Опыт и ошибки начало. Опыт и ошибки в романах «Отцы и дети» и «Униженные и оскорбленные

Нельзя не согласиться с высказыванием Джорджа Бернанда Шоу: «Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту». Однако необходимо сначала разобраться с понятием «опыт». По моему мнению, опыт – это совокупность всех ошибок совершенных человеком, но только таких ошибок, которые человек принял и с которыми смирился. Только приняв свой промах, и хорошенько проанализировав его, человек получает жизненный опыт. Под «способностью к опыту» Бернанд Шоу подразумевает именно способность человека к принятию своих ошибок, даже несмотря на их сокрушительное действие и необратимость. Именно такой человек обладает мудростью.

В произведении Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение тому. Главный герой романа – Евгений Базаров – представитель нового поколения, в основе взглядов которого лежит нигилизм – отрицание всего. Евгений горд и самолюбив. Он — человек дела. Базаров в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Долгое время Базаров живет по такому принципу. Однако встреча с Анной Одинцовой полностью меняет жизнь героя. Любовь, в существование которой он не верил, пришла к нему. Естественные порывы сердца отрицают теоретические законы, по которым пытался жить Базаров. Евгений долгое время не может принять свой промах и ошибочность своей теории. Только перед лицом смерти к нему приходит озарение. Именно он приобретает понимание того, что в жизни действительно важно. Наш герой принял свою ошибку, но, к сожалению, слишком поздно. Если бы Евгений принял ее раньше, то, возможно, его жизнь заиграла бы совершенно новыми красками и не закончилась так трагично.

Теперь вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Одна из главных линий романа — ссора Николая Ихменева и его дочери Наташи. Наташа, любящая «как сумасшедшая», сбегает из дома с сыном врага семьи. Старик считает поступок дочери предательством и, воспринимая это как позор, проклинает дочь. Наташа глубоко переживает: она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Николай Ихменев безумно любит дочь, испытывает тяжелые душевные терзания, но еще долго не решается принять ее обратно в дом. Все изменила Нелли. Девочка, незаконно рожденная, в детстве потерявшая мать, обреченная ненавидеть человечество, отдельные представители которого причинили ей так много боли, воссоединяет семью. Благодаря ее повествованию об отношениях ее матери и дедушки, Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги к своей дочери Наташе с просьбой простить его. Все заканчивается хорошо. Отец долго не мог принять своей ошибки, но, тем не менее, он смог это сделать.

Таким образом, отметим, что совершенные нами ошибки нередко оказывают на жизнь огромное влияние, но очень важно не побояться принять это сокрушительное поражение и идти по жизни дальше с приобретенным жизненным опытом. Закончу свое сочинение высказыванием Томаса Карлейля «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом; о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта; о взаимосвязи опыта и ошибок; об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути; об ошибках непоправимых, трагических.

Почему нужно анализировать свои ошибки? 2. Согласны ли вы с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта? 3. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту? 4. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”? 5. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? 6. Может ли опытный человек ошибаться? 7. Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается. 8. Какие уроки дает человеку история его народа? 9. Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? 10. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 11. Какой опыт даёт человечеству война? 12. Какие события и впечатления жизни помогают человеку набираться опыта? 13. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? 14. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути? 15. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок? 16. «... Опыт, сын ошибок трудных...» (А. С. Пушкин) 17. Путь к истине лежит через ошибки. 18. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт? 19. Какие ошибки невозможно исправить? 20. Что такое заблуждение? ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ЦИТАТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОПЫТ И ОШИБКИ» 1. «Опыт всему учитель». (Юлий Цезарь) 2. «К беде неопытность ведет». (А.С. Пушкин) 3. «Опыт - самый лучший наставник». (Овидий) 4. «В жизни нет ничего лучше собственного опыта». (В. Скотт) 5. «Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок». (Конфуций) 6. «Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество». (А. Бестужев) 7. «Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий». (А.П. Чехов) 8. «Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг». (Джоан Коллинз)

