Поль Гоген: необычная биография необычного человека. Трагичная история жизни художника поля гогена

11.10.2010 - 11:04

Очень часто люди судят о Поле Гогене по роману Сомерсета Моэма «Луна и грош». Главный герой этого произведения, добропорядочный буржуа, бросает работу и семью и начинает заниматься живописью. В книге Моэма этот выбор выглядит действительно неожиданным. Но у Гогена, послужившего прототипом художника-бунтаря, уход из привычного мира выглядел не таким уж странным - в детстве и юности ему пришлось пережить немало страстей...

Солнечное детство

7 июня 1848 года в Париже появился на свет ребенок, названный Пол-Эжен-Анри. В то время во Франции бушевала революция, в которой принимал непосредственное участие отец мальчика Пьер Кловис Гоген, редактор газеты «Насиональ». События развивались не самым лучшим образом, и Кловис был вынужден искать себе убежища заграницей. Он принял решение отправиться вместе с семьей в Перу, где жили родственники жены, принадлежавшей к знатному местному роду. Но в дороге Кловис внезапно скончался, и Алина Гоген прибыла в Перу вдовой - без денег, с двумя детьми на руках - крошечным Полем и его старшей сестрой Марией.

Родственники Алины встретили ей доброжелательно и приютили без всяких условий. Поль навсегда запомнил годы, проведенные в Перу, красоты местной природы - заснеженные горы, быстрые реки, непроходимые леса…

Когда мальчику исполнилось 7 лет, мать решила, что дети должны получать образование в Европе. Поль оказался в духовной семинарии Орлеана. Ему было очень трудно переходить от свободной жизни в Перу к размеренному и пресному существованию в учебном заведении, отличавшемся жесткой дисциплиной и душной атмосферой… Позже он написал: «Именно там я научился с юного возраста ненавидеть лицемерие, фальшивые добродетели, доносы».

Он провел в этом заведении 5 лет, а затем оказался в парижском частном пансионе. Скучные занятия, прогулки во дворе, недовольные судьбой преподаватели… Мальчик вспоминал свое привольное детство и мечтал опять вернуться туда, к первозданной природе.

И его мечта вскоре сбылась. Едва Гогену исполнилось 18 лет, как он сбежал из дома и стал простым матросом торгового флота. Бескрайний океан сменялся экзотическими странами - с буйством красок, запахов, звуков… Он побывал в Перу, где осталось его счастливое детство, в Бразилии, Чили, Аргентине, объехал весь мир.

Позже Гоген был призван на службу в военный флот и оказался на севере - Дании и Норвегии. Холодные ветра и вечная сырость сменили тепло юга, что вызывало у Гогена очень тяжелые чувства. Именно тогда он начал рисовать, стремясь передать на холсте свои мечты и грустные мысли.

Художник по ночам

После окончания службы Поль отправился в Париж, мечтая о спокойной и оседлой жизни - несколько лет странствий и тягот утомили его. Гоген устроился в банк, где стал постигать финансовые премудрости. Загорелый и обветренный матрос огромного роста удивительно легко вникал во все тонкости непростого банковского дела, и вскоре сделал в нем неплохую карьеру, обзавелся собственным счетом, жильем и всеми приметами благополучного человека.

Никто не знал, что этот выдержанный юноша по вечерам меняет белый воротничок на забрызганную красками блузу художника. Гоген чувствовал страстную тягу к живописи, стремился передать на холсте все свои впечатления, все буйство красок, что он видел в своих странствиях. Но он понимал, что является дилетантом и был робок в своих творческих попытках.

Когда Полю исполнилось 25 лет, он встретился с Мэтт-Софи Гад, датчанкой, приехавшей во Францию на каникулы. Бурный роман вскоре завершился свадьбой. Юная супруга была довольна прочным положением мужа в обществе, его достатком, и будущее ей рисовалось в самых радужных красках. Лишь одно удивляло Мэтт - странная страсть Поля к рисованию. Гоген продолжал свои занятия живописью, рисуя практически все, что видел вокруг. Его новорожденный сын стал излюбленной моделью Гогена - он изображен на знаменитой картине «Сон ребенка».

