Как чувствовал себя печорин после дуэли. Дуэль между печориным и грушницким - отчаянный и необдуманный шаг

«Герой нашего времени» лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения своим способностям. События, описанные в романе, происходят на родном для писателя Кавказе. Центральной темой стала проблема личности, пребывающей в глубоком конфликте с обществом. Печорин – скучающий интеллектуал, сосланный из Петербурга за какую-то нашумевшую историю.

На Кавказе он встречает много интересных людей и, конечно же, любовь. Так как роман разделен на повести, не связанные между собой последовательным изложением, мы видим, как на разном этапе своей жизни Печорин ищет определение счастью, любви и дружбе, но так его и не находит. В повести, посвященной княжне Мери , во время поездки в Пятигорск, он встречает своего давнего товарища юнкера Грушницкого , с которым он когда-то вместе служил в отряде. Грушницкий хоть и может называться его другом, но это только «наружное» проявление. На самом деле, Печорин знает, что им когда-нибудь придется столкнуться на узкой дороге и одному из них точно несдобровать.

Чем же вызвана такая неприязнь к Грушницкому? С первых строк описания их встречи становится ясно, что это два абсолютно разных человека. Грушницкий – человек поверхностный, посредственный, любящий напускной лоск и пафос. Этот образ совершенно не вяжется с задумчивым и неудовлетворенным жизнью Печориным. Главный герой итак глубоко разочарован в людях, встреченных на пути, оттого не может не почувствовать фальши юнкера. Еще большую трещину в отношениях образует встреча с молодой княжной Мери, в которую Грушницкий не на шутку влюблен.

Поведение обоих героев по отношению к княжне особых симпатий не вызывает. Один из них пустозвон, имеющий свойство все преувеличивать, а другой – тонкий циник, получающий удовольствие от игры на чужих чувствах. Именно из-за свойственного ему цинизма, Печорин решил бросить вызов «другу» и начать ухаживать за Мери. Ключевым моментом в романе является эпизод поединка между Грушницким и Печориным. Эта дуэль разительно отличается от тех, что встречались ранее в русской литературе, хотя бы тем, что лишена честности и уважения к оппоненту.

Каждый из соперников показывает свое истинное лицо. Грушницкий организует подлый сговор с каким-то драгунским капитаном затем, чтобы пистолет Печорина во время дуэли оказался незаряженным. Печорин, в свою очередь, зная об этом, соглашается на дуэль. Рискуя своей жизнью, он хочет проучить подлого юнкера и в результате добивается своего. Все это приводит к открытому столкновению молодых людей, которое заканчивается трагичным исходом – гибелью Грушницкого.

Автор мастерски показывает, что эта дуэль от начала до конца является грязной игрой. Даже одно лишь условие о том, что убитого можно будет скинуть на счет черкесов, говорит о бесчестности ее участников. В конце дуэли, предлагая правила своей игры, Печорин все-таки оставляет для соперника узкую лазейку, но тот в силу своей глупости и самодовольства не замечает ее, за что расплачивается собственной жизнью.

    Печорин ночью лазил к своей возлюбленной Вере. Она жила в одном доме с княжной Мери. Грушницкий со своими друзьями подумал, что это лезли к княжне Мери. И он начал всем рассказывать, что Мери по ночам кого-то принимает. Печорин заступился за честь девушки. Хотя сам и послужил причиной такой ее славы. Правильно говорил про себя Печорин, что со всеми, кто с ним соприкасается, происходит несчастье. А все потому, что он эгоист, а усмирять свои желания он не хотел.

    Клевета Грушницкого стала поводом для дуэли, причины же е надо искать глубже в жизненных позициях двух этих персонажей.