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Д. И. Фонвизин. «Недоросль». А. С. Грибоедов. «Горе от ума». А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». А. Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница». И. А. Гончаров. «Обломов». Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Л. Н. Толстой. «Война и мир». А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Вишнёвый сад». И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи». А. М. Горький. «В людях», «На дне». Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». М. А. Шолохов. «Тихий Дон». В. Астафьев. «Царь-рыба» К. Паустовский. «Телеграмма» А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая» (о войне) Л. Улицкая. «Казус Кукоцкого» В. Распутин. «Прощание с Матёрой» ВЫБОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НА ЗАМЕТКУ

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 1. По-разному живут люди на земле. Одни идут своей дорогой, словно по инерции, не задумываясь о конечной цели. Прожит день – и ладно. Другие заранее намечают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи часто плутают в поисках верной дороги, порой сбиваясь с пути. Кто же скорее наберётся опыта, а кто совершит ошибки? Скорее всего без ошибок не обойтись никому: каждый шаг - это крупица нашего опыта, даже если выбрана неверная дорога. Путь к истине - это путь познания самого себя. Только вот не каждый признаёт и осознаёт свои ошибки, пытаясь их исправить и набраться опыта положительного. На страницах художественных произведений немало подобных примеров… 2. Как пройти свой жизненный путь, не допустив ни одной ошибки? Можно ли при этом приобрести положительный опыт? Конечно, нет. Ребёнок, делая свои первые неуверенные шаги, падает, но поднимается и снова пытается идти. Он подсознательно приобретает крохотный пока опыт: нельзя останавливаться! Взрослея, человек достигает желаемого результата тоже отнюдь не сразу, а методом проб и ошибок. Только преодолевая препятствия, падая и вставая, можно прийти к истине и цели. Но нужно научиться делать выводы из своих ошибок и не допускать ошибок непоправимых. Размышляя над судьбами литературных героев, мы понимаем, что без ошибок прожить невозможно, но вот попытка исправить их – это вечная работа над собой. Это поиск истины и стремление к духовной гармонии.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 3. Важен ли читательский опыт для познания жизни, для приобретения опыта собственного? Ответ очевиден. Именно книги, научные или художественные, дают нам знания, то есть опыт. Писатели девятнадцатого и двадцатого веков оставили нам богатое культурное наследие. Человек, читательский опыт которого богат, имеет возможность сделать правильный опыт из ошибок литературных персонажей, сможет научиться важным вещам, которые помогут ему в будущем не совершать ненужных поступков. Потому-то он каждый раз в трудный момент и обращается к книге, учится, чтобы познать мир, чтобы ошибок в его представлении о мире, обществе, самом себе было как можно меньше. Какие же произведения, действительно, станут нашими добрыми помощниками?.. 4. Какова цена ошибки? Последствия ошибок даже одного человека порой трудно предугадать. А если эти ошибки совершает человек, наделённый властью, от решений которого зависти судьба уже целой страны. Не случайно, давая оценку деятельности правителей или руководителей, мы обращаем внимание на такие его качества, как дальновидность, мудрость, наличие практического ума… Если перед нами человек равнодушный, малообразованный, да ещё честолюбивый и тщеславный, то ошибки его могут обернуться бедой, а то и катастрофой. И примеров тому не мало и в жизни, и в литературе…

