграничное пространство. И среди этой голубизны светит где-то солнышко. Мы его не видим, но прекрасно чувствуем его тепло, когда смотрим на картину Бакшеева «Голубая весна», описывая ее. Его лучи освещают землю прекрасным весенним днем. Лучи солнца согревают молодую траву, которая пробивается из-под прошлогодней листвы.

Картина Бакшеева ГОЛУБАЯ ВЕСНА

На картине «Голубая весна» Бакшеев изобразил не раннюю весну, ведь на земле уже нет снега, а лишь изредка встречаются лужи на траве среди берез. Но при этом листики на деревьях еще не появились, а значит, природа только начала пробуждаться.

В описании картины Бакшеева «Голубая весна», на переднем плане автор изобразил березовую рощу. Группа деревьев переднего плана не дает углубиться вдаль, чтобы мысленно оказаться в глубине рощи, ведь взгляд останавливается на белоснежных стволах берез, которые расположились вначале. Так и хочется оказаться среди берез, прикоснуться к их стволам, подставить солнцу свое лицо, вдохнуть свежий весенний воздух.

Картина Бакшеева «Голубая весна» наполнена жизнью, теплом, Она яркая, нет сильных контрастов. Автору удалось передать полную гармонию и спокойствие, изобразив небольшой мир живой природы в теплый весенний день.


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.