    Почти с самой первой нашей встречи на страницах романа с Грушницким мы, читатели, знаем о том, что приятельские отношения между ним и Григорием Печориным фикция, что персонажи эти антиподы во всм. Сам Печорин (повествователем в части Княжна Мери является именно он) так характеризует Грушницкого:

    Юнкер Грушницкий был влюблн в княжну Мери, Печорин же в какой-то степени ему позавидовал и, хотя любви к хорошенькой этой девушке не испытывал ни на йоту, сделал вс, чтобы влюбить в себя княжну и показать ей настоящего Грушницкого самовлюблнного эгоиста, человека недалкого ума, а вовсе не романтическую личность, которую она в нм видела.

    Сам Печорин, которого многие поколения читателей считали человеком, не могущим глубоко чувствовать, искренне любить, оказался способным на большую любовь. Историю его юношеской любви к Вере , вышедшей замуж за богатого, но старого князя Лиговского, Лермонтов поведал читателям в другом романе Княгиня Лиговская .

    К моменту новой встречи Печорина с Верой, она счастлива уже во втором браке, причм с таким же стариком, как е первый муж, и ничего предосудительного не видит в том, чтобы принимать по ночам любовника в доме родственников, у которых остановилась, вовсе не задумываясь при этом о том, что подобные встречи могут испортить репутацию не только ей самой, но и юной княжне, даже не подозревающей о подобных свиданиях своей родственницы.

    Вместе с тем товарищи Грушницкого, прежде всего драгунский капитан явный недоброжелатель Печорина, подговаривают его проучить Григория Александровича: придраться к какой-либо мелочи, найти повод для дуэли . А во время дуэли не зарядить пистолеты . Они абсолютно уверены: Печорин струсит. Грушницкий соглашается на такую подлость. Но на деле вс получилось намного серьзнее.

    Грушницкий вместе вс с тем же драгунским капитаном подкараулил Печорина, когда тот возвращался от Веры, но Григорию Александровичу удалось вывернуться и ускользнуть от них.

    Уже на следующий день недавний воздыхатель княжны стал распространять сплетню о е тайной связи с Печориным .

    При этом нам, читателям, совершенно неважно, ошибся он или прав мы наверняка знаем о его ошибке, а он даже мысли о своей неправоте не допускает, ему и в голову не приходит простая догадка: в доме есть молодая замужняя женщина, которая могла бы принимать Печорина по ночам. Важно другое: ничего истинно мужского в распространении подобных сплетен нет абсолютно; оскорблнный тем, что ему предпочли другого, Грушницкий не щадит ни в чм не повинную девушку, губит е репутацию , лишает возможности впоследствии, через какое-то время, свою личную жизнь устроить. И в этой ситуации проявляются худшие качества этого персонажа : подлость, недостойная мужчин склонность к сплетням, жестокость по отношению к девушке, любви которой не смог добиться.

    Ненависть Грушницкого к Печорину настолько велика, что он решается ещ на одну подлость: соглашается с тем, что заряжен будет только его пистолет , то есть готов не в дуэли принять участие, а убить человека безоружного .

    Грушницкий изначально неискренен, рядится в чужие одежды (солдатская шинель), пытаясь изобразить из себя нечто такое, чем он на самом деле никогда не был и не будет, любит производить эффект, он бесчестен, безволен, легко поддатся влиянию со стороны в истории с дуэлью им ловко манипулирует драгунский капитан.

    Печорин живт в полную силу, искренен, заступается за честь девушки, в истории с дуэлью тщетно пытается пробудить в Грушницком человека.

    Но и Печорина нельзя полностью оправдать: в этой ситуации он проводит один из своих чудовищных экспериментов, в результате которого гибнет пусть даже не очень хороший, не достойный уважения, но вс же человек, кстати, ещ совсем молодой, поэтому способный меняться, причм не только в худшую сторону, но и в лучшую.

  • Грушницкий публично нанес оскорбление даме Печерина, что задело и его честь. Сплетни, которые Грушницкий распустил о княжне Мэри, могли испортить ее репутацию навсегда. Печерин же, узнав об этом, сначала взывает к совести собеседника:

    Но, так как тот отказывается приносить извинения за свою ложь и наговор, Печорин вызывает его на дуэль, где убивает.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.
В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану:
«Мы давно уж вас ожидаем», - говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», - говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.
Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.
«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.
Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости.
В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» - обращается Печорин к своему секунданту.
Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, - вспомни, мы были когда-то друзьями».
Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть.
Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

Задачи и тесты по теме "Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.
В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану:
«Мы давно уж вас ожидаем», - говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», - говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.
Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.
«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.
Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости.
В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» - обращается Печорин к своему секунданту.
Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, - вспомни, мы были когда-то друзьями».
Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть.
Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа Григория Александровича Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.