5. Какой опыт даёт человечеству война? Прежде всего необходимость не допустить непоправимых ошибок в дальнейшем. Ошибки на войне. Ошибки в выборе стратегии и тактики сражения. Это уже трагедия. От непродуманных действий командиров, от их карьеристских побуждений, эгоизма или трусости зависит жизнь подчинённых ему солдат. И опыт здесь только негативный, повторять который ни в коем случае нельзя. Но есть и другой, человеческий, мудрый опыт: в воспитании мужества, стойкости и доблести, подобной тем, что проявляли герои войны: простые солдаты и достойные офицеры. Те, что заслонили собой путь врагу, не позволили ему осквернить нашу родную землю. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 6. «И опыт, сын ошибок трудных…» - восклицал Пушкин. А возможен ли опыт без ошибок? Всегда ли они взаимосвязаны? И всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта? Накопить опыт, не делая ошибок, наверное невозможно, а вот правильные выводы из неудач просто необходимо делать. Но почему же человек так боится сделать неверный шаг, допустить ошибку. Боится оказаться смешным, избегает осуждения, наказания? Нужно ли бояться ошибок в своих жизненных опытах? Смотря о каких опытах и ошибках вести речь. Ошибка хирурга может обернуться смертью пациента, а ошибка лётчика – гибелью сотен людей. Но если вести речь о повседневной жизни и работе, не сопряжённой с подобным риском, то ошибок не следует бояться. Достаточно вспомнить мудрые слова великого Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость»

7. Важен ли нам опыт предшествующих поколений? Какие уроки дает человеку история его народа? Каждому отдельному человеку свойственно ошибаться, но можно ли говорить об исторических ошибках народа? Скорее всего, нет, поскольку то, что совершалось и одобрялось в начале XX века, например, революция, в конце подверглось развенчанию. Но если речь идёт о захватнических войнах, то здесь важно извлечь необходимые уроки и не повторять чудовищного опыта полководцев-завоевателей. Вспомним Наполеона или Гитлера и их завоевательные карательные походы. Чем не опыт над людьми! Кого нужно винить в подобных злодеяниях? Народ? Руководителей? Трудный вопрос. Хоть и говорят, что народ заслуживает того правителя, которого выбирает, но в целом он не может нести ответственности за действия лидеров. И в то же время каждый человек в стране несёт долю ответственности за все, что в ней совершается: можно слепо подчиняться и позволять себя вовлекать в негативный чудовищный опыт, а можно и противостоять этому. Немало примеров вышесказанному можно почерпнуть в русской литературе… ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

8. Является ли тысячелетняя история России для нас чем-то чуждым или все-таки важным и ценным историческим опытом? Размышляя над этим вопросом, необходимо понимать, что опыт предыдущих поколений, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Разве можно пренебречь неоценимым опытом деятелей искусства или науки и отвергнуть их творения и завоевания? Сколько бесценных произведений живописи, архитектуры, музыки, литературы, философии могут обогатить современного человека богатейшим опытом познания жизни и самого себя! Конечно, нельзя забывать и об исторических ошибках: о кровопролитных революциях и войнах, об актах вандализма по отношению к историческим памятникам культуры, о репрессиях 30-х годов, которые позволяют осознать каждому человеку, насколько губительными они были, насколько различные события в истории влияют на жизнь человека. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь. Исторический опыт – это часть культуры народа. И если не изучать своей истории, не перенимать опыт предшественников, то невозможно будет понять, в чем же лежат основы мироздания и самопознания человека. Обратимся к литературным примерам… (183 слова без аргументов) ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ "Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?»

8. Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, из сказанных слов, из наблюдений над жизнью окружающих людей и над жизнью литературных героев, от принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и, растерявшись или не имея опыта, может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью. Как же избежать непоправимых ошибок? Необходимо тщательно продумывать каждый свой шаг, своё слово, действие, не бояться обращаться за так необходимым опытом к старшим, к учителям-наставникам, к книгам, наконец. Обратимся и мы к литературным примерам. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ

Ошибки и опыт. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, ведь опыт строится на ошибках, даже самых незначительных. Литературных примеров достаточно для подтверждения этой мысли. Например, Пьер Безухов из романа Льва Толстого «Война и мир» в поисках смысла жизни совершил немало ошибок, пока не постиг истины. В результате герой приходит к выводу, что ничего нельзя изменить в этой жизни и сначала попадает под дурное влияние Курагина и Долохова: балы, кутежи, кураж. Следствием необдуманного шага становится ещё одна ошибка Пьера – женитьба на Элен. Безухов купается во «всеобщей любви» (так он наивно полагал, когда стал самым богатым и завидным женихом), Но счастье было непродолжительным. Умный Пьер быстро осознал цену своих ошибок. Свое счастье он наконец находит, женившись на Наташе Ростовой. После долгих мучений, ошибок, скитаний Пьер Безухов приходит к пониманию, что истинное счастье – в служении обществу, чем он и занимается в эпилоге романа. (Неслучайно, по замыслу Л. Толстого, именно Пьер Безухов должен был стать героем-декабристом в задуманной повести, ставшей впоследствии романом-эпопеей). АРГУМЕНТ-1

Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева, прогрессивно мыслящий молодой человек, который не боится рисковать, занимается опытами, нигилист, не признающий никаких авторитетов, сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». Что ж отрицает Ба­заров? Всё, что может помешать практической деятельности естествоиспытателя. Несомненно, Базаров - человек острого и сильного ума, полагающий, что именно им выбранный путь наиболее правильный. Однако и он не избежал ошибок: любовь, которую герой романа считал «чушью», настигла его совершенно неожиданно, да так, что Евгений совершенно растерялся, не сумев совладать со своими чувствами. Что это? Ошибка действий героя? Конечно, нет. Ошибка кроется в его мировоззрении нигилиста. Однако Евгений смог оказаться выше и человечнее Одинцовой, которая больше всего на свете дорожила своим «спокойствием»! В конце концов Базаров смог совладать с собой, окунувшись в свою работу, но так и не сумев, очевидно, до конца справится со своими раздумьями, он совершает ещё одну, уже непоправимую ошибку: оперирует больного тифом, забыв о предосторожностях, и… погибает. Только перед смертью Евгений осознаёт напрасность своих замыслов: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен… ». Ну а если бы случилось чудо и герой выжил, отказался бы он от своих опытов? Мне думается, что вряд ли: слишком сильны были его убеждения в собственной правоте. И это тоже ошибка, поскольку необходимо критически переоценивать свои домыслы и деяния. АРГУМЕНТ-2

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным. АРГУМЕНТ- 3

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» – это повествование об одинокой старости, о равнодушии к престарелым родителям, о личных опытах и ошибках. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Старая женщина же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина вскоре напишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день…». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. А когда вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон», Настя едет к матери. Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно». Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди и о том, что есть ошибки, исправить которые уже невозможно АРГУМЕНТ-4

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Повесть Распутина - это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. К великому сожалению, Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. Финал повести трагичен: в тумане символично заблудились чиновники, переселяющие последних жителей острова, а среди них и сын Дарьи, главной героини. А «старинные старухи» Матеры в это время, в последний раз объединившись друг с другом, покидают это мир, удаляясь на небеса. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века. АРГУМЕНТ-5 - ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ)

Книга А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» о таких уроках истории. Это история двух братьев-близнецов. Детдомовцы военной поры, Сашка и Колька Кузмины, Кузьменыши, обездоленные, голодные, которые мечтают они уже не о том, чтобы увидеть, понюхать хлеб, чтобы только появилась вера. Неожиданная отправка детдомовцев на Кавказ. Никто не знал, почему их везут именно в эти земли. Но ощущение тревоги охватывало взрослых и детей неспроста. В пути они встречают состав, в котором везли выселенных из родных мест чеченцев. Именно их опустевшие земли и должны были заполнить детдомовцы. [Состав трогается «…раздаются голоса. Завопили, закричали, заплакали». Потом жизнь в детском доме на обезлюдевшей земле и страх перед «невидимыми» местными жителями, затаившимися в горах. Можно понять чувства чеченцев, мстивших за разрушенные могилы предков: [«Мой зымля! Мой дом! Мой сад!»] Месть темна, она не знает границ и часто обрушивается на невинных. Есть в повести А. Приставкина страшная сцена, когда наутро выспавшийся в своей ямке Колька натыкается на распятого брата Саньку и долго сидит около него, окаменев, скуля и воя. Страшная смерть безвинного ребёнка. И, наконец, чистая дружба с чеченским же мальчиком Алхузуром, который, видя страдания Кольки, готов стать его братом: «Я, я теперь Саск». Чья вина, что дети и русские и чеченские оказались обездоленными? Чья вина, что целые народы вынуждены были покидать родные земли и разжигать впоследствии национальную рознь? Ответ очевиден. Отнюдь не дальновидных политиков. Именно за их ошибки и расплачивались безвинные. Такие книги нужны, чтобы знать прошлое, извлечь уроки из горького опыта. Это книга об ответственности за будущее одного поколения перед другим. (261 СЛОВО) АРГУМЕНТ-7. ОШИБКИ И ОПЫТ НАРОДА (ИСТОРИИ

История развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Если говорить об опыте как об эксперименте для создания чего-нибудь нового, то практический опыт профессора Преображенского, главного героя повести М. Булгакова «Собачье сердце», по пересадке гипофиза и о его влиянии на омоложение организма у людей с научной точки зрения весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию: превращает безродного пса Шарика в гражданина Шарикова. Но в бытовом, житейском плане научный опыт привел к самым плачевным последствиям. Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают с его стороны стойкое сопротивление. И с каждым днем Шариков становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. В итоге Преображенский понимает причину своих заблуждений и проводит обратную опреацию: Шариков снова становится милым и добрым песиком Шариком. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел...”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. После прочтения произведения возникают мысли о том, как часто проводятся необдуманные эксперименты, которые порой могут стать необратимой катастрофой и для человека, и самого общества в целом, особенно если происходят они насильственным путём. Без экспериментов наука не продвинется вперед, но они должны быть взвешенными, ошибка может стоить дорого. АРГУМЕНТ-6 -НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Сюжет романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» довольно прост: в нем повествуется о неудачливой жизни хирурга-гинеколога, обладавшего незаурядным талантом диагноста - особым даром, «внутривидением» поражённых внутренних органов пациентов, хирурга, выступавшего против запрета прерывания беременности. В 1942 году в небольшом сибирском городке он спас от смерти свою будущую жену Елену Георгиевну и ее ребенка, удочерив ее как свою. Первые проблемы в жизни Кукоцких появились в период, предшествовавший началу кампании против генетики. Павел Алексеевич нашёл оригинальный способ уклоняться от нежелательных мероприятий: в нужный момент он честно напивался, создав себе репутацию пьяницы. А после одной неосторожно брошенной фразы героем в адрес жены этот выдающийся врач в течение десяти лет спивается, не сумев исправить свою случайную ошибку, по сути - оговорку, а жена его за те же десять лет, так его и не простив, сходит с ума… Но главным действующим лицом романа оказывается приемная дочь Кукоцкого - Таня. Таня, студентка вечернего отделение биофака, устроилась в лабораторию по изучению развития мозга, где на удивление быстро освоила методы приготовления гистологических препаратов. А спустя несколько лет произошло событие, навсегда отвратившее Таню от науки: она поймала себя на готовности сделать препарат из живого человеческого плода. Не дождавшись нужных слов от отца, Таня ушла с работы. Вскоре Таня погибает в одесской больнице из-за не оказанной вовремя медицинской помощи во время родов. Полусумасшедшая Елена так никогда и не узнала о смерти дочери. Старый, но так и не решенный вопрос: возможность убивать живое во чреве -положительный опыт во благо или неисправимые ошибки, порождающие зло? Он прав или нет - Павел Алексеевич, - положивший на жертвенный алтарь профессии свое личное счастье? АРГУМЕНТ 8 - РАЗВИТИЕ НАУКИ ЧЕРЕЗ ОШИБКИ И НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА

Одна из глобальных ошибок человечества – это «опыты» с природой, безжалостное внедрение в природные законы. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие безумных опытов над природой. Природа незамедлительно «мстит» человеку, и сделать выводы из совершённых ошибок нашими предшественниками мы просто обязаны. В. Астафьев в произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме. Главный герой одноимённой новеллы Игнатьич - рыбак. Он покорил реку. Здесь он царь природы. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Браконьерничает, руководствуясь жадностью и честолюбием. Тогда появляется царь-рыба, посланная для борьбы с царем природы. По поверью, пойманную царь-рыбу – осётра необходимо отпустить и никому не рассказывать о ней. Игнатьич при встрече с громадным осётром эту заповедь не исполняет: жадность берет верх над его совестью и губит его. Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу, они ждут своей смерти. И Игнатьич умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, просит: «Господи, отпусти эту рыбу!». « Прос-сти-итееее …». Природа не так беспощадна, как человек, она дает шанс ему исправиться. И царь-рыба, невероятным усилием освобождаясь от крюков, уплывает в родную стихию. Вот это и есть наглядный опыт, его ошибки и уроки, извлечённые из них. Грубо вмешиваясь в жизнь природы, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. (243 слова) ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ « ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАРОДА»

Пример сочинения на тему: «Опыт – сын ошибок трудных»

Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока. И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать. В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины. Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа. Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.

Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.

(394 слова)

Пример сочинения на тему: "Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?"

Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да. Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.

Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню». Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя. Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может». Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.

В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала. Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет». Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.

(481 слово)

Пример сочинения на тему: "Какие ошибки можно назвать непоправимыми?"

Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. Порой он совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям, ценой неверных решений становится чья-либо жизнь. И, хотя человек в конце концов понимает, что поступил неправильно, изменить уже ничего нельзя.

Непоправимую ошибку совершает героиня сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Принцесса Изольда пожелала иметь необыкновенный свадебный наряд, в том числе украшение из хохолка цапли. Она знала, что ради этого хохолка цаплю нужно будет убить, но это не остановило принцессу. Подумаешь, одна цапля! Она ведь все равно умрет раньше или позже. Эгоистическое желание Изольды оказалось сильнее всего. Позже она узнала, что ради прекрасных хохолков цапель стали убивать тысячами и в итоге полностью уничтожили. Принцесса была потрясена, узнав, что из-за нее истреблен весь их род. Она поняла, что совершила ужасную ошибку, которую теперь невозможно было исправить. В то же время эта история стала жестоким уроком для Изольды, заставила ее задуматься над своими поступками и их последствиями. Героиня решила, что больше никогда никому не причинит зла, более того, она станет творить добро, будет думать не о себе, а о других.

Вспомним рассказ «Каникулы на марсе» Р.Бредбери. В нем описывается семья, прилетевшая на Марс. Сначала кажется, что это увеселительная поездка, но позже мы узнаем, что герои – одни из немногих, кто успел спастись с Земли. Человечество совершило страшную, непоправимую ошибку: «Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперед, и люди заблудились в машинных дебрях… Не тем занимались; без конца придумывали все новые и новые машины - вместо того, чтобы учиться управлять ими». Мы видим, к каким трагическим последствиям это привело. Увлекшись научно-техническим прогрессом, люди забыли о самом важном и стали уничтожать друг друга: «Войны становились все более разрушительными и в конце концов погубили Землю… Земля погибла». Человечество само уничтожило свою планету, свой дом. Автор показывает, что ошибка, совершенная людьми, непоправима. Однако для горстки спасшихся она станет горьким уроком. Возможно, человечество, продолжив жить на Марсе, выберет иной путь развития и избежит повторения подобной трагедии.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить: некоторые ошибки, совершаемые людьми приводят к трагическим последствиям, которые невозможно исправить. Однако даже самый горький опыт - наш учитель, который помогает пересмотреть свое отношение к миру и предостерегает от повторения неверных шагов.

(368 слов)

Пример сочинения на тему: "Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?"

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: читая книги, мы черпаем мудрость поколений. Должен ли человек постигать важные истины лишь на собственном опыте? Конечно, нет. Книги дают ему возможность учиться на ошибках героев, осмысливать опыт всего человечества. Уроки, извлеченные из прочитанных произведений, помогут человеку принимать верные решения, предостерегут от совершения ошибок.