Мастерство молодого человека росло, картины уже не выглядели мазней дилетанта, и Гоген постепенно становился своим в тесном кружке художников. Работа в банке все больше мешала творчеству - в голове Поля теснились образы, а вместо этого он был вынужден весь день заниматься скучными подсчетами.
И в 1883 году Гоген принимает решение, вызвавшее шок у его сослуживцев, друзей семьи и жены, которая к тому времени стала матерью уже пятерых детей.

Краски Мартиники

Гоген уволился с работы и решил полностью отдаться творчеству. Он принес в жертву искусству не только себя, но и свою семью - ее былое благосостояние утрачено, роскошный особняк пришлось покинуть, а часть обстановки продать. Жить практически не на что, и Гоген подвергся вполне оправданным нападкам жены. Оп писал: «Вот уже шесть месяцев изоляция самая полная. Естественно, что для семьи я чудовище, которое не зарабатывает деньги, и я подвергаюсь упрекам. Естественно, в связи с живописью, из-за которой я не знаменитый финансист».

Вскоре семья поняла, что решение Поля твердое, и жена решила уехать с детьми в Копенгаген. Гоген долго пытался найти компромисс между своими желаниями и потребностями семьи и сделал выбор - искусство. После обеспеченной жизни - голод и холод, вместо любящей семьи - соседство со странными личностями, богемный вихрь страстей, отношений, полупризрачных отношений… Но он одержим искусством, готов жить на хлебе и воде и, наконец, полностью отдаться любимому делу.

А между тем картины Гогена уже замечают знатоки, он становится признанным мастером. Но ему было мало этого триумфа, хотелось чего-то совсем необычного. Если уж он смог так кардинально изменить свою жизнь, бросив семью и работу, то еще одна перемена уже просто пустяки. И Гоген решил совершить еще один шокирующий поступок. Он собрался покинуть Европу, приблизиться к самому сердцу природы и узнать все ее тайны, получить новые силы и краски для своего творчества.
В 1887 году Гоген уговорил своего друга, художника Шарля Лаваля, поехать вместе с ним на остров Мартиника, куда они добрались не без приключения - так, Гоген «по дороге» устроился землекопом на строительство Панамского канала. Наконец, друзья добрались до сказочной Мартиники, и ее яркий красочный мир придал Гогену новые силы - его картины того периода кажутся окнами в прекрасный мир.

Смерть от сифилиса

Друзья возвращаются с Мартиники в Париж, но Гоген продолжает грезить о дальних прекрасных странах. В 1891 Гоген решает уехать на Таити, где, по его представлению, жизнь полностью соответствует его идеалам. Друзья, уже привыкшие к его чудачествам, провожают его с напутствиями, собирают деньги на дорогу и жизнь. Гоген прибыл на Таити, поселился в маленькой хижине, купил себе жену-таитянку и начал жить так, как мечтал всю жизнь - в ладу с собой, окружающими и искусством. Все картины Гогена, написанные в то время, признанные шедевры - в них слилось и его мастерство, и новый взгляд на мир и покой творца, нашедшего себя.

Но шло время, у художника накопилась усталость, началась тоска по семье и старым друзьям, по интеллектуальному общению. Он вернулся в Париж, но здесь его уже никто особо не ждал. Гоген переживает тяжелейший душевный кризис. Без денег, никому не нужный, он бродит по Парижу, пьет, покупает проституток. Вскоре он заразился сифилисом и решил уехать на остров Хива-Оа, чтобы умереть среди туземцев на лоне природы. Перед отъездом Гоген, по воспоминаниям друзей, сказал, что был всю жизнь несчастным человеком, что слишком много принес в жертву искусству и теперь понимает это…

Гоген жил на острове в маленькой хижине, страдая от болей, постепенно разлагаясь заживо. Скончался он 8 мая 1903 года, по некоторым версиям - от слишком большой дозы морфия, введенной сознательно. После смерти с торгов продали его имущество, а все, показавшееся хламом, выбросили на помойку - письма, наброски, заметки…

Картины Гогена, когда-то стоившие несколько жалких франков, продаются в наши дни за миллионы долларов. Страшная жертва, которую Гоген принес искусству, принесла свои плоды. Вот только вкушают их совсем другие люди.

  • 3933 просмотра

Всем известны яркие и экзотичные полотна французского живописца Поля Гогена. Крупнейший представитель постимпрессионизма прожил яркую и сложную жизнь.