Основные черты характера Печорина – «страсть к противоречиям» и раздвоенность личности. В жизни герой противоречив и непредсказуем. Кроме того, он очень эгоистичен. Часто кажется, что Печорин живет только ради того, чтобы развлечься, потешить себя. Страшно то, что поводом для его развлечений становятся окружающие героя люди. Однако Григорий Александрович не всегда ведет себя как злодей.

В.Г. Белинский говорил, что «трагическое» заключается «в столкновении естественного веления сердца» с долгом, в «проистекающей из того борьбе, победе или падении». Подтверждением его слов является одна из самых важных сцен в романе – сцена дуэли Печорина с Грушницким.

В Грушницком Григорий Александрович хочет найти что-то хорошее, хочет помочь ему разобраться в себе, стать нормальным человеком. Мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда он перед дуэлью говорит, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого. Печорин предоставляет этому герою свободу выбора и пытается подтолкнуть его к верному решению.

Григорий Александрович решает рискнуть своей жизнью ради одного психологического эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучших чувств и качеств. Пропасть, на краю которой стоит новоявленный офицер, – пропасть в буквальном и переносном смысле. Грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти. Как же проходил этот психологический эксперимент?

Грушницкий вместе с драгунским капитаном задумали «проучить» Печорина за то, что тот начал ухаживать за княжной Мери. План их был довольно прост: на дуэли зарядить только пистолет Грушницкого.
Грушницкий хотел напугать Печорина и унизить его. Но только ли это? Ведь могло случиться так, что он попал бы в Печорина. Получается, что Грушницкий задумал практически убийство ни в чем не повинного человека. Законы чести для этого «офицера» оказались неписаны.

Печорин случайно узнает о заговоре, но решает не отказываться от дуэли. Лермонтов пишет, что «во взгляде Грушницкого было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». К сожалению, эта борьба в душе героя закончилась победой низости и подлости.

Однако Печорин не сразу решается идти на дуэль с заряженным пистолетом. Григорий Александрович не один раз должен был убедиться в том, что подлость в Грушницком неискоренима, прежде чем он решился на возмездие. Но Грушницкий не воспользовался ни одной из данных ему возможностей на примирение или покаяние.

Видя это, Печорин все же решается идти на дуэль. Там, на горе, «ему было стыдно убить человека безоружного…» Но в этот момент Грушницкий выстрелил! Пусть пуля оцарапала лишь колено, но он выстрелил! «Досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек…хотел убить его, как собаку, не могли не взбунтоваться в душе Печорина. Грушницкий не испытывал раскаяния, хотя если бы рана была хоть немного серьезнее, он свалился бы с утеса», - пишет Лермонтов.

Только после всего этого Печорин попросил зарядить свой пистолет. Но и перед этим он дал Грушницкому еще одну возможность извиниться. Но: «Стреляйте, - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места!» И Печорин выстрелил…

Я думаю, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не только за себя. Он был поражен, что человек и перед смертью может кривляться и лгать. Печорина покоробило до глубины души то, что мелкое самолюбие в Грушницком оказывается сильнее чести и благородства.

Кто прав, а кто виноват в сцене дуэли Печорина с Грушницким, на первый взгляд, очевидно. Можно подумать, что людские пороки должны быть наказаны. Здесь, может быть, даже неважен и способ наказания. С другой стороны, каждый человек имеет право на защиту своей чести, своего достоинства. Но возникает вопрос: кто дал право Печорину судить других людей? Почему этот герой взял на себя обязанности Господа Бога решать, кому жить, а кому умереть?