Обратимся к литературным примерам. Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Автор подчеркивает беззаветную, всепрощающую любовь бабушки к детям и внуку. Прошло много времени, прежде чем внук Борька стал понимать, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Первым толчком стал разговор с приятелем, который рассказал, что в его семье бабушка - самая главная, ведь она всех вырастила. Это заставило Борьку задуматься об отношении к собственной бабушке. Однако только после ее смерти Борька понял, как сильно она любила свою семью, как много для нее делала. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь. Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня - девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.

Таким образом, можно сказать, что читательский опыт играет важную роль в жизни человека: литература дает нам возможность понять важные истины, формирует наше мировоззрение. Книги – это источник света, который озаряет нам жизненный путь.

(497 слов)

Пример сочинения на тему: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?»

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это могут быть самые разные события.

Быстрее всего ребенок взрослеет, когда оказывается в тяжелой ситуации, например во время войны. Война отнимает у него близких, на его глазах погибают люди, рушится мир. Испытывая горе и страдания, он начинает иначе воспринимать действительность, на этом его детство заканчивается.

Обратимся к стихотворению К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Война калечит душу, отнимает детство, заставляет преждевременно взрослеть.

Но не только страдания дают толчок к взрослению. Для ребенка важен опыт, который он приобретает, когда самостоятельно принимает решения, учится отвечать не только за себя, но и за других, начинает о ком-то заботиться.

Так, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании его бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и его первым порывом было просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его выбрать другой путь. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Автор подчеркивает, что именно этот жизненный опыт героя делает его взрослее, недаром Сергей признается: «Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе».

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ребенок взрослеет, когда в его жизни наступают переломные моменты, кардинально меняющие его жизнь.

Итоговое сочинение

по направлению «Победа и поражение»

Человеку невозможно пройти жизненный путь без ошибок. В копилке народной мудрости есть немало высказываний, пословиц и поговорок, которые отражают проблему опыта и ошибок в нашей жизни. Существующую фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» знает каждый. Человек, пытаясь добиться определённых успехов, совершает на своём пути немало ошибок. И ошибки эти бывают самые разные. Одни ошибки заставляют человека впадать в депрессию. Другие заставляют начинать всё заново. А в третьей ситуации человек ставит перед собой новые цели, учитывая горький предыдущий опыт, и идёт дальше. Жизненный путь-это вечный поиск своего места в жизни. Любые трудности и неудачи-это наши собственные промахи. Каждый человек имеет право на ошибку.

Мировой литературе, в том числе и русской, эта тема была интересна всегда. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» любимые герои автора проходят сложный жизненный путь. И у каждого из них этот путь духовных исканий свой. Но всех их объединяет стремление к счастью. На пути к счастью князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова совершают немало ошибок. Очарованный Лизой, князь Андрей женился не по любви. Пьер, серьёзно не разобравшись в жизненной ситуации, женился на Элен Курагиной, бездушной и холодной красавице. Вскоре после брака он понял, что был обманут. А Наташа Ростова, став невестой и будущей женой князя Андрея, в его отсутствие увлеклась легкомысленным Анатолем Курагиным. Чувственный взгляд Курагина затмил сдержанность и целомудрие князя Андрея. Совершенно по-другому ведёт себя героиня, общаясь с Курагиным: ушли застенчивость, стыдливость и робость Наташи. Ей казалось, что это и есть любовь. Наташа, молодая и неопытная в делах сердечных, всё-таки поняла, что предала любимого человека. Она очень тяжело переживала свою непоправимую ошибку. Окружённая вниманием родных и близких, девушка сумела выйти из этого душевного кризиса. Счастье-это великая чувственная и нравственная сила. И Л. Н. Толстой показывает, что Наташа стала по-настоящему счастлива, когда вышла замуж за Пьера.

Герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, совершив кровавое преступление и признавшись в содеянном, не осознаёт полностью весь трагизм того,что совершил. Он не признал ошибочность своей теории. Раскольников жалеет о том, что не смог преступить, что не сможет отнести себя к числу избранных. Герой страдает, мучается, терзается. И только в Сибири на каторге Раскольников, истерзанный и измаявшийся, не просто раскаивается в содеянном, а становится на самый тяжёлый путь-путь покаяния. И, читая страницы романа, мы понимаем, что писатель обращает наше внимание на то, что человек, который признал свои ошибки, способен измениться. Такой человек нуждается в помощи и сострадании. Соня Мармеладова как раз и является у Ф. М. Достоевского человеком, способным поддержать Раскольникова и помочь ему.

К какому же выводу привели меня рассуждения по данной проблеме? Хочется отметить, что личный опыт учит каждого из нас жизни. Печальный или добродетельный, этот опыт является собственным, пережитым. И уроки, преподнесённые нам жизнью, являются настоящей школой, именно она формирует характер и воспитывает личность.

Итоговое сочинение на тему «Опыт и ошибки».

Произведения, использованные при аргументации: «Война и мир», «Преступление и наказание»

Вступление : Жизнь складывается так, что в ней все переплетается между собой: любовь и ненависть, взлеты и падения, опыт и ошибки… Одно невозможно без другого и, кажется, каждый человек когда-то оступался, понимал неправильность своих действий и извлекал важные для себя уроки.

Издревле известно выражение: умный человек учится на чужих ошибках, а дурак - на своих. Скорее всего, это действительно так, ведь не зря многие поколения предков стремились передать потомкам свои умозаключения, старались полезными советами научить детей правильно жить и записывали в книгах мудрость ушедших веков.

Огромное литературное наследие, оставленное великими писателями и поэтами - бесценный клад жизненного опыта, способный предостеречь нас от многих ошибок. Рассмотрим лишь несколько примеров того, как в художественных произведениях авторы через поступки своих героев предупреждают читателя об опасности совершения неправильных действий.

Аргументы : В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, уже будучи невестой князя Андрея Болконского, поддается искушению и увлекается Андреем Курагиным. Девушка еще юна, наивна и чиста в своих помыслах, ее сердце готово любить, поддаваться порывам, но отсутствие жизненного опыта склоняет ее к роковой ошибке - побегу с безнравственным человеком, для которого вся жизнь состоит из страстей. Опытный соблазнитель, который, к тому же, формально женат, не думал о браке, о том, что может просто опозорить девушку, ему были не важны чувства Наташи. А она была искренна в свей иллюзорной любви. Только чудом побег не состоялся: Марья Дмитриевна помешала девушке покинуть семью. Позже, осознав свою ошибку, Наташа раскаивается, плачет, но прошлого назад не вернуть. Князь Андрей не сможет простить бывшей невесте такую измену. Эта история учит нас очень многому: прежде всего, из нее следует, что нельзя быть наивными, необходимо внимательнее относится к людям, не строить иллюзий и стараться уметь отличать ложь от правды.

Другим примером того, что опыт других людей важен для недопущения собственных ошибок, может стать роман Ф.М. Достоевского « ». Уже само название намекает на мораль всего произведения: за проступки наступит расплата. Так и случается: Родион Романович Раскольников, бедный студент, придумывает теорию, согласно которой людей можно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Люди второй категории, по его мнению, для достижения великих дел не должны бояться перешагнуть через трупы. Ради проверки собственной теории и мгновенного обогащения, совершает жестокое преступление - топором убивает старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Однако совершенное не приносит желаемого: в результате долгих размышлений, на которые его наталкивают обстоятельства, главный герой романа раскаивается и принимает заслуженное наказание, отбывая его на каторге. Изложенная история поучительна тем, что предостерегает читателей от роковых ошибок, которых можно было избежать.

Вывод : Таким образом, можно с уверенностью сказать, что опыт и ошибки в жизни людей неразрывно связаны между собой. А чтобы не допускать роковых ложных шагов, стоит опираться на мудрость прошлого, в том числе и на поучительные сюжеты литературных произведений.