Чары тропиков

Он родился в Париже в июне 1848 года в семье журналиста-республиканца и именитой перуанки. Уже год спустя после рождения малыша семья двинулась в Южную Америку, по пути туда отец Поля Гогена умер от сердечного недуга. До семи лет маленький Поль жил в семье своей матери среди красочных пейзажей жаркого Перу. Тогда и родилась в его душе страсть к тропикам, путешествиям и переливчатым радостным оттенкам, которыми и будет наполнена его живопись.

Юность гения

В возрасте семи лет мальчик вместе с матерью возвращается во Францию. Биография Поля Гогена отныне связана с учебой. В семнадцать лет он держит экзамен в мореходное училище, но не поступает туда. Тогда юноша отправляется в море в качестве курсанта на судне, которое бороздит Средиземное и Впечатления тех лет тоже не остались в дальнейшей судьбе Гогена без воплощения в его художественных пластических работах. Получив предсмертное письмо матери, Поль понимает, что счастье целиком в его руках: долгие морские скитания оторвали его от семьи, лишив надежды на помощь. Он, однако, находит ее в лице старинного друга своей матери, маклера, который устраивает Поля Гогена на должность брокера на бирже и всячески опекает молодого человека.

Страсть к изысканному

Затем следуют годы достатка и процветания. Гоген женится на дочке зажиточного промышленника, разводит дорогие сорта роз в своем саду и коллекционирует картины импрессионистов - к ним он питает особую страсть. И, конечно же, пишет сам. Первые картины находят живой отклик у профессионалов. Личное знакомство с импрессионистами Писсаро и Дега становится не только источником нового вдохновения и веры в свои силы, но и серьезной финансовой опорой. Дега покупает для своей коллекции и убеждает крупных торговцев делать то же самое.

Выбор

В 1885 году Гоген оставляет биржевую деятельность, а также жену с детьми, и уезжает из Копенгагена, где в ту пору жили Гогены, сначала во Францию, а потом в Бретань. Теперь его жизнь вся подчинена одному только искусству. Он дружит с художниками, совершает короткие путешествия в разные страны. В 1888 году Гоген селится в Арле, где его знаменитый коллега Винсент Ван Гог задумал основать товарищество художников. Занятия живописью не приносят того дохода, который Гоген некогда имел от успешных биржевых сделок. Холод и голод леденят душу мастера, но он не сдается.

Рай земной

Все чаще Гоген обращается к волнующим детским впечатлениям, наслаждаясь памятью о буйстве красок и запахов экзотических южно-американских селений близ океана. Наблюдая рост научно-технического прогресса в городах, художник все более склонен считать цивилизацию недугом, сковавшим людей, исцеление ему видится на лоне прекрасной и дикой природы. Тогда и принимает решение поселиться вдали от кипящих мегаполисов Поль Гоген. Остров Таити стал для него домом и обиталищем муз. Он писал полотна и стихи. Одновременно это были годы бедственного положения. Картины его во Франции все еще продавались, но совсем недорого. Вскоре денег из Парижа ему уже не высылали. Тогда он обратился с просьбой прислать ему семена цветов.

Около своей скромной хижины художник создал великолепнейший цветник. Это был вызов испытаниям и утверждение живой вечной красоты. Здесь обрел и новую любовь Поль Гоген. Художник стал отцом малышей, которых родила ему молоденькая прекрасная таитянка. Отношения с ней художник уподобляет счастью первых людей - Адама и Евы в К этому времени относятся картины, исполненные лукавой нежности и всеобъемлющей гармонии, - полотна «Материнство», «Две таитянки», «А, ты ревнуешь?». Одновременно Гоген увлечен созданием скульптур. Он вдохновенно лепит их из глины и покрывает воском. Фигуры людей и животных заставляют местных жителей замирать от ужаса и восторга.

Его бессмертное наследство

Интерес к мифологии, древним легендам и восточной образной системе делает работы Гогена невероятно таинственными и притягательными. Трудно поверить, что эти завораживающие эмоциональны пейзажи, портреты, сюжетные композиции создал изнуренный нищетой, болезнями и депрессией, чуть было не приведшей к самоубийству, человек. Художник скончался весной 1903 года на острове Хива-Оа, в Океании. Ему шел пятьдесят четвертый год. Слава нашла Гогена спустя три года после его смерти. На Парижской выставке экспонировалось более двухсот его картин, имевших бешеный успех.

Сегодня жизнь и творческая биография Поля Гогена представляют такой же интерес, как и его бессмертные творения. О нем снимают фильмы и пишут книги. А разговор об искусстве двадцатого столетия немыслим без упоминания об этом великом и неподражаемом художнике.

Поль Гоген и его знаковые работы.

В настоящее время француз Поль Гоген (1848–1903) считается одним из самых важных художников движения постимпрессионизма, базирующегося на импрессионизме. Он сделал акцент на абстрактом и символическом содержании. Художник не только был хорошо оценен при жизни, но и после смерти оказал влияние на многих мастеров. Его эксперименты с цветом и символикой в современном искусстве считаются выдающимися. Гоген - противоречивая фигура в искусстве, на что повлияли, в основном, работы с Таити. Часть из них вошли в этот список 10 самых значимых картин мастера.

10 самых известных работ Поля Гогена

Год создания : 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 - это самая высокая цена за произведение искусства.

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания : 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.

10 самых известных работ Поля Гогена обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

«Никто не хочет моих картин, потому что они не такие, как у других художников…

Странная, безумная публика, которая требует от живописца максимально возможной оригинальности - и при этом не приемлет его, если его произведения не напоминают произведения других!» Произведения Гогена никогда не напоминали других. Потому что он всю жизнь сам изобретал свое искусство.

Сегодня его называют одним из самых дорогих художников мира. В 2015 году его картина «Когда свадьба?» была куплена за 300 миллионов долларов. Если бы нищий расклейщик афиш Поль Гоген знал об этом в середине 1880-х, он посмеялся бы. Его судьба не предвещала ни славы, ни богатства, ни всемирного признания.

Скиталец

Кажется, Полю Гогену на роду было написано скитаться по миру. Его бабушка Флора Тристан покинула Францию и отправилась в Латинскую Америку. Сам он родился в Париже в 1848 году, но довольно быстро его семья отправилась к родственникам в Перу. В пути, во время этого переезда, умер отец. В 17 лет Поль нанялся на торговый корабль и увидел Чили и Бразилию… Что его манило? Желание все время быть в пути, не сидеть на месте. А может быть, пугали серые будни во французском Орлеане, где семья оказалась после возвращения из Перу. Иногда кажется, что Гоген провел в пути половину жизни.

Биржевой брокер

Эпопея с торговым флотом стоила Полю расположения матери. Но опекун, друг семьи Гюстав Ароз, помог юноше и устроил его работать на биржу. Начались годы процветания, Гоген женился на датчанке Метте Гад, у него родились пять детей, он был доволен и жизнью, и своим хобби. По воскресеньям, когда выдавалось свободное время, он рисовал.

Поначалу это было лишь приятное увлечение. А потом, при посредничестве того же Ароза, он познакомился с импрессионистами, понял, как близки ему их идеи, принимал участие в выставках… И постепенно почувствовал, что живопись — это его настоящее призвание.

В нищете

Отказ от работы на бирже и решение посвятить себя искусству не поняла и не приняла Метта. Она решила жить в родном Копенгагене со всеми детьми, кроме младшего, который остался с отцом. Они оказались в Париже в настоящей нищете: выставки не кормили, картины не продавались, и иногда их приходилось оставлять трактирщикам в оплату за гостеприимство. А будущий самый дорогой художник мира зарабатывал, расклеивая на парижских улицах афиши.

Импрессионизм, которому следовал Гоген, переживает кризис, и, погруженный в творческие поиски, Поль уезжает в Бретань. Снова в пути, снова неприкаян, но он мучительно ищет новую творческую манеру. Так рождается синтетизм — упрощенная стилистика письма, яркие краски, декоративность, стремление объединить картины реального мира и свое представление-впечатление о них. Те черты, по которым мы безошибочно узнаем руку мастера.

Рай земной. Что он искал на острове?

В конце 1880х — начале 1890-х Гоген вновь много путешествует. Говорят, что он искал Рай на Земле, поэтому побывал и на Мартинике, и на Маркизских островах, и на Таити. Именно с Таити ассоциируется сегодня имя художника.

«Он восстал против Бога, подобно ангелу тьмы, и Господь низверг его, аки Сатанаила, — свои дни художник Гоген закончил в пьянстве и распутстве, страдая позорной болезнью…», — говорил о нем не слишком лестно глава местной католической миссии. Что ж, Гоген действительно не был образцом морали: не ходил в церковь, жил с малолетней любовницей, пил сам и спаивал туземцев, а под конец жизни заболел сифилисом… И творил: за время жизни на Таити он написал в общей сложности около 100 картин. Но признания, а значит, и денег, все не было.

Что искал он на острове? Скорее всего, первозданную туземную красоту. Но ее уже не было: европейские поселенцы постепенно убивали местные традиции, искореняли обычаи. Однако яркие краски острова и сохраняющаяся естественность жизни не отпускали художника.

Публика смеялась над его картинами

Гоген пытался вернуться в Париж, бывал там наездами. Проводил выставки, но публика смеялась над его картинами, считая их похожими на иллюстрации из детских книжек. Жить на Таити или на Маркизских островах было проще — дешевле, поэтому с помощью друзей он опять возвращался в свой так и не обретенный земной рай.

И все меньше писал. Хотя и оставался заметной фигурой. Отличавшийся в молодости огромной физической силой, гнувший подковы, работавший землекопом, Гоген всегда обращал на себя внимание. На Таити он конфликтовал с местными чиновниками, издавал газету тиражом в 20 экземпляров, подбивал местных жителей не отдавать детей в католическую школу… И не собирался возвращаться в Париж, где уже начинала расти волна интереса к его картинам и его популярность. Но он об этом не знал.

Гоген умер в 1903 году. Друзья художника не исключали, что это было убийство или самоубийство: около тела лежал шприц с морфием. Его похоронили, имущество продали с молотка, а часть просто выкинули. Местные жандармы еще не знали, что Европа начинает сходить с ума по его полотнам…

Резные трости Гогена сейчас хранятся в музее Нью-Йорка. Балки хижины, которые художник покрыл не совсем пристойной резьбой, перевезены в Бостон. Каждый экземпляр газеты, издававшейся Гогеном, ценится на вес золота.

1848-1903: между этими цифрами - целая жизнь крупнейшего, великого, гениального живописца Поля Гогена.

«Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить».

Поль Гоген

на фото: фрагмент картины Поля Гогена "Автопортрет с палитрой", 1894

Подробности жизни Поля Гогена сложились в одну из самых необычных биографий в истории искусства. Его жизнь действительно давала поводы разным людям говорить о ней, восторгаться, смеяться, возмущаться и преклонять колени.

Поль Гоген: ранние годы

Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.

Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.

Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену , что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену , и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем—у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства. Возвратившись в Париж в 1871 году, Гоген с помощью своего опекуна Гюстава Ароза, друга матери, получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы. Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей).

«Семья в саду», Поль Гоген , 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Занятия живописью как хобби

Но своё стабильное благополучие Гоген без колебании принёс в жертву своему увлечению—живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством. Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.

После участия в 5 выставках импрессионистов имя Гогена зазвучало в художественных кругах: сквозь парижского брокера уже просвечивал художник. И Гоген решил полностью посвятить себя живописи, а не быть, по его выражению, «воскресным художником». Выбору в пользу искусства способствовал и биржевой кризис 1882 года, подкосивший финансовое положение Гогена . Но финансовый кризис отразился и на живописи: картины плохо раскупались, и жизнь семьи Гогенов превратилась в борьбу за выживание. Переезд в Руан, а позже—в Копенгаген, где художник продавал брезентовые изделия, а его жена давала уроки французского, не спасли от нищеты, и брак Гогена распался. Гоген с младшим сыном вернулся в Париж, где не нашёл ни душевного покоя, ни благополучия. Чтобы прокормить сына, великий художник вынужден был зарабатывать расклейкой афиш. «Я узнал настоящую нищету, - писал Гоген в «Тетради для Алины», своей любимой дочери. - Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает».


«Цветы и японская книга», Поль Гоген , 1882, дерево, масло, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Формирование собственного стиля

Для живописи Гогена это был переломный момент. Школой художника был импрессионизм, достигший в тот период своего расцвета, а учителем — Камиль Писсарро , один из основателей импрессионизма. Имя патриарха импрессионизма Камиля Писсарро позволило Гогену принять участие в пяти из восьми выставок импрессионистов между 1874 и 1886 годами.


«Водопой», Поль Гоген , 1885, х.м., частная коллекция

В середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма, и Поль Гоген начал искать свой путь в искусстве. Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм. Этому стилю свойственно упрощение изображения, передаваемого яркими, необычно сияющими красками, и намеренно чрезмерная декоративность.

Синтетизм появился и проявился около 1888 года в работах и других художников школы Понт-Авена—Эмиля Бернара, Луи Анкетена, Поля Серюзье и др. Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры, и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном. Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году. Новые идеи Гогена стали эстетической концепцией известной группы «Наби», из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво».


«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Искусство древних народов как источник вдохновения для европейской живописи

Кризис импрессионизма поставил художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», перед необходимостью найти новые источники вдохновения. Искусство древних народов стало поистине неисчерпаемым источником вдохновения для европейской живописи и оказало сильное влияние на её развитие.

Стиль Поля Гогена

Фраза из письма Гогена «Ты всегда можешь найти утешение в примитиве» свидетельствует о его повышенном интересе к примитивному искусству. Стиль Гогена , гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов. Если импрессионисты, каждый по-своему, стремились анализировать красочный мир, передавая действительность без особой психологической и философской основы, то Гоген не просто предлагал виртуозную технику, он размышлял в искусстве:

«Для меня великий художник—это формула наибольшего разума».

Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, часто пронизанные языческим мистицизмом. Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия.


«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген , 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США

Мечтатель по натуре, Поль Гоген всю жизнь искал рай земной, чтобы запечатлеть его в своих произведениях. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах. Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Занесённые европейцами болезни сократили население острова с 70 до 7тысяч, а вместе с островитянами вымирали их обряды, искусство и местные ремёсла. В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.

«Девушка с цветком», Поль Гоген

В своих поисках нового, неповторимого художественного языка Гоген не был одинок: стремление к переменам в искусстве объединило непохожих и самобытных художников (Сёра, Синьяка, Ван Гога, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Боннара и других), дав рождение новому течению—постимпрессионизму. Несмотря на принципиальную несхожесть стилей и почерков, в творчестве постимпрессионистов прослеживается не только мировоззренческое единство, но и общность в житейском плане—как правило, одиночество и трагизм жизненных ситуаций. Их не понимала публика, да и они не всегда понимали друг друга. В рецензиях на выставку картин Гогена , привезённых с Таити, можно было прочитать:

«Чтобы развлечь своих детей, пошлите их на выставку Гогена . Они позабавятся перед раскрашенными картинками, изображающими четверорукие женские существа, распростёртые на биллиардном столе…».

После такой уничижительной критики Поль Гоген на родине не задержался и в 1895 году вновь, и уже в последний раз, уехал на Таити. В 1901 году художник перебрался на остров Доменик (Маркизские острова), где и умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года. Поль Гоген был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа).

«Всадники на побережье», Поль Гоген , 1902 год

Даже после смерти художника французские власти на Таити, преследовавшие его при жизни, безжалостно расправились с его художественным наследием. Невежественные чиновники продавали его картины, скульптуры, деревянные рельефы с молотка за гроши. Жандарм, проводивший аукцион, на глазах у собравшихся людей сломал резную трость Гогена , но припрятал его картины и, вернувшись в Европу, открыл музей художника. Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.


«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года)

Однажды в письме к Полю Серюзье Гоген с отчаянием предположил: «…мои картины пугают меня. Никогда публика не примет их». Однако, картины Гогена публика принимает и покупает за большие деньги. Например, в 2015 году неназванный покупатель из Катара (по данным МВФ—самой богатой страны мира с 2010 года) купил картину Гогена «Когда свадьба?», за 300 млн. долларов. Картина Гогена получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Справедливости ради нужно отметить, что Гогена совершенно не волновало отсутствие интереса публики к его творчеству. Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?» Вся жизнь Поля Гогена была борьбой с мещанством и предрассудками. Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался. Любовь к искусству, жившая в его неукротимом сердце, стала путеводной звездой для художников, шедших по его